Жизнь слова «школа»
Автор: Сугдур Наталья Викторовна, МБОУ Шуурмакская СОШ Тес-Хемского района, 5 класс
Аннотация
Цель работы: создать энциклопедию слова «школа»; выяснить роль школы в жизни учащихся и общества.
Объект исследования: слово «школа»
Задачи: 1. Изучить лексическое значение слова «школа», его этимологию с помощью различных словарей;
2. Исследовать «жизнь» слова «школа» в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве;
3. Прививать интерес к русскому языку как учебному предмету;
4. Выяснить роль школы в современном обществе.
Гипотеза: почувствовать слово можно на основе анализа, если систематизировать собранный материал в определённой научно-занимательной системе.
Методы исследования: анализ словарных статей, толковых словарей, изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы, наблюдение, обобщение.
Вывод:
1. В процессе исследования была разработана и создана энциклопедия слова «школа»
2. Доказано, что школа в современном обществе не утратила своего статуса, как «кузница знаний», хотя и привлекает к себе много внимания, критики и т.д. В современном обществе ещё не нашли замену слове школа. Поэтому слово школа всегда актуальна, нова и незаменима.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 98 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шуурмакская средняя общеобразовательная школа»
муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва»
проектная работа на участие в ХХII Республиканской
научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее»
Жизнь слова «школа»
Выполнила: Сугдур Наталья,
ученица 5 класса МБОУ ШСОШ
Руководитель: Иргит Торгу Азиатовна,
учитель русского языка и литературы
Шуурмак – 2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………….….3
Глава 1. Лексическое значение слова «школа»……………………………. 5
Глава 2. Этимология слова «школа» ………………………………………...7
Глава 3. Слово «школа» в пословицах и поговорках………………………..8
Глава 4. Слово «школа» в загадках...................................................................9
Глава 5. Интересные факты о школе ……… ..................................................10
Глава 6. «Школа» в стихотворениях………………………………………….13
Глава 7. Моя школа…………………………………………………………….15
Глава 8. Анализ рисунков и анкетирование одноклассников………………16
Заключение………………………………………………………….……...…..17
Список литературы………………………………………………….……..….19
Современная система образования в России стала объектом критики. Модным стало критиковать школу, и немаловажную роль в этом сыграла многострадальная система единых государственных экзаменов (ЕГЭ), федеральных государственных стандартов второго поколения (ФГОС).
Современная школа должна идти в ногу со временем, а где то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить, дать им качественное образование.
Школа - это не только «светлые и просторные классы», это нечто большее: это радость первоклассников, первые ошибки и разочарования, первые победы и успехи, даже первая любовь. Это учителя, родители, одноклассники; это все те, кто принимает участие в формировании личности каждого отдельного ребёнка.
Недаром моё внимание привлекло слово «школа».
Приступая к работе над историей этого слова, я поставила перед собой следующую цель:
- создать энциклопедию слова «школа»:
- выяснить роль школы в жизни учащихся и общества.
Задачи исследования:
1. Изучить лексическое значение слова «школа», его этимологию с помощью различных словарей;
2. Исследовать «жизнь» слова «школа» в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве;
3. Прививать интерес к русскому языку как учебному предмету;
4. Выяснить роль школы в современном обществе.
Актуальность темы. Жизнь каждого человека неразрывно связана со школой. Привлечь интерес к слову «школа», привлечь интерес учащихся к русскому языку как учебному предмету через работу со словом, выявить значимость школы в наше время.
Объект исследования: слово «школа».
Методы исследования: анализ словарных статей, толковых словарей, изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы, наблюдение, обобщение.
Значимость и прикладная ценность исследования состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к ценности понятия слова «школа», ценить школу как родной дом, прививать учащимся интерес к предмету русский язык посредством проектной деятельности. Привлечь внимание к «жизни» слова «школа» в устном народном творчестве, в литературе, в современном обществе. Полученный проектный продукт, «Энциклопедия слова «школа», можно использовать на уроках русского языка в 5-6 классах, в качестве презентации при изучении раздела «Лексика. Этимология», на внеклассных мероприятиях, а также как пример для создания других исследовательских проектов.
Глава 1. Лексическое значение слова «школа»
Каждое слово имеет лексическое значение. А какое оно у слова «школа» в различных словарях?
Толковый словарь Д.Н. Ушакова:
Школа, школы, ж. (греч. schole). 1. Низшее и среднее учебное заведение. Поступить в школу. Здание школы. Строительство школ. 2. Название учебных заведений (низших, средних, высших, специальных). Сельская школа. Начальная школа. Народная школа. Неполная средняя школа. Школа для взрослых. Школа кройки и шитья. Высшая школа живописи, ваяния и зодчества. Школа фабрично-заводского ученичества. Военно-фельдшерская школа и т.д. 3. Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее теми или иными отличительными свойствами. Гоголь важен не только как гениальный писатель, но вместе с тем и как глава школы, – единственной школы, которою может гордиться русская литература. Чернышевский. 4. Питомник, где выращиваются растения (сеянцы или саженцы) до посадки на постоянное место (с.-х.).
Толковый словарь С.И. Ожегова:
Школа, шк′ола, -ы, ж. 1. Учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения. Государственные, частные школы. Общеобразовательная ш. Начальная, средняя ш. Вечерняя ш. Музыкальная, художественная ш. Специальная ш. (со специальным уклоном). Ш.-студия (театральное учебное заведение). Ш.-интернат. Ш.-новостройка. 2. Выучка, достигнутый в чём-н. опыт, а также то, что даёт такую выучку, опыт. Пройти хорошую школу в армии. Ш. жизни. 3. Направление в области науки, искусства. Репинская ш. в живописи. Создать свою школу в науке. 4. Система обязательных упражнений (в фигурном катании). Откатать школу.
Толковый словарь В.И. Даля:
Школа. жен., лат., нем. училище, и б. ч. низшее. Лесничее рассадник дерев, посевы и присадки разных возрастов, для разводки плодовых или лесных деревьев. В верховой езде, манежная, берейторская выучка лошади, вся постепенность искуственной езды. * Всякое положенье человека, где он волей-неволей приобретает находчивость, опытность и знание. Не выучит школа, а выучит охота. Школьное ученье. Школьная езда, манежная. Школить кого, учить; держать строго, под присмотром, воспитывать, приучать к порядку, расторопности, держать в руках.
Школьник, камч. акипка, молодой тюлень. Школьничий, -нический , к ним относящ. Школярный, ко школенью, к тупому, школьному ученью относящ. Школярная ученость, школярство ср. педантизм; сухое, тупое ученье, неотступно следующее принятым, нередко мелочным и вздорным правилам. Школярство, школьничество, шалости, баловство, проказы, повесничество шалуна, школьника. Школьничать, школярить, -рничать , забавляться школьничьими шалостями, повесничать. Он все только школьничает да зубоскалит, а пора бы остепениться!
Глава 2. Этимология слова
Этимологически происхождение слова «школа» объясняется по-разному.
Школа. Это слово восходит к древнегреческой основе, которая оставила след почти во всех европейских языках (ecole — во французском, Schule — в немецком, school — в английском); греческое слово имело значение «свободное время, досуг», но заимствованное латинским слово schola уже используется в значении «школа».
Школа. Давнее, еще древнерусское, заимствование из латинского языка. По-латыни «схо́ла» — «училище»; слово пришло из Греции: греческое «схолэ» — то же самое. Но вот что может удивить: первым значением этого греческого «схолэ» было «досуг», «праздность», «отдых», «задержка». Видимо, не всегда школьные занятия рассматривались как нечто основное в жизни подростка, как его главная работа. В Греции было иначе.
Школа укр. шко́ла, блр. шко́ла, др.-русск. школа «училище» (начиная с 1388 г.; см. Срезн. III, 1598 и сл.), чеш., слвц. škоlа, польск. szkoɫa. Заимств. через польск. из лат. schola от греч. σχολή «досуг», букв. «задержка, занятие в свободные часы, чтение, лекция, школа» (Брюкнер 549; Горяев, ЭС 423).
Школа. Др.-русск. заим. через польск. посредство из лат. яз., в котором schola восходит к греч. scholē, производному от scholazō «отдыхать от труда».
Глава 3. Слово «школа» в пословицах и поговорках
Не выучит школа — выучит охота.
Дневник — зеркало ученика.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Жизни человека есть предел, учению – нет.
Самая сложная школа – это школа жизни.
Учитель, что родитель – к свету ведёт.
Истинное величие школы невидимо для наших глаз.
Без букв и грамматики не учат математике.
В учёбе поленишься – в бою помучаешься.
Учение – не развлечение, а необходимость.
Без страдания не получишь знания.
Без учения, без труда и жизнь негодна никуда.
Без хлеба — голодно, без огня — холодно, без учения – темно.
Учитель, что родитель – двери в мир открывает.
Больше пота на ученье – меньше крови в бою.
В учении не важно – молод или стар; постигнешь – и станешь мастером.
В учении сложа руки – в бою сложа голову.
В молодости учись, в зрелости трудись, в старости гордись.
Учение – людям не мучение.
Бестолкового учить — только себя трудить.
Барабан пуст, неуч глуп, а от обоих шуму много.
В олимпиаде главное не победа, а участие.
Век живи, век учись.
Глава 4. Слово «школа» в загадках
Стоит здание
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Ответ: Школа)
Летним днём мы пили «Колу», С «Ш» зимой ходили в … . (Ответ: Школу)
Что такое черное, когда она чистая,
И белая, когда она грязная? (Ответ: Школьная Доска)
Белое поле, черное семя,
Кто его сеет, тот разумеет. (Ответ: Школьная Доска)
По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей —
Чиста страница. (Ответ: Школьная Доска)
Кулик — не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (Ответ: Школьный Звонок)
Глава 5. Интересные факты о школе
1. Мальчики из Древней Спарты не только учились в школе, но и на протяжении нескольких месяцев проживали в ней. Там они участвовали в турнирах и занимались спортом.
2. Не в каждой стране мира учеба начинается с 1-го сентября.
3.Самым длинным уроком считается тот, который длился 54 часа.
4. В Чехии самой хорошей оценкой считается 1, а самой плохой – 5.
5. В Норвегии ученикам до 8-го класса оценки не ставятся.
6.В школах Чехии не имеется учителей, которые ведут лишь 1 предмет. Они должны преподавать сразу несколько дисциплин.
7. Индия славится школой, в которой учится самое большое количество школьников: 28 тысяч человек.
8.В Финляндской школе на уроке присутствует не только преподаватель, но и его помощник.
9.Перед уроками в школах Китая обязательной является зарядка, которую школьники делают все вместе.
10.В Китае школьникам разрешено кушать за партами бульон и рис.
11.В Японии в школах работают только мужчины.
12.Чтобы уделять время футболу, Дэвид Бекхем бросил учебу.
13.В 1565 году возник первый букварь для обучения детей в школах. Его создал Иван Федоров.
14.Томас Эддисон обучался в школе только 3 месяца, а его преподаватель назвала его «тупицей».
15.В 19-ом веке у школьников не было каникул. Детям давали отгул только для сбора урожая.
16.Пара уроков в китайской школе продолжается всего 40 минут.
17.В школах Вьетнама занимаются йогой.
18.В древние времена школьников часто пороли.
19.В Финляндии в школе запрещено вызывать школьника к доске, если он того не хочет.
20.В школе Швеции директору дано право на перевод одаренных детей на класс выше.
21.В мире существуют и подземные школы, и кочевые школы.
22.С самого начала школы предназначались для дискуссий, а не для учебы. 23.Страна, где впервые возникла школьная форма – Великобритания.
24.В школы Финляндии дети поступают только с 7 лет.
25.В школах Японии ручками не пишут, а используют при этом только карандаши.
26.Самое лучшее образование в Японии.
27.Альберт Эйнштейн в школьные годы считался двоечником.
28.Китай славится «пещерной» школой.
29.В Бангладеше есть школа в лодке.
30.В Испании есть школа из травы.
31.В США имеется школа под землей. Ее построили в процессе Холодной войны, в связи с возможными обстрелами.
32.В 1984 году впервые начали праздновать школьный праздник — День знаний.
33.Двоечников в японских школах не бывает.
34.В США есть школа приключений, где учатся не по учебникам, а по тому, что школьники видят перед собой.
35.В Японских школах отсутствуют уборщицы.
36.Если ребенок из школы Германии не посещает школу, то родителей могут оштрафовать.
37.Азия лидирует по числу стран, где школьная форма – обязательный атрибут.
38.За партой в школе Америки сидит только 1 ученик.
39.В Норвегии существовала школа, где училась только 1 школьница.
40.В Советском Союзе в школах с 1968 по 1985 года не вручались серебряные медали.
41.Первым золотым медалистом СССР считается Евгений Щукин.
42.Первые школы были при церквях.
43.До 20-го века девочки и мальчики обучались раздельно.
44.Каждая школа Японии имеет диетолога.
45.Учебный день в школах Бразилии начинается в 7 утра.
46.В школах Польши нет школьного выпускного бала.
48.На Кубе выпускные отмечаются на пляже.
49.Все швецкие ученики получают компьютер на 3 года, который числится за школой.
50.В Уругвае школьников встречают учителя поцелуем.
Глава 6. «Школа» в стихотворениях
Здравствуй, школа!
Здравствуй, школа! Снова осень.
Вновь зовёт учебный класс.
Мы учителя попросим
Увести в мир знаний нас.
Мы за лето отдохнули,
Подросли, набрались сил.
- Дети, вы готовы к школе? -
Наш учитель нас спросил.
- Мы пришли сегодня в школу,
Чтобы научиться жить,
Быть помощниками дома,
Крепко дружбой дорожить.
Мы без знаний жить не сможем,
Очень нам нужны они.
Станем мы полезны людям,
Мы — хозяева Земли!
Чтоб над нашею планетой
Вечно солнышко светило,
Чтоб всегда смеялись дети,
Мы пришли к тебе, учитель! (А. Марюхин)
Здравствуй, школа!
Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.
Здравствуй, осень золотая!
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный, светлый класс,
Ты опять встречаешь нас. (В. Лебедев – Кумач)
В школу
Сегодня маленький народ
Встречает новый школьный год.
С утра по тротуарам, по улице любой
Идут ребята парами, цепочкою, гурьбой.
Кто тащит на занятия приёмник-самоделку,
Кто бабочек засушенных, а кто — живую белку.
Вот с братом-первоклассником сестра шагает рядом.
Девочке поручено смотреть за младшим братом.
Да он и сам ещё не раз
К своей сестрёнке в пятый класс
Заглянет непременно в большую перемену!
...Идут гурьбою школьники, портфелями в руках,
Не тронуты тетрадки, чисто в дневниках.
Они к звонку торопятся и весело галдят.
А взрослые из окон с улыбкою глядят.
У нас в почёте всякий труд —
Трудиться школьники идут! (А. Барто)
Глава 6. Моя школа
«Школа – это мастерская, где формируется мысль
подрастающего поколения, надо крепко держать ее
в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».
Анри Барбюс
Школа значит для меня очень многое. Ведь недаром говорят, что школа – второй дом. Школа – это ступень в светлое будущее и счастливую жизнь. Каждое утро я просыпаюсь с радостным лицом, потому что иду в свою любимую школу. Именно в школе у меня бывают падения и взлеты. Даже если я не понимаю тему урока, я не расстраиваюсь из-за этого, а, наоборот, хожу на дополнительные занятия.
В истории древнего Египта говорится, что у них был Бог Мудрости. Они очень почитали его. Египтяне верили, что именно этот Бог научил их писать и считать. Так и в современном мире. Только в роли Бога у нас учителя.
Иногда, по вечерам, я задумываюсь: если не было школы, люди не смогли бы получать образование, не смогли бы работать и зарабатывать деньги. Поэтому я стараюсь хорошо учиться и получать новые знания, чтоб в будущем могла работать, приносить пользу обществу и своей семье. И в этом мне помогает мне моя любимая школа и учителя.
Сочинение ученицы 5 класса Сугдур Натальи.
Глава 7. Анализ рисунков и анкетирования одноклассников
Анкетирование было проведено в Шуурмакской СОШ. В качестве респондентов были выбраны учащиеся 5 класса. В опросе принимали участие 8 одноклассников. Им была представлена анкета и дана установка на выполнение.
Исходя из ответов на 1 вопрос, все пятиклассники относятся к школе положительно – 8 чел (100%)
Второй вопрос был необходим, чтобы узнать, для чего они ходят в школу. Большинство ответили, что ходят они в школу, чтоб готовиться к будущей профессии. Из этой информации можно сделать вывод, что школьники приходят за знаниями. 6 чел (75%)
Третий, четвертый вопросы выявляет степень удовлетворенности данной школой и отношение к ней. Пятиклассники на все 100% удовлетворены своей школой. 8 чел (100%)
Пятый вопрос был необходим для того, чтобы выявить интересные предметы учащихся 5 класса. Среди интересных предметов большое количество выборов получила ИЗО (8), далее идет русский язык, за ней физическая культура. Этими предметами школьники себя не ограничивают и в конце пишут, что все уроки им интересны. 8 чел (100%)
Итак, результаты анкетирования показали, что пятиклассники относятся к школе положительно и удовлетворены своей школой. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что со словом «школа» одноклассники связывают все самое хорошее, лучшее.
Заключение
Работа по данной теме расширила рамки моего представления о слове как единице языка. Я смогла посмотреть на слово «школа» другими глазами. Работая над этим проектом, я изучила много разных источников. Интересно было работать со словарями, интернет-ресурсами, создавать энциклопедию своими руками.
В заключение хотелось бы отметить, что:
- я ознакомилась с различными типами словарей;
- ознакомилась с этимологией слова «школа», его значениями в разных источниках, исследовали «жизнь» слова «школа» в фольклоре, литературе;
- поняла, что создать полную энциклопедию очень сложно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения и всегда находится что-то новое;
- поняла, что школа в наше время не утратила своего статуса, также значима для учащихся, как и во времена наших родителей, хотелось бы продолжить эту работу и сравнить отношение сельских и городских учащихся к школе.
Исследуя это слово, я поняла, что слово «школа» встречается не часто, хотя оно живет вместе с нами. В литературе встречается много стихотворений с разными вариациями слова «школа», такие, как «учение», «знание», «новый учебный год». Но стихотворений с самим словом «школа» мало.
Из вышеизложенного понятно, что школа и в современном обществе не утратила своего статуса, как «кузница знаний», хотя и привлекает к себе много внимания, критики и т.д. В современном обществе ещё не нашли замену слове школа. Поэтому слово школа всегда актуальна, нова и незаменима.
Современная школа, которая должна прийти на смену старой - это школа, в которой есть место гармонии и взаимопониманию между учителями, учениками и их родителями; где дети умеют и хотят учиться, где нет равнодушных; где родители учеников выступают сподвижниками учителей; где учителя - преданные своему делу профессионалы, коммуникабельные, заинтересованные в успешности своих учеников, способные быстро реагировать на изменения в науке и обществе.
Список литературы
1. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок.1500 ил. / В.И.Даль. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель,2007.–348с.
2. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под. Ред. Ф.П.Филина.–М.:Просвещение,1991.–463с.
3. Лотов А. М. «Словарь из 3032 красивых русских слов»
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4 изд. Дополненное. – М.: ООО «Инфотех»,2010.–944с
5. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.И.Соболев. – М., 1983
6. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. Переработанное издание. 100 тысяч слов. М.: «ЛадКом» - 2011, 848с.
7. http://www.stihi.ru
8. http://www/10-faktov.ru
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Извержение вулкана
Огонь фламенко
Подарок
Бабочка