Привычка
Вложение | Размер |
---|---|
privychka.docx | 263.52 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чыраа-Бажинская средняя общеобразовательная школа»
Дзун-Хемчикского кожууна
Исследовательская работа на тему:
«Что поможет побороть вредные привычки
в молодежной среде?»
Секция гуманитарных наук
Выполнил: Кара-Сал Лев Семенович, ученик 11 класса
Руководитель: Монгуш Х. А., учитель истории и обществознания
Содержание
Введение …………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Вредные привычки: понятие, классификация, влияние на жизнь человека……………………………………………………………………… | 5 |
Глава 2. Способы борьбы с вредными привычками………………………. | 13 |
Заключение…………………………………………………………………… | 17 |
Список литературы…………………………………………………………. | 18 |
Приложение 1. Анкета………………………………………………………. | 19 |
Введение
Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества. По данным ученых именно с 14 лет молодое лицо начинает осознавать собственные социальные права, место в обществе, свое назначение. К 18 годам практически завершается формирование основных психофизических особенностей человека. К 24 годам прекращаются процессы роста человеческого организма, и формируется социальный статус лица. Социальный статус предусматривает получение образования, определенной профессии, прохождение обязательной военной службы и приобретение определенного трудового и жизненного опыта. Становление личности подразумевает саморазвитие, самовоспитание и приобретение определенных привычных действий. Привычное действие – это и есть привычка. Привычки бывают как хорошие и полезные, так и вредные не только для самого молодого человека, но и для окружающего его общества.
Актуальность избранной темы определяется необходимостью предостеречь молодежь от приобретения вредных привычек, так как они не позволяют человеку жить полноценной жизнью, не дают ему шанса реализовать себя как личность, как представителя общества. Иметь вредные привычки – это означает идти по пути наименьшего сопротивления, что, конечно, гораздо проще, чем добиваться хорошего, проходя через множество преград и делая усилия над собой.
Научные работы по исследуемой теме можно условно разделить на два направления в ее изучении:
- исследованиям в области педагогической деятельности (Т.Ф. Трофимова, М.М. Безруких);
- исследования в области психологии (Т.В. Талалихина, Н.В.Фалей).
Анализ имеющейся на сегодня учебной, психологической, педагогической и медицинской литературы, поисково-аналитическая работа, позволили раскрыть тему и разработать рекомендации по борьбе с вредными привычками.
Цель исследования - разработать рекомендации по борьбе с вредными привычками для учащихся старше 14 лет МБОУ Чыраа-Бажинская СОШ.
Объект исследования — вредные привычки в молодежной среде.
Предмет исследования — способы борьбы с вредными привычками в молодежной среде.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулированы следующие задачи:
Методы исследования: а) теоретические: изучение педагогической и психологической литературы по данной проблеме; б) эмпирические: анкетирование, беседа, устные опросы.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 57 человек — учащиеся 8-11 классов в возрасте от 14 лет и старше. База исследования: МБОУ Чыраа-Бажинская СОШ.
ГЛАВА 1. Вредные привычки: понятие, классификация, влияние на жизнь человека
Молодость - период, когда каждый должен сам определить свой жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с трудным процессом самопознания, обретения собственного Я. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Большое значение в становлении личности играют привычки.
Привычка – вторая натура. Есть пословица: «Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу». Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычка — это такая форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. Если привычка оказывает негативное, вредоносное воздействие на организм человека, на его здоровье, разрушает его жизнь, такую привычку называют вредной.
Вредные привычки представляют собой распространённые действия, которые люди повторяют вновь и вновь, несмотря на то, что они не полезны или даже вредны. Многие вредные привычки принимают характер зависимости. Человек знает о вреде привычки, но не может от неё избавиться. Вредная привычка — это сильная психическая или физическая зависимость от чего-либо, что приносит вред как самому человеку, так и его окружению. В большинстве случаев человек не может самостоятельно преодолеть эту зависимость. Он нуждается в помощи специалиста, чаще всего психолога.
Вредные привычки классифицируются на три группы:
1. тайная страстишка (никому не заметная привычка);
2. привычный автопилот (неосознанные действия, которые выполняются на «автомате»: грызть ногти, постоянно опаздывать и т.п.);
3. привычки, опасные как для самого человека, так и для окружающих его людей (привязанность к табаку, алкоголю, наркотикам, вкусной еде, компьютеромания и др.).
К вредным привычкам относятся следующие действия:
• Алкоголизм
• Наркомания
• Курение
• Игровая зависимость или лудомания
• Шопингомания
• Переедание
• Телевизионная зависимость
• Интернет-зависимость
• Привычка грызть ногти
• Щелкание суставами
• Привычка грызть карандаш или ручку
• Употребление нецензурных выражений
Для разработки рекомендаций по борьбе с вредными привычками нами изучалось исходное состояние изучаемого вопроса. Базой исследования стало МБОУ Чыраа-Бажинская СОШ. В целях изучения состояния исследуемой проблемы мы использовали метод анкетирования. Анкета содержала вопросы о наличии вредных привычек у ребят, желании и возможности их побороть, об информированности о способах борьбы с вредными привычками, о занятости во внеурочное время. Анкета была предложена 57 респондентам.
Обработка результатов анкетирования выявила следующие результаты:
Варианты ответа | Кол-во | % |
а) есть, не хочу | 4 | 7 |
б) есть, хочу побороть и могу это сделать сам | 8 | 14 |
в) есть, хочу побороть, но не могу это сделать сам | 23 | 40 |
г) нет | 22 | 39 |
Варианты ответа | Кол-во | % |
а) да | 33 | 58 |
б) нет | 24 | 42 |
Варианты ответа | Кол-во | % |
а) да | 32 | 56 |
б) нет | 25 | 44 |
Варианты ответа | Кол-во | % |
Занимаюсь спортом | 25 | 44 |
Читаю книги | 36 | 63 |
Смотрю фильмы | 45 | 79 |
Слушаю музыку | 19 | 33 |
Делаю домашние задания | 15 | 26 |
Готовлюсь к экзаменам (ОГЭ\ЕГЭ) | 8 | 14 |
Сплю | 47 | 82 |
Из процентных соотношений ответов учащихся видно, что количество не имеющих вредных привычек и количество имеющих и желающих их побороть практически одинаково. Большая часть респондентов владеет информацией о способах борьбы с вредными привычками. При этом половина респондентов считают, что нет мест, где можно провести свободное время с пользой и для здоровья. Это еще раз подчеркивает актуальность данного исследования. Во внеурочное время преобладают пассивные виды деятельности (читаю книги, смотрю фильмы, слушаю музыку). Половина респондентов отметили, что занимаются спортом. Таким образом, проведенное анкетирование позволяет сделать вывод о том, что у большинства учащихся старше 14 лет есть вредные привычки и они выражают желание их побороть. При этом мы наблюдаем необходимость в оказании информационной и психологической помощи учащимся в борьбе с вредными привычками.
В нашем исследовании мы хотели бы обратить внимание на привычки не только вредные, но и опасные. Вредные привычки могут быть опасными не только для обладателя этих привычек, но и для окружающих. Статистические данные по России говорят о том, что с каждым годом наркомания и токсикомания молодеют и увеличивается число подростков, употребляющих наркотики и психотропные вещества. К таким вредным привычкам относят прежде всего алкоголизм, наркоманию, курение и игровую зависимость.
Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков, несмотря на негативные последствия. К алкоголю часто прибегают, надеясь ощутить приятное настроение, снизить психическую напряженность, заглушить чувство усталости, моральной неудовлетворенности, уйти от реальности с ее нескончаемыми заботами и переживаниями. Одним кажется, что алкоголь помогает преодолеть психологический барьер, установить эмоциональные контакты, для других, особенно несовершеннолетних, он представляется средством самоутверждения, показателем «мужества», «взрослости».
К причинам алкоголизма относят:
Наркомания — хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков. Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость. Страна ежегодно теряет от героина 30-40 тысяч молодых людей. Наркотизация населения является основной причиной распространения серьезных заболеваний: ВИЧ и вирусных гепатитов. Из 500 000 официально зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в России около 60% составляют люди, заразившиеся через инъекционное употребление наркотиков. До 90% наркозависимых больны гепатитом В или С.
Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Для курения применяются курительные смеси обладающие наркотическими свойствами (табак, гашиш, марихуана, опиум и т. п.). Курение негативно влияет на нервную систему, мозговое вещество надпочечников, артериальное давление, дыхательный центр, ритм сердечных сокращений. Курение как социальное явление опасно тем, что:
- наносит непоправимый вред здоровью курящего;
- провоцирует пассивное курение тех, кто находится в зоне распространения облака сигаретного дыма;
- токсичность табачного дыма превышает в 4 раза токсичность выхлопных газов;
- состав табачного дыма содержит множество ядовитых опасных веществ, в том числе канцерогенов, которые не только убивают организм курящего, но и с выдыхаемым дымом попадают в атмосферу.
Игровая зависимость бывает двух видов:
Игровая зависимость может доминировать в жизни человека. Такие увлечения ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.
Педагоги и психологи утверждают, увидеть появление той или иной зависимости, опасной вредной привычки у подростка возможно еще на ранней стадии. Внимание родителей, педагогов, психологов, окружающих людей могут привлечь следующие признаки появления опасной вредной привычки:
1) резкая смена друзей;
2) запах табака и частички табака в карманах;
3) резкое ухудшение поведения;
4)изменение пищевых привычек;
5)случаи забывчивости, бессвязная речь;
6)резкие перемены настроения;
7)полная утрата прежних интересов;
8)внезапное нарушение координации движении;
9)частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах;
10) на фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.
Общими первопричинами, ведущими к употреблению сигарет, алкоголя, наркотиков, могут быть материальное благосостояние, отсутствие позитивных интересов, плохие оценки в школе, конфликтные отношения с учителями, родителями, друзьями. Происходит утрата смыслообразующих ценностей, смысла жизни. Это ведет к скуке или стрессу (зависит от ситуации), далее наступает тревожное состояние, которое ищет выхода. Подростка обязательно надо контролировать, спокойно, без излишнего давления ограничивать его время на праздное гуляние и указывать на время для учебы и труда. Показывать личный позитивный пример.
Глава 2. Способы борьбы с вредными привычками
Психологи считают, что вредная привычка – это склонность, которая превратилась у ребенка в потребность. И происходит это не одномоментно, а постепенно и в течение довольно продолжительного времени. Если вредная привычка уже сформировалась и приняла устойчивый характер, то необходимо знать, что бороться надо не с подростком, а именно преодолевать ту или иную вредную привычку. И победа над ней возможна только в том случае, если в усилиях принимают участие две стороны – родители (педагоги, психологи, близкие взрослые люди) и сам молодой человек, который должен захотеть избавиться от этого недостатка.
Чтобы бороться и победить, надо знать вредные привычки конкретного молодого человека и попытаться выяснить причину их появления. Но знать-это не достаточно. Надо уметь противостоять. И тогда, если подростку комфортно в семье, если он наполнен любовью, заботой, то ему никакие вредные привычки не страшны. Любовь 2близких, забота, занятие спортом, здоровый образ жизни – это те помощники в жизни подростка, которые не позволят ему увлечься чем-то вредным и опасным.
Борьба с опасными вредными привычками – комплекс общественно-бытовых, административных, культурных, правовых мер, направленный на снижение уровня потребления алкогольных, наркотических, табачных изделий, а также предупреждение их дальнейшего употребления.
Для борьбы с молодежным алкоголизмом на государственном уровне принимаются следующие меры:
Среди основных способов борьбы с курением можно выделить следующие:
Способами борьбы с наркоманией являются:
Одним из общих способов борьбы с опасными вредными привычками можно назвать метод замены. Суть метода заключается в том, чтобы заменить плохую привычку на хорошую. В освободившееся время можно заняться любимым делом или заниматься спортом, делать то, что больше всего нравиться делать, то что принесёт пользу здоровью. Вместо сигареты - физические упражнения, вместо многочасового просмотра телевизора - прогулка на свежем воздухе.
Агитация здорового образа жизни – еще один общий метод борьбы с вредными привычками. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В России с сентября 2012 года существует Единый всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей (8-800-2000-122). Любой человек, будь то подросток, родитель, близкий человек или неравнодушный друг, находящийся в трудной жизненной ситуации, может обратиться в эту службу. Сотрудники службы оказывают экстренную психологическую помощь, телефонное консультирование. Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.
В нашем селе есть возможность организовать занятость молодых людей на базе следующих учреждений культуры:
- ДЮСШ, там ведется различные спортивные кружки и секции,
- СДК «Хорагай» место досуга для жителей нашего села, на котором имеется и библиотека.
- Республиканский учебно-методический центр. Направление: естественно-художественная.
На базе МБОУ Чыраа-Бажинская СОШ учащиеся имеют возможность посещать следующие секции и занятия: футбол, волейбол, легкая атлетика, баскетбол, шахматы.
Практика показывает, что искоренение или борьба с вредными привычками – это длительный процесс, который требует терпения, последовательности, системы и выдержки. Любую из вредных привычек трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю. Привычка — это не навсегда. Это всего лишь временное явление. И сколько оно продлиться зависит только от самого молодого человека.
Заключение
Настоящее исследование решает актуальную задачу профилактики вредных привычек в молодежной среде. Исследование вносит определенный вклад в …развитие педагогической теории. Этот вклад определяется тем, что субъектность педагога в процессе саморазвития, развития учебного заведения и педагогического коллектива предполагает сформированность компонентов управленческой культуры у преподавателя училища.
Приступая к исследованию темы «Что может помочь побороть вредные привычки в молодежной среде?», мы ставили перед собой следующую цель: разработать рекомендации по борьбе с вредными привычками для учащихся старше 14 лет МБОУ Чыраа-Бажинская СОШ».
Решение задач данного исследования позволило сделать выводы:
1. необходимо вести профилактические беседы среди молодежи об опасностях вредных привычек;
2. необходимо информировать представителей молодежной среды о способах борьбы с вредными привычками.
В ходе исследования была предложена анкета по выявлению вредных привычек, были разработаны рекомендации и оформлен буклет по возможным способам борьбы с вредными привычками в молодежной среде.
Полученные в результате исследования выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшего развития и уточнения.
Выполненное исследование ставит новые проблемы, связанные с эффективностью предложенных методов борьбы с вредными привычками. Дальнейшего изучения требуют вопросы, касающиеся профилактики вредных привычек в молодежной среде, т.е. введение в план воспитательной работы школы, в тематику классных часов специальных занятий по данной теме, что определяет перспективность нашего исследования.
Список литературы
Приложение 1
Анкета для учащихся 8-11 классов
Дорогой друг! Просим тебя принять участие в учебном исследовании и ответить на следующие вопросы:
1) Есть ли у тебя вредные привычки, и хотел бы ты их побороть?
а) есть, не хочу
б) есть, хочу побороть и могу это сделать сам
в) есть, хочу побороть, но не могу это сделать сам
г) нет
2) Знаешь ли ты о способах борьбы с вредными привычками?
а) да б) нет
3) Есть ли в твоем населенном пункте места, где можно проводить своё свободное время (развлекательные центры, спортивные секции и т.д.)?
а) да б) нет
4) Чем ты занимаешься в свободное от учебы время?
________________________________________
Этот древний-древний-древний мир!
Рисуем акварельное мороженое
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Круговорот воды в пакете
Под парусами