Ученица изучала причины образования оврагов, проводила опыты с помощью песка, глины и земли на поддоне.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по теме "Образование оврагов" | 132.5 КБ |
Проведение опытов к исследовательской работе | 0 байтов |
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение. «Образование оврагов»……………………………………..2
2.Актуальность темы ……………………………………………………..3
3.Цель и задачи работы……………………………………………………4
4.Методика выполнения работы………………………………………….5
5.Результаты работы……………………………………………………….6
6.Выводы и заключения…………………………………………………...7
7.Список литературы………………………………………………………8
8.Приложения………………………………………………………………9
ВВЕДЕНИЕ
Образование оврагов.
Во время экскурсий или летом, собирая грибы и ягоду, мы всегда обращаем внимание на красоту окружающей местности. Особую красоту имеет любая поверхность: и совсем ровная, и холмистая, и гористая. И чувствуем радость и гордость за родную землю. Как она прекрасна!
Но бывает и так, что вместо радости и гордости испытываешь чувство горечи, обиды. Например, у старого, заброшенного карьера. Когда-то здесь добывали песок или глину. Теперь карьер словно огромная рана на поверхности земли. А ведь люди должны были его засыпать и на этом месте устроить поле или посадить лес. (приложение 1)
Очень плохо, не по-хозяйски поступает и тракторист, если он распахивает землю на склоне так, что борозды спускаются вдоль склона. По этим бороздам после первого же дождя потекут потоки воды – вот вам и начало оврага! Вода, стекающая по поверхности почвы, образует небольшие временные ручейки. Они еще сильнее размывают почву, образуя в ней рытвины, которые с течением времени превращаются в овраги. Овраги сокращают площадь сельскохозяйственных земель, а смыв почвы уменьшает ее плодородие. Урожаи на смытых почвах резко уменьшаются. Проводить вспашку можно только поперек склонов. А крутые склоны совсем нельзя распахивать. К сожалению, эти простые правила часто нарушают.
1. Плешаков А. Окружающий мир, учебник 4 кл.,1ч.М.:Просвещение 2002- стр .148.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Почему же мы обратились к теме «Овраги»? В нашей местности довольно много оврагов. Как же образуются эти уродливые раны земли?
В нашем селе есть всеми любимая гора, которая называется Увал. В теплое время года туда все любят ходить и ездить за грибами и ягодой, зимой – катаются с этой высокой горы. Мы обратили внимание, что за несколько лет вдоль дороги почему-то образовались овраги. И решили изучить, в результате чего и где образуются эти овраги, которые приносят большой вред:
а) они затрудняют вспашку полей,
б) уменьшают площади плодородных земель,
в) уродуют ландшафт местности,
г) создают опасность для людей и животных (т.к. овраги шириной до метра могут достигать глубины до трех метров).
Нас окружает уникальная тувинская природа, которую мы должны хранить и оберегать.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
Цель: изучение причин, влияющих на образование оврагов.
Задачи: 1. Пронаблюдать места образования оврагов.
2. Определить, как образуются овраги на разных видах почвы.
3. Предположить пути предотвращения образования оврагов.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.
1.Изучить литературу по данному вопросу.
2. Пронаблюдать в природе размыв и образование оврагов.
3. Провести практические опыты с песком, глиной, землей.
4. Проанализировать перспективу работы по борьбе с распространением оврагов.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
Изучив актуальность данной темы, мы решили провести опыты с различными видами почв. Взяли песок, глину и землю.
На поднос насыпали сухой песок. Наливая воду в песок, увидели, что вода очень быстро полностью впитывается в него, пока не произошло перенасыщение песка водой. Затем вода распространилась по всему песку и стала стоять на его поверхности.
Наклонив поднос, мы стали лить в песок воду тонкой струйкой (приложение 2). Вода при перенасыщении песка водой стала очень быстро пробивать себе русло (приложение 3), размывая его все больше и больше, унося с собой частички песка, пока не вымыло место поступления воды до самого подноса.( приложение 4). Чем больше наклон подноса, тем быстрее пробегает вода по своему руслу и тем больше уносит с собой частичек песка. Мы поставили преграду для воды – небольшой камешек – в том месте, где вода пробила русло. Вода обогнула камень с двух сторон и стала пробивать себе новые дороги. (приложение 5 ). При этом песок быстро смывало до самого подноса по руслу.
Подобные опыты провели с глиной и землей и увидели, что вода в них впитывается намного медленнее, чем в песок, особенно в глину. Вода стала почти сразу пробивать себе небольшое русло. ( приложение 6,7) При наклоне подноса вода расширяла русло в ширину быстрее, чем в глубину.
Изучив на опытах, как образуются овраги, мы решили еще посмотреть в природе, в каких местах чаще всего они появляются. Оказалось, что овраги образуются там, где вытоптана или изъезжена трава (травяной покров), сдерживающая и укрепляющая плодородный слой почвы.
Разрушение песчаной почвы происходит намного быстрее, чем там, где глина. Такие овраги становятся широкими и глубокими очень быстро. Там, где в начинающемся овраге под слоем земли оказался песок, овраг размывает изнутри и слой земли обрушивается вниз, тем самым плодородные слои полей становятся все меньше по площади. (приложение 8) Овраги, образующиеся посреди полей, затрудняют вспашку поля и посев зерновых.
Овраги представляют собой большую опасность для людей и животных, так как овраг шириной до метра может достигать глубины до трех метров. И, попав нечаянно в такой овраг, можно покалечиться или вообще погибнуть. (приложение 10).
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Из проведенной исследовательской работы мы выяснили, что овраги образуются по следующим причинам:
1.Неправильная распашка склонов.
2. Заброшенные песчаные, глиняные и угольные карьеры.
3.Вытаптывание травяного покрова человеком, животными, транспортными средствами.
4.Размыв поверхности земли талыми и дождевыми водами.
В ходе работы мы обратили внимание, что там, где не нарушен травяной покров, овраги не образуются. И овраги, обросшие кустарниками и травами, дальше не распространяются. ( приложение 11).
Поэтому мы планируем изучить, какими способами можно предотвратить образование оврагов, провести разъяснительную работу среди учащихся школы с целью привлечения их к бережному отношению к природе.
Работа по данной теме обогатила меня знаниями о природе родного края, заставила задуматься над экологическими проблемами, повысила ответственность к бережному отношению к природе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Брукс С. География Земли.-М.:Росмен, 2000.
2.Дмитриева И., Макрушина О. Поурочные разработки по окружающему миру. 4 кл. – М.:ВАКО, 2003.
3.Орлов Б., Соловьев А., Щербаков Б. Детская энц.Т.1.М.:Просвещение, 1964.
4.Плешаков А. Окружающий мир. Учебник 4кл.,часть1.М.: Просвещение,2007.
Как нарисовать китайскую розу
Флейта и Ветер
Три орешка для Золушки
Попробуем на вкус солёность моря?
В Китае испытали "автобус будущего"