НПК "Первые шаги в науку"
Вложение | Размер |
---|---|
npk_pervye_shagi_v_nauku.doc | 379.5 КБ |
Министерство образования и науки
МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»
Школьная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Тема: «Вредные привычки»
Руководитель: Зандраева Дынцема Будцыреновна
Выполнила: Ринчинова Сэлина, ученица 3 класса
2018
Оглавление
Введение
Основная часть:
Понятие «вредная привычка» и причины её появления 4-5
Влияние вредной привычки на развитие школьника 6
Способы борьбы с вредной привычкой 7
Заключение
Литература 9
Приложения 10-20
Введение.
На одном из классных часов наша учительница затронула тему о вредных привычках, которые со стороны выглядят некрасиво, а может быть и вредны для здоровья. Какие они бывают и как от них можно избавиться. И тут я вспомнила, как однажды к нам приехал мой двоюродный брат и попросил у меня мой набор цветных карандашей. И позже я обнаружила, что почти все мои карандаши обгрызенные. И был ещё второй случай. На уроке технологии я увидела что, у моего соседа по парте также карандаш обгрызенный. Я решила выяснить причины возникновения этой вредной привычки и способы борьбы с нею.
Цель:
Исследовать привычку грызть предметы и возможные способы избавления от этой вредной привычки.
Задачи:
1. Изучить причины возникновения этой вредной привычки.
2. Рассмотреть отрицательные моменты данной проблемы с медицинской стороны.
3. Выяснить возможные способы борьбы с вредной привычкой.
4. Побудить детей к формированию у себя хороших привычек.
Гипотеза:
Привычка грызть посторонние предметы младшими школьниками является вредной и от неё необходимо избавиться.
Методы исследования:
1. Анкетирование (уч-ся 2-4 классов и их родители)
2. Выборка и анализ научных источников и документов, а также Интернет-ресурсов.
3. Интервью с медработниками.
Объект исследования – привычка младших школьников грызть предметы
Сроки исследования: январь 2018г – март 2018г.
2. Основная часть.
2.1. Что такое привычка.
Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности. (Большая советская энциклопедия) В поведении некоторых детей и даже взрослых встречаются навязчивые действия, которые человек осуществляет неосознанно, и они производят довольно неприятное внешнее впечатление. Это - привычка не мыть руки, не ложиться вовремя, грызть ногти, ковырять в носу, теребить волосы или мочку уха, сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, широко жестикулировать, хватать собеседника и т.п.
Таким образом, привычка – это поведение, действия, склонность, ставшие для человека обычным, постоянным в жизни.
2.2. Вредные привычки.
Условно привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные). К хорошим привычкам относятся такие привычки, как утром вставать в одно и в тоже время, включая воскресенье, делать зарядку, умываться не только по утрам, но и перед сном, чистить зубы утром и вечером, не опаздывать, здороваться и т.д. К вредным привычкам относят те, что с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека (курение, пьянство, употребление наркотиков и т.п.) с другой – вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.
Наиболее распространенные вредные привычки детей такие:
Две трети наших школьников признают, что у них имеется одна-две, а то и больше вредных привычек. Как показал школьный опрос, вредные привычки есть у многих школьников. Самая распространенная вредная привычка – грызть ногти, ручки и карандаши. Такую привычку считают вредной, её имеют 14 школьников начальных классов. По мнению родителей, если вредная привычка безобидна и не мешает окружающим, то от нее необязательно избавляться.
В проводимом мною анкетировании принимали участие 25 учащихся 2-4 классов нашей школы, а также их родители. (Приложение 1). Я выяснила, что младшие школьники знают много вредных привычек. Наличие привычки грызть ручки (карандаши) отмечают у себя 9 детей. Четвёртая часть взрослых признаются, что в детстве тоже имели такую привычку, 3 родителей признаются, что такая привычка есть даже сейчас. Большинство из них подтверждает, что и у их детей эта привычка есть. Но в тоже время многие родители считают эту привычку неопасной. (Приложение 2)
2.3. Причины возникновения вредных привычек.
Наша учительница считает, что привычка может складываться стихийно, быть результатом воспитания и перерастать в устойчивые черты характера. Одной из главных причин появления вредных привычек у детей является недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, родных и близких.
Также причинами могут быть:
Несмотря на то, что многие из этих причин были названы и участниками анкетирования, большинство школьников затрудняются сказать, почему им свойственно грызть карандаши и ручки. (Приложение 1). А родители основными причинами существования этой вредной привычки считают беспокойство ребенка, его нервное напряжение. Волнение или дискомфорт ученик пытается снять тем, что тянет что-нибудь в рот. Пятая часть опрошенных взрослых объясняют грызть ручки попыткой ребёнка сосредоточиться на решении учебной задачи.
2.4. Влияние вредной привычки на развитие школьника.
Большинство опрошенных нами родителей, отмечают вредное влияние этой привычки. Они считают, что вред наносится здоровью детей, т.к. в организм попадает грязь с ручек и карандашей, а вместе с ней микробы и паразиты. С родителями согласны большинство учащихся.
Убедиться в правильности выводов родителей о вреде этой привычки, мне помогли беседы с медработником Ринчиновой З.О., врачом-стоматологом Базаровым Э.Б-М.
( Приложение 3)
Интервью с медработником:
- Зинаида Очировна, является ли привычка грызть посторонние предметы вредной привычкой?
- Конечно.
- Почему и откуда берется эта привычка?
- В младенческом возрасте малыши часто сосут пальцы, когда они голодны. Этим они дают понять свою обеспокоенность или чувство голода. Стремление всё исследовать, толкает малыша погрызть и дотронуться до всего вокруг. Когда ребёнок сосёт палец, к нему приходит чувство безопасности и уверенности. По мнению врачей, эта привычка у детей должна исчезнуть к двум годам. Но исчезает она не у всех и прирастает в привычку грызть карандаши и ручки. Также есть мнение, что чаще всего тащат посторонние предметы в рот дети, которых недостаточно любили или пережитый ребенком стресс приводят к тому, что ребенок, таким образом, пытается компенсировать этот недостаток, «успокоиться».
- Чем вредна эта привычка?
- Микробы, которые есть везде, могут попасть в организм. Также в магазинах продают некачественные письменные принадлежности, которые содержат токсические вещества. Попадая в организм ребенка, они накапливаются в печени.
- Как бороться с данной вредной привычкой?
- Прежде всего, необходимо приучить ребенка контролировать свое поведение. Можно намазать кончик ручки (карандаша) чем-нибудь горьким или жгучим. Но самое главное, это забота и внимание со стороны родителей, чтобы ребенок успокоился, перестал испытывать внутренний страх.
Интервью со стоматологом:
- Как Вы думаете, является ли привычка грызть карандаши и ручки вредной привычкой?
- Да, конечно.
- Почему эта привычка вредна?
- Ребенок этот, вносит к себе в полость рта инфекцию. Это грозит ему стоматитом. Во время приёма пищи он будет испытывать болезненные ощущения. Лечить стоматит не так-то просто. У него может подняться температура и потребоваться стационарное лечение. А также, у ребенка, имеющего привычку грызть кончик авторучки или карандаша, могут однажды испортиться зубы. Эмаль зубов, довольно быстро разрушается, и тогда развивается кариес. Механическое воздействие карандашами, ручками, фломастерами и кисточками делает детские зубы неровными. В результате – испорченный прикус на всю жизнь.
- Какие способы борьбы с этой привычкой Вы могли бы посоветовать?
- Я считаю, что на этот вопрос должен ответить индивидуально каждый родитель. Именно родители знают особенности своего ребенка, и, исходя из них, могут подобрать верный способ избавления от этой вредной привычки. Медработники однозначно заявляют, что это очень вредная привычка. Оказывается, что многие даже не сразу понимают, что у них есть такая проблема. Врачи называют данную вредную привычку болезнью школьника.
3.Способы борьбы с вредной привычкой.
Рассмотрев анкеты, учебную литературу, побеседовав со специалистами, я выделила следующие способы избавления от данной привычки:
Заключение.
В ходе проведения исследовательской работы я провела анкетирование среди учащихся 2 – 4 классов и родителей. В анкетировании участвовали 25 учащихся и 19 родителей. В результате исследования я для себя узнала много полезного и интересного, а самое главное узнала о способах борьбы с вредной привычкой. Если вредная привычка уже сформировалась и приняла устойчивый характер, то победа над ней возможна только в том случае, если принимают участие родители и сам ребенок, который должен сам захотеть избавиться от этого недостатка.
Моя гипотеза подтвердилась. Привычка грызть предметы младшими школьниками является вредной и от неё необходимо избавиться. Если не справиться с этим на определенном этапе, привычка может нанести вред организму. Моя работа может помочь и младшим школьникам, и их родителям понять, что брать в рот, грызть ручки, карандаши и посторонние предметы вредно для здоровья и с этой привычкой нужно бороться вместе и как можно раньше.
Литература
Интернет - ресурсы
Приложение 1
Анкета для учащихся 2 – 4 классов
1.Какие вредные привычки ты знаешь?
2.Имеешь ли ты вредную привычку грызть (тащить в рот) посторонние предметы (карандаш, ручку)? А) да Б) нет
2.Как реагируют на эту привычку взрослые (родители, учителя):
А) никак Б) ругают словесно В) наказывают Д) другой вариант
4.Назовите причины, почему вы грызёте ручку, карандаш, другие предметы?
5.Что необходимо, по-вашему, сделать, чтобы эта привычка у Вас исчезла?
6.Как Вы думаете, влияет ли эта привычка на здоровье человека? А) Да Б) Нет
7.Как Вы думаете, отвлекает ли Ваше внимание привычка грызть предметы? А) да Б) нет
Результаты анкетирования детей
№ ВОПРОСА | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ | КОЛИЧЕСТВО чел. |
1 | курение алкоголизм наркомания не умываться не мыть руки не ложиться вовремя грызть ногти грызть карандаш и ручку разводить грязь ковырять в носу много спать чавкать за столом хохотать над тем, у кого беда брать пальцы в рот плеваться щелкать пальцами облизывать, кусать губы опаздывать | 10 8 3 5 9 3 8 14 7 1 4 6 3 6 2 2 4 2 |
2 | Да Нет | 10 15 |
3 | никак ругают словесно наказывают другой вариант | 5 3 0 2 |
4 | я не грызу ручку, карандаш потому, что хочется пожевать потому что вкусно не могу назвать причину, не знаю руки не дают покоя привычка нечего делать просто так я в этот момент думаю, сосредотачиваюсь зубы чешутся потому что другой человек это делает руки чешутся из-за невоспитанности | 15 1 0 2 0 3 0 0 4 0 0 0 0 |
5 | контролировать себя меньше думать применить силу воли придерживаться правил поведения не знаю наказать не брать предметы в руки, пока они не нужны сразу после работы класть предметы на место намазать ручки чем-нибудь | 10 1 1 5 3 0 8 5 1
|
6 | Да Нет Не знаю | 11 5 9 |
7 | Да Нет Не знаю | 14 6 5 |
Приложение 2.
Анкета для родителей
1.Ваш пол
2. Сталкивались ли Вы с такой вредной привычкой, как грызть ручку (карандаш) и т.д.?
3. Как Вы считаете, каковы причины существования этой привычки?
4. Грызет ли Ваш ребенок ручку (карандаш)?
5. Считаете ли Вы эту привычку опасной и почему?
6. Как Вы считаете, почему ребенок «тащит» предметы в рот?
7. Какие методы борьбы с этой привычкой Вы используете?
Результаты анкетирования родителей
№ ВОПРОСА | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ | КОЛИЧЕСТВО чел |
1 | А) женский Б) мужской | 18 1 |
2 | А) нет Б) да, в детстве имел такую привычку В) имею ее и сейчас | 14 5 3 |
3 | А) нервозность Б) нечем заняться В) помогает сосредоточиться, лучше думать Г) из детства на уровне подсознания | 7 2 6 4 |
4 | А) Да Б) Нет | 8 11 |
5 | А) Нет Б) Да, потому что: - могут попасть микробы (паразиты) и навредить здоровью - некрасиво - портится эмаль зубов -можно проглотить мелкие детали ручки и подавиться | 11 4
2 1 1 |
6 | А) воображает Б) чтобы сосредоточиться В) инстинкт Г) нервничает Д) успокаивается Е) просто так Ё) скучно Ж) так дети познают окружающий мир З) не знаю И) рефлекс Й) повторяет за взрослым | 0 6 2 7 1 1 1 0 1 0 0 |
7 | А) не обращаю внимания Б) одергиваю руку В) ругаю словесно Г) пытаюсь перевести его внимание на что-то другое Д) объясняю Е) намазать ручку чем-нибудь горьким | 6 3 3 2 5 0 |
Приложение 4
Анализ состава материалов, используемых при производстве карандашей.
Разделяют два основных типа карандашей: качественные и некачественные.
Качественные карандаши не содержат свинец. Они содержат графит – не более ядовитую, чем дерево, в которое он «завернут». Красители только пищевые на основе свеклы, моркови и даже трав. Экологическую безопасность качественных карандашей подтверждают документы, в том числе европейский сертификат качества. Древесные оболочки для таких карандашей изготавливаются из «живого», ничем не обработанного дерева.
Но дорогие канцтовары могут позволить себе далеко не все. Поэтому чаще всего в ранец к ребенку попадают дешевые, некачественные ручки, ластики и другие принадлежности. Дети тоже подогревают обстановку, пытаясь выпросить у мам и пап какую-нибудь яркую безделушку. Так, например, «ручки-змейки» - простейшую ручку, обмотали синтетическим мехом, а сверху приклеили комок из остатков меха и перьев, изображающих зверька. Писать такой «ручкой» нельзя, держать неудобно. Каким клеем пользовались производители, и что за перья скрывают ручку, никто не знает. Более того, в обилие меха обитают клещи и клопы. «Товар не подлежит обязательной сертификации» - вот что написано на некачественном товаре для детей.
Вывод: покупая канцтовары, необходимо убедиться в его качестве. На этикетке товара обязательно должны быть данные производителя, информация о безопасном использовании на русском языке. Сильный запах, облезающая краска, некрепко сидящие съемные детали – веские причины забраковать вещь.
Приложение 5
Приложение 6
Съедобный карандаш Дэйва Хаккенса
Matitizia - карандаш, сделанный из лакричника (солодки)
Большое - маленькое
Весенние чудеса
Смекалка против Змея-Горыныча
Сорняки
Снежная книга