С самого детства каждый из нас о чём-то мечтает и к чему-то стремиться. Но по мере взросения на смену детским мечтам приходят серьезные размышления о своем профессиональном выборе.
Наиболее остро эти вопросы волнуют подростков, когда они заканчивают свое обучение в школе. Перед ними стоит нелегкий выбор в огромном мире профессий. Мне, как современному подростку и выпускнице, стало интересно, какие професси привлекают моих сверстников и сделали ли они свой профессиональный выбор. Ответы на эти вопросы я изложила в своей работе.
Вложение | Размер |
---|---|
kem_hotyat_stat_moi_sverstniki.docx | 55.67 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕКУНДРЮЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Всероссийский школьный конкурс по статистике «Тренд»
Номинация «Учимся собирать статистические данные»
Тема «Кем хотят стать мои сверстники?»
Работу выполнила
ученица 9 класса МБОУ НКСОШ Зейналова Дана
Руководитель: Сухорукова Е.В.
Ростовская область, Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская,
2018 год
Оглавление
С самого детства каждый из нас о чем-то мечтает и к чему-то стремится. Но по мере взросления на смену детским мечтам приходят серьезные размышления о своем профессиональном выборе.
В нашем мире существует множество профессий. У каждой из них найдутся достоинства и недостатки, а также особенности и требования. Счастлив тот человек, который всю жизнь занимается любимым делом: работа для него не только способ зарабатывать деньги, но и простор для творчества, способ реализовать свои себя и, возможно, завоевать признание других людей. Как же найти свое призвание? В первую очередь нужно понять, чем больше всего ты хочешь заниматься, какое занятие принесет пользу и тебе, и обществу. Кроме того, необходимо оценивать свои возможности и способности: смогу ли я достичь наивысших результатов и добиться поставленных целей?
Наиболее остро эти вопросы волнуют подростков, когда они заканчивают свое обучение в школе. Перед ними стоит нелегкий выбор в огромном мире профессий. Кто-то мечтает работать в той области, где работают его родственники. Кого-то привлекают высокооплачиваемые профессии, а кто-то просто идет учиться туда, где позволяют его умственные и финансовые возможности.
Мне, как современному подростку и выпускнице, стало интересно, какие профессии привлекают моих сверстников и сделали ли они уже свой профессиональный выбор. Ответы на эти вопросы и стали предметом исследования.
Объект исследования - мои сверстники – учащиеся 9-11 классов.
Главная цель проекта – выявить круг профессиональных интересов моих сверстников, понять, от чего он зависит, узнать, что влияет на предпочтения моих ровесников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Гипотеза исследования: создать портреты сверстников с учетом выбора будущей профессии.
Полученные в ходе исследовательской деятельности результаты представлены в работе в виде анализа и соответствующих выводов.
Современный выпускник стоит перед большим выбором в огромном мире профессий. Ведь от того, какой выбор он сделает, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Одним в этом выборе помогают родители, другим – советы друзей и родственников, а есть и такие, кто выбирает свою профессию душой.
Я считаю, что определиться с таким выбором достаточно сложно: каждая профессия интересна, в своем роде уникальна и представляет широкое поле для деятельности, интересные возможности.
Свое исследование я начала с разработки собственного опросника, в котором постаралась охватить все волнующие меня вопросы:
Анкета «Кем я хочу стать?» Инструкция:
- по этой профессии работают родственники/ знакомые; - на этой профессии настаивают родители; - это высокооплачиваемая профессия - это престижная профессия; - приведите свой критерий выбора. 7. Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии? - Не вижу в этом необходимости. 8. Если вы готовитесь к своей будущей профессии, то как это происходит? - посещаю курсы по подготовке; - в каникулярное время подрабатываю по выбранной профессии; - посещаю кружки, секции; - приведите свой вариант ответа. 9. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать? 10. Обладаете ли Вы этими качествами? 11. Как вы будете добиваться достижения своих профессиональных намерений? - пойду учиться в колледж/ институт по выбранной профессии; - пойду работать, не получая профессионального образования; - буду учиться заочно и работать; - ваш вариант ответа. Спасибо! |
После проведенного подготовительного этапа я приступила непосредственно к опросу. Учащимся 9-11 классов была предложена вышеизложенная анкета, на которую они максимально честно постарались ответить.
Кроме того, я решила провести среди этих же учащихся опрос по методике Е.А.Климова «Определение типа будущей профессии», так как считаю, что результаты этого опроса помогут мне в определении портретов моих сверстников с учетом выбора их профессии. С текстом методики можно ознакомиться в приложении 1.
2 этап. Выполнив все приготовления, я перешла к опросу сверстников. Мною были опрошены 31 учащийся 9-11 классов МБОУ НКСОШ. Им были предложены обе анкеты, которые они заполнили самостоятельно и максимально честно. Результаты анкеты «Кем я хочу стать?» представлены в следующих диаграммах.
Из диаграммы видно, что девушек опрошено 18, юношей – 13, средний возраст опрашиваемых составляет 15 лет.
Из 31 опрашиваемых 18 человек определились с выбором своей будущей профессии, а 13 еще в поиске. Причем количество определившихся с выбором девушек и юношей можно увидеть из следующей диаграммы.
Из диаграммы видно, что наибольший процент определившихся с профессией составляют мальчики 15 лет, причем общее количество определившихся юношей - 77%, а девушек - 44 %.
В мире существует огромное количество профессий, которые охватывают различные сферы человеческой деятельности. Они постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают человечество в течение многих столетий.
По профессиональному признаку люди делятся на большие группы, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбирая себе профессию, человек еще выбирает людей, которые его будут окружать, и образ жизни.
Проанализировав ответы опрашиваемых на вопрос о названии выбранной профессии, можно сделать вывод, что этот набор разносторонний:
У опрашиваемых сверстников, которые еще не определились с выбором профессии, круг профессий также разнообразный. Это видно из следующей таблицы:
Таблица 1
Название профессии | 17, ж | 17, м | 16, ж | 16, м | 15, ж | 15, м | 14, ж | 14, м |
Химик-технолог | 1 | |||||||
Творческие профессии | 1 | |||||||
Переводчик | 1 | |||||||
Менеджер | 1 | |||||||
Репортер | 1 | |||||||
Инженер | 1 | |||||||
Программист | 1 | |||||||
Механик | 1 | |||||||
Повар | 1 | |||||||
Психолог | 2 | |||||||
Профессия, связанная с путешествиями | 1 | |||||||
Банковский работник | 1 | |||||||
Учитель | 2 | |||||||
Фармацевт | 1 | |||||||
Таможенник | 1 | |||||||
Ветеринар | 1 | |||||||
Прокурор | 1 | |||||||
Стюардесса | 1 | 1 | ||||||
Врач | 1 | 1 | ||||||
Адвокат | 1 | |||||||
Экономист | 1 |
Причем некоторые опрошенные называли по 1 – 2 наиболее предпочтительных профессии.
Из диаграмм видно, что выбираемые профессии относятся к различным типам профессий по методике Е.А. Климова. Так, профессии типа «Человек – человек» составляют самую большую долю из указанных профессий – 51,7%; тип «Человек – техника» - 24,2%; тип «Человек – знаковая система» составил 13,8%, тип «Человек – природа» - 6,9% и тип «Человек – искусство» - 3,4%.
Анализируя эти результаты, мы видим, что тип профессий «Человек – природа», к сожалению, мало выбираем, ведь мы живем в сельской местности, где эти профессии наиболее востребованы. Учащиеся отдают предпочтения больше профессиям «города» типа «Человек – человек», в которых мало можно внести своего творчества.
Мною также были проанализированы критерии выбора профессии. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют такие критерии как высокооплачиваемость и престижность профессий. Это видно из следующей диаграммы.
Проанализировав эти результаты, я делаю вывод, что мои сверстники, выбирая будущую профессию, имеют односторонние представления о ней. А значит, не уделяют особого внимания всем тонкостям и нюансам выбранной профессии. Ведь если посмотреть на человека той или иной профессии со стороны, не погружаясь в детали и тонкости этой работы, или оценивая ее только с материальной стороны, трудно представить реальную картину о ней. Ведь в каждой профессии есть свои «подводные камни». И важно при ее выборе учитывать и этот нюанс.
Анализируя результаты ответов на вопрос «Если вы готовитесь к своей будущей профессии, то как это происходит?», я пришла к выводу, что практически все учащиеся серьезной подготовки в этом направлении не ведут.
На диаграмме 6 это можно увидеть.
А вот с вопросом «Как вы готовитесь к своей будущей профессии?» у опрашиваемых возникли трудности. Это видно по ответам, расположенным в следующей таблице.
Таблица 2
Основными качествами, которыми должен обладать специалист в выбранной учащимися профессии, по мнению опрашиваемых, являются:
МЧС | сила, смелость, ловкость, доброта, физическая подготовка |
инженер, программист | целеустремленность, умение ладить с людьми, ум |
переводчик | терпение, усидчивость |
менеджер, репортер | коммуникабельность, настойчивость, умение говорить |
химик-технолог | внимательность, отличное знание своего дела |
учитель-психолог начальной школы | общительность, открытость, способность обучать, понимать и выслушивать |
врач | ответственность, бескорыстие, добросердечность |
строитель атомных станций | ответственность, ум, знание английского языка |
автомеханик | знание автомобиля и его запчастей, электроники |
учитель, фармацевт, таможенник | знание английского языка |
психолог | общение с людьми |
связанное с путешествиями | знание языков, истории городов |
воспитатель | доброта и строгость |
психотерапевт | интеллигентность, терпимость, пунктуальность, толерантность |
Из таблицы видно, что не все качества, которые присущи человеку той или иной профессии, названы учащимися. Очевидно, опрашиваемые либо недостаточно времени уделили этому вопросу, либо мало что знают о выбранной ими профессии. Что еще раз подтверждает правильность сделанного мною ранее вывода: нужно заранее и целеустремленно готовиться к выбору своей будущей профессии.
Из указанных качеств только треть опрошенных указала, что они ими обладают, остальные либо проигнорировали этот вопрос, либо ответили на него отрицательно.
3 этап. Следующим этапом моего исследования было проведение опроса у сверстников по методике Е.А.Климова «Определение типа будущей профессии» с целью выявить подходящий тип профессии для каждого опрашиваемого.
Полученные результаты отражены в следующей таблице:
Тип профессии | 17, ж | 16, м | 16, ж | 15, м | 15, ж | 14, м | 14, ж |
1. «Человек-природа» (П). | 1 | ||||||
2. «Человек-техника» (Т). | 1 | 2 | 1 | 1 | |||
3. «Человек-знаковая система» (З). | 1 | 2 | 1 | ||||
4. «Человек-искусство» (Х). | 1 | 1 | 1 | 6 | 4 | 2 | 2 |
5. «Человек-человек» (Ч). | |||||||
| 1 | 1 | |||||
| 1 | 1 | |||||
ИТОГО: | 2 | 1 | 4 | 9 | 8 | 3 | 4 |
Кроме того, анализ результатов этого опроса я сравнила с результатами анкетирования, проведенного выше, и сделала обобщение. Получились следующие неожиданные результаты: из 31 опрошенного только у 3 полностью совпали результаты обоих опросов, то есть выбранная ими профессия соответствует типу профессии по методике Е. А. Климова. Можно предположить, что опрашиваемые были не очень честны в своих ответах, поэтому получилась такая погрешность в результатах. Но, если учесть результаты с диаграммы 5, то можно понять, что, выбирая свою будущую профессию, опрашиваемые меньше всего опирались на свои внутренние убеждения и способности. Может, и это повлияло на большие расхождения результатов анкетирования и опроса.
Проведя всю вышеописанную работу, я пришла к выводам:
Считаю, что:
Значит, поставленная в начале исследования главная цель моего проекта – выявить круг профессиональных интересов моих сверстников и от чего он зависит – достигнута.
Все задачи, поставленные в начале исследования также достигнуты:
Время для судьбоносных решений в выборе профессии у моих сверстников еще есть, и я думаю, что полученные результаты моего исследования могут еще измениться. Ведь это жизнь, и в ней достаточно сложно прийти к какому-то одному мнению, тем более подростку. Надеюсь, что мои сверстники сделают правильный выбор своей будущей профессии. А самое главное, будут получать от нее не только денежные результаты, но и моральное удовлетворение. Для себя же лично я выявила не только, какие профессии выбирают мои сверстники, но и какими разносторонними они бывают.
Приложение 1
Методика Е.А. Климова
«Определение типа будущей профессии»
ОПИСАНИЕ
Методика основана на классификации профессиональных интересов. Позволяет установить в какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное обучение после школы.
ОБРАБОТКА
По каждому столбцу подсчитать алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму.
Зачеркнутые цифры не считать. Записать их в строку «Результаты».
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Наибольшая полученная сумма или суммы (по столбцам) указывают на наиболее
подходящий для типа профессии.
Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых следует избегать при выборе.
Максимальное число баллов в каждом столбце - 8.
В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов:
1. «Человек-природа» (П).
Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным;
2. «Человек-техника» (Т).
Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки. творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области.
3. «Человек-знаковая система» (З).
Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры. Коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химически, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые
они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.
4. «Человек-искусство» (Х).
Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.
5. «Человек-человек» (Ч).
Даже выбирая профессию, не связанную непосредственно с общением, вы поступите
правильно, если обратите внимание на общительность и контактность. Подумайте, куда вы обращены- к людям или к себе? С кем бы вы хотели общаться — с собой или с другими? Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей),
умение находить общий язык с различными людьми, терпение ...
ИНСТРУКЦИЯ: «Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед
цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если ты сомневаешься, зачеркни цифру".
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Легко знакомлюсь с людьми. | 1 | ||||
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить. | 1 | ||||
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки. | 1 | ||||
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными. | 1 | ||||
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить. | 1 | ||||
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами. | 1 | ||||
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными. | 1 | ||||
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах. | 1 | ||||
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших. | 2 | ||||
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности. | 2 | ||||
11. Охотно читаю о растениях, животных. | 1 | ||||
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах. | 1 | ||||
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин | 1 | ||||
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы. | 2 | ||||
15. Легко улаживаю разногласия между людьми | 2 | ||||
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой. | 2 | ||||
17. Людям нравится мое художественное творчество/ | 2 | ||||
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными. | 2 | ||||
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме. | 2 | ||||
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь. | 2 | ||||
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди. | 1 | ||||
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки. | 1 | ||||
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям | 2 | ||||
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д. | 1 | ||||
25. Могу влиять на ход развития растений и животных. | 2 | ||||
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов. | 1 | ||||
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте. | 1 | ||||
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными. | 1 | ||||
29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику. | 1 | ||||
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. | 1 | ||||
РЕЗУЛЬТАТЫ | |||||
П | Т | З | Х | Ч |
Под парусами
Горячо - холодно
Рисуем лошадь акварелью
Басня "Две подруги"
Госпожа Метелица