Историческое сочинение на фильм В. Мотыля написано Щепёткиноё Екатериной, ученицей9класса (2018-2019 уч. год). Задание творческого характера и обучающаяся демонстрирует не только знание исторических фактов, но и умение их анализировать, обобщать, делать выводы.
Историческое сочинение
на фильм Владимира Мотыля "Звезда пленительного счастья"
"Звезда пленительного счастья", на мой взгляд, - это великолепный фильм о благородстве и любви, о мужестве и достоинстве, о верности и чести! Фильм назван строчкой стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» - «звездой пленительного счастья», что означает свобода. Свобода - это счастье, пожалуй самое большое счастье для человека. Быть свободным - значит не быть ни чьим рабом.
В центре картины - восстание декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, которое стало попыткой государственного переворота и превращения Российской империи в конституционное государство. Оно стало одним из самых значимых событий XIX века после Отечественной войны 1812 года.
Фильм основывается на исторических событиях. В послевоенные годы возникают офицерские сообщества, которые позднее трансформируются в первые тайные общества. Сначала это были «Союз спасения» и «Союз благоденствия». Они существовали в течение нескольких лет, пока ее руководителям не стало известно о предателях среди ее членов. После этого тайные общества были распущены. На их месте появились два новых: «Южное», возглавляемое Павлом Пестелем, и «Северное», которым руководили князь Трубецкой и Никита Муравьев.
Именно о деятельности этих двух обществ и пойдет речь в фильме "Звезда пленительного счастья".
Идейными вдохновителями восстания декабристов были: Александр Муравьев -(создатель союза), Сергей Трубецкой, Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Николай Каховский,Сергей Волконский.
Изначально единственной целью движения была отмена крепостного права. Затем участники тайных обществ решили добиваться установления в России конституционного строя и введения гражданских свобод. Но постепенно, видя, что царь все более склоняется к консервативному направлению в развитии страны, к будущим декабристам приходило понимание того, что действовать придется силой.
В фильме показаны тайные собрания декабристов. Князь Трубецкой говорит: "Монархию невозможно упразднить в одночасье. Ее можно ограничить законом". Другие декабристы восклицают: "Так будет же Республика!", "Позор крепостничеству!" Члены обществ Севера и Юга вели разговоры о цареубийстве: "Кровь тирана избавит Отечество от самовластия!" Когда Трубецкой говорил, что военная храбрость и политическое безрассудство - не одно и то же! В наших обстоятельствах восстание - гибель. Рылеев ему отвечал: " Да, мы погибнем... Но пример... останется навека!"
Зима 1825-1826 годов раскололо дворянское общество России. Вступление на престол Николая I, сменившего императора Александра, ознаменовалось восстанием.
Восстание декабристов началось ранним утром 14 декабря. Однако, изначально все пошло не так, как они планировали. Из истории известно, что Каховский, который ранее подтвердил, что готов ранним утром проникнуть в покои Николая и убить его, отказался это делать. И Якубович, который должен был направить войска на штурм Зимнего дворца, также отказался это делать.
Декабристам удалось призвать солдат выйти на Сенатскую площадь и выступить против самодержавия в России. В результате на площадь к 11 часам утра удалось вывести солдат Московского полка и матросов Гвардейского экипажа. Но заранее извещенный о заговоре Николай успел принять присягу у Сената ранним утром. В фильме показано, как Николай I встречает на пути к Сенатской площади мятежников, которые не признают его. Он отходит в сторону и пропускает их, зная, что ружья солдат не заряжены. Назначенный руководителем восстания князь Трубецкой не нашел в себе сил явиться на площадь и взять ответственность за возможную кровь.
К восставшим вышел лично Михаил Милорадович. Это генерал российской армии. Он призывал солдат покинуть площадь и вернуться в казармы. В это время один из декабристов, Коховский, приблизился к Милорадовичу и выстрелил в него. После этого по восставшим открыли огонь картечью. Восстание было подавлено.
В основу сюжетной линии положены судьбы декабристов: князя Трубецкого Сергея Петровича, его жены Трубецкой Екатерины Ивановны, князя Волконского Сергея Григорьевича и его жены Волконской Марии Николаевны, также поручика Ивана Анненкова и его жены Полины Гёбль.
Когда заговор был раскрыт, начались аресты декабристов:
Князь Сергей Петрович Трубецкой. Перед ним зачитывают манифест, в котором прописано: уничтожение бывшего правления, равенство всех сословий перед законом, уничтожение права собственности, народ Российский - не есть принадлежность какого-либо лица или семейства, крепостное право должно быть решительно уничтожено. В фильме показано, как царь прячется за гардиной, подсматривает за заговорщиком-декабристом и вдруг "выскакивает", чтобы ошарашить его и заставить во всём сознаться. Самолично проводит следствие, запугивает: "Ваша участь будет ужасной. Вы погубили Вашу семью. Ваше счастье, что нет детей..."
Князь Сергей Григорьевич Волконский. Николай I при встрече с князем говорит: "Могу Вас простить, если будете верным престолу". На что Волконский отвечает: "Ваше Величество, в том и несчастье, что вы все можете, что вы выше закона. А я бы желал, чтоб ваши подданные зависели от закона, а не от вашей угодности, капризов или минутных настроений". Наказание царя последовало сразу. Он страстно хотел расправиться с заговорщиками самым жестоким образом:"Заковать в железо, содержать как злодея".
Поручик Иван Александрович Анненков. На допросе у царя говорит: "Владеть крепостными, упиваться роскошью и считать себя свободным? Бог с Вами. На товарищей доносить не честно". На что Николай I злобно отвечает: "Я вас в крепости сгною."
Судьбы дворян, посмевших открыто выказать свое негативное отношение к власти, - трагичны и драматичны. Пятеро декабристов были казнены.
Сцена казни. Жуткая и горькая. Декабристы стоят на эшафоте в белых мешках, натянутых на голову, с надписью "Злодей. Цареубийца". Сергей Иванович Муравьев-Апостол тогда произнес: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговоры, ни судить, ни вешать» или «Боже, спаси Россию и царя!». А Рылеев глубоко вдыхает воздух, когда выясняется, что казнь откладывается на несколько минут... А лицо его жены, когда она смотрит на остров... И отходит потихоньку от реки... Думаю, здесь она, быть может, хотела броситься в воду, покончить с собой, но превозмогла это желание - ради дочери.
Другие декабристы лишаются чинов, орденов и дворянства и ссылаются на каторжные работы в Сибирь.
Режиссер Владимир Мотыль на протяжении всего фильма показывает нам несчастную историю любви Ивана Анненкова к его нежной возлюбленной мадемуазель Поли. Благородный юноша, отпрыск старинного дворянского рода, пошел против воли своей властной бабушки. Он влюбился в бедную француженку-модистку и поддерживает своих товарищей в то злосчастное утро 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Одним из самых трогательных эпизодов в фильме является момент, когда Полина едет по Петербургской набережной в коляске, а Иван догоняет ее, сидя верхом на благородном скакуне, в белоснежной парадной форме, влюбленный и прекрасный, и осыпает ее полевыми цветами. А вокруг ярко светит солнце, они оба счастливы и беззаботны, звучит чудесная музыка, и, кажется, что их счастье будет вечным. Однако судьба распорядилась иначе. После ареста Полина Гебль, даже не выйдя замуж за Анненкова, помчалась за любимым на край света, переплывая на лодке через расколотые невские льдины. Когда бабушка Анненкова сказала: "Мой сын — беглец?! Этому не бывать!" Полина ответила: "Ваш ответ достоин римлян, сударыня. Но их времена миновали". Полина на коленях перед Николаем I говорит, что его считают в Европе просвещенным правителем. "Я откажусь от своей родины", - восклицает она. И царь принимает ее прошение, приказывает выдать пособие на дорогу, приготовить для нее в Сибири жилье, возвратить конфискованные при аресте Ивана деньги, организовать венчание.
Великим образцом супружеской верности стала и Мария Волконская. Когда узнает о том, что ее муж сослан в Сибирь, она чувствует себя счастливой: "Самое страшное для нас позади. Теперь я буду ему нужна." Она дочь боевого генерала Раевского, который командовал артиллерийской батареей во время Бородинской битвы. Ее выдают замуж за князя Волконского, который был старше ее и был старым другом ее отца. Когда Волконский перед отъездом в Сибирь прощался с Раевским он говорил: "А если бы мое участие в делах Общества оказалось бы помехой семейному счастию, то я, хотя и скрипя сердце, лучше бы отказался от счастья, чем изменил бы моим убеждениям и долгу." Раевский отвечал: "Господь Всемилостивый! Да как же ты венчался-то с грехом этаким?"
Волконская одной из первых поехала вслед за своим мужем: "Других печалей, кроме тех, что касается Сергея у меня нет. Надо обладать большой силой духа, чтобы не посвятить себя тому, кто в этом нуждается. Я знаю, что все перенесу рядом с Сергеем." Взять с собой маленького сына ей не разрешили.
"Мой сын пребывает в счастии, мой муж несчастен. Мое место рядом с мужем», - говорит она отцу. Также в депеше от царя было указано, что жене государственного преступника не будет дозволено покинуть место каторги прежде смерти супруга и даже после смерти не будет права вернуться в Россию. Но это не остановило Волконскую. Трудно спокойно смотреть и эпизод, в котором Мария Волконская приезжает к своему мужу на рудники, и видит его, закованного в кандалы, измученного и изможденного, бросается к нему на шею.
Екатерина Трубецкая также просит Николая I разрешения на отъезд к мужу. В сцене отъезда ее из Петербурга, вдова Рылеева смотрит на нее с доброй улыбкой, как бы говоря: будь счастлива встречей с любимым, пусть живущим в неволе и позоре, но живым... Путь в Сибирь был очень трудным. Семь тысяч верст по бездорожью...На границе Иркутска ее задерживают на целых полгода. Дальше Иркутска нельзя брать с собой ни денег, ни драгоценностей. Ее пугают, что придется жить в рудниках. Климат страшен, свидания с мужем редки - не более одного часа в арестантской палате в присутствии офицера. Но она мужественно ждет разрешения на продолжение пути. Наконец она его получает!!! "Жена, следуя за своим мужем, сделается причастной к его судьбе и потеряет прежние звания и титул, будет женой ссыльно-каторжного. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне, без права наследования имущества, а также ношения фамилии отца, поскольку будут числиться крепостными..."
Фильм заканчивается сценой, как жены декабристов стоят у частокола, за которым после работы исчезают их мужья. Горький трагичный финал.
После просмотра фильма начинаешь задумываться: Что может натолкнуть на такое "безумие" - поехать в ссылку в Сибирскую глушь к мужьям? Конечно любовь, а также чувство долга за Отчизну и семью.
В заключении хочу сказать, что фильм на меня произвел огромное впечатление. В этом фильме есть все: и счастье, и трагизм, и романтика, и самопожертвование. Гражданская позиция декабристов вызывает чувство уважения, а их участь заставляет глубоко сопереживать и восхищаться их мужеством. А жёны декабристов показали невероятную силу человеческого духа! Они преподали всем урок верности, гордости и любви!
Щепёткина Екатерина, 9 класс,
2018-2019 уч. год
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Большое - маленькое
Три коробки с орехами
Весенние чудеса