Информационно-аналитическая газета для подростков по профилактике ПАВ
Вложение | Размер |
---|---|
kurenie.doc | 2.5 МБ |
narkotiki.doc | 1.09 МБ |
souch_obr.doc | 380 КБ |
odarennost.doc | 212.5 КБ |
kopiya_alkogol1.doc | 2.65 МБ |
Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенной области деятельности. Для определения особенно высокого уровня одаренности служат понятия «талант» и «гений». Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто. Талант – это способности, уже успевшие реализоваться в конкретных общественно значимых продуктах. Гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое. Одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует.
Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оценке опытных специалистов, демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких из следующих сфер деятельности:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА.
СФЕРА АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ СФЕРА.
СФЕРА ТВОРЧЕСТВА.
СФЕРА ОБЩЕНИЯ И ЛИДЕРСТВА.
ПСИХОМОТОРНАЯ (ДВИГАТЕЛЬНАЯ) СФЕРА.
Если у ребенка наблюдаются некоторые или все указанные признаки в одной или нескольких сферах деятельности, мы можем говорить о наличии у него той или иной одаренности (интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная, лидерская). Кроме того, существуют традиционные стандартизованные методы (тесты) для выявления интеллектуальной, творческой, лидерской одаренности в школьных условиях. Решающую роль в выявлении остальных видов одаренности играет оценка специалиста в той или иной области знаний (например, учителя-предметника).
Детям с опережающим развитием нечего делать на уроках, поскольку им не хватает умственной нагрузки, необходимой для развития. При «перескакивании» через класс познавательные потребности этих детей будут стимулироваться, но нарушится общение со сверстниками.
Во многих школах есть специальные классы для детей с более высоким уровнем умственного развития, также создаются специальные школы, гимназии, лицеи для одаренных. Пока это единственное направление в стимулировании одаренных детей, т.к. на сегодняшний день не существует единой системы отбора одаренных (в основном отбор ведется по уровню подготовленности ребенка).
В обычной школе главный акцент должен быть сделан на введение факультативов, изучение школьных дисциплин по разным программам, индивидуальную работу с учениками.
Важно учитывать возможности нервной системы одаренных детей. Перегрузка, чрезмерное утомление могут вызвать изменения в состоянии здоровья ребенка и отрицательно сказаться на дальнейшем ходе его развития. Чрезмерная настойчивость взрослого, натаскивание могут отбить у ребенка охоту к учению.
Нередко встречаются случаи, когда преградой в развитии способностей является недостаток трудолюбия, работоспособности, упорства, умения преодолевать трудности. Ребенок, который все «схватывает на лету», может утратить свои преимущества из-за отсутствия настойчивости в занятиях. Нужно, прежде всего, вырабатывать у него привычку к труду (не обязательно умственному). Взрослый должен проявлять твердость, настойчивость и терпение в своих требованиях до тех пор, пока трудовое усилие для ребенка не станет привычкой, не забывая о поощрении его успехов и воспитании ответственности за выполняемое дело.
Среди таких детей уже в раннем возрасте можно встретить выраженных «математиков», «лингвистов», «музыкантов». В школах создаются всевозможные кружки по интересам. Существует сеть специальных школ, а также дифференциация по профилю обучения в старших классах. Проведение небольших самостоятельных исследований, выступлений с докладами, организация конкурсов, олимпиад могут в большой степени способствовать удовлетворению интересов, развитию дарований школьника. В школьных условиях эффективна такая форма работы, при которой старшеклассники проводят беседы или лекции в младших классах. Возможна помощь педагога при ориентации учащихся в дополнительной литературе.
В работе с такими детьми важно не допускать слишком ранней специализации. Бывает так, что, проявляя интерес и усиленно занимаясь по одному или нескольким школьным предметам, учащиеся могут полностью игнорировать другие. В итоге одаренный ребенок может недополучить нечто важное и необходимое. Кроме того, ранняя специализация делает знания ребенка односторонними, а, как известно, все великие открытия совершались «на стыке» нескольких наук.
Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью методов работы. «Творческие» дети отличаются исследовательской активностью, повышенной критичность к образцам и эталонам, стремлением к самостоятельной постановке проблем, к поиску противоречий и несоответствий.
Для детей с потенциалом творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, то у детей могут возникнуть черты тревожности, невротизма.
Чаще всего отношение педагогов и родителей к таким детям бывает не всегда благожелательным. Творческие дети часто оказываются в положении нежелательных, не одобряемых учеников из-за стремления спорить, высказывать свою точку зрения, отличную от общепринятой, задавать вопросы «на засыпку», а также из-за неумения выполнять рутинную механическую работу (например, решать однотипные задачи, читать параграф, учить правила) «как требуется». Кроме того, эти дети часто нетерпеливы, импульсивны в поведении (а это мешает дисциплине на уроках), нелегки в общении – замкнуты, либо дерзки, либо инфантильны и слишком непосредственны.
Педагоги и родители, чтобы не загубить талант, должны позволять детям высказывать творческие идеи, быть внимательными слушателями. На уроках чаще давать задания творческого характера, оценивая детей только за успех (т.е. не ставить тем, кто не справился, плохие отметки).
Наиболее правильная форма воспитания творчески одаренных детей – общаться с ними как с таковыми, не выставляя их на показ, но и не принуждая быть «как все». Нужно помнить, что эти дети обладают повышенной чувствительностью, ранимостью, впечатлительностью, несмотря на кажущуюся независимость. В то же время необходимо усиливать в таких детях стремление к дальнейшему развитию, самоопределению.
Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самоценность. Важно, чтобы и ребенок с признаками особых способностей прожил ее не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил.
В новых условиях, переживаемых нашим обществом, изучение одаренности и ее механизмов становится одним из приоритетных научных направлений. Во-первых, способности людей являются существенным резервом человеческой цивилизации. Во-вторых, творчество – это неотъемлемая сторона человеческой духовности. В-третьих, каждый успешный шаг в науке обычно требует переноса принципов одной науки в другую, нетрафаретного взгляда, ломки консервативного мышления. Для этого необходима одержимость идеей, готовность идти на риск. А качественная особенность гения – умение прокладывать новые пути в науке, технике, искусстве.
Очевидной является необходимость развития и воспитания одаренных, которые решают насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивают возможности интенсивного социального и научного прогресса, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Главная проблема в отношении выдающихся детей в образовательных учреждениях не в том, чтобы заранее предвидеть значение их дальнейших возможностей, а в том, чтобы уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали их особенностям.
Отечественные психологи считают, что способности не могут быть врожденными, т.к. это качества личности. Человек имеет лишь органические, наследственно закрепленные предпосылки для возникновения способностей, которые называют задатками. К задаткам относят:
Но само по себе наличие задатков не означает обязательного появления одаренности. Для ее возникновения необходимо соответствующее воспитание, обучение, культурная среда. Природа не могла предусмотреть специфическую биологическую основу для литературных или технических способностей. Поэтому главным фактором формирования качеств являются законы социального наследования. «Для формирования таланта необходим «эффект лицея» - особо насыщенная интеллектуальная и духовная атмосфера».
По виду деятельности:
Эти виды деятельности обеспечиваются интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сферами психики. Далеко не все эти виды одаренности ищутся и учитываются в образовательном процессе. В школах мало внимания уделяется психомоторной одаренности (исключение делается только для спорта). Игнорируются и другие социальные запросы. Современному обществу необходимы талантливые юристы, дипломаты, политики. Вместе с тем, в школах практически не занимаются выявлением и развитием способностей в сфере общения.
По широте проявления:
Общая одаренность проявляется в разных видах деятельности, обеспечивая их успешность, в то время как специальная обнаруживает себя в более узком диапазоне и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (например, только в математике).
По времени проявления:
В ряде случаев, ребенок, поражающий нас своим ранним развитием, с возрастом может утратить это преимущество. Далеко не все вундеркинды вырастают в выдающихся людей. И наоборот, развитие одаренности бывает медленным и не заметным окружающим (А. С. Пушкин, например, до семи лет не обнаруживал особых дарований и даже той живости, которая отличает творчески одаренных детей).
Информационно-аналитическая газета Январь 2016
Этот выпуск школьной психологической газеты посвящен проблеме одаренности. Вы узнаете, какие виды одаренности существуют, каковы взгляды ученых на природу одаренности, как взаимодействовать с одаренными детьми и как их узнать. А для начала – выполните шуточный тест на интеллектуальные способности:
1. В некоторых месяцах 30 дней, в некоторых — 31 день. В скольких месяцах 28 дней?
2. Доктор дал вам 3 таблетки и велел принимать по одной таблетке каждые полчаса. Сколько пройдет времени до того, как вы выпьете последнюю таблетку?
3. Человек лег спать в 8 часов вечера, предварительно поставив будильник на 9 утра. Сколько часов он проспит, прежде чем будет разбужен звонком будильника?
4. Поделите 30 на одну вторую и прибавьте 10. Сколько получится?
5. У фермера было 17 овец. Все овцы, кроме 9, подохли. Сколько живых овец осталось?
6. У вас есть всего одна спичка. Вы входите в ХОЛОДНУЮ и ТЕМНУЮ комнату, где есть печь, керосиновая лампа и свеча. Что вы зажжете в первую очередь?
7. Человек построил дом прямоугольной формы таким образом, что все четыре его стены обращены на юг. К дому подходит медведь. Какого цвета медведь?
вы получите?
9. Сколько животных каждого вида взял Моисей в свой ковчег?
10. Вы ведете автобус из Чикаго с 43 пассажирами. На остановке в Питсбурге сходят 5 пассажиров и садятся 7 новых. На следующей остановке в Кливленде выходят еще 4 пассажира и садятся 8. В результате автобус опаздывает в Филадельфию на 6 часов. Сколько лет водителю?
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1. Во всех. Каждый месяц содержит по меньшей мере 28 дней.
2. Один час. Приняв первую таблетку, вы через полчаса примете вторую, а еще через полчаса — третью.
3. Один час. Будильник не различает утро и вечер, поэтому прозвонит в 9 вечера.
4. 70. Поделить на одну вторую — то же самое, что умножить на два.
5. 9 живых овец.
6. Спичку.
7. Белый. Если все стены смотрят на юг, значит, дом стоит на Северном полюсе.
8. Два яблока. Было три яблока, вы взяли два. Ну и сколько вы получили, сколько у вас стало?
9. Нисколько. Никого Моисей никуда не брал, и не было у него никакого ковчега. Животных в ковчег собирал Ной.
10. А сколько вам лет? По условию задачи вы и есть водитель.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Количество правильных ответов | Интеллектуальный статус |
7 и более | Ученик начальной школы |
6 | Старшеклассник |
5 | Студент |
4 | Преподаватель |
3 | Доцент |
2 | Профессор |
0 -1 | Академик |
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Под парусами
Для чего нужна астрономия?
Одна беседа. Лев Кассиль
Любили тебя без особых причин...