Исследовательская работа о военном детстве краеведа М.К. Ногтева.
Вложение | Размер |
---|---|
podranki_dovoennyh_let.docx | 658.06 КБ |
РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЮНОСТЬ ВИЛЕДИ»
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Подранки довоенных лет
(военное и послевоенное детство в биографии
и творчестве М.К. Ногтева )
Исследовательская работа
Выполнена учеником 6 «в» класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа» Вилегодского района Борошниным Александром Андреевичем Научный руководитель – учитель муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа» Вилегодского района Якушева Татьяна Николаевна |
Вилегодский район, 2017
Оглавление
Введение ..................................................................................................................................с.1
Глава 1. Краткая биография и творческий путь М.К. Ногтева...........................................с.1.
Глава 2. Военное детство в биографии и творчестве писателя-краеведа...........................с.3.
Глава 3. Школьная жизнь и судьбы выпускников Ильинской средней школы 1956 г. …с.6.
Заключение...............................................................................................................................с. 9.
Приложения .......................................................................................................................... с. 10.
Библиографический список...................................................................................................с. 12.
Введение
Совместимы ли понятия детство и война? Какой отпечаток она накладывает на жизнь и судьбу маленького человека? Эти вопросы заинтересовали меня, и я решил исследовать тему военного и послевоенного детства по воспоминаниям и произведениям писателя-краеведа Михаила Константиновича Ногтева. Когда началась Великая Отечественная война, ему было всего четыре года. Он и его сверстники на себе испытали все тяготы военных и послевоенных лет.
Целью работы стало изучение и описание влияния войны на детство М.К. Ногтева и его сверстников. Задачами исследования стали: описать биографию и творческий путь; изучить и проанализировать публикации автора, рассказывающие о военном и послевоенном детстве; подготовить материал для школьного музея. Объектом исследования стали жизнь и творчество М.К. Ногтева. Предметом исследования - детство военной и послевоенной поры в его биографии и творчестве. Своим исследованием я хочу ответить на вопрос: было ли детство у детей войны? Гипотеза: потери близких, голод, холод, повлияли на судьбу, но не лишили детства «подранков довоенных лет» - маленьких жителей вилегодской земли. Методы исследования: собеседование, изучение и анализ документов личного архива М.К. Ногтева, изучение и анализ литературных источников из фондов библиотеки МБОУ «Ильинская СОШ», изучение и анализ периодических изданий из фондов Центральной библиотеки МБУ «Вилегодская ЦБС», систематизация материалов. Работа состоит из введения, основной части, в которой описывается военное и послевоенное детство в биографии и творчестве М. К. Ногтева, школьная жизнь и судьбы выпускников Ильинской средней школы 1956 г. заключения, библиографического списка и приложений. В исследовании мною использованы воспоминания краеведа, очерк «Священная война» и статья «Лишь вчера мы были одноклассниками» из книги «Солдатки» (издательство «Правда Севера» 2003 г); публикации изданий: «Вилегодская газета» (20 и 27 июня, 4 июля 2001 г.) и статья «Встреча через полвека» из газеты «Знамя труда» (8 июля 2006 г.).
Глава 1. Краткая биография и творческий путь М.К. Ногтева
Михаил Константинович Ногтев родился 22 января 1937 года в деревне Подомо Вилегодского района Архангельской области. Всю жизнь прожил в родной деревне. Уезжал только на три года служить в армии. Родители, Константин Михайлович и Елизавета Игнатьевна – крестьяне этой же деревни. Перед Великой Отечественной войной в семье росло шестеро детей. Миша был среди них в «золотой» середине.
Отец и старший брат Николай погибли на войне, 16-летняя сестренка Аня была мобилизована в трудармию. Миша водился с младшими сестрой и братом, поэтому в школу пошел в 1946 г. с девяти лет. Летом работал в колхозе, официально в архиве его трудовой стаж подтвердился с двенадцати лет. В 1956 г. закончил десятилетку в Ильинской средней школе, девятнадцати лет, поэтому осенью был призван в армию. После окончания службы малая родина и сыновний долг позвали домой.
После армии устроился на работу в инспекцию Госстраха. С осени 1962 г. заочно учился в Ленинградском сельхозинституте на агрономическом факультете, в 1968 г. (тогда заочно учились шесть лет) получил диплом агронома. Три года работал комсомольским работником. Пять лет трудился бригадиром и агрономом в колхозе им. В.И. Ленина. Около одиннадцати лет работал в партийном аппарате райкома. Более шестнадцати лет работал в районном управлении сельского хозяйства [3,с.6]. За труд награжден тремя медалями: «За доблестный труд», «Ветеран труда», «За преобразование Нечерноземья РСФСР». Выполнял множество общественных поручений. Неоднократно избирался депутатом районного совета депутатов, Ильинского сельсовета. Пятнадцать лет был членом ученого Совета Котласской Государственной сельскохозяйственной опытной станции. В период избирательных кампаний направлялся на избирательные участки для организации выборов, был председателем участковой избирательной Комиссии. Почти тридцать пять лет ездил в командировки по району, часто бывал в школах.
Михаил Константинович любил поговорить про жизнь с людьми почтенного возраста, имеющих богатую семейную и трудовую биографию, много помнящих и знающих о прошлом. Всегда проявлявшийся интерес к родному краю в зрелом возрасте оформился в творческую деятельность. В конце XX века в районных газетах «Знамя труда» и «Вилегодская газета» публикуются его зарисовки о людях, позднее - рассказы на местном материале. Первая книга «Солдатки», посвященная труженикам вилегодских деревень, была издана в 2003 году. Она разбередила память пожилых читателей, пришлась по душе многим людям среднего возраста и воодушевила автора на дальнейший труд. В 2005 г. увидела свет книга «Агросервис Вилегодское»: путь длиною в 70 лет». Два года М.К. Ногтев работал в архивах, беседовал с бывшими работниками предприятия, собирал фотографии. В 2010 г. - «Агросервис Вилегодское» 75 лет: продолжение пути». В 2007 г.- «Святая обязанность – делать людям добро» о благотворительной деятельности. В 2010 г. - книга «Медицина Виледи», посвященная 110-летнему юбилею со дня открытия в Ильинско-Подомской волости первой лечебницы. Хроника событий охватывает период с конца XIX века до наших дней. В период с 2004 г. по 2014 г. в местной прессе было напечатано более 30-и статей и зарисовок о земляках. Повесть «Солдатки» и рассказ о династии Сергиевых были напечатаны в журнале «Двина» (г. Архангельск). Последние пять лет краевед трудится над большой работой по истории села Ильинско-Подомское.
В очерках «Священная война» (женщинам, старикам и подросткам Виледи посвящается), «Лишь вчера мы были одноклассники... А прошло уж сорок с лишним лет», «Встреча через полвека» (об одноклассниках, выпускниках Ильинской средней школы 1956 года) Михаил Константинович рассказывает молодежи о своем, обиженном войной поколении.
Глава 2. Военное детство в биографии и творчестве писателя-краеведа
«Рожденные перед войной и в войну «подранки» росли в деревне через дом. И все они оказались в детские годы равны, потом жизнь развела их по стежкам-дорожкам...».
Михаил Константинович Ногтев вспоминает: «Начало войны знаю по рассказам матери. Старшего брата Николая взяли в армию в октябре сорок первого, когда ему минуло 18 лет. Сестре Гале в 1943 г. было 13 лет. Отца на фронт отправили зимой 1943 года. Призывной пункт был расположен в конторе колхоза д. Подомо, рядом с нашим домом. Мне было тогда уже шесть лет. Поведение людей на призывном пункте я запомнил смутно из-за отчаянного плача и стона женщин. Но очень хорошо помню, как мы в последний раз шли с отцом из дома. Двухмесячного братика Юру, видимо, оставили с сестрами. Отец нес на руках трехгодовалую сестренку Ию, а меня вел за руку. Мама шла рядом, с мешком отца, и в голос ревела (плакала). Мужчины, призванные в армию, простились с родными, сели в сани и повозки тронулись. Провожать никого не брали. Нас осталось у матери пятеро».
Немного погодя мобилизовали в трудармию 16-летнюю сестренку Аню. Она работала на Соломбальской судоверфи, в войну пилила на пилораме лес с ровесницами. Вместе с другими голодала и мерзла, позднее они клеили небольшие суда и шлюпки. Любила рассказывать приятный для нее случай: «Морозы были 40-ка градусные. Одежды теплой не было. Девушки сильно мерзли, а спецовки никак выпросить не могли. Ссылались, что ее нет. Колени завязывали тряпками, которых тоже у них не было. Однажды приехал из Москвы большой начальник, увидел переозябших девушек-малолеток. Несколько руководителей снял с работы, а девушкам в тот же день выдали ватную верхнюю одежду, новые валенки и рукавицы». С той поры сестра верила, что на свете бывают хорошие начальники. Кормили на судоверфи при непосильной работе тоже плохо. Аня часто просила прислать сушеной картошечки. Посылали иногда немного сушеных ломтиков картошки и молочных продуктов, хотя сами голодали. Не могли прислать хлеба, его не было.
В книге «Солдатки» есть данные о том, как изменилась жизнь ребят в военные годы: «С началом войны Постановлением Совета народных комиссаров школьников 6-10 классов было разрешено привлекать на сельхозработы. В 1942 году учебный год начался 6 сентября. Ученики 1-2 классов во главе с учителем собирали колоски, 3- 4 классов – заготовляли грибы и ягоды. Каждый из них должен был сдать по 20 кг. грибов и ягод, один килограмм сушеного шиповника. Остальные работали вместе со взрослыми. В средних и старших классах учебный год начинался намного позже. Иногда ученики участвовали и на молотьбе зерновых в декабре месяце» [4]. «Пожилые женщины и школьники весь июнь чистили яровые зерновые и лен от сорняков. И обязательно посевы льна» [5]. В этом же произведении М.К. Ногтев рассказывает об Александре Ивановне Бегоулевой 1929 года рождения: «Хоть и ростом невелика была, но в 12 лет, после окончания четырех классов, уже пахала. С 14 лет – на подсобных работах в лесу. В 16 лет начала валить с напарницей лес пилой-лучковкой. ... Среди подростков одним из самых молодых был Михаил Александрович Лялюшкин 1931 года рождения. Он в конце войны 14-летним пареньком уже возил лес. Такие трудовые биографии характерны не только для деревни Подомо, а для всех вилегодских деревень» [6].
В доме Ногтевых вся мужская и женская работа легла на печи одной матери. Помочь ей в чем-то могла только тринадцатилетняя сестра Галя. Отец в письмах с фронта просил мать потерпеть, не изводить корову. Писал, что скоро разобьем врага, вернется домой и заживут снова счастливо. Детям посылал ласковые записки, велел слушать маму... В конце зимы 1944 г. на отца пришла похоронка.
Первые два года после ухода на фронт и смерти отца трудности только начинались. Их помог пережить хлеб, сбереженный отцом. А дальше началось бесхлебье, бескормица для скота и безденежье. Самыми голодными годами были неурожайные 1946 и 1947 годы. М.К. Ногтев помнит, как однажды мама ходила с женщинами пешком в Кировскую область и смогла купить только полтора килограмма муки. Так что в суровую годину хлеб на деле был всему голова. В голодные периоды, чаще летом перед новым урожаем председатель колхоза в долг давал 10-20 кг. зерна. Эти килограммовые подачки мололи на ручной мельнице. Приходила осень. Начинали выдавать хлеб на заработанные трудодни, а в семье больше половины заработанного зерна выбрано авансом. Проходило немного времени, и мама шла к председателю колхоза просить в долг. Так повторялось и после войны ряд лет. Когда становилось совсем туго, пекли картофельные (картовные) лепешки со съедобной травой (клевером и др.).
Второй главной заботой матери была прокормить корову. Спасти корову помог добрый бригадир Г.В. Лялюшкин. Он хорошо знал семью и говорил матери: «Лизка, оставь малых ребят с Дуней (сестра матери), сходи покоси с Мишей за ручей Зеленый (указывал место), все равно пожня останется не выкошенной, нельзя вам без коровы, умрете с голоду». Позволял косить несколько лет. Корове Милке нужно бы памятник поставить за спасение семьи. Молоко и картошка были главной едой в голодное время.
Одежда была перешитая, не модная даже по тем далеким временам. Валенки, рукавицы и шерстяные носки были, так как держали овец. Кожа на уледи была, шили их сами. С сапогами и ботинками было труднее - надо было покупать. Работать маленькому Мише пришлось очень рано, в начале у себя на огороде, на сенокосе. Надо было стеречь курицу-наседку с цыплятами, провожать и встречать скот на пастбище (корову теленка, овец). Надо было беречь малых сестренку и братика. Дети привыкли встречать маму, шедшую с женщинами с сенокоса, с другой работы. Она часто носила им веточки с ягодами смородины, кислицы, черники. Иногда на сенокосе находила мед диких пчел и давала полакомиться. Крошечные соты с медом завертывала в листок травы.
Миша летом в колхозе стал работать, когда смог управлять лошадью – в двенадцать лет. На лошади со своими сверстниками боронили паровые поля под озимую рожь, в жару боронили ночью. «Ночное» на лесных роспашах, отдых у костра в темноте ночи, выдумки и баловство сохранились в душе на всю жизнь. Возили копны к стогу в сенокос, навоз из ферм на поле, траву на силосную башню, свозили льняные и хлебные снопы к кладухам и на гумно. Рано научились косить траву косой горбушей, грести сено, рвать, расстилать на стлище и поднимать в конуса лен. Дома вместе с мамой сами заготовляли дрова.
Дети войны рано научились сочетать труд и детские забавы. Да и как можно удержать во дворах ораву мальчишек и девчонок? В деревне Подомо их было более полсотни. Резвились и играли соответственно времени. Летом у подростков всегда была колхозная лошадь. Получалось по-разному, но каждый хотел быть лучшим наездником. В каждой семье были санки, у большинства мальчишек лыжи, у некоторых коньки. Зимой в Масленицу катались на шестах и с выложенной горки. В Пасху неделю качались на большой качели (качуле). Маленькие качели были во многих дворах и на сеновалах. В яишное Заговение по-разному играли в яйца. А в будни любимыми играми были городки, казки-разбойники, палочка-выручалочка, пятнашки, продольной (лапта с мячём) и другие.
Иногда юноши и девушки, которые росли в тяжелую годину, говорят, что у них не было детства. «Думаю, - вспоминает Михаил Константинович, - такое мышление не совсем верно. Счастливым детство безотцовщины не назовешь, но оно было. Дети есть дети. Если они сегодня накормлены, им хочется играть. По крайней мере, у нас в семье так было. Просто, каждому ребенку того периода запали в душу самые тяжелые дни и он помнит их до конца дней своих».
Глава 3. Школьная жизнь и судьбы выпускников Ильинской средней школы 1956 г.
В школу Миша Ногтев пошел в 1946 г. девяти лет, так как водился с младшим братом и сестрой. Так поступила мама, чтобы не отчислять трудодни за посещение малышами колхозных детских яслей. Семь классов учился на «отлично», каждый год заканчивал с похвальной грамотой. Восьмой класс – на «4» и «5». А в девятом классе в дневнике иногда появлялись тройки. Видимо, сказался подростковый возраст. Хотелось успеть на все увеселительные мероприятия в школе, Доме культуры, в своей деревне. Ночами читал художественную литературу, пока мать не погасит керосиновую лампу. Во второй половине учебного года сосредоточился на учебе, и все выпускные экзамены сдал без троек.
За время учебы в школе запомнились линейки, пионерские сборы, которых проводилось множество. Миша пел в школьном хоре, был запевалой, много песен исполнял один. Школьный хор часто выступал в районном Доме культуры. Петь в семье Ногтевых любили и умели все. Юра обладал высоким сильным голосом, успешно выступал на областных и всероссийских смотрах художественной самодеятельности. Пел, как соловей, очень легко. Ему советовали учиться в консерватории, но он не захотел. Юра закончил школу с золотой медалью, учился на «хорошо» и «отлично» в Ленинградском институте водного транспорта (Приложение №3). Самостоятельно в совершенстве изучил немецкий язык.
Школьные новогодние елки сказочной красотой не отличались. Большинство игрушек были бумажные, самодельные. Электричества не было. Всюду мешала послевоенная бедность. Но с помощью учителей дети не унывали, веселились. Не скучать же в Новый год! Подарки всё же дарили, иногда даже в кульке из газеты немного карамелек-подушечек. В этом случае радости было «до пят», ведь сладостей в доме не было. Самое яркое впечатление произвела на деревенских школьников Кремлевская елка в зимние каникулы 1955 года. Путевки на нее были выданы десяти ученикам старших классов за работу в колхозе летом и хорошую учебу, среди счастливчиков был и Михаил (Приложение №1). Возила ребят в столицу старшая пионервожатая Ильинской средней школы А.П. Кожухова, родом из Москвы. В городе многие были впервые, вести себя не умели. Ни одежонки, ни чего прочего не имели. Не все раньше ездили на поезде. Поездка была рассчитана на десять дней. Кроме Кремля и Кремлевской елки повидали с экскурсоводом Москву, метрополитен, Останкинскую башню, Третьяковскую галерею, побывали в нескольких музеях, крупных универмагах, хотя покупать было не на что. Эта поездка чуть-чуть не закончилась трагически. Автобусы тогда еще не ходили. До железнодорожной станции Виледь и обратно ехали на попутке. На обратном пути ехали на кипах льнотресты, которую везли из г. Котласа на Ильинский льнозавод. И это в январе месяце! Пьяный шофер не смог попасть на мост через речку у Бачинской мельницы в Никольске и ребят в шахматном порядке раскидало по глубокому снегу в долине речки. К счастью, никто не попал под машину. Никто даже серьезного ушиба не имел... Пришлось пересаживаться на машины райпотребсоюза, которые везли ... муку.
Десятилетку в то время кончали не многие. Обязательным было семилетнее образование. Закончить семь классов было очень трудным делом. Мешали многие внешние обстоятельства: последствия войны, голод, холод. Во многих семьях были длительные перебои с обеспечением хлебом. Когда с утра до вечера хочется есть, учеба на ум не идет. Привыкнуть к голоду невозможно ни детям, ни взрослым. Многие учителя голодали вместе с детьми. В большинстве семей были одни ушитые валенки на двоих или троих детей. Часто не было керосина, спичек, мыла. Большинству подростков из-за нужды в семье пришлось рано идти работать. Некоторые были вынуждены зарабатывать на хлеб после окончания 4-х классов, другие бросали учебу в 8-м, 9-м и шли работать. В большинстве случаев это были дети из вдовьих семей, безотцовщина. В деревне Подомо таких семей было 18. Более 30 детей не видали отцовской заботы. Если раньше детей в деревне чаще звали по отцу, после войны стали звать по матери: Ваня нинкин, Аля марфина, Вася аннин, Валя еленкина, Коля дунин, Юрик маруськин, Миша лизкин.
Мешало учебному процессу сокращение учебного времени из-за привлечения школьников на сельхозработы. Учебный год начинали на две недели, а иногда и на месяц позднее. Старшеклассников часто отрывали в ноябре-декабре месяце на обмолот зерновых культур.
С большой теплотой М.К. Ногтев вспоминает учителей родной школы: свою первую учительницу Инну Васильевну Кондакову. Александру Александровну Бачину классного руководителя и учителя русского языка и литературы. В старших классах этот предмет преподавала Валентина Дорофеевна Куделина, она же в 10 «б» была классным руководителем. В последствии узнали, что она пишет замечательные стихи. Математику и астрономию вел Николай Иванович Курбатов, имевший академические знания по предмету. Глубоких знаний требовал от ребят! Был строгим, но уроки вел раскованно, при настроении умел метко шутить. Он не стеснялся вместе с ребятами на большой перемене заниматься на гимнастических снарядах. Вел шахматный кружок, часто играл вместе с учениками одновременно на нескольких досках. Физику преподавал общий любимец школы Василий Алексеевич Собашников, участник Великой Отечественной войны. Уроки вел легко, но ослушаться его было нельзя. Химию преподавала только что приехавшая Руфина Ивановна Бошина. Много ставила опытов, сразу понравилась учащимся. При строгой дисциплине вела уроки истории Нина Николаевна Суворова, ей впоследствии было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Биологию преподавал участник ВОВ Степан Васильевич Бушуев. При работе на школьном участке больше внимания уделял ученикам, любящим землю. Географию вела молодая, но строгая Татьяна Дмитриевна Кононова. Немецкий язык настойчиво заставляла изучать Любовь Арсентьевна Ефимовская. Много внимания удалял подготовке классных спортсменов замечательный учитель физкультуры Вениамин Иванович Ефимовский, который сам обожал лыжный спорт и увлек им многих ребят. Двое его воспитанников – Иван Ушаков и Иван Шенин (оба из д. Быково) стали, в последствии, мастерами спорта. 60 лет назад не было спортивных залов, занимались на открытой спортивной площадке возле школы. Гимнастические снаряды зимой были расположены в коридоре здания старших классов, ребята и этому были рады. Директором школы в 1956 году был участник войны, кавалер нескольких орденов Николай Петрович Редькин.
Состав учеников ежегодно менялся, особенно в старших классах, и в десятом классе был совершенно другим, чем в младших. В ИСШ в 1956 году было три выпускных класса. Еще один класс был в Вилегодской школе. В 10 «а» классе учились в основном ильинские ребята. В 10 «б» учились юноши и девушки из окрестных деревень, Пречисты и лесного поселка Паломыш (Приложение №2), а в 10 «в» со всех остальных мест (из Селян, пос. Сорово, Павловска, Слободы, Быково, Никольска, Казаково, Беляево). Им было очень трудно учиться. Автобусы не ездили, ходили ученики в школу в основном пешком. «Например В.А. Софин как-то сказал, что за три года учебы его в Павловск подвез один раз бензовоз, а второй раз – газогенераторный трелевочный трактор. Но больше всего в этом плане натерпелся, на мой взгляд, А.П. Лазарев из Лекважа. В пятом классе он учился и жил в Ильинске, в 6-7 классах – в Павловске, а последние три года – снова в райцентре. Домой ходил пешком раз в две недели, а это более 30 километров. - После уроков выйдешь, часам к 8-9 вечера придешь домой. Помоешься в бане, отдохнешь и назавтра отправляешься в обратный путь. Ничего особенного – оптимистично заявил он» [3,с.276]. Под школьный интернат снимались порой деревенские избы. «Тяга к учебе была сильнее всех неудобств и трудностей того времени. Не мешали большие расстояния, отсутствие автобусного движения, нехватка мест в школьном интернате» [1]. Большинство учеников из 10 «в» класса учились на «хорошо» и «отлично». Из этого класса поступило больше всего учащихся в высшие учебные заведения. Директор школы, поздравляя выпускников на торжественном вечере, особенно тепло отозвался об учениках из самых дальних деревень, похвалил их за упорство. «Когда вручал аттестат зрелости Кате Дураковой (Машановой), подчеркнул, что она является первой девушкой из Селян, получившей среднее образование в Ильинской средней школе» [1].
Из 70 выпускников Ильинской средней школы 1956 г. около 30 человек окончили высшие учебные заведения, чуть больше – техникумы. Свыше 20 выпускников получили разнопрофильное инженерное образование. Несколько юношей окончили институты после службы в армии. Много выпускников работало в сельскохозяйственном производстве. Еще больше – в сфере обслуживания (медицине, образовании, торговле). Есть военные, юрист, журналист. Некоторые выпускники получили редкие для вилежан специальности. Двое работали инженерами на телевидении, есть специалист ракетно-космической отрасли, есть шахтер, капитан дальнего плавания торгового флота. Со временем ряд выпускников были выдвинуты на руководящую и общественную работу, занимали высокие посты на областном уровне и выше [1].
Выпускники 1956 года всерьез хотели получить среднее образование и учились хорошо, ориентировались на учебу в вузах и техникумах. После школы все продолжили обучение и нашли место в жизни (Приложения №4, №5).
Заключение
В ходе исследования решалось несколько задач. В процессе работы я беседовал с М.К. Ногтевым, изучил его автобиографию и творческий путь, публикации о военном и послевоенном детстве, подготовил материал для школьного музея. В результате исследования подтвердилась моя гипотеза о том, что потери близких, голод, холод, повлияли на судьбу детей, но не лишили их детства. На вопрос: «было ли детство у детей войны?» я ответил – «было». Счастливым детство военного и послевоенного времени не назовешь. Тяготы военного лихолетья обиженное войной поколение не забудет никогда. Из него вышли достойные, сильные духом люди, труженики. Я думаю, что детей военного и послевоенного времени, «подранков довоенных лет», можно смело назвать маленькими героями большой войны.
Приложения
Приложение №1.
Михаил Ногтев, 10 класс.
Приложение №2.
Учащиеся 10 «б» класса в день праздничного выпускного вечера, 1956 год.
М. К. Ногтев в первом ряду второй справа. Классный руководитель В.Д. Куделина в первом ряду третья справа. Во втором ряду вторая слева – учитель химии Н.И. Бошина, в центре директор ИСШ Н.П.Редькин, крайняя справа – учитель истории Н.Н. Ларионова (Суворова). В третьем ряду слева – учитель физики В.А. Собашников.
Приложение №3.
М.К. Ногтев (справа) с братом Юрием студенческие годы, г. Ленинград.
Приложение №4.
Выпускники 10 «б» класса Ильинской средней школы 1956 года. 2006 г.
М.К. Ногтев крайний справа.
Приложение №5.
Выпускники Ильинской средней школы 1956 года. 2006 г.
М.К. Ногтев во втором ряду первый слева.
Библиографический список
1. Встреча через полвека: // Знамя труда.- 2006.- 8 июля.- С.1.- Прил.: Почтенный возраст. вып. 9
2. Лишь вчера мы были одноклассники... А прошло уж сорок с лишним лет: сквозь годы // Вилегодская газ.- 2000.- 19 июля.- С.6
3. Ногтев, М.К. Солдатки: очерки, рассказы, статьи / М. Ногтев.- Архангельск: Правда Севера, 2003.- 287 с.: ил.
4. Священная война…: Первыми на фронт ушли молодые мужики // Вилегодская газ. – 2001. – 20 июня с. 5; 22 июня с.3; 27июня с.5; 29 июня с.3; 4 июля.- С. 3
5. Священная война...: Это было время лучины, керосиновой лампы и фонаря // Вилегодская газ. – 2001. –27 июня. - С.5
6. Священная война…: Военные вдовы ломили за мужиков // Вилегодская газ. – 2001. – 4 июля. - С. 3
Сочинение
Два плуга
Рисуем домики зимой
Сказка на ночь про Снеговика
По морям вокруг Земли