Изучение изменений жизненных ценностей подростков, обучающихся в 6-10 классах МБОУ "Ильинская СОШ".
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_izmeneniy_zhiznennyh_tsennostey.docx | 57.14 КБ |
РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНОСТЬ ВИЛЕДИ»
Изучение изменений
жизненных ценностей подростков
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 7 «г» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» Плотниковой Дарьей Сергеевной Научный руководитель – учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» Якушева Татьяна Николаевна
|
Вилегодский район, 2018
Оглавление
Глава 1. Особенности подросткового возраста 4
1.1. Периодизация подросткового возраста 4
1.2. Изменения в подростковом возрасте 2
Глава 2. Жизненные ценности в подростковом возрасте 2
2.1. Характеристика ценностей 2
2.2. Формирование ценностей в подростковом возрасте 6
Глава 3. Изменения жизненных ценностей подростков на примере обучающихся МБОУ «Ильинская СОШ» 2
3.1. Проведение исследования 2
3.2. Анализ изменений жизненных ценностей подростков 2
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, -
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я – живой!
Н.А. Заболоцкий, стихотворение «Метаморфозы».
В старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни – отрочеством. Отрочество называют вторым рождением: человек переходит из детства во взрослую жизнь. Но переход к взрослости не происходит спокойно: подростковый возраст один, а ведущие виды деятельности меняются в процессе взросления и социализации. Если мы хотим правильно оценивать чувства, настроения и поступки подростков, то важно понять, какие ценности важны для них. Поэтому целью моей работы стало изучение изменений жизненных ценностей подростков. Я предполагаю, что в каждой возрастной группе жизненные ценности будут иметь отличия.
Для достижения цели я поставила задачи:
1) изучить особенности подросткового возраста;
2) изучить жизненные ценности подростков;
3) исследовать и проанализировать изменения жизненных ценностей подростков МБОУ «Ильинская СОШ»;
4) составить Карту изменений жизненных ценностей подростков 6-10 классов МБОУ «Ильинская СОШ».
Предметом исследования стало выявление изменений в жизненных ценностях подростков. Объектом исследования - жизненные ценности обучающихся 6-10 классов МБОУ «Ильинская СОШ».
Методы исследования: изучение литературы, беседа, письменный опрос, ранжирование, сравнение, анализ, классификация.
Исследование будет способствовать пониманию духовного мира подростков. Результаты можно использовать на уроках обществознания, классных часах и родительских собраниях об особенностях подросткового возраста.
Теоретической основой исследования стали идеи Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.И. Божович; использовался материал учебных пособий по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова, по возрастной психологии под редакцией В.Е. Клочко. и др.
Границы подросткового возраста достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже. Этот возраст исследовали многие видные психологи. Л.С. Выготский временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, считал кризисы 13 и 17 лет. Идеи Выготского были развиты в отечественной психологии Д.Б. Элькониным. Эльконин, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности, называет подростковым возрастом период 10-17 лет. Но разделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Л.И. Божович считает, что подростковый возраст состоит из двух фаз: 12-15 лет и 15-17 лет. А.Е. Личко соединил свои исследования с концепцией Д.Б. Эльконина о смене ведущих форм деятельности. Это позволило принять 12-17 лет как подростковый возраст и подразделить его на следующие фазы: предподростковая – 10-11 лет, средняя подростковая - 14- 15 лет, старшая подростковая – 16-17 лет и послеподростковая – 18-19 лет [7]. В учебнике обществознания для 5 класса подростковый период делится на два этапа: младший подросток (школьники 5-6 класс) и старший подросток (школьники 7-8 классов) [3]. Как свидетельствуют приведенные классификации подросткового возраста, границы их условны, в современных условиях происходит их изменение, смещение.
Отрочество связано с возникновением новых чувств, переживаний, с самыми разными настроениями. Детство заканчивается, но многие его черты еще остаются в поведении подростка. Почувствовав себя уже не ребенком, подросток хочет приобщиться к миру взрослых, узнать о нем как можно больше, стать его равноправным членом. Общение со взрослыми становится более привлекательным, чем общение с детьми. Ведущий вид деятельности меняется с учебной, главной в начальной школе, на общественно-полезную и интимно-личностное общение со сверстниками. Отсутствие такой деятельности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям.
В этот период начинаются серьезные изменения в организме, завершается путь к биологической зрелости. За всю свою жизнь человек не растет так бурно, как в этот период - 5-8 см в год. Поэтому многие подростки кажутся нескладными, угловатыми. Одна из черт этого возраста – резкая смена настроений. Под влиянием происходящих в организме изменений нервная система подростка не всегда правильно реагирует на поступающую информацию, что отражается на его поведении. Другая особенность – быстрая утомляемость, усталость. Поэтому подростку необходимо большое внимание обращать на режим дня, правильное распределение труда и отдыха, на четкую организацию своей жизни. Подростки любят мечтать, задумываются над своим будущим, строят планы, кем быть, где учиться. Понимают юмор, острое слово, сами не прочь пошутить. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток стремится выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.
Ценности всегда существовали в обществе. «Ценности - специфические социальные характеристики объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (например, доброе – злое, прекрасное – безобразное)» [2]. Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. п. Ценности являются одним из источников смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет и почему; какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни. Ценность есть выражение уникальности человека. Они оказывают сильное влияние на предпочтение человека, на принимаемые им решения и поведение. Ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которыми человек следует в своей жизни [6]. Изучение ценностных ориентаций человека является достаточно важным для выяснения причин его действий и поступков.
Учеными предложено множество типологий ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Выделяют ценности, соответствующие разным проявлениям общественной жизни: моральные, эстетические, политические, познавательные, политические и т.д. Ценности могут быть личностными и социальными. Особую роль играют общечеловеческие ценности, т.е. присущие максимальному количеству людей: свобода, труд, творчество, гуманизм, солидарность, человеколюбие, семья, дети и другие. В контексте данной исследовательской работы под ценностями или ценностными ориентациями будут пониматься те ценности, которые являются как бы ориентирами, которыми руководствуется подросток в реальных жизненных ситуациях.
Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования ценностей личности. Именно в подростковом возрасте достигается необходимый уровень интеллектуального развития, развивается самосознание и накапливается необходимый жизненный опыт [5]. В отличие от ребенка, принимающего данные ему правила поведения на веру, подросток начинает осознавать их относительность, но еще не всегда знает, как их можно соподчинить друг другу. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска. Активное формирование самосознания рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей [4]. Подросток стремится расширить свои социальные горизонты, познакомиться с альтернативным социальным опытом, получить представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. Особым фактором, влияющим на формирование ценностей подростков, является влияние средств массовой информации.
Исходя из того, что границы подросткового возраста достаточно неопределенны и отсутствует единая периодизация данного возраста (о чем было сказано выше), мной использовался подсчет по классам, а не по возрасту обучающихся, что упростило процесс подсчетов и анализа результатов исследования.
В исследовании принимали участие обучающиеся 6-10 классов, по 30 человек из каждой параллели, всего 150 человек. Подросткам были выданы индивидуальные листы с перечнем из 14 ценностей: деньги и материально обеспеченная жизнь, дружба и общение, любовь, развлечения, здоровье, свобода, саморазвитие, интересная работа, уверенность в себе, поучение хорошего образования, семья и дети (в будущем), счастье других, общественное признание, вера в Бога . Перед школьниками стояла задача провести ранжирование жизненных ценностей, расположив самую важную для них ценность на первом месте, и далее по убыванию. Таким образом, на последнем 14-м месте оказалась наименее важная, по их мнению, ценность. Опрос проводился анонимно, без указания фамилии и имени подростка. Его результаты заносились в таблицу, подсчитывался средний балл ценности и определялся ее рейтинг в каждой параллели. Из полученных данных была составлена сводная таблица рейтинга жизненных ценностей обучающихся 6-10 классов. Также были определены наиболее важные и наименее важные ценности для подростков, обучающихся как в параллели, так и по всем опрошенным (Приложение 2). Продуктом исследования стала Карта изменений жизненных ценностей подростков 6-10 классов МБОУ «Ильинская СОШ» (Приложение 1).
В процессе исследования обнаружились сходства и различия в ранжировании жизненных ценностей опрошенных из разных классов. Для интерпретации (объяснения) результатов ранжирования ценностей подростками, была проведена консультация с школьным психологом Ю.В. Пироговской, изучалась информация из учебных пособий по обществознанию и возрастной психологии.
Рейтинг ценностей подростков 6 класса (Приложение1):
1. Здоровье; 2. Дружба и общение; 3. Любовь; 4. Получение хорошего образования; 5. Семья и дети (в будущем); 6. Уверенность в себе; 7. Саморазвитие; 8. Интересная работа; 9. Свобода; 10. Счастье других; 11. Развлечения; 12. Деньги и материально обеспеченная жизнь; 13. Вера в Бога; 14. Общественное признание.
Рейтинг ценностей подростков 7 класса:
1. Здоровье; 2. Дружба и общение; 3. Семья и дети (в будущем); 4. Получение хорошего образования; 5. Саморазвитие; 6. Уверенность в себе; 7. Любовь; 8. Интересная работа; 9. Свобода; 10. Деньги и материально обеспеченная жизнь; 11. Счастье других; 12. Вера в Бога; 13. Общественное признание; 14. Развлечения.
Рейтинг ценностей подростков 8 класса:
1. Здоровье; 2. Дружба и общение; 3. Любовь; 4. Свобода; 5. Получение хорошего образования; 6. Семья и дети (в будущем); 7. Саморазвитие; 8. Уверенность в себе; 9. Деньги и материально обеспеченная жизнь; 10. Интересная работа, счастье других; 11. Развлечения; 12. Вера в Бога; 13. Общественное признание.
Рейтинг ценностей подростков 9 класса:
1. Здоровье; 2. Дружба и общение; 3. Любовь; 4. Свобода; 5. Саморазвитие; 6. Семья и дети (в будущем); 7. Получение хорошего образования; 8. Уверенность в себе; 9. Развлечения; 10. Деньги и материально обеспеченная жизнь; 11. Интересная работа; 12. Счастье других; 13. Общественное признание;14. Вера в Бога.
Рейтинг ценностей подростков 10 класса:
1. Здоровье; 2. Свобода; 3. Дружба и общение; 4. Любовь; 5. Семья и дети (в будущем); 6. Уверенность в себе; 7. Саморазвитие, получение хорошего образования; 8. Деньги и материально обеспеченная жизнь; 9. Интересная работа; 10. Развлечения; 11. Счастье других; 12. Общественное признание; 13. Вера в Бога.
При сравнении результатов ранжирования по параллелям 6,7,8,9,10 классов получились следующие результаты (Приложение 2): 1. Здоровье (100%, т.е. обучающиеся из всех параллелей поставили эту ценность на первое место); 2. Дружба и общение (80%); 3. Любовь (60%); 4. Семья и дети (в будущем); 5. Получение хорошего образования; 6. Свобода; 7. Саморазвитие; 8. Уверенность в себе (60%); 9. Интересная работа; 10. Деньги и материально обеспеченная жизнь; 11. Счастье других; 12. Развлечения; 13. Вера в Бога; 14. Общественное признание (60%).
Анализ результатов ранжирования по параллелям выявил следующие особенности:
1. Здоровье. Чем объяснить 100% выбор этой ценности? Подростки получают много информации о проблемах экологии, генетических заболеваниях, оказывающих серьезное влияние на здоровье людей. Влияние оказывают государственная политика, средства массовой информации (интернет, телевидение и т.д.), популяризация здорового образа жизни.
2. Дружба и общение (80%). Значимость этой ценности характерна именно для подросткового возраста. Общение становится ведущим видом деятельности для подростков 6-9 классов. В 10 классе начинается переход к юношескому возрасту и значение ценности снижается. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная [4].
3. Любовь. В младшем подростковом возрасте любовь рассматривается также с позиции общения. У старших подростков внимание переключается на противоположный пол.
4. Семья и дети (в будущем). Подростки осознают, что в будущем у них будет семья, но в данном возрасте эта ценность не так актуальна. На мнение подростков также влияет социальная установка на укрепление семейных ценностей.
5. Получение хорошего образования. Подростки из 6, 7, 8 классов ориентируются на профессию, которая им просто нравится. Обучающимся 9, 10 классов дают знать о себе трудности в учебе: предстоящие экзамены для девятиклассников и увеличившаяся учебная нагрузка десятиклассников. Поэтому они имеют более реальные представления о жизни, в учебно-профессиональной деятельности ориентируются на заработную плату.
6. Свобода. Эта ценность является показателем противоречивости подросткового возраста. Они хотят быть свободными, но в то же время не готовы брать ответственность за свои поступки.
7. Саморазвитие. Предположительно, подростки из 7 и 9 классов ассоциируют саморазвитие с занятиями в кружках и секциях. Возможно, для обучающихся в 6, 9, 10 классах эта ценность имеет меньшее значение, но все равно они задумываются о выборе дальнейшего жизненного пути, поэтому разница в рейтинге ценности составила два пункта.
8. Уверенность в себе. Ценность также характеризует противоречивость подросткового возраста. Подростки 6, 7 классов зарабатывают статус в коллективе, «место под солнцем». Для них важно быть уверенным в себе. 8, 9 классы ассоциируют эту ценность с дальнейшим выбором профессии. У десятиклассников этот выбор был сделан в 9 классе и это подталкивает их к второму самостоятельному решению в 11 классе.
9. Интересная работа. Подростки 6, 7 классов еще только мечтают о профессиях, Обучающиеся 8, 9 классов ориентируются на интерес и заработную плату. У десятиклассников появляются жизненные планы, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни [4].
10. Деньги и материально обеспеченная жизнь. Эта ценность не стоит на последнем месте в рейтинге, однако имеет значение, но не такое, как здоровье и любовь, например. Она не настолько важна для этого возраста.
11. Счастье других. Одиннадцатое место в рейтинге отражает проявление эгоцентризма подростков, они думают о себе, своем счастье, своих мечтах. Это закономерно: в современных условиях жизни, когда в обществе думают в первую очередь о себе и своем благе, подростки не являются исключением.
12. Развлечения. На первые места подростки ставят приоритетные ценности, значит, эта ценность сейчас для них не актуальна. Для девятиклассников важно интимно-личностное общение, они хотят быть в компании, привлекать внимание противоположного пола.
13. Вера в Бога. Это свободный выбор каждого человека. Может быть, в силу возраста, подростки еще не сталкивались с такими ситуациями, когда человек ищет защиту, ответы на вечные вопросы бытия.
14. Общественное признание. У подростков пока нет понимания этой жизненной ценности, подростки хотят быть «как все».
Исследование выявило наиболее важные жизненные ценности подростков: здоровье, дружба и общение, любовь, семья и дети (в будущем), получение хорошего образования; и наименее важные: развлечения, вера в Бога, общественное признание.
В представленном исследовании мною были выполнены следующие задачи: я изучила особенности подросткового возраста и жизненные ценности подростков; провела исследование и анализ жизненных ценностей подростков МБОУ «Ильинская СОШ». Продуктом исследования стала Карта изменений жизненных ценностей подростков 6-10 классов МБОУ «Ильинская СОШ».
Выдвинутая мною гипотеза о том, что в каждой возрастной группе жизненные ценности подростков будут иметь отличия, подтвердилась. Я пришла к выводу, что результаты проведенного исследования подтверждают идеи Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.И. Божович: всем подросткам присуща сильная потребность в общении со сверстниками [4]. Ведущим мотивом поведения является стремление найти свое место среди сверстников.
Исследование показало, что одинаково важной для всех подростков также стала ценность здоровья. Относительно других ценностей я пришла к выводу, что в каждой возрастной группе подростков есть свои приоритеты в жизненных ценностях.
Результаты исследования охватывают лишь некоторые аспекты изучения ценностей и ценностных ориентаций подростков. В следующем учебном году я планирую провести такой же опрос и сравнить результаты. Я считаю, что знание жизненных ценностей подростков помогает взрослым лучше понять их, а самим подросткам лучше узнать себя.
1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. С. 256-269.
2. Аверьянов Ю.И. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 5 класс – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
4. Дарвиш О.Б. Возрастная психология – М.: Владос, 2005. – 264 с.
5. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
6. Шашкина А. О., Конюхова К. О. Исследование ценностей современной российской молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 868-871. — URL https://moluch.ru/archive/88/17375/ (дата обращения: 27.01.2018).
Приложение 1.
Карта изменений жизненных ценностей подростков,
обучающихся в 6 -10 классах МБОУ «Ильинская СОШ»
Рейтинг жизненных ценностей | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. |
Деньги и материально обеспеченная жизнь | 12 | 10 | 9 | 10 | 8 |
Дружба и общение | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Любовь | 3 | 7 | 3 | 3 | 4 |
Развлечения | 11 | 14 | 11 | 9 | 10 |
Здоровье | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Свобода | 9 | 9 | 4 | 4 | 2 |
Саморазвитие | 7 | 5 | 7 | 5 | 7 |
Интересная работа | 8 | 8 | 10 | 11 | 9 |
Уверенность в себе | 6 | 6 | 8 | 8 | 6 |
Получение хорошего образования | 4 | 4 | 5 | 7 | 7 |
Семья и дети (в будущем) | 5 | 3 | 6 | 6 | 5 |
Счастье других | 10 | 11 | 10 | 12 | 11 |
Общественное признание | 14 | 13 | 13 | 13 | 12 |
Вера в Бога | 13 | 12 | 12 | 14 | 13 |
Приложение 2.
Рейтинг жизненных ценностей подростков,
обучающихся в 6 -10 классах МБОУ «Ильинская СОШ»
Рейтинг жизненных ценностей | 6-10 классы |
Деньги и материально обеспеченная жизнь | 10 |
Дружба и общение | 2 |
Любовь | 3 |
Развлечения | 12 |
Здоровье | 1 |
Свобода | 6 |
Саморазвитие | 7 |
Интересная работа | 9 |
Уверенность в себе | 8 |
Получение хорошего образования | 5 |
Семья и дети (в будущем) | 4 |
Счастье других | 11 |
Общественное признание | 14 |
Вера в Бога | 13 |
Стеклянный Человечек
Пустой колос голову кверху носит
Плавает ли канцелярская скрепка?
Два морехода
Как нарисовать небо акварелью