исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
referat_na_temu_vklad_moey_semi_v_pobedu_v_velikoy_otechestvennoy_voyne.docx | 36.36 КБ |
Министерство образования Республики Башкортостан
Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Благовар муниципального района Благоварский район
основная общеобразовательная школа д.Сарайлы
Республиканский конкурс
краеведческих
исследовательских работ учащихся
«Дорогами Отечества-2015»
Номинация « Родословие»
«Вклад моей семьи в победу
в Великой Отечественной войне»
Автор: Кашаева Гульназ
Ильдусовна ученица 5 класса
ООШ д.Сарайлы
Руководитель: Насырова Г.Г.
452732 РБ Благоварский район
ООШ д.Сарайлы
8 (34747)27-2-45
Е-mail: saraili@bk.ru
д. Сарайлы- 2015 г.
Содержание
Введение.
Заключение.
Введение.
В настоящее время в связи с возрождением национального самосознания культуры возник интерес к составлению родословной. И в нашей школе к изучению своих потомков уделяется особое внимание. С этой целью в начале учебного года на уроках истории мы получили задание- изучить свои корни. В тетрадях по истории и культуре Башкортостана на первой странице записали свою родословную. Активизирует нашу деятельность еще то, что в нашем школьном музее есть отдел экспозиции- стенд «Родословное древо села Балышлы». Оно было составлено после научной обработки, уточнения с подлинников шежере. Изучая историю своих предков где-то до середины и второй половины 19 века, мы можем присоединиться к одной « ветке» этого древа и выявить своих потомков еще больше.
Также Советом музея проводится конкурс « Минем шэжэрэм». А участники и победители поощряются: они становятся участниками туристско-краеведческих экскурсий, поездок по республике.
В деревне Сарайлы у наших старожилов –односельчан есть тетради, где составлены свои родословные. Например, у Насыровых, Курбангалиевых, Вахитовых, Амирхановых.
В 2015 году наша страна будет отметила большое событие - 70-летие Великой Победы.
Мои предки тоже были участниками войны. Внесли свой вклад в Победу над фашисткой Германией. Прадедушка Насыров Мамалим Закирович - из рода кузнецов, был на войне, вернулся живым и умер в 1992 году. Прабабушка Баширова Роза Гатаулловна на фронте была в артиллерийской бригаде, вернулась живой, работала бухгалтером поселковом совете п. Чишмы и умерла в 2012 году. Вахитов Ярулла Халиуллович вернулся из фронта живым и проработал в родном колхозе, умер в 1994 году. Прапрадедушка Вахитов Билал Сафуанович, его родной брат Вахитов Талгат Сафуанович и их двоюродный брат Вахитов Шагидулла Халиуллович сложили головы за Великую Победу, чтобы у нас было счастливое детство , мирное небо над головой, чтобы мы могли спокойно учиться в школе и получить образование.
Чтобы подробнее узнать историю своей родословной я решила поставить перед собой цель: выяснить своих потомков, кем они были, чем занимались, и изучить их славные дела.
Для этого я под руководством учителя истории Гумерова Равиля Расиловича. изучила имеющийся архивный материал в школьном музее. Мы проанализировали документы, проработали соответствующую литературу. Я сравнила и уточнила свою родословную с родословной своих односельчан,
записала со слов своей прабабушки Вахитовой Назибы Билаловны, уточнила у любителя- краеведа Курбангалиева Фануза Гандалифовича.
Из истории составления родословной.
Каждый народ имеет свою историю, которую должен писать сам. Едва ли найдется такой человек, который хотя бы раз в жизни не задумался над происхождением своего имени и своей фамилии, историей своего рода.
У татар, башкир, как и у ряда народов, издавна существовал обычай составлять родословную своего народа, своего имени, рода, семьи. Они назывались шэжэре. Шэжэре, в переводе с арабского означает «родословное дерево». В него включались члены рода по мужской линии. Каждый человек должен был хорошо знать свою родословную. Согласно обычаям, татары, башкиры и другие народы должны были знать имена своих предков по 7 колено. Эти традиции сохранились и дошли до наших дней.
В настоящее время встречаются старики, знающие свою родословную в пределах 10-12 поколений. Из поколения в поколение шэжэре рода и племени записывались в течение нескольких поколений, этим шэжэре очень дорожили и с особым пристрастием их хранили. Потеря шэжэре рода считалось большим позором.
По рассказам бабушки, потеря шэжэре истолковывалось как забвение памяти отцов. Родовое шэжэре очень строго охранялось, редко кому показывалось и за пределами рода его местонахождение почти никому не было известно.
В краеведческой работе одним из главных направлений в изучении истории родного села является составление родословной-шэжэре, ведь через нее выявляются личности, которые стояли у истоков основания нашего села. На сегодня стало известно, что шэжэре в нашем селе составлялись подробно и записывались во многих семьях приблизительно до Октябрьской революции и немного позднее. К сожалению, затем эти шэжэре утратили свое значение, и следы этих бесценных реликвий затерялись. Они были либо уничтожены, либо попали в частные коллекции.
После Октябрьской революции сбором шэжэре занимались историки-краеведы. По утверждению автора сборника «Башкирские шэжэре», академика Кузеева Г., в настоящее время известно о существовании более 100 шэжэре.
Война 1941-1945 г. – трагическое событие в истории ХХ в.
Многие события в жизни страны, общества, человека оставляют неизгладимый след в истории. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. занимает самое значительное и трагическое место в истории ХХ столетия. Прошло почти 70 лет с тех пор, как она закончилась, но память о ней остается с нами, не дает забывать тех, кто погиб в боях , умер от ран в госпиталях, самоотверженно трудился в тылу, приближая победу.
Понятие «вклад» в победу.
Понятие «вклад» охватывает широкий круг вопросов. Например, мобилизацию, вооружение, обмундирование, снаряжение, сбор средств на войну, мужество и героизм отдельных людей и т.д. Я хочу описать Вам вклад моих родственников в победу в Великой Отечественной войне.
Родословная Вахитовых жителей д. Новый Буляк и д.Ак-Ялан.
Итак, я Гульназ 2002 года рождения , учусь в 5 классе. Отец
Ильдус Гадилович 1966 года рождения. Мама Галия Гелемхатовна 1978 года рождения. С 1997 года она работает в школе учительницей химии. Кроме меня в семье есть младшая сестренка Назгуль, которая посещает детский сад. Бабушка Зайда Фаиковна, 1956 года рождения, находится на заслуженном отдыхе. Прабабушка Вахитова Назиба, 1929 года рождения. К сожалению, в 2014 году покинула нас. Она, окончив 7 классов Балышлинской школы, начала работать в колхозе «Ударчы». В этот колхоз входили жители деревень Старый Усман и Ак-Ялан. Это было время Великой Отечественной войны. С 12 лет она со своими сестрами и мамой Муслимой, как и все остальные труженики тыла, работала на поле. Перед весенним посевом пешком с санками они ходили за зерном из д. Балышлы в д. Иваненково за 50 км. С 16 лет была почтальонкой в деревнях Старый Усман, Кладкул, Ак-Ялан. По словам моей прабабушки, они с утра до ночи трудились: обрабатывали огород, сажали картошку, свеклу, морковь, готовили сено для коровы, так как она была главной кормилицей. Поэтому у них на столе была картошка, было молоко и катык. С весны до поздней осени они употребляли травы, такие как крапива, борщевик, дикий лук, лебеда, кислица, свербига, щавель. На зиму сушили лекарственные травы. До последних своих дней прабабушка Назиба сушила 16 видов трав и готовила сбор чая на зиму. Меня тоже научила различать и собирать лекарственные травы.
Также, они старались помочь семье дяди Рахимьяна , который жил в деревне Баш Буляк. Он работал на железной дороге и в свободное время занимался войлочным делом, прабабушка с сестрами в этом ему помогали. За это дядя Рахимьян на лошади вспахивал их семье огород, и у них всегда была зимняя обувь- валенки.
Отец моей прабабушки, то есть прапрадедушка Вахитов Билал Сафуанович 1897 года рождения. С 20 лет он участвовал в Гражданской войне и воевал на стороне Красной Армии. Об этом свидетельствует коллективная фотография из города Таганка. После гражданской войны он приехал в свое родное село. В 1925 году женился на прапрабабушке Муслиме и у них родились дети Гамиль-1926 года рождения, Нажия-1928 года рождения, Назиба -1929 года рождения, Сайба-1931 года рождения. Прапрадедушка Билал был мастером работы по дереву. Он до Великой Отечественной войны построил дом в д. Ак-Ялан, работал в столярном цехе и делал деревянные колеса для телег, занимался изготовлением мебели из дерева. Себе и односельчанам делал столы, кровати (сэке), скамейки, полки для утвари. Мебель, сделанная его рукой, до сих пор служит нашей семье. У нас дома есть стол и полка для посуды, у моей прабабушки - скамейка с верхом и сэкэ, которые сделал мой прапрадедушка Билал.
Когда началась Великая Отечественная война, Билала Сафуановича ему в то время было 44 года, его родного брата Талгата Сафуановича (21 год) и их двоюродные братья по отцовской линии Яруллу Халиулловича (34 года ) и Шагидуллу Халиулловича (28 лет) призвали на фронт. Так как прапрадедушка был плотником и столяром его оставили в п. Алкино. Там он строил блиндажи для солдат. По рассказам прабабушки, в первое время их отец мог приезжать к ним. Один раз он приехал вместе со своим командиром на лошади. Когда Билал Сафуанович не смог приехать, он в письме пригласил свою жену к себе, предупредил и ее о том, чтобы они долго не искали его блиндаж: он сделает звезду из дерева и прикрепит его на двери. Прапрабабушка Муслима и две её дочери: Назиба (12 лет) и Сайба (10 лет) - один раз съездили к отцу в п. Алкино, отвезли продовольственные припасы. И действительно, на двери блиндажа увидели звезду и быстро смогли найти. По рассказам прабабушки, блиндаж, его подпорки и места для лежанки солдат были сделаны из дубовых бревен.
С осени 1943 года Билала Сафуановича отправляют на фронт. Перед этим он приехал попрощаться со своей семьёй. Тогда он уже знал, что его родной брат Талгат, который был стрелком, пропал без вести в мае 1943 года. И знал о том, что и двоюродный брат Шагидулла пропал без вести в 1941 году.
Прабабушка Назиба часто вспоминала проводы отца на фронт. Накануне выпал первый снег. Снега было много. На следующий день, когда их отца отвозили на лошади до станции Удряк , две маленькие дочери Назиба и Сайба долго бежали за санями, провожая отца. И параллельно со следом саней они на снегу оставляли свои маленькие следы. В последующие дни они ходили смотреть свои следы, так как эти следы были дороги им в память об отце. Бабушка Назиба и в свои 84 года говорила, что эти следы остались перед глазами навсегда. Из фронта приходили письма. В начале января 1944 года к ним зашла почтальонка. Она сказала прапрабабушке, что принесла недобрую весть- это была похоронка с фронта.
Там было написано:
« Вахитов Билал Сафуанович,1897 года рождения, уроженец д. Ак-Ялан Благоварского района, 817 СП, красноармеец, стрелок, погиб 01.01.1944 г., похоронен в Новгородской области, в Новгородском районе, близ деревни Подберезье в братской могиле».
Прапрабабушка Муслима прочитала письмо за ширмой, тихонько заплакала. Затем она собрала своих детей, обняла их и сказала им, что принесли похоронку, отец погиб на войне. А потом, 10 января пришло последнее письмо отца, которое, наверное, затерялось в дороге. Они неоднократно прочитывали это дорогое для них письмо. Это письмо они долго хранили за настенными часами, и когда им очень хотелось увидеть отца, заново прочитывали. Весной 1945 года пришла счастливая весть о том, что закончилась война. Постепенно начали возвращаться солдаты из фронта, у кого- то не было ноги или руки, у кого- то глаз. Когда прабабушка об этом рассказывала мне и моей маме, она всегда заканчивала словами « Лишь бы не было войны» (Сугыш кына чыга курмэсен)
Из фронта вернулся и двоюродный дядя прабабушки Ярулла Халиуллович Вахитов, который в дальнейшем внес большой вклад в восстановление колхозов. После войны Яруллу Вахитова назначают бригадиром бригады Буляк или Урал. В декабре 1950 года объединяют бригады в колхоз имени Кирова. С 1950 по 1961 год его назначают председателем этого колхоза. В эти годы урожай с гектара достигает до 29 центнеров (1956 г). За эти достигнутые успехи в 1957 году Вахитова Яруллу отправляют на ВДНХА в Москву. В 1958 году его награждают Орденом Ленина. И сегодня одна из главных улиц деревни Новый Буляк носит его имя.
Отец Яруллы- Халиулла и отец Билала- Сафуан являются родными братьями. Их отец Гафуан. Отцом Гафуана является Юнус . Далее генеалогическая схема получается так: Файзулла (1813-1862 годы жизни) его жена Гультуташ Нигматуллина (1820 г.р) у них было 2 дочери и 5 сыновей, один из которых Юнус. Затем Абдулвахит -1773 года рождения его жена Махуба. Я думаю, что фамилия Вахитов произошло от него. Далее Абдрахим -1756 года рождения, жена Сахиба. Затем Кильчура- 1715 года рождения, и Уразмет.
Моя поисковая работа.
В 2010 году, в год празднования 65 летия Великой Победы, мне посчастливилось увидеть могилу своего прапрадедушки Билала Сафуановича Вахитова. Из книги памяти №8 по Благоварскому району РБ мы выписали адрес захоронения нашего прапрадедушки. На эту поездку мы с собой пригласили и прабабушку, чтобы она увидела могилу своего отца, которого потеряла в 15 лет. Но к тому моменту прабабушке было уже 81 год и поэтому , она как мудрый человек, отказалась от поездки, так как дорога была длинной.
Мои родственники, то есть внучка прапрадедушки Билала Люза, правнуки Алена, Гузель, Финат, праправнуки Эрик и я, Гульназ , на поезде поехали в Москву. Из Москвы на машине поехали в Ленинградскую область, ныне Санкт-Петербургская. Доехали до деревни Андрюханово Новгородского района. По дороге встречали очень много братских могил. Это говорит о том, что здесь проходили жесточайшие бои за Родину. Нашли братские могилы. Это была отгороженная территория. В середине стоял памятник павшим в Великой Отечественной войне. По периметру располагались цементные плиты на постаментах, где были написаны имена этих солдат и даты смерти. Среди них мы отыскали фамилию нашего прапрадедушки Вахитова Билала Сафуановича. У нашего прапрадедушки был только год смерти, а числа и месяца не было. Мы привезли фотографии и видеоматериал и показали прабабушке и родственникам. Назиба нэнэй после нашего приезда провела Курен ашы, который посвятила своему отцу и солдатам мусульманам, которые сложили головы за наше мирное небо.
В преддверии празднования 70 –летия Великой Победы в деревне Старый Усман, где я проживаю по инициативе уроженцев нашего села Садыкова Фатыха Сагдатдиновича и Хусаинова Ильяса Исламгалиевича и Махмутова Анвара Анасовича депутата Государственной Думы РФ, который оказал материальную помощь и главы СП Балышлы, поставили мемориальный памятник, погибшим и пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны. На этом памятнике написаны имена, дорогих для нас людей Вахитова Билала Сафуановича и Вахитова Талгата Сафуановича.
Заключение.
Таким образом, я горжусь, что моими предками были такие личности, которые оставили яркий след в истории, внесли свой вклад в Великую Победу, глубоко вошли в народную память. Вели здоровый образ жизни, стремились к культуре.
Горжусь за своим народом, который, несмотря на то, что в своем процессе развития претерпевал различные изменения, сумел сохранить свой язык, историю, культуру, традиции, обычаи и остается сегодня одной из передовых цивилизаций. Я считаю, мы обязаны нашим предкам тем, что внешне похожи на них, и душевным складом, и даже таланты в какой-то степени передаются по наследству. Человек как дерево, которое не может цвести и плодоносить без корней.
Еще в свое время А.С. Пушкин заметил: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Поэтому непростительно нам не думать о них и забывать их. Поэтому я считаю и призываю Вас не откладывать на завтра то, что можно узнать из истории семьи сегодня, особенно, если эту информацию хранят люди преклонного возраста.
Поэтому непростительно нам не думать о них, забывать их. Знать свою родословную, помнить и уважать предков -это наш нравственный долг перед ними.
Спасибо за внимание!
Литература
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Есть ли лёд на других планетах?
Рисуем кактусы акварелью
Вода может клеить?
Учимся ткать миленький коврик