Цель работы: изучить и выявить общее в истории происхождения, культуре и быте, патриотическом наследии татаро-башкирского народа.
Методы исследования: теоретические (поиск, сбор, группировка и анализ информации по теме).
Вложение | Размер |
---|---|
kazhdy_narod_zolotoy_fond.docx | 62.64 КБ |
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область,
г.Пыть-Ях
Школьная научно-практическая конференция обучающихся
«Шаги в XXI веке»
«Каждый народ – золотой фонд России»
Проект
Автор:
Вильданов Ильнур,
обучающийся 5 и класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №5
Научный руководитель:
Федюшкина Ольга Борисовна,
Вильданова Эльвира Рашитовна,
учителя истории и обществознания
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №5
г. Пыть-Ях, 2017г.
Оглавление
Башкиры: происхождение, культура, религия, героическое наследие 7
Татары: происхождение, культура, религия, героическое наследие 12
Общее в истории происхождения, культуре и быте татаро-башкирского народа 18
Список использованной литературы 20
«Каждый народ – золотой фонд России»
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,
г.Пыть-Ях, 5 микрорайон, д. 5А
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Вильданов Ильнур Наилевич
5 и класс.
Аннотация
Цель работы: изучить и выявить общее в истории происхождения, культуре и быте, патриотическом наследии татаро-башкирского народа.
Для достижения цели исследования был сформирован ряд задач:
1.Изучить и проанализировать данные по исследуемой теме.
2.Узнать об истории и происхождении двух народов.
3. Описать особенности исторического развития, культуры и быта двух народов.
4. Установить сходства в социо-культурных, исторических особенностях развития татар и башкир.
Методы исследования: теоретические (поиск, сбор, группировка и анализ информации по теме).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследовательской работы в виде презентации «Каждый народ – золотой фонд России» могут быть использованы обучающимися, педагогами, родителями и всеми теми, кто интересуется историей происхождения своего народа.
Ожидаемый результат: знакомство с историей своей семьи через знакомство с историей, культурой татаро-башкирского народа; организация классного часа для обучающихся 5-х классов «История моей семьи в истории моего народа» с целью расширения знаний о различных народах, проживающих на территории нашей необъятной страны.
«Каждый народ – золотой фонд России»
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,
г.Пыть-Ях, 5 микрорайон, д. 5А
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Вильданов Ильнур Наилевич
5 и класс.
План исследований
Актуальность. Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предсказывают будущее. Поэтому так важно знать историю, традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность. Сила России – в единстве ее народа, каждый народ – это золотой фонд России.
Объект исследования: история, культура и быт татаро-башкирского народа.
Предмет исследования: различное и общее в социо-культурном и историческом наследии татар и башкир.
Гипотеза исследования заключается в том, что у татаро-башкирского народа есть много общих черт в происхождении, истории развития, культуре и быте.
Библиография:
2) Народы среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
Россия – многонациональная страна, на территории которой проживают более 190 народностей. Статус многонационального государства закреплен Конституцией Российской Федерации. Вот что написано в ее преамбуле: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».[1]
Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, определяют будущее. Поэтому так важно знать историю, традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность. Сила России – в единстве ее народа, каждый народ – это золотой фонд России.
Самый многочисленный народ страны — русские. Из почти ста пятидесяти миллионов жителей России на их долю приходится почти ¾ всего населения. Вместе с украинцами и белорусами русских относят к славянским народам. Славянские народы схожи в своем культурно-историческом развитии, как и другие родственные народы. Сходства могут проявляться в языке, традициях, обычаях, религии, внешности, быте, традиционных занятиях и ремеслах народов и др.
Вместе со славянскими народами на берегах Волги и ее притоках живут и другие народы, исконная родина которых — степь. Это татары и башкиры. С историей этих двух родственных народов связана и история моей семьи, вбирающая в себя особенности исторического развития, языка, культуры, быта и татар, и башкир.
Каждый народ богат своей историей, культурой, верованиями, ремеслами, выдающимися людьми. В условиях национального многообразия очень важно знать и с уважением относиться не только к истории и культуре собственного народа, но и других.
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ И РЕМЕСЛА
Основным занятием башкир в прошлом было полукочевое скотоводство. Были распространены земледелие, охота, бортничество, пчеловодство, птицеводство, рыболовство, собирательство. Из ремесел — ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, шалей, вышивка, обработка кожи (кожевничество), обработка дерева. Обработка минеральных веществ была слабо развита. Керамика отсутствовала, а обработка металла производилась в малых размерах и была слабо распространена. Металлургия и кузнечное дело попали под запрет после восстаний. Но, тем не менее, первый горный институт в России, ныне действующий в Санкт-Петербурге, предложил создать горнопромышленник башкир Исмагил Тасимов[2].
ЖИЛИЩЕ И БЫТ[3]
В XVII-XIX веках башкиры от полукочевого хозяйствования полностью перешли к земледелию и оседлой жизни, так как многие земли были заняты иммигрантами из центральной России и Поволжья. Среди восточных башкир частично ещё сохранялись полукочевой уклад жизни. Последние, единичные выезды аулов на летовку (летнее кочевье) были отмечены в 20-х годах XX века. Типы жилища у башкир разнообразны, преобладают срубные (деревянные), плетневые и саманные (глинобитные), у восточных башкир на летовках была еще распространена войлочная юрта).
БАШКИРСКАЯ КУХНЯ
Полукочевой образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир: зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях вносило разнообразие в рацион и возможности приготовления пищи[4].
Традиционное башкирское блюдо «бишбармак» готовится из отварного мяса и салмы, обильно посыпается зеленью с луком и сдабривается курутом. Это другая заметная особенность башкирской кухни: к блюдам часто подаются молочные продукты — редкое застолье обходится без курута или сметаны. Большинство башкирских блюд отличаются простотой приготовления и питательностью. Такие блюда как айран, кумыс, буза, казы, бастурма, плов, манты, и многие другие считаются национальными блюдами многих народов от Уральских гор до Ближнего Востока.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ
Традиционная одежда башкир весьма вариативна, в зависимости от возраста и конкретного региона. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из кораллов, бисера, раковин, монет. Это нагрудники (яга, хакал), черезплечные украшения-перевязи (эмейзек, дагуат), наспинники(инхалек), различные подвески, накосники, браслеты, серьги. Женские головные уборы в прошлом весьма разнообразные, это и чепцеобразный «кашмау», девичья шапочка «такыя», меховой «камабурек», многосоставный «калябаш», полотенцеобразый «тастар», часто богато украшенный вышивкой, весьма красочно украшенное головное покрывало «кушъяулык». Среди мужских — меховые «колаксын», «тюльке бурек», «кюлюпара» из белого сукна, тюбетейки, войлочные шляпы. Оригинальна обувь восточных башкир «ката» и «сарык», кожаные головки и суконное голенище, завязки с кистями. Ката и женскиесарыки украшались на заднике аппликацией. Повсеместно были распространены сапоги «итек», «ситек» и лапти «сабата» (за исключением ряда южных и восточных регионов). Обязательным атрибутом и мужской и женской одежды являлись штаны с широким шагом. Весьма нарядна верхняя женская одежда. Это часто богато украшенный монетами, позументами, аппликацией и немного вышивкой «елян» (халат)и «ак сакман» (который к тому же нередко служил и головным покрывалом)безрукавные камзулы, украшенные яркой вышивкой и обшитые по краям монетами. Мужские казакины и чекмени «сакман» полукафтаны «бишмэт». Башкирская мужская рубаха и женские платья резко отличались по покрою от таковых русских. Хотя они также украшались вышивкой, лентами (платья). У восточных башкирок также было распространено украшать платья по подолу аппликацией. Пояса были исключительно мужской деталью одежды. Пояса были шерстяные тканые (до 2.5 м в длину), ременные, матерчатые и кушаки с медными или серебряными пряжками. У правого бока на ремне всегда была привешена большая прямоугольная кожаная сума, а с левого бока — нож (башк. бысак) в деревянных, обшитых кожей, ножнах.
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ
Помимо свадебного празднества (башк. туй) известны религиозные (мусульманские): Маулид, Ураза-байрам, Курбан-байрам, Ашура, Раджап, а также народные праздники — праздник окончания весенне-полевых работ - Сабантуй.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Башкирское народное творчество было разнообразно и богато. Оно представлено различными жанрами, среди которых имеются героический эпос, сказки и песни. Одним из древних видов устной поэзии был кубаир. Среди башкир нередко встречались певцы-импровизаторы - сэсэны, соединяющие в себя дар поэта и композитора.
Среди песенных жанров встречались народные песни, обрядовые песни. В зависимости от мелодии башкирские песни разделялись на протяжные и короткие, в котором выделялись плясовые, частушки. У башкир имелось узляу или горловое пение. Наряду с песенным творчеством у башкир была развита музыка. Среди музыкальных инструментов наиболее распространены были кумыз. Кое-где встречался трехструнный музыкальный интрументдумбыра (башк. думбыра).[5]
Танцы башкир отличались своеобразием. Пляски всегда совершались под звуки песни или курая с частым ритмом. Присутствующие отбивали такт ладонями и время от времени восклицали «Эйе!»
ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БАШКИР[6]
Ряд эпических произведений башкир под названием «Урал-батыр», «Акбузат» — сохранил пласты древней мифологии индоиранцев и древних тюрков и имеет параллели с эпосом о Гильгамеше, Ригведой, Авестой. Так, эпос «Урал-батыр» по мнению исследователей несёт в себе три пласта: архаичный шумерский, индоиранский и древнетюркский языческий.
Некоторые эпические произведения башкир, такие как «Алпамыша» и «Кузыкурпес и Маянхылыу», встречаются также в эпосе других тюркских народов.
БАШКИРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Башкирская литература своими корнями уходит в глубокую древность. Истоки восходят к древнетюркским руническим и письменным памятникам типа орхоно-енисейских надписей, к рукописным произведениям 11 века на языке тюрки и древнебулгарским поэтическим памятникам (Кул Гали и др). В XIII—XIV веках башкирская литература по типу складывалась как восточная. В поэзии преобладали традиционные жанры — газель, мадхия, касида, дастан, канонизированная поэтика. Самым характерным в развитии башкирской поэзии является её тесное взаимодействие с фольклором.
С XVIII века по началу XX века развитие башкирской литературы связано с именем и творчеством Баик Айдарa (1710—1814), Шамсетдина Заки (1822-1865), Гали Сокроя (1826-1889), Мифтахетдина Акмуллы (1831-1895), Мажита Гафури (1880—1934), Сафуана Якшигулова (1871—1931), ДаутаЮлтыя (1893—1938), Шайхзады Бабича (1895—1919) и многих других.
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФ
В начале XX века в Башкортостане имелись лишь самодеятельные театральные коллективы. Первый профессиональный театр открылся в 1919 году почти одновременно с образованием Башкирской АССР. Это был нынешний Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури. В 30-х годах в Уфе появилось еще несколько театров — кукольный, театр оперы и балета. Позднее государственные театры открылись в других городах Башкортостана.
БАШКИРСКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО И НАУКА
Период, который охватывает историческое время с 60-х годов XIX столетия до начала ХХ века можно назвать эпохой башкирского просвещения. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения того периода были М.Бекчурин, А.Куватов, Б.Юлуев, М.Уметбаев, М.Акмулла, М.-Г. Курбангалиев, Р.Фахретдинов, М.Баишев, Ю.Бикбов и другие.
В начале XX века сформировались такие деятели башкирской культуры, как ЗакиВалиди, АбдулкадирИман, ГалимжанТоган, МухаметшаБурангулов.
РЕЛИГИЯ
По религиозной принадлежности башкиры — мусульмане суннитского направления. С X века среди башкир распространяется ислам. Арабский путешественник Ибн Фадлан ещё в 921 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам.
По мере утверждения ислама в Волжской Булгарии (в 922 году) ислам распространился и у башкир. В шежере башкир племени Мин, проживающих по реке Деме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская». В предании об излечении ханской дочери говорится, что булгары «послали своих учеников-табигинов к башкирам. Так ислам распространился среди башкир в долинах Агидели, Ика, Демы, Таныпа».
ЗакиВалиди приводил сообщение арабского географа Якута аль-Хамауи о том, что в Халбе тот встретил башкира, прибывшего на учебу.
Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 20-30-ые годы XIV века и связано с именем золотоордынского хана Узбека, который утвердил ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.
Венгерский монах Иоганка, побывавший в 1320-е годы среди башкир, писал о башкирском хане, фанатично преданном исламу.
К древнейшим свидетельствам введения ислама в Башкортостане относятся развалины памятника близ посёлка Чишмы, внутри которого лежит камень с арабской надписью, гласящей, что здесь покоится Хусейн-Бек, сын Измера-Бека, скончавшийся в 7 день месяца мухаррем 739 года хиджры, то есть в 1339 году. Есть также свидетельства того, что ислам на Южный Урал проникал и со Средней Азии. Например, в башкирском Зауралье, на горе Ауштау в окрестностях деревни Старобайрамгулово (Аушкуль) (ныне в Учалинском районе) сохранились захоронения двух древних мусульманских миссионеров, датируемые XIII веком. Распространение ислама среди башкир заняло несколько столетий, и завершилось в XIV—XV веках.[7]
ГЕРОИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ТАТАРСКОГО НАРОДА
Татары (самоназвание — тат.татар, мн. ч. татарлар) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке.Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские, иногда выделяют также польско-литовских татар.
Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский).[8] Верующие татары (за исключением небольшой группы — кряшен, исповедующих православие) — мусульмане-сунниты.
ИСТОРИЯ НАРОДА[9]
Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к III—IV векам н. э. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племён. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В V—VII веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племен в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В VII—VIII веках в Поволжье из Приазовья пришли булгарские племена, которые покорили имевшиеся здесь финно-угроязычные и тюркоязычные племена (в том числе, возможно, предков башкир) и в IX—X веке создали государство — Булгарию Волжско-Камскую. После разгрома в 1236 году Волжской Булгарии, и ряда восстаний (восстание Баяна и Джику, восстание Бачмана), Волжская Булгария была окончательно захвачена монголами. Булгарское население вытеснялось на север (современный Татарстан), замещалось и частично ассимилировалось.
СУБЭТНОСЫ[10]
Татары состоят из нескольких субэтносов. Самыми крупными из них являются:
Казанские татары (тат.Казанлы) — одна из основных групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Казанского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.
Татары-мишари (тат. Мишәр) — одна из основных групп татар, этногенез которых проходил на территории Средней Волги, Дикого поля и Приуралья. Разговаривают на западном диалекте татарского языка.
Касимовские татары (тат.Кәчим) — одна из групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Касимовского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.
Сибирские татары (тат.Себер) — одна из групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Сибирского ханства. Разговаривают на восточном диалекте татарского языка.
Астраханские татары (тат.Әстерхан) — этнотерриториальная группа татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Астраханского ханства.
Татары-тептяри (тат.Типтәр) — этносословная группа татар, известная в Башкортостане.
Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей.
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА
В искусстве и культурном наследии народа как в зеркале отразились жизнь и быт, национальные особенности, идеалы красоты и религия, изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами.
Говоря об историческом наследии и культуре, следует иметь в виду, что наряду с общими культурными традициями, существуют различные этнические группы татар с присущими им особенностями. Казань же являлась духовным центром основной этнической группы татарского народа - казанских татар, ставших основой в формировании татарской нации.
Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государства Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Значительным было и влияние ислама, принятого в 922 году.[11] Существовавшая в народе руническая письменность была заменена на арабскую, что дало импульс к развитию науки, философии и литературы. Ислам создал и укрепил главные традиции татаро-булгарской культуры. Мусульманское духовное родство позволяло волжским булгарам поддерживать торговые и дипломатические отношения с огромным миром ислама, открывало дорогу на Восток - в Священную Мекку, Египет, Турцию, Иран. Образы доисламской языческой мифологии - изображение птиц, животных и, иногда, человека заменяются цветочно-растительным и геометрическим орнаментом, который становится доминирующим. В то время как на Руси в искусстве утверждаются библейско-христианские изобразительные мотивы, в болгарском декоративном искусстве, как и в странах Востока, эстетическим и художественным принципом становится узорность и декоративность. До нашего времени дошли изумительные произведения булгарских мастеров - образцы украшений, работы по бронзе, серебру и золоту.
Новый этап развития культуры и искусства связан с включением Булгарии в состав Золотой Орды в 1236 году, имперская культура которой представляла собой симбиоз тюркских, монгольских и среднеазиатских культурных традиций с характерной для них пышностью орнамента и богатством декора, с использованием различных драгоценных металлов камней и самоцветов. Особое значение приобретает создание предметов, связанных с убранством коня и экипировкой воина, производство оружия и других, присущих тюркской кочевой среде, художественных изделий.
С распадом Золотой Орды появляется ряд независимых татарских государств: Астраханское, Казанское, Сибирское и Касимовское ханства. Казанское ханство, со столицей в городе Казани, сыграло особую роль в судьбе татарского этноса, поскольку именно казанские татары оказались консолидирующим ядром в процессе формировании татарской нации. Столица государства продолжает развивать лучшие традиции зодчества и архитектуры. На территории Казанского кремля возводится много белокаменных и кирпичных сооружений. Характерным для того времени было появление каменных надгробных стел с богатой резной орнаментацией, изделий из металла и украшений, в которых присутствуют черты «восточного» барокко - стиля, распространенного в изделиях искусства Азербайджана и Азии.
Во второй половине 16 века Казанское ханство присоединяется к Русскому государству. Приехавшие в Казань переселенцы из Москвы, Новгорода, Пскова и других русских городов привносят некоторые элементы русской культуры, которая, в свою очередь, не осталась свободной от влияния культуры Востока.[12]
Ярким образцом историко-культурного взаимодействия между Русью и Казанским ханством являются и знаменитые «Казанская шапка» и «шапка Мономаха» - два сохранившихся венца русских царей. И та и другая попали к русским царям от татарских ханов и являются классическими образцами татарского декоративно-прикладного искусства, они богато инкрустированы драгоценными камнями и самоцветами, украшены вычурными растительными узорами, присущими татарскому народному орнаменту. «Казанская шапка» также, как и ханский трон, привезенный из Казани Иваном Грозным и получивший название трона Бориса Годунова, хранятся в настоящее время в фондах Оружейной Палаты Московского Кремля.
БЫТ[13]
Не менее ощутимо татарское влияние проявилось и в бытовой культуре. Это относится к тюркским названиям предметов русской одежды. Например, старинная русская обувь - чоботы, башмаки была заимствована у татар, как и кафтан, казакин, кушак, тулуп. Перешло также множество слов, относящихся к торговле и домашнему обиходу: алтын, амбар, аршин, базар, бакалея, балаган, барыш, деньга, караван и другие.
К 19 веку с появлением мануфактурного производства переживает период расцвета декоративное искусство. Именно тогда создаются классические образцы золотошвейной и тамбурной вышивки с богатым орнаментом, ювелирные украшения с изящной сканью, красочные женские головные уборы - калфаки, декоративные полотенца с тончайшими узорами. В этот период складывается классический татарский костюм, формируется единый национальный стиль в экстерьере и интерьере жилища, в обрядовых и бытовых изделиях.
В наши дни самобытные традиции татарского народного искусства приобретают особую художественную значимость. Ведутся научно-исследовательские работы с организацией экспедиций, благодаря чему музеи Казани и других городов республики пополняются изделиями и экспонатами, имеющими культурную и историческую ценность. В форме народных художественных промыслов существует производство узорной мозаичной обуви (Арское объединение) и художественное ткачество (Алексеевская фабрика). Изучая изделия народного творчества, современные художники создают ювелирные украшения в технике бугорчатой скани, скатерти и полотенца, вышитые тамбуром, кожаную инкрустированную обувь, национальные сувениры и памятные подарки.
Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.
Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой — стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх нее — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.
Праздники и обряды
Как и у многих других народов, обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой: сабан өсте — весна, начало яровых; печән өсте — лето, время сенокоса. Этнограф Р. Г. Уразманова на обширном этнографическом материале делит обряды татар на две неравные группы: весенне-летний и зимне-осенний циклы.
Весенне-летний цикл
Обряды и праздники проводимые до сева
Сабантуй
Обряды, связанные с началом сева.
Обряды и праздники проводимые после сева
Осенне-зимний цикл
В отличие от весенне-летних он не имеет четкого деления, так как не привязан к народному календарю, а точнее к земледельческому быту.
ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ
Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта. Наиболее древняя письменность — тюркская руника. С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе, хотя уже существуют планы перевода татарской письменности на латиницу.[14]
ГЕРОИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Культура каждого народа имеет свое неповторимое лицо, но является частью культуры всего человечества, оказывая влияние на другие культуры, дополняя их. Национальное и общечеловеческое в культуре – это два взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга фактора.
О взаимовлиянии и формировании единых фольклорных, языковых, бытовых традиций народов Урало-Поволжья свидетельствуют общие географические и климатические условия существования, многовековой опыт культурного взаимодействия.
Исследования показывают, что много общего было во внутреннем устройстве и убранстве башкирского и татарского жилища – деревянные нары, печь с казаном, интерьер из красочных тканей занавесей и полотенец, подзор с вышивкой.
В мировоззрении это проявилось в сохранении культа материнства, где особая роль отводилась матери-земле, что ярко проявляется в обрядах праздников обоих народов.
Взаимосвязи также проявляются в песенном фольклоре двух народов: виды и жанры песенной поэзии татар и башкир во многом совпадают. Отмечается и близость, сходность, общность содержания многих обрядов, вплетенных в традиционное исполнение песен, а также связанной с ними терминологии. Воспринятый башкирами и татарами из Средней Азии новогодний праздник, по иранскому календарю «Науруз- байрам», распространился позже среди других народов региона.[15]
Кроме того, языки обоих народов во многом схожи: татары без труда могут понимать башкир и наоборот.
Таким образом, следует отметить, что процессы многовековых взаимосвязей народов Урало-Поволжья, в особенности татар и башкир, привели к формированию у них общего, регионального слоя культуры, который в разной степени захватил хозяйство, сферы материальной и духовной жизни. В то же время этот процесс не привел к разрушению этносов и особенностей их национальных культур. Сложился, таким образом, регион, населенный различными народами с глубоко специфичными национальными культурами, языками, одновременно связанными общностью пройденного исторического пути и сближающими их общим слоем культуры.
Каждый народ богат своей историей, культурой, верованиями, ремеслами, выдающимися людьми, кухней… Культуры и история различных народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащаясь и создавая в результате яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины. Сила России – в многообразии и единстве ее народов.
Традиции народов, проживающих на территории нашей страны, создают ее образ, основывают историю, определяют будущее, поэтому так важно знать историю, традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность.
Действительно, в условиях национального многообразия очень важно знать и с уважением относиться не только к истории и культуре собственного народа, но и других. В рамках данной работы мною было рассмотрено особенное и общее в формировании и развитии двух народов: татар и башкир, с которыми связана также история и моей семьи.
Я считаю, что каждый человек должен знать и уважать не только историю и культуру собственного народа, но и стремиться к познанию других народов, чтобы жить на этой большой планете дружно.
2) Народы среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
[1] Конституция РФ.
[2] Аминов Т. М., Ерёмина А. И. У истоков высшего образования в Башкирской АССР: Уфимский политехникум //Педагогический журнал Башкортостана. – 2011. – №. 4. – С. 203-214.
[3] Биктимирова Л. БАШКИРИЯ В XVII–XIX ВВ //человек. – Т. 6. – С. 6.
[4] Шайбакова Г. Р. ОСОБЕННОСТИ БАШКИРСКОЙ КУХНИ //ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АГРОНОМИИ.
[5] Надиров, И. Н. Взаимосвязи песенного фольклора народов Среднего Поволжья и Приуралья // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983. С. 49–51.
[6] Здесь и далее на основе материалов: Масленникова, Т. А. Художественная организация среды в башкирском народном искусстве. Уфа, 2005. С. 548.
[7] Кузеев, Р. Г. Народы среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
[8] Дыбо А. В. Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков. – 2006.
[9] Кузеев, Р. Г. Народы Поволжья и Приуралья : ист.-этногр. очерки. М., 1985.
[10] Сухорукова О. А. Этническая история России: учебное пособие. Часть I. – Scientific magazine" Kontsep, 2015.
[11] Даминдарова Ф.В. Взаимовлияние и взаимодействие культур народов Урало-Поволжья // Вестник ЧелГУ . 2009. №11.
[12] Источник 2.
[13] На основе материалов Источник 9, Источник 11.
[14] Ахметьянов, Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М., 1981. С. 129.
[15] Надиров, И. Н. Взаимосвязи песенного фольклора народов Среднего Поволжья и Приуралья // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983. С. 49–51.
Шелковая горка
Глупый мальчишка
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Мост Леонардо
Попробуем на вкус солёность моря?