Актуальная на сегодняшний день проблема обусловила необходимость доказать на примере Шишкинских писаниц важность сохранения природных мест каждым человеком. Если человек может разрушать памятники природы, то он же может их спасти. В работе представлена общая характеристика природно-археологического комплекса Шишкинские писаницы, проанализированы деятельность человека как фактор разрушения памятников природы и мероприятия, направленные на защиту памятника. В заключении представлен продукт проектной деятельности - памятка "Правила посещения памятников природы".
Вложение | Размер |
---|---|
shishkinskie_pisanitsy.docx | 245.19 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАЯНДАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. М.Б. УБОДОЕВА»
Проблема сохранения природного и историко-культурного наследия РФ
(на примере Шишкинских писаниц)
Исследовательский проект
Выполнил: ученик 6б класса
Мадаев Артем
Руководитель: Найманова С.А.
с. Баяндай
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день природные и культурные объекты находятся в критическом состоянии. Об этом факте свидетельствует неудовлетворительная оценка состояния большинства памятников, находящихся на государственной охране. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры приводит следующие причины разрушения памятников: гидротехническое, промышленное и дорожное строительство; распашка, продажа земель заповедников и др. По статистике, из семнадцати тысяч памятников лишь две тысячи разрушаются под воздействием естественных процессов, остальные страдают от деятельности человека. [1]
Ученые бьют тревогу об исчезновении Шишкинских писаниц с лица земли в ближайшее будущее. Наскальная живопись находится под угрозой уничтожения в основном из-за вандализма. Всего на древних скалах насчитывалось более 2000 рисунков, сегодня же сохранилась лишь треть изображений.
На сайте Правительства Иркутской области размещена общая информация о регионе на 01.01.2017 г., в которой Шишкинские писаницы находятся на 15 месте среди «Основных «брендов» территории». Мы считаем, что развитие туризма и «брендирование» достопримечательностей также пагубно сказывается на памятниках и окружающей природной среде. [2]
Гипотеза: если человек может разрушать памятники природы, то он же может их спасти.
В связи с выделенной проблемой мы ставим перед собой следующую цель проекта: на примере Шишкинских писаниц доказать необходимость сохранения природных мест каждым человеком.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Методы. В работе над проектом мы использовали проблемно-поисковый метод, который позволил нам собрать и обобщить информацию о памятнике Шишкинские писаницы и представить свое решение проблемы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Общая характеристика природно-археологического комплекса Шишкинские писаницы
Шишкинские писаницы — природно-археологический памятник, состоящий из наскальных рисунков. Ценность памятника состоит в том, что рисунки выполнены в огромный период: от эпохи позднего неолита до XIX века. На протяжении 3,5 км. изображены различные животные, мифические существа, картины о путешествиях, военных походах и праздниках. Фигуры нарисованы охрой, либо выбиты на скале.
Название памятника происходит от близлежащей деревни Шишкино на правом берегу р. Лены, которая находится в Качугском районе.
По наскальным изображениям мы можем проследить историю освоения края. В древности люди изображали животных, которые помогали им выживать - давали мясо, шкуру и рога. В рисунках эпохи бронзы появляются изображения быков, лодки, мифические чудовища. С приходом тюрков возникают новые изображения: всадник на лошадях, верблюды, кочевой образ жизни и др. Освоение Сибири первопроходцами проявляется в изображении сцен церковной тематики.
Ученые высказывали предположение, что посредствам рисунков человечество оставляло на скалах информацию о том, что жизнь циклична, что солнце, вставая на востоке и погружаясь за горизонт на западе, взойдет вновь.
В западной части писаниц находится скала, которую буряты назвали «заставляющая вздрогнуть». Это огромная глыба, нависающую над Леной. Ранее у бурят существовала культ этой горы. По легенде, здесь когда-то жил силач. Хозяину нижнего мира нужен был силач, чтобы открыть темницу, в которой была закрыта смерть. Духи украли богатыря, а когда он выполнил задание, то сделали его хозяином Лены, превратив в скалу. «Заставляющая вздрогнуть» как бы олицетворяет границу между жизнью и смертью. Ведь на скалах западного фланга все композиции посвящены сценам охоты.
Первое упоминание о писанице оставил ученый Герард Фридрих Миллер, пребывавший в Верхоленске в начале XVIII века. В дальнейшем писаницы упоминались путешественниками, писателями. Так, А. Щекатов описывал писаницы следующим образом: «природа сделала изображение, подобное человеку». В начале XIX в. Щекатов и М.Я. Черемных сделали зарисовки некоторых рисунков.
Шишкинские писаницы всегда находились во внимании ученых. С 1929 г. кропотливую работу проводил А.П. Окладников. Результатом его деятельности стал двухтомник. В первом томе были опубликованы копии петроглифов, а во втором – его рассуждения о наскальной живописи. Он первым заговорил о том, что необходимо создать музей на базе писаниц.
В 1941 и 1947 гг. здесь работали Ленская историко-археологическая экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР и Научно исследовательского института культуры при СНК ЯАССР и Бурят-монгольская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР и научно-исследовательского института культуры и экономики Бурят-Монгольской АССР.
В 1957 г. наскальные изображения на Шишкинских скалах исследовались участниками Ангарской археологической экспедиции ИИМК АН СССР.
Масштабные работы по исследованию писаницы начались в 1983 году. Благодаря Руководству Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области работа проводилась на высоком уровне. На объекте работали археологи ИГУ, микробиологи, геофизики, гидрологи, химики, реставраторы, геологи, археологи, ботаники и фотографы. Был привлечен Московский институт реставрации им. Грабаря.
Специалисты Московского инженерно-строительного института пытались развить туризм, но писаницы были не готовы к музеефикации. Для этого нужна была реставрация.
Иркутские археологи Л. В. Мельникова и В. С. Николаев скопировали 1762 изображения на 298 плоскостях скального массива. Также здесь работали сотрудники Института земной коры СО РАН Владимир Литвин, который через два года скончался, и Нина Демьянович. Итогом 25-летней работы стало написание двухтомной монографии. Впервые на одном объекте был проведен широкий комплекс исследовательских работ. [3]
Газеты пестрят печальными статьями: «Списанные скалы», «Шишкинские писаницы простоят еще максимум сто лет» …
Лариса Мельникова в интервью говорит: «Шишкинская писаница – умирающий объект, ведь так устроен мир, что все, рождаясь, рано или поздно умирает. И геологическая порода такого возраста не исключение. Но, к сожалению, уходить из этого мира писанице помогают варварские действия людей…»[4]
Памятник состоит из твёрдых и мягких пород, для которых характерно разрушение со временем. Однако, специалисты утверждают, что скалы можно спасти за счет простых строительных технологий. Для этого нужно финансирование, которое государство не выделяет.
Дорожное строительство пагубно сказалось на скалах. При реконструкции дороги на Жигалово край скалы был взорван. Каждый день по трассе проезжает множество тяжелых машин, что создает вибрацию на скалы. Ещё в 1995 году Лариса Мельникова и Вадим Николаев предлагали перенести дорогу на место старой полевой в обход Шишкино. Ответ был таким: «Дайте миллион – перенесём». Кроме этого открыли сквозной путь до Магистрального и трасса стала еще оживленнее.
С 1960 г. наскальные изображения находятся под охраной государства, а это значит, что без специального разрешения посещать эти места нельзя. Однако здесь останавливаются свадьбы, дни рождения и другие компании. Табличка о запрете на подъем к наскальным рисункам никого не останавливает.
Люди привозят с собой краску и оставляют надписи: «Командировка. Кошель», «Братск 1969», «Маша и Наташа», «1950. Педуч. экскурс» и мн. др. Эти надписи появляются прямо поверх изображений древних жителей. Песчаник моментально впитывает любую краску, удалить которую можно только трудным процессом тонирования поверхности, а это изменяет цвет скалы.
«Мы не можем справиться с потоком людей. Портит скалы по большей части молодежь. Недавно мимо нас проехали две машины с молодыми людьми. Остановились в 300 метрах. Пока я шел к ним, один успел быстро забраться на скалу и спуститься. А после себя оставил надпись. Две недели назад другие нарисовали еврейскую звезду Давида. Мы ничего не можем сделать с этими вандалами, потому что полномочий у нас никаких нет. Только можем ходить, ныть, ругаться да мусор после них убирать, — рассказывает Олег Зимин».[5]
Все эти воздействия, естественные и человеческие, в совокупности дают необратимый результат. Археолог Лариса Мельникова, которая 25 лет занималась изучением Шишкинских писаниц, подсчитала, сколько рисунков уходит в год: от 30 до 50. Через 50 лет от них не останется ничего. [6]
В 1948 г писаница «Шишкинская шаманка» была поставлена на государственный учёт и охрану. Эта заслуга иркутских археологов А. П. Окладникова и П. П. Хороших. В госархиве области сохранилась переписка иркутских чиновников с Москвой. Был разработан проект Верхнеленского археологического заповедника «Шишкинская шаманка». Предполагалось, что скалы будут огорожены забором в 2,5 м «вдоль правого берега р. Лены на протяжении до 2,5 км, начиная в 100–120 м выше мельницы у с. Шишкино». В ноябре 1949 года Москва согласовала с облисполкомом строительную смету. Но в марте 1950 г. из столицы пришло письмо: «Шишкинская шаманка» в госплан на 1950 год не включена, поскольку объект РАН ещё не объявлен заповедником. А заповедником его нельзя было объявить, пока не был составлен государственный список археологических памятников.
Памятник древнего изобразительного искусства был поставлен на государственную охрану только в 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». А также по приложению N 3 данного постановления Шишкинские писаницы подлежали первоочередной подготовке к музейному показу. Однако до сегодняшнего дня мероприятий по музеефикации памятника проведено не было. [7]
В 1992 здесь проводились полевые изыскания. В дальнейшем был разработан проект охранных зон «Шишкинского природно-исторического комплекса на р. Лене», который был согласован Главным управлением охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР от 4 марта 1993 года за № 325.
В 2015 году писаница «Шишкинская шаманка» получила статус объекта культурного наследия федерального значения. По приказу Министерства культуры Российской Федерации № 1176 присвоен регистрационный номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Периодически проводятся мероприятия по сохранности поверхности скал. Так, с 1987 по 2007 годы, в 2010 году Государственным научно-исследовательским институтом реставрации («ГосНИИР», Москва) за счет средств федерального бюджета на памятнике осуществлялся мониторинг. На поверхности скал была опробована методика консервации поверхности с рисунками.
На сегодняшний день служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области организует проведение планового мониторинга объекта. Кроме этого, служба продвигает идею музеефикации для использования в культурно-туристических целях.
Идею музеефикации также поддерживает общественность в лице директора арт-галереи DiaS Дианы Салацкой: «… когда я поняла, что утеряно очень много рисунков, пройдет еще несколько десятков лет, и мы этот памятник потеряем, возникла идея проекта «В гостях у пещерного человека». Он направлен на музеефикацию уникального объекта, консолидацию интересов органов власти, населения, СМИ по сохранению наскальных рисунков и созданию нового туристического маршрута. Изучив проблемы «Шишкинской писаницы», мы с группой единомышленников пришли к мнению, что оптимальным способом сохранения и дальнейшего использования археологического наследия на первом этапе является разработка и установка вандалоустойчивых металлических конструкций с качественной полиграфической печатью. В планах также создание экспозиции в Качугском музее, посвященной Шишкинской писанице, чтобы туристы шли на экскурсию подготовленные. Возможно, что тогда знакомые тех людей, которые оставили координаты на древнем памятнике, осудят поведение своих знакомых, и вандалам наконец-то станет стыдно за свое поведение. Мы надеемся консолидировать все силы и добиться музеефикации объекта».
Местное управление Качугского района оплачивает работу сторожа на Шишкинских писаницах. Мэр Качугского района Татьяна Кириллова подчеркивает необходимость «сохранить писаницы для потомков» и поддерживает идею Дианы Салацкой. [8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
представление продукта проектной деятельности
Что мы смогли сделать для спасения природного и историко-культурного наследия? Для решения поставленной нами цели мы выполнили следующие действия.
Во-первых, мы подробно изучили историю и состояние природно-археологического комплекса Шишкинские писаницы.
Во-вторых, мы вступили во Всероссийское общество охраны памятников и культуры – общественную организацию, которая была учреждена в РСФСР в 1965 году и продолжает работу в современной России. Теперь наши электронные адреса приняты в качестве подписи в поддержку официальных заявлений ВООПИиК.
В-третьих, для учеников нашей школы мы разработали памятку «Правила посещения памятников природы». Мы считаем, что туристы должны нести ответственность за посещение природных мест, а также содействовать охране природы. (Приложение №1).
Таким образом, мы доказали, что от нас зависит не только будущее, но и сохранность природного и культурного наследия.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ\
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
МАТЕРИАЛЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Памятка «Правила посещения памятников природы»
Уважаемые ученики, при посещении природных достопримечательностей соблюдайте следующие правила:
[1] Состояние историко-культурного наследия// Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. – Режим доступа: http://www.voopik.ru/our-heritage/status-cultural-heritage/ (дата обращения -01.11.2017 г.)
[2] Общая информация// Правительство Иркутской области. – Иркутск, 2017 г. - Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/tour/working/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения – 15.11.2017 г.)
[3] Областная общественно-политическая газета. - 3 августа 2016 г. – Режим доступа: http://www.ogirk.ru/news/2016-08-03/shishkinskaya-pisanitsa-shans-sovershit-puteshestvie-vo-vremeni.html (дата обращения - 16.11.2017 г.)
[4] Там же.
[5] СМ Номер один. - № 30. – от 4 августа 2016 г. – Режим доступа: http://baikal-info.ru/shishkinskie-pisanicy-turistov-hvataet (дата обращения - 20.11.2017 г.)
[6] Восточно-Сибирская правда. Конкурент. - №155. – от 21 октября 2010 г. – Режим доступа: http://www.vsp.ru/2010/10/21/spisannye-skaly/ (дата обращения – 21.11.2017 г.)
[7] Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». – Режим доступа: http://oopt.aari.ru/sites/default/files/documents/Sovet-Ministrov-RSFSR/N1327_30-08-1960.pdf (дата обращения - 01.12.2017 г.)
[8] Областная общественно-политическая газета. - 3 августа 2016 г. – Режим доступа: http://www.ogirk.ru/news/2016-08-03/shishkinskaya-pisanitsa-shans-sovershit-puteshestvie-vo-vremeni.html (дата обращения - 16.11.2017 г.)
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Чья проталина?
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Несчастный Андрей
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку