Цель проекта: исследовать «исторические корни» и особенности казачьего костюма и применить знания на практике.
Задачи:
Методы исследования: теоретические (поиск, сбор и анализ информации по теме проекта), эмпирические (социологический опрос).
Практическая значимость проекта заключается в создании презентации «История казачьего костюма» и его публичная презентация на уроках по «Истории казачества»; издание журнала «Традиционные казачьи костюмы» с целью пополнения школьного музейного фонда; создание авторских эскизов казачьих костюмов; разработка сценария для визитной карточки кадет-казаков, участвующих в ежегодных региональных смотрах-конкурсах и слетах «Юные казаки», «Казачий сполох»
Форма реализации проекта: публичная презентация проекта на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее», организация и проведение (на базе школьного музея) классного часа для 1-х-4-х кадетских казачьих классов (май 2018 г.)
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2018_kazakostyum_samus.docx | 288.78 КБ |
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,
г.Пыть-Ях
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Шаг в будущее»
Исследовательский проект
Казачий костюм: история и современность
Автор: Самусь Ангелина,
обучающаяся 8 к класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №5
Руководители проекта:
Вильданова Эльвира Рашитовна,
учитель истории и обществознания
Кругляк Наталья Владимировна,
учитель ИЗО
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №5
г. Пыть-Ях, 2018
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………………5
Глава 1. История развития мужского казачьего костюма…………………………………….6
Глава 2. История развития женского казачьего костюма……………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………………..13
Приложение 1…………………………………………………………………………………..15
Приложение 2…………………………………………………………………………………..16
Приложение 3…………………………………………………………………………………..17
Приложение 4………………………………………………………………………………......18
Приложение 5…………………………………………………………………………………..19
Приложение 6…………………………………………………………………………………..20
«Казачий костюм: история и современность»
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область,
г.Пыть-Ях, 5 микрорайон, дом 5а
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Самусь Ангелина
8 к класс
Аннотация
Задачи:
Методы исследования: теоретические (поиск, сбор и анализ информации по теме проекта), эмпирические (социологический опрос).
Практическая значимость проекта заключается в создании презентации «История казачьего костюма» и его публичная презентация на уроках по «Истории казачества»; издание журнала «Традиционные казачьи костюмы» с целью пополнения школьного музейного фонда; создание авторских эскизов казачьих костюмов; разработка сценария для визитной карточки кадет-казаков, участвующих в ежегодных региональных смотрах-конкурсах и слетах «Юные казаки», «Казачий сполох»
Форма реализации проекта: публичная презентация проекта на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее», организация и проведение (на базе школьного музея) классного часа для 1-х-4-х кадетских казачьих классов (май 2018г.);
«Казачий костюм: история и современность»
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область,
г.Пыть-Ях, 5 микрорайон, дом 5а
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Самусь Ангелина
8 к класс
План исследований
Проблема: в чем особенность казачьих костюмов?
Актуальность исследования: Каждый народ имеет свою историю, традиции и обычаи, что выделяет их от остальных. Национальный костюм – это целый мир, «визитная карточка», «паспорт», отличительный образ каждого народа, характеризующий его самобытность и уникальность, отражающий социальные, религиозно-нравственные, этические, эстетические идеалы и традиции народа. К сожалению, в учебниках истории России очень мало информации о казаках - их быте, укладе жизни, традициях, обычаях, одежде. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время идет процесс возрождения казачества в нашем округе – Югре, а также в других регионах России. В частности, в нашей школе ширится и развивается кадетско-казачье движение, введен дополнительный курс «История казачества». Богатое культурное наследие российского казачества представляет для нас, учеников кадетско-казачьего класса, огромный интерес. Более того, ежегодно мы – кадеты-казаки, участвуем в региональных смотрах-конкурсах и слетах «Юные казаки», «Казачий сполох», где требуются знания по истории казачества.
Объект исследования: история развития казачьего костюма
Предмет исследования: особенности и характерные черты традиционного казачьего костюма
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют особые обряды ношения казачьего костюма
Библиография:
Введение.
Каждый народ имеет свою историю, традиции и обычаи, что выделяет их от остальных. Национальный костюм – это целый мир, «визитная карточка», «паспорт», отличительный образ каждого народа, характеризующий его самобытность и уникальность, отражающий социальные, религиозно-нравственные, этические, эстетические идеалы и традиции народа. Особенности жизни казаков отразились на их одежде. Своеобразный вид донской казачьей одежды складывался веками. Облик одежды воссоздают старинные казачьи песни:
«На стружках сидят гребцы – удалые молодцы,
Удалые молодцы – вседонские казаки.
На них шапочки собольи, верхи бархатные,
Пестрорядные рубашки с золотым галуном.
Астраханские кушаки полушалковые,
С зачесами чулочки, да все гарусные.
Зелень-сафьян сапожки, кривые каблуки»[1]
Казаки свободно относились к самобытности в одежде и рассматривали ее как признак своей самостоятельности. На Дону любили одежду ярких живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. «Их одежда, уборы и оружие,— пишет историк Сухоруков,— принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный».
Глава 1. История развития мужского казачьего костюма.
Казачий костюм стал результатом соседства с народами Северного Кавказа. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. О том, что носили казаки в 1705 году, говорил в Посольском приказе атаман донской зимовой станицы Савва Кочет: «…платья де они носят по древнему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные любят платье и обувь по черкески и по калмыцки, а иные обвыкли ходить в русских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочется, тот тако и творит». А дальше, как бы предупреждая Петра о том, что среди казаков петровские нововведения не приживутся, говорил: «А немецкого платья де никто из них казаков у них на Дону не носят, и мастеров, то есть портных, которые б немецкое платье могли делать, в городах их казацких не живут».[2]
Петр I понял, что казачья одежда и вообще внешний вид – нечто большее, чем мода, и бритье бород и введение «немецкого платья» у казаков бескровными не будут. Но, скорее всего, царь-реформатор в совместных с казаками походах убедился, как приспособлена одежда казаков к боевой жизни в степи.
За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах невозможно сесть на коня, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках. Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка. Степняки вообще предпочитали шёлк другим тканям – на шёлке вошь не живёт. Сверху – сукно, а на теле шёлк. Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело – так народы Севера носят кухлянку.
Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук (тюрк. арка – спина, тюрк. лык – греть) – «спиногрей» – нечто среднее между стёганым татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон – валенный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор – башлык.[3]
Сапог было великое множество – без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичини и «чирики» – туфли галоши, которые надевались поверх ичиг, в которые заправлялись шаровары. Носили и «башмаки» – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак – телёнок).
Но казак более всего ценил одежду не за её стоимость и даже не за удобства, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный мир, которым была наполнена каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних, одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уже тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти «вволю» дарителя и потерять свою волю. Поэтому казак ни за что не надевал бы «шубу с царского плеча».
Награждая казаков, атаманы дарили им материал «на справу», но никогда не дарили атаманский кафтан. Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые. Лампасы обнаруживаются на казачьей одежде, на одежде половцев и ещё раньше – скифов. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно так гордились и гордятся ими казаки.
В отличие от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязаны были носить стандартную униформу. Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха – для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незаконном собрате всё.
Казачий чуб – такая же традиция, как лампасы и папаха. Так они запечатлены на старинных фресках. Такой же древностью овеян и запорожский оселедец, вероятно заимствованный славянами у готов. Хохол (хох – оол) у алтайцев и сейчас переводится как «сын неба». Интересно, что у персов (иранцев) слово «казак» и переводится как «хохол». Донские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит – там порядок, слева чёрт крутит – вот казак и выходит. По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы. Кстати, в Отечественную войну 1812 года усы носили гвардейцы.[4]
Шапка – продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал её по воде. В шапку зашивали иконы и написанные детской рукой охранительные молитвы. За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было – потерять папаху казак мог только с головой.
Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду ребёнок, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребёнок у родителей. Казаки традиционно следили за собственной внешностью. Исходило это, прежде всего, из уставных требований об опрятности.
Кубанское казачье войско начало формироваться в конце восемнадцатого века, его основу составили запорожцы и донцы. В начальный период заселения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущие запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1840 года для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшегося в 1860 году Кубанского казачьего войска. Комплекс мужской одежды состоял из: черкески, сшитой из чёрного фабричного сукна, шаровар тёмных тонов, бешмета, башлыка, зимой – бурки, папахи, сапог или ноговиц.
Рабочей обувью всем жителям Кубани служили башмаки из грубой сыромятной кожи с пришивной подошвой. Сапоги в конце 18 века носили только зажиточные представители казачьей старшины.
Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключалась в том, чтобы в нём было больше серебра. Зимней одеждой у казаков служили шубы – кожухи, с глубоким запахом, с небольшим воротником из дублёных белых и чёрных овчин и стёганые на вате бешметы.
Основным элементом мужского костюма были рубаха с прямым разрезом ворота и штаны-шаровары. Рубаха доходила почти до колен, её рукава были прямыми, подмышки вшивалась прямоугольная вставка – ласковица. Этот тип рубахи был известен на Украине и распространён по всей Кубани. В одежде линейных казаков проявилось южнорусское влияние. Это была тункообразная рубаха – косоворотка с разрезом ворота, расположенным на левой стороне груди, и со стоячим воротником. На Кубани встречались рубахи с прямым разрезом ворота. Мужские рубахи украшали вышивкой по низу, по краям рукавов, по вороту и на груди. Нагрудная вышивка располагалась узкой полоской вдоль бокового разреза, в виде двух более или менее широких полос по бокам прямого разреза. Праздничная мужская рубаха всегда украшалась вышивкой, особенно свадебная.
Глава 2. История развития женского казачьего костюма.
Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имел особый наряд, который отличался от иных, если не совершенно, то деталями. Чем дальше в глубь веков, тем отчётливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили «повойник» – показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от нем. слова «файн» – прекрасный). Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.
Колец мужчины-казаки, как правило, не носили. Обычай это военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой. Так что кольца – это в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке – девушка на выданье, «хвалёнка». Серебряное колечко на правой руке – просватана. Серебряный перстенёк с бирюзой (камень тоски и памяти) на правой руке – значит, суженый на службе. Золотое колечко на правой руке – замужем, на левой – разведённая. Два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова. Второе кольцо – умершего или погибшего мужа. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил – носил в ладанке (кожаный или матерчатый мешочек, носимый на груди вместе с крестом). Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях. Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.
Традиционный женский костюм сформировался во второй половине девятнадцатого века. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка», являвшаяся как нательной, так и верхней одеждой. Шился костюм из фабричных тканей – шёлка, шерсти, бархата, ситца. [5]
Кофты, или «кофточки», были разнообразных фасонов: приталенные по бёдрам, с оборочкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объёму шеи. Нарядные блузки украшали тесьмой, кружевом, строчками, бисером. Носили и блузки свободного покроя – «матене». Покрой у таких блузок был прямой и свободный. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырёх, семи полок, каждая шириной до метра. Юбки внизу украшались кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками.
Нижняя юбка – «спидница» – обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой светлой ткани с кружевами, часто орнаментировалась вышивкой. Современники так описывают костюм казачки: «… в праздник казачки любят пощеголять: костюмы ситцевые, шерстяные и шёлковые, на голове красивые платки, на ногах полусапожки; на руках золотые и серебряные кольца; на шее у многих янтарные монисты; в ушах – золотые и серебряные серьги. Девушки в косы вплетают дорогие шёлковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове вкруг».
Верхней зимней одеждой была стёганая «кохта» без воротника с широкими косыми полосами, образующими глубокий запáх. Эта одежда считалась удобной, так как давала возможность выносить ребёнка на улицу, не завёртывая в одеяло. Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек – невест и молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощённого покроя.
Одежда детская похожа на одежду взрослого населения. Дети получали минимум одежды, часто донашивали старую одежду. Специальной формы свадебного платья не было; шилась обычная одежда, но из лучших тканей. Казаки на свадьбу надевали казачью форму.
К обрядной одежде относятся головные уборы невесты, свадебные костюмы, крестильные рубашки и траурные одежды. На смерть женщины часто оставляли свадебный костюм или шили специальные юбки и кофточки. Казаков хоронили в казачьей форме или в бешмете, а дорогостоящую черкеску оставляли близкому родственнику.
Особый интерес с точки зрения художественной и исторической представляет традиционный вид женской одежды – рубахи. В ней сохранились основы русского женского костюма; длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете; ворот круглый, присборенный, с глубоким вырезом на груди. Рукав соединялся со станом квадратной ласковицей. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. В бедных семьях рубаха с юбкой могла быть и свадебным костюмом. Шилась рубаха из домотканого конопляного холста. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой. Повседневные, очень скромно, а праздничные и особенно свадебные отличались богатой вышивкой на разрезе ворота и подоле, на рукавах. [6]
Заключение.
Исследование показало, что основными предпосылками образования казачьего костюма были исторические события, связанные с освоением и заселением южнорусских земель и земель Северного Кавказа с середины 16- конца 19 веков. Большое влияние на формирование казачьего костюма оказала культура кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда. Чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира, казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое. Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, повязанный башлык или надетая папаха – для казака были раскрытой книгой, «паспортом», по которому узнавал о незнакомом собрате все. Казак более всего ценил одежду не за её стоимость и даже не за удобства, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный мир, которым была наполнена каждая деталь казачьего костюма.
Таким образом, долгий исторический путь прошел казачий костюм. С течением времени традиционная казачья одежда была вытеснена из быта и почти полностью утрачена. В настоящее время, по немногим сохранившимся старинным образцам, но из современных тканей, шьются сценические костюмы для фольклорных коллективов и современных представителей казачьих сообществ. Казачья военная форма и женская казачья «парочка», в основном, стали сегодня принадлежностью сцены или праздника. Некоторые элементы кроя и отделки донского женского костюма нашли свое отражение в современной одежде. С начала XX века модельеры постоянно обращаются к народному искусству, как к неисчерпаемому источнику.
Казачий костюм – произведение искусства, ценная образная «летопись» наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не «умирает» народный костюм. Он превращается в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.
Приложение 1.
Вопросы для социологического опроса среди 5-8-х кадетско-казачьих классов:
Да – 42%
Нет- 58%
Да- 0%
Нет-100%
- военный стиль – 43%
- униформа – 25%
- необычный – 19%
- яркий – 7%
- не похожий на современную одежду – 6%
4. Хотели ли бы Вы познакомиться с историей возникновения и особенностями казачьего костюма?
-да – 100%
-нет – 0%
Приложение 2.
Мужские казачьи костюмы XVI – XIX вв.
Приложение 3.
Женские казачьи костюмы XVI - XX вв.
Приложение 4.
Эскизы казачьих костюмов автора проекта.
Приложение 5.
Декорации, выполненные автором под руководством руководителей проекта.
Курень. Ограда. Подсолнухи
Приложение 6.
Фрагмент спектакля «Однажды в казачьей станице…». В ролях – ученики 5-8 –х кадетско-казачьих классов МБОУ СОШ №5 (октябрь 2018 г.)
[1] Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков». 2002. стр. 45
[2] Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. 2011. стр. 27
[3] Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. 2011. стр. 75
[4] Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков». 2002. стр. 57
[5] Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков». 2002. стр. 63
[6] Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург. 1999 стр.
Четыре художника. Осень
Глупый мальчишка
Сказки пластилинового ослика
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Фокус-покус! Раз, два,три!