Исследовательская работа ученика 6Б класса о правах и обязанностях детей с рождения до 13 лет
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_dolzhen._ya_imeyu_pravo._suyarko.docx | 421.38 КБ |
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
«Я должен… Я имею право…»
Выполнил: ученик 6Б класса
МБОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой»
Суярко Данила
Руководитель: учитель истории и обществознания Петс С.А.
Удачный 2018
Содержание
Введение___________________________________________3
МБОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой»____________17
Заключение________________________________________19
Список используемой литературы и интернет ресурсов____22
Приложение_______________________________________23
Введение
Я – ребенок, я – человек, я должен иметь права.
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Актуальность. С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: “ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.
Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению.
Ребенок с момента рождения наделен правами. Построение единой содержательной системы по защите прав ребенка напрямую связано с преемственностью между всеми ступенями образования и подкрепляется тесной связью с семьей.
Цель работы – изучение прав и обязанностей детей с рождения до 13 лет по основным законодательным актам, действующим на территории РФ.
Задачи:
Проблема: очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, главное, чтобы сами дети знали свои права и обязанности.
Гипотеза: если каждый ребёнок будет знать свои права, то он не будет нарушать права другого.
Предмет исследования: законодательные акты, в которых регламентируются права и обязанности детей в нашей стране.
Объект исследования: обучающиеся МБОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой» города Удачного.
Методы исследования: сравнительно - сопоставительный, исследовательский. решение поставленных задач с помощью комплекса системно-структурных методов анализа, структурно-логический, диагностический.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и интернет ресурсов, приложения.
Источники информации: законодательные акты, литература, ресурсы сети Интернет.
Ожидаемый результат: познакомить обучающихся с их правами и обязанностями.
Права ребенка – свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Данный термин часто используется на самых разных уровнях, начиная с государственного и заканчивая бытовым.[1]
К международным нормативным актам, определяющим права ребенка, относятся, в первую очередь:
Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959). Этот документ, в котором провозглашались основные принципы защиты прав ребенка, носил рекомендательный характер. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития личности нуждается в любви и понимании. Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…»[2]
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).Отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм. [3]Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка, в которой закреплены экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права. Конвенция ООН состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Статьи 1—4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
Статьи 5—11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
Статьи 12—17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
Статьи 28—31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
Статьи 32—36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
На территории Российской Федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:
В Конституции Российской Федерации закреплено, что верховенство закона признается за нормами международного права. В том случае, если какой-либо документ на уровне Федерального закона противоречит положениям Конвенции о правах ребенка можно обратиться в суд.
В соответствии с Конституцией РФ ребенок имеет три категории прав и обязанностей:
Гражданские. Никто не может нарушить или прекратить их действие, даже суд.
Социальные. Этими возможностями малыш пользуется с первой минуты жизни. Это право на пользование медицинскими услугами, обучение и т. д.
Экономические. Этими правами маленький гражданин может воспользоваться только с 14 лет и только с соглашения законных представителей. Полностью распоряжаться экономическими правами гражданин может только с 18 лет.
С первого дня жизни ребенок наделен большим количеством прав, прописанных в Конституции:
По Семейному кодексу Российской Федерации права ребенка возникают с момента рождения (как и соответствующие права и обязанности его родителей). При достижения определенного возраста интересы и обязанности несовершеннолетнего гражданина будут увеличиваться.
С момента рождения, малыш имеет право:
на имя;
на фамилию;
на отчество;
на гражданство и гражданскую правоспособность;
жить и воспитываться в полноценной семье;
на уважение своего человеческого достоинства;
на всестороннее развитие;
на обеспечение свобод и законных интересов родителей, службами опеки и попечительства, прокурором и судом;
на получение льгот и государственных пособий;
на обладание правами собственности.[5]
Законодательные акты России устанавливают следующие возрастные категории, при достижении которых интересы и обязанности малыша будут увеличиваться: 1,5; 3; 6; 7; 10; 14; 15; 16; 18 лет. С увеличением прав несовершеннолетнего, увеличивается и объем ответственности, в то время как родительская ответственность с возрастом уменьшается. При несоблюдении законов, гражданин может понести административную, гражданскую и уголовную ответственность.
Перечень основных прав несовершеннолетнего ребенка установлен в 11 главе Семейного кодекса РФ, которая состоит из следующих статей:
статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Родители или законные опекуны обязаны воспитывать малыша, обеспечивать ему всестороннее развитие как физическое, так и духовное;
ст 55.Право на общение с родителями и иными родственниками. Соответствующая статья гласит, что несовершеннолетний малыш вправе знать своих родителей, вне зависимости от того, состоят родители в официальном браке или нет;
ст 56.Право на обеспечение защиты законных интересов;
ст 57.Право на выражение своего мнения и позиции. Несовершеннолетний гражданин должен чувствовать себя личностью, с чьим мнением должны считаться, особенно при решении вопросов, затрагивающих его интересы;
Согласно 58 статье СК РФ, ребенок обладает перечнем прав при рождении, главные из них – имя, фамилия и отчество;
ст 60.Имущественные правомочия. Соответствующее лицо вправе претендовать на содержание от своих родителей или других родственников. При рождении, родители обязаны выделить определенную долю в квартире или другой недвижимости, которой владеют родители.
В первую очередь, защита прав несовершеннолетних лиц осуществляется государственными органами власти и службами областного самоуправления. Отстаивать интересы могут и родители ребенка или лица, заменяющие их. Также обеспечивать защиту должны педагогические, медицинские и общественные сотрудники, так как они несут непосредственную ответственность за воспитание и охрану здоровья несовершеннолетнего гражданина.
Права детей по Гражданскому кодексу весьма специфические. Это права детей, которые называются имущественными. По большому счету, эти права, связанные с приобретением или распоряжением имуществом, четко изложены в одном законе – Гражданском кодексе. В этом законе более 1000 статей, которые определяют, что может находиться в собственности у людей, а что не может (запрещено, например, владеть невольниками). Кодекс указывает, в каких случаях человек может распоряжаться имуществом (продавать, дарить, обменивать).
Нас из этого кодекса интересовали только те права, которые касаются детей. Надо сказать, что все действия или сделки детей с имуществом четко регламентированы буквой закона. Почему такое недоверие детям? Наверное, потому, что ребенок не имеет достаточного жизненного опыта и при осуществлении сделки может стать жертвой мошенничества или собственной недальновидности. Именно поэтому, заботясь о детях, законодатели предусмотрели, в каком возрасте и какие действия может совершать ребенок самостоятельно, а в каких случаях все действия в интересах детей должны совершать их законные представители – родители, усыновители или опекуны.
Гражданский кодекс РФ четко выделил права детей трех возрастных групп. Это права детей в возрасте до 6 лет; от 6 до 14 лет (их еще называют права малолетних) и права детей в возрасте от 14 до 16 лет.[6]
Ребенок с рождения может быть собственником какого-то имущества. Даже годовалому ребенку по наследству от бабушки может перейти, например, домик в деревни или садовый участок. Однако право на самостоятельное распоряжение этим имуществом запрещено. Пока ребенку еще не исполнилось 6 лет, все сделки без исключения за него совершают его законные представители.
Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет не могут совершать всех тех сделок, которые совершают взрослые граждане, но определенными правами все-таки обладают.
Ребенок этого возраста имеет право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Например, покупать книги, игрушки, продукты, билеты в театр или кино т. д. Также у него есть право совершать такие сделки, по которым другая сторона, передавая что-либо ребенку, сама от него ничего не получает. Такие сделки называются безвозмездными. Это, например, принятие подарков. А вот распоряжаться наследством или дорогим подарком малолетний не может, поскольку в этом случае закон требует государственной регистрации или нотариального удостоверении, а он не вправе совершать такие сделки.
Малолетние дети имеют право распоряжаться средствами, которые дали им родители, бабушка, дедушка или другие родственники. Но в любом случае распорядиться ими ребенок может только с согласия родителей или лиц, их заменяющих, а совершать может только мелкие бытовые сделки.
Положим, что деньги выделены малолетнему ребенку для какой-то строго определенной цели. В этом случае он не праве использовать их по другому назначению. Если же цель не определена, ребенок волен самостоятельно распорядиться ими.
Такое положение вещей продолжается до 14-летнего возраста.
Права ребенка и детей
Согласно Закону Об образовании РФ каждый ребенок должен знать свои права, чтобы пользоваться ими в необходимых случаях. Поскольку дети не имеют доступа к информации, которая бы в наглядной и доступной форме информировала каждого ребенка о своих правах, а от своих родителей и других взрослых зачастую можно услышать лишь «ты обязан».
Федеральный закон РФ — Об образовании в Российской Федерации, N 273-ФЗ предоставляет учащимся академические права на:
Федеральный закон №124 от 24 июля 1998 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.[8]
Обязанности детей регламентируются теми же самыми нормативными актами, что и права.
По Конституции РФ с момента рождения и до 14 лет в России ребенок имеет статус малолетнего.[9] На малолетнего ребенка в возрасте до 6 лет Законом не возложены какие-либо обязанности, так как его потребности и интересы обязаны обеспечивать законные представители, которые кроме этого несут полную ответственность за противоправные действия ребенка.
Начиная с 6 лет у ребенка появляются следующие обязанности:
- слушаться родителей (законных представителей), за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;
- получить основное общее образование (Ст.44 п.4 Закона «Об образовании в РФ»);
- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.
С 8 лет появляется обязанность соблюдать устав, правила детского общественного объединения.
В Конституции РФ прописаны кроме прав, и обязательствами, которыми маленький гражданин облагается, в числе которых:
К обязательствам детей в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации относятся:
То, что делает ребенок и все его обязательства по дому определяются родителями. Главное, чтобы они не противоречили установленным законодательным нормам.
В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны:
Мною был проведен социологический опрос учащихся 2 – 7 классов. Всего было опрошено 182 учащихся.
1 вопрос: Знаете ли вы о своих правах? Большинство, 160 человек, ответили, что знают, 22 учащихся не знают. При этом, примерно равное количество опрошенных по всем классам. (по 2 – 4 учащихся не знают о своих правах, что составляет в среднем около 12%, остальные 88% знают).
2 вопрос: Какие права вы знаете и считаете самыми нужными для себя? Ответы учащихся были такими:
Право на жизнь – 155 учащихся (85%),
Право получать образование – 120 учащихся (66%),
Право на медицинское обслуживание – 75 учащихся (41%),
Право на свободное перемещение – 35 учащихся (19%),
Право на имя – 7 учащихся (4%),
Право быть любимыми – 5 учащихся (3%).
3 вопрос: Нарушались ли когда-нибудь ваши права?
Все, 182 учащихся (100%) ответили, что нет.
4 вопрос: Знаете ли вы о своих обязанностях? 144 учащихся (79%) ответили, что знают, остальные 38 учащихся (21%), не знают своих обязанностей.
5 вопрос: Какие обязанности у вас есть?
Из 144 учащихся на данный вопрос предложили следующие варианты ответов:
Помогать родителям (бабушке, дедушке) – 126 учащихся (69% от всех опрошенных),
Хорошо учиться (делать домашние задания) – 107 учащихся (59% от всех опрошенных),
Соблюдать законы (знать Конституцию РФ) – 65 учащихся (36% от всех опрошенных),
Уважать права других людей – 35 учащихся (19% от всех опрошенных).
6 вопрос: В каких правовых документах записаны ваши права и обязанности?
Из 182 респондентов, хоть и называли свои права и обязанности, а вот законодательные источники известны лишь 81 учащемуся (44%). Среди названных документах были:
Конституция – 43 учащихся (24%),
Конвенция о правах ребенка – 36 учащихся (20%),
Закон об Образовании – 15 учащихся (8%).
Так же называли в качестве законодательного источника Уголовный кодекс РФ – 6 учащихся, хотя данный законодательный источник не относится к правовым источникам для детей до 13 лет.
Из проведенного опроса и полученных ответов можно сделать следующие выводы:
Заключение
В ходе работы над проектов мы выяснили, что основные права и обязанности ребенка с рождения до 13 лет указаны в Декларации прав ребенка, Конвенции о правах детей, Конституции РФ, Семейном и Гражданском кодексах Российской Федерации, Федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и «Об образовании».
С рождения ребенок имеет права:
С 6 лет добавляются права:
С 8 лет добавляются права:
• на участие в детском общественном объединении;
с 10 лет добавляются права:
Основными обязанностями детей с рождения до 13 лет являются:
С 6 лет добавляются следующие обязанности:
С 8 лет к обязанностям детей относится:
соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения.
В целом можно сделать вывод, что прав у детей с рождения до 13 лет больше, чем обязанностей.
Опрос учащихся показал, что большинство опрошенных учащихся (81%) утверждают, что о своих правах и обязанностях знают, хотя называли лишь малую часть своих прав и обязанностей: право на жизнь, на образование, на медицинское обслуживание, обязанность помогать родителям и хорошо учиться. 44% опрошенных знают о некоторых документах, регламентирующих права и обязанности детей с рождения до 13 лет. Называли такие законодательные акты, как Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об Образовании.
Отсюда можно сделать вывод, что правовое обучение необходимо начинать в дошкольном или младшем школьном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять себе свои права и обязанности и учиться защищать свои права.
Именно с этой целью нами был снят видеоролик «Дети о правах детей», а также разработана памятка для младших школьников «Права и обязанности детей с рождения до 13 лет». Мы считаем, что он станет полезным для знакомства и изучения прав и обязанностей детей как для обучающихся, так и для учителей при проведении классных часов и бесед на данную тему.
Список используемой литературы и интернет ресурсов
Приложение 1
Графики опроса
Приложение 2
Материал для социального ролика для детей 1-7 классов
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Приложения 2
Памятка для младших школьников
«Права детей с рождения до 13 лет»
[1] Я-Родитель», статья «Права ребенка», автор Михаил Красильников
[2] Декларация прав ребенка/ http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
[3] Конвенция о правах детей. М., Кнорус, 2015, с. 6
[4] Конституция РФ/ под ред. Е. Гончаровой М., Айрис-Пресс, 2016, с. 3 – 21
[5] Семейный кодекс РФ. М., Омега-Л, 2015, с. 4 – 12
[6] Гражданский кодекс РФ. М., Омега-Л, 2016 , с. 132
[7] Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании». М., Проспект, 2017
[8] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» -основной акт о правах ребенка в России
[9] Конституция РФ/ под ред. Е. Гончаровой М., Айрис-Пресс, 2016 , с. 36
[10] Конституция РФ/ под ред. Е. Гончаровой М., Айрис-Пресс, 2016 , с. 42
[11] Семейный кодекс РФ. М., Омега-Л, 2015, с. 45
[12] Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании». М., Проспект, 2017
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Красочные картины Джастина Геффри
Упрямый зяблик
Осенняя паутина