Данная работа была написана ученицей 6А класса МБОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой города Удачного РС (Я). она исследовала традиции свадебного обряда, дошедшие до наших дней, делала опрос среди коренных жителей Якутии об использовании этих обрядов на свадьбе.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yakutskie_svadby_petrova_mariya_6a.doc | 270.5 КБ |
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Традиции якутской свадьбы:
от древности до наших дней.
Выполнила ученица 6а класса
МБОУ «СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой
Петрова Мария Олеговна
Руководитель Петс С.А.
Учитель истории
Удачный 2018 год
Содержание
Введение_________________________________________3
о сохранении и использовании свадебных обрядов______20
Заключение______________________________________22
Список итературы________________________________24
Приложения_____________________________________25
Введение
Актуальность: Очень важно, чтобы мы, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времен, чтобы познание прошлого облагораживало душу, и не покидала гордость каждого человека за свою Малую Родину, за его родной край.
Якуты – очень специфическая, можно даже сказать, колоритная народность, которая обладает множеством интересных обычаев. Все они завязаны на духах природы, которая их окружает, потому тяготеют к язычеству. Якуты и сегодня очень сильно придерживаются многих традиций и обычаев.
Создание семьи играет важную роль жизни человека. Ее основная задача – рождение и воспитание детей, развитие их духовных и физических сил. На разных этапах развития общества созданию семьи всегда уделялось большое внимание. Первым шагом в создании семьи во все времена была свадьба, которая сопровождалась разными традициями и обычаями. Как и у всех других обособленных территориально народов традиции якутской свадьбы, отличаются уникальностью и самобытностью. О них и пойдет речь.
Цель: Изучить традиции свадьбы якутского народа.
Задачи:
Методы исследования: решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса системно-структурных методов анализа, в качестве основного из которых был избран структурно-логический метод - для изучения якутских традиций проведения свадебных обрядов. Использовались также методы теоретического анализа литературы по проблеме исследования. Все это позволило в сочетании с диагностическими методами (наблюдение, самоанализ) добиться решения поставленных задач.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, заключения, приложения, списка использованной литературы.
Источники информации: литература, видеофильмы, ресурсы сети Интернет.
Практическая значимость работы заключается в том, что приложения, созданные в процессе работы над темой, могут использоваться на уроках истории, а также, являться памяткой для современных якутов, пожелавших играть свадьбу по всем обычаям и традициям якутского народа.
Согласно археологическим данным, национальность якутов возникла в результате соединения местных племен, живших у среднего течения реки Лены, с южными тюркоязычными переселенцами. Со временем созданная новая народность разделилась на несколько групп. Например, оленеводы северо-запада и т. д. Якуты считаются одним из самых многочисленных сибирских народов. Их численность достигает свыше 380 тысяч человек. Якуты живут в Иркутской области, Хабаровском и Красноярском краях, но в основном в Республике Саха. Язык якутов относится к тюркским наречиям, входящим в алтайскую семью. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV—XV веках.[1]
В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства. Основные занятия якутов – разведение лошадей и крупного рогатого скота, рыбалка и охота. Большинство учёных полагает, что в XII-XIV веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.
Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада — пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск.[2]
В XVII веке Якутия вошла в состав России, однако сохранила множество традиций и обрядов по сей день.
Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялись и традиционные верования. Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена.
В настоящее время, якуты носят как имена греческого и латинского происхождения (христианские), так и якутские имена.
У якутов существовало многообразие обрядов и обычаев, связанных со свадьбой. Но в 19 – начале 20 веков сложился традиционный вариант якутской свадьбы, характерной для всех основных территориальных групп якутов: южной, центральной, вилюйской и северной, не считая локальных незначительных особенностей. Якуты издревле очень ждали, когда их дети подрастут, чтобы справить свадьбу – уруу. Родители только тогда успокаивались, когда их ребенок выходил замуж или брал в жены. Справлять свадьбу детей якуты считали долгом перед детьми.
В традиционной свадебной обрядности якутов выделяются несколько этапов:
Сватовство чаще всего происходило в зимние месяцы, когда было сравнительно много свадебного времени. Не принято было посылать сватов во второй половине лета, когда все были заняты сенокосными работами.[3]
Сватов (суорумньу) обычно являлся отец жениха или всеми уважаемый родственник. Сватов было несколько человек, почти всегда мужчины. Прибыв в дом невесты, сваты не сразу заговаривали о цели своего визита, а лишь после чаепития, иносказательно после чего отцу невесты вручали подарок уос аhар (раскрытие уст), деньгами или скотом. Приемом подарка родители невесты выражали свое согласие на брак.
Затем начинался кэпсэтии – сговор обеих сторон о размере калыма (кыыс сулуута) и приданого (инньэ), о сроках уплаты и проведения свадебного торжества. Величина калыма устанавливалась по обоюдному согласию.
В современном мире калым уже давно измеряется деньгами, но когда-то давно эта традиция включала в себя плату животными, шкурами и мясом.
Договорившись со стороной жениха, родители невесты возвращаются с вестью для дочери – ей, в свою очередь, принято готовить приданное. Традиционно это роскошно украшенные платья и наряды, которые свидетельствуют о богатстве семьи.
Для закрепления его соблюдали обязательные обряды: например, илии охсуhар (рукобитие). Который совершался рукопожаттеи. При этом в руку вкладывали деньги или пушнину. После сватовства сваты получали за труды, тыл баайыыта (вознаграждение) от родителей жениха в виде скота или денег. На этом сговор заканчивался.
У бедняков церемония сватовства носила более простой характер. В качестве сватов выступали сам жених и его отец, они вместе приезжали в дом невесты, обязательно спрашивали ее согласие на брак. Если она была согласна, молодые обменивались кольцами, стоя перед иконой, пили водку и целовались. После этого договаривались о размере калыма и приданого. Несомненно, что здесь играли роль христианские представления.
Время свадьбы выбирает девушка. Поначалу жених и невеста находятся в разных юртах. Шаман (вместо него может быть отец невесты или мать жениха) окуривает их берестяным дымом – считается, что это очищает молодоженов от различных наветов и всего дурного. Лишь после этого обряда им дозволено увидеть друг друга и совершить традиционный круг вокруг своего будущего дома (важно: до этого момента жених и невеста не встречаются с глазу на глаз, рядом с ними должен всегда кто-то находиться). Затем их объявляют законными мужем и женой и начинается трапеза, во время которой на девушке обязательно должны быть обереги – они защищают новоиспеченную семью от зла и болезней. Традиционные блюда на якутской свадьбе – оленина, говядина, рыба, жеребятина. Из напитков – кумыс и вино.
Обе стороны начинали готовится к свадьбе. Промежуток между сговором и первым свадебным пиром в доме невесты (туhэ барар) зависел от срока уплаты калыма, возраста вступающих в брак и колебался от нескольких месяцев до нескольких лет.
В назначенный день жених с родственниками отправлялся в дом невесты, обычно в период новолуния или полнолуния (по поверью, это счастливый период для начала семейной жизни. При этом жених брал с собой много подарков: подарок жениха, подарок для разделения ложа с невестой. Обязательно брали с собой сваренную целиком конскую голову, обмотанными варенными кишками, наполненными кровью и жиром. Проезд имел определенный порядок следования: впереди ехал главный сват, за ним – жених, а следом все остальные родственники и гости. Число сватов доходило до двадцати, а число гостей на богатых свадьбах – до двухсот.
Не доезжая до юрты невесты пяти – шести верст, убивали кобылу и тушу брали с собой. Подъехав к дому невесты, поезд жениха объезжал коновязи перед домом или сам дом, у северных якутов – чум три раза по солнцу, гостей встречали родные невесты. Отец невесты принимал поводья коня своего будущего родственника и поддерживал стремя, когда от сходил на землю. То же самое делала мать невесты. ( в далеком прошлом жених сначала один входил в юрту, опускался на правое колено по правую сторону от камелька и «угощал» огонь, бросая в него кусочки мяса и жира. В это время отец и мать невесты стояли по левую сторону от камелька. После этого жених выходил во двор, переодевался в праздничное платье и входил в юрту со всеми. Данный обряд символизировал приобщение жениха к семейному очагу предков невесты).
Начинался пир. Гостей рассаживали в таком порядке, в каком они приехали, согласно их богатству и положению. Свадебное пиршество открывалось церемонией пития кумыса. Начинали с отца жениха. «Празднично-ритуальную пищу» якутской свадьбы составляли такие блюда, как «ойбон саламаат» (каша-прорубь) ее подавали в больших деревянных чашах «кытах»; «туран суорат» (лучшая простокваша); «итии киллэрэр хааhы» (каша впускающая тепло), которую ели в очень горячем виде. Пробовала первой хозяйка – это было обычаем. Подавали разнообразные мясные блюда: «хаан» (кровяная колбаса), «хатта» (кобылий жир) и многие другие. Всегда было обилие еды, богатое угощение с магической символикой, обозначающую богатую, счастливую жизнь молодых в будущем.
Вечером начинались различные игры и развлечения: борьба, бег, прыжки, поднятие тяжестей, конские скачки, танцы (оhуохай), выступление известных олонхосутов и сказочников.
Молодым в первую брачную ночь клали под подушку брачный подарок «хоонньоhор кэhии» - вареную печенку и сердце. Иногда в качестве подарка у изголовья молодых ставили чашку с топленым маслом и оладьями.
Первый свадебный пир длился обычно три-четыре дня, во время которого соблюдался очень сложный ритуал. Подарки делали и приглашенным гостям. В отдаленном прошлом в первом свадебном пире участвовали шаманы, «это объясняется тем, что на свадьбе могли оказаться люди с плохими мыслями», присутствие шамана гарантировало избавление от их козней.
После «туhэ барар» жених имел право каждый праздник посещать невесту по обычаю «кутуоттуур» (зятевать), который осуществлялся до выплаты калыма, приезжал на три четыре дня. Поведение его в доме родителей невесты отличалось робостью и смирением. Для него существовали некоторые ограничения и запреты. Так, он должен был проходить только по левой стороне юрты, не снимая верхней одежды; сидеть в «хаппахчы» (комната девушки) и вообще меньше показываться людям
Кульминационный пункт свадебного ритуала – это главный свадебный пир. После полной выплаты калыма церемонией перевоза невесты в дом жениха «кыыс суктэр» начинался третий этап традиционной якутской свадтбы. За невестой жених приезжал один. Утром в доме невесты устраивали небольшое празднество «барар малааhын». Здесь присутствовали близкие родственники и некоторые гости. Перед камелком стелили белую конскую шкуру с черной оторочкой, на которую вставала невеста и ее одевали в нарядную одежду.[4]
Свадьба является древнейшим ритуалом человечества, дошедшим до наших дней. Якуты готовились к свадьбе дочери с ее рождения, а об убранстве якутской невесты весом 40 килограмм ходят легенды. В семье, где воспитывалась девочка, особенно у богатых людей, в независимости от сговора, ее как будущую невесту – «кийиит» родители постепенно подготавливали к «чужому» миру, миру рода будущего мужа. У якутов девочка с самого рождения рассматривалась как «временный» представитель семьи и рода.[5]
Традиционное свадебное одеяние якутов могло значительно отличаться в зависимости от удаленности их поселений. В прошлом одежда изготавливалась исключительно из натуральных материалов: мех, ровдуга и кожа. Обязательно в наряде должен присутствовать тугой пояс. Якутские свадебные одеяния традиционно белого цвета, символизирующего чистоту и непорочность. Во время торжественного пиршества мать девушки надевает на дочку обереги, они защитят ее молодую семью от болезней и дурного глаза.
Главной особенностью якутской одежды являлись её украшения. Больше украшали одежды девушек, невест и женщин. Это поклонение женщине как матери. Противоборство холоду имело особенную роль еще из-за переезда невесты в дом жениха. Так как расстояния в Якутии огромные, переезд невесты мог длиться неделями. Именно поэтому одежде уделяли много внимания, чтобы невеста добралась целой и невредимой несмотря на холод и все невзгоды.
В якутских религиозных верованиях множество ранних женских Божеств затем заменились Божествами патриархальной эпохи. Как сказывается в Олонхо, «Осьмиободной, осьмиокружной Матери изначальной – Земли Хозяйка с начала времен Аан Алахчын Хотун», якуты почитали её и понимали, что рождение детей и приумножение народа Саха зависит от женщин. Это показано в ливровидном узоре наверший дьабака. Такие дьабака надевали на проводах Айыысыт.
Если девушка выходила замуж за жениха из отдаленного улуса, это было большим событием. И приезд нарядной невесты в богатой одежде и украшениях был поводом для возвеличивания ее рода. Замужество же за выходца из своего наслега для богачей считалось позором.
Украшения одежды служили для защиты от дурных влияний, злых духов, абаасы. В одежде присутствуют различные бубенчики, колокольчики, натазные украшения, отпугивающие духов, показывающие чистоту девушек. Якуты верили, что звон меди, металла отпугивает нечисть.
Когда невеста выезжала из родительского дома, устраивали смотр одежды и украшений невесты. Богато оформленные ювелирные украшения из серебра и меди считались как особый признак костюма девушки, за которую можно было свататься. Изучение женских украшений приводит к выводу, что, кроме утилитарного значения, они были обязательными в качестве оберега и являлись символами богатства, отличительными знаками рода.
Особо украшается серебряными подвесками, бисером нательная одежда: ритуальные штаны, ноговицы, натазники, обрядовый пояс с колокольчиками, набедренная повязка с ниспадающими подвесками, украшенная бисером.
Верхняя одежда и украшения состояли из платья-халадаай, безрукавки, богато украшенной бисером и металлическими бляшками. Поверх безрукавки на невесту надевали легкое пальто – оноолоох сон. Только после этого надевали шубу – бууктаах сон. Поверх шубы надевается обязательное украшение «илин-кэлин кэбиhэр» - нагрудно-наспинное украшение из серебра и пояс из кожи с посеребренными пластинами. К обязательным украшениям относятся и серьги с подвесками, биhилэх – кольцо, бе5ех – браслет, кылдьыы – гривна.кроме того, одежда для дальней поездки состояла из шапки дьабака, защитника лба – «намыасха», наушников – «кулгаах эмсэ5э», нагрудника – «уолук симэ5э», «туеhунньук», защитника лица от холода – «аннах», больших меховых дорожных рукавиц.
Разнообразна и обувь невесты. Кроме собственной обуви «этэрбэс» - торбасов, девушка носила ноговицы, наколенники, меховые чулки.
Каждое украшение имеет свое значение.
Туоhахта, Солнце – это украшение пришивалось к рогатым головным уборам, к навершию дьабака. Солнце – знак Айыы Тойона. Он связывает человека с окружающей средой, оберегает. Олицетворяет богатство и силу.
Колокольчик – звучащее медное украшение – пришивался к рогам головных уборов помощников алгысчыта, битиситов-плясунов в обряде Прошения Айыыhыт.
Кыабака симэ5э, модьо5о охсор – это украшение натазника невесты. Его позвякивание при входе в дом жениха означало чистоту, непорочность девушки, оставляя за порогом порчу и сглаз.[6]
Существуют также притчи, рассказывающие о том, насколько много одежды надевали девушки в свое время. Согласно одной из них, невеста из богатой семьи пришла в дом жениха, ее посадили перед камельком, но слуга, который должен был ее раздеть, был занят другими делами на улице. В результате эта девушка умерла от перегрева организма.
Также другой случай из жизни. Перед входом в дом жениха девушка должна совершить особый обряд: ей нужно прозвенеть украшением на тазу («кыабака симэ5э»), звук которого означал ее чистоту т непорочность, к этому звуку специально должна прислушаться старушка со с тоны жениха. Однажды невеста пришла к своему жениху, но то ли из-за неловкости, то ли еще из-за чего, звяканье у нее вышло невыразительным, в результате старушка сказала своим, что она вошла в дом будто виноватая собака и подняла ее на смех. Это было большим позором. Если никаких казусов не случалось, после входа в дом жениха устраивался общий смотр всей одежды, которую она принесла с собой. Каждую шубу, шапку, пальто вытаскивали из сундука по одному и показывали домочадцам, а затем аккуратно раскладывали. Бывали случаи, когда образовавшаяся "горстка" из одежды невесты доходила до потолка балагана.
Основными обрядовыми функциями алгысов, исполняемых во время свадьбы, являются пожелание счастливого будущего, счастья, доброе напутствие молодым, просьба благополучия у божеств, духов-хозяев земли, местности, огня, дома и др. Главный мотив свадебных алгысов – это счастливое соединение двух половин: жениха и невесты, создание крепкой семьи, рождение здоровых детей. Свадебные алгысы, отражая жизненные ценности якутов, участвуют в укреплении брачного союза. В качестве неотъемлемого признака алгысов следует отметить неразрывную связь слова и действия, их единую функцию в обряде.[7]
Свадебный алгыс состоит из трех частей:
А. Обращение к божествам, духам-хозяевам; молодоженам, родителям;
Б. Описание угощения;
В. Просьба, обращенная к божествам, духам-хозяевам; напутствие молодоженам, пожелание счастья и благополучия;
Каждый этап свадьбы сопровождался обязательными обрядами со следующими видами алгысов:
а) алгыс при угощении духа огня;
б) алгыс при отправлении в свадебный путь невесты;
в) алгыс родителей невесты;
г) алгыс в пути с угощением духа-хозяйки земли;
д) алгыс у коновязи;
е) алгыс при зажигании огня на очаге нового дома;
ж) алгыс сватов.
На каждом этапе свадьбы соблюдались обязательные обряды со следующими алгысами:
1. Алгыс при угощении духа огня. Огонь играл большую роль в представлениях якутов, и дух-хозяин огня часто являлся покровителем и символом рода. Известны следующие названия духа-хозяина огня: А ал Дархан тойон 'Изначальный важный господин', А ал Уххан 'Аал светлый', Тувнэ Монгол. В алгысах он, как правило, представлялся в виде маленького седобородого старичка, которого можно было увидеть только во сне. Дух-хозяин домашнего очага, по мнению якутов, был полным и добрым у тех, кто хорошо к нему относился, и наоборот, тощим и злым у тех, кто не почитал его.
Наиболее специфичным алгысом, исполнявшимся во время первого свадебного праздника после уплаты калыма, является алгыс, произносимый женихом при угощении им духа-хозяина огня в доме невесты. Алгыс жениха отличается тем, что к традиционному алгысу огня добавляется просьба принять его под защиту, покровительство: Дьыыйалаах быттыккар, дъоллоох хонноххор хор})от 'В благодатном своем паху, в счастливой своей пазухе укрой'. Данный обряд с произнесением алгыса символизирует приобщение жениха к семейному очагу и почитание предков дома невесты.
Алгыс невесты перед отправлением в свадебный путь. Этот алгыс свидетельствует о вере якутов в то, что благополучная жизнь человека и его семьи во многом зависела от благосклонности духов-хозяев дома, домашнего очага, двора, хлева и пр. Поэтому невеста обязательно испрашивала благословение на брак у духов-хозяев отчего дома, благодарила их за защиту и просила впредь покровительствовать ей.
Алгыс родителей невесты, родственников. После полной выплаты калыма жених приезжал за невестой и увозил ее. В назначенный день в доме невесты устраивали небольшое празднество Обарар мстааЬын) с обрядами и алгысами. Отец невесты обращался к будущим супругам от себя и от своих духов-покровителей, желал им стать хозяевами благодатного дома, заботливыми родителями детей, которые будут продолжателями рода, владельцами многочисленного скота. Особо в своем алгысе отец отмечал необходимость лада в семье и высказывал пожелание, чтобы злые силы не коснулись новой семьи. Невесту сопровождали родители (тустаах тунур, тустаах ходовой), близкие родственники (тустаахтар), приглашенные (ынырыылаахтар) и неприглашенные гости (асаНынньан), которые тоже произносили алгыс с пожеланием быть хозяйкой разных видов скота, иметь много детей, жить в достатке и быть гостеприимной.
Алгыс в пути с угощением духа-хозяйки земли. Почти все исследователи отмечали обряд под названием сиэл баайар (букв, ''подвешивание конского волоса'') – угощение духа-хозяйки местности, который совершался при въезде на земли жениха с обязательным алгысом невесты. Якуты полагали, что от благосклонности духа-хозяйки земли зависят благополучная жизнь людей и размножение скота, дарованного божествами-покровителями скотоводства. Поэтому когда невестку везут в дом мужа, на восходе солнца делают остановку на окраине долины, где находится его местожительство. Невестка срезает с гривы своего коня три пучка волос и привязывает их к нижней толстой ветке лиственницы, стоящей отдельно от других. После этого она отвязывает от седла небольшой мех с кумысом, наливает кумыс в трехногий чорои, подходит к лиственнице, на ветку которой она привязала пучки волос конской гривы, опускается на одно колено и, обращаясь к востоку, читает алгыс. Невеста просит духа-хозяйку местности благосклонно отнестись к своему новому жителю, не обижать ее, считая чужеземкой, и принять под свою защиту. Затем она кропит дерево кумысом, сдобренным маслом (apaJjac арыылаах кейуу кымыИынан).
Алгыс у коновязи. С приездом невесты в дом жениха с северной стороны дома ставили коновязь невесты (кийиит сэргэтэ), к которой привязывали только коня, на котором она приехала. Невеста просила духа-хозяина Хаан Тукумэр тойона 'Почтенного Тюсюмэр господина' охранять коновязь, поставленную на ее счастье, от злых духов. Он мог быть полезным или наслать болезнь.
Алгыс при зажигании огня на очаге нового дома (уот уксар ''раскладывание огня'', уот сардах ''высекание огня''). Данный обряд совершался во дворе: один человек высекал огонь, стоя на крыше дома у трубы камелька, другой – внизу, у двери. Как только трут загорался, его бросали: стоящий наверху – в трубу камелька, стоящий у двери -внутрь дома. От того, кто раньше высечет огонь - человек со стороны жениха или невесты – зависело будущее счастье новобрачных. Поэтому иногда соперники одновременно влезали наверх дома, высекая на ходу огонь и стараясь опередить друг друга.
Алгыс сватов. В этом алгысе подчеркиваются гостеприимство, которое у якутов является необходимым условием существования в стране вечной мерзлоты, и многодетность, которое рассматривается у якутов как залог счастья и богатства в семейной жизни. Остаться без потомства значило прервать свой род. Идея этого алгыса состоит в том, что если ты не будешь добр к людям, то это не даст счастья.
Таким образом, каждый этап свадьбы сопровождался определенными обрядами с алгысами. Смысл всех этих благословений сводился к пожеланию счастья, увеличению богатства, всяческого благополучия и просьбы у божеств покровительства и защиты. Роль алгысов как обрядового слова в процессе ритуалов и праздников была огромной. Поэтически красочно «оформляя» обряд, алгысы демонстрируют веру человека в магию доброго слова, т.е. «настраивают» человека на самое лучшее и выражают позитивные мысли.
Всего опрошено было 198 человек. Были задействованы социальные сети Интсаграм и Ватсап, и ученики МБОУ СОШ №19. Чтобы легче было проанализовать, я разделила людей на 3 возрастные группы: от 11 до 19 лет, от 19 до 40 лет, от 40 и выше. Всего было задано 5 вопросов: Знаете ли вы обычаи и традиции якутского народа? Какие традиции вам знакомы? Какие якутские праздники вам известны? Приходилось ли вам бывать на них? Нужно ли знать традиции коренных народов земель, в которых вы проживаете? Опрос показал, что в возрастной группе от 11 до 19 лет традиции не знакомы, так ответило 73% опрошенных, 56 % опрошенных не присутствовали на якутских праздниках. Но радует то, что 81 % опрошенных ответили, что нужно знать традиции коренных народов. В возрастной группе от 19 до 40 и от 41 и выше, 96-98% опрошенных ответили положительно на все вопросы.
Был еще проведен опрос при помощи Google – опросник. В опросе приняли участие в среднем около 100 человек. В возрасте от 17 до 63 лет. Опрос показал, что традиция брака жива и по сей день, но не все обряды в современном мире якутской свадьбы сохранились. Быди заданы следующие вопросы:
Сватовство (кэргэн кэпсэтии) – 23 человека (29,9%)
Кутуоттуур (туhэ барар) Зятевать – 14 человек (18,2%)
Уруу (кыыс суктэр) – 21 человек (27,3%)
Калым - 19 человек (24,6%)
Заключение
Издавна остаются неизменными некоторые традиции и обычаи якутов. Так, и поныне они очень почитают природу, веруя, что она живая. Они верят в существование добрых и злых духов и в то, что природа помогает бороться с последними.
Традиция брака жива по сей день, но не все обряды в современном мире якутской свадьбы сохранились. Якутские свадебные одеяния традиционно белого цвета, символизирующего чистоту и непорочность. Кроме того шаман окуривает молодых берестяным дымом, что позволяет очистить их души и тела от присутствия злых духов, наговоров и прочей скверны. Во время этого священнодействия жених и невеста находятся в разных юртах. После традиционного очищения молодожены встречаются и совершают ритуальный круг вокруг своего будущего жилища. После этого молодые люди становятся законными супругами.
Если говорить о сегодняшнем свадебном обряде, то здесь тоже присутствуют несколько обрядов. Вместо шамана алгысчыт, то есть исполнитель якутского обряда «алгыс», который разводит огонь, молится божествам и подкладывает масло в огонь и конский хвост, исполняет народную песню «тойук», после чего дает молодым чорон с кумысом. После алгысчыта родители обоих сторон благословляют молодых. Отец невесты дарит подарок зятю, а мать жениха – невесте. Потом молодые приглашают гостей. Во время торжественного пиршества мать девушки надевает на дочку обереги, они защитят ее молодую семью от болезней и дурного глаза. Гостей угощают традиционными блюдами из оленины, говядины и рыбы.
Сегодняшние ритуалы и обряды свадеб очень отличаются от старинных. Пройдя сквозь века, свадебный обряд у якутов под влиянием взаимопроникновения в русскую культуру стал меняться. Сегодня якутская невеста и жених надевают европейские платье и фрак. Женятся по обоюдному согласию, а не по наставлению родителей. Сам праздник проведения свадьбы тоже стал более европейским. Но следует отметить, что с каждым годом растет число молодых, которые на своей свадьбе используют элементы традиционной старинной якутской свадьбы. И это радует, потому что очень важно обращаться к своим истокам, сохранять традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Список литературы и источников:
1. Сказ о народе Саха. – Якутск.: кн.изд-во, 1998
2. Терошевский В. Якуты: Этнограф. Очерк. – Якутск,1993.
3. Русский народ: традиции, обряды, праздники. – М.,: Прогресс, 1999.
4. Свадьба: от А до Я.-М.: Эксмо, 2001.
5. Еремин В.А. «Праздники народов»
7. https://educontest.net/ru/174841/реферат-обряд-свадьбы-якутского-нароhttps://educontest.net/ru/
Приложение 1
Опрос по Google
Опрошено: 78 человек
Да – 33 человека (42,3%)
Нет – 45 человека (57,7%)
Опрошено: 75 человек
Да – 55 человека (73,3%)
Нет – 20 человека (26,7%)
Опрошено: 81 человек
Да – 21 человек (25,9%)
Нет – 60 человек (74,1%)
Опрошено: 77 человек
Сватовство (кэргэн кэпсэтии) – 23 человека (29,9%)
Кутуоттуур (туhэ барар) Зятевать – 14 человек (18,2%)
Уруу (кыыс суктэр) – 21 человек (27,3%)
Калым - 19 человек (24,6%)
Опрошено: 95 человек
Да – 77 человек (81,1%)
Нет – 18 человек (18,9%)
Опрос прошли в среднем около 100 человек. В возрасте с 17 до 63 лет.
Анализ показал, что традиция брака жива и по сей день, но не все обряды в современном мире якутской свадьбы сохранились. Особенно радует, вопрос номер 5, что 81 процент опрошенных хотят восстановить традиции в будущем у своих детей и внуков.
[1] Сказ о народе Саха. – Якутск.: кн.изд-во, 1998
[2] Терошевский В. Якуты: Этнограф. Очерк. – Якутск,1993
[3] Свадьба: от А до Я.-М.: Эксмо, 2001.
[4] Свадьба: от А до Я.-М.: Эксмо, 2001
[5] Русский народ: традиции, обряды, праздники. – М.,: Прогресс, 1999
[6] https://educontest.net/ru/174841/реферат-обряд-свадьбы-якутского-нароhttps://educontest.net/ru/
[7] https://educontest.net/ru/174841/реферат-обряд-свадьбы-якутского-нароhttps://educontest.net/ru/
Как нарисовать ветку ели?
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Шелковая горка
Ночная стрельба
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт