Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации, и во многом упрощает нашу жизнь. Одна из сторон Интернета – социальная сеть.
Именно, социальная сеть является главным магнитом, из-за которого многие подростки липнут к монитору сутками.
Одноклассники, ВКонтакте, ФэйсБук настолько заполонили разумы юных школьников, что даже случайных знакомств сейчас не бывает, все встречи спланированы через Интернет. Уже в раннем детстве появляется зависимость подростков от социальных сетей.
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnye_seti.docx | 128.34 КБ |
Муниципальное Образовательное Автономное Учреждение
Физико-математическая школа №56
XХIV научно-практическая конференции школьников
«Шаг в будущее»
Выполнила : Никитина Дарья,
ученица 8 «А» класса
Руководитель: Туманова Екатерина Вячеславовна,
учитель истории и обществознания
г. Улан-Удэ
2017г.
Оглавление
Глава 1 История возникновения социальных сетей 6
1.1.Крупнейшие социальные сети Интернета 7
Глава 2 Социальные сети: польза или вред? 10
2.1.Социальная сеть в жизни подростков 10
2.2.Положительные черты влияния социальных сетей……….………………………….12
2.3.Отрицательные черты влияния социальных сетей………….…..…………………….12
2.4.Признаки зависимости от социальных сетей 15
2.5.Как избавиться от своей интернет-зависимости 16
Глава 3 Выявление влияния социальных сетей на личность подростка 17
3.1.Результаты исследования 17
3.2.Альтернативы социальным сетям 22
Список используемой литературы 26
Введение
Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации, и во многом упрощает нашу жизнь. Одна из сторон Интернета – социальная сеть.
Именно, социальная сеть является главным магнитом, из-за которого многие подростки липнут к монитору сутками.
Одноклассники, ВКонтакте, ФэйсБук настолько заполонили разумы юных школьников, что даже случайных знакомств сейчас не бывает, все встречи спланированы через Интернет. Уже в раннем детстве появляется зависимость подростков от социальных сетей. Начиная с 3-х лет, дети могут самостоятельно включать компьютер и играть в полюбившиеся игры, а со школьной скамьи первым делом регистрируются в социальных сетях и ищут своих новоиспеченных одноклассников. Подростки «выходят на прогулки» в социальные сети, где становятся частью общества зачастую без должного контроля со стороны своих родителей. Усердно оформляя свои страницы, подростки, демонстрируют свой внутренний мир. Ведь те по сути уже являются их своеобразными визитными карточками.
И что же ждет нас в ближайшем будущем? Неужели компьютеры станут нашими лучшими друзьями? Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь?
Мы уже сейчас не можем жить без Интернета, и считаем, что за ним наше будущее. Но так ли это? Вопрос спорный.
О вреде и пользе до сих пор спорят ученые. Поэтому я и захотела выяснить, в чем заключаются положительные и отрицательные моменты при работе в социальных сетях и нужно ли подростку проводить там время.
Актуальность проблемы влияния социальных сетей на процесс социализации подростков очевидна. Все чаще в последнее время стала появляться информация в СМИ, что социальные сети вредят здоровью молодёжи и отупляют современное поколение. И мне, как активному пользователю, захотелось узнать: социальная сеть – лучший друг, тайный враг или помощник?
Цель моего исследования: оценка влияния социальных сетей на личность подростка.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Гипотезы исследования:
1.Предположим, что социальные сети приводят к расширению круга общения подростков, положительно влияют на их развитие личности.
2. Предположим, что социальные сети оказывают отрицательное влияние на формирование личности подростка.
В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования:
Теоретический – изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме.
Практический – анкетирование и анализ опросов, математическая обработка данных, построение диаграмм.
Объектом исследования являются : социальные сети («Одноклассники», «ВКонтакте», «Facebook») и учащиеся 5-8 классов МАОУ ФМШ №56 .
Предмет исследования: достоинства и недостатки социальных сетей, информационная безопасность в сети.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении истории развития Интернета и социальных сетей, а также приобретение знаний о значении виртуального общения для пользователей.
Практическая значимость исследования заключается в умении воспринимать виртуальный мир как дополнительный, но не основной.
Термин «Социальная сеть» был введён задолго до появления Интернета и собственно современных интернет – сетей. Понятие «социальная сеть» появилось еще 1954 году , а изучать это явление начали еще в 30-е годы прошлого столетия. Понятие ввел социолог Джеймс Барнс: «социальная сеть» – это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений). Если говорить более простым языком – это некая группа знакомых людей, где сам человек является центром, а его знакомые ветками. Между всеми членами сети есть двусторонние или односторонние связи. Постепенно научная концепция приобретала популярность, сначала в развитых капиталистических странах, затем и в восточной Европе. По мере развития общества мы пришли к информационному веку, в котором создали массу видов коммуникации, что повлекло за собой скачок в развитии социальных сетей, и сейчас эта научная концепция используется повсеместно. Я рассмотрю исключительно развитие социальных сетей в Интернете. Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники стала технология электронной почты в далеком 1971 году, которая использовалась военными в сети ARPA Net. Далее, в 1988 году, финским студентом Ярко Ойкариненом была изобретена технология «IRC» (англ. Internet Relay Chat — ретранслируемый интернет-чат), который позволял общаться в реальном времени. Знаковым событием стало изобретение Интернета, который стал публичным в 1991 году, благодаря британскому ученому Тиму Бернерс-Ли. В 1995 году Рэнди Конрадом была создана Classmates.com – первая социальная сеть в современном понимании. Концепция оказалась очень востребованной, и с этого года начинается бурное развитие социальных сетей в Интернете. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 50 миллионов людей, преимущественно из США и Канады. Концепция Classmates оказалась успешной, и с далёкого 2005 года она развивается и уже не только в пределах этой сети появились такие мировые гиганты, как MySpace, FaceBook, Bebo и LinkedIn или гиганты рунета Одноклассники.ру, ВКонтакте, МойМир.
Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).
Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.
1.2.Крупнейшие социальные сети Интернета
Социальные сети стремительно набирают популярность во всём мире, аудитории некоторых из них уже превышают население крупнейших стран. В Интернете сейчас существует множество различных социальных сетей, и рассказать обо всех просто нереально. Поэтому изложу самые популярные социальные сети среди подростков:
1. «ВКонтакте» — крупнейшая социальная сеть в Рунете,[1] занимает 24 место в списке самых крупных социальных сетей мира. «ВКонтакте» основана в 2006 году петербургским программистом Павлом Дуровым. Сервис приобрёл широкую популярность непосредственно в России, на Украине, в Беларуси и Казахстане. Социальная сеть насчитывает 200 миллионов аккаунтов. Ежедневная аудитория «ВКонтакте» — около 60 миллионов человек[2], преимущественно это школьники и студенты.
Пользователям «ВКонтакте» доступен характерный для многих социальных сетей набор возможностей: создавать профиль с информацией о себе, производить и распространять контент, гибко управлять настройками доступа, взаимодействовать с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживать через ленту новостей активность друзей и сообществ.
Возможность загружать на сайт собственные записи и использовать файлы, загруженные другими пользователями, делает «ВКонтакте» одним из крупнейших медиа-архивов Рунета.
2. «Одноклассники» - мультиязычная социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников, а также родных и близких родственников и общения с ними. Проект запущен 4 марта 2006 года, его автором является российский веб-разработчик Альберт Попков.
По данным собственной статистики сайта по состоянию на 1 января 2013 года в «Одноклассниках» зарегистрировано более 205 миллионов пользователей. Посещаемость сайта — более 40 миллионов посетителей в сутки.[3] Охват аудитории российских интернет-пользователей 14 — 55 лет.
В «Одноклассниках» можно расслабится и поиграть в игры, добавить свое видео к себе на страницу, добавить и послушать любимую музыку. По аналогии с «ВКонтакте» можно отправлять пользователям сообщения, оставлять комментарии, ставить оценки фотографиям, а также вступать в группы. Отличительная черта от главного конкурента («ВКонтакте») – это то, что вы можете посмотреть, кто заходил к вам на страницу.
3. «Facebook» в настоящее время самая крупная социальная сеть в мире. Была основана в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете.
По данным представителей компании, в четвертом квартале 2013 года число человек, каждый месяц пользующихся социальной сетью «Facebook» составило 1,2 миллиарда пользователей. Ежедневная аудитория – около 757 миллионов пользователей.[4]
Социальная сеть «Facebook» позволяет пользователям зарегистрироваться, добавив свою личную фотографию и описание о себе. Добавлять друзей, переписываться сообщениями, добавлять статус, делать сообщения на стенах (у себя и у друзей). Также есть возможность добавить фото, видео, создавать группы, вступать в них. Есть возможность обмениваться музыкой, фотографиями, видеозаписями, играми. Существует вариант выбрать самому адрес страницы, а также в «Facebook» был интегрирован «Skype».
А теперь немного статистики, на сегодняшний день ведущими соц. сетями западного интернета были популярными и остаются таковы: всем известный портал Facebook (в сутки его посещают больше семисот пятидесяти миллионов пользователей), далее следует портал Twitter (к порталу поисковые системы относятся очень благосклонно, это и сделало его в среде вебмастеров необычно популярным), и на третьем месте – международный сервис My Space , являющийся известным среди музыкантов и других представителей искусства.
В 2016, как и в прошлом, первые места в рейтинге социальных сетей по популярности среди российских пользователей достаются Вконтакте и Одноклассникам. Эти сайты пока что уверенно лидируют в России, и, по опросу аудитории, 39% и 32% опрошенных заявили, что имеют аккаунты в этих соц. сетях и пользуются ими. Хочется добавить, что на среднестатистического пользователя уже приходится целых 7 аккаунтов в соц. сетях. Facebook занимает третье место (24%). На четвертом месте Skype. Это, конечно, не социальная сеть, но в связи с небывалой популярностью сервисов обмена сообщениями во всем мире, подобные сайты и приложения теперь включаются в официальную статистику, так как все больше и больше оттягивают внимание пользователей на себя. Соц. сеть Google+ остается в списке и занимает почетное пятое место у россиян. Если говорить о мировой статистике, то Google+ вовсе не участвует в рейтингах в связи с низкой популярностью. 6 и 7 строчки в чарте соц. сетей достались WhatsApp и Viber, аккаунты в которых имеют 15% опрошенных пользователей. Viber пока еще достаточно популярен среди русскоязычных пользователей, но на мировом уровне очень сильно уступил приложению WhatsApp, ежемесячная аудитория которого уже насчитывает 1 млрд. человек. Далее у нас идет Инстаграм, который разместился на 8 месте в списке и теперь опережает Твиттер. Замыкает десятку Facebook Messenger.
Глава 2 Социальные сети: польза или вред?
2.1.Социальная сеть в жизни подростков
Раньше часто можно было услышать и от взрослых и от детей: «Зайдешь ко мне?». Фраза эта означала приглашение зайти домой, чтобы пообщаться, провести вместе время, поесть или попить чего-нибудь, помочь в домашних делах. Словом, любая совместная деятельность или совместное безделье. Несколько лет назад эта фраза получила новое значение – посетить профиль в социальной сети. Смысл приглашения примерно тот же, что и раньше – пообщаться, обменяться новостями и сплетнями, похвастаться достижениями или пожаловаться на жизнь. При этом заметна экономия времени: общаться можно не выходя из дома в любое удобное время суток, если собеседник надоел, то нет необходимости высокохудожественно зевать и намекать, что гости уже не в радость, можно просто отключить интернет.
Итак, социальная сеть – это многопользовательская интернет-система, позволяющая общаться, размещать, просматривать и оценивать разного рода файлы (аудио, видео, фото, текст), искать знакомых и заводить новые знакомства.
Все социальные сети имеют ряд общих черт:
Социальные сети, хотя и работают по единой концепции, имеют разные функции и опции, что позволяет делить аудиторию и успешно конкурировать. Мало, кто зарегистрирован более чем в трех глобальных социальных сетях, обычно даже очень общительные пользователи выбирают одну локальную социальную сеть, чтобы общаться с соотечественниками, одну международную, если есть друзья или родственники в других странах.
Всплеск интереса к социальным сетям стал настолько сильным, что многие люди уже не представляют себе жизни без своего виртуального двойника, живущего насыщенной и интересной социальной жизнью. Чтобы интерес к сайтам не падал, и, соответственно, чтобы не падали доходы, владельцы социальных сетей придумывают новые развлечения для жителей своих виртуальных мегаполисов, чтобы те как можно больше времени проводили по другую сторону экрана.
Современные тинейджеры значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени.
Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода!
Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.
Примерно с 11 лет подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.
Часто тандем «подростки и социальные сети» является губительным для детской психики. Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики подростка.
Безусловно, социальная сеть становится с каждым днем все популярнее среди подростков. И, к сожалению, не все умеют правильно ею пользоваться.
Следует отметить, что в последнее время обострилась ситуация влияния Интернета на подрастающее поколение. Из всего Интернет - пространства особое влияние на молодежь оказывают социальные сети. Современные подростки все свои потребности в социализации находят именно здесь. Некоторые считают, что это приносит пользу, другие же склонны различать в этом явлении негативные последствия.
2.2.Положительные черты влияния социальных сетей
С развитием Интернет – технологий мир очень сильно изменился. Вслед за ним меняется и образ мысли, и образ жизни молодых людей. Таким образом, несомненно, можно выделить определенные плюсы социальных сетей.
1.Общение упростилось до максимального уровня. В наше время огромное расстояние между людьми теперь не помеха для их коммуникации. Достаточно иметь компьютер или ноутбук, подключенный к Интернету, и специальное программное обеспечение, которое дает возможность общаться, слышать и видеть друг друга[5].
Подростки могут сказать гораздо больше через сеть, чем в реальной жизни, и не чувствовать себя при этом неудобно: у них есть время обдумать свою мысль и выразить ее наиболее точно.
2. Сеть дает возможность найти себе друзей, знакомых одноклассников, а неуверенному в себе подростку почувствовать себя востребованным. Он заводит новые знакомства, не опасаясь того, что возможно в дальнейшем с этим человеком не о чем будет поговорить. Вступая в группы по интересам, не боится того, что может быть отвергнутым.
3.Социальные сети привлекают своей возможностью самовыражения, ознакомить всех со своими талантами, увлечениями, достижениями. Некоторые выкладывают результаты своего творчества – стихи, песни, музыку, видео. Это также происходит и через оформление страниц: интересы, увлечения, хобби.
4.В сети можно почерпнуть значимую для образования позитивную, познавательную информацию. Например, «В Контакте» является самым крупным в Рунете хранилищем аудио, видео и фотоматериалов по многим учебным предметам, которые можно слушать, просматривать и скачивать. Кроме того, социальная сеть – это быстрая передача или распространение информации о школе, классе, мероприятиях и новостях учащихся.
Мы видим, что с одной стороны, социальные сети дают подростку все то, что ему необходимо в этом возрасте: социализацию, коммуникации, самовыражение, создание своего образа, нахождение интересов и формирование взглядов, а главное – самостоятельность!
2.3.Отрицательные черты влияния социальных сетей
Влияние социальных сетей на подростков может быть как позитивным, так и негативным. Почти всегда отрицательных факторов становится больше.
1. У подростков появляется зависимость от виртуального мира. Вечерние прогулки по городу, посещение культурных мест, кафе теперь с легкостью заменит вербальное общение в сети. Такой путь приводит к аутизму и полной деградации личности, как составляющей общества.
2. При злоупотреблении сетью у молодых людей на подсознательном уровне развивается фобия (страх) общения с реальными людьми. Подростки стесняются знакомиться в жизни с противоположным полом, возникают трудности с речевыми оборотами. Ведь гораздо проще зайти в Интернет и написать сообщение невидимому объекту. Становится сложно заводить новых друзей. Общение современных людей мутирует в сторону подмены истинных чувств и ощущений на виртуальные переживания.
3.Добавляя себе в друзья незнакомцев, подростки становятся потенциальными жертвами обмана. Для Интернет– мошенников социальные сети – золотая жила. Например, с помощью такой сети, как «В Контакте» можно продать что угодно и кому угодно. Для поглощения рекламной информации более благодарной аудитории не найти. Создаются соответствующие группы, рассылаются приглашения и предложения, добавляются в друзья...
4.Общение в социальных сетях снижает и упрощает уровень грамотности. При переписке язык упрощается, допускаются грамматические ошибки, к которым люди привыкают и впоследствии не могут избежать в живой речи. Кроме того, не используются и забываются языковые средства, которыми так богат национальный язык.
5.Потеря времени на пребывание в сети, в результате – безразличие к учебе, ухудшение оценок, нехватка времени для чтения художественной литературы и иного обогащения внутреннего мира.
6.Посещения сети в ночное время является причиной недосыпания, умственной утомляемости подростков, которая очень опасна в этот возрастной период.
7.Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте – виртуальная зависимость, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем, из-за нереализованных желаний, а также скрытых комплексов и трудностей в общении. Ведь в виртуальном мире намного легче выражать себя, создавать идеальный образ, особое значение имеет осознание собственной защищенности и анонимности, чего нет в реальном мире. Происходит полная замена реальных отношений на виртуальные.
8.Неконтролируемое взрослыми зависание в сети может влиять на формирование моральных норм, отличающихся от принятых в обществе: пропаганда употребления алкоголя и наркотиков, убийств, изнасилований, распространение порнографии и т. д.
2.4.Признаки зависимости от социальных сетей
Постоянно возникает навязчивая потребность просмотреть свои входящие сообщения, даже зная о том, что никто не должен был написать. А возможно человек вообще постоянно находится онлайн, даже на ночь не отключая интернет, чтобы не пропустить что-либо интересное.
Люди с ярко выраженными признаками зависимости слишком много времени проводят у экрана монитора, и каждый раз, заходя в социальную сеть, обещают себе, что пробудут там лишь пару минут, а в итоге с ужасом обнаруживают, что прошло полдня. Их тянет десятки раз на дню просматривать страницы друзей, в надежде, что хоть кто-нибудь из них обновил информацию.
Пользователь сети испытывает острое желание регулярно обновлять статус на своей странице, обсуждать с друзьями каждый свой шаг, фотографировать себя везде и всюду, и чаще выкладывать новые снимки.
Известен такой случай в Белграде: пользователь Снежана Павлович угодила в психиатрическую клинику из-за того, что на ее заметку в сети «Facebook» не отреагировал никто среди ее друзей. После этого клинические врачи назвали этот случай «синдром Снежаны», объяснили, что поведение пациентки – это стресс от неудовлетворенности в общественной потребности особи в современном мире.
Игра в различные приложения является хорошей альтернативой другим повседневным делам, оправданием того, почему человек «застрял» в сети на полдня.
Зависимые люди испытывают жуткое раздражение, если по какой-либо причине не могут попасть на свою страничку в социальной сети.
2.5.Как избавиться от своей интернет-зависимости
О социальных сетях – как наркотиках нашего времени говорилось немало. И о том, что социальные сети могут загнать в депрессию. В любом случае, это привыкание может, изрядно испортить ваше физическое или душевное состояние. Этому следует противостоять.
Даже если вы обнаружили в себе описанные признаки зависимости, вспомнили подозрительных собеседников – не стоит отчаиваться, у вас всегда есть время взять себя в руки, нужно только вовремя суметь сказать себе «Стоп!».
Прежде всего, ограничьте свое время пребывания в социальной сети, установите себе временные рамки. Лучше потратьте свободное время с пользой для себя, наверняка, у вас накопилась приличная масса незавершенных дел, которые вы всё время откладывали «на потом». Также лучше отключить все уведомления социальной сети, приходящие на почту, так у вас будет меньше соблазна посетить свою страницу в незапланированное время.
Старайтесь почаще встречаться с друзьями лично, звоните им больше по телефону, приглашайте в гости, посетите вместе какое-нибудь уютное местечко, где можно хорошо провести время, и вы поймете, что это гораздо интересней, чем проводить свой вечер у монитора.
Чаще проводите свое время на свежем воздухе, найдите себе интересное занятие, которое отвлечет вас.
Замените чтение новостей в социальной сети чтением интересных книг, пополняйте свои знания.
Поймите, что реально только то, что происходит с вами здесь и сейчас, а не в виртуальном мире, сетевые ресурсы даже не заметят вашего исчезновения, зато вы увидите, на сколько вам свободней и легче станет без них. Поверьте, что ваш придуманный мир никогда не заменит вам реального общения с людьми. И если так получилось, что у вас нет возможности часто общаться с друзьями, заведите себе домашнего питомца – и вам будет намного приятнее проводить время, ухаживая за ним. И помните одно, не стоит приносить в жертву свою реальную жизнь, ведь окружающий нас мир гораздо интереснее, научитесь использовать ресурсы социальных сетей с пользой для себя и только по мере острой необходимости.
Глава 3 Выявление влияния социальных сетей на личность подростка
3.1.Результаты исследования
В рамках данной работы мною было проведено исследование путем анкетирования, целью которого явилась оценка степени влияния социальных сетей на подростков нашей школы. В анкетировании участвовало 80 учащихся 5-8 классов МАОУ «ФМШ№56».
Я предложила подросткам максимально честно ответить на опрос. Все ответы учащихся я обработала и отразила на диаграммах. Приведу результаты нашего исследования:
Результаты свидетельствуют, что «ВКонтакте» по праву стал самой популярной социальной сетью. Если говорить об «Одноклассниках» то их популярность в данной группе не очень высока, т.к. основная целевая группа этой сети люди более старшего возраста. Также среди учащихся 5-8 классов популярен «Instagram». В нём из 80 участвующих учащихся зарегистрировано 33 человека. Иные социальные сети не пользуются особой популярностью.
3.Как часто вы пользуетесь социальными сетями?
Большинство опрошенных (55 человек) заходят в социальные сети ежедневно что уже говорит о некой зависимости. 16 человек сказали, что посещают, свои страницы в социальных сетях 2-3 раза в неделю ,четверо пользуются соц. сетями всего лишь 1 раз в неделю . 5 человек посещают социальные сети 1 раз в месяц, а это значит, что для этих подростков они не представляют особой ценности.
4. По данным о проведенном в социальных сетях времени видно, что большая часть подростков находится там более 3 часов. Я считаю, что 3 часа проведённые в социальных сетях, могут по разному повлиять на подростка. Одни будут проводить его с пользой для себя общаясь, слушая музыку и просматривая новости. Другие же могут посещать группы отрицательно влияющие на подростка, его мировоззрение и восприятие мира к примеру, группы пропагандирующие суицид, вредные привычки очень распространённые в наше время. Важно объяснить подростку, что подобные группы могут принести вред, как ему, так и окружающим.
5. С какой целью вы пользуетесь социальными сетями?
Подростки в большей степени используют социальные сети как средство общения. Больше всего пользователей социальных сетей привлекает возможность обмена мультимедийной информацией (53,8 %) и возможность общения с друзьями (49,3 %), потому что с помощью интернета можно обмениваться информацией и общаться с друзьями на расстоянии со многими сразу, а также этот способ связи, который экономит средства и время.
6. Какое количество времени вы уделяете учебным занятиям дома?
Из ответов учеников стало ясно что большинство тратит более 3 часов на выполнение домашнего задания - около 29%. 5 учеников из 80- 30 минут. 17 учащихся-1 час. И 26 человек тратят на домашнюю работу 2 часа. Вероятность того что учащийся не выполнит домашнее задание крайне мала. На диаграмме видно, что абсолютно все опрошенные ученики выполняю домашнюю работу. Из этого можно сделать вывод, что каждый из учащихся ответственно подходит к учебным занятиям.
7. Какое количество людей насчитывает ваш список «друзей»?
Количество друзей в социальной сети, очевидно, свидетельствует об уровне сплочения социальных связей. Данные указывают на следующее - большинство пользователей имеют количество от 50-100 друзей, что указывает на некоторое зеркальное отражение количества среднего показателя связей в социуме и в сети.
8. Согласны ли Вы, что частое пользование социальными сетями может вызвать у подростка отстраненность и комплексы?
Больше половины опрошенных (55 человек) согласны с данным высказыванием. Отсюда следует, что эти подростки, используют социальные сети в допустимых рамках и объемах, без фанатизма. Другие же ответили отрицательно ,это говорит о том что некоторые подростки возможно не знают о этой проблеме, появившейся в наше время.
9. Согласны ли Вы, что социальные сети вызывают зависимость?
55 человека из 80 считают, что социальные сети вызывают зависимость, а это значит, что подростки осознают отрицательный эффект от использования социальных сетей. И вряд ли станут зависимыми от них. Другие же ученики нашей школы не согласны с данным утверждением.
10. Готовы ли вы отказаться от пользования социальными сетями под угрозой ухудшения здоровья (ухудшение зрения, нарушение биоритма, сколиоз) или снижения учебных показателей?
По результатам опроса видно, что готовы отказаться – 41 человек, частично готовы - 33, и не готовы – 6 человек. Отсюда можно сделать вывод, что те подростки, которые даже под угрозой ухудшения здоровья не могут отказаться от пользования социальными сетями, стали зависимыми от виртуального мира.
В результате проведенного опроса я получила всю необходимую информацию, по которой стало возможным провести исследование. При анализе результатов исследования отчетливо вырисовывается двойственный характер особенностей использования социальных сетей молодежью. С одной стороны всевозрастающие потребности активной аудитории Интернета – молодежи – в освоении и использовании социальных сетей, как коммуникативных площадок, в удовлетворении своих психологических потребностей. С другой стороны с – созданием собственного виртуального микромира, теряется реальность, появляется полная зависимость от интернета.
3.2. Альтернативы социальным сетям
Как мы смогли отметить, негативного влияния социальных сетей на процесс социализации учащихся значительно больше, чем положительного. Точнее сказать, оно гораздо опаснее и вреднее. Но, на мой взгляд, это не повод отказываться раз и навсегда от их использования. Достаточно просто свести к минимуму все опасные факторы.
1. Важно, чтобы у подростка была постоянная альтернатива социальным сетям: в первую очередь, дружеское общение с родителями, во вторую – спорт, рукоделье, физический труд, чтение литературы, кружки. В идеале несовершеннолетнему не стоит входить в интернет без взрослых, видящих происходящее на мониторе. Взрослые должны разъяснять подросткам, какие опасности скрыты в сети, и как их избежать[6].
2. Необходимо освещение этической стороны использования сетей: какие фото и видео можно размещать, а какие нельзя.
3. Подросткам необходимо тренировать силу воли, твердость характера, вводя для себя ограничения времяпровождения в сети.
5. Важно осознавать, что социальные сети это всего лишь проект, вид развлечения и виртуального общения со знакомыми, а не часть жизни.
6. Необходимо заниматься поиском альтернативных способов времяпрепровождения. Например, занятие спортом, рисование, вышивание, чтение книг. Ну и, несомненно, нужно оказывать больше внимания своей реальной жизни: проблемам в школе, в семье, друзьям, а также увеличивать время пребывания в компании реальных, а не виртуальных друзей[7].
Выводы
В начале своего исследования я предположила, что социальные сети приводят к расширению круга общения подростков, положительно влияют на их развитие личности. В результате проведенных опросов и обработки информации можно сказать, что мое предположение было верно, ведь большинство опрошенных подростков добавляют к себе в друзья непосредственно только друзей и знакомых, а также используют социальные сети в качестве общения со своими реальными друзьями. Несомненные плюсы от использования социальных сетей – это и коммуникация на дальних расстояниях, и возможность полноценного общения для замкнутых, неуверенных в себе подростков, и самовыражение, интеграция подростков по интересам и взглядам, быстрый способ обмена информацией. Главное, на мой взгляд, взрослым необходимо найти общий язык с подрастающим поколением и рассказать о возможных последствиях чрезмерным увлечением социальными сетями или их аналогами.
Говорить о том, что социальные сети оказывают только отрицательное влияние на формирование личности подростка нельзя. Но следует учитывать отрицательные факторы, такие как фобии (страхи) общения с реальными людьми, снижение уровня грамотности, а также патологическую зависимость от Интернета, которая отрицательно сказывается на учебе, психическом здоровье, умственной утомляемости и качестве жизни в целом. Некоторые наши ученики добавляют себе в друзья незнакомцев, что делает их потенциальными жертвами Интернет - мошенников.
Заключение
В своей работе мы провели социологическое исследование по теме «Влияние социальных сетей на личность подростка». Опрос и анкетирование были проведение среди учащихся 5-8 классов МАОУ Физико-математическая школа №56.
Данный возраст бы выбран неслучайно. В первой главе мы установили, что подростковый возраст (от 11 до 15 лет) - это самый сложный, но в то же время важный этап в социализации личности. Ведущей деятельностью подростка является коммуникативная деятельность. Подросток ищет себя, свои интересы, взгляды, ценности, свой образ. Как было установлено нами, оказалось, что все эти задачи подросткового образа он находит в социальных сетях.
В результате анализа проведенного исследования было выявлено как положительное влияние, так и отрицательное, на формирование личности подростка.
В ситуации недостатка родительского внимания ребенок ищет пути самореализации и самоактуализации в воображаемом мире, отдавая «виртуальной жизни» все больше и больше времени.
Ученые доказывают, что происходят изменения в развитии головного мозга молодежи потому, что они все меньше участвуют в деятельности, которой занимались многие поколения на протяжении тысячелетий. Я не против технологий и компьютеров. Но прежде чем подростки начнут общаться в социальных сетях, они должны научиться выстраивать взаимоотношения с реальными людьми.
Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетяей на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.
Надеюсь, взвесив и просмотрев положительные и отрицательные стороны влияния социальных сетей, вы сделаете правильный выбор!
Список используемой литературы.
Приложение №1
Анкета для учащихся МАОУ «ФМШ№56» подростки 11-15 лет
1. Зарегистрированы ли Вы в каких-либо социальных сетях? а) Да б) Нет
2. Напишите названия социальных сетей, где вы общаетесь?
ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Google+, Twitter, Instagram, Linkedin, Отзовик, Мой Мир Mail.ru, Другое
3. Как часто вы пользуетесь социальными сетями?» а) ежедневно б) 1 раз в 2-3 дня , в) 1 раз в неделю , г) 1 раз в месяц
4.Сколько времени Вы уделяете соц. сетям в день? а) 30мин б) 1 час в) 2 час г) 3 часа и более
5. С какой целью вы пользуетесь социальными сетями?
6. Какое количество времени вы уделяете учебным занятиям дома?» а) вообще не выполняю домашнее задания б) 30мин в) 1 час г) 2 час д) 3 часа и более
7. Считаете ли Вы, что частое пользование социальными сетями может вызвать у подростка отстраненность и комплексы?» а) Да б) Нет
8.Какое количество людей насчитывает ваш список «друзей»? а) 50-100, б)100-200, в)300-50, г) 500- и более
9. Считаете ли Вы, что социальные сети вызывают зависимость? а) Да б) Нет
10.«Готовы ли вы отказаться от пользования социальными сетями под угрозой ухудшения здоровья (ухудшение зрения, нарушение биоритма, сколиоз) или снижения учебных показателей?» Да Частично Нет
11. Назовите достоинства социальных сетей
12. Назовите недостатки социальных сетей
[1] http://www.kommersant.ru/doc/2173083
[2] http://www.liveinternet.ru/stat/vkontakte.ru/
[3] http://www.liveinternet.ru/stat/odnoklassniki.ru/index.html?period=month
[4] http://lenta.ru/news/2014/01/30/somenumbers/
[5] Кент П. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. - 267 c.
[6] http://www.nnmama.ru/PsyArt1
[7] Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. - СПб.: Речь, Санкт - Петербург, 2003.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Два морехода
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Лиса Лариска и белка Ленка
Золотая хохлома