Сбор и систематизация информации о земляках участниках войны.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_ahmadeeva_yulya.doc | 67 КБ |
prababushka_stupeni_-_moey_zhizni.docx | 33.48 КБ |
issledov._rabota.doc | 51.5 КБ |
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Романовка
муниципального района Давлекановский район
Республики Башкортостан район
Республиканский конкурс краеведческих исследовательских
работ учащихся «Дорогами Отечества - 2017»
Номинация «Великая отечественная война»
Тема работы
История судьбы моего прадедушки
Подготовил: Ахмадеева Юлия
Обучающийся 9 класса
МОБУ СОШ д. Романовка
Руководитель:
Глазкова Любовь Александровна
Учитель истории и обществознания
Первой квалификационной категории
Контактный телефон: 89273234250
e-mail glazkowa.liuba@yandex.ru
д. Романовка
2017 год
Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1. Жизнь до войны.
| 5 |
1.2.Мой прадедушка в годы Великой Отечественной войны | 5 |
Глава 2.Послевоенная жизнь 2.1. Семья | 7 |
2.2. Трудовые будни | 8 |
Заключение | 9 |
Список источников литературы | 10 |
Приложения | 11 |
«Любить свою семью, свои впечатления детства,
свой дом, свою школу, свое село, свой город,
свою культуру и язык, весь земной шар необходимо,
совершенно необходимо.
Человек – это не степное растение перекати-поле,
которое осенний ветер гонит по степи».
Академик Д.С. Лихачев
Введение
Актуальность темы: История большой страны складывается из истории людских. А в судьбах семей отражаются судьбы государств: XX век был трагичным для России. Горели архивы, уничтожались документы, скрывались факты. Войны, революции, террор и репрессии почти лишили нас прошлого. Но никогда не поздно связать разорванные нити. Родители, род, Родина, народ – не просто однокоренные слова. Мы не выбираем родителей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью. Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела прибавляют ему силы. Но всякое дерево имеет корни, связывающие его с землей. Они питают дерево. Корни – это наша история, то, чем мы жили вчера. Это наши деды и прадеды, чьи дела помогают жить нам. Народ, не имеющий своих глубинных корней – бедный народ. Очень полезно и интересно познакомиться с историей своей семьи, проследить судьбу близкого родственника. Ещё великий русский историк В.О. Ключевской писал: «Изучая дедов, узнаешь внуков, то есть узнаем себя». Именно стремление к самопознанию и заставило меня обратиться к своим «истокам». Жизненный путь каждого человека проходит по полю истории, неизбежно оставляя на нем след и изменяя, пусть незначительно, общий ландшафт.
Цель моей работы – «погрузиться» в историю судьбы моего прадедушки,
расширить знания о нем, определить своё отношение к прошлому страны.
Для достижения данной цели предусматривается решить следующие задачи:
Объект исследования: - документы, боевые награды, грамоты, воспоминания моего прадедушки Ахмадеева Шайсултана Ахмадеевича.
Гипотеза: анализируя все собранные сведения, я пришла к выводу, что не было ни одного события XX века, не коснувшегося моего прадедушку.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ фотоархива, документов, литературы по данной теме;
- реконструктивный методы исторического исследования;
- интервьюирование, наблюдение, сопоставление, опытная работа и др.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач как повышение самооценки ребенка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков. Совместная работа учащихся, родителей, педагога помогает решать ряд проблем между родителями и детьми при становлении духовно – нравственной личности, в формировании социальной и личностной культуры учащихся.
Глава 1. Жизнь до войны
1.1. Детство
В 1913 году 15 декабря холодным, морозным утром на свет появился мой прадедушка Ахмадеев Шайсултан Ахмадеевич (Приложение 1). Семья прадедушки была очень большая и состояла из 15 человек. Шайсултан Ахмадеевич был самым младшим ребенком в семье. Родиной он считает деревню Курьятмасово Давлекановского района, именно там со своей семьей и жил Шайсултан Ахмадеевич. Тяжелая судьба ожидала его впереди, голод и нищета были в семье прадедушки.
Учится в школе Шайсултану Ахмадеевичу не довелось, писать и читать он научился от старших братьев. С раннего детства помогал родителям, основным занятием была заготовка дров и работа на земле. В детстве прадедушка любил часто ездить на сенокосы, но большая часть его раннего детства прошла на берегу озера Аслыкуль с соседскими ребятами. Вдоволь искупавшись на мелководье, наловив мальков, собрав ракушек, налепив из мокрого песка разных построек и фигур, они загорали на песках. Иногда артель рыбаков ловила рыбу на том берегу и вытаскивала невод полный рыбы. Им, маленьким детишкам, рыбаки разрешали снимать с боковин невода запутавшихся рыб и унести домой, кто сколько сможет. Все лето заготавливали дрова , а когда наступала зима ездили на лошади в город Давлеканово и продавали их на базаре, чтобы на вырученные деньги купить еду. Старшие братья работали в колхозе трактористами, когда Шайсултан Ахмадеевич подрос они стали брать его с собой на работу, прицепщиком. Братья обучали младшего работать на тракторе и окончив школу трактористов и комбайнеров пошёл работать в МТС с. Ленинское Давлекановского района. С 1932 года по 1941 год Шайсултан Ахмадеевич проработал в колхозе.
1.2.Мой прадедушка в годы Великой Отечественной войны
Начало Великой Отечественной войны застало прадедушку, за работой в поле. Ушёл он на фронт в июле 1941 года, оставив дома жену и сынишку. После распределения попал в танковую школу в городе Челябинске, а дальше направили в Сталинградский тяжелый танковый -полк прорыва, это был особый полк. Шайсултану Ахмадеевичу довелось поучаствовать в боях за освобождение Донбасса, под Харьковом был тяжело ранен в правую ногу. За бои под Харьковом был удостоен Ордена Красной Звезды (Приложение 2). Действуя в составе экипажа командира роты гв. Капитана Борецкова три таза ходил в атаку. В селе Тихотцком раздавил одну противотанковую пушку, уничтожил 3 пушки, 2 ДЗОТа и 30 гитлеровцев. Ранение было получено во время налета фашистских самолетов, шёл бой пробило лобовое стекло танка и ранило. Прадедушку доставили на самолете в город Гомель для лечения. Там он лечился до июня 1944 года, и был выписан с отдыхом на 10 дней.
В 1944 году после выздоровления снова в бой, участвовал в боях за освобождение Молдавии и Венгрии. При прорыве обороны противника вел самоходную установку на врага, гусеницами своей машины раздавил два блиндажа противника и один ДЗОТ. Первым ворвался на высоту 199.5 метров перерезав дорогу отступления немцам и уничтожил 25 немцев. За этим подвиги Шайсултану Ахмадеевичу был присвоен Орден «Отечественной Войны 2 степени» (Приложение 3 ). Прадедушка вспоминал что в бои за Молдавию были очень ожесточенные, вражеские танки в бою отстреливались противотанковыми минами и наш танк загорелся. Из пяти танкистов в живых осталось только трое, а Шайсултан Ахмадеевич получил контузию.
Победу прадедушка встретил в Венгрии, радости не было границы, все обнимались и ликовали. Медицинский осмотр показал последствия тяжелой контузии. Это заключение ускорило его демобилизацию. Домой он вернулся в октябре 1945 года, а дома его ждала только жена...
Глава 2. Послевоенная жизнь
2.1. Семья
В 1939 году прадедушка встретил в колхозе свою будущую супругу Киселеву Александру Михайловну. Родилась она в семье рабочего лесопильного завода, окончив 7 классов, пошла работать в школу учителем 1-2 класса. Проработала там в течении года, поступила в Ленинградский техникум механизации. Судьба закинула ее после третьего курса на практику в Башкирию-в Давлекановский совхоз. Здесь она встретила секретаря организации трактористов Шайсултана с которым проработала на уборочных работах помощником, а осенью они поженились. Окончив техникум они остались работать в Ленинградской области. У них родился сын Сергей, а через несколько дней началась война и муж ушёл на фронт. Имея на руках грудного ребенка ей приходилось жить в квартир, где замерзала вода в ведрах, она жила надеждой на возвращение мужа. Однажды когда мать работала оставив дома сына на дом упал снаряд и ребенок погиб, прабабушка очень долго не могла прийти в себе.
В 1942 году после смерти сына, её механика Кировского отделения демобилизуют в освобожденные районы обрабатывать землю, восстанавливать сельское хозяйство. Надев шинели, взяв своё не хитрое домашнее добро- комбайны, сеялки, трактора вместе с отрядом погрузив на поезд поехали в неизвестном направлении. Ехали три месяца, по дороге видели разгромленные города и деревни, в Ростовскую область они прибыли 26 апреля 1943 года и сразу- за работу, началась посевная.
Целых три года была она в доли от родных мест, девчата избрали ее бригадиром тракторной бригады.
И вот наконец Победа! О ней они услышали рано утром, когда завозили трактор верховой принес им долгожданную весть, радости было много: все плясали и смеялись. Но впереди ждала работа. Домой вернулась в 1945 году, работала разнорабочей. После возвращения мужа с войны они вернулись в Давлекановский район в колхоз.
2.2. Трудовые будни
Вернувшись в родное село Шайсултан Ахмадеевич с супругой принялись за работу. У них родилось 3 детей, дочь и два сына, достойные своих родителей. Много трудовых побед на счету ветерана, в 1952 году за высокий обмолот хлеба награжден Орденом Трудового Красного знамени. На комбайне «Сталинец» в 1954 году убрал 551 га. намолотив при этом 4763 центнеров зерна, при экономии горючего 699 кг-за это был награжден Почетной грамотой и удостоен звания Ударника коммунистического труда.
Среди его трудовых подвигов было один самый значимый, он усовершенствовал трактор и назвал его МТЗ-3.
В 1962 году на тракторе МТЗ-5 на 8107 гектар вырастил по 563 центнера кукурузной массы с одного гектара, 398 гектар зерновых культур. В1961 году вступил в ряды КПСС, являлся депутатом Верховного Совета Башкирии 6 созыва по Аслыкульскому избирательному округу .
Имея три ордена за боевые и трудовые заслуги всегда был достойным гражданином своей родины. Я горжусь своим прадедушкой и с гордостью ношу его фамилию.
Заключение
История страны, как в зеркале, отражается в судьбах её граждан. Чем больше узнаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, боле точно понимаешь их влияние на судьбы людей.
Многих ошибок и несчастий нам удалось бы избежать, если бы мы не забывали, что каждый из нас – это звено в цепи поколений. Лучшие наши поступки будут окрылять последующие поколения, а просчеты и ошибки лягут на них тяжелым бременем. Благодаря своим родителям и всем, кто нас окружает, мы знаем много о своей семье. Но только после того как мы сами прошли весь путь поисков своей родословной, мы чувствуем, что теперь мы - полноценная частичка семьи.
Жизнь не баловала его, и его сверстников, но они считали, что достойно прожили, внесли свой посильный вклад в строительство социалистического общества. Горько ему было видеть своими глазами, как разрушаются материальные, культурные и социальные ценности, созданные его и предыдущими поколениями советского народа. Горько ему было видеть, как рушатся его заветные мечты о светлом будущем, как наша Родина из могущественного мирового государства превращается во второстепенное. Она превращается в сырьевую базу и рынок сбыта залежалых товаров богатых капиталистических государств.
В своей работе я постаралась осуществить все задачи поставленные мной. При раскрытии темы стремилась показать события, происходившие в стране, через обращение к человеческой личности.
Изначально в России основа – семья,
И от века Россию семья поднимала:
Наши предки, традиции, наша земля –
Все семья берегла, сохраняла.
Список источников и используемой литературы
1.Воспоминания Ахмадеева Шайсултана Ахмадеевича;
2.Рассказы Ахмадеевой Риммы Сергеевны
3. Фото из семейного архива.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЯАЯ ШКОЛА д. РОМАНОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
« Прабабушка: ступени жизни»
Выполнила: Малкина Анжелика Алексеевна
ученица 7 класса
МБОУ СОШ д. Романовка
МР Давлекановскийй район
Республики Башкортостан
Научный руководитель:
Глазкова Любовь Александровна
учитель истории и обществознания
МОБУ СОШ д. Романовка
МР Давлекановскийй район
Республики Башкортостан
2015 год
Содержание
Введение ……………………………………………………3
Глава 1. Прабабушка: ступени жизни…………………………………..4
Глава 2. Послевоенные годы
2.1Семья…………………………………………………….....................8
2.2 Жизнь после войны.............................................................................
Заключение………………………………………………….....................10
Список использованных источников и литературы ……………...........11
Приложения………………………………………………………….
Введение.
Война еще исчезнуть не готова.
Те годы - миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.
Петр Давыдов
Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! Семьдесят лет отделяют нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Но, несмотря на давность событий, потомки ветеранов войны и все россияне продолжают вспоминать героизм людей, которые отдавали свою жизнь за нашу возможность жить и радоваться миру. Данная тема сейчас является очень актуальной. В преддверии празднования семидесятилетия со дня победы, перед нами стоит очень важная задача сохранить память о наших предках.
Актуальность темы
Тема исследовательской работы «Прабабушка: ступени жизни» выбрана не случайно. Во-первых, знание своих корней, знакомство с жизнеописаниями предков были и остаются важными составляющими человеческой жизни. Это обусловлено тем, что человек не существует в обществе изолированно, оторвано от других людей, а занимает строго определенную нишу. Какую именно? Во многом ответ на этот вопрос зависит от его социального происхождения, особенно, что касается предшествующих исторических периодов. Но и в современном мире, в условиях, когда люди достаточно легко изменяют свои позиции в обществе, социальное положении человека в обществе играет далеко не последнюю роль.
Во-вторых, актуальность работы связана с тем, что она приурочена к юбилею моей прабабушки, которой в этом году исполнилось 85 лет.
И в третьих- празднование в этом году 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Цель работы: изучить главные события и основные этапы жизненного пути прабабушки, составить на основании вышеизложенного её жизнеописание.
Задачи:
3. показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла;
4. узнать, какой вклад внесли женщины - труженики тыла, приближая Великую Победу;
5. донести моим сверстникам правду о той жестокой войне и тяжелом труде, который лег на плечи наших прадедушек и прабабушек.
Гипотеза исследования:
Приступая к работе по данной теме, мы столкнулись с тем, что материал хранящийся в семейном архиве не систематизирован, носит разобщенный характер. Таким образом, считаем, что работа по поиску и систематизации сведений о судьбе моей прабабушки может быть эффективным средством пробуждения интереса к истории.
Методы исследования:
-беседа с прабабушкой;
-анализ исторической литературы и периодической печати;
- анализ и обобщение результатов.
Основные этапы работы:
- совместная деятельность с руководителями работы по подготовке материалов;
- выбор методов исследования;
-изучение исторической литературы, периодической печати, работа с материалами школьного музея;
- самостоятельная работа с полученными данными по Великой Отечественной войне;
- анализ полученных данных, их сопоставление;
- работа по подготовке исследованных материалов к оформлению, изучение творческих работ, создание электронной презентации.
В художественной и научной литературе имеется много работ по данной теме, которые я использовала. Я просмотрела и перечитала много книг о войне. Эти книги о мужестве и героизме людей, которые сражались за нашу Родину. Мне интересно было читать книги.
Тема, связанная с исследованием жизни людей, потому что наряду с подвигами советских людей на боевых рубежах, совершались не менее значимые трудовые подвиги в тылу, без которых была бы невозможна победа над фашизмом. Поэтому основной проблемой исследования выступает то, что к сожалению, наше современное поколение располагает недостаточными знаниями об этом самоотверженном, тяжелейшем труде женщин, подростков, стариков, которые не щадя себя, также приближали долгожданную победу. С одной стороны, она выстраивается на субъективных воспоминаниях и суждениях людей; с другой стороны, на объективных источниках, к которым, в первую очередь, относятся различного рода документы и воспоминания.
Мне захотелось больше узнать о военном времени, о людях, которые в ту страшную пору были детьми. Сейчас труженики тыла и есть живая история. Кто как не они являются свидетелями того жестокого времени, той бесчеловечной войны. Вот и моя прабабушка, как и все остальные перенесла все тяготы жизни военных лет.
Глава 1. Прабабушка: ступени жизни
1.1 Детство
9 мая– особый праздник для всей нашей страны. В этот день мы с благодарностью вспоминаем всех, кто одержал победу, всех, кто в глубоком тылу врага своим неимоверным трудом помогал приближать этот праздник –День Победы.
Я хочу рассказать о своей прабабушке– труженице тыла Гесслер Эмме Густовне, она родилась 5 декабря 1929 года в деревне Алексеевка Благоварского района БАССР, в немецкой семье Геслера Густава Александровича и Супперт Анастасии Иосифовны. (Приложение 1)
Родители Густава Александровича и Анастасии Иосифовны приехали в Башкирию с Крыма, так как здесь было намного спокойней и земля стоила дешевле. Добирались очень долго на лошадях, везли с собой скот, саженцы фруктовых деревьев, а так же семена турецкого табака. Сначала они остановились в деревне Розовка. Там стали жить и нажили в браке 9 детей, самым младшим из них и был отец моей прабабушки Густав Александрович.
Когда старшие братья Густава Александровича женились, он будучи маленьким оставался жить с родителями. В возрасте 19 лет на его жизненом пути встретилась его будущая жена Анастасию. В 1928 году родители Эммы Густовны решили поженится, по католическим обычаям их обвенчали в церкви. Жить они стали в доме отца и матери в д. Алексеевка.
В 1929 году родилась моя прабабушка Эмма Густовна, она была самой старшей в семье Гесслер. Следом за ней в 1931 году на свет появился брат Александр, а потом в 1935 году и сестра Мария. Мария родилась очень слабенькой, часто болела и в 1937 году заболев воспалением легких умерла. Спустя год появился самый младший в семье ребенок Фридрих. После родов мама сильно болела и долго пролежала в больнице. Отцу было тяжело смотреть за детьми ведь нужно было ходить на работу. Денег постоянно не хватало, резная кровать, стол и ружье отца купленное им для охоты, были проданы. Всеми силами он пытался прокормить свою семью как мог. Наконец Анастасии Иосифовне полегчало и она вернулась домой.
Когда началась коллективизация вспоминает прабабушка, у ее родителей забрали почти всю скотину. Осталась только одна телочка, которая на тот момент была очень больна. На этом несчастья в нашей семье не закончились, они только начинались. Однажды из города приехали начальники, они осматривали все дома в деревне и выбрали наш дом. Дом был деревянный, большой с широкими окнами, крыша была покрыта железом, это был самый хороший дом в деревне. Во дворе находился большой погреб стены которого были выложены камнями. В доме решено было сделать маслозавод. Вот так семья моей прабабушки и осталась без крыши над головой. Густав Александрович решил продать последнюю телку и уехал в другую деревню. В д. Варовка они купили на вырученные деньги летнюю кухню и амбар. Потихоньку начали строить новый дом.
Незадолго после рождения Фридриха в 1938 году произошло самое страшное событие, которое перевернуло всю жизнь семьи Гесслер. Однажды, неожиданно в дом ворвались солдаты в форме НКВД, держа в руках оружие. Родители Эммы Густавны испугались, стали спрашивать а что же произошло, но в ответ ничего не услышали. Солдаты обыскали весь дом, все было перевернуто вверх дном. Самый главный из них спросил:
-Где ваше ружье, кровать и стол?
-Продал, когда болела жена -ответил Густав, и назвал всех кому продал вещи.
Тогда ему велели собрать вещи на три дня и следовать за ним. Анастасия Иосифовна хотела подойти к мужу и обнять его на прощанье, но один из солдат оттолкнул её и ударил прикладом ружья в грудь. Анастасия Иосифовна упала от удара на пол, последнее что она услышала от мужа это были слова уходить от сюда обратно в Розовку к своим родителям. Когда пришло время кормить Фридриха молока в груди не было вместо него шла кровь. Взяв детей в охапку мы пошли к деду Иосифу в Розовку.
Мама каждый день ждала возвращения отца, готовила ему обед и на ночь оставляла его в печки, а утром просыпаясь делила его между нами. Однажды в дом пришла соседка и рассказала что отца увезли на машине «Черный ворон» с ним была и его сестра. Это означало что теперь наш отец был врагом народа, и вся его семья.
Дом в Варовке пришлось продать, купили маленький домик рядом с дедом Иосифом в Розовке. В школу приходилось ходить далеко в Варовку. Из-за отсутствия одежды училась только два месяца весной и два месяца осенью. Сумка моя была сделана из мешка, а вместо тетрадей использовали дощечки. Так как раньше школа в которой я училась была на немецком языке, попав в русскую школу мне было очень тяжело. Хорошо, что у нас была тетя Лиля, жена маминого брата Адама, она то и научила меня разговаривать и писать на русском языке. Учится мне очень нравилось, так я окончила четыре класса. В 1940 заболел Фридрих и умер. Осталась только я и брат Александр.
Прабабушкино детство было нелегким, так как их семья была немецкой перед ними встали огромные трудности. Маленькой девочкой она испытала много боли и горя. Когда они находились с классом в поле убирала рож низко над землей пролетел самолет и сбросил листовки, на которых было написано 22 июня 1941 год началась Великая Отечественная война. Старая учительница Валентина Павловна позвала нас всех к себе и сказала , кончилось мирное время ребята и ваше детство тоже. Бабушка часто вспоминает о своём детстве, несмотря на все ужасные события, которые с ней происходили, она говорит о своём детстве с любовью и трепетом.
Детство бабушки прошло в военные и послевоенные годы. Все мы знаем, как тяжело складывалась жизнь у простого населения в эти годы. В детстве бабушка много трудилась, времени на игры и развлечения было не много.
1.2. Трудовые годы
Детство прошло быстро, пришлось рано повзрослеть. Уже в пятнадцать лет бабушка начала работать на поле убирали лен, обдирали верхушку, клали в ведро а стебли собирали в снопы. Из льна делали веревки для фронта. Затем она устроилась работать дояркой в местном колхозе. Доила молоко и делала из неё брынзу. Дома в свободное от работы время вязала носки, перчатки и варежки.
Так же для солдат шили кисеты и набивали их табаком. Табак сеяли, потом листья мелко резали и сушили их на солнце, получалась отличная махорка. В войну табак стоял дорого, его можно было обменять на одежду, еду и даже деньги.
Еще за годы войны прабабушка работала почтальоном. Она носила по деревням похоронки приходившие с фронта. Очень тяжело было отдавать людям письма , многие зная о том что она немка часто винили ее. Проходя по русским деревням люди встречались всякие можно было услышать в след грубые слова, или получить удар камнем в спину. За прабабушку заступился председатель местного колхоза дядя Ваня. Его вернули с войны так как у него было тяжелое ранение и ему ампутировали ногу. Он велел все похоронки приносить ему в контору, а потом сам их раздавал.
Самыми тяжелыми были 1941-1942 годы всех мужчин отправляли на фронт, в деревне оставались только женщины, дети и старики. Мою прабабушку всегда отличали такие черты характера, как трудолюбие, ответственность, организаторские способности.
Прабабушка всегда старалась делать всё отлично, добиваться высоких результатов, несмотря на то что как клеймо над ней висело то что она дочь врага народа. Всю войну немцы были под надзором, раз в месяц нужно было отмечаться в сельсовете. Без разрешения нельзя было даже выйти за пределы своего колхоза. В 1944 году 1 апреля прабабушка была отправлена на работу в колхоз Россия. Там они травили зерно, сначала набирали его в мешки, а потом увозили. Там она проработала 4 месяца, получила хорошую зарплату но в ходе хим прополки отравилась и попала в больницу. Домой она приехала еще совсем слабая, и только дома узнала что детям до 18 лет запрещено там работать. Но за неё некому было заступится, «я дочь врага народа» повторяла Эмма Густовна.
Всю осень прабабушка болела, только к весне немного оклемавшись с тала помогать своему деду Иосифу делать махорку для фронта.
В марте 1941 года они снова вернулись в Алексеевку, ее маму взяли работать в колхоз конюхом, она возила сено и салому на ферму. Купили маленький домик у местного пастуха.
9 мая 1945 года в самый разгар посевной прабабушка находилась в поле. Вместе с бригадой девчат на быках сеяли пшеницу, и тут в небе над их головами появился самолет и выкинул листовки. В них было написано что война закончена, сколько было радости все обнимались и плакали. Это были слезы радости ведь мы все так долго этого ждали. Верхом на коне прискакал бригадир и сказал, что 9 10 мая объявляются выходными днями.
Глава 2. Послевоенный период
2.1 Семья
В 19 лет прабабушка первый раз вышла замуж, но как зовут никогда на кому не рассказывала. Прабабушка говорила только о том, что он ее очень сильно обидел. В 1950 году от первого брака родился сын Пётр.
Когда бабушке из исполнилось 36 лет на ее жизненном пути встретился мой прадедушка Мумбер Егор Иванович (Приложение 2). Бабушка вышла замуж по огромной любви. После свадьбы бабушка и дедушка переехали в д.Березовку Давлекановского района, в то время была всего одна улица, они поселились в небольшом доме. У него умерла жена и осталась семеро детей. Прабабушка всей душой полюбила его детей и воспитывала их как своих. Муж оказался очень добрым и хорошим человеком. Когда она болела, он ухаживал за ней, проявлял огромную заботу, переживал за неё всем сердцем, что она не смогла не влюбиться.
Первой трагедией в семье стала смерть первого ребёнка, это был мальчик, затем родилась совместная девочка, ее назвали Валентиной. На тот момент прабабушке было уже 42 года. Она с самого детства мечтала о большой и дружной семье, большой опорой в эти трудные годы стал муж, беда не разлучила их, а только укрепила их союз.
Счастью не было границ, но, тем не менее, бабушке снова пришлось идти на работу, она провела в декретном отпуске всего сорок дней. Жизнь становилась в прежнее русло.
Бабушка понимала, что для того чтобы обеспечить своих многочисленных деток всем необходимым, ей нужно много работать. Поэтому дома так же разводили большое хозяйство, были коровы, бараны, лошади. Дети приучались к труду с детства, каждый ребёнок имел определённые обязанности. Кто-то занимался уборкой дома, кто-то помогал на улице, самые младшие пасли уток и гусей.
Прабабушка вспоминает, смеясь, как самый младший сын, увидев, как уточки купаются в луже, подумал, что они тонут, и с желанием спасти их начал кидать в них камни, чтобы выгнать из воды. В итоге, утки вышли из воды целыми и невредимыми.
Мечта бабушки осуществилась, ведь у неё крепкая и дружная семья, отношения между детьми складываются на уважении и любви друг к другу. В этом и есть истинное счастье матери.
2.1. Жизнь после войны
В послевоенный период прабабушка пошла работать на ферму дояркой (Приложение3). Бабушка активно принимала участие во всех соревнованиях и не раз побеждала, подтверждением этого являются многочисленные награды, она была награждена медалью «Ударник пятилетки» , Ветеран труда.
Работа доярки одна из сложных. Рабочий день начинался в пять утра, доярки сами носили силос, огромные корзины с сеном. Их работа заключалась не только в том, чтобы подоить коров, они должны были накормить каждую, ухаживать за ними. Приходили на работу три раза в день, не считая дежурств. Всего каждой доярке нужно было подоить сто пятьдесят коров в день. Благо в коллективе царила дружба и взаимопомощь, поднимать огромные корзины было тяжело, тогда на помощь приходили другие доярки, но и они были не всегда рядом. Бабушка всегда старалась делать всё отлично, добиваться высоких результатов, она понимала важность своей профессии, ведь действительно, молоко, которое выпускал колхоз, имело очень значительную роль.
О трудовых подвигах прабабушки помним не только мы, родные и близкие, приятно осознавать, что о моей бабушке помнят, поздравляют с праздниками, присылая различные открытки от местных властей.
Прадедушка умер в 2008 году, он тяжело заболел раком. Дедушка умер спустя некоторое время, после того, как они переехали в новый, более большой дом, который они сами построили. До смерти он много лечился, но оказалось, врачи лечили его не от той болезни. Бабушка осталась одна, дети к этому времени выросли.
Самой большой радостью для бабушки являются дни, когда собираются все дети и внуки вместе, к сожалению, это бывает в последнее время не часто, ведь многие учатся и живут в больших городах, далеко от нас. Но раньше мы каждую субботу любили собираться у нашей бабушки, она готовила различные вкусности, это у неё очень хорошо получается, и рассказывала нам много интересных историй из прошлого. У прабабушки всегда можно попросить совета, она всегда даст верный, ведь у неё богатый жизненный опыт.
Можно сказать о том, что моим воспитанием так же занималась прабабушка, ведь родители, уходя на работу, оставляли меня на присмотре у бабушки. У бабушки не только много детей, но и внуков не сосчитать.
Но она никогда не забывает поздравлять С Днём рождения, девочкам на 8 Марта обязательно приготовит какой-нибудь подарок, а мальчикам на 23 февраля. Каждого поздравляет с окончанием школы, с получением аттестата или диплома. Мы, внуки, в свою очередь тоже никогда не забываем поздравлять нашу прабабушку, всегда помогаем ей.
О своих успехах я всегда делюсь в первую очередь с ней. Она именно тот человек, который вызывает во мне восхищение. Много тёплых слов можно сказать о ней, но самое главное то, что я люблю её и горжусь тем, что я её правнучка. Сейчас она живет в городе Давлеканово у своей дочери Вали.
Заключение.
Целью нашей работы было составление достаточно детального жизнеописания моей прабабушки. Я изучила основные события и этапы её жизненного пути, по ее рассказам и документам особенно, что касается трудовой деятельности. Я считаю, что цель моей работы достигнута. На сегодняшний день я четко представляю себе биографию бабушки, что помогает мне лучше сохранить память о ней, а возможно даже, и передать ее следующим поколениям.
Задачи поставленные в работе были выполнены, мне удалось узнать о судьбе моей прабабушки из бесед с моими близкими. Из рассказов прабабушки можно сделать вывод о том, что труд женщин и детей в годы войны принес неоценимый вклад в Победу. Данная работа позволила узнать и рассказать о своей прабабушке - труженице тыла и ее семье, а так же показать ту правду о той страшной войне, которая коснулась людей того времени.
Работа развивает интерес к истории села, воспитывает уважение к людям, подарившим нам мирное время.
Беседуя Эммой Густавной, я отметила нежелание вспоминать о тех страшных годах. Объясняет она это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Она как бы заново переживает то страшное, тяжелое время.
Самое главное я поняла, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Сегодня рядом с ветеранами, тружениками тыла мы - их внуки, и правнуки. И связь поколений никогда не прервется.
Женский подвиг в годы войны всегда будет достоин восхищения и гордости у молодого поколения.
Я верю, не прервется нить, связывающая поколения нашей семьи, и в моих детях и внуках будет жить бесконечная любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России. «Человек без прошлого, что дерево без корней» гласит народная мудрость, и я полностью с этим согласна. Ведь именно через биографии, через свидетельства близких людей можно понять и представить прошлое своей страны, строить свое будущее.
Список использованных источников и литературы
3. Центр Гениологических исследований http://rosgenea.ru/alf=4&r=4&serchcatal=%C3%E5%F1%EB%E5%F0
4. Википедия Свободная Инциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EB%E5%EA%F1%E5%E5%E2%EA%E0_(%C1%EB%E0%E3%EE%E2%E0%F0%F1%EA%E8%E9_%F0%E0%E9%EE%ED)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЯАЯ ШКОЛА д. РОМАНОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Секция социально-экономических наук
предмет история
Научно-исследовательская работа
на тему: «Храню память моих предков»
Выполнила: ученица 9 класса
Стоянова Валентина
Руководитель: Глазкова
Любовь Александровна
г. Давлеканово -2015
Содержание
Война еще исчезнуть не готова.
Те годы - миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.
Петр Давыдов
Введение
Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! Семьдесят лет отделяют нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Но, несмотря на давность событий, потомки ветеранов войны и все россияне продолжают вспоминать героизм, которые отдавали свою жизнь за нашу возможность жить и радоваться миру. Данная тема сейчас является очень актуальной. В преддверии празднования семидесятилетия со дня победы, перед нами стоит очень важная задача сохранить память о наших предках.
Я услышала фразу: «Война вошла в каждый дом, в каждую семью, прошла через сердце каждого человека» и подумал, может кто-то из моих родственников тоже защищал Родину во время Великой Отечественной войны, обратился к родителям. Мой дедушка Стоянов Александрович, рассказал, что участником войны был его отец Стоянов Александр Васильевич. В семейном альбоме моего дедушки я увидела фотографии солдата с орденами. Дедушка сказал, что на фотографии его отец Стоянов Александр Васильевич. Награды говорят о том, что мой прадед герой, неизвестный герой Отечественной войны. Так возникла тема моей исследовательской работы.
И тут я столкнулась с проблемой: В семейном архиве я нашла немногочисленные документы: фотографии послевоенных лет, удостоверения о награждении, Благодарности, я совсем не знаю, за что удостоен мой прадед этими наградами. Я слишком мало знаю об этом трудном и героическом периоде в жизни нашей семьи.
Цель моей работы: Исследование роли моего прадеда в Великой Отечественной войне, изучение его боевого пути, наград.
В своём исследовании я поставила следующие задачи:
Гипотеза исследования: мои предки были защитниками Родины, принимали участие в Великой Отечественной войне и внесли посильный вклад в Великую Победу.
Объект исследования: Великая Отечественная война
Предмет исследования: Вклад прадеда в победу над фашисткой Германией.
Методы исследования: изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.
Я пришла к мнению, что мы, молодое поколение, должны знать героев войны, а история жизни, боевого подвига моего прадеда просто обязана храниться в нашем музее «для ребят, что сейчас растут».
Глава 1 История моей семьи
1.1 Детство
На уроках истории, мы изучаем историю нашей Родины и края. В том числе темы связанные с Великой Отечественной войной. Этого не достаточно. Хотелось бы больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.
Я хочу рассказать вам о своем прадедушке Стоянове Александре Васильевиче. Родился мой прадед в Полтавской губернии 30 августа 1918 года в семье колхозника Стоянова Василия Игнатовича и Александры Фроловой. Которая была образованна в 1802 г. в результате ликвидации Малороссийской губернии, насчитывавшей во времена Павла Первого 20 поветов (уездов), были образованы две новые малороссийские губернии – Полтавская и Черниговская.
История нашего рода своими корнями уходит в Болгарию. На основе воспоминаний своего дедушки, а так же благодаря ресурсам интернета я смогла узнать, что основой фамилии Стоянов послужило церковное имя Стоян. Фамилия Стоянов, согласно одной из гипотез, имеет болгарское происхождение и образована от крестильного мужского имени Стоян, которое в русском быту было весьма редким, зато в Болгарии и Сербии распространено.
Предки моего прадеда жили очень богато у них было много земли, скота и имущества. Но в ходе раскулачивания все имущество было отобрано. Много раз пробовали начать с начала, но это им не удалось. После чего решили покинуть Болгарию и переехали в Полтавскую область, где прожили около 20 лет. Основным занятием моих предков являлось земледелие. Так как земли там были не плодородные они задержались там не на долго
Когда прадеду исполнилось 12 лет вместе с родителями они отправились в путь, для того чтобы найти новое место для проживания. В 1930 году они добрались до Башкирии и облюбовали место на берегах р. Удряк в Давлекановском районе. Эта деревня называлась Шестопаловка, там они обосновались и остались жить.
1.2 Трудовые годы
В 1934 году окончил школу механизаторов в Асылыкульской МТС и получил профессию тракториста. С 16 лет началась его трудовая деятельность в должности тракториста колхоза «Первое Мая».
1.3. Семья
В 1938 г. вступил в брак с моей про бабушкой Софьей Кузьминишной Сабиной.
Глава 2
В 1941 году прадедушка бы призван в ряды Красной армии. Тяжелым было расставание с близкими, ведь дома оставались родители и любимая жена. Уже после отъезда он узнал что у него родился сын. Служил в отряде связистом. Каждый день ему грозила опасность но всегда удавалось выбраться из сложной ситуации. Много вспоминать о войне мой прадедушка не любил, так как для него это были очень тяжелые воспоминания. Он был удостоен звания сержанта.
Обратный путь домой был очень радостный но долгий. Только к 1946 году он добрался до дома. Вокруг была разруха, голод. Но люди прошедшие через огромные испытания, несмотря не на что смотрели на будущее с улыбкой. После демобилизации в 1946 г. он стал снова работать трактористом, полеводческой бригады в колхозе «Первое Мая», где добился хороших результатов. Через год прадедушку ставят бригадиром.
Самый высокий урожай пшеницы в Давлекановском районе бригада Александра Васильевича Стоянова получила в 1947 году, с площади 360 гектаров было получено по 16 и более центнеров пшеницы с гектара, а урожайность отдельных полей превышала 30 центнеров. Высокий урожай дал возможность колхозу выполнить план хлебосдачи - сверх задания в закрома государства было засыпано 3 000 пудов пшеницы. Благодаря высокой урожайности, на каждый трудодень колхозники получили по килограмму ржи, по 4,5 килограмма пшеницы, по 300 г. проса и по 200г подсолнечника. Всего члены бригады получили по 6 килограммов хлеба на трудодень, включая дополнительную оплату. За
За высокие производственные показатели в сельскохозяйственной отрасли, получение с каждого гектара по 31,86 центнера урожая пшеницы на площади 28,1 гектара Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1948 года Стоянову Александру Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда.
До ухода на пенсию в 1970 г. работал председателем Купояровского сельского Совета, конюхом в колхозе «Россия» Давлекановского района. Не дожив до пенсии 7 лет в 1971 году скончался.
Сайт «Забытый полк» http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=6841
172-й гаубичный артиллерийский полк
Войска: сухопутные
Род войск: артиллерия
Сформирована: 1937 год
Расформирована (преобразована): 25 июня 1943 года
Преемник: 226-й гвардейский гаубичный артиллерийский полк
Районы боевых действий
1941-1943:
Ленинградская область
172-й гаубичный артиллерийский полк — воинская часть Вооружённых Сил СССР в Великой Отечественной войне.
История
Полк сформирован в 1937 году в составе 65-й стрелковой дивизии, на начало войны оставался в её составе, в 1939 году дислоцировался в Ишиме, с 1940 года дислоцировался в Читинской области. В полк входили два дивизиона 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц [1]. С 20 октября 1941 года начал переброску на фронт.
В действующей армии во время Великой Отечественной войны с 14 ноября 1941 по 25 июня 1943 года.
С ноября 1941 по конец января 1942 года повторил боевой путь 65-й стрелковой дивизии, действовал под Тихвином, Будогошью, Грузино. 28 января 1942 года из состава дивизии изъят и передан в 59-ю армию, до августа 1942 года действует по Волхову, обеспечивает огнём действия частей армии в Любанской операции, в частности в районе Спасской Полисти.
В августе 1942 года получил пополнение в виде остатков 839-го гаубичного полка, погибшего в окружении под Мясным Бором. Осенью 1942 года принимает участие в Синявинской операции. В ноябре 1942 года вошёл в состав сформированной 2-й артиллерийской дивизии прорыва, а в конце того же месяца в состав 4-й гаубичной бригады.
В январе 1943 года поддерживал огнём войска 2-й ударной армии в ходе операции по прорыву блокады Ленинграда, нанося в том числе удары по Рабочему посёлку № 5. С марта 1943 года поддерживает войска 8-й армии, в том числе в ходе Мгинско-Шапкинской операции.
25 июня 1943 года был преобразован в 226-й гвардейский гаубичный артиллерийский полк, бригада тоже стала гвардейской - 10-й гвардейской гаубичной артиллерийской бригадой.
САЙТ МЕМОРЕАЛ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
http://www.kremnik.ru/node/422431
САЙТ ПАМЯТЬ НАРОДА https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_kartoteka1007627505/#
САЙТ ПОДВИГ НАРОДА http://podvignaroda.mil.ru/?#id=36956537&tab=navDetailManAward
Военная хитрость
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Почта
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Пустой колос голову кверху носит