Аликвотные дроби
Вложение | Размер |
---|---|
alikvornye_drobi.doc | 906.5 КБ |
alikvotnye_drobi.ppt | 813.5 КБ |
XIV Всероссийская конференция учащихся «ШАГИ В НАУКУ»
Аликвотные дроби
Выполнил
Цуцков Дмитрий,
ученик 7 «А» класса
Муниципального образовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа №2», п.Белоусово
Жуковского района, Калужской области.
Руководитель: Пешкова
Оксана Константиновна
учитель математики МОУ «СОШ№2»,
п.Белоусово
2014
Содержание
Глава 1. Теоретическая часть 5
Происхождение аликвотных дробей 5
Основные операции над аликвотными дробями 9
Глава 2. Практическая часть 11
История дробей с помощью ребусов 15
Введение
Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Потребность в нахождении долей единицы появилась у наших предков при делении добычи после охоты. Кроме того, в жизни человеку приходилось не только считать предметы, но и измерять величины. Люди встретились с измерениями длин, площадей земельных участков, объемов, массы тел. При этом случалось, что единица измерения не укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Например, измеряя длину участка шагами, человек встречался с таким явлением: в длине укладывалось десять шагов, и оставался остаток меньше одного шага. Поэтому, второй существенной причиной появления дробных чисел следует считать измерение величин при помощи выбранной единицы измерения.
Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Хотя названия всех следующих дробей связаны с названиями их знаменателей (три – «треть», четыре – «четверть» и т. д.), для половины это не так – ее название во всех языках не имеет ничего общего со словом «два». Следующей дробью была треть.
Таким образом, первые дроби, с которыми нас знакомит история, это дроби вида – ; ; – так называемые единичные дроби или аликвотные (от лат. aliquot – «несколько»).
Единичные дроби встречаются в древнейших дошедших до нас математических текстах, составленных более 5000 лет тому назад, – на древнеегипетских папирусах и вавилонских клинописных табличках.
Египетская дробь — в математике сумма нескольких дробей вида (так называемых аликвотных дробей). Другими словами, каждая дробь суммы имеет числитель, равный единице, и знаменатель, представляющий собой натуральное число.
Пример:
Египетская дробь представляет собой положительное рациональное число вида a/b; к примеру, египетская дробь, записанная выше, может быть записана в виде дроби 43/48. Можно показать, что каждое положительное рациональное число может быть представлено в виде египетской дроби.
Сумма такого типа использовалась математиками, как определение, для дробей начиная с времен древнего Египта до средневековья.
Задачи с использованием в решении аликвотных дробей составляют обширный класс нестандартных задач. Сюда относятся, прежде, всего, задачи, в которых требуется разделить какие либо ресурсы на несколько частей с наименьшим количеством действий для этого.
Цель исследования: выяснить, какое значение имеют аликвотные дроби в нашей жизни
Задачи исследования:
Объект исследования: аликвотные дроби.
Предмет исследования: действия с аликвотными дробями и их использование при решении задач.
Методы исследования: сравнение, обобщение, аналогии, изучение литературных и Интернет-ресурсов, анализ и классификация информации.
Гипотеза: аликвотные дроби, используемые много лет назад актуальны и сейчас, даже облегчают решение экзаменационных и олимпиадных задач.
Глава 1. Теоретическая часть
Происхождение аликвотных дробей
Тема «Аликвотные дроби» является интересной темой для исследования дробей. Столкнувшись с этим термином впервые, понимаешь, почему в Древнем Египте математики «настоящими» дробями считали только аликвотные дроби.
Итак, Египтяне все дроби записывали как суммы долей, то есть дробей вида 1/n. Например: 8/15=1/3+1/5. Дроби 1/n ( где n - натуральные число ), которым египтяне отдавали предпочтение, в современной математике именуются аликвотными ( от латинского aliguot- " несколько''). То есть аликвотными дробями называются дроби с числителем 1. И даже сами аликвотные дроби они часто стремились представить в виде суммы меньших аликвотных дробей.
Например,
1/2=1/3+1/6, 1/4=1/5+1/20
Египтяне ставили иероглиф «Глаз Хора». (ер, «[один] из» или ре, рот) над числом для обозначения единичной дроби. К примеру:
Изображения частей разрубленного Ока использовались при письме в Древнем Египте для обозначения дробей от 1/2 до 1/64 .
Иероглиф | Значение | Примерная величина | ||
большая часть глаза | 1/2 (или 32/64) | |||
зрачок | 1/4 (или 16/64) | |||
бровь | 1/8 (или 8/64) | |||
меньшая часть глаза | 1/16 (или 4/64) | |||
капля слезы | 1/32 (или ²/64) | |||
знак сокола | 1/64 |
Такие дроби использовались вместе с другими формами записи египетских дробей для того, чтобы поделить «хекат», основную меру объёма в Древнем Египте, т.е. аликвотные дроби нужны были египтянам в практических целях.
Всякую другую дробь египтяне представляли как сумму аликвотных дробей, например 9/16 = 1/2+1/16; 7/8=1/2+1/4+1/8 и так далее.
Это записывалось так: /2 /16; /2 /4 /8.
В некоторых случаях это кажется достаточно просто. Например, 2/7 = 1/7 + 1/7. Но ещё одним правилом египтян было отсутствие в ряду дробей повторяющихся чисел. То есть 2/7 по их мнению было 1/4+1/28.
Сейчас сумма нескольких аликвотных дробей называется египетской дробью. Другими словами, каждая дробь суммы имеет числитель, равный единице, и знаменатель, представляющий собой натуральное число.
Проводить различные вычисления, выражая все дроби через единичные, было, конечно, очень трудно и отнимало много времени. Поэтому египетские ученые позаботились об облегчении труда писца. Они составили специальные таблицы разложений дробей на простейшие. Математические документы древнего Египта это не научные трактаты по математике, а практические учебники с примерами, взятыми из жизни. Среди задач, которые должен был решать ученик школы писцов, - вычисления и вместимости амбаров, и объема корзины, и площади поля, и раздела имущества среди наследников, и другие. Писец должен был запомнить эти образцы и уметь быстро применять их для расчетов.
Самый древний памятник египетской математики, так называемый «Московский папирус», - документ XIX века до нашей эры. Он был приобретен в 1893 году собирателем древних сокровищ Голенищевым, а в 1912 году перешел в собственность Московского музея изящных искусств. В нем содержалось 25 различных задач.
Например, в нем рассматривается задача о делении 37 на число, заданное как (1 + 1/3 + 1/2 + 1/7). Путем последовательного удвоения этого дробного числа и выражения разности между 37 и тем, что получилось, а также при помощи процедуры, по сути, аналогичной нахождению общего знаменателя, получается ответ: частное равно 16 + 1/56 + 1/679 + 1/776.
Самый большой математический документ - папирус по руководству к вычислениям писца Ахмеса - найден в 1858 году английским коллекционером Райндом. Папирус составлен в XVII веке до нашей эры. Его длина 20 метров, ширина 30 сантиметров. Он содержит 84 математических задачи, их решения и ответы, записанные в виде египетских дробей.
Эта задача из папируса Ахмеса, демонстрирующая применение аликвотных дробей: Разделить 7 хлебов между 8 людьми.
Если разрезать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов. А по-египетски эта задача решалась так: 7/8= 1/2 +1/4 +1/8. Значит, каждому человеку дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба. Придется сделать почти в три раза меньше разрезов.
Египетские дроби продолжались использоваться в древней Греции и впоследствии математиками всего мира до средних веков, несмотря на имеющиеся к ним замечания древних математиков. К примеру, Клавдий Птолемей говорил о неудобстве использования египетских дробей по сравнению с Вавилонской системой (позиционная система исчисления).
Важную работу по исследованию египетских дробей провёл математик XIII века Фибоначчи в своём труде «Liber Abaci» - это вычисления, использующие десятичные и обычные дроби, вытеснившие со временем египетские дроби. Фибоначчи использовал сложную запись дробей, включавшую запись чисел со смешанным основанием и запись в виде сумм дробей, часто использовались и египетские дроби. Также в книге были приведены алгоритмы перевода из обычных дробей в египетские.
Таким образом, аликвотные дроби (с числителем 1) долгое время были единственными дробями, с которыми как-то умел оперировать человек, а правила действий с произвольными дробями разработаны «сравнительно недавно».
Основные операции над аликвотными дробями
Чтобы представить какое либо число в виде суммы аликвотных дробей, порой приходится проявлять, незаурядную изобретательность. Скажем, число 2/43 выражается так: 2/43= 1/42 +1/86 +1/129 +1/301. Производить арифметические действия над числами, раскладывая их в сумму долей единицы, очень неудобно.
Поэтому в процессе решения задач для разложения аликвотных дробей в виде суммы меньших аликвотных дробей возникла идея систематизировать разложение дробей в виде формулы. Эта формула действует, если требуется разложение аликвотной дроби на две аликвотные дроби.
Формула выглядит следующим образом:
1/n=(1/(n+1)) +(1/n*(n+1))
Примеры разложения дробей:
1/3=1/(3+1)+1/3*(3+1)=1/4 +1/12;
1/5=1/(5+1)+1/5*(5+1)=1/6 +1/30;
1/8=1/(8+1)+1/8*(8+1)=1/9+ 1/72.
Но если преобразовать нашу формулу, то получим следующее полезное равенство:
1/(n*(n+1))=1/n -1/(n+1)
1/6=1/(2*3)=1/2 -1/3
½=1/(1*2)=1/1 -1/2
Т.е. аликвотную дробь можно представить разностью двух аликвотных дробей, знаменателями которых являются последовательные числа, дающие в произведении знаменатель данной дроби.
Вернемся к формуле и докажем это равенство:
1/n=(1/(n+1)) +(1/n*(n+1))
(1/(n+1)) +(1/n*(n+1)) , приведя дроби к общему знаменателю, получаем:
( n+1 )/((n+1)*n) после сокращения получаем: 1/n.
Итак, получается, что 1/n=1/n. Наша формула верна.
Но мы пойдем дальше, и на основании разности аликвотных дробей решим, на первый взгляд, трудноразрешимую для обычного человека задачу:
1/2+1/(2*3)+1/(3*4)+1/(4*5)+…….+1/(19*20) =????
Воспользуемся нашей формулой для разложения аликвотной дроби в виде разности:
½=1/(1*2)=1/1 -1/2
1/6=1/(2*3)=1/2-1/3
1/12=1/(3*4)=1/3-1/4
1/20=1/(4*5)=1/4-1/5 и т.д.
Подставив, уже разложенные выражения в наш пример, получаем:
1/1-1/2+1/2-1/3+1/3-1/4+1/4-1/5……..+1/19-1/19-1/20=1/1-1/20=19/20.
Мы представили формулу, как удобство при разложении аликвотной дроби на 2 слагаемых. При разложении 1 на два слагаемых получается: 1=1/2+1/2 (Наша формула действует!). Чтобы разложить 1 на 3 слагаемых, мы возьмем одну аликвотную дробь и по формуле разложим ее еще на две аликвотные дроби:
½=1/3+1/6 =½=1/3+1/6 => 1=1/2+1/3+1/6;
Чтобы разделить на 4 слагаемых, делим еще одну дробь на две аликвотные дроби:
1/3=1/4+1/12 => 1=1/2+1/4+1/12+1/6;
На 5 слагаемых: 1/6=1/7+1/42 => 1=1/2+1/4+1/12+1/7+1/42.
Глава 2. Практическая часть
Решение задач
Задача 1. Представить число 1 в виде сумм различных аликвотных дробей
а) трех слагаемых
1=1/2+1/2=1/2+(1/3+1/6)=1/2+1/3+1/6
б) четырех слагаемых
1=1/2+1/2=1/2+(1/3+1/6)=1/2+1/3+1/6=1/2+1/3+(1/7+1/42)= 1/2+1/3+1/7+1/42
в) 5-и слагаемых
1=1/2+1/2=1/2+(1/3+1/6)=1/2+1/3+1/6=1/2+1/3+(1/7+1/42)=
1/2+1/3+1/7+1/42=1/2+(1/4+1/12) +1/7+1/42=
1/2+1/4+1/12 +1/7+1/42
Задача 2. Митя обнаружил, что 1/n часть класса написала работу лучше него, а 1/(n-1) часть класса – хуже него. Сколько учеников в классе?
Если 1/n написало лучше, а 1/(n-1) хуже. В идеале никто не написал работу также как и он, но с таким же результатом могло быть и большее количество учеников.
За нескольких сказать ничего не могу, а за одного: Мы можем взять число всех учеников классе за 1. И тогда получается что мы должны разложить число 1 на 3-и аликвотные дроби.
1=1/n+1/(n-1)+1/x
1/x=1/n*(n-1) тогда получается что в классе n*(n-1) учеников.
1=1/(n-1)+1/n+1/(n*(n-1))
Методом подбора мы видим что 1 раскладывается на аликвотные дроби только следующим образом : 1=1/2+1/2=1/2+1/3+1/6 во всех других случаях мы не сможем получить из суммы других аликвотных дробей 1.
Так что, в случае, если он один написал работу с таким результатом, можно утверждать, что в классе 6 человек.
А если таких учеников было несколько, то задача имеет множество решений. 1/x=(n*(n-1)-n –n+1)/(n*(n-1))
Задача 3. Найти сумму девяносто девяти слагаемых
Решение.
Задача 4. (Задача № R64 папируса Архимеда – древнеегипетского учебника)
«Если кто-то говорит вам: у нас есть 10 хекат пшеницы на 10 человек, но есть разница между ними в 1/8 хеката пшеницы. В среднем это 1 хекат. Вычитаем 1 из 10, получаем 9. Возьмем половину от разницы, т.е. 1/16. Умножим на 9. Далее 1/2 и 1/16 хеката прибавим к среднему значению и вычтем 1/8 хеката у каждого последующего человека. Вот расчеты того, о чем с вами говорим:
1 1/2 1/16
1 1/4 1/8 1/16
1 1/4 1/16
1 1/8 1/16
1 1/16
1/2 1/4 1/8 1/16
1/2 1/4 1/16
1/2 1/8 1/16
1/2 1/16
1/4 1/8 1/16
10»
Объяснение: Задача заключается в том, чтобы поделить 10 хекат пшеницы между 10 людьми. Обозначим людей: H1, H2, H3, H4, H5, H6, H7, H8, H9 и H10. S — это общее количество, то есть 10 хекат пшеницы. N — количество частей. У каждого разное количество хекат. При этом у каждого на 1/8 хекат больше, чем у предыдущего. Пусть H2 = H1 + 1/8, H3 = H2 + 1/8 и т. д., у последнего больше всех пшеницы. Шаг прогрессии составляет R = 1/8.
Находим среднее количество хекат, которое раздается каждому, то есть S/N = 10/10 = 1.
Затем вычислим ту разницу, которая получается при последующем делении. То есть N-1 = 10-1, равно 9. Таким образом R/2 = 1/16, а R/2 * (N-1) = 1/16 * 9 = 1/2 + 1/16. Самое большое количество вычисляется по формуле: R/2 * (N-1) + S/N = 1/2 + 1/16 + 1.
Распределение на 10 частей : H10 = 1 + 1/2 + 1/16.
H9 = H10 - 1/8 = 1 + 1/4 + 1/8 + 1/16
H8 = H9 - 1/8 = 1 + 1/4 + 1/16
H7 = H8 - 1/8 = 1 + 1/8 + 1/16
H6 = H7 - 1/8 = 1 + 1/16
H5 = H6 - 1/8 = 1/2 + 1/4 + 1/8 + 1/16
H4 = H5 - 1/8 = 1/2 + 1/4 + 1/16
H3 = H4 - 1/8 = 1/2 + 1/8 + 1/16
H2 = H3 - 1/8 = 1/2 + 1/16
H1 = H2 - 1/8 = 1/4 + 1/8 + 1/16
Итог = 10
Вполне возможно, что решение этой задачи имело практическое применение.
Решение олимпиадных задач
Задача 5. Найди сумму
1/(10*11)+1/(11*12)+…+1/(98*99)+1/(99*100)=?
Чтобы найти решение данной задачи необходимо найти сумму
1/(1*2)+1/(2*3)+…+1/(98*99)+1/(99*100)=99/100
И вычесть из нее сумму
1/(1*2)+1/(2*3)+…+1/(8*9)+1/(9*10)=9/10
99/100-9/10=(99-90)/100=9/100=0.09
Задача 6. Найти сумму
½+1/6+1/12+1/20+1/30+1/42+1/56+1/72+1/90
1/(1*2)+1/(2*3)+1/(3*4)+1/(5*6)+1/(6*7)+1/(7*8)+1/(8*9)+1/(9*10) =9/10
Ответ e)
Решение задачи из ЕГЭ
Собирая информацию по теме «Аликвотные дроби» в Интернете мне случайно попалась задача из ЕГЭ по математике С6. Там было приведено большое решение. Я подумал, почему бы не решить эту задачу с помощью формулы для аликвотных дробей. Судите сами:
С6: Решите в натуральных числах уравнение: , где .
Решение: Используя формулу для аликвотных дробей 1/n=(1/(n+1)) +(1/n*(n+1)) можно легко решить эту задачу.
Оказывается, что аликвотные дроби, используемые много лет назад актуальны и сейчас, даже облегчают решение экзаменационных и олимпиадных задач. Для меня это было открытием.
Авторская задача
Разобравшись в данной теме я придумал свою задачу:
Представьте дробь в виде суммы двух аликвотных дробей, так чтобы знаменатели дробей были различны.
Решение: .
История дробей с помощью ребусов
На всех языках дробь называется «ломаным (раздробленным) числом».
На протяжении многих веков египтяне именовали дробь "ломаное число”.
Первая дробь с которой египтяне познакомились была 1/2. За ней последовали 1/4, 1/8, 1/16, …, затем 1/3, 1/6, …, т.е. самые простые дроби называемые единичными.
Итак, в древнем Египте были дроби только с числителем, равным единице, дроби вида 1/n, так называемые аликвотные дроби.
Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина.
Следующей дробью была треть.
Вместо 1/12 римляне говорили - одна унция.
В русском языке слово "дробь" появилось лишь в VIII веке. Происходит слово "дробь" от слова "дробить, разбивать, ломать на части". В старых руководствах находили следующие названия дробей на Руси:
1/2– половина, полтина,
1/3– треть,
1/4– четь,
1/6– полтреть,
1/8– полчеть,
1/12– полполтреть,
1/16– полполчеть,
1/24– полполполтреть (малая треть),
1/32– полполполчеть (малая четь),
1/5– пятина,
1/7– седмина,
1/10– десятина.
Заключение
Таким образом, при разработке данной исследовательской работы, мы узнали, что первыми дробями, которыми оперировали люди, были аликвотные дроби. Выяснили, что каждое рациональное число вида a/b может быть разложено на единичные дроби.
Задачи с использованием аликвотных дробей составляют обширный класс нестандартных задач. Аликвотные дроби используются тогда, когда требуется что-то разделить на несколько частей с наименьшим количеством действий для этого.
Разложение дробей на две аликвотные дроби систематизировали в виде формулы, преобразовав которую, легко решили олимпиадные задачи по математике разных лет.
Решив проблему разложения аликвотных дробей на две аликвотные дроби, мы пришли к выводу, что разложение на три, четыре, пять и т.д. аликвотных дробей можно произвести, разложив одно из слагаемых на две дроби, следующее слагаемое еще на две аликвотные дроби и т.д.
На конкретных примерах подтвердили выдвинутую гипотезу о том, действия с аликвотными дробями облегчают решение олимпиадных задач и задач из ЕГЭ. Данная работа может быть использована на факультативных занятиях по математике и при подготовке к ЕГЭ.
Список литературы
Слайд 1
Аликвотные дроби Выполнил ученик 7 «А» класса МОУ «СОШ №2», п.Белоусово Жуковского района Калужской области Цуцков ДмитрийСлайд 2
Цель исследования: выяснить, какое значение имеют аликвотные дроби в нашей жизни Задачи исследования: Узнать происхождение аликвотных дробей; Рассмотреть основные операции с аликвотными дробями; Решать олимпиадные задачи с помощью аликвотных дробей; Составлять и решать задачи практического содержания.
Слайд 3
Аликвотные дроби Аликвотная дробь Египетская дробь п – натуральное число п и т – натуральные числа ; ;
Слайд 4
Египетские обозначения аликвотных дробей «Глаз Хора»
Слайд 5
Задача из папируса Ахмеса XVII век до нашей эры Разделить 7 хлебов между 8 людьми
Слайд 6
Формула
Слайд 7
Формула
Слайд 8
Олимпиадная задача Представить число 1 в виде сумм различных аликвотных дробей а) трех слагаемых; б) четырех слагаемых; в) 5-и слагаемых. 1=1/2+1/2=1/2+(1/3+1/6)=1/2+1/3+1/6 1=1/2+1/2=1/2+(1/3+1/6)=1/2+1/3+1/6=1/2+1/3+(1/7+1/42)= =1/2+1/3+1/7+1/42 1=1/2+1/2=1/2+(1/3+1/6)=1/2+1/3+1/6=1/2+1/3+(1/7+1/42)= 1/2+1/3+1/7+1/42=1/2+(1/4+1/12) +1/7+1/42= 1/2+1/4+1/12 +1/7+1/42
Слайд 9
Олимпиадная задача Найти сумму девяносто девяти слагаемых
Слайд 10
Задача С6 из ЕГЭ Решите в натуральных числах уравнение: , где
Слайд 11
Авторская задача Представьте дробь в виде суммы двух аликвотных дробей, так чтобы знаменатели дробей были различны.
Слайд 12
Спасибо за внимание
Хризантема и Луковица
Усатый нянь
Цветущая сакура
Н. Гумилёв. Жираф
Извержение вулкана