Сегодня дети войны стали нашими прадедушками и прабабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим. Тогда нашим пожилым вдвойне будет приятно.
Вложение | Размер |
---|---|
salahutdinova_ayana_issledovatelskaya_rabota.docx | 31.5 КБ |
Министерство образования и науки РБ
МКУ Управление образования МО «Джидинский район»
МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»
Исследовательская работа
Тема:
«Игрушки военных лет»
Выполнила:
Салахутдинова Аяна, ученица 4 класса
Руководитель:
Содбоева Дарима Дамдинсуруновна,
учитель начальных классов.
2017г.
Оглавление
Воспоминания старожилов:
Материалы из Интернета
Сравнительная характеристика игр
Вывод
Введение
Играйте же, дети
Растите на воле!
На то вам и красное
Детство дано,
– писал Некрасов Н.А., но война лишила детей «красного детства». Война заставила детей стать мгновенно взрослыми, встать в один строй со взрослыми. Но несмотря, ни на что дети всё равно оставались детьми и они любили играть. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек.
Тема моей работы: Игрушки военных лет
Цель: узнать о военном детстве своих бабушек и дедушек;
Задачи:
Такие вопросы поставили мы перед собой и начали поисково-исследовательскую деятельность по теме «Игрушки военных лет»;
Объект: наши прабабушки и прадедушки
Предмет: игры, в которые они играли
Гипотеза: если мы узнаем, как и из чего делали игрушки дети военных лет, то сами можем сделать такие игрушки и они станут экспонатами музея нашей школы.
Актуальность: Сегодня дети войны стали нашими прадедушками и прабабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим. Тогда нашим пожилым вдвойне будет приятно.
Основное содержание
Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы, игры на компьютерах - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки? В ходе исследования выяснилось, что у нескольких ребят нашего класса есть прабабушки и прадедушки, чьё детство пришлось на военное время. Сейчас им от 75 до 90 лет. Я сходила к ним в гости. Они поделились со мной воспоминаниями о нелёгких годах своего военного детства.
«Когда началась война, мне было 14 лет» - вспоминает Сэрэмжэт Чагдуровна Ринчинова (1927года рождения).- Хорошо помню, как провожали на фронт солдат. Я работала трактористкой по 10-12 часов в сутки. Домой приходила уставшая, голодная. Мы, гражданские жители, были ограничены во всём, поэтому каждый ощущал на себе и холод, и голод. В то время у нас был только один праздник – Сагаалган. На Сагаалган нам дарили боово, сагаан сахар (большие куски белого сахара). Специальными кусачками раскалывали сахар и ели. Было очень вкусно, не то, что нынешний рафинад. Наши младшие или мы, когда удавалось найти свободное время, тогда играли «в шагай наадан» из бараньих лодыжек. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались в разные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других. Ими можно было играть в разные игры по – одному, по несколько человек.
Лубсанов Лазарь Гунгаевич (1927г.р.) рассказывает: «Еще в довоенное время приезжали в Ичетуй начальники из Петропавловки и организовывали военную игру «Ворошиловский всадник». Всадник должен был знать устройство седла, уметь правильно сесть на лошадь и спешиться, ездить рысью, шагом, галопом, выполнять обязанности конного дозорного, посыльного. Нужно было также преодолеть не менее пяти препятствий выше 60-70 см. Наша молодежь с цагатуйскими парнями играли (все были на конях, с самодельными деревянными автоматами). Если кого брали в плен, то как я хорошо помню, закрывали их в овчарне в «Хучан центр». Тогда игрушек не было, мы из коровьей шерсти делали мячи – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Самодельным мячом мы играли в игру похожую на нынешний гольф, в лапту. Также мальчишки из веток строили шалаши, из деревянных бревнышек мастерили себе санки.
Жизнь в те годы была очень тяжелой, - вспоминает Дугар Батуевич Балсанов (1930г.р.),- чтобы выжить приходилось много работать. Летом косили сено. Косить начинали «со светом», т.е. по росе (чем росистее трава, тем легче было косить), а заканчивали когда уже смеркалось. Мальчишки самостоятельно или с помощью умельцев выпиливали танки, самолеты, сабли, ножи, пистолеты и автоматы из досок. Мы раньше часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, думали мы, чтобы опять хорошо жили. Ну и никто не хотел быть фашистом. Эту роль выполняли деревья. В них мы стреляли снежками, камнями. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным.
По рассказу Гомбожапова Дондок Цыбикдоржиевича (1932г.р.) летом дети целые дни проводили на речке, купались, загорали, играли в догонялки, из песка лепили разные фигурки, сушили на солнышке. В теплое время играли в лапту, из бараньей пряжи мастерили мячи – скручивали их в тугой комок. Получался очень прыгучий мячик. Зимой катались на санках.
Из воспоминаний Рабдановой Ольги Ринчиновны (1935г.р.) мы узнали, что действительно делали игрушки из всего, что попадалось под руку. Куклы были в основном тряпичные, которые шили сами. А ещё брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Делали кукол из соломы. Ну, а самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком. Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды с красивыми изображениями цветов, которые мы собирали, берегли и хранили.
Лубсанова Александра Михайловна(1937г.р.), родом из Петропавловки вспоминает: «На Новый год в детском саду, куда я ходила, тогда обязательно наряжали елку, так как это напоминало о мирной жизни, придавало сил, вселяло надежду на скорую победу. Украшали елки всем, что было под рукой – самодельными игрушками из бумаги, ватой, фантиками, если они были, игрушки шили из тряпок. Электрических гирлянд тогда не было, поэтому вместо них использовали свечи».
По воспоминаниям Марии Георгиевны Сахияевой (1940г.р.) покупные игрушки в 50-ых годах были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Мария Георгиевна тогда вместе со своей мамой Бадаевой Хандумой Жугдуровной переехала с Закамны в Ичетуй. У неё была маленькая кукла. Девочки, ее подруги собирались, вместе дружно играли. У Софьи Балдановой в то время был велосипед, единственный в Ичетуе. Каждая из подружек по очереди каталась на нем. Остальные просто бежали за велосипедом. В молодые годы они в клубе танцевали ехор.
Много интересного о праздновании Нового года в военное время можно узнать из Интернета. Дети берегли довоенные игрушки. В блокадном Ленинграде (и во многих других городах) многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки. На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков, ваты, проволоки, картона и даже из стреляных гильз. Военная тема стала главной, и даже Дед Мороз на открытках превратился в бородатого партизана, бьющего фрицев. Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов: к примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы. Игрушки выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Из остатков проволоки и фольги изготавливали примитивные яблочки и снежинки. Елочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. В эти тяжёлые для страны годы на заводе «Москабель» крутили проволочные украшения. Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы - отходы производства, но из отходов получались великолепные работы: переплетенные золотисто-красными нитями домики для птиц, аккуратные корзиночки, пятиконечные красные звезды с серпом и молотом внутри. Также из отходов производства делали домики для птиц.
Я опросила своих одноклассников, во что они играют и составила таблицу:
Сравнительная характеристика игр
В то время | Мои одноклассники | ||
Название игр | Когда играть | Чем полезна | |
Шагай (игры в лодыжки): | В теплое время на свежем воздухе, зимой дома | Ловкость, быстрота, терпение, гибкость | редко |
Ворошиловский всадник | зимой на свежем воздухе | Меткость, быстрота движений, ловкость, ум, внимание, память | никогда |
Катание с горки на санках | зимой на свежем воздухе | Сила, выносливость, быстрота, ловкость | никогда |
Догонялки | летом на свежем воздухе | Быстрота, ловкость, выносливость | редко |
Прятки | В теплое время на свежем воздухе | Сила, выносливость, быстрота, ловкость | редко |
В куклы | В любое время | Доброта, заботливость, внимание, аккуратность | редко |
Лапту | В теплое время на свежем воздухе | Сила, выносливость, быстрота, ловкость, меткость | редко |
Роботы-трансформеры | В любое время в помещении | Воображение, фантазия, память, ум | всегда |
Игры по компьютеру | В любое время в помещении | Воображение, фантазия, память, ум | всегда |
Конструкторы | В любое время в помещении | Воображение, фантазия, память, ум | всегда |
Отсюда я сделала такой вывод:
Дети того времени больше находились на свежем воздухе, двигались, бегали, прыгали. А мы большую часть суток проводим в закрытом помещении (в школе, дома), редко играем в лапту, в прятки, вообще не катаемся на санках, на лыжах. Поэтому мы часто болеем. Здоровье тех детей намного крепче, чем наше.
Заключение
Проделанная поисково-исследовательская работа помогла мне понять, что военное детство наших бабушек и дедушек было очень трудным, помогла увидеть разницу между прошлым и настоящим. Я поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни, что сидя нельзя долго играть, а больше времени нужно проводить на свежем воздухе, играть в подвижные игры.
Список литературы
Под парусами
Ель
Пчёлки на разведках
Притча о гвоздях
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью