Исследование заключается в том, что история нашей школы уникальна, и наша обязанность в современном мире сохранить память о наших учителях и передавать её из поколения в поколение
Вложение | Размер |
---|---|
lubsanova_gayana_issledovatelskaya_rabota.docx | 32.95 КБ |
Республика Бурятия
МКУ Управление образования МО «Джидинский район»
МБОУ «Верхнеичетуйская средняя общеобразовательня школа»
им. М. Цаганова
Исследовательская работа
Тема: Его имя носит наша школа.
Автор: Лубсанова Гаяна, ученица 4 класса
МБОУ «ВИСОШ им. Цаганова М.Д.»
Руководитель:
Содбоева Дарима Дамдинсуруновна,
учитель начальных классов
2017 г.
Оглавление
Ι. Введение
ΙΙ. Основная часть доклада
Глава 1. Родословная.
Глава 2. Детство и юность.
Глава 3. Педагог.
Глава 4. Музей
Глава5. Выпускники.
Глава 6.Публицистическая деятельность.
Глава 7. Учительская семья
ΙΙΙ. Заключение
ΙV. Литература.
V. Приложения.
1.Фотография вывески
2. родословная
3. Награды
4. Экспонаты музея
5. Воспоминания выпускников
6. Фотоаппарат Цаганова М.Д.
7. Реестр публикаций
8. Книги Цаганова М.Д.
9. Семья Цаганова М.Д.
10. Мини-исследование
11. Буклет
12. Презентация
Введение
Я учусь в четвертом классе. Каждый день нам дежурный раздает тетради, на обложке которых написано: «Тетрадь ученика или ученицы Верхне-Ичетуйской средней школы им. М.Д. Цаганова». На фасаде здания нашей школы нынче летом повесили новую вывеску, (приложение №1) школе присвоили имя Михаила Дугаровича Цаганова и мне захотелось узнать, кто такой Цаганов Михаил Дугарович? За что нашей школе было присвоено его имя? Ведь мы, ученики 8 класса все родились в 2002 или 2001 годах, и встречаться с этим человеком нам не довелось. Присвоение школе имени её бывшего директора – важное событие не только для школы, но и села. Поэтому под руководством Содбоевой Д.Д., моей классной руководительницы, я приступила к историко-краеведческому исследованию.
Тема моей работы: Его имя носит наша школа.
Цель: изучить жизнь и трудовую деятельность Цаганова М.Д., используя архивные документы, воспоминания родственников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Составить родословное древо Цаганова М.Д..
2. Найти и изучить архивные материалы о Михаил Дугаровиче.
3. Составить реестр публикаций и фотографий Цаганова М.Д.
Объект исследования – жизнь и трудовая деятельность Цаганова М.Д.
Предметом исследования является вклад Цаганова в развитие нашей школы и села
Гипотеза исследования: в жизни каждого человека есть место подвигу.
Методы исследования: изучение и анализ печатных работ по теме, работа с архивом, беседы с родственниками и старожилами села, обобщение.
Практическая значимость заключается в том, что данная работа содержит факты участия нашего земляка в развитие нашей школы, в воспитании и обучении учащихся, что очень ценно для понимания прошлого и осмысления многих процессов, которые происходят в современном мире. Данную работу целесообразно использовать на уроках истории, классных часах, внеклассных мероприятиях. Считаю, что материалы данной работы могут стать богатым экспонатом для школьного музея.
Актуальность исследования заключается в том, что история нашей школы уникальна, и наша обязанность в современном мире сохранить память о наших учителях и передавать её из поколения в поколение
Основная часть доклада
Теплей человеку в дорогах тяжелых,
В суровом краю оттого,
Что где-то на свете есть милая школа,
Есть добрая школа его.
Ты, дружок, послушай нас
Мы даем тебе наказ:
Всем о школе расскажи,
Честью школы дорожи!
Чтобы подробнее изучить жизненный путь человека, чье имя носит наша школа, я в первую очередь решила встретиться с детьми героя своей работы. В Петропавловке я встретилась с младшим сыном Михаила Дугаровича – Виктором Михайловичем, который познакомил меня с родословной своего отца.
Глава 1. Родословная.
В течение XVΙΙ - XVΙΙΙ веков группы различных монголо-родоплеменных объединений, в том числе хатагинов переселились на землю Забайкалья. Ныне потомки обосновались и живут в местностях Улекчин, Алцак, Верхний-Торей, Верхний-Ичетуй. Основателем Верхне-Торейской ветви хатагинов был человек по имени Сагаан Нохой (Белая собака). Родословное древо Сагаан Нохой в Верхнем - Торее насчитывает 10 поколений. Сагаан Нохой прибыл и осел в верховьях Верхнего Торея в местности Улзар примерно в 1730-х годах. Одним из представителей 6-ого поколения хатагинов был Дагба, его сын Цырен (Гулгэн) имел сыновей Лудуп, Цыден-Еши, Цыден. У Цыдена были сыновья:Бато-Очир, Нацу, Мунхуудэй - Михаил Дугарович, родившийся 21 декабря 1925 года в селе Улзар Джидинского аймака. (Приложение №2)
Глава 2. Детство и юность.
В детстве, когда умерла мама Мунхуудэй-Михаила, он был отдан на воспитание Цаганову Дугару в Верхний-Бургалтай. В 1941 году шестнадцатилетний Михаил закончил семь классов Гэгэтуйской школы. Началась его трудовая деятельность. В 1942 году был назначен на должность налогового бухгалтера в Джидинский аймачный финансовый отдел. В 1943 году переведён на должность налогового инспектора Джидинского аймачного финансового отдела.
Глава 3. Педагог.
После трёх лет обучения в Бурят-Монгольском педагогическом институте Михаил Дугарович начал свою педагогическую деятельность учителем истории Улекчинской семилетней школы Закаменского аймака. А в 1950 году он был назначен директором данной школы. В течение девяти лет, начиная с 1955 года, руководил педагогическим коллективом Алцакской семилетней школы. В 1964 году в связи с созданием средней школы в селе Верхний-Ичетуй для детей двенадцати бурятских сёл, таких как Боргой, Инзагатуй, Цагатуй, Малый Нарын, Нижний Бургалтай, Верхний Бургалтай, Оёр, Верхний Торей, Улзар, Алцак и Нижний Ичетуй, был переведён директором нашей школы. На долю Михаила Дугаровича выпали самые трудные годы организации учебного процесса в школе с таким масштабным охватом детей. Тогда в нашей школе училось более семисот детей. Не было интерната, приходилось размещать детей в семьях села, заниматься организацией горячего питания, а также учебного процесса. Не хватало классных помещений, школьники учились в три смены. Постепенно построили столовую, интернат с круглосуточным пребыванием детей. После ухода с должности директора Михаил Дугарович в течение десяти лет трудился завучем школы.
Отличник народного просвещения, заслуженный учитель Бурятской АССР, М.Д. Цаганов неоднократно награждался Почётными грамотами районного и республиканского уровня, в числе которых – Почетная грамота Президиума Верховного Совета Бурятской АССР. (Приложение №3)
Глава 4. Музей
Я узнала, что Михаил Дугарович преподавал историю. Работать учителем ему всегда было легко и интересно. Кроме уроков, Михаил Дугарович много лет занимался с детьми военно-патриотической поисковой работой. Он является первым организатором и создателем музея имени Доржи Банзарова с богатым сбором исторических материалов и экспонатов. С его помощью в музее собраны фронтовые письма, наградные документы, старинные утвари. (Приложение №4) В музее организовывал встречи, уроки мужества, вечера совместно с Ветеранами Великой Отечественной войны и труда. В стенах музея Михаил Дугарович готовил экскурсоводов – школьников для проведения экскурсий для учеников и гостей нашей школы, села.
Глава5. Выпускники.
Из рассказов выпускников, учителей нашей школы, бабушек и дедушки моих одноклассников (приложение№5) я поняла, что в школу пришёл молодой, красивый учитель с фотоаппаратом в руках. (Приложение № 6) Дети были без ума от своего учителя. Поэтому многие из них выбрали профессию учителя.
Глава 6.Публицистическая деятельность.
Михаил Дугарович был активным внештатным корреспондентом районных газет «Джидинская правда» и «Бурин-Хаан», делился на страницах этих газет накопленными знаниями.
В Петропавловской районной библиотеке хранятся все его публикации. Мною был составлен реестр публикаций Михаил Дугаровича. ( Приложение №7)
Автор книг, первая из которых под названием «Здравствуй, земля джидинская!» вышла в 1995 году, к 60-летию района, вторая - «Хозяйство в долине Ичётуя» - в 2006, к 75- летию колхоза им. Д.Банзарова. ( Приложение №8)
Глава 7. Учительская семья
Михаил Дугарович со своей супругой, Валентиной Гармажаповной, учительницей начальных классов вырастили замечательных пятерых детей. (Приложение №9)
Учительская семья – это особый образ жизни. Родители с утра до вечера в школе. Постоянная занятость родителей заставляла детей быть самостоятельными, отвечать за свои поступки. У каждого из пятерых детей свои обязанности по дому. Как и все сельчане, держали скот, свиней, кур, свой огород, сенокосный участок, на котором выращивали зелёнку для скота. На Викторе лежал присмотр за курами, свиней отдали на попечение Анатолию, остальным доставались коровы.
Двое сыновей - старший Дугаржап Михайлович и младший Виктор Михайлович - полковники КГБ в отставке. Имеют правительственные награды. В настоящее время проживают в г.Улан-Удэ. Виктор в данное время активный участник ансамбля «Старики - разбойники».
Средний сын, Анатолий Михайлович – Заслуженный работник физической культуры России, организатор спорта, общественный деятель Республики Бурятия.
Дочь, Доржиева Альбина Михайловна работала учительницей начальных классов Верхне-Ичетуйской средней школы, лаборантом в Бурятском сельскохозяйственном институте.
Дочь, Турлакова Татьяна Михайловна сорок лет проработала в дошкольных образовательных учреждениях г. Иркутска. Имеет звание "Отличник народного образования РФ". Активно участвует в культурной жизни города, является солисткой народного ансамбля "Ая ганга" при Центре бурятской культуры г.Иркутска.
Михаил Дугарович - любящий отец, стал примером трудолюбия и профессионализма. Он дарил доброту и истинную любовь детям!
Заключение
Цель исследования была достигнута, я изучила жизнь и трудовую деятельность Михаил Дугаровича Цаганова, чьё имя носит наша школа. Поставленные задачи решены:
- составлено родословное древо семьи;
- изучены архивные материалы;
- выявлено, что Михаил Дугарович совершил трудовой подвиг. 49 лет своей жизни этот замечательный педагог отдал школе. Он потратил много сил, чтобы мы могли учиться в такой светлой, просторной, ухоженной школе. Написал две книги, сочинил стихи, а его публикаций не счесть.
Гипотеза исследования доказана: обыкновенный парень из бедной крестьянской семьи совершил подвиг во имя будущих поколений. В жизни всегда есть место подвигу.
Проведенная мною работа была посвящена составлению родословного древа, поиску и изучению материала о Цаганове. Выполняя работу, я испытала гордость за учителя, директора нашей школы, который не покладая рук работал. Я очень рада, что проделала такую работу. Считаю, что знакомство с этой работой не оставит равнодушными моих одноклассников и других учеников школы.
В рамках исследования представлены:
- доклад;
- мини-исследование (Приложение №10)
- буклет (Приложение №11);
-презентация (Приложение №12)
Использованная литература.
В работе над исследованием мне помогли:
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Разлука
Рисуем ананас акварелью
Басня "Две подруги"
Если хочется пить...