Волонтерство как фактор проявления социальной активности подростков
Министерство образования Республики Башкортостан
МОБУ лицей №4 г. Баймака
Волонтерство как фактор проявления социальной активности подростков.
Выполнила:
Ученица 9«б» класса
Султангазина Рузалия
Руководитель:
Учитель биологии
Юлгутлина Райса Фатхисламовна
Баймак-2018
Введение
Волонтёрское движение в России имеет давнюю историю и изначально оно связано с деятельностью православной церкви. Несмотря на то, что сегодня традиции волонтёрского движения в России возрождаются, несколько тормозит его развитие инертность общества, отсутствие привычки к гражданской инициативе, низкий уровень вовлечения молодых граждан в добровольческую деятельность. На современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем является развитие социальной активности подростков. Возрастная категория выбрана не случайно. Подростковый период – это период становления личности, это период перехода из детства во взрослую жизнь. Чтобы подростку было легче взойти на этап взрослости, ему нужно обладать определенными качествами, такими как самоконтроль, ответственность, умение налаживать контакт, которые помогут ему в дальнейшей самореализации. Решение этих проблем можно напрямую связать с участием подростков в волонтёрском движении, а опыт полученный подростками в стенах школы могли бы активизировать социальную активность в будущем будучи уже студентами. Одним из примеров решения таких задач является привлечение более 25 тысяч волонтёров для работы на XXII Олимпийских зимних играх и XI Параолимпийских зимних играх в 2014г. в городе Сочи.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день уровень развития волонтёрской деятельности в России, по сравнению со странами Европы, остается крайне низким.
Волонтерскую деятельность можно рассматривать как одну из форм социальной активности подростков. Однако проблема исследования социальной активности подростков через участие в волонтёрской деятельности до конца не решена.
Общение с товарищами является особой шкалой развития социальных качеств школьника. Потребность в социальной активности - одна из острейших проблем у подростков На сегодняшний день возникла необходимость не только научить молодых людей успешно приспосабливаться к конкретным условиям и требованиям общества, но и развивать социально-активную и самостоятельную личность
Актуальность исследования обусловлена тем, что для развития общества нужны социально активные люди.
Проблема исследования: каковы должны быть пути и способы воспитания социальной активности подростков через волонтерское движение.
Целью исследования: изучить влияния волонтерской деятельности на социальную активность подростков.
Объект исследования: подростки в возрасте от 14-16 лет.
Предмет исследования: процесс воспитания социальной активности у подростков при помощи волонтерской деятельности.
Гипотеза: волонтёрское движение может рассматриваться как фактор социальной активности, деятельность по воспитанию социальной активности у подростков будет более успешной, если вовлечь их в волонтерскую деятельность, предусматривающей воспитание социальной активности.
Задачи: изучить литературу по проблеме исследования; дать определение понятий «подросток» «социальная активность», «волонтерская деятельность»; рассмотреть опыт волонтерских организаций;
Определить степень влияния волонтерского движения на подростков, провести анкетирование в 8-10 классах
анализировать результаты анкетирования.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, изучение работ учащихся.
База исследования: МОБУ Лицей №4 г.Баймака
В работе используются данные по социологическому опросу подростков лицея №4, сравнительная характеристика, статистические данные, отчетные материалы и иные фактические материалы, содержащиеся в официальных источниках, приведенных в списке использованной литературы и других источников.
Глава I. Социальная активность подростков: понятие, сущность, виды и формы
Подросток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15 —17 лет). [1]
Перед любым обществом стоит проблема неразвитости и отсутствия стимулирования социальной активности подростков. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля содержит следующее определение активности: «Активный – это деятельный, действующий, жизненный, живой, не косный» [2].
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н Ушакова активностью называется «активная, энергичная деятельность» [3].
Активность делится на виды по критерию уровня индивидуальности: физическая, психическая, социальная активность.
Социальная активность предусматривает повышенное участие в различных социальных мероприятиях, которые направлены на общественное благо.
По предмету воздействия выделяются следующие виды социальной активности: коммуникативная, практическая, смешанная.
Так как общество представляет собой наличие различных сфер (политика, культура и др.), в социальной активности можно выделить следующие формы: политическая активность; гражданская активность; творческая активность; культурная активность; трудовая активность; деловая активность; коммуникационная активность.
Сущность социальной активности подростков заключается в формировании у них свойства самостоятельности и потребности во внутренне необходимой активной деятельности.
В советские годы задача на формирование социально-активной личности подростков была одной из главных. Для решения этой задачи был построен Всесоюзная пионерская организация, которая охватывала детей в возрасте от 10 до 16 лет. Данная организация основывалась на единой программе, благодаря которой можно достичь обязательного уровня активности, нравственности. В годы перестройки, благодаря самороспуску таких организаций, возникли множества детских объединений, а также осваиваются новые подходы в работе с детьми.
Так же к наиболее распространенным формам социальной активности подростков относится и волонтерская деятельность, которая основана на добровольчестве. Особенно она актуальна для подростков, так как дает возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути.
2018 год по указу президента российской федерации объявлен годом добровольца(волонтера). Так кто же такие волонтеры?
Волонтеры(добровольцы)- это люди, которые готовы добровольно потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Имеют привычку помогать всем на добровольной основе и не ожидая какой-либо выгоды. [4]
Слово “волонтер” в переводе с французского означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами называли людей, добровольно поступивших на военную службу. После 2 мировой войны молодежь осуществила первый добровольческий проект, направленный на восстановление разрушенных войной ферм. С тех пор волонтерское движение стало набирать популярность.
В основе волонтерского движения лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком- помоги другому. Награда за помощь- это благодарность и признательность людей. Так же можно получить опыт, массу положительных эмоций, общение.
2.Волонтерство в мире и России
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности.
Добровольцы играли и продолжают играть значительную роль в развитии прогресса и повышении общего уровня благосостояния индустриально развитых и развивающихся стран, как в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира. На идеях добровольной помощи основана деятельность многих неправительственных организации, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских организаций.
Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года (объявленного Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости
Так из сопротивления внешним условиям и стремления выжить родилось наше сплочение и готовность протянуть друг другу руку поддержки. Развитие волонтерства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. Еще при Ярославе Мудром, повелевшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в «книжное учение», существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень [5, с. 221
История волонтерства в допетровской России неразрывно связана с принципами христианской добродетели. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего.
Ярчайший пример — подвиг Минина и Пожарского, добровольческая деятельность которых остановила тяжелейшую польскую интервенцию в тот момент, когда на краю гибели была не только русская государственность, но и сама русская национальность. В XIX возникли первые «некоммерческие общественные организации» – земства [5, с. 234]. Деятельность земств – весьма знаменательная веха истории волонтерства в нашей стране. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест).
После октября 1917 года волонтерство в России приобрело «добровольно-принудительный» характер. Инициативу, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам, полностью взяло в свои руки государство. Последняя негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е годы [1, с. 36]. Впрочем, это вовсе не значит, что добровольчества в СССР не существовало. Образ комсомольца-добровольца, сражавшегося в рядах Красной Армии, восстанавливавшего разрушенное войнами народное хозяйство, ехавшего покорять целину, оставил глубокий след в сознании русских людей. Особо следует сказать о женщинах, которые добровольно уходя на фронт в годы Великой Отечественной войны не только возрождали традицию сестер милосердия, но и сражались наравне с мужчинами.
В начале 90-х годов прошлого века добровольчество в нашей стране постепенно начинает возрождаться, на каждом шагу сталкиваясь со множеством проблем, которые, в общем-то, не известны волонтерству за границей. Одна из наиболее острых – разобщенность и безынициативность современного российского общества, особенно молодежи, отторгнутой от традиционных культурно-исторических ценностей: пустота, которую стремятся заполнить преходящие фетиши западного индивидуализма. Это дискредитация основ коллективизма и взаимовыручки, которые слишком уж насильственно и рьяно насаждались у нас в годы советской власти. Это и всеобщее недоверие, особенно среди тех, кому волонтеры оказывают поддержку, ведь проявления бескорыстия в нынешнем эгоцентрическом бездуховном обществе многих настораживают. Сегодня добровольцем быть не престижно, однако волонтерство в нашем регионе и многих других городах России медленно, но все-таки возрождается и продолжает развиваться.
Волонтерское движение МОБУ Лицея №4 города Баймака
В городе Баймак и Баймакском районе стала разрабатываться программа “Умут” по пропаганде здорового образа жизни в подростково-молодежной среде через волонтерское движение на основании положения Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике для последующего ее внедрения во всех школах города и района.
В нашей школе волонтерское движение начало работу с 2003 года.
За 14 лет ученики нашей школы провели всевозможные акции, тренинги, конкурсы, классные часы, выпускались газеты и т.д.
Участвуя в волонтерских движениях подростки следуют ЗОЖ, а так же пропагандируют его.
Основными направлениями деятельности волонтёров являются:
• пропаганда здорового образа жизни;
• пропаганда правовых знаний;
• помощь социально уязвимым людям, остронуждающимся слоям населения;
• организация творческой деятельности;
• нравственное воспитание личности и др.
Виды деятельности волонтёров: помощь таким социальным категориям граждан, как: престарелые, люди с ограниченными возможностями, просветительская работа, направленная на профилактику табакокурения, наркомании, подростковой преступности, «Милосердие»; экологические марши, уборка мусора и загрязнений; пропаганда здорового образа жизни.
В волонтёрском движении участвуют учащиеся, состоящие на учёте ВШК. Это оказывает на них положительное влияние. Волонтёрское движение поддерживают и выпускники школы, и законные представители несовершеннолетних.
Наши волонтёры не только сами предлагают помощь, но и откликаются на предложения.
Количество учащихся, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, постоянно увеличивается. Наши ребята понимают, что волонтёр - это не профессия, это не увлечение, это образ жизни. И пусть иногда, кажется, что на фоне мира этот человек совсем крохотный, но стоит ему появиться в нужном месте и в нужное время, как он сразу становится самой незаменимой личностью в мире, потому что делает его счастливее.
Волонтерское движение – это перспективное, активное будущее для выпускников школ, которые обязательно станут отличными сотрудниками, ценными кадрами и хорошими родителями!
Волонтеры нашего лицея активно участвуют не только на школьных, районных, но и на региональных мероприятиях, семинарах. Проводятся акции ”Быть здоровым-это модно”, “Скажем наркотикам-нет”, “Курить или не курить, вот в чем вопрос ”,
“Тебе решать…”, “Сделай свой выбор”
Участвуя в волонтерском движении обучающиеся ожидают следующие результаты работы:
-Физическое и духовное оздоровление
-Снижение пристрастия к вредным привычкам детей
-Изменение центральных жизненных ориентаций подростков
-Приобщение ”трудных” подростков и школьников из социально-неблагополучных семей к активной жизни школы, к общественной работе.
Результатами волонтерской деятельности являются победы на конкурсах регионального уровня.
Волонтерство как эффективное средство формирования социальной активности школьников
Участие в различных волонтерских акциях, фестивалях, концертах, конкурсах и тренингах способствует развитию у школьников социально-адаптивной компетенции, которая подразумевает развитие таких качеств личности как: позитивность в восприятии себя и окружающей жизни; активная жизненная позиция; инициативность; мобильность; конкурентоспособность; умение принимать решение в разных ситуациях; удовлетворенность взаимоотношениями с окружающими людьми и, как правило, коммуникабельность и многие другие. Волонтерская деятельность, таким образом, становится важнейшей частью воспитательной системы школы.
Уверены, волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности обучающихся. Именно волонтерская деятельность способна удовлетворить потребности обучающихся: готовясь к новым социальным отношениям, школьники в процессе волонтёрской деятельности учатся участвовать в общественном процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтерство для школьника - это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.
Развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Наше общество остро нуждается в инициативных, творческих индивидах. Необходимость опоры на подрастающее поколение, создания условий для развития его социальной активности, умения мыслить, действовать, чувствовать, оценивать, выбирать очевидна. Одним из факторов развития социальной активности подростков является включение их в добровольческую, волонтерскую деятельность.
Смысл деятельности волонтера не только в том, чтобы изменить окружающий мир, но и в изменениях, происходящих в личности, и эта, вторая сторона, как раз и важна в педагогике. Ребенок, делающий доброе дело бескорыстно, для того, чтобы помочь другому, открывает в своей душе источник гордости за себя, уверенность в том, что он нужен людям. Благодаря волонтерской деятельности, формируется такое качество, как гуманность, проявляющаяся в бескорыстном служении людям, реальной заботе о них.
Решая проблемы, волонтер учится ответственности, приобретает способность к мобильности, становится активным, ведь именно в подростковом периоде и ранней юности формируются нравственные представления мировоззренческого уровня и способность осуществлять нравственный выбор.
Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности, учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым навыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.
Анализ социальной активности подростков в МОБУ лицей №4 города Баймака в добровольческой деятельности
На 1 февраля в лицее насчитывается 953 обучающихся, дети в возрасте 14-16 лет составляют 183 обучающихся.
Постоянный поиск новых идей, новых направлений воспитательной работы, которые бы способствовали долговременным, положительным результатам в учебно-воспитательной деятельности, пятнадцать лет назад к развитию такого направления в воспитательной работе как волонтёрская деятельность.
Вместе с тем вопросы социальной активности старших подростков лицея уже более 15 лет рассматриваются в рамках работы «КЕНТ», «NEXT», «Добрые сердца». За эти годы проведены открытые мероприятия по различным направлениям. Это:
пропаганда здорового образа жизни;
• пропаганда правовых знаний;
• помощь социально уязвимым людям, остронуждающимся слоям населения;
• организация творческой деятельности;
• нравственное воспитание личности и др.
Проведены мероприятия ”Быть здоровым-это модно”, “Скажем наркотикам-нет”, “Курить или не курить, вот в чем вопрос ”,
“Тебе решать…”, “Сделай свой выбор”
Вовлечение подростков в такую деятельность происходило для того, чтобы они получили положительный опыт участия в решении проблем, имеющих общественное значение.
В волонтерском движении, в состав которого входит ___ человек, большую часть из которых представляют старшие подростки, имеют опыт социального служения через работу «Добрые сердца». Работа волонтерского движения основывается на помощи социально незащищенным группам населения, пропаганда здорового образа жизни, безопасности дорожного движения, профилактика наркомании, табакокурения
Исходя из цели исследования изучить влияния волонтерской деятельности на социальную активность подростков мною было проведено анкетирование среди подростков в возрасте 14-16 лет. Результаты анкетирования показали следующие результаты.
Всего в опросе приняло участие 128 подростков в возрасте от 14 до 16 лет, что в соответствии с рисунком Б.1 составляет примерно 68% от числа всех школьников. Большую часть опрошенных составили юноши 47%. Девушек в опросе приняло участие 53% (Рисунок Б.2).
Опрос, проведенный среди подростков , позволил сделать выводы по вопросам волонтерства и развития социальной активности подростков в лицее.
1.Благодаря вопросу “Выбрали ли Вы какую-либо форму общественной активности” исследование показало, что 47% опрашиваемых не выбрали форму общественной деятельности, 43% выбрали,8% затрудняются ответить, 2% не хотят ни в чем участвовать. Из результатов опроса, следует, что в лицее низкий уровень социальной активности и ученики не привлечены в данный процесс.
2.На вопрос “Помогаете ли Вы своим друзьям”,49% ответили, что время от времени, 45% постоянно, 6% нет, никто не затруднился в ответе. Выходит, что в лицее есть те, кто хоть и не часто, но могут помочь, и те кто всегда помогают.
3.На вопрос: “Что такое «Волонтерство»” 63% ответили, что-это добровольное, бесплатное, бескорыстное оказание помощи тем в ней нуждаются, а также и окружающему нас миру для его улучшения; 14% что, это общественные мероприятия; 10% ответили что, это добровольный бесплатный труд, работа, услуга; 5% ответили что, это добровольное общество; 4% ответили что, это социальная поддержка. Благодаря этому вопросу мне удалось выявить, что волонтерство -это добровольное, бесплатное, бескорыстное оказание помощи тем в ней нуждаются, а также и окружающему нас миру для его улучшения
4.Отвечая на вопрос “Разделяете ли Вы понятия добровольчество и волонтерство” 61% учащихся не разделяют данные понятия,31% разделяют, а 8% затрудняются в ответе. Получается, что волонтерство по мнению учеников тоже самое, что и добровольчество.
5.Ответы на вопрос “Как вы относитесь к волонтерству в подростковой среде?” 51% считают, что это хороший способ развития социальной активности подростков, 33% нейтрально, 10% считают распространенным явлением, 4% считают это пустой тратой времени, 2% затрудняются ответить. Следовательно, волонтерство- является хорошим способом развития социальной активности подростков.
6. “Как Вы считаете необходимы ли волонтеры обществу?” 94% опрашиваемых считают, что да необходимы, 4% нет, 2% затрудняются ответить.
7.На вопрос “Как Вы думаете является ли волонтерство значимым фактором социальной активности подростков?” 71% опрашиваемых ответили да, но также 23% нет и 6% затрудняются ответить. Все же волонтерство является значимым фактором социальной активности подростков.
8.По мнению подростков основным мотивом участия в волонерстве это в большей степени потребность в оказании помощи ее 44%, 35% потребность в общении, 15% потребность в достижении, 6% потребность в развлечении
9.На вопрос об участии друзей опрашиваемых в волонтёрском движении 51% ответили, что да участвуют, 33% нет, 16% затрудняются в ответе.
10.Ответов на вопрос об участии самих опрашиваемых в волонтерском движении большое количество ответили нет 67%, лишь 19% ответили да, а 14% затруднились ответить.
11. Почему же Вы ответили в 10 вопросе “нет” или “затрудняюсь ответить” 53% учащимся не хватает времени, 31% нет желания и интереса, 14% иногда помогают, 2% считают не распространённым в школе.
12. Те, кто участвует в волонтерском движении ответили, что им это дает, 37% общение, новые знакомства, 36% нравиться дарить радость, 18% считают общественной деятельностью, а 9% считают мало чего
13.По мнению 61% опрошенных в лицее стоит активно развивать волонтерское движение в лицее, также 21% считают, что не стоит, а 18 % затрудняются в ответе.
14. 49% респондентов никогда не встречали негативную реакцию по отношению к волонтерам, 31% встречали, но редко, 12% часто встречали, а 8% очень часто.
15. У волонтеров должны присутствовать больше всего качество трудолюбия 20%, 19% ответственности, 15% доброжелательности, 14% энергичности, 4% коммуникабельности, 3% стрессоустойчивости, а все качества составляют 19%
2.2. Рекомендации по развитию волонтёрского (добровольческого) движения среди подростков.
В целом, в Лицее осуществляется деятельность волонтерского движения. Воспитательная работа в школе и такая общественная организация, как “Добрые сердца” строят свою деятельность, используя методы и подходы волонтёрской деятельности, то есть можно заметить, что потенциал для развития волонтерского движения в лицее существует. Так же сами ученики считают, что его необходимо активно развивать.
Чтобы больше вовлечь участников в волонтерскую деятельность лицея,нужно:
-составить программу, цель которой будет заключаться в формировании и подготовке волонтеров для активизации волонтерского движения.
Задачи программы:
- создать комфортную среду для наиболее активной деятельности волонтерского движения лицея;
- подготовить подростков для дальнейшей работы в волонтерском отряде;
-проинформировать подростков о том, что участие в волонтерской деятельности откроет большие возможности в студенчестве, полученный опыт в стенах школы, поможет им развивать социальную активность в последующих этапах жизнедеятельности.
Для поддержания интереса подростков к волонтёрской деятельности можно принять решения о введении поощрительных мероприятий, например, «Лучший волонтер года», празднование Дня волонтёров, поздравление с днем рождения, вручение сувениров и др.
"Личная книжка волонтера" может стать аналогом трудовой книжки, куда можно вносить сведения о добровольческой деятельности волонтера. Для подростков данная книжка может стать своеобразным портфолио, которое может помочь им в будущем, поскольку, одним из основных критериев в современной России является общественная деятельность.
Выводы
Подводя итоги проделанной работы, отметим, что нами была достигнута главная цель исследования, а именно мы выяснили, что волонтерство в образовательном учреждении среди подростков может являться главным фактором развития социальной активности подростков.
Духовно-нравственное развитие, воспитание и социальной активности обучающихся определены как задачи первостепенной важности и в Законе «Об образовании» и ФГОС.
Социальная активность рассматривается как сложный и многогранный процесс становления человека как члена современного общества.
В связи с тем, что выросло число факторов, оказывающих влияние на формирование молодого поколения, и это влияние стало многосторонним и противоречивым, тема социальной активности личности стала особенно актуальной.
Лицей №4 г. Баймака играет важную роль в развитии социальной активности подростков. Создание и функционирование полноценного волонтерского движения – это значимый форма развития социальной активности подростков.
Для привлечения подростков к социальной активности, к участию в волонтерской деятельности, необходимо опираться на мотив, по анализу проведенного исследования, большинство опрошенных испытывают потребность в оказание помощи и общении, чем в развлечении.
В ходе социологического анализа организации волонтерской деятельности в лицее выяснилось, что для активного развития волонтёрства (добровольчества) среди подростков необходимо решить ряд задач, а именно: популяризировать этот вид деятельности; усилить интерес и мотивацию подростков к активному участию в социально-значимых проектах волонтерской деятельности.
Для решения вышеперечисленных задач предлагаем следующие мероприятия:
1) разработка Программы «Повышение вовлеченности подростков в волонтерское движение лицея»; так как большинство опрошенных сторонники развития волонтерского движения
2) развивать волонтерство в лицее привлечением большого количества участников и сделать одним из приоритетных направлений подросткового движения, так как большинство опрошенных считают, что волонтерство- хороший способ развития социальной активности подростков
В ходе исследования подтверждена гипотеза: волонтёрское движение может рассматриваться как фактор развития социальной активности подростков.
Поэтому необходимо в образовательной среде активно развивать волонтёрство, так как оно не только позволяет раскрыть лучшие человеческие и гражданские качества, развивает ответственность, а самое главное приносит реальную пользу обществу, налаживает социальное партнерство.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б(справочное)
Анкета обучающихся лицея №4________________
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, посвященном вопросам изучения проблем участия подростков в волонтерском движении. Пожалуйста, внимательно прочтите предложенные вопросы и варианты ответов к ним. Обведите букву того варианта ответа, который совпадает с Вашим мнением, в свободной строке Вы можете написать свой вариант ответа. Подписывать анкету не нужно, данные будут использованы в обобщенном виде. Надеемся на ваши искренние и полные ответы.
1. Выбрали ли Вы какую-либо форму общественной активности?
А) Нет
Б) Да
В) Не буду ни в чем участвовать
Г) Затрудняюсь ответить
2. Помогаете ли Вы своим друзьям?
А) Постоянно
Б) Время от времени
В) Нет
Г) Затрудняюсь ответить
3. Как вы думаете «Волонтерство» - это ……..
(напишите)_________________________________________
4. Разделяете ли Вы понятия волонтерство и добровольчество?
А) Нет
Б) Да
В) Затрудняюсь ответить
5. Как вы относитесь к волонтерству в подростковой среде?
А) Хороший способ социализации
Б) Распространенное явление
В) Нейтрально
Г) Пустая трата времени
Д) Затрудняюсь ответить
6. Как Вы считаете необходимы ли волонтеры обществу?
А) Нет
Б) Да
В) Затрудняюсь ответить
Г) Не представляю, что это такое
7. Как Вы думаете, является ли волонтерство значимым фактором социальной активности подростков?
А) Нет
Б) Да
В) Затрудняюсь ответить
8. Как Вы думаете, какой у подростков основной мотив участия волонтерстве?
А) Потребность оказать помощь
Б) Потребность в общении
В) Потребность в достижении
Г) Потребность в развлечении
9. Участвуют ли Ваши друзья в волонтерском движении?
А) Нет
Б) Да
В) Затрудняюсь ответить
10. Участвуете ли Вы в волонтерском движении?
А) Нет
Б) Да
В) Затрудняюсь ответить
11. Если Вы ответили на вопрос 10 «Нет» или «Затрудняюсь ответить», назовите причину «Почему?»
(напишите)_______________________________________________________
12. Если Вы ответили на вопрос 10 «Да», назовите то, что Вам это дает
(напишите)_______________________________________________________
13. Как по Вашему мнению стоит ли активно развивать волонтерское движение в лицее?
А) Нет
Б) Да
В) Затрудняюсь ответить
14.Встречали ли Вы негативную реакцию по отношению к волонтерам?
А)очень часто Б)часто В)редко Г)никогда.
15.Какие качества, по Вашему мнению, должны присутствовать в волонтере? (не более 3-х ответов)
А)стрессоустойчивость Б)трудолюбие В)ответственность;
Г)коммуникабельность Д)дисциплинированность Е)энергичность Ж)доброжелательность З)все перечисленные
Неньютоновская жидкость
Как нарисовать небо акварелью
Есть ли лёд на других планетах?
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Одеяльце