Работа написана с участием родственников рода Шервудов к которому принадлежит Денис. Работа рассказывает о знаменитых предках семьи, ее истории и архитекторе В.О. Шервуде. Работа заняла второе место на муниципальной конференции в декабре 2018 года.
Вложение | Размер |
---|---|
vladimir_osipovich_shervud.docx | 286.46 КБ |
prezentatsiya_raboty.pptx | 1.08 МБ |
Управление образования администрации МО «Багратионовский городской округ» МБОУ «Нивенская средняя образовательная школа» Краеведческая конференция школьников «Наше наследие» Направление: «Моя родословная» Тема: «Биография и творческая деятельность Владимира Осиповича Шервуда. Генеалогическое древо семьи» Выполнил: Денис Ивлев 8 класс. Руководитель: Ляхова Е.Е. МО «Багратионовский городской округ» 2018 |
Введение.
Главная цель работы видится в том, чтобы собрать факты из биографии и творческой деятельности моего знаменитого предка В.О. Шервуда. Предметом нашей семейной гордости является творчество основных представителей художественной династии Шервудов в его многообразии. Наша семья представляет собой прямых потомков рода Шервудов. Моя мама – Шервуд Алёна Викторовна. Доказательством этого факта служат не только семейные предания, но и генеалогическое древо, составленное на основе архивных документов. Размеры работы ограничены, они не позволяют мне показать всю, собранную информацию, которая частично дается в приложении, включая генеалогическое древо рода и фотографии.
Как получилось, что один из славных родов России может быть забыт соотечественниками - при том, что буквально каждый день на телеэкране возникает здание, ставшее самым зримым и существенным нашего семейства проявлением?
Речь идет о здании Исторического музея на Красной площади в Москве, построенного по проекту Владимира Осиповича Шервуда, прапрапрадеда автора этой работы. Хочу рассказать о Шервудах в России. История рода еще не написана, хотя в разных источниках советского времени кое-какие факты опубликованы - нередко с идеологической окраской, что понятно. Некоторые Шервуды, неважно, с этой фамилией или уже другой, в разное время составляли родовое древо – сейчас в нем неизвестное количество имен. Мы пытались сами, частным образом, найти какие-то документы и сведения, но в советские годы это было нелегко. Архивы недоступны, а кроме того, с одной стороны, а возможные родственники за границей не приветствовались.
Большой интерес любителей живописи и архитектуры вызывают работы В.О. Шервуда из собрания Государственного исторического музея. Он обладает самой большой коллекцией произведений художника (живопись, архитектурная графика, прикладная графика, предметы декоративного искусства); два основных теоретических труда Шервуда — «Несколько слов по поводу Исторического музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» и «Опыт исследования законов искусства. Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика» - эти тексты представляют несомненную ценность в связи с тем, что написаны художником, обладавшим огромным опытом в решении практических творческих задач своего времени, создавшим талантливые произведения во всех видах искусства.
В качестве источников для работы использовались материалы научной конференции «Династия Шервудов в истории и культуре России», состоявшейся 23–24 октября 2012 года в Государственном историческом музее и организованной совместно с Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств. Оно восполняет пробелы в изучении творчества В.О. Шервуда и его наследников, продолжателях художественной династии Шервудов в конце XIX — первой половине ХХ века. Помощь при подготовке данного издания оказана научным сотрудникам Отдела народного и декоративного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств и Отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея, особенно А.О. Васильченко и Н.А. Перевезенцевой.
Имя известного русского художника Владимира Осиповича Шервуда (1832–1897) в основном принято связывать с построенным по его проекту зданием Исторического музея на Красной площади. Именно поэтому его чаще всего называют архитектором, хотя по основной своей профессии он таковым никогда не являлся. Скорее, его стоит считать одним из ведущих мастеров эпохи историзма, проявившим свой многогранный талант почти во всех областях изобразительного искусства. Творческая биография В.О. Шервуда достаточно четко делится на два периода — это время обучения, становления личности и творческие поиски, эксперименты в разных жанрах изобразительного искусства. После него — углубленное изучение истории и теории искусства, освоение новых видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства и, как следствие, осознание себя творцом «нового искусства», базирующегося на принципах историзма.
Содержание
1.Семья, детство, учеба В.О.Шервуда.
2. Начало профессиональной деятельности
3. Английский период жизни и творчества.
4. Творческая деятельность после возвращения в Россию.
5. Самое известное произведение – Исторический музей.
6. Знаменитые родственники и династия архитекторов и художников.
7. Заключение.
8. Список литературы и источников.
9. Приложения - (фотографии, фрагмент генеалогического древа с доказательствами родственных связей Д.Ивлева с В.И. Шервудом, материалы о других членах рода)
«Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю… велик только тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание…
В.О.Шервуд
1.Семья, детство, учеба В.О.Шервуда.
Будущий создатель Исторического музея родился 18 августа 1832 года в селе Истлееве Елатомского уезда Тамбовской губернии (сейчас - территория Рязанской области) . Отцом его был Иосиф Васильевич Шервуд (1800 - 1838), третий сын английского механика Уильяма (Василия Яковлевича) Шервуда (1767-1837), прибывшего в Россию в 1800 году при императоре Павле I, а матерью - Елизавета Николаевна Кошелевская (1810 — около 1845), дочь воспитанника Императорской Академии художеств архитектора Николая Степановича Кошелевского (1761–1829). Родители В. О. Шервуда познакомились в Москве. Обвенчались они в церкви Святых Иоакима и Анны у Калужских ворот. Вскоре после свадьбы И.В. Шервуд приобрел село Истлеево в Тамбовской губернии и уехал туда с семьей. Внезапная смерть отца в 1838 году заставила семью возвратиться в Москву на попечение сестер матери — Марии Николаевны Кошелевской (1815–1889) и Екатерины Николаевны Голицынской (1818 — ?), супруги известного московского врача и литератора Александра Петровича Голицынского (1817–1874)2. В 1840 году В.О. Шервуд в возрасте восьми лет был определен в Московский сиротский дом.
Обучение в сиротском доме продолжалось восемь лет — четыре курса по два года каждый. Подробно о времени пребывания в сиротском доме В.О. Шервуд рассказывает в своих «Воспоминаниях». Из документов известно, что юноша учился довольно посредственно. Труднее всего ему давались точные науки, иностранные языки, черчение и закон Божий, зато по рисованию и архитектуре он всегда имел 12 — высший балл 5. После выпуска из сиротского дома В.О. Шервуд благодаря старанию своего преподавателя архитектора П. П. Зыкова был принят в Московское дворцовое архитектурное училище. Однако учеба здесь не задалась сразу: как отмечал сам В.О. Шервуд, у него всегда были проблемы с черчением, а это одна из важнейших архитектурных дисциплин: «Чертить я ничего не мог. Это несчастье преследует меня даже до сего дня. Я и архитектуру всегда рисовал, но не чертил». Зато он проявлял незаурядные способности в рисовании, чем обратил на себя внимание учителя рисования орнаментов И.И. Артари (Артари-Коломбо), первым по достоинству оценившего талант известного в будущем художника («Христофор Колумб открыл Америку, а Артори Колумб открыл Шервуда») и ходатайствовавшего о его переводе в художественное училище.
В 1849 году В.О. Шервуд при содействии архитектора Ф.Ф. Рихтера поступил в Московское училище живописи и ваяния. Преподавателями в те годы были М. И. Скотти, К. И. Рабус, Н. А. Рамазанов, А. Н. Мокрицкий и другие. Одновременно с В.О. Шервудом в училище состояли В.Г. Перов, Н.В. Неврев, К.Е. Маковский и В.В. Пукирев.
Шервуд с первых месяцев обучения получает высшие номера на экзаменах за эскизы. По всей видимости, самый первый сюжетный эскиз, исполненный в училище, начинающий художник подарил своему учителю П.П. Зыкову, который вклеил его в альбом, где уже находилось несколько архитектурных фантазий В. О. Шервуда периода пребывания в сиротском доме. В 1852 году Императорской Академией художеств была объявлена благодарность В. О. Шервуду за рисунки «Воскрешение Лазаря» и «Смерть первенцев».
2. Начало профессиональной деятельности.
Известно, что Шервуд с 1 сентября 1855 по 1 мая 1856 года, будучи учеником в Московском училище живописи и ваяния, вел курс перспективы во Второй рисовальной школе в Москве. Этот опыт самостоятельной работы позволил молодому художнику впервые ощутить себя полноценным мастером, поэтому, не дожидаясь завершения обучения, 1 марта 1856 года он оставляет Московское училище живописи и ваяния «по собственному желанию». Вскоре после этого В.О. Шервуд вступил в законный брак с дочерью пастора Лидией Даниловной Шумахер (1834–1903). Венчание состоялось 1 июня 1856 года в церкви Адриана и Наталии в Мещанской слободе. На нем присутствовал бывший учитель В.О. Шервуда зодчий Ф.Ф. Рихтер.
В 1857 году В. О. Шервуд от Императорской Академии художеств был удостоен звания неклассного художника по живописи пейзажной. После этого В.О. Шервуд стал выполнять различные заказы: рисовать орнаменты, делать архитектурные чертежи, создавать портреты, пейзажи и жанровые сцены. Он даже открыл собственное литографическое заведение в Москве, которое, по его собственному признанию, доставляло ему много хлопот. Именно в литографии В. О. Шервуда были напечатаны портрет императора Александра II (по оригиналу Р. Л. Лаушерта 1858 года), иллюстрации П. М. Шмелькова к двум произведениям А. П. Голицынского — «Смех и слезы. Рассказы доктора» (М., 1859) и «Очерки из фабричной жизни» (М., 1861). В 1861 году В.О. Шервуд приступает к публикации целой серии жанровых рисунков юмористического содержания в известном московском журнале «Развлечение».
К 1860-м годам В.О. Шервуд уже пользовался в Москве определенной известностью. Граф М. Д. Бутурлин в своих воспоминаниях писал: «В эти последние пять-шесть лет замечателен сделался молодой портретист (в Москве) Шервуд. Он успешно присвоил себе ширь контуров и блеск палитры Брюллова с оконченностью деталей на манер Зарянки. Удивительно, как мало о нем говорят газеты».
3. Английский период жизни и творчества.
Летом 1861 года В. О. Шервуд по приглашению английского инженера Джона Чарльза Диккенсона (1834–1867), работавшего в России, уезжает в Великобританию. Обстоятельства отъезда и первые недели пребывания в Блэкберне (графство Ланкашир, северо-запад Англии) он подробно описал в статье, опубликованной весной 1862 года в газете «Северная пчела». В Англии творчество В.О. Шервуда пользуется популярностью. Он не раз принимает участие в художественных выставках в Манчестере. В 1862 году он выставляет в русском отделе Всемирной выставки в Лондоне три картины: «Гаданье», «Деревенский писарь», «Озадаченный крестьянин». В это же время написаны полотна «Дополнительные выборы в Престоне» (1862, Музей и художественная галерея Харриса, Престон) и «Установка закладного камня хлопковой биржи в Блэкберне» (1863, Музей и художественная галерея, Блэкберн). В последний год жизни в Англии В. О. Шервуд создает парные портреты мистера и миссис Хили (оба — 1866, Музей и художественная галерея, Блэкберн), показывая себя прекрасным мастером портретного жанра.
4. Творческая деятельность после возвращения в Россию.
Возвратившись в Россию, ровно через пять лет, летом 1866 года В.О. Шервуд сразу активно включается в деятельность Московского общества любителей художеств (МОЛХ), членом которого состоял с 1861 года. В 1867 году он вместе с другими художниками, членами МОЛХ, принимает участие в создании альбома для поднесения цесаревне Марии Федоровне, разместив в нем замечательную «по размерам акварели и по силе красок» «Головку малороссиянки» (1867 г., ГРМ). Тогда же в «Альбоме видов и сцен из русской жизни» была опубликована литография по его рисунку «Маленький хулиган». На постоянной выставке МОЛХ Шервуд экспонирует несколько своих пейзажей: «Вид в Шотландии» (в 1867), «Вид из Тамбовской губернии» (в 1868), «Вид горы Снодден в Северном Уэльсе» (в 1869), «Вид деревни Скельвик-Бридон в Англии» (в 1870), многие из которых были созданы художником под впечатлением от пребывания в Англии.
В 1870 году В.О. Шервуд открывает при постоянной выставке МОЛХ женский рисовальный класс. Его посещают представительницы известных московских аристократических семей — княжна Львова, княжна Трубецкая, княжна Оболенская, баронесса Врангель, графиня Буксгевден, графиня Ю. П. Баранова, А.А. и М.А. Капнист, Л.А. Ржевская, А.И. Герье, Муратова и другие.
В конце 1860-х — начале 1870-х годов Шервуд также участвует в выставках Императорской Академии художеств, представляя свои работы на академические звания. В 1868 году за картину на библейский сюжет «Беседа Христа с Никодимом».
5. Самое известное произведение – Исторический музей..
Творчеству Владимира Осиповича Шервуда (1832–1897) принадлежит весьма заметное, выдающееся место в истории русского искусства второй половины XIX века. Разносторонняя художественная одаренность позволяла ему быть и великолепным живописцем, и талантливым графиком, и мастером оригинальных декоративных композиций, и автором значимых для своего времени скульптурных работ. Самым известным его произведением, без сомнения, является проект здания Исторического музея в Москве, гармонично включенного в великолепный по своим художественным достоинствам ансамбль Красной площади и представляющего собой одно из наиболее характерных произведений русского стиля в столице России.
Здание Исторического музея занимает совершенно особое место в эволюции национального стиля XIX столетия, открывая новые пути для развития композиционных и декоративных мотивов в творческих поисках мастеров этого художественного направления. Успех проекта В.О. Шервуда среди ряда других конкурсных предложений был вызван талантливым замыслом, который опирался на стройную систему теоретических взглядов, изложенных в пояснительной записке к проекту. Сочетание художественной практики с ее теоретическим обоснованием - достаточно редкий пример в панораме русского искусства XIX века. Особенно при сравнении его с европейским искусством более богатом трактатами зодчих и художников.
Вся жизнь В.О. Шервуда была неразрывно связана с Первопрестольной. Особенно близок он был к кругу профессуры Императорского Московского университета. Долгие годы тесных дружеских отношений связывали его с Б.Н. Чичериным, философские взгляды которого оказали значительное влияние на мировоззрение художника. Всем этим в значительной мере и объясняется его приверженность национальному стилю в зодчестве, создание цикла портретов московской интеллигенции и купечества, а также ряда подносных предметов по случаю крупных московских торжеств.
В истории отечественного искусства В. О. Шервуд более всего известен как создатель Исторического музея — программного сооружения русского стиля. Это здание Исторического музея и теоретические взгляды Владимира Осиповича Шервуда стало одним из самых ярких символов русского стиля в зодчестве пореформенного периода в России второй половины XIX столетия и неотъемлемой частью уникального градостроительного замысла, преобразившего центральную часть древней столицы с ее системой площадей, окружающих Кремль и Китай-город. Как теоретик, создатель оригинальной теории русского искусства, прежде всего архитектуры, Шервуд известен гораздо меньше. Выработка ее основных положений в течение 1870-х годов проходила в процессе работы над проектом Исторического музея. Над созданием программы будущего музея, определением его облика и стиля трудились лучшие умы отечественной исторической науки, в создании конкурсного проекта приняли участие ведущие зодчие Москвы. Возникновение мысли о необходимости музея отечествен - ной истории, разработка основ его устройства проходила в условиях подготовки и проведения великих реформ Александра II, главной из которых стала отмена крепостного права. Российский исторический музей приобрел общегосударственное значение благодаря характеру со - бранных в нем экспонатов. В организованной на их основе экспозиции воплотилось ставшее к началу разработки проекта господствующим в сознании русского общества представление о народе как определяю - щей силе исторического процесса. Созданием Музея истории России и народов, ее населявших, достойно завершалась цепь предшествующих этому великому событию родственных по смыслу более скромных начинаний. В 1867 году по инициативе созданного при Московском университете Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии с успехом прошла Этнографическая выставка, экспонаты которой послужили основой созданного Этнографического отдела при Румянцевском музее. Опыт организации этой выставки был повторен в устройстве Антропологической выставки и создании Антропологического музея и, главное, при устройстве в 1872 году приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I Политехнической выставки, успех которой превзошел все ожидания - она стала первой подлинно всероссийской выставкой. На основе собранных к ней экспонатов были созданы два музея, Исторический и Политехнический, которые до сих пор остаются крупнейшими в России и Москве. Строительство зданий обоих музеев сопровождалось обновлением архитектурного облика центральных площадей древней столицы в русском стиле, распространением этого стиля в гражданском строительстве, дало мощный толчок развитию отечественной исторической и архитектурной науки. В начале 1874 года для решения вопросов, связанных с определением облика музея, характера отделки залов, сбора экспонатов будущего музея, их отбора. Определения событий отечественной истории, достойных быть представленными в произведениях живописи и скульптуры, была создана Ученая комиссия, в состав которой вошли светила русской исторической науки С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, В. И. Иловайский, К. Н. Бестужев Рюмин, В.Е. Румянцев, Ф.И. Буслаев. Однако непосредственными создателями музея и его первыми научными руководителями стали А.С. Уваров и И. Е . Забелин - члены начавшей работу в то же время Строительной комиссии. Забелин и Уваров придерживались разных взглядов на предмет археологической науки. Уваров рассматривал ее, прежде всего, как науку о вещественных памятниках, Забелин видел в археологии «народоведческую» науку. Он утверждал первичность народного быта, видя в нем фактор, определяющий формы государственного устройства и тем самым во многом определивший ход отечественной истории. Забелин сумел убедить Уварова принять за основу архитектурного образа Исторического музея владимиро-суздальское зодчество, поскольку тогда, в XII веке, по мнению Забелина, русское народное начало еще не выразило себя в полной мере. В его представлении, самобытность русской культуры во всей полноте реализовала себя в соборе Василия Блаженного и вообще в зодчестве XVI столетия. Убежденный в устойчивости народного быта, Забелин утверждал, что в зодчестве XVI века, периода создания единого русского государства, народ увековечил этот исторический подвиг в соборе Василия Блаженного, воплотившем «исключительно своенародные и самобытные русские черты». Пристальное внимание, которое историки, причастные к созданию Исторического музея, уделяли выбору стиля, объяснялось высоким смыслом, выразителем которого должна была стать архитектура здания. Бестужев-Рюмин, автор статьи «Смысл и значение Музея имени Государя Наследника Цесаревича», писал: «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю… велик только тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание… Музеи - одно из самых могущественных средств достижения народного самосознания — высшей цели исторической науки». Ему вторил В.О.Шервуд «Хаос понятий и мнений нашего общества крайне нуждается в правильном выяснении основ жизни, идеалов. Современные западноевропейские взгляды в этом отношении не только не могут быть приняты безусловно, но со многими из них мы должны бороться всеми своими силами, стараться выдвинуть против них оплот в виде наших национальных культурных идей. Исторический музей должен послужить делу народного и общественного сознания, быть выражением его. Он запечатлеет те великие нравственные явления нашей культуры, которые должны представить незыблемое основание наступающему движению вперед освобожденного народа». Первоначально под строительство Исторического музея был выделен участок у подножия Кремлевской стены напротив Верхних торговых рядов, примерно там, где теперь стоит Мавзолей и гостевые трибуны. Первый проект музея Шервуда предусматривал возведение на этом месте вытянутого вдоль Красной площади невысокого двухэтажного здания на массивном цоколе. В его основе лежала симметрично-осевая композиция с пятью выступающими вперед акцентными объемами-ризалитами. Три из них - центральный и боковые части здания завершались по краям башенками, несколько напоминавшими кремлевские. Самый широкий средний объем венчали четыре башенки, более узкие боковые - по две. Килевидные арки, перекликаясь с формами расположенного по соседству собора Василия Блаженного. Разделяя мнение инициаторов создания музея и ученых о высоком предназначении Исторического музея, Московская городская дума 16 апреля 1874 года сочла необходимым выразить признательность наследнику цесаревичу за избрание Москвы местом его строительства. Кроме того, убежденность в общегосударственном значении Исторического музея она решила подтвердить решительным действием Выразила готовность «пожертвовать для постройки музея лучшее место на Красной площади, которое было приобретено городом у казны для постройки здания Думы» у Иверских ворот, где на месте бывшей Главной аптеки до постройки собственного здания размещался Московский университет. Новый проект был составлен В. О. Шервудом в соавторстве с А.А. Семеновым, воспитанником Николаевской инженерной академии, строителем Севастопольского отдела Политехнической выставки, уже в расчете на строительство на новом месте. Неудовлетворенная представленным в августе 1874 года проектом Шервуда Ученая комиссия в ноябре того же года объявила конкурс на составление проекта музея. К назначенному сроку 1 мая 1875 года свои проекты представили московские зодчие А. С . Каминский, К.М. Быковский, Н.А. Шохин, А. П. Попов, Л. В. Даль, И. П. Херодинов и петербуржец Р. А. Гедике. Заслуженная победа по праву досталась проекту, созданному Шервудом и Семеновым. Удостоенный первой премии, 8 августа 1875 года он был высочайше утвержден, а две недели спустя, 20 августа, состоялась торжественная закладка будущего музея. Проект, по которому началось строительство, коренным образом отличался от первоначального варианта, хотя в ряде деталей повторял его. Отличия состояли в компактности композиции, живописности силуэта, обилии башен, обрамлявших ядро здания. Повтор заключался в симметричности композиции, расположении по краям основного объема стройных башен с шатровым завершением, форме килевидного фронтона, подчеркивавшей центральную композиционную ось, по отношению к которой размещались остальные части здания. В пояснительной записке к проекту Шервуд писал: «При проектировании фасадов, прежде всего, мы считали долгом обратить внимание на сооружения, уже существующие на Красной площади, имен - но на церковь Василия Блаженного и на Кремлевскую стену с ее башнями, которыми будет окружен Исторический музей и с которыми, следовательно, он должен находиться в соответствии.
Эта информация впервые опубликована в сборнике «Санкт-Петербург – Великобритания. XYIII – XXI вв.». СПб, Издательство «Европейский Дом», 2014.
6. Знаменитые родственники и династия архитекторов и художников.
Меня всегда интересовал вопрос о том, как мои родственники попали в Россию? В воспоминаниях англичанина Джорджа Ворскла («Воспоминания») упоминается о документах в семейных архивах, датированных концом 19 веком. В воспоминаниях говорится, что в царствование Павла Петровича правительство, заботясь о развитии мануфактур, старалось привлечь в Россию иностранных механиков и специалистов технического дела, которые могли бы положить начало самостоятельной индустрии. Для начала механического дела в России император Павел I обратился к английскому двору с просьбой прислать сведущего человека, который должен был носить звание придворного механика. Так как для этого требовалось надлежащее образование и практические навыки, то английское правительство и рекомендовало деда моего, Василия Яковлевича Шервуда (Sherwood). Инженер-механик, приглашенный в Россию русским правительством. Он получил очень хорошую должность и жил со своими детьми при дворе, где великие князья, сыновья Павла I, практиковались с ними в английском. Жена Вильяма, Елизавета, была ирландкой. И они, и их дети были католиками. Неизвестно когда и кто из Шервудов поменял веру, но во втором поколении они были уже православными. Вильям и Елизавета имели четырех сыновей и дочь.
«Фамилия эта очень древняя в Англии. В бытность мою в северных частях Англии сторонники консервативной партии показывали и предлагали гербы нашего рода, от которых я, будучи русским, искренне должен был отказаться. Очень жалею, что не имел ни времени, ни случая изучить своих английских предков, между которыми был Св. Фома Шервуд (а до святых я был всегда большой охотник ). Меня уверяли в Англии, что отдаленные предки наши были герцоги, возили в сохранившийся в Англии лес, называющийся Sherwood forest (Шервудский лес). Это было удивительное зрелище. Не нужно иметь особенного поэтического одушевления, чтобы почувствовать тысячелетнюю историю, свидетелями которой были эти гиганты. Они так стары, что тощая зелень едва покрывает их верхушки, и гигантские, объеденные стволы их с старческими морщинами представляют картину последних моментов их жизни. Как бы это ни было интересно, но жизнь и одушевляющая идея России настолько поглотила мое существо, что я небрежно и недостойно равнодушно отнесся к своему английскому прошлому». Но вернемся в Россию к архитектуре и живописи.
Не только В.О. Шервуд, но и многие представители династии Шервудов были отмечены разными талантами. Дед художника, архитектор Н.С. Кошелевский (1761–1829), участвовал в возведении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве. Два сына В.О. Шервуда — Сергей Владимирович Шервуд (1858–1899) и Владимир Владимирович Шервуд (1867–1930) — стали известными архитекторами, а младший сын — Леонид Владимирович Шервуд (1871–1954) — знаменитым скульптором первой половины XX столетия. Все они прошли художественную школу отца, участвуя в осуществлении его многочисленных проектов. Несомненно и плодотворное влияние художницы Ольги Владимировны Шервуд (1857–1939) на творчество сына — выдающегося графика В.А. Фаворского.
Владимир Осипович Шервуд (1832– 1897) редкостно и многосторонне одаренный человек — живописец, скульптор, архитектор, теоретик искусства и архитектуры, общественный деятель, родоначальник замечательной художественной династии ваятелей и зодчих. Ни один из его сыновей не унаследовал его многосторонности. Природа наделила каждого отдельными сторонами его таланта. Старший сын, архитектор, рано умерший Сергей Владимирович Шервуд (1858–1899) занимался в основном проектированием храмов, отличающихся своеобразием и узнаваемостью. Второй из сыновей, Владимир Владимирович (1867– 1930), крупный московский зодчий, создатель жилых и деловых зданий в духе раннего и строгого модерна, третий - Леонид Владимирович (1871–1954) — выдающийся русский и советский скульптор первой трети XX столетия. После окончания Академии художеств он жил и работал в Петербурге.
7..Заключение
Интерес к истории рода мне привили родители. Мы вместе с мамой давно начали собирать материал об истории семьи, отпрыски которой заняли заметное место в истории нашей страны. Я думаю, что связи поколений не должна прерываться, тем более что нам есть чем гордиться и есть что изучать на многие годы вперед. Собранных материалов очень много, включая воспоминания самого В.О.Шервуда, их надо полностью изучить и систематизировать . Эта работа, включает только небольшую их часть, но мне думается самую важную. Здание Исторического музея на Красной площади - наш национальный символ и предмет гордости за русское искусство.
В приложении к работе содержатся материалы из разных, в том числе зарубежных источников, рассказывающие о представителях рода Шервудов.
Владимир Осипович Шервуд (1832– 1897)
Литература:
1. Книга «Династия Шервудов в культуре и истории России»
2. httpz://Sherwood-family./ivejounal.com 27117.html
3. Материалы научной конференции «Династия Шервудов в истории и культуре России», от 23–24 октября 2012 года - Государственный исторический музей, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств.
4. Книга «ШЕРВУДСКИЙ ЛЕС» Sherwood forest Джордж Ворскл
(Один английский род в России: механики и художники)4.
5. «Воспоминаниями» В.О.Шервуда. Рукопись хранилась в семье. Первая глава впервые полностью опубликована и откомментирована в биографическом альманахе «Лица». (Издательство «Дмитрий Буланин», СПб, 2001. Вступительная статья А.Л.Дмитренко. Подготовка текста В.А.Воропаева и Т.М. Марсаковой.
6. Материалы сайта «Дом Шервудов» московских потомков рода Андрея Монастырского, художника и реставратора, и Юрия Лонгинова. Там опубликованы архивные документы, на которые мы, с любезного разрешения родственников, будем здесь, в частности, ссылаться.
Приложение №1
Фрагмент генеалогического древа рода
Слайд 1
Краеведческая конференция «Наше наследие» Направление «Моя родословная» Шервуд Владимир Иосифович (Осипович ) Генеалогия рода Ученика 8 «б» класса МБОУ «СОШ п.Нивенское» Ивлева Дениса ВитальевичаСлайд 2
Цель: Доказать родство Задачи: 1.Откуда и как в России появились Шервуды. 2.Генеалогическое дерево Шервудов. 3.Мой прапрапрапрадед Шервуд Владимир Иосифович. 4. Архитектура Шервуда Владимира Иосифовича.
Слайд 3
1.Откуда и как в России появились Шервуды. Фамилию Шервуд до сих пор приходится в разных конторах произносить буквально по слогам и пояснять записывающим ее: «Ну, Робин Гуд, Шервудский лес, помните?» Как получилось, что один из славных родов России, и скромность тут нас не остановит, практически неизвестен соотечественникам – при том, что буквально каждый день на телеэкране возникает здание, ставшее самым зримым и существенным нашего семейства проявлением? Речь идет о здании Исторического музея на Красной площади в Москве, построенного по проекту Владимира Иосифовича Шервуда, прадеда авторов этих заметок. По маминой линии Все Шервуды происходим от Вильяма Шервуда, механика по шерстечесальным машинам. В 1800 году он прибыл из Гринвича (историческое графство Кент, нынче Большой Лондон) на Александровскую мануфактуру под Петербургом. По-видимому, был некий запрос Двора соответствующим институциям Британской империи: требовались специалисты. В 1798 году император Павел Петрович решил построить на берегу Невы – там, где сейчас Обуховский завод, - «большую механическую мануфактуру, которая производила бы хлопковую и шерстяную пряжу и ткани… идея была крайне современной: механическое прядение только-только было изобретено в Англии».
Слайд 4
Удивительнейшим образом мы знаем даже дату прибытия в Россию жены Вильяма Шервуда – из паспорта, оригинал которого обнаружен в Московском историческом архиве: «ПАСПОРТ. Сей паспорт в Кронштадте у коменданта явлен и в книге под № 185 записан. Значащаяся по оному жена английского прядильного мастера Шервуда Марта с тремя малолетними детьми Вильямом, Джоном и Джозефом приехала в Кронштадт октября 11 дня из Рочестра . Нам более близок сын Вильяма – Джозеф, он же Иосиф, механик по водопропускным сооружениям. Мы относимся к этой ветке родового древа, но главное - она дала наиболее известных среди Шервудов сынов России .
Слайд 5
2.Генеалогическое дерево Шервудов
Слайд 6
3.Мой прапрапрапрадед Шервуд Владимир Иосифович. Владимир Иосифович (Осипович) Шервуд (18 августа 1833 — 9 июля 1897) — русский живописец, архитектор, скульптор. Он родился в селе Истлеево , Елатомского уезда, Тамбовской губернии. Увы , пяти с половиной лет Владимир теряет отца, а еще через два года, уже в Москве, мать, для которой, как он вспоминает, «искусство являлось каким-то свободным актом творчества, которое она применяла на каждом шагу. Она никогда не задумывалась создать новый узор, расположить декоративное украшение в комнате или даже нарисовать какую-нибудь сценку, виденную ею». Мать и приучила к рисованию детей; сестры ее также были талантливы. Одна из них, Марья Николаевна, взяла всех четырех детей на воспитание после смерти матери. Братья Николай и Владимир были помещены в Московское сиротское училище, которое в 1842 году было преобразовано в Межевое отделение земледельческой школы, где преподавали черчение, рисование и даже архитектуру.
Слайд 7
Мой прапрапрапрадедушка Шервуд Владимир Иосифович – ранний портрет
Слайд 8
Владимир Иосифович (Осипович) Шервуд (18 августа 1833 — 9 июля 1897)
Слайд 9
4. Архитектура Шервуда В.И «Главное произведение Шервуда В.И – здание Исторического музея на Красной площади – неизбежно включает имя его создателя в пределы «культурного минимума» соотечественников». В 1873 году В. И. Шервуду поручили составление предварительного проекта здания Исторического музея на основе разработанной, специально созданной для устройства музея комиссией, программы. Для постройки музея Московская городская дума в апреле 1874 года уступила землю на северной стороне Красной площади Москвы, на которой ранее находилось здание земского приказа где она планировала постройку думского здания. После рассмотрения предварительного проекта в июле 1874 года, объявлен «общий конкурс», на который было представлено семь проектов В мае 1875 года первой премии был удостоен проект В. И. Шервуда. Его проект монумента для Кремля занял первое место на конкурсе, но кому-то не угодил, однако были поставлены две его, впечатляющие по снимкам, работы в Казани и в Самаре. Вообще, все монументы этому царю, около шести сотен, разрушены при Советской власти (только в Хельсинки уцелел, да часовенка на Валааме), так что неудивительно, что о них не слишком говорили даже внутри семьи. В 1897 году В. О. Шервуд создал памятник хирургу Н. И. Пирогову , который был установлен 3 августа перед зданием нынешней хирургической клиники академии имени И. М. Сеченова на Большой Пироговской улице . В. О. Шервуд не дожил до открытия этого памятника; он умер 9 июля 1897 года. Похоронен на Старом Донском кладбище . Могила В. И. Шервуда [8]
Слайд 12
В Историческом музее вышла книга "Династия Шервудов в истории и культуре России". В книге публикуются все материалы по строительству Исторического музея (в том числе неосуществленные проекты оформления залов Музея), все картины В.И.Шервуда , хранящиеся в Музее, а так же неосуществленные проекты Верхних торговых рядов и Московской городской Думы. Отдельные статьи посвященные В.В. и Л.В.Шервудам .
Слайд 13
Презентацию подготовил ученик 8 «Б» класса Ивлев Денис Спасибо за внимание.
Пейзаж
Шум и человек
Вода может клеить?
Юрий Визбор. Милая моя
Астрономический календарь. Октябрь, 2018