ХI- научно – практическая конференция «За страницами учебника»
Исследовательская работа
История моего села…
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_istoriya_moego_sela.docx | 40.08 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мугунская средняя общеобразовательная школа»
ХI- научно – практическая конференция «За страницами учебника»
История моего села…
Выполнила:
Лечитская Екатерина,
ученица 5 класса
Руководитель:
Кучерова Юлия Викторовна,
учитель истории и обществознания
Иркутская область,Тулунский район,
с. Мугун, ул. Ленина, 56
Тулун, 2016
Содержание
2.1 Время появления села…………………………………………………..5
2.2 Село в годы гражданской войны………………………………………6
2.3 Создание ТОЗ…………………………………………………………...6
2.4 Жизнь села в годы Великой Отечественной войны………………….7
2.5 Строительство школы………………………………………………….10
3. Заключение……………………………………………………………….10
4. Список литературы………………………………………………………12
5. Приложение ……………………………………………………………...13
Деревня спит. Мугун – моя деревня
Люблю ее, как дом родной она
Леса, поля, зеленые деревья
Ее прекрасные и нежные тона!
Какой она была давным – давно?
Кто сотворил Мугун? Конечно люди
Мугуну появиться было суждено,
И было сказано Мугун – деревня будет!
Эти строки из летописи о моем селе. Автором, которой является ученица нашей школы Стороженко Анастасия.
Тема моей исследовательской работы «История моего села». Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живет. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромная и прекрасная. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с нею одной жизнью. И знать ее историю нужно каждому.
Цель исследовательской работы: - познакомиться с историей села.
Задачи: - узнать когда и как возникло село,
- узнать об известных людях нашего села
- изучить материалы, имеющиеся в администрации сельского поселения, в сельской и школьной библиотеке, в школьном музее.
Гипотеза: предполагаю – проявиться интерес к изучению истории села,
- обогатятся знания не только у меня, но и у моих сверстников о нашем селе и о его людях.
Актуальность: предположила, если я не буду знать, если он не будет знать ничего о нашем селе, то никто ничего не узнает о селе, а человек не знающий прошлого не имеет будущего.
В результате моей работы, смею предположить, изменится:
- мое отношение к прошлому малой Родины,
- изменится отношение моих одноклассников,
- обогатятся знания не только у меня, а и у моих сверстников о родном селе и его людях.
План моих действий.
Опросила одноклассников и старшеклассников, родителей и просто жителей села об информации, которую они знают о селе.
Заготовила анкету на которую они могли бы ответить. (Приложение 1)
Подвела итоги своей работы. (Приложение 5)
Опрос родителей и жителей села показал: (Приложение 4 )
86% жителей села знают год рождения села.
90% жителей знают, что обозначает название нашего села.
35% жителей села имеют представление об истории села.
Опрос школьников показал: (Приложение 3)
90% старшеклассников знают год рождения села.
95% старшеклассников знают, что обозначает название нашего села.
86% старшеклассников знают историю нашего села.
Опрос сверстников показал: (Приложение 2)
20% одноклассников знают год рождения села.
32% одноклассников знают, что обозначает название нашего села.
5% одноклассников знают историю нашего села.
Вывод: отсюда следует, что очень плохо знают историю села мои сверстники.
Для того чтобы выполнить поставленные задачи я изучила материалы школьного музея, дополнительную литературу, находила полезную информацию в процессе беседы с Егоровой Любовь Петровной, училась анализировать и делать выводы.(Приложение 6)
Для поиска ответов я обращалась за помощью к толковому словарю, поговорила с родителями, со старожилами села (Приложение 6), встретилась с работниками местной библиотеки (Приложение 7), главой сельской администрации Кучеровым Владимиром Николаевичем (Приложение 8),посетили архив Тулунского района (Приложение 9), обратилась за помощью к учителю.
…Вот заалело солнце на востоке.
Деревня спит, и дремлют петухи.
И на холодном зеркале воды,
Остался след, погаснувшей звезды.
Глаза открою, подойду к окну
И брошу взгляд свой на кусты рябины,
И тут же створку я окна толкну,
И встанут тут лесов родных долины…
Так начинается летопись о родном селе Мугун. Село Мугун было образовано в 1896 году, а это значит, что в этом году нашему селу уже 120 лет. «Мугун» в переводе с бурятского – деньги.
Мугун – село переселенческое. Его основали выходцы из Белоруссии и с Украины, отправившиеся в чужедальнюю, но привлекательную Сибирь за землей и достатком, не стесненностью. «Двигаясь на Амур, - вспоминает Прищепова Аксинья, останавливались уставшие. Ехали на конях, и с собой везли то, что смогли взять. Среди первых были Прищеповы Тимофей и Василий, Цишковичи, Янковичи, Поляковы, Юркасовы, братья Воронцовы – Кирилл, Федор, да Евстафий. Копали землянки, выкорчевывали лес и разрабатывали поля, строили домики. Все делали вручную, на собаках и лошадях».
В зависимости от места прибытия называли и новые места жительства. Тарасовка – ныне улица Кирова, Капанщина – начало улицы Ленина, Барховщина – продолжение улицы Ленина, Самодумовка – улица Комарова, Климовка – улица Гагарина. Еще люди селились на заимках. Писаревщина – первые жители Писарев и Зяткины. Ерашова поляна – выстроили Ерош и Ярцевы.
Разрабатывали пашню, принимались строить дома, заводили скот. На полях сеяли пшеницу, рожь, картофель, коноплю, лен, сажали овощи.
Более зажиточные хозяева обрабатывали землю железным плугом на лошади, те, кто победнее – деревянным. Нелегким был и женский труд. После дневной работы в поле, вечерами собирались они в одной из изб и при свете лучины пряли шерсть и лен, ткали холсты для того, чтобы сшить семье одежду. Кроме этого, односельчане занимались обжигом кирпича из местной глины. В селе была построена маслобойня и мельница, принадлежавшие жителю села Лугавец Ивану. На мельнице и маслобойне вырабатывали масло из семян конопли и льна.
В 1900 году была построена церковь, где крестили детей, отмечали религиозные праздники. В 1930 – е годы церковь была разорена и перенесена в другое село. Престольным праздником в Мугуне был Михайлов день, на который съезжались жители окрестных деревень. Школы в это время в селе не было. Большинство детей были безграмотными. Дети обучались грамоте у местного попа.
О свершившейся революции узнали в конце 1917 года. Привез это известие Кривцов Прокопий Никанорович.
Через село в годы гражданской войны проходили отряды Колчака, чехов, но боевых действий с ними не было. В окрестностях села действовали партизанские отряды. В одном из них находился житель села Балабушкин Никадим Тимофеевич. Его сына Григория, семнадцатилетнего юношу, белогвардейцы засекли плетьми за то, что он отказался показать дорогу в лес к партизанам. Жизнь в селе после революции мало изменилась. Жили по – прежнему единолично.
Одним из первых коммунистов в нашем селе был Кривцов Прокопий Никанорович. В период первой мировой войны он служил в царской армии. На германском фронте он был ранен и отправлен в госпиталь в г. Петроград. После выздоровления возвратился в родное село, где создал первую партийную ячейку.
В 1928 году был создан ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли), который явился началом для создания колхоза.
Колхоз в нашем селе был образован в 1930 году. Сначала было два хозяйства: «Парижская коммуна» во главе с Максименко Максимом Федоровичем и «Красная Армия» во главе с Кривцовым Прокопием Никаноровичем. В хозяйства сдавали семена, лошадей, деньги для подъема колхоза и приобретения сельскохозяйственного инвентаря.
Первыми в колхоз вступили Невидомский Роман, Авхимович Сергей, Поддубский Антон, Поляков Илья, Кириенко Илья, братья Шипилевские и Батраковы.
В 1932 году два колхоза объединились в один под названием «Парижская коммуна». Председателем избрали Кривцова П. Н.. С 1933 года в течении 25 лет работал на посту председателя Кириенко Илья Кондратьевич. В 1959 году он удостоен звания Героя Социалистического труда.(Приложение 10)
Как же выглядело хозяйство первого колхоза? В хлеву первые 7 коров, несколько свиней да лошадей, 2 железных плуга. Вот с этого и начинали поднимать колхозное хозяйство наши односельчане. Постепенно начали строить фермы. Первой знатной телятницей была Луговская Феня, она была награждена орденом Красного Знамени. Знатной свинаркой была Пырх Меланья. За большие успехи урожая картофеля и проса бронзовой медалью ВДНХ была награждена Курьянович Мария Исааковна в 1939 году, она также мать – героиня.
Первая машина полуторка появилась в 1932 году. Первым шофёром был Кириенко Иван Кондратьевич. Жители села вспоминают, что страшно боялись, когда машина ехала по деревне, но из любопытства смотрели из подворотен. Затем ознакомились и целый день шофер только и дело катал всех.
Сеялки были конные. А в 1933 году на полях заработал первый трактор, на дровах. И первым трактористом был Полевик Петр Демидович.(приложение 11)
Наши дедушки, прадедушки, бабушки, прабабушки жили в очень трудное время, во время когда была война. Они защищали Родину не жалея сил и добились победы. Хотелось бы рассказать о судьбах некоторых из них.
Екатерина Ивановна Клюева родилась 21 декабря 1919 года. Росла Екатерина задорной и веселой девочкой, была заводилой среди деревенских девчат. Может быть, поэтому в числе первых вступила в комсомол. В 1937 году по путевке райкома комсомола была направлена на учебу в Никитаевскую МТС. Окончание учебы совпало с началом войны. И Екатерине пришлось взвалить на свои хрупкие плечи мужские заботы и взяться далеко не за женский труд. С сорок первого по сорок третий год работала она в колхозе имени Ленина (село Манут) трактористом. Затем поступила в Тулунский сельхозтехникум, где получила специальность бригадира тракторной бригады. В сорок четвертом была направлена на работу в колхоз имени «Парижской коммуны» и снова села за трактор. Нормы были очень высокие – за день нужно было вспахать 3,5 гектаров, а она на своем трёхкорпусном плуге вспахивала до семи. На посевной необходимо было засеять пятнадцать гектаров – засевала тридцать, перевыполняя норму в два раза. Сама, без посторонней помощи, ремонтировала старый колесный трактор, который стал ее верным другом.
С улыбкой вспоминала Екатерина Ивановна, как за свой труд получила премию: «Говорит мне однажды бригадир, что если засею за день поле, то получу премию. Я так старалась, мечтала, что дадут ситца на платье к лету. А вечером, когда норма была выполнена, получила буханку хлеба. Но ему была рада больше платья, так как всегда была голодна»
Несмотря на голод, денежные нехватки правление колхоза никогда не забывало премировать лучших. Премии давали ежегодно осенью: это было либо 200 рублей денег, либо отрезки ткани, либо валенки. Дважды Екатерина Ивановна получала награды от правления колхоза за свой ударный труд. Один раз в премию дали нетель, а другой – поросенка. Мужчин в колхозе практически не было – одни женщины, да дети. В бригаде у Екатерины Ивановны было четыре трактора и два комбайна, на которых работали шестеро ее лучших подруг. О том, что передали об окончании войны, они не знали, так как были на вспашке. И вдруг видят, что к ним прямо по пахоте бежит заместитель председателя и что – то кричит. Они заглушили технику и побежали навстречу. «Победа! Победа!» - кричал он. Хот все в нее свято верили и ждали ее каждый день, его слова прозвучали неожиданно. Кто плакал, кто смеялся, кто затянул песню – радости не было предела и каждый выражал ее по – своему. А потом снова принялись за работу: норму в этот день снова выполнили – но уже в честь победы.
Канунова Варвара Дмитриевна родилась 10 февраля 1926 года в деревне ДнепровскНижнеудинского уезда, в крестьянской семье. Родители Варвары Дмитриевны – переселенцы Псковской губернии, приехали в Сибирь в поисках лучшей жизни и обосновались на Нижнеудинской земле. Перед нами сидит пожилая женщина, умудренная жизненным опытом, с ясным взглядом, доброжелательной улыбкой.
Варвара Дмитриевна согласилась рассказать нам о своей трудной, но не менее интересной жизни. Родилась Варвара Дмитриевна третьим ребенком в семье. Маленькой Варе едва исполнился годик, как в их семье умирает отец. Мама Вари остается с тремя детьми на руках, которых надо накормить, одеть, обогреть. Спустя год после смерти мужа Варина мама знакомится с вдовцом Романенко И.И, у которого после смерти жены остался сын Леонид, и выходит за него замуж. От совместного брака у них родились две девочки и четыре мальчика. Многочисленные семьи того времени жили бедно. В обязанность старших детей входило присматривать за младшими братьями и сестрами. Варвара Дмитриевна говорит, что помнит себя с четырех лет, когда стала нянькой для младшей сестры Веры, родившейся в 1929 году. Бывало мама бросит на пол тулуп, посадит маленькую Веру, а Варя развлекала ее игрушками, сшитыми мамиными руками.
В возрасте восьми лет Варя пошла учиться в первый класс двухлетней Днепровской школы. В третий класс пришлось ехать в деревню Широково, которая находилась в четырех километрах от дома. Чтобы попасть в школу надо было на лодке переплывать речку Уду в летнее время. Был случай, когда перегруженная детьми лодка перевернулась, но благодаря лодочнику никто из детей не утонул. В 1933 году Варвара Дмитриевна закончила 4 класс и на этом ее учеба оборвалась, т.к надо было помогать дома маме с отцом по хозяйству, да и по близости не было семилетней школы, чтобы продолжать учебу.
23 июня 1941 года представитель сельского совета сообщил жителям деревни о начале войны с фашисткой Германией. В деревне началась мобилизация мужчин и молодых парней в ряды Советской армии. Уходили на фронт отцы, мужья, братья, оставив дома своих невест, жен и детей. В тылу все тяготы военной жизни легли на плечи женщин и детей – подростков. Хватало работы дома, но Варя в свои 15 лет пошла работать в колхоз. Труд был тяжелым, непосильным. Приходилось работать с темна до темна колхозную землю пахали на лошадях и коровах. Зерно сеяли руками. Садили овощи, которые приходилось поливать в сильную жару. И делал это , как правило, малолетки. Выращивали табак, сушили его резали и отправляли бойцам на фронт. Дома вечерами вязали носки, рукавицы, шили кисеты (мешочки для табака), сушили картошку, мололи ее и все это тоже отправляли на фронт. Работали под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Времени для досуга было очень мало, но молодость на то она молодость. Девчонки и парни собирались в одной из деревенских хат на ночные посиделки, где ели песни под гармошку, танцевали, плясали, а в перерывах пряли шерсть. Вязали, шили чирки (обувь из кожи) своими руками. Варя хорошо играла на балалайке, могла сыграть «полонез», «польку», «кадриль». Парни занимались столярными работами, а за одно приглядывали среди девушек себе невест. В 1943 году в 17 лет Варвара Дмитриевна стала бригадиром одной из двух бригад колхоза. Потом ее отправили на лесозаготовки. Деревья валили, отпиливая их двухручной пилой. Варя работала на распиловке бревен на брус. Работали не покладая рук на сколько хватало сил. Своим трудом приближали окончания войны. Кормили скудно на одного человека выдавали 600 граммов хлеба в сутки. И вот в мае 1945 года пришла Победа. Радости не было предела и смеялись, и плакали. Большинство мужчин не вернулись с войны. Горе и боль навсегда оставили след на лицах женщин, не дождавшихся своих любимых с фронта. Каждая из них в тайне надеялась: - «А вдруг, еще вернется». Началась послевоенная жизнь, тяжелая, трудная.
Кириенко Александра Захаровна родилась 15 июня 1925 года. Когда ей исполнилось шестнадцать лет, на страну обрушилось страшное горе – война. Как и миллионам ее сверстников, ей хотелось на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Родину. Но ее не брали – слишком молода. Александра не сдавалась, и в итоге суровым дядям из военкомата пришлось уступить настойчивой девчонке. В сорок третьем ей не было еще и восемнадцати, а ее после прохождения комиссии уже направили в Новосибирск, где учили держать оружие и метко стрелять. После успешного прохождения курсов, сменив платьице на мужскую одежду, она попадает в 74 – й полк на станции Кривощеково, а там новое распоряжение – Кемерово, полк № 153. Здесь до 17 ноября 1945 года несла службу Александра.
«Служба была гарнизонная. Я была командиром отделения, вместе со своими девчонками охраняла склады с боеприпасами. Стояли на постах по 12 – 16 часов, по правилу через каждые четыре часа должны были меняться, но часто случалось так, что смены караула не было, ведь нас было очень мало. Честно говоря, нести караул было страшновато, так как часто приходилось задерживать подозреваемых, а они могли оказаться врагами и диверсантами. И еще – вокруг был порох и каждую минуту мог произойти взрыв. Помню, пятого мая сорок четвертого взорвалась сушилка, образовалась огромная воронка глубиной шесть метров. Причину взрыва так и не смогли установить: то ли действия диверсантов, то ли по вине техперсонала. Особенно тяжело было зимой. Каждой на зиму, чтобы спастись от мороза, выдавали по две пары чулок. Одевали сначала простые, потеплее, а сверху тонюсенькие. От холода они не спасали, колени очень мерзли, и часто мы их обмораживали. Уже сколько лет прошло после войны, а мои колени без конца о ней напоминают. В особо сильные морозы мы на посту превращались в «ледышек», на покинуть его не могли, дисциплина у нас была строгая – военная. Часто нам приходилось сопровождать боеприпасы через реку Томь в Новосибирск, для погрузки их в военные эшелоны и сопровождать их на фронт. За отличную службу меня отправили в Новосибирскую полковую школу младших командиров, которую закончила с отличием и мне было присвоено звание старшины. А командир дивизии в качестве поощрения дал десятидневный отпуск, чтобы я смогла съездить домой в Мугун. Десять дней пролетели, как один миг. И снова служба. Летом сорок пятого, после окончания войны, советское руководство объявило набор девушек для отправки в Германию, в качестве регулировщиц. Набрали группу в двенадцать человек, в ее состав вошла и я. Мы прошли обучение, но перед самой отправкой приказ был отменен. 9 ноября 1945 года Калинин объявил о демобилизации девушек из армии и уже с одиннадцатого числа мои девчонки стали отъезжать по домам. А мне пришлось задержаться – я была старшей по званию и мне нужно было все сдать строгим ревизорам. Домой в Мугун я пришла пешком 20 ноября 1945 года. Почему пешком? Сил не было ждать попутного транспорта, так как хотела увидеть и обнять родных. Через несколько дней после возвращения домой меня избрали секретарем комсомольской организации. Тогда нас было уже четверо, а через год уже пятьдесят шесть человек входило в состав нашей организации. Жили интересно – день, не покладая рук, трудились в колхозе, а вечером наша комсомольская агитбригада давала концерты на полях, на фермах, в клубе, оказывали посильную помощь вдовам, чьи мужья погибли на фронте. Мы всеми силами старались помочь стране подняться из послевоенных руин.
И я думаю, что нам это удалось».(Приложение 12)
Еще очень хочу рассказать хоть немного о своей школе.(Приложение 13)
В 1920 году строили школу. На строительство школы вышло все население Мугуна. Ребятишки тоже помогали строить здание школы. Они носили песок, вбивали гвозди, копали ямки для столбов.
Учили тогда от Покрова дня (14 октября) до Пасхи.
В 1937 году была построена семилетняя школа – первыми учителями были Шахалевич Прокопий Иванович и Невидомский Георгий Петрович.
В школе учились дети из Харманута, Красносельска, Александровки.
С 1962 года школа стала восьмилетней. Через несколько лет началось строительство новой школы. Закончилось оно в 1970 году. И в этот год ребята вошли в новое двухэтажное здание Мугунской средней школы. В 2016 году в Мугунской школе 129 обучающихся, 19 педагогов.
Последнее десятилетие отмечено распадом сельскохозяйственного производства. Не избежало этой участи и наше село Мугун. Люди были вынуждены усиленно заниматься разведением личного подсобного хозяйства. Чтобы прокормить семьи приходиться искать работу за пределами села. Численность Мугунского сельского поселения, согласно последней переписи, составила 1391 человек, число домовладений 462.
Исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о славных страницах истории. В ходе проекта я научилась анализировать, делать выводы. Знания, которые приобрела помогут мне в дальнейшем на уроках истории и обществознания, когда мы будем изучать тему «Моя малая Родина». Результаты моего исследования можно использовать для проведения классных часов «Мое село».
Список литературы
Приложение
Приложение 1
Вопросы анкеты.
Есть ли лёд на других планетах?
Зимний лес в вашем доме
За еду птицы готовы собирать мусор
Лист Мёбиуса
Цветение вишни в лунную ночь