Исследовательская работа посвящена комнатным растениям, их роли в классном кабинете. Изучен видовой состав растений школы, определены названия, составлена картотека растений. Подробно описана классификация растений по их роли и значению.
Вложение | Размер |
---|---|
atlas_komnatnyh_rasteniy_doklad.doc | 109 КБ |
Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» Школьная научно - практическая конференция «Шаг в будущее» |
Школьный атлас растений |
г.Улан-Удэ 2018г. |
Автор: Сорокоумова А.
ученица 8А класса МАОУ СОШ №26.
Руководитель: Гомбоева Л.М.,
учитель биологии МАОУ СОШ №26.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………………….2
Глава 1 Отрицательное влияние помещения школы на здоровье ученика…………….…3
Глава 2 Значение комнатных растений для улучшения здорового климата в классном кабинете.………………………………………………………………………………………4
Глава 3 Состав комнатных растений в кабинетах…………………………………………5
Глава 4 Изучение видового состава растений школы…...…………………………….…..6
Глава 5 Составление атласа школьных растений….………………………………………7
Заключение………………………………………………………………….………………...8
Литература……………………………………………………………………….....…………9
Приложения………………………………………………………………………………….10
Введение.
Актуальность. Растения – это часть живой природы, которой так не хватает современному человеку, это лучший способ привнести красоту и тепло, создать то пространство, в котором человек будет чувствовать себя гораздо комфортней и уютней. Поэтому это особенно важно в условиях школьной жизни – не смотря на серьезность атмосферы учебной деятельности, хочется чувствовать уют и тепло классной комнаты. А помочь создать это могут комнатные растения. Но для того, чтобы растения радовали нас, нужно знать, что зелёные питомцы, также как и домашние животные, требуют правильного ухода, на что необходимо время и определенные знания.
Учебный кабинет - это лицо учебного заведения и огромное пространство для создания творческих проектов. Насколько ухоженным и красивым он будет – зависит от нас. Если в школе множеством зеленых насаждений, цветущих растений, то это способствует положительному эмоциональному настрою, повышению работоспособности.
Правильно подобранные растения, и размещенные с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроения людей, придают помещению своеобразный колорит.
Меня заинтересовало, сколько и какие растения нужны в классном кабинете, каковы условия их выращивания, правила ухода за ними и как они влияют на здоровье школьников. Среди 8 классов я провела анкетирование, результаты которого проанализировала и сделала вывод: совсем малая часть опрошенных ребят знают о пользе комнатных растений. Не все ребята знают, в чем заключается роль комнатных растений в школе, большая часть опрошенных не знает названия комнатных растений, многие ребята не имеют представления об их пользе и количестве.
Гипотеза: Если определить названия комнатных растений, условия их произрастания, особенности ухода за ними, то можно составить школьный атлас растений, который поможет нам узнать больше о растениях.
Цель: Создать школьный атлас растений.
Задачи:
Объект исследования: комнатные растения, классные кабинеты.
Предмет исследования: свойства комнатных растений, условия их произрастания.
Методы исследования: изучение литературных источников, анкетирование, определение растений.
Глава 1.
Отрицательное влияние помещения школы на здоровье ученика.
Воздух в помещении: Современные дети много времени проводят в помещении и зачастую не догадываются о том, что микроклимат помещения в 4-6 раз хуже и токсичнее уличного. В помещениях городской житель проводит около 90% времени. Уровень загрязнения воздуха в помещениях в 3, 5, а то и в 100 раз выше, чем на улице. По данным Всемирной Организации Здравоохранения загрязнённый воздух в помещениях входит в число 5 главных факторов, ухудшающих здоровье человека. По оценкам экспертов по охране окружающей среды 50% всех заболеваний либо вызваны, либо их течение осложняется из-за плохого качества воздуха в помещениях.
Электромагнитное загрязнение: Так как в классе присутствует компьютер, проектор и интерактивная доска, то имеет место и электромагнитное загрязнение. Оно проникает в ткани и органы в зависимости от длины луча . Имеет способность разрушать клетки организма и вызывать онкологические заболевания.
Шумовое загрязнение: Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности. В зависимости от уровня и характера шума, его продолжительности, а также от индивидуальных особенностей человека, шум может оказывать на него различные действия. Шум, даже когда он не велик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью. Слабый шум различно влияет на людей. Причиной этому могут быть: возраст, состояние здоровья, вид труда. Биологическое действие шумов разнообразно. Оно зависит от уровня, его характера и спектрального состава. Воздействие шума зависит так же и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект.
Экологически неблагоприятная обстановка помещений в которых мы находимся, может вызвать как легкое недомогание так и вполне серьезные заболевания : головокружение, головная боль , утомляемость , раздражительность.
В кабинетах нашей школы летом был произведён ремонт, покрасили полы, стены. В прошлом году получили новую мебель. Всё это выделяет вредные вещества, соединения которых приносят ещё больше вреда здоровью.
Человеку нужно окружить себя растениями, чтобы быть постоянно «защищенным» от болезней и их последствий, чтобы постоянно повышать свое эмоциональное состояние и проявлять заботу к растениям методом постоянного ухода за ними.
Глава 2.
Значение комнатных растений для улучшения здорового климата в классном кабинете.
Комнатные растения выращивают в целях декоративного оформления и улучшения санитарного состояния. Они улучшают среду закрытых помещений, изменяя газовый состав воздуха, поглощая пыль, смягчая прямое солнечное освещение и снижая тем самым температуру.
Комнатные растения способны отфильтровать или преобразовать ядовитые вещества и улучшить воздух в комнате. Такими являются растения с крупными листьями и большим количеством устьиц на листьях.
Некоторые комнатные растения выделяют вещества, которые убивают болезнетворные микробы, насыщают воздух фитонцидами ,ионами и оказывают целительное воздействие на дыхательные пути. Комнатные растения благотворно действуют на психику и здоровье человека: снижают возбудимость нервной системы, стимулируют хорошее настроение, повышают работоспособность.
С помощью растений можно очистить загрязненный вредными веществами воздух, добиться повышения влажности в комнате (растения возвращают её через листья), уменьшить содержание болезнетворных микробов, и этим оказать благотворное действие на человека.
Кроме того, польза комнатных растений для здоровья обуславливается и бодрящим эффектом, который оказывают эфиромасличные растения. Они выделяют летучие фитонциды, которые активизируют защитные силы нашего организма, улучшают самочувствие, дарят энергию и возвращают работоспособность.
Из всех комнатных растений для здоровья особенно можно выделить домашнюю герань, бегонию, фикус, пеларгонию душистую. Эти растения оказывают благоприятное воздействие на людей с заболеваниями легких и верхних дыхательных путей. Очень полезен и комнатный лимон — благодаря фитонцидам, он оказывает оздоровительный эффект на детей, склонных к простудным заболеваниям. Улучшают настроение, благотворно воздействуют на эмоциональное состояние, придают силы и работоспособность запахи лимона, апельсина, розы.
Самыми полезными для выращивания в помещении являются фитонцидные растения: алоэ, каланхоэ, традесканция, фикусы, папоротники, лимоны, фуксии, мирт, аспидистра, лавр. Очень полезно держать в комнате для поглощения углекислого газа и выделения кислорода сансевиерию или "щучий хвост", хлорофитум, монстеру, спатифиллум. К домашним растениям, которые хорошо очищают воздух относятся также бегония, кипарис, цикламен, циссус. Необыкновенно красиво и полезно выращивать в комнате герань, мелиссу, розмарин. Эти растения снимают напряжение и усталость.
Глава 3.
Состав комнатных растений в кабинетах.
Изучив литературу, мы разделили растения на группы:
Хлорофитум , Циссус, Циперус , Драцена , Фикус ,Сансевьерии ,Спатифиллум ,Шеффлера.
По результатам нашего исследования количество растений в классных кабинетах колеблется от 3 до 20. Ученые доказали, что для комнаты площадью 25 м2 достаточно 5-7 хорошо развитых растений, а так как площадь классного кабинета составляет 60 м2 ,то для благоприятного климата в каждом кабинете необходимо иметь по 13-16 хорошо развитых растений из этого я делаю вывод : не во всех кабинетах нашей школы достаточное количество растений.
Глава 4.
Изучение видового состава растений школы.
Среди изученных нами растений : растений кабинетов, растений рекреаций наиболее популярными растениями являются следующие типы и виды:
Неприхотливые растения – растения которые не требуют особого ухода и загубить их возможно только при полном невнимании. Неприхотливые растения есть и среди декоративно- лиственных, и среди декоративно – цветущих.
Неприхотливые растения: Циссус ,Сансевьерия ,Эхинопсис ,Молочай , Пеларгония , Циперус , Традесканция ,Хлорофитум , Монстера, Фикус , Аспарагус, Драцена , Сциндапсус ,Сингониум , Толстянка , Хамеропс , Шеффлера .
Душистые растения - комнатные растения источающие ароматы: Хойя, Фиалки, Розы, Герань, Сансевьерия.
Ядовитые растения- растения несущие в своих частях: стебле, листьях ,плодах, яд: Диффенбахия, Молочай, Монстера, Сингониум, Сспатифиллум ,Фикус.
Изучив видовой состав растений моей школы мы пришли к выводу, что наиболее популярными видами являются: Сциндапсус, Хлорофитум ,Диффенбахия , Шеффлера ,Молочай , Циссус. Исходя из этих данных, я построила диаграмму «Рейтинг комнатных растений»
После проведенных подсчетов мы выяснили, что в моей школе около 600 растений из них120- Хлорофитумы, 100 –Сциндапсусы, 70-Диффенбахии,65-Шеффлеры, 45 – Молочай ,40 –Циссусы ,и около 160 – другие растения. Распространенность этих растений вызвана их полезными свойствами : шумопоглащением ,ионизацией, увлажнением воздуха ,очищением воздуха.
Рекомендации:
Глава 5.
Составление атласа школьных растений
На основе изучения научно-познавательной литературы по теме исследования нами был создан «Атлас школьных растений».
Для создания атласа школьных растений нужно было:
1. Записать научное название комнатного растения.
2. Записать условия, необходимые для этого растения (свет, температура, полив, влажность воздуха).
3. Отметить условия, необходимые для растения с помощью условных обозначений. Получится мини паспорт конкретного комнатного растения.
4. Записать общие сведения о комнатном растении.
5. Определить и записать полезные свойства, характерные для комнатного растения.
Заключение.
Все, конечно, помнят крылатую фразу Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили!». Это в полной мере относится и к растениям, которые мы выращиваем в классе. Нужно уметь прислушиваться к ним, тогда растения порадуют нас своим пышным ростом и красивым цветением.
На основе проведённого исследования по изучению комнатных растений нашей школы мы можем сделать следующие выводы:
1. На основе изучения литературы по данной теме мы познакомились с ролью растений в помещении, условиями их содержания.
2. Большая часть обучающихся 8 класса не знает названия комнатных растений. Многие ребята не знают правила ухода за ними. Большинство знают о роли растений, им нравится ухаживать за комнатными растениями, но из правил ухода они знают только общие (полив, рыхление), а этих знаний недостаточно для полноценного ухода, ведь каждое растение имеет индивидуальные биологические особенности.
3. В результате исследования были определены научные названия комнатных растений, которые есть в нашей школе. Так же мы нашли общие сведения об этих растениях и узнали условия, необходимые им для жизни.
4. Комнатные растения имеют полезные свойства и оказывают положительное влияние на настроение, самочувствие, эмоциональное состояние обучающихся нашей школы.
5. На основе полученных данных о комнатных растениях класса нами был создан «Атлас школьных растений». Составленный атлас школьных растений позволит школьникам узнать названия, родину растений, правила ухода за ними. Приобщиться к миру зеленых растений
На этом наше исследование не закончено. По мере появления новых растений в школе атлас будет пополняться.
Влияние вредных экологических факторов в школьном помещении не только можно, но и нужно снижать. С помощью растений можно не только очистить атмосферу воздуха в кабинете и обогатить его кислородом, но и придать ему уют, гармонию и здоровье всем ученикам.
Комнатные растения это не только средство декора помещений, но и средство улучшения микроклимата комнат ,кабинетов. С помощью этих зеленых «заводов» воздух вокруг нас чище и полезнее. Человеческая жизнь напрямую зависит от жизни растений.
Литература
1. Афонькин, С.Ю. Самые удивительные растения.- СПб.: БКК, 2007.
2. Быховец, С.Л. Энциклопедия комнатных растений. — М.: Харвест, 2000.
3. Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями: практические советы любителям цветов. – М.: ЗАО «Фитон», 2003.
4. Князева Т.П.,Князева Д.В.Миллион цветов для красоты нашего дома-М.:ОЛМА Медиа Групп, 2009
5. Неер, Я.В. Все о комнатных растениях, очищающих воздух. – СПб.: СЗКЭО, 2007.
6. Плешаков А.А. Атлас – определитель «От Земли до неба» М.: Просвещение, 2010
Приложения.
Пейзаж
Шум и человек
Одна беседа. Лев Кассиль
Солдатская шинель
Несчастный Андрей