Актуальность: Когда я на каникулах была у прабабушки, то увидела один предмет, который я не видела ни у кого из моих знакомых или родственников. Я заинтересовалась и решила поближе познакомиться и узнать об этом предмете побольше.
Когда я увидела этот сундук впервые, у меня возникло много вопросов:
- Зачем хранить в сундуке столько лет старые вещи?
- Кто был хозяином этого сундука какова его история и сколько ему лет?
Передо мной встала задача – ответить на данные вопросы.
Цель моего исследования: через содержимое сундука узнать и рассказать историю бабушки и ее семьи.
Задачи:
- Выяснить происхождение сундука.
- Установить хозяина сундука.
- Изучить литературу по истории появления сундука.
- Узнать историю вещей, хранящихся в сундуке.
Объект исследования: прабабушкин сундук и его назначение.
Гипотеза: я предполагаю, что через обыкновенный старый сундук можно узнать о некоторых страницах истории нашей семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_babushkin_sunduchok.docx | 42.61 КБ |
МКУ «Отдел образования Верхнеуслонского муниципального района РТ»
МБОУ «Набережно Морквашская СОШ»
Муниципальный этап Республиканской конференции
исследовательских краеведческих работ обучающихся
«Жить, помня о корнях своих…»
Номинация: «Первые шаги»
Исследовательская работа
«Бабушкин сундучок»
Подготовила:
Семёнова Екатерина Леонидовна
Учащаяся 2 класса
МБОУ «Набережно- Морквашская СОШ»
Адрес образовательного учреждения с индексом:422594,село Набережные Моркваши,
ул.Тургенева,дом 2, Верхнеуслонский район,РТ
Домашний адрес с индексом:422594,село Набережные Моркваши,ул. Дубравная, дом 4,Верхнеуслонский район, РТ
Контактный телефон: 89172800773
e-mail:venera.ismagilova68@mail.ru
Руководитель:
Исмагилова Венера Гарифулловна
учитель начальных классов
МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ»
Адрес места работы с индексом : 422594,село Набережные Моркваши, ул.Тургенева,дом 2, Верхнеуслонский район,РТ
Контактный телефон: 89172800773
e-mail: venera.ismagilova68@mail.ru
с.Набережные Моркваши-2018год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Что хранит бабушкин сундук?.............................................................6-8
Глава 2. История возникновения тряпичной куклы. ………………………9- 14
Глава 3.Результат работы……………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………..16-17
Список литературы………………………………………………………………18
Введение
Исследование данной работы лежит в области краеведения и посвящено изучению обрядов и обычаев жителей моего родного села, моей семьи.
Актуальность :
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
«Бабушкин сундук» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей.
«Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».
Цель исследования:
- создание условий для развития интереса к истории своего народа.
Объект исследования:
- святыни и реликвии родного дома
Предмет исследования:
-история своего рода
-ценности семьи
-старинные вещи, принадлежащие своему роду
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что в бабушкином сундуке хранились тряпичные куклы, которые были традиционной игрушкой в быту русской деревни и несли определенный символический смысл.
Задачи исследования :
- Обратить внимание к святыням и реликвиям родного дома;
-Определить важнейшие ценности семьи;
-Понять, что вещи, как и люди, имеют свой «род» и свою историю;
-Присоединить ученика и его семью к единым социокультурным ценностям через совместную деятельность.
Методы исследования:
-Составление рассказа – истории
-Фотографирование или рисование объекта
-Оформление результатов
-Экскурсия
Сроки проведения проекта:
-1 год
Практическое использование проекта:
-для проведения творческих мероприятий и мастер-классов.
Этапы работы над проектом:
Первый этап - аналитический
-определение цели и задач;
-определение основных направлений действий;
Второй этап - организационно-подготовительный
-определение мотивации к разработке и выполнению проекта;
-корректировка задач.
Третий этап - практический
- самостоятельная исследовательская, поисковая работа, накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре;
- изучение и изготовление различных видов кукол, подготовка презентации проекта.
Четвертый этап - результаты представленных исследований
-с использованием собранного материала подготовить творческое мероприятие по защите проекта; презентации.
Ожидаемые результаты:
- проведение информационно-исследовательской деятельности по изучению секретов бабушкиного сундука и куклах, находящихся в нем;
-презентация о тряпичных куклах;
-изготовление кукол;
-выставка кукол
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
-Программное обеспечение – Microsoft Word, Power Point.
-Компьютер, цифровой фотоаппарат, сеть интернет, принтер.
Глава 1. Что хранит бабушкин сундук?
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
(Вадим Шафнер.)
Бабушкин сундук – это предмет, который связывает нас с прошлым, с молодостью наших мам и пап, бабушек и дедушек. Он пришел в нашу жизнь из вчерашнего дня, это и есть своеобразная связующая нить между поколениями.
В современном мире многие считают, что традиции, обряды, предметы быта, пришедшие к нам из прошлого, сегодня уже не нужны. И жители больших городов с легкостью забывают о своем прошлом, об истории своего народа. А традиции должны сохранятся.
Для чего же сундук был нужен нашим предкам?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратилась к различным источникам - энциклопедиям, книгам, Интернету. Из разных источников мы узнали, что термин сундук (сандук) имеет арабское происхождение и появляется в русских письменных источниках только с XVI века. Позднее он начинает объединять в себе такие понятия, как укладка, ящик, емкость определенной конструкции для хранения одежды и бытовых предметов. Изготавливались они из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек. Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина.
К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что все восточные народы – египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие - даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками.
В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века.
Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Их именовали ларцами и коробами, шкатулками и укладками, скрынями и ковчежцами. Видов сундуков огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением различных пород дерева (дуба, ясеня).
О бабушкиных сундуках слагали стихи:
«Чем пахнет бабушкин сундук? Теплом её любимых рук,
Гвоздикой, тмином, имбирем... А уж диковинок-то в нем!
Вот - позолоченная пряжка, а это - дядина рубашка,
Он до войны её носил, и на вечёрки в ней ходил.
Вот бусы, запонки и брошки, а тут - чудесные серёжки.
Какой узор, какая скань, ну, просто чудо - филигрань!
А вот - альбом, и в нем цветок, то ль роза, то ли василек,
Так долго бережно храним - подарен мужем дорогим.
Тут в уголке - конфеты, сладости, для внуков милых много радости,
Былых годов воспоминания, любовь, надежды и страдания.
(Нина Васильевна Зайцева. Чем пахнет бабушкин сундук?)
Среди старшего и молодого поколения нашего села был проведен мини-опрос: «Что вы думаете о бабушкином сундуке?»
Ответы были разные.
( Минов Я.М.)
«В заветный бабушкин сундук
Ты загляни, любимый внук:
Любая вещь из сундука-
Истории семьи строка».
( Гиниятова Н.А.)
Глава 2.Из истории возникновения тряпичной куклы.
Бабушкин сундук являлся предметом многофункциональным, в нем хранились – одежда, посуда, украшения, рукоделие, книги, куклы, картины, фотографии.
Из бабушкиного сундука мы выбрали тряпичные куклы, чтобы узнать историю появления куклы, из чего делали куклы, зачем была придумана обрядовая кукла и кукла-оберег, чтобы достать тряпочки, ниточки, тесёмочки, всё, что связано с женским рукоделием, открыть душу радости, сделать своими руками игрушку на счастье, здоровье, любовь
КУКЛА — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных просторов до знойных песков и пустынь, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришла в голову идея предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла человека.
На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. В быту русского народа тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю, помогали в решении жизненных вопросов. Она была символом продолжения рода, символом плодородия. Куклы – обереги оберегали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни, несчастья, давали силу маленьким.
Куклы передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до ста штук, что указывает на их важность. Любой ребенок имел свою куклу. Как правило, изготовление кукол передавалось бабушками, мамами,, от старших к младшим.
Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов. Размеры кукол были разные:
- локтевые куклы - от локтя до конца среднего пальца;
- вдоль ладони - от конца среднего пальца до запястья;
- поперек ладони - т.е. на ширину четырех пальцев руки или их иногда называют пальчиковые куклы - т.е. размером со средний палец. Игрушечные фигурки всегда индивидуальны, неповторимы.
По своему назначению куклы делились на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено". Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Куклы мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?). Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами. Если было много кукол, их не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие). Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла.
Примечательно, что в большинстве случаев кукол оставляли безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. И это подчеркивало неодушевленность предмета. Согласно поверью, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.
Богата земля русская обрядами.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Обрядовая кукла — не игрушка. Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.
Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.
Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.
С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке. У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха.
Гречиха - одна из самых капризных культур, произрастающая в южных областях России. Но при бережном отношении она воздает сполна за усилия, потраченные на уход за ней. Поэтому у крестьян было особое отношение к гречихе.
Сев гречихи сопровождался обрядом. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном, углу избы рядом с иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой. В основе куклы - маленький холщевый мешочек с гречкой. Куклу наряжали в традиционный русский женский костюм.
Куколка Десятиручка. Такую куколку мама дарила дочке на свадьбу, чтобы та все успевала по хозяйству. Десятиручка - это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и
Кукла Столбушка - самая главная и первая кукла-оберег в русской народной традиции. В ее основе - деревянный «столбик», отсюда её название - Столбушка. Считается, что эта кукла - помощница в Душевной Беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказать всё, что наболело и беспокоит, и тогда станет легче и понятнее как жить дальше.
Кукла « Берегиня» Эта кукла является обережной, обрядовой тряпичной куклой. Обычно такую куклу делала хозяйка дома из кусочков ткани. Берегиня дома несла в себе частичку тепла хозяев и оберегала дом. А чтобы она так же несла еще и достаток - в руках у куклы мешочек с зерном.
Кукла « Масленица» Кукла Масленица – обязательный атрибут праздника масленицы. Она делалась как для гуляний – в человеческий рост, так и домашней – маленькой, около 20 сантиметров. Домашняя масленица считалась мощным оберегом, и делалась из лыка, на деревянной основе и с тряпичным лицом. Она символизировала достаток в семье и крепкое потомство. В отличии от «общей», домашнюю масленицу не сжигали, а одевали в красивые одеяния и хранили в красном углу.
Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.
Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса.
“Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы– ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником
Кукла «Купавка»- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
«Свадебная кукла» Как в наше время не бывает свадьбы без сомкнутых колец на машине и красивых купленных кукол, так и в русской свадебной традиции под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтоб они отводили недобрые взгляды на себя. Женское мужское начало в этой кукле соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.
Глава 3.Результат работы
Результат моей работы - изготовление куклы.
Экологическое обоснование:
«Не то, что мните вы, - Природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
Судьба Природы – наша судьба, потому что организм человека находится во взаимодействии с окружающей средой. Забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное использование и разрушение приведут к гибели Природы. Изготовленные тряпичные куклы - это экологически чистые изделия, так как:
-не загрязняется атмосфера;
- нет вредных выбросов для здоровья человека;
-практически безотходное производство.
Процесс изготовления и эксплуатации тряпичных кукол не повлекут за собой изменения в окружающей среде, нарушения в жизнедеятельности человека, так как наше изделие изготовлено из экологически чистых материалов. Значит, выполняя данный проект окружающей среде, природе не нанесен какой-либо ущерб.
Экономическое обоснование:
Выполненные куклы не потребовали экономических затрат, так как все материалы — это выпады предыдущего кроя и ткани от старых вещей. Именно поэтому себестоимость нашей работы равна нулю. Сами по себе изготовленные тряпичные куклы, уникальны, они изготовлены с теплотой души и любовью, и, конечно же, таких не купишь в магазине.
Самооценка: Нам удалось сделать все, что мы задумали, мы провели исследование о секретах бабушкиного сундука и раскрыли один из них - это тряпичные куклы, и они у нас получились.
Заключение
В ходе исследования гипотеза подтвердилась, поставленная цель, и задачи были достигнуты. Мы выяснили, что в бабушкином сундуке хранились тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые мы показали вам. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно в том, что она никогда не бывает холодной.
В итоге выполнения проекта было достигнуто следующее:
- была собрана информация о бабушкином сундуке и что в нем хранилось;
- была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды;
- освоена технология выполнения тряпичной куклы;
- изготовлены образцы;
- проведены мастер-классы;
Благодарность
Мне хочется поблагодарить за помощь в написании работы мою бабушку, Семёнову Любовь Николаевну, за её воспоминания.
Мою маму, Семёнову Марину Витальевну , за моральную поддержку и помощь в обработке материалов.
Научного руководителя, Исмагилову Венеру Гарифулловну, учителя начальных классов , за помощь оказанную в изготовлении тряпичных кукол .
Использованная литература
1.И.М. Бахтиярова. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии - №2 – 2001.с.108-114
2. Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
3. Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
4. И.Н.Котова, А.С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб: «Паритет», 2008.
5. Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.
Интернет ресурсы
http://www.render.ru/gallery/show_work.php?work_id=1875 http://www.treeland.ru/article/eko/needlework/trapi4nye_kukly.htm
http://www.krupenichka.ru/-народная тряпичная кукла
http://www.stihi.ru/2010/12/29/7388-стихи.ру
http://www.olyaruss.com/view_post.php?id=159-куклы своими руками
http://artcyclopedia.ru/babushkin_sunduk_2007g-molodyh_mariya_stanislavovna.htm-сундуки
Сказка "12 месяцев". История и современность
Любили тебя без особых причин...
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Кто чем богат, тот тем и делится!
Петушок из русских сказок