По выражению Л.С. Выготского, "в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного". Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание.
Целью нашей работы является выяснить, с какими проблемами сталкиваются подростки в школьном обществе.
Задачи, которые мы поставили перед собой:
1. Провести анонимное анкетирование среди учащихся школы 9 классов, на выявление проблем.
2. Выяснить самые актуальные проблемы подростка в школе и семье.
3. Разработать рекомендации по решению наиболее острых проблем.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку на сегодняшний день многие школьники испытывают трудности в общении со сверстниками. Многие подростки имеют в этой сфере проблемы, которые ежедневно нужно решать.
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_podrostka_v_shkolnom_obshchestve._isaenko_k.docx | 47.55 КБ |
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….. | 3 |
1. Переходный возраст……………………………………………………….. | 4 |
2. 2. Основные проблемы подростка…………………………………………. | 7 |
2.1. Меня не понимают в школе, классе…………………………………….. | 7 |
2.2. Меня не понимают родители……………………………………………. | 8 |
2.3. Неуспеваемость……………………………………………………………. | 9 |
3. Решение проблем………………………………………………….. | 10 |
3.1. Решение проблемы «Меня не понимают в школе, классе»………… | 10 |
3.2 Решение проблемы «Меня не понимают родители»……………………… | 11 |
3.3 Решение проблемы «Неуспеваемость»………………………………….. | 12 |
Заключение……………………………………………………………………… | 13 |
Литература……………………………………………………………………… | 14 |
Приложение №1………………………………………………………………. | 15 |
Приложение №2………………………………………………………………. | 16 |
Введение.
По выражению Л.С. Выготского, "в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного". Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание.
Целью нашей работы является выяснить, с какими проблемами сталкиваются подростки в школьном обществе.
Задачи, которые мы поставили перед собой:
1. Провести анонимное анкетирование среди учащихся школы 9 классов, на выявление проблем.
2. Выяснить самые актуальные проблемы подростка в школе и семье.
3. Разработать рекомендации по решению наиболее острых проблем.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку на сегодняшний день многие школьники испытывают трудности в общении со сверстниками. Многие подростки имеют в этой сфере проблемы, которые ежедневно нужно решать.
Объектом в работе выступает школа №27. Субъектом в работе выступает, учащиеся 9 классов, школы № 27.
В нашей работе мы использовали такие источники как учебник по детской психологии Веракса, Н. Е.; мой первый учебник по психологии В.Яровицкий; статью о «Подростке в современном обществе» Кирилла Хломова, опубликованную 7 сентября 2017 года, а так же учебниками по социологии и различными интернет - ресурсами.
1. Переходный возраст
В жизни каждого ребёнка, существует переломный момент, когда он становится подростком. Человек взрослеет, формирует личность, мыслит обширнее, ставит перед собой задачи, чтобы войти в дальнейшем во взрослую жизнь, а так же развивается под влиянием общества. Мы это называем переходный (переломный) возраст.
Переходный возраст-это физически и психологически трудный период в жизни ребенка, когда он переходит во взрослую жизнь и становится подростком.
В разных странах, переходный возраст определяется по-разному, по определённым критериям, так же и время переходного возраста отличается. В основном переломный период у девочек считается с 11-12 до 16-18 лет, у мальчиков с 13-14 до 18-19 лет. Но мы не можем предугадать точно, переходный возраст каждого ребёнка.
С точки зрения психологии, переходный возраст является стремлением ребёнка побыстрее войти во взрослую жизнь, попробовать всё на свой вкус, избавиться от родительского контроля и жить самостоятельной жизнью. Но когда, ребёнку этого не позволяют, он начинаем проявлять свой характер, что тоже характерно для переходного возраста.
С точки зрения родителей переходный возраст является тревожным периодом как в жизни самого подростка так и родителей, связанным с агрессивным, неустойчивым, неконтролируемым поведением подростка. Из-за потери контроля и несвоевременного воспитания ребёнка, он начинает «распускаться», то есть попадает в плохие компании, пытаясь «попробовать всё», что чаще всего приводит к трудностям самого подростка, а так же доставление хлопот родителям. Так же в этом возрасте, свойственны романтические отношения, первая влюблённость, первая любовь и первые дружеские отношения, в лучшем случае подросток, будет счастлив, с людьми, которые его окружают, в худшем случае, то есть в разрыве отношения, с друзьями или с любимым человекам, можно прийти к печальным последствиям, чаще всего этим являются - самоубийства.
В начале своей работы мы обратились за помощью к школьному психологу. Основную свою деятельность направили в сферу семейного общения, взаимоотношений со сверстниками и школьного обучения
Рано или поздно подросток всё равно сталкивается с этими проблемами, они существовали, существуют и будут существовать. К сожалению, большинство родителей, возможно, даже не догадываются, с чем приходится бороться ребёнку в данный период своего взросления. Ребёнок не может довериться родителям и это довольно часто встречающаяся ситуация, он не хочет, что мама или папа, знали, что с ним творится. Отсюда и возникает недопонимание между ребёнком и родителем. Извечный конфликт «отцов и детей». Возникают ссоры, истерики, скандалы, не выдерживая, подросток идёт на крайние меры, чтобы родители его, в конце концов, поняли. Не умея пока что четко сформулировать свои чувства и мысли ребенок убегает из дома, начинает пить и заниматься не пристойными вещами, в последствие чего между родителями и ребёнком отношения становятся еще более напряженными. В итоге родители прибегают к крайним мерам, запрещая ребёнку что-либо, садят его под домашний арест, устанавливают комендантский час и т.п.
В результате этого подросток может попытаться закрыться от окружающего мира, не выходить на контакт ни с родственниками, ни с друзьями. Самооценка ребенка понижается, самомотивация и цели исчезают, успеваемость в школе существенно снижается.
Помимо вышеперечисленных проблем, есть ряд второстепенных:
1. Низкая самооценка
2. Вспыльчивость
3. Необщительность (социофобия)
4. Конформность
5. Употребление наркотических веществ и алкоголя
6. Враньё
7. Воровство
8. Хулиганство
9. Непослушание
10. Зависимость от мобильного телефона
Исходя из вышеперечисленных проблем мы составили анкету для учащихся 9-ых классов (Приложение №1) и выявили есть ли всё-таки у подростков нашей школы проблемы в этом возрасте (Приложение №2)
2. Основные проблемы подростка
2.1. Меня не понимают в школе, классе
При подведении итогов анкетирования нам удалось выявить следующие проблемы обучающихся среди 9-ых классов.
Сначала нужно понять, что подразумевается под словом «меня не любят в школе, классе». Нужно учитывать разнообразие негативного отношения к ребёнку: избивают, обзывают, избегают, издеваются, подшучивают и т.п. Если над ребёнком подшучивают и издевается с самого детства, вплоть до взросления и конца формирования личности, то это может плохо сказаться на его психологическом состоянии и вообще повлиять на его дальнейшую взрослую жизнь. Ребёнок в основном становится закрытым, стеснительным, неразговорчивым и не приспособленным к самостоятельной жизни.
Дальше порассуждаем на тему, с кем возникают проблемы у подростка в школе. Соответственно учителя и одноклассники, всего две категории людей. Но по каким причинам каждая из категорий «не любит» подростка? Давайте рассмотрим.
Основные качества ребёнка, которые могут не нравиться учителю/однокласснику:
1. Не умеющие общаться со сверстниками дети (агрессивные; конфликтные; так же - неуверенные в себе; и те, кто демонстрирует своё превосходство).
2. Дети, отличающиеся по внешнему виду или по психологическим особенностям от остальных (очень упитанные, неуклюжие, в очках, с физическими недостатками и т. д.)
3. Дети, сильно реагирующие на насмешки и поддразнивания (вспыльчивые).
4. Дети, кого учителя считают плохими. Это актуально для младших классов. В младшей школе дети очень сильно прислушиваются к мнению учителя.
5. Дети с ценностями и мотивацией, отличающимися от большинства класса.
У каждого разные ценности и взгляды на друг друга, но вышеперечисленное, это лишь часть того, что нам не нравится в других людях.
2.2. Меня не понимают родители
Все мы понимаем, ну невозможно, чтобы не было между ребёнком и родителями проблем и ссор, только единицы, у которых благодать в семье.
Когда ребёнок взрослеет и становится подростком у него появляются обязанности, которые он должен выполнять, это как учиться, слушаться родителей, приходить домой вовремя, помогать родителям, мыть посуду и выкидывать мусор, помочь присмотреть за сестрой/братом и т.д. Зачастую подростку это не нравится и не хочется делать, потому что это слишком долго, муторно, отнимает его личное время, например мама сказала прибраться в комнате, а его уже друзья на улице ждут, отсюда возникает конфликт, он не выполнил поставленную мамой задачу, которую он обязан выполнить, так же он не пошёл гулять, это его вывело из себя, он сорвался и накричал, из этой ситуации возник конфликт. Подросток в этой ситуации рассчитывал на снисхождение со стороны матери, но не тут-то было, у ребенка рушатся планы, он становится более чувствительным и эмоциональным.
Дальше подумаем, почему родители, как какжется подросткам, не понимают своих детей:
1. Ребенок взрослеет, меняются черты его характера, обостряются особенности темперамента.
2. Ребенок придерживается «странных» взглядов, «не тех» увлечений и привязанностей, что были свойственны родителям.
3. Авторитарный стиль воздействия старшего поколения.
4. Отрицание родителями детских проблем, избегание их.
5. Недостаточное общение старших и младших.
Родители зачастую забывают, что сами были такими в детстве. У них были точно такие же проблемы с родителями, им что-то запрещали, закрывали дома, наказывали, ругали. Говорили: «Появятся свои дети – поймёшь!».
Если родители захотят понять своего ребёнка, чтобы перестать ссориться из раза в раз, они сделают для этого всё.
2.3. Неуспеваемость
Трудным этот возраст является не только в плане отношений с родителями, со сверстниками и одноклассниками, но и в плане учёбы. Из-за ссор с родителями и одноклассниками, ребёнок начинает плохо учиться, его учёба начинает скатываться, всё больше появляется негативных оценок впоследствии чего возникают новые ссоры с родителями, на почве неуспеваемости ребёнка.
Перечислим основные причины неуспеваемости подростка:
1. Пониженная обучаемость школьника
2. Недостатки в развитии познавательных процессов
3. Педагогическая запущенность
4. Интеллектуальная пассивность
5. Индивидуально – типологические особенности
6. Отсутствие адекватной мотивации учения
Так же существуют ученики, которым все равно на свою неуспеваемость, а есть те, которые всё сделают лишь бы исправить свои оценки. Дальше дети подразделяются на те категории, где они успешны только в одной сфере, кто-то делает упор на учёбу, кто-то на спорт и творчество, кто-то вообще ничего не делает, а просто гуляет днями на пролёт. Родители должны с самого детства учить своих детей ответственности, что нужно учиться, чтобы в дальнейшем найти престижную работу и стать успешным, чтобы ребёнок не остался ни с чем. В основном всё зависит от самих родителей, как они будут прививать любовь или не любовь к учёбе, так ребёнок и будет учиться, не смотря на родителей, некоторые дети сами это понимают, но это всего лишь единицы.
3. Решение проблем
3.1. Решение проблемы «Меня не понимают в школе, классе»
Есть множество способов решения этой проблемы. Но давайте рассмотрим основные способы. Зачастую ребёнок не обращается за помощью к родителям, к специалистам, он думает, что справится с этим сам, но в большинстве случаев, только усугубляет ситуацию, и чаще всего родители поздно об этом замечают. Но, конечно же, лучше сразу обратиться к родителям, однако не для того, что бы они решили эту проблему за себя, а посоветовали пути выхода из сложившийся ситуации.
Конечно же лучше не попадать в конфликтные ситуации, но если уж так получилось, то давайте рассмотрим несколько способов, как же всё-таки выйти из конфликтной ситуации.
Правило первое: Не пытайтесь решать проблемы кулаками. Как говорится: «Кулаками делу не поможешь». Пытайтесь сохранять спокойствие во время разговора, решать проблему нужно и можно словами.
Правило второе: Не прибегайте к крайностям. Ранее говорилось, что из-за ссор с учителями, с одноклассниками, подростки прибегают к крайним мерам. Начинают пробовать всё, что им доступно, но так же, это может оказаться летальным исходом. Подросток чувствуем напряжение и безвыходность ситуации. Слабый ребенок, может покончить жизнь самоубийством, сильный, пойдёт решать проблему любыми способами.
Правило третье: Не провоцируйте и не подшучивайте над человеком, с которым у вас конфликт. Не нужно специально насмехаться над «врагом», не провоцируйте так на драку или на что-то ещё. (Посмотрите правило первое)
И вообще лучше не ссориться ни с кем, относиться к критике спокойно не проявлять лишнюю агрессию, решать проблемы исключительно мирным путём.
3.2 Решение проблемы «Меня не понимают родители»
У каждой проблемы есть решение. Не существует безвыходных ситуаций. И в конфликтах с родителями есть выход.
Правило первое: Поймите, не все родители помнят своё детство, их главная задача, вырастить из вас человека. Если родители говорят вам делать уроки, то делайте уроки, если сказали убраться, уберитесь, сказали сходить к бабушке, не ленитесь, сходите. Ничего не произойдет, сели вы сделаете несколько движений и подумаете немного над уроками.
Правило второе: Криком ни чего не решишь (это касается и самих родителей). Если во время ссоры на вас повысили голос, не отвечайте тем же. Выслушайте маму/папу, сделайте вывод из сказанных слов, уберитесь, сделайте уроки и т.д. Родитель поймёт, что вы по-взрослому поступили, вы не стали кричать в ответ, а спокойно выслушали и пошли заниматься своими делами. Тогда все ссоры будут проходить намного мягче.
Правило третье: Говорите родителям комплименты, старайтесь замечать мелочи, это поможет заполучить доброе отношение к себе и возможно мама/папа не будут вас ругать и попрекать в чём-то. Утром перед уходом мамы скажите, как любите её и обнимите на прощанье, это явно вызовет улыбку на её лице, и весь день она проведёт с улыбкой. Интересуйтесь делами отца, как у него на работе, что нового. Выполняя такие мелкие, но значимые вещи для родителей, ваш контакт с ними явно улучшится.
Правило четвёртое: Старайтесь придерживаться норм, которые задают вам родители. Прийти вовремя домой, когда вы гуляете, вовремя сделать уроки и уборку, помочь в каких-то домашних и семейных делах, не стойте в стороне, сами спросите, нужно маме/папе помочь по дому.
Правило пятое: В каких-то серьёзных семейных делах высказывайте свою точку зрения. Например: У вас в квартире ремонт, вы вместе с мамой, папой и старшим братом выбираете обои в зал. Если вам не нравится, то что выбрал папа, но нравится, то что выбрал брат, скажите, не молчите, родители подумают: «Наш ребёнок взрослеет, у него есть своя точка зрения, как же хорошо».
3.3 Решение проблемы «Неуспеваемость»
На самом деле, решение этой проблемы полностью зависит от самого подростка и его силы воли к учёбе, если он захочет, он сделает. Но рассмотрим несколько правил решения этой довольно таки серьёзной проблемы.
Правило первое: Не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребёнок уже получил и дома от своих родителей он ждёт спокойной помощи, а не новых попрёков.
Правило второе: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребёнка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребёнка - это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило третье: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцировано. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребёнка – и правильность вычислений, и уметь решать задачи определённого типа, и грамотность написания, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребёнка нет ни иллюзий полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает сама деловая мотивация учения: «Ещё не знаю, но могу и хочу знать».
Правило четвёртое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только в словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках.
Заключение.
В заключении наших исследований, мы выявили самые актуальные проблемы подростка среди школьного общества. Еще мы узнали, обращаются ли подростки к родителям или к специалистам со своими проблемами, для дальнейшего их решения. Разработали рекомендации по исправлению сложившейся сложной ситуации. Так же мы дали большое количество советов и родителям и подросткам для решения каждой из рассмотренных нами тем.
К счастью, по результатам анонимного анкетирования, почти у половины учащихся не имеется проблем с родителями, с одноклассниками и друзьями, но для тех у которых они присутствуют, выше как говорилось ранее, представлены способы их решения. Мы очень надеемся, что они помогут вам.
В любом случае, не смотря на все трудности, которые встречаются на нашем пути, не нужно отступать, нужно идти только вперёд, добиваясь своих целей и отстаивать своё мнение не падать духом, ведь всё равно выход есть, рано или поздно, это прекратится, и всё наладится. Нужно радоваться жизни и проживать её правильно.
Литература
1. Ахтамьянова И. Д., Беляева О. А., Формирование мышления подростка: психолого-педагогический аспект / Ирина Ахтамьянова und Ольга Беляева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 144 c.
2. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2014. – 445 с. Мой первый учебник по психологии
3. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
4. Изотов, А. В. Как стать лучше? / А.В. Изотов. - М.: Марийское книжное издательство, 2001. - 112 c.
5. Хломов К. О., «Подростке в современном обществе» [Текст] Хломов К., // ПостНаука. - 2017 г.
6. Яровицкий В. Книга для подростка / В.Яровицкий. – Ростов н/Д : Феникс, 2-11. – 256 с. : ил. – (Психологический практикум).
Приложение №1
1. У вас сеть проблемы с родителями? (Ссоры, разногласия, недопонимание) А) Да Б) Нет В) Частично 2. Вам удаётся выйти из проблемной ситуации с родителями? А) Да Б) Нет В) Частично 3. У вас есть проблемы со сверстниками? (Ссоры, разногласия, недопонимание) А) Да Б) Нет В) Частично 4. Удаётся ли вам выйти из проблемной ситуации со сверстниками? А) Да Б) Нет В) Частично 5. Вас удовлетворяют ваши оценки? А) Да Б) Нет В) Частично 6. У вас есть проблемы с учебой? (Плохие оценки) А) Да Б) Нет В) Частично 7. Вам нравится учиться? А) Да Б) Нет В) Частично 8. Для чего вы ходите в школу? (ответ запишите ниже) ______________________________________________________________ |
Приложение № 2
Так же на последний вопрос многие ученики ответили, что ходят в школу чтобы учиться, некоторых заставляют родители, и небольшое количество детей приходят, чтобы увидеться с друзьями.
Сверчок
Весёлая кукушка
По морям вокруг Земли
Простые новогодние шары из бумаги
Горка