Целью данного исследования является сопоставительный анализ образа огня в русской и современной бурятской поэзии ( на примере произведений Ф.И.Тютчева, Андрея Белого, Галины Раднаевой и Баира Дугарова)
Вложение | Размер |
---|---|
npk_obraz_ognya5.docx | 39.52 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гэгэтуйская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция «Литература»
Образ огня
в русской и бурятской поэзии.
Автор: Пагбаева Анастасия,
ученица 10 класса
МБОУ «Гэгэтуйская СОШ»
Руководитель: Норбоева В.Д.,
учитель русского языка и литературы
2018
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Представления об огне в разных культурных традициях…………………………5
Глава 2. Образ огня в русской поэзии на примере произведений Федора Тютчева и Андрея Белого…….. ……………………………………………………………..7
Глава 3. Образ огня в современной бурятской поэзии на примере произведений Баира Дугарова и Галины Раднаевой в сопоставительном аспекте с образом огня в русской поэзии ………………………………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………………………14
Использованная литература …………………………………………………………………15.
Введение
Огонь – одна из четырех стихий, правящих миром. Огонь является неотъемлемой частью нашей жизни. В мифологической энциклопедии указывается, что «олицетворение огня и культ его, несомненно, вырастали из разных корней: огонь как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; огонь как очищающая и целительная сила; огонь как грозная и опасная стихия; домашний очаг, символ и покровитель семьи».
Образ огня интересен по своей природе и часто используется писателями и поэтами, но по-прежнему остается малоизученным, именно в этом и состоит новизна и актуальность данной работы.
Однако, перекочевывая из мифов в литературу, образы и символы огня приобретали и национальные особенности. И именно разграничению символов огня в русской и бурятской литературе посвящена настоящая работа.
Целью данного исследования является сопоставительный анализ образа огня в русской и современной бурятской поэзии (на примере произведений Ф.И.Тютчева, А. Белого, Галины Раднаевой и Баира Дугарова).
Актуальность темы связана также с тем, что в последнее время усиливается интерес к национальным литературам народов России и особенно к проблемам взаимосвязи их с русской литературой.
Практическая значимость: Материалы данной работы способствуют формированию национального самосознания и могут быть использованы для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, вечеров.
Глава 1. Представления об огне в разных культурных традициях
В народных представлениях огонь воспринимался как стихия, наделенная двойственной символикой. С одной стороны, со стихией огня связывались свет и тепло, важные для жизни человека, подобно тому, как для роста и жизни растений были необходимы свет и тепло солнца. С другой стороны, стихия огня осознавалась как опасная сила, несущая разрушение и смерть.
Язычники в святилищах своих богов возжигали костры и поддерживали постоянный огонь перед кумирами. В этом случае огонь являлся посредником, соединяющим человека с божеством и, соответственно, с иным миром. В христианской культуре аналогичным по значению можно назвать обрядовое зажигание свеч во время службы в храме и моления в доме и вне строения.
У русских, как и у многих народов мира, огонь как животворная стихия, а соответственно, и очаг, печь воспринимались как местопребывание душ предков. Отсюда особое почитание домашнего очага, печи и стихии огня, выражавшееся в строгом соблюдении запретов и правил поведения около них.
Роль символа огня в бурятской культуре.
В эмблеме Бурятии, Монголии – соембо – диск Солнца и полумесяц – древние прародители монголо-язычных народов. Земным эквивалентом Солнца является Огонь, который с древних времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров – символ жизни, света, тепла.
Огонь – символ возрождения. Трех язычковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее.
Огонь, как олицетворение женского начала, считался источником плодородия, богатства, а очаг – хранителем и дарителем жизненной силы – hyлдэ детей и животных.
Огонь – символ очищения. У всех народов огню приписывалось свойство очищения от нечистоты, зла, изгнания злых духов, лишения их дурных намерений и помыслов. Накануне наступления Нового года – Сагаалгана в дацанах проводится обряд Дугжууба, где в ритуальном костре уничтожаются все людские прегрешения, болезни за минувший год.
Таким образом, можно сделать вывод, что в культе огня у большинства народов много общего. Он восходит к обычаям глубокой древности.
Глава 2. Образ огня в русской поэзии на примере произведений русских поэтов Ф.И. Тютчева и А.Белого.
В стихотворениях Ф.И. Тютчева образ огня предстает в реалистичной форме и служит для метафоризации, для придания дополнительных красок описанию природы. Реалистичный образ огня как пожарища представлен в одноименном произведении поэта:
Лишь украдкой, лишь местами,
Словно красный зверь какой,
Пробираясь меж кустами,
Пробежит огонь живой!
Как метафору можно привести пример из стихотворения «Гус на костре». Здесь автор рисует реалистичный огонь, который стал свидетелем бесчеловечного отношения к мысли, представляет метафорой:
И на костре, как жертва пред закланьем,
Вам праведник великий предстоит:
Уже обвеян огненным сияньем,
Он молится - и голос не дрожит...
«Огненное сиянье» в данном отрывке - это не свет огня, а своеобразный ореол, нимб страдальца. Использование образа огня как определенного цвета - наиболее частое явление для поэзии Ф.И. Тютчева 60-70-х годов. Например:
Душа живая, он необоримо
Всегда себе был верен и везде-
Живое пламя, часто не без дыма
Горевшее в удушливой среде...
В произведениях Андрея Белого, одного из ведущих русских символистов, образ огня повторяет традиции русской поэзии, которая воспринимает огонь именно как очистительную силу. Например, в стихотворении «Брюсову» А. Белый пишет:
В венце огня над царством скуки,
Над временем вознесены -
застывший маг, сложивший руки,
пророк безвременной весны.
Необходимо отметить, что А. Белый часто использует образ-символ огня в традиционной для русской поэзии 19 века для создании метафоры:
Венок возложил я, любя,
из роз - и он вспыхнул огнями.
И вот я смотрю на тебя, смотрю,
зачарованный снами.
В данном случае у А. Белого образ огня передает силу его любовного влечения. Также традиционно этот образ возникает при описании природы, в котором краски уже предстают символами:
А пыльный полудневный пламень
Немою глыбой голубой
Упал на грудь, как мутный камень,
Непререкаемой судьбой.
Итак, в русской поэзии образ-символ огня раскрывается на основе канонов, принятых в европейской мифологии и христианстве. С одной стороны - это символ очищения, с другой - свет. В этом отношении интересно проследить дальнейшее развитие образа огня в начале ХХ века, когда наряду с традиционными значениями, появился зловещий огонь против старого мира - «мировой пожар раздуем» и т.п.
Как указывается в учебнике Л.А. Смирновой, посвященном литературе начала ХХ века, «в литературе тех лет вообще был распространен символ огня, сжигающего старую жизнь. Правда, чаще он был сопряжен со стихийными выступлениями крестьянских масс - местью мужиков, сжигающих помещичьи усадьбы».
Итак, у русских поэтов, творчество которых было проанализировано в настоящей работе, образ огня представлен, с одной стороны, мифологическим символом очага, тепла, солнца, жизни. С другой стороны, огонь как символ очищения, геенна огненная для грешников.
Глава 3. Образ огня в бурятской поэзии конца ХХ века на примере произведений бурятских поэтов Галины Раднаевой и Баира Дугарова
При анализе современной бурятской поэзии и передачи в ней образа огня мы остановились на творчестве двух самобытных поэтов: Галины Раднаевой и Баира Дугарова.
В их творчестве образ огня наиболее выпукло связывается с жизнью, со светом, выражает оптимистические чувства и в большинстве случаев остается на народно-национальном уровне. Это в основном понимание огня как тепла, очага.
В мифологическом сознании бурят очаг также традиционно считается хранителем сульдэ, вместилищем которого были угольки.
«Я - негасимый жизни фитилек,
Я - красный раскаленный уголек
В горящем очаге послевоенном…» - пишет Галина Раднаева. Огонь как олицетворение женского начала считался источником плодородия, богатства, а очаг представлялся хранящим и дарующим сульдэ детей и животных.
О, мама!
Тот огонь, что ты зажгла
Когда-то в нашем очаге, пылает,
Даруя много света и тепла.
У бурят огню приписывается и другое важное свойство – приносить богатство, удачу, счастье. Чтобы не было засухи, пожаров, чтобы болезни обходили стороной, чтобы скот плодился и размножался, а богатство возрастало, считалось необходимым каждый день «угощать» огонь первой нетронутой частью молока, чая, лучшей пищи. Это называлось «дээжэ ургэхэ». Об этом пишет Галина Раднаева в своей поэме «Огонь в очаге»:
Огонь, что нам Гэсэр и Прометей
И предки донесли из давних дней,
Огонь, что я кормлю рукой своей
Горит светло, горит неугасимо.
А бабушка…
Снимает осторожно сливки с чая
И очагу дарует их тотчас.
Огонь доволен, говорит: «Тас-няс…»
Дух – хозяин огня представляет также предсказателем и провидцем {галл ехэ мэргэн), умеющим говорить (потрескивание, пощелкивание огня).
В стихотворении «Түрэhэн үдэр» («День рождения») образ уголька наделен символикой продолжения рода, неугасимой духовной силы, любви к жизни:
Но в разведенном очаге послевоенном
Я – красный уголек.
Слезы мук и страданий забыть пытающейся
Одинокой любви я – правящая сила.
В поэме «Огонь в очаге» Г. Ж. Раднаева пытается философски закрепить свою мысль о том, что все исходит от маленького неприметного родного дома, от очага, в котором теплится живой огонек. Огонь, поддерживаемый в очаге, - символ преемственности жизни, света и добра, - является одним из сквозных образов книги.
Образ огня в поэзии Баира Дугарова.
О символах в поэзии Баира Дугарова написано очень много, но нам хотелось бы остановиться на образе огня, который несёт в себе определенное семантическое значение.
Несомненно, что в центральном стихотворении поэта «Звезда кочевника» запечатлены основные образы: кочевник-путь-огонь. И все три образа неразрывно связаны.
Мужчина всегда стремился идти вперед, несмотря на трудности и лишения, но неизменно возвращался к огню, который берегла и охраняла женщина:
мужчине – путь, а женщине – очаг,
мужчине – дым, а женщине – огонь.
Здесь огонь – как существо женского пола, не будет женщины – погаснет огонь, прервется рождение детей, рождение сына, а значит – продолжение рода:
мужчине – путь, а женщине – очаг.
И чтобы род мой древний не зачах,
роди – молю и заклинаю – сына.
стрела летит, покуда жив мужчина.
Образ огня незримо присутствует во многих стихах поэта и связан с землей предков:
Слышу голос призывный степи.
И врываются в сердце стихи,
И рождается заново связь
С той землей, где стоит коновязь
и струится тепло с очага,
над которым не властны века.
(«Скачка», из сборника «Бригада»)
И всегда, в любом возрасте человек будет возвращаться к родным истокам, к земле, на которой родился и вырос:
И сияла роса на рассвете
словно вечности трепетный знак.
И прабабка в туманном столетье
для меня разводила очаг.
(«Край задумчивой выси и шири», сборник «Лунная лань»)
***
Я не знаю, откуда
просыпается в сердце тоска
по дыханию земного уюта
и огню своего очага. («Гонец», сборник «Всадник»)
Если человек помнит свои корни, свою связь с прошлым, он будет ценить и любить настоящее, любить свою землю, которая отблагодарит его:
Не ради нас ли из огня и влаги
взметнуло древо жизни свой фонтан,
и вспыхнул дух и зазвучали саги,
и времени прояснился туман.
(«Лунная лань»)
Вся поэзия Баира Дугарова пронизана какой-то удивительной теплотой и мудростью. Эта мудрость настолько близка и понятна, что кажется почти осязаемой:
Я хотел бы повиснуть росой над поляной,
Сумасшедшею птицей пронзать небосклон,
камнем стать и луной. Иль гореть безымянно
золотистым цветком на земле Монголжон.
(«Монголжон»)
Мудрость в том, что человек должен любить каждую росинку, цветок, камень, луну, все живое. И эту мудрость он черпает из народной поэзии. В старинных благопожеланиях, переведенных поэтом на русский язык, снова можно отметить центральный символ бурят – образ огня:
Пусть помыслы осуществляются,
Желанья исполняются!
Людских судеб верша круговорот,
Да осенит всех счастьем небосвод!
сокровищница жизни и добра,
земля да будет на дары щедра!
Пусть в очаге пылает вековой
огонь, зажженный женскою рукой
который традиционно связан с образом женщины – хранительницы домашнего очага. И по-прежнему мужчина возвращается к этому очагу:
Пусть будет ваша коновязь крепка,
Пусть в очаге огонь горит века.
Пусть отдохнет у коновязи конь,
Пусть всадника согреет ваш огонь.
Если в очаге горит огонь и не гаснет, то значит род продолжается:
Огонь недаром в очаге зажжен
Пусть десять тысяч лет пылает он!
Пусть наши дети и потомков дети
Живут безоблачно на белом свете!
К огню прибавили огня.
Род продолжают сыновья.
Огонь, который нами разведен,
Пускай горит во глубине времен!
Пусть всем, идущим нам вослед,
Огонь сияет десять тысяч лет!
Таким образом, можно сделать вывод о том, что символика в бурятской культуре имеет большое значение. Каждый символ по-своему актуален и значим.
4. Заключение
В настоящей работе нами был проведен сопоставительный анализ образа огня в русской и современной бурятской поэзии. Из русских поэтов мы рассмотрели творчество Ф. Тютчева, А. Белого. Современная бурятская поэзия представлена поэтами – Г.Раднаевой и Б.Дугаровым.
На основе исследования мы пришли к следующим выводам:
4. В бурятской же поэзии образ огня представлен в основном мифологическим символом очага, тепла, жизни.
Использованная литература
Мороз Иванович
Подарок
Извержение вулкана
Три коробки с орехами
Привередница