В последнее время, безусловно, возрастает интерес к традиционным видам деятельности, культурным практикам разных народов, накопленным не за один век. В том числе, это относится и к народной медицине.
У народов Ямала, ведущих традиционный образ жизни, сохранился опыт традиционной медицины с использованием природных средств, которыми так богат Ямал. В своей работе я решила собрать, изучить, систематизировать и популяризировать материал, касающийся лекарственных растений, используемых коренными народами Ямала для лечения и предотвращения болезней.
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya_narolov_yamala.docx | 92.78 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА с. АКСАРКА
МОУ Школа с. Аксарка
_____________________________________________________________________________________
ул. Советская, д. 10, с. Аксарка, Приуральский район, Ямало-Ненецкий автономный округ,629620, телефон/факс (349 93) 22-7-05, edu-aksarka@priuralye.com
Научно-исследовательская работа
по теме
«Лекарственные растения народов Ямала»
Выполнила:
ученица 8а класса
Серасхова Марина Олеговна
Учитель:
Кали Мария Матвеевна
2018 г.
Содержание:
3.1.Багульник
3.2. Сфагнум
3.3.Чага
3.4. Рацион питания
Актуальность. В последнее время, безусловно, возрастает интерес к традиционным видам деятельности, культурным практикам разных народов, накопленным не за один век. В том числе, это относится и к народной медицине.
Народная медицина, или как ее еще иногда называют называют «знахарство», сегодня продолжает существовать наряду с профессиональной медициной, иногда в значительной степени сохраняя монополию на решение проблем сохранения здоровья и лечение болезней.
Истоки народной медицины восходят к глубокой древности и связаны с мировоззрением и самосознанием народа. В ней сосредоточены древние знания этноса о природе, а также религиозно-магические представления о мире и способах взаимодействия с ним. Долгое время народная медицина являлась важным компонентом системы жизнеобеспечения, выполняя значительную роль в поддержке и укреплении здоровья всех членов общества.
У народов Ямала, ведущих традиционный образ жизни, сохранился опыт традиционной медицины с использованием природных средств, которыми так богат Ямал. В своей работе я решила собрать, изучить, систематизировать и популяризировать материал, касающийся лекарственных растений, используемых коренными народами Ямала для лечения и предотвращения болезней.
Объект исследования - традиционная культура коренных народов Ямала.
Предмет исследования – лекарственные травы как явление традиционной культуры коренных народов Ямала.
Целью работы является исследование лекарственных растений, используемых коренными народами Ямала для лечения и предотвращения болезней в старину, а также место лекарственных растений в современном мире.
В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности народной медицины народов Ямала;
- выяснить, каким образом народы Ямала применяли имеющиеся лекарственные растения в своей жизни;
- в целях популяризации лекарственных растений выпустить информационные брошюры о лекарственных растениях народов Ямала;
Народная медицина характерна практически для всех народов. Говоря об особенностях народной медицины коренных народов Ямала, в первую очередь необходимо учитывать дискомфортные и экстремальные климатические и географические условиями проживания. В данных условиях, наиболее эффективно сохранять здоровье, полноценную жизнедеятельность народы Ямала смогли за счет подбора особого уклада жизни, особенностей ритуалов, основных видов промысла, одежды, и, конечно же, рациона питания, продуктов животного и растительного происхождения.
Еще одной из особенностей народной медицины на Ямале является то, что она тесно переплеталась с шаманизмом. Соответственно, главными носителями знаний народной медицины ханты и ненцев в древности являлись шаманы. Изучая мировоззрение народов Ямала, ученые выяснили, что оно построено на том, что вокруг них присутствует невообразимое количество злых духов, приносящих вред и болезни человеку. Потому, в случае заболеваний они обращались к шаману.
В системе народной медицины ханты и ненцев удачно сочетались лекарственные средства растительного, животного происхождения с культово-ритуальными действиями. Например, во время камлания шаману задавали вопросы относительно перспектив охоты, оленеводства, о предстоящих погодных условиях, и шаман должен был ответить на эти вопросы. Поэтому осенью и весной шаманы отправлялись в тундру, знакомились с состоянием почвы, чтобы по различным признакам составить себе представление об «урожайности» охотничьих угодий и пастбищ, следили за прилетом птиц.[1] Таким образом, знание флоры и фауны тундры, в том числе лечебной, помогало шаману отвечать на вопросы своих клиентов, излечивать некоторые болезни.
На территории ЯНАО соседствуют сразу три природные зоны: тундровая, лесотундровая и таежная. Для каждой из них присуща собственная растительность.
Приведем некоторые примеры использования растительных средств, растущих на территории ЯНАО, в лечебной и профилактической практике ханты и ненцев.
Багульник – вечнозеленый кустарник, который растет в тундре в довольно больших количествах, наполняя воздух резким специфическим ароматом. В прошлом, использовался у народов Ямала в качестве очистительного средства при окуривании жилища или определенного лица, в случае опасного инфекционного заболевания.
Говоря о лекарственных растениях Ямала, невозможно не упомянуть о совершенно особом виде болотного мха, который называется сфагнум. Сфагнум, или сфагновый мох, благодаря его действительно уникальным свойствам, до сих пор используется народами Ямала, ведущих традиционный образ жизни. Он содержит в себе вещества, убивающие микробов, т.е. его использовали, например, в целях обеззараживания раны. В годы Отечественной войны, его нередко, за неимением бинтов, использовали в качестве перевязочного материала[2]. Также, ввиду его гигроскопичности, т.е. способности впитывать влагу, его использовали, и используют до сих пор, в качестве подстилки в люльке для маленьких детей, а порой, как средство для умывания.
В старые времена, когда русскими еще не был завезен в тундру чай, ханты и ненцы в качестве заварки использовали чагу - гриб из семейства трутовиковых, образующийся в виде нароста на стволе берез. Из чаги изготовлялся отвар, обладающий множеством полезных свойств. Чага – это уникальное природное лекарство, она обладает рядом полезных свойств:
Сегодня, современной медицинской наукой доказано, что рацион питания является одним из важнейших факторов, которые влияют на сохранение и развитие здоровья.
Можно предположить, что первыми лечебными средствами явились различные травы и ягоды, которые употреблялись в пищу. Конечно же, ханты и ненцы не могли знать о многих лечебных функциях, о наличии множества витаминов в той пищи, которую они употребляли в своем повседневном рационе.
Сегодня, у современных народов Ямала, ведущих кочевой образ жизни, во многом сохранилась та основа рациона питания, что была в древности. В основном, это пища, содержащая большое количество жиров, витаминов, способствующая укреплению организма, это свежая рыба, мясо, которое варят или едят в сыром виде, а также ягоды, в большом количестве растущие на территории проживания и каслания ямальских народов. Это морошка (морох рэх), брусника (вурты рэх), голубика (востэ рэх), черника, шиповник, рябина, водяника – можно сказать, что плоды этих ягод занимали не меньшее значение в рационе ханты и ненцев, обеспечивая поступление необходимых витаминов в организм человека.
Практически все без исключения ягодные кустарнички Ямала относятся к лекарственным растениям, где содержится много важнейших питательных веществ.
Например, отвары и настои из брусничных листьев, собранных до цветения, принимают в качестве мочегонного средства, при ревматизме, артрите, подагре и болях в суставах и мышцах.
Отвар из листьев брусники применяют также при лечении диабета.
Морошка же, северная родственница малины, предотвращает рост желудочно-кишечных вредных микроорганизмов; оказывает сильное антимикробное действие; укрепляет общий иммунитет; является мощным антиоксидантом (способна предупредить заболевания артерий); делает сосуды прочнее.
Ягоды ханты и ненцы употребляли также в различном виде – в сыром, или в вареном - в виде укрепляющих отваров, варенья.
Современные медицинские исследования доказали, что большое употребление ягод, которые содержат витамин С, является физиологической потребностью организма человека в суровых климатических условиях, так как аскорбиновая кислота способствует не только предупреждению заболеваний, но и повышению устойчивости к холоду.
Заключение.
Задолго до прихода русских на Ямал, до открытия там первых медицинских учреждений, сложившаяся в течение всего существования народа лечебная практика, в совокупности с рационом питания, позволила выжить и сохраниться народам ханты и ненцев в суровых климатических условиях.
Список лекарственных растений, растущих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, включает в себя ста видов. Большая часть лекарственных средств, используемых в народной медицине ханты и ненцев, действительно обладает лечебными свойствами, которые часто в старину облекались в мифологизированную форму, а сегодня часть из них применяется в официальной медицине.
Данная работа, в силу своего потенциала, предполагает дальнейшее, более детальное изучение и развитие. В ближайших планах присутствует поездка в один из национальных поселков Приуральского района – Зеленый Яр, где в памяти старожилов еще сохранены некоторые рецепты использования лекарственных растений в лечении и профилактике болезней.
Список использованной литературы:
[1] Хомич Л. В. Шаманы у ненцев //Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири ( по материалам второй половины XIX – начала XX в.). – Л., 1981. – С. 5 – 42.
[2] Блинова К. Ф. и др. Ботанико-фармакогностический словарь : Справ. пособие/ Под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 244
[3]«Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия» Гл. ред. А. П. Горкин; М.:Росмэн, 2006
Рисуем "Ночь в лесу"
Рыжие листья
Машенька - ветреные косы
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
В Китае испытали "автобус будущего"