С каждым годом ветеранов войны становиться все меньше и меньше. Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не померкнет в памяти подвиги советских солдат.Их именами называют села, школы, улицы. Каждый человек должен знать о ветеранах войны, живущих раядом с нами.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 38.39 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Спартак
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Ветеран войны, самодеятельный художник Моцный В.А.
Номинация «Краеведение»
Бралков Антон Александрович,
обучающийся 7 класса
МОБУ СОШ с. Спартак
Руководитель
Аминева Залифа Тафкиловна
учитель истории
МОБУ СОШ с. Спартак
с. Спартак
2018 г.
Содержание
I. Введение…………………………………………………………………..1-3
II. Основная часть……………………………………………………………..3
1. Из военной биографии ветерана Великой Отечественной войны…….4-5
2. Жизнь после войны………………………………………………………5-6
3. Увлечения ветерана………………………………………………………6-8
III. Результат исследовательской работы……………………………………8
IV. Заключение ………………………………………………………………..9
V. Список использованной литературы…………………………………….10
VI. Приложения………………………………………………………………11
I. Введение
Я часто посещаю наш сельский клуб и всегда обращал внимание на три картины, висящие в зале, но никогда не задумывался, откуда они. И вот однажды, перед концертом, я пришел раньше, снова обратил внимание на картины, подошел поближе и увидел в углу одной из них надпись «1965 г., Моцный В.А». Меня это заинтересовало, ведь я знал, что Моцный В.А. – это ветеран Великой Отечественной войны. Оказывается, он еще и художник.
И я решил узнать о Владимире Аникеевиче как можно больше, ведь с каждым годом ветеранов становиться все меньше и меньше. Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. Их именами называют сёла, улицы. И я считаю, что каждый человек должен знать о ветеранах, живущих рядом с нами и о тех, кто не дожил до 73-летия со Дня Победы в ВОВ, а так же судьбу своих дедов и прадедов, а затем свои знания передавать будущим поколениям. Для меня очень важно, чтобы осталась память о ветеранах не только в виде нескольких фотографий и наград, а как целый рассказ, построенный на основе документов и воспоминаний.
Актуальность: тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальной, потому что каждый гражданин России должен знать историю страны, потому что нельзя не интересоваться своим прошлым, нельзя не уважать подвиг ветеранов и нельзя не гордиться ими.
Цель работы – исследовать взаимосвязь истории малой Родины с достоянием целой страны; углубить и расширить свои знания о ВОВ на основе судьбы своего земляка.
Задачи:
- расширить свои знания о Великой Отечественной войне;
- привлечь внимание молодого поколения к изучению истории родного края;
- из местных газет и материалов школьного музея узнать о земляках - участниках войны;
- встретиться с ветеранами войны, ныне живущими в нашем селе;
- записать их воспоминания;
- изучить литературу по данной теме;
- систематизировать информацию, полученную из разных источников на основе критического осмысления.
Предмет исследования: История жизни моего земляка - участника ВОВ.
Объект исследования: Мой земляк - участник ВОВ.
Источниками исследовательской работы стали:
- воспоминания и материалы из личного архива участника ВОВ Моцного В.А.;
- материалы местной газеты «Ермекеевские новости»;
- https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_yubileinaya_kartoteka
- http://tv-rb.ru/pomni/motsnyy-vladimir-anikeevich/
Методы исследования:
Практическая значимость работы состоит в том, что в рамках школьного курса истории, Великой Отечественной войне отводится совсем немного времени и учащиеся имеют отрывочные представления о героях войны, данная исследовательская работа предполагает пропаганду патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
Гипотеза исследования: мои земляки – односельчане принимали активное участие в Великой Отечественной войне и внесли большой вклад в Победу. Данная гипотеза нашла подтверждение в ходе исследования. Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя Победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу. Из Спартакского сельсовета было призвано 140 человек, из них одна женщина. Погибли, пропали без вести, умерли от ран и болезней в плену 80 человек. Вернулись с войны в Спартакский сельсовет – 47 человек. 86 человек награждены орденами и медалями.
II. Основная часть.
1. Из военной биографии ветерана Великой Отечественной войны.
Владимир Аникеевич Моцный родился в 1927 году в д. Кульчум. Детство пришлось на нелегкие годы. В семье росли шестеро детей. Как сейчас помнит: отец, работавший портным, в колхозной столовой ел только суп и 400 грамм хлеба с положенного пайка нес им домой. А когда началась война, к трудностям в быту прибавились боли душевные. Старший брат Александр, которого на украинский лад все звали Санько, в начале 1941 г. проходил службу в армии. В первые же дни войны он попадает в плен. Владимира, не успевшего окончить 8 классов, в 1944 году призывают на фронт. Его направили в Уфу на 6-месячные курсы, по окончании которых он получил звание младшего сержанта, затем назначили помощником командира взвода противотанковых ружей.
2 мая 1945 года его отправили на Восток: сначала до Читы, а потом в Монголию. Здесь он прошел трехмесячную боевую подготовку. Затем его дивизию направили в сторону Хингана, что было примерно в 370 км от Манчжурии.
Шли пешком в полном боевом снаряжении, преодолевая в день по 60-70 км. 10 августа 1945 года дивизия вступила в бой с японскими войсками. Боевая история Владимира Аникевича была недолгой, но подорвала здоровье и оставила глубокий след в душе. По словам самого ветерана, 9 месяцев служил, 9 месяцев пролежал в госпиталях. Они защищали Северный Китай от японских захватчиков. Однажды на горных дорогах Манчжурии машина с 24 солдатами переворачивается, многие получают увечья. Сержант Моцный в течение двух суток лежит без какой-либо медицинской помощи. Когда же доставляют в госпиталь г. Порт-Артур, ему назначают долгую процедуру по вытяжке позвоночника. А потом дают пожизненную II-ую группу инвалидности и отправляют домой. Это был май 1946 года. За боевые заслуги Владимир Аникеевич Моцный награжден орденом Отечественной войны I cтепени, медалью «За Победу над Японией», другими юбилейными медалями.
В это время возвращается в родные края и брат Санько. Как оказалось, он в числе других был отправлен в Германию, где бесплатную рабочую силу передают владельцу какого-то сахарного завода. Советские войска, дошедшие до немецких городов, освобождают пленных. По приезду обоих сыновей радость матери была безмерна. «Сколько слез тогда было пролито, - счастливо улыбается дед, - не горьких, а радостных!»
2. Жизнь после войны.
Зимой 1947 г. Владимир женится на красавице учительнице. С тех пор Эльвина Федоровна — его правая рука и надежная помощница во всех делах.
Их родственные души объединяло умение воспринимать прекрасное - музыку, живопись. Работа у супругов была связана с развитием культуры в селе: 36 лет Владимир Аникеевич трудился заведующим Спартакского дома культуры, в то же время и аккомпаниатором на баяне, а Эльвина Федоровна - библиотекарем в средней школе, учительницей пения и хормейстром. В прежние годы ни одно мероприятие не обходилось без них. В семейном альбоме немало сохранилось фотографий, где запечатлена семейная пара вместе: он играет на любимом музыкальном инструменте, а она дирижирует хором. «Мы, можно сказать, не видели друг друга, — шутливо говорила Эльвина Федоровна. — Вечером я приходила из школы, а муж собирался на работу в клуб, возвращался ночью». Относилась к этому спокойно, всегда ладили меж собой. Коллеги отзывались о Эльвине Федоровне как о мудрой, тактичной, полной достоинств женщине. Обладая прекрасным музыкальным слухом, великолепным голосом она была запевалой в хоре и в течение многих лет – его бессменным руководителем.
Различные агитационные, праздничные мероприятия тогда проводились один за другим. Легкий на подъем культработник Владимир Аникеевич все это организовывал в лучшем виде. Танцы для сельской молодежи проходили под живую музыку. По воспоминаниям односельчан, то ли он умел привлекать народ, то ли найти подход, но ему хорошо удавалось, как сейчас говорят, «зажигать» людей. В Спартаке он организовывает взрослый и детский хор, а дирижирует, руководит ими его супруга. В составе этого коллектива более 50
человек с концертами ездили в столицу, соседние регионы.
3. Увлечения ветерана.
Параллельно с активной общественной жизнью Владимир Аникеевич умело вел и свое личное подсобное хозяйство. В подворье Моцных содержался скот, имелись пчелы, был и ухоженный сад-огород. Двое сыновей на примере родителей выросли открытыми, трудолюбивыми. Сам же глава семьи с особым удовольствием работал на земле, выращивал диковинные для того времени арбузы и дыни, различные виды цветов, чем немало удивлял односельчан.
Но самое главное его увлечение - изобразительное искусство. Как он сам признается, рисовать его никто никогда не учил. Наверное, это было веление души, тяга к прекрасному. Приобщение к культуре, как вспоминает В.А. Моцный, началось с четвертого класса в избе-читальне Верхнего Кульчума. Его заведующий толком не мог ни читать, ни писать, палочкой, которую обмакивал в чернилах, писал пролетарские лозунги. "Тогда и попробовал сделать их сам,— поделился Владимир Аникеевич. - Потом рисовал карандашом, акварельными красками».
Используя невзрачную фотографию, он по памяти смог воссоздать на полотне бывший сельский клуб на пригорке в родной деревне. Увидел портрет юного Пушкина в одной книге, и точь в точь изобразил на бумаге. Послали работу в Москву, где ее высоко оценили, скоро прислали вызов на учебу из художественного училища им. Н. Крупской, но Владимир не смог туда поехать по семейным обстоятельствам.
Художником В.А. Моцный, по его словам, стал сам по себе. Посмотрит на свою картину, увидит что-то не так, сразу подправит, или же люди подскажут.
Когда его призвали служить в армию, он и там продолжал рисовать. После учебы его отправили на Дальний Восток, где участвовал в боях с японцами. В 19 лет стал инвалидом второй группы после ранения в позвоночник. Девять месяцев пролечился в госпиталях и при любой возможности делал наброски. Надев снова форму после выздоровления, с фото набросал свой собственный портрет солдата - победителя. Старшему брату Николаю не суждено было вернуться с финской войны. И его Владимир увековечил на память своей работой.
—Портреты писать гораздо сложнее, надо отобразить индивидуальные черты, своеобразие характера, — сказал В.А. Моцный.
Просматривая их, обращаешь внимание на их колорит. Они тоже впечатляют. К примеру, удачны карандашные наброски внуков. Написанные с большим мастерством пейзажи служат гимном любви к неповторимой красоте родного края. В основном, это копии, сделанные с полотен знаменитых художников, и просто с различных рисунков. Не только дома, но и в зрительном зале СДК помещены три копии всем знакомых картин: "Девятый вал" Айвазовского, "Корабельная роща" Шишкина и "Мокрый луг" Палёнова. Они выполнены со вкусом, умело подобраны тона красок, соблюдены все пропорции. И это изобразил человек, не имевший специального образования, но одаренный от природы. Эти огромные картины сейчас украшают Дом культуры, школу. А сколько таких картин, подаренных знакомым, гостям на память о районе - не счесть.
Сыновья Моцных Виктор и Николай выросли под стать родителям. О них в селе отзываются тоже только с положительной стороны. Но, к сожалению, жизнь без потерь не бывает. Три года назад не стало из-за болезни Николая, двумя годами позже ушла в мир мной Эльвина Федоровна. Все заботы о пожилом человеке взяла на себя невестка Елена. Николай и Елена Моцные более десятка лет вместе заботились о пожилых родителях. Похоронив мужа, Елена Сергеевна не покинула стариков, а продолжила заботиться о них. И теперь дом Елены, где живет ветеран, стал родным для всего семейства Моцных. Внуки, у которых уже есть собственные дети, часто наведываются к любимому деду.
Мудрые говорят, что старость – великий дар судьбы, поскольку жизнь дается каждому, но не каждому суждено дожить до преклонных лет. Владимир Аникеевич считает, что долголетием обязан своим мамам, которые всегда заботились о нем и оберегали от всяческих невзгод. По мнению нашего собеседника, у него три мамы. Первая – Прасковья Авакумовна, которая родила его и вырастила, вторая – любимая супруга, с которой долгие годы рука об руку шли по жизни, и третья – невестка Елена, ставшая ему опорой в старости.
Наши ветераны – люди старой закалки. Прошедшие через войну, годы лишений, они не привыкли жаловаться на жизнь и все, что уготовано судьбой, принимают с высоко поднятой головой. Уже три года, как Владимир Аникеевич прикован к инвалидной коляске (сказался тяжелый перелом бедра), но он бодр и оптимистичен.
III. Результат исследовательской работы
Исследовательская работа помогла собрать и изучить информацию об участнике Великой Отечественной войне, об его вкладе в победу над японскими милитаристами, систематизировать собранный материал, пополнить школьный краеведческий уголок. Данная работа отражает жизнь земляков на примере конкретного человека, развивает интерес к истории села; воспитывает уважение к труженикам района, чувство гордости за свою малую родину. Самое главное я понял, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет еще возможность узнать о войне из воспоминаний живых свидетелей того времени. Это главное, что я хотел показать в своей работе.
Наше поколение знает о войне со страниц учебников. Все меньше остается живых ветеранов войны, тыла. Мы должны уважительно относиться к этим людям и помогать им, окружать заботой и вниманием и учиться их героическому примеру.
Выводы по исследованию:
1. Самоотверженное поведение ветерана войны на фронте и в мирное послевоенное время – прекрасный пример для нас, для молодежи. Нам есть, у кого учиться. Не будем Иванами, не помнящими родства!
2. Цена Победы – велика. Нам есть что беречь, сохранять и помнить.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моя исследовательская работа может использоваться:
- для проведения внеклассных мероприятий в школе: на кружковых и факультативных занятиях, встречах в музее, на классных часах;
- в проведении краеведческих викторин, конкурсов в сельской библиотеке;
- на уроках истории и обществознания.
Описывая историю земляка - ветерана, я понял, что Владимир Аникеевич прожил достойную жизнь, преодолевая жизненные трудности, не жалуясь на судьбу, выполняя свой долг перед семьей, страной и республикой, внес свой вклад в освобождение страны от фашизма.
V. Список использованной литературы
1. воспоминания и материалы из личного архива участника ВОВ Моцного В.А.;
2. материалы местной газеты «Ермекеевские новости»;
3. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_yubileinaya_kartoteka
4. http://tv-rb.ru/pomni/motsnyy-vladimir-anikeevich/
Сказочные цветы за 15 минут
Зимний лес в вашем доме
Ледяная внучка
Акварельные гвоздики
Прекрасное далёко