В данной работе рассказывается о некоторых важных этапах жизни Хохлянкиной М.Г. Мария Гавриловна проработала заведующей детским садом более 27 лет
Вложение | Размер |
---|---|
doch_zemli_rodnoy_-_kopiya.rar | 484.7 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Корликовская общеобразовательная средняя школа»
ДОЧЬ ЗЕМЛИ РОДНОЙ!
Выполнил:
Буренков Павел Русланович,
ученик 7 класса
Руководитель: Плотникова К.Н.
с.Корлики, 2018
Оглавление | стр. | |
1 | Аннотация | 2 |
2 | Введение | 3 |
3 | Краткая летопись жизни М.Г. Хохлянкиной | 4 |
4 | Своей дорогой «Жизнь моя - дети» | 5 |
5 | Интервью с М.Г.Хохлянкиной | 7 |
6 | Жизнь дошкольных групп сегодня | 12 |
7 | Заключение | 13 |
8 | Литература | 14 |
9 | Приложения | 15 |
Аннотация
В своей работе я хочу рассказать о некоторых важных этапах жизни моей бабушки, Хохлянкиной Марии Гавриловны, ветерана педагогического труда. Она более двадцати лет проработала заведующей Корликовским детским садом.
По ее биографии проследить истории детского сада в селе Корлики.
Надеюсь, моя работа будет практически значимой для школьного музея.
Введение
В наше время учитель – это одна из самых нужных, но в то же время самых сложных профессий. Я считаю, что учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Ведь учитель живет тем, что каждый день идет в школу для того, чтобы научить, помочь найти себя в этом сложном мире каждому ребенку. Я думаю, что учитель должен быть умным, добрым и строгим, открытым и понимающим. Я с гордостью могу сказать, что в моей родной и любимой школе были и есть такие педагоги.
В данной исследовательской работе хочу рассказать о Хохлянкиной Марии Гавриловне.
Почему объектом моего исследования стала именно она?
Во - первых, Хохлянкина Мария Гавриловна – это моя любимая бабушка.
Во – вторых, Мария Гавриловна - настоящий патриот своей родины. Она родилась в этих краях и после окончания педагогического училища проработала в районе до выхода на пенсию, связав свою жизнь со школой и детским садом. Свою работу я назвал «Дочь земли родной!»,
Основная цель работы – рассказать о замечательном педагоге, заведующей Корликовским детским садом «Ёлочка», скромном и добром человеке Хохлянкиной Марии Гавриловне. По ее биографии проследить историю детского сада в селе Корлики.
В соответствии с поставленной целью я наметил следующие задачи:
1. собрать имеющийся материал о педагоге воедино;
2. рассказать об её интересах, увлечениях, взаимоотношениях с окружающими;
3. начать работу по написанию летописи детского сада.
Основным источником материала для написания моей работы были личные беседы с М.Г. Хохлянкиной, с ее коллегами, родителями, в которых она раскрывалась мне с разных сторон, документы и фотографии школьного архива и музея, семейного архива Хохлянкиных.
Моя работа состоит: из введения, краткой летописи жизни М.Г.Хохлянкиной, основной части, интервью с бабушкой, отзывов о Марии Гавриловне, коллег и родителей, заключения, приложения грамот и фотографий.
Для решения поставленных задач я использовал следующие методы и приемы:
Практическая значимость работы.
Собранный материал может быть использован в качестве выставочного материала в школьном музее при проведении внеклассных школьных мероприятий.
Думаю, что полученные результаты моих исследований будут познавательны и интересны нашей семье.
Данное исследование поможет воссоздать некоторую, хоть совсем маленькую часть, истории детского сада.
Краткая летопись жизни М.Г. Хохлянкиной
1940 года 5 декабря в деревни Красный Север Ларьякского района в семье охотника и оленевода родилась дочь Маша.
1948-1953 гг. учеба в начальной школе д. Красный Север
1953-1957 гг. учеба в восьмилетней школе д. Большой Ларьяк
1957-1962 гг. учеба в Ханты - Мансийском национальном педучилище.
1962-1964 гг. учитель начальных классов Комсомольской школы
1964-1968 гг. учитель начальных классов в Корликовской школе
1968-1969 гг. воспитатель в детском садике «Елочка»
1969-1983 гг. заведующая детским садом «Елочка»
1983-1985 гг. секретарь в Корликовском Сельском Совете
1985-1993 гг. заведующая детским садом «Елочка»
1993 – 1996 гг. выход на пенсию
1996-2001 гг. преподаватель родного языка
С 2001 года на заслуженном отдыхе
Своей дорогой «Жизнь моя - дети»
78 лет исполнилось Хохлянкиной Марии Гавриловне. 78 лет! Много это или мало! Для малыша это много, для пожилого человека мало.
Летят годы, круто меняется жизнь, но память остается навсегда. Разве можно забыть время, когда маленькой девочкой попала в коллектив, где взрослые говорят на чужом языке. Трудно хантыйской девочке давался русский язык. Но терпение учителя и пытливость девочки дали свои плоды, ей понравилось учиться.
Уже в те годы она мечтает о том, чтобы стать учителем и быть такой же доброй как ее первая учительница. Закончив школу она уезжает учиться в Ханты – Мансийское национальное педучилище. В 1962 году она молодым специалистом с дипломом учителя начальных классов возвращается в родную деревню. Ей предлагают 0 класс, таких же детей, какой была она, не знающих русского языка. Но этим детям повезло, их учитель знала их язык, культуру, быт, уклад жизни.
С укрупнением колхозов поселок Красный Север перестал существовать, школу закрыли, а людей переселили в село Корлики. Марии Гавриловне снова предлагают 0 класс. В 1964 году вышла замуж, в 1965 году родился старший сын. В 1969 году она переходит работать в детский сад.
Детский сад – это ежедневная радость встречи с детскими пытливыми глазами и открытыми душами. А детские души – это вечные, неисчерпаемые родники, дающие заряд бодрости и энергии, сохраняющие молодость души. Но должность заведующей садиком – это не только ребячьи души, их интересы и таланты. Это и большая хозяйственная деятельность, обеспечивающая нормальный ритм жизни садика.
Зима. Заготовка дров, контроль за работой истопника, чтобы печи были всегда протоплены. Были случаи, когда самой приходилось топить печи.
Весна. Необходимо выехать в г.Нижневартовск, чтобы закупить стройматериалы для ремонта, хозяйственные товары, игрушки, и все это успеть отправить по воде.
Лето. Печи требуют ежегодного ремонта, текущий ремонт садика.
Осень. Закупить овощи на целый год, продумать, как их сохранить. Ежегодно коллектив детского сада во главе с заведующей собирали ягоды, чтобы зимой разнообразить меню столовой.
В течение года приходилось выезжать в г. Нижневартовск на районные семинары, совещания, конференции.
Мы не знаем человека, который более добросовестно относился бы к своим обязанностям, чем Мария Гавриловна. На работу она приходила как на праздник, счастливая и опрятно одетая. Её весёлый и добродушный характер поднимал всем настроение. Мария Гавриловна мудрый, ответственный человек. Всегда выполняла обещания и просьбы.
Мария Гавриловна гостеприимна. Коллеги по работе, просто жители села приходят к ней, чтобы поздравить её с праздниками и всегда видят в ответ улыбку и добрые слова.
А еще у бабушки замечательный голос! Этот дар ей передался от своей мамы - моей прабабушки. В молодости бабушка выступала в художественной самодеятельности. Она до сих пор поет на сцене, их национальный коллектив «Лесные женщины» неоднократно выезжал на конкурсы в г.Нижневартовск, где они занимали призовые места.
Бабушка воспитала 4 детей, сейчас у нее 6 внуков. У неё всегда есть время на внуков, потому что она любит нас. Она не суетлива, но без дела не сидит. Бабушка любит природу. Почти каждые выходные или праздничные дни мы с бабушкой выезжаем на природу. Зимой - на снегоходе на рыбалку, бабушка с азартом ловит рыбу на удочку. Если мы выезжаем на родовое угодье зимой, то там бабушка всегда ходит на лыжах. Летом на лодке выезжаем ловить рыбу, собирать ягоду, грибы или просто отдохнуть. Она всегда и во всём любит порядок и нас приучает к этому. Нам с ней никогда не бывает скучно. И если бабушка уезжает, то мы без неё грустим.
У бабушки золотые руки! Её пирожки – пальчики оближешь!
Она очень заботливая, переживает за нас, когда мы болеем, готовит настои из разных трав.
В её адрес от жителей села я слышу только положительные отзывы:
«… Мария Гавриловна требовательная к сотрудникам, внимательная к детям…»
«… Мария Гавриловна строгая, но справедливая…»
«…Мария Гавриловна не конфликтный человек, очень общительная…»
«.. Мария Гавриловна никогда не повышала голос на детей, очень спокойно общалась с детьми...»
Бабушка – Ветеран Труда, в садике она проработала 27 лет. У нее много грамот, дипломов за многолетний и добросовестный труд.
Я понимаю, что мне очень повезло с бабушкой, я её очень люблю и уважаю.
Я очень горжусь своей бабушкой и хочу быть похожей на неё.
Интервью с Хохлянкиной Марией Гавриловной
- Бабушка, расскажите о своем детстве.
- В семье нас было двое детей: я и младшая сестренка. Отец, Прасин Гаврил Степанович (умер в 1972 г.), занимался охотой, оленеводством, ловил рыбу. Мать, Прасина Елизавета Ермилова (умерла в 1975 г.), занималась домашним хозяйством. В каких годах родились родители, они и сами не знали, в те времена дату рождения записывали со слов. Были даже такие случаи, когда мать оказывалась моложе своей дочери по документам. Родители были неграмотные. В те времена в России шла Великая Отечественная война, и несколько оленей пришлось заколоть, чтобы на фронт отправить шкуры оленей и мясо, кроме этого отправляли и другое продовольствие: ягоду, грибы, рыбу. За это родители получали деньги (сколько именно, бабушка не помнит). Получая деньги от государства за сданные продукты, занимаясь рыболовством и охотой, мы жили в достатке. Я с 4-5 лет вместе со своими родителями ходила по ягоды, грибы, ловила рыбу, т.е. занималась обычными домашними делами.
- Бабушка, вы помните, когда пошли в первый класс?
- В 1948 году я пошла в нулевой класс (в те времена нулевой класс считался подготовительным). Я очень не хотела идти в школу, думала, что там мне будет плохо, скучно и неинтересно. Но отец настоял на том, чтобы я пошла учиться.
И вот наступил тот день, когда папа отвез меня на обласе в школу. Мы приехали в деревню и направились к небольшому зданию. Позже я узнала, что это был интернат. Мы с отцом зашли в какой-то кабинет, там сидела женщина, они поздоровались, и папа сел на стул. Женщина подала ему какие-то бумаги и долго что-то объясняла. Отец подписал. И женщина повела нас в комнату.
- А какая была школа в то время?
- Здание школы было деревянное, состоящее из двух классных комнат, с печным отоплением. Школа была малокомплектной, совместно обучались 1 и 3, 2 и 4 классы, занятия для нулевого класса проводились то в одной классной комнате, то в другой. Разговаривать по-русски я не умела, учительница (жаль не помню, как звали) учила меня русским словам. До сих пор помню, как она говорила: « Маша, скажи хлеб, сахар, соль. Скажи, мы пошли в столовую». Мне трудно давался русский язык, проблемы были с языком и в старших классах. Терпение и настойчивость учителя, желание мое, усидчивость и старательность дали положительные результаты
И с тех пор я жила в интернате, родители ко мне, конечно же, приезжали. Мне понравилось учиться, узнавать что-то новое. Уже в начальной школе я решила, что обязательно стану учительницей. В деревне Красный Север я окончила 5 классов (вместе с нулевым), потом меня и остальных ребятишек увезли в Большой Ларьяк. В Большом Ларьяке до сих пор сохранилось здание школы, в котором я училась. Там я окончила восемь классов и решила воплотить свою мечту стать учителем.
- Чем запомнились годы учебы в педучилище?
- Когда я училась в школе, родители приезжали ко мне и давали деньги, но я их не тратила, копила на поездку в Ханты-Мансийск на учебу. Мне этих денег хватило на дорогу и еще на какое то время.
Училась хорошо. Принимала активное участие в жизни педучилища: пела в хоре, училась играть на пианино. Была принята в ряды ВЛКСМ. Директор училища, Георгий Тарасович Величко, фронтовик, болел за каждого, как за своего ребенка. Следил тщательно за тем, чтобы каждый был сыт, обогрет и не обижен. Цену жизни он познал на фронте, откуда пришел на костылях. За хорошую учебу меня директор отправлял на летние каникулы в разные города. Я была в Ленинграде, Алтае, Краснодарском крае и др. И поэтому очень редко приезжала домой, но зато знакомилась с миром.
- Как начиналась трудовая деятельность?
- В 1962 окончила училище и вернулась в родной Ларьяксий район. В районном отделе народного образования предложили работу учителя в Охтеурье и Красным Севере. Я выбрала родной поселок. Это небольшая деревня из нескольких десятков деревянных домов. Там находился центр колхоза – рыболовецкая артель, в ней - небольшая больница, клуб, маленький магазин и почтовое отделение. Там я проработала учителем начальных классов 2 года и переехала в село Корлики.
- Почему вы переехали в село Корлики?
- С закрытием колхозов «Искра», «Передовик», юрты «Комсомолец», юрты Вахкатапухол людей переселяли в соседние юрты Корлики. В 1964 году была вынуждена приехать в с. Корлики, здесь устроилась на работу учителем 0 класса.
Поселок расположен на берегу извилистой речки. Жителями поселка в основном были ханты. С твоим дедушкой Хохлянкиным Павлом Ефремовичем мы встретились в моей деревне. Он в то время работал участковым фельдшером, обслуживал больных с.Корлики и д. Красный Север. Когда он приехал в д.Красный Север, мы встретились, конечно, понравились друг другу, стали встречаться. В 1963 году мы поженились. В 1969 году после декретного отпуска перешла работать в детский сад, воспитателем и заведующей.
- Расскажите о детском садике.
- В Корликах были детский сад и ясли. Детский сад принадлежал РОНО, ясли – здравоохранению. Воспитатели, работающие в яслях, должны были иметь медицинское образование. В садике нас было два воспитателя, я одновременно выполняла обязанности заведующей и завхоза.
Здания были однотипные деревянные, с печным отоплением, рассчитанные на 15 мест. На территории садика стояли сарай для хранения дров и туалет. В детском саду было 3 комнаты: кухня, где готовили пищу для детей и стоял деревянный ларь для хранения продуктов; вторая комната служила для раздевалки, в ней были размещены шкафчики для одежды детей и горшки, в этой же комнате по вечерам стирали белье; третья, большая комната, служила игровой, спальней и столовой. Спали дети на раскладушках с деревянной основой, по высоте они были очень низкими. В здании было 2 печи: на одной готовили пищу и грели воду для хозяйственных нужд, другая служила для отопления. Постоянного света не было, местный дизель работал только по определенным часам: утром с 7-8 часов и вечером с 17- 21 часов. Но он часто ломался или соляра заканчивалась, нам приходилось пользоваться керосиновой лампой. Холодильников не было, продукты закупали только на одну неделю. Воду брали из речки. В основном пользовались сухим молоком, сухим картофелем, луком, но разрешалось использовать местное мясо, дичь, рыбу. Постоянно была ягода, которую собирали сами работники.
- Бабушка, в настоящее время существует очередь на места в детский сад. Например, в наш детский сад стоят в очереди 16 детей( Приложение 2) А как было в то время?
Бабушка заулыбалась и говорит:
- Садик был, как в сказке, безразмерный. Мы никогда не отказывали родителям в приеме детей в садик, поэтому количество детей было выше положенной нормы. Детей приводили в садик рано. Женщины, которые работали на звероферме, очень рано уходили на работу, чтобы приготовить пищу для лис. На работу первой приходила повар, она растапливала печи. Родители, увидев, что печки топятся, приводили детей в садик. Повар принимала детей, давала им игрушки, и они играли самостоятельно до прихода воспитателя. Были случаи, когда некоторых детей не забирали, тогда приходилось с ними ночевать.
- Почему решили построить новое здание детского садика?
- С каждым годом село разрасталось, увеличивалось количество жителей, возник вопрос строительства новой школы и детского сада.
Да и к тому же эти здания уже стали ветхими, река изменила свое русло, здание оказалось почти на краю обрыва. В село продукты и другие виды товаров завозились по воде весной. Самоходки приставали к берегу, где происходила разгрузка, и тем самым песчаные берега каждое лето сильно разрушались. Детям находиться в таких зданиях стало опасно.
- Когда построили новое здание садика?
- Новое здание решено было построить в центре поселка, там находилась администрация, и было достаточно свободного места. Рабочие строительного монтажного управления НГДУ «Мегионнефть» им. Ленина возвели новое здание. Некоторым строителям понравился поселок, они остались здесь жить, женились. Второе здание садика было введено в эксплуатацию в 1972 году. Ясли объединили с детским садом, теперь он принадлежало районному отделу народного образования. Это здание тоже было деревянным с печным отоплением. Печи топили рано утром до прихода детей, в морозные дни я просила воспитателей протопить печи. Печнику приходилось их топить и по выходным дням, чтобы температура в помещениях не понижалась. Отдельно была построена кухня - прачечная. На территории садика выкопали колодец. Завезены современные раскладушки на металлической основе. Детей принимали в ясли с 3 месяцев, был установлен режим работы с 8 до 17 часов. Наполняемость групп до 20 человек.
В 1997 году здание детского садика «Елочка» сгорело, я тогда уже не работала заведующей, вела уроки родного языка и занятия по декоративно-прикладному искусству. РОНО приняло решение временно разместить детей дошкольного возраста в интернате, здание которого было введено в эксплуатацию весной 1997 года. Вначале был выделен только один блок, но многие родители (особенно учителя) нуждались в выделении мест для их детей. Для детского сада выделили еще один блок. Здание было новым, но не приспособленным для работы с группами по 20 детей, комнаты маленькие, рассчитанные на 2-3 человека. Для сна были завезены трехъярусные кровати. Здание кухня - прачечная не сгорело, там продолжали готовить еду для детей; летом на мотоцикле, зимой на снегоходе ее привозили в интернат, воду завозили в бочках. Своей игровой площадки не было, гуляли то в лесу, то на взлетной полосе (в не рейсовые дни), ходили на детскую игровую площадку около сельского клуба. Трудности были, но со всеми проблемами справлялись, так как коллектив садика был очень дружным, энергичным, стремился к лучшему. С 1997 по 2003 годы детский сад находился в здании интерната (Приложение 3)
- Какие проблемы были с кадрами?
- Проблема были с воспитателями, не все могли жить в сельских условиях: топить дома печи, и все удобства на улице. Приходилось просить для замены учителей из школы.
Нам повезло с поваром, Саитова Роза Манановна приехала к нам молодой девушкой (1965 году). Она готовила вкусные блюда, особенно дети любили печеные изделия. Женщины села приходили к ней за рецептами, а Роза Манановна щедро делилась своими кулинарными талантами.
Проблемы были и с младшим персоналом: часто не выходили на работу, приходилось самой их заменять.
- Спасибо за приятную беседу!
Жизнь дошкольных групп сегодня.
В 2003 году введено в эксплуатацию новое здание, под крышей которого разместились школа на 100 мест с дошкольными группами. Теперь новое помещение готово принять 3 группы по 15 дошкольников в возрасте от 1 года до 6 лет. А Корликовскоое муниципальное национальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Елочка» было присоединено к Корликовской национальной общеобразовательной средней школе с 01.10.2003 года Постановлением главы муниципального образования Нижневартовский район от 05.08.2003 №252 «О реорганизации Корликовской муниципальной национальной общеобразовательной средней школы». Теперь это единое образовательное учреждение (Приложение 4)
Когда выбрали место для строительства, местные жители были против строительства школы и садика на данном месте, они даже написали письмо в администрацию района. В письме писали, что данное место постоянно затапливает, когда весной тают болота. При строительстве это учли, построив дамбу. Строили школу около 3 лет (строительство начато летом 2000 года, а закончено в сентябре 2003 года). Строительные материалы все завозились весной по воде.
Новое здание заметно отличается от предыдущих: оно благоустроенное, отапливается автономной котельной на дровах, имеются системы канализации, централизованного водоснабжения (Приложение 5). В садике расположились 3 группы: младшая, средняя и старшая. Группы состоят из следующих комнат: игровая, спальня, столовая (она же служит комнатой для занятий). Актовый зал одновременно служит комнатой для занятий музыкой, физической культурой.
Есть, конечно, минусы, например, в школьном бюджете нет статьи «игрушки», и экономисты не разрешают их закупать для детей дошкольных групп. Директору приходиться искать спонсоров для того, чтобы они закупили детям дошкольных групп игрушки. Должность заведующего детским садом заменена на должность заместителя по дошкольному образованию. Основную ответственность за дошкольные группы несет директор.
Заключение
Таким образом, в ходе написания исследовательской работы, я узнал:
1. Обучение в национальной начальной школе было рассчитано на 5 лет. «Лишним» здесь был так «называемый нулевой» или подготовительный класс. Дети ханты поступали в подготовительный класс, совершенно не зная русского языка, но к концу подготовительного класса могли изъясняться на чужом для них языке.
2. Марию Гавриловну уважают односельчане. Несмотря на любые обстоятельства, она всегда одинаково уравновешенная, спокойная, отзывчивая, и люди ей отвечают взаимностью.
3. В моем представлении моя бабушка, Мария Гавриловна, настоящий человек. Человек своего времени, теперь уже ушедшего и далекого от нас советского времени, она из тех, кто просто делали свое дело: учили и воспитывали детей, не думая о наградах и материальных выгодах, заботясь о людях, живших рядом с ними.
4. Помещения для детского сада в селе Корлики строились трижды, с каждым разом условия проживания детей улучшались. (Приложение)
Литература:
Источник сбора материала – беседа.
Приложение 1
ое здание детского сада
Здание пришкольного интерната, в котором располагались
дошкольные группы с 1997 по 2003 г.
Новое здание, объединившее под одной крышей
дошкольные группы и школу.
Хохлянкина М.Г. (верхний ряд, вторая справа), 1972 г.
Выступление в сельском доме культуры, 2008 г.
Радость встречи с новорожденной внучкой Настей, 1995 г.
С детьми в Москве, 1985 г.
«Лесные женщины» на празднике в Варьегане
(Хохлянкина М.Г. вторая справа)
Хохлянкина М.Г. (2008 г.)
Белый лист
Три орешка для Золушки
Как напиться обезьяне?
Как Снегурочке раскатать тесто?
За чашкой чая