Недостаточная двигательная активность обучающихся в повседневной жизни неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья. В работе, на основе анализа научной литературы, рассмотрены вопросы системы физического воспитания, в частности основные принципы самостоятельных занятий, правила необходимые для самостоятельных занятий, режим правильного питания, комплексы утренней гигиенической гимнастики, самоконтроль во время самостоятельных занятий. Кроме того, представлены результаты собственного эмпирического исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_baranovoy_samostoyatelnye_zanyatiya_po_ofp.docx | 43.56 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Львовская школа № 4
Проектно-исследовательскаяработа
«Самостоятельные занятия по общей физической подготовке»
Авторы проекта: ученицы10 сэ класса
Баранова Анастасия
Цыганкова Мария
Руководитель проекта:
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Цвирко Раиса Владимировна
2018г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Обзор литературы………………………………………………………………… 4
1.1. Основные принципы самостоятельных занятий………………………………..… …..…4
1.2. Правила необходимые для самостоятельных занятий ……………….………………….5
1.3. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)……………………………………………....6
1.4. Самоконтроль……………………………………………………………………………….7
Глава 2. Методы и организация исследования………………………………….…........ 9
2.1. Методы исследования…………………………………………………………….………9
2.1.1. Литературный обзор………………………………………………………………….. 9
2.1.2.Анкетирование …………………………………………………………………………9
2.1.3. Сбор и анализ данных ……………………………………………………………..… 9
2.2. Организация исследования………………………………………………………………9
Глава 3. Результаты исследования……………………………………………………......10
3.1. Анализ литературы……………………………………………………..……………….10
3.2. Исследование двигательной активности сверстников ……………………………….10
3.3. Исследование физической подготовленности одноклассников ………………..……10
3.4. Исследование взаимосвязи самостоятельных занятий физической культурой
и здоровьем одноклассников…………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………..…………………….. 11
Выводы…………………………………………………………………..……………………. 11
Список литературы……………………………………………………………...…………….12
Приложение 1(анкета)………………………………………………………………..…… …12
Приложение 2…………..………………………………………………………….…………..13
Введение
Актуальность работы
В настоящее время обучающиеся ведут малоподвижный образ жизни: обучение, приготовление домашних заданий, просмотр телевизора, компьютерные игры – это все увеличивает напряжение зрительного аппарата, нагрузку на организм, поэтому возникает дефицит мышечной деятельности.
Недостаточная двигательная активность обучающихся в повседневной жизни неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья.
У многих детей в результате сильных умственных нагрузок, не рационального питания и низкого уровня двигательной активности ухудшается зрение, деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость к различным заболеваниям.
Поэтому необходимо приучить подростков к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, в дополнительных тренировочных занятиях.
Огромное количество людей разного возраста занимаются физической культурой для того, чтобы улучшить самочувствие, укрепить здоровье, стать сильными, ловкими, выносливыми, иметь стройную фигуру, хорошо развитые мышцы. Занятия физической культурой – это как бы компенсация за то, что мы лишены таких естественных физических действий, как бег, прыжки, плавание, ходьба и т.д.
Цель работы:
Выявить взаимосвязь самостоятельных занятий физической культурой и состоянием здоровья одноклассников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить организацию самостоятельных занятий физической культурой и спортом.
3.Содействовать приобщению обучающихся к самостоятельным занятиям физической культурой.
4. Составить комплекс утренней гигиенической гимнастики для обучающихся.
Гипотеза:
Предполагается, что самостоятельные занятия физической культурой и спортом положительно влияют на состояние здоровья.
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Тестирование.
3. Анкетирование.
Объект исследования – состояние здоровья сверстников (пропуски учебных занятий по болезни)
Предмет исследования – самостоятельные занятия по общей физической подготовке.
Сроки и этапы реализации проекта
Подготовительный – сентябрь-октябрь
- разработка плана проекта;
- анализ справочной литературы по данному вопросу, подбор информационных ресурсов;
- диагностика уровня физического развития всех участников реализации проекта (тестирование)
Практический – ноябрь
- анкетирование;
- сбор информации
Заключительный – декабрь
- сбор и анализ результатов выполнения проекта;
- выявление перспектив дальнейшего развития;
- подведение итогов реализации проекта
Ожидаемые результаты проекта
- разработать комплекс утренней гигиенической гимнастики для самостоятельных занятий физической культурой.
- получить практические навыки контроля над своим уровнем физической подготовленности.
Глава 1. Обзор литературы.
Специалисты определили, сколько времени нужно отводить физическим упражнениям, чтобы достичь защитного эффекта. Эти требования были выработаны в результате многолетней исследовательской работы. Оказывается, нужно не так уж много. Вот три главных принципа, которые легко запомнить:
- тренируйтесь через день или хотя бы три раза в неделю;
- тренируйтесь непрерывно в течение 20 минут;
- тренируйтесь энергично, но следите за своим дыханием.
Минздрав определил минимальную норму недельного объема двигательной активности обучающегося – десять часов.
Надо помнить:
Занятия физической культурой – не разовое мероприятие, не воскресник и не месячник, это целеустремленное, волевое, регулярное физическое самовоспитание на протяжении всей жизни.
Существует три формы самостоятельных занятий:
- утренняя гимнастика;
- физкультпауза;
- самостоятельные занятия физкультурой и спортом (не реже, чем 2-3 раза в неделю).
1.2 Правила необходимые для самостоятельных занятий
Занятия должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную направленность.
В процессе занятий необходимо осуществлять самоконтроль и врачебный контроль над состоянием организма, своей физической подготовленности. Строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.
Начиная самостоятельные занятия физическими упражнениями, выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности.
- тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ и др.)
- старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузок.
- не стремитесь к достижению высоких результатов в кротчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению.
- физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.
- составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно- силовых и координационных качеств). Это позволит вам достичь успехов в избранном виде спорта.
- если почувствовали усталость, то на следующих тренировках нагрузку нужно снизить.
- если вы почувствовали недомогание или какие – то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки, посоветуйтесь с учителем физической культуры или врачом.
- результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4-5 дней и более) между занятиями снижают эффективность предыдущих занятий.
- помните, что эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы будите использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия.
1.3 Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ).
Упражнения УГГ способствуют более быстрому приспособлению организма человека к ритму трудового дня. Это достигается тем, что в кору головного мозга поступает сигнал от нервных рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах, которые благодаря временным связям обеспечивают более совершенное приспособление организма, сокращая период его врабатываемости. Эти импульсы возбуждают нервные центры головного мозга, растормаживая их после сна, вызывают ускорение движения крови в сосудах, увеличение жизненной емкости легких, усиление обмена веществ и восприимчивости органов чувств.
Упражнения УГГ в любое время года лучше выполнять на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении при неблагоприятных метеорологических условиях. Заканчивать УГГ следует водными процедурами, которые способствуют повышению сопротивляемости организма к различным неблагоприятным воздействиям внешней среды.
При составлении комплексов гигиенической гимнастики необходимо определить объем и содержание упражнений, а затем расположить их в определенном порядке. Для правильного составления комплексов рекомендуется соблюдать следующие правила:
- упражнения должны соответствовать возрасту, физической подготовке и быть доступными тем, для кого они предназначены;
- выбранные упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на организм занимающегося. Выполнять упражнения следует в разных направлениях, с изменяющейся скоростью и разным характером мышечных усилий, предусматривая при этом участие различных групп мышц. Нагрузка на отдельные группы мышц должна быть пропорциональна их массе;
- количество упражнений в комплексе может быть от 8 до 15.
Упражнения, входящие в комплекс УГГ, следует располагать в таком порядке:
- первыми и последними целесообразно выполнять упражнения, предназначенные для выработки правильной осанки;
- затем выполняют упражнения (1-2), включающие в работу большие группы мышц всего тела;
- далее следует серия упражнений для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, спины, брюшного пресса и нижних конечностей;
- следующие (2-3), наиболее интенсивные и сложные, упражнения предусматривают участие всех групп мышц. Причем силовые упражнения должны предшествовать упражнениям на гибкость. После активных мышечных усилий целесообразно выполнять 1-2 упражнения на расслабление мышц;
- затем в комплекс включают 1-2 специальных упражнений на дыхание.
Каждое упражнение комплекса повторяют в среднем 4-8 раз, причем силовые упражнения – до ощущения легкой усталости, а упражнения на гибкость – до появления легких болевых ощущений. Обновлять комплекс необходимо через 2-3 недели, т.к. при многократном повторении одних и тех же упражнений организм начинает к ним адаптироваться, и тем самым теряется физиологическая ценность комплекса.
1.4 Самоконтроль
Важное значение при самостоятельных занятиях физическими упражнениями имеет регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья, т.е. самоконтроль.
Самоконтроль позволяет спортсмену контролировать выполнение правил личной гигиены, анализировать методику и режим тренировки, оценивать динамику физического развития.
Данные, полученные спортсменом в процессе наблюдения за состоянием своего здоровья и изменениями в физическом развитии, необходимо фиксировать в дневнике самоконтроля и периодически консультироваться с преподавателем и врачом.
Форма дневника самоконтроля может быть произвольной. Важно, чтобы она была простой и удобной и достаточно полно отражала субъективные и объективные данные состояния здоровья. Форма дневника должна включать: фамилию, имя, отчество занимающегося, дату занятия, субъективные данные (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность), объективные данные (потливость, массу тела, динамометрию обеих рук, ЧСС до и после занятий, частоту дыхания), свои наблюдения.
Для оценки субъективных данных состояния здоровья В.А. Доскин и Э.Г. Меркин (1978) рекомендуют пятибальную систему.
1.Самочувствие
5 баллов – ощущение физического и духовного подъема, радости, бодрости, желания трудиться;
4 балла - чувствуешь себя бодрым, уверенным, хорошо работается, жизнь воспринимается оптимистично;
3 балла - работа воспринимается нормально, но день ощущается как обычный, будничный;
2 балла - состояние неудовлетворительное, вялость, слабость, уныние, нежелание выполнять любую работу;
1 балл - состояние плохое, физически болезненное.
Отметку о самочувствии следует делать утром после УГГ и душа.
1.Сон
5 баллов - глубокий сон, достаточной (6- 8 час.) продолжительности, легкое засыпание,ощущение бодрости, свежести после пробуждения;
4 балла - продолжительность сна обычная, возможны короткие сновидения, самочувствие после пробуждения хорошее;
3 балла - неглубокий прерывистый сон, длительность его меньше нормы, при пробуждении – ощущение недосыпания;
2 балла - слишком короткий либо беспокойный сон со сновидениями, вызывающими отрицательные эмоции, трудное засыпание из-за навязчивых мыслей, состояние апатии, разбитости утром;
1 балл - крайне трудное засыпание, поверхностный сон, утром ощущение тяжести в голове, возможна головная боль, физическое недомогание, подавленность.
Оценку сна в дневнике желательно проставлять утром.
1.Аппетит
5 баллов - отличный аппетит, ощущается острая потребность в пище, прием пищи вызывает удовлетворение;
4 балла - аппетит хороший, но острого ощущения потребности в пище нет;
3 балла - желание поесть появляется в определенные для приема пищи часы;
2 балла - аппетита нет, от приема пищи не ощущается удовлетворения
1 балл - аппетит полностью отсутствует, отказ от пищи (обычно наблюдается при заболеваниях).
В этом случае отметку в дневнике выставляют вечером.
1. Работоспособность
5 баллов - очень хорошая в любом виде деятельности, высокая продуктивность,отсутствует чувство усталости;
4 балла - работается нормально, споро;
3 балла - задание выполняется, но без эмоционального подъема;
2 балла - хаотичная, неупорядоченная деятельность, намеченное дело выполняется, но характерна неудовлетворенность собой и сделанным, усталость;
1 балл - плохая работоспособность, ничем не хочется заниматься.
Отметку в дневнике выставляют вечером.
Объективные показатели состояния здоровья оценивают следующим образом.
Потоотделение – отметку «да» в этой графе ставят в том случае, когда потливость возникает в обычных условиях при ходьбе и умеренной температуре воздуха, что является признаком физической слабости либо повышенной возбудимости нервной системы. Постепенно по мере возрастания уровня тренированности в результате занятий спортом, УГГ, соблюдении гигиенических требований потливость будет уменьшаться. Оценку по этому показателю достаточно выставлять один раз в неделю.
Масса тела меняется в процессе занятий физическими упражнениями, вначале обычно снижается на 3-4 %, но через 20 – 30 дней устанавливается и держится на одном уровне с небольшими колебаниями. При недостаточной массе тела она должна постепенно увеличиваться за счет массы мышц. Динамика изменения массы тела показывает, насколько правильно выбрана для данного организма система физических упражнений. Желательно взвешиваться ежедневно.
Динамометрия – постепенное увеличение показателя ручной силы, а затем поддержание его на достаточном уровне свидетельствует о правильно выбранной системе физических упражнений. Снижение показателя указывает на переутомление или перетренированность. Определение ручной силы проводят ежедневно.
ЧСС в состоянии покоя у здорового мужчины составляет 60-80 уд/мин, у женщин она на 5 –10 ударов больше. В процессе тренировок пульс у мужчин постепенно достигает 50-60 уд/мин, а у женщин 60-70 уд/мин. Величину пульса записывают каждый день.
Частота дыхания в состоянии покоя у здорового человека составляет 16-20 вдохов в 1 мин. В процессе роста тренированности она должна уменьшаться до 10-14 . Проверять величину этого показателя достаточно 2 раза в неделю в состоянии покоя.
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования.
2.1.1. Литературный обзор.Нами было рассмотрено 12 литературных источников по изучаемой теме, представленных в списке литературы.
2.1.2. Анкетирование.
Мы провели анкетный опрос среди одноклассников с целью определения взаимосвязи самостоятельных занятий и состояния здоровья обучающихся. В анкетировании приняли участие 16 человек 10 сэ класса. (Приложение 1)
2.1.3. Сбор и анализ данных.
В сентябре мы провели анализ результатов физической подготовленности по бегу 60м, бегу 1000м, прыжку в длину с места, подтягиванию и отжиманию в упоре лежа, наклону вперед.
Результаты анализа данных представлены в Приложениях
2.2. Организация исследования
Нашеисследование проводилось с сентября 2018 года по декабрь 2018 года в три этапа.
На первом этапе (сентябрь) уточнялось общее направление работы. Осуществлялся теоретический анализ и обобщение литературных данных. Определены: объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и методы исследования. Написан литературный обзор по теме исследования.
На втором этапе (октябрь - ноябрь) проведены анкетирование среди одноклассников целью определения взаимосвязи самостоятельных занятий и состояния здоровья обучающихся. На третьем этапе (декабрь.) проведен анализ полученных данных, формулировка выводов по проведённому исследованию и окончательное оформление работы.
Глава 3. Результаты исследования.
3.1.Анализ литературы.
В ходе литературного обзора нами было рассмотрено 12 литературных источников по изучаемой теме, в состав вопросы системы физического воспитания, в частности основные принципы самостоятельных занятий, правила необходимые для самостоятельных занятий, режим правильного питания, комплексы утренней гигиенической гимнастики.
Определено, что важное значение при самостоятельных занятиях физическими упражнениями имеет регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья, т.е. самоконтроль.
3.2. Исследование двигательной активности сверстников
Цель исследования:Выявить количество сверстников, самостоятельно занимающихсяфизической культурой и спортом.
Мы провели анкетный опрос среди одноклассников (приложение № 1). Данные опроса представлены в виде таблицы №1. В анкетировании приняли участие 16 человек 10 сэкласса.
Таблица № 1
№п/п | Опрос | Количество человек |
1 | Делают утреннюю гимнастику? | 3 |
2 | Посещают спортивную секцию | 6 |
3 | Занимаетесь ли вы физическими упражнениями самостоятельно | 10 |
4 | Участвуют в спортивных соревнованиях | 12 |
5 | Любят уроки физической культуры | 13 |
6 | Ходят до школы пешком | 16 |
Вывод: двигательная активность обучающихся класса находится на среднем уровне. Для поддержания нормального функционального состояния человека необходимо повышать двигательная активность.
3.3. Исследование физической подготовленности одноклассников
Цель исследования:Выявить какие физические качества необходимо развивать в ходе самостоятельных тренировок.
Мы провелианализ данных физической подготовленности одноклассников. Данные анализа представлены в виде таблицы № 2. В тестировании приняли участие 16 человек 10 сэкласса.
№п/п | Физическое качество | Развитие физического качества в % |
1 | Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места) | 82 % |
2 | Скорость (бег 60 м) | 78% |
3 | Сила (подтягивание (ю), отжимание (д)) | 74% |
4 | Гибкость (наклон вперед, стоя) | 54% |
5 | Выносливость (бег 1000 м) | 48 % |
Вывод: У одноклассников хорошо развиты скоростно-силовые качества. При планировании самостоятельных занятий, ребята должны включать упражнения на развитие гибкости и бег на развитие выносливости.
3.4 Исследование взаимосвязи самостоятельных занятий физической культурой и здоровьем одноклассников.
Цель исследования:Выявить взаимосвязь самостоятельных занятий физической культурой и здоровьем одноклассников.
Мы провели анкетный опрос среди одноклассников (приложение № 1, таблица № 1) и анализ таблицы посещаемости за полугодие. В анкетировании приняли участие 16 человек 10 сэкласса.
Вывод: Чаще всего пропуски учебных занятий по болезни имеют учащиеся, которые не занимаются самостоятельно, не делают утреннюю гимнастическую зарядку и мало ходят пешком.
Заключение
Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». Участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, самостоятельные занятия физическими упражнениями способствуют дальнейшему совершенствованию навыков, приобретенных на учебных занятиях, ускоряют подготовку учащихся к выполнению учебных нормативов.
Выводы
1.Чтобы быть здоровым и хорошо физически развитым, учащийся обязан самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, рассматривая такие занятия как средство активного отдыха, восстановления работоспособности после напряжённой учебной работы.
2. Выявлено, что самостоятельные занятия общей физической подготовкой оказывают положительное влияние на развитие физической подготовленности и состояние здоровья занимающихся.
3. Необходимо применять эффективные методические рекомендации по проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями (Приложение № 2)
Мы считаем, что наша гипотеза подтвердилась. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом положительно влияют на состояние здоровья одноклассников. Ребята, которые ведут активный образ жизни, имеют меньшее количество пропусков по болезни или не имеют таковых вообще.
Список литературы
1.Всеобщая история физической культуры и спорта / Под ред. В.В.Столбова. – М.: Радуга, 1982.
2. Доскин В.А., Меркин Э.Г. Законы самоконтроля, // Спортивная жизнь России, 1978, № 6, С. 29-30.
3.Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: 2-е изд., доп. М.: Физкультура и спорт,1989.
4. Лыжный спорт / Под ред. Д.М.Васильева. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
5. Легкая атлетика. Анализ техники и методика обучения: методическое пособие. – Уфа, 1999.
6. Петров П.К. Гимнастика в школе: учебное пособие. – Ижевск: Издательство Удм. ун-та, 1996.
7. Спортивные игры и методика преподавания / Под ред. Ю.И.Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
8. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
9. Теоретические основы физической подготовки и спорта. – М., 1981.
10. Физическая культура: программа курса. – Уфа: Восточный университет , 2000.
11.Шевченко А.А., Перевощиков Ю.А., Основы физического воспитания, Киев: Вища школа, 1984.
12.ФШолих М. Круговая тренировка. – М.: ФиС, 1965. – 165 с.изкультура и спорт: малая энциклопедия. – М., 1982.
Приложение № 1
Анкета
1. Возраст (полных лет)
2. Пол.
3. Делаете ли вы утреннюю гимнастику?
А) Иногда
Б) Каждое утро
В) Нет.
4. Посещаете ли вы спортивную секцию?
А) Посещал, когда учился в начальной школе
Б) Да, посещаю.
В) Никогда не занимался и не занимаюсь.
5. Занимаетесь ли вы физическими упражнениями самостоятельно?
А) Регулярно провожу тренировочные занятия
Б) Часто поддерживаю компанию в подвижных играх
В) Предпочитаю активный отдых во время прогулок
Г) Изредка прогуливаюсь пешком
6. Участвуете ли вы в спортивных праздниках, соревнованиях? Занимали какие-нибудь места?
А) Да, конечно.
Б) Иногда
В) Нет, никогда.
7. Любите ли вы уроки физической культуры?
А) Да
Б) Нет.
8. Ходите ли вы до школы пешком?
А) Да, конечно.
Б) Появляется свободное время - хожу
В) Иногда
Г) Нет, совсем не хожу пешком
Приложение № 2
Методические рекомендации по проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями
Прежде чем начать самостоятельные занятия физическими упражнениями, выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности.
Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).
Помните, что эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы будете использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим для правильного питания.
Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузки.
Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4 - 5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий.
Не стремитесь к достижению высоких результатов в кротчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению.
Физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.
Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств). Это позволяет вам достичь успехов в избранном виде спорта.
Если вы почувствовали усталость, то на следующих тренировках нагрузку надо снизить. Если вы почувствовали недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки посоветуйтесь с учителем физической культуры или врачом.
Старайтесь проводить тренировки на свежем воздухе, привлекайте к тренировкам своих товарищей, членов семьи, родственников, братьев и сестер.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Рисуем пшеничное поле гуашью
Две снежинки
Нора Аргунова. Щенята