Дворовые игры детей разных поколений
Вложение | Размер |
---|---|
dvorovye_igry_detey_raznyh_pokoleniy.docx | 30.02 КБ |
kartoteka_dvorovyh_igr.pptx | 906.12 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждения
«Анненская средне общеобразовательная школа»
Тема: «Дворовые игры детей разных поколений»
Выполнил: Панов Никита,
ученик 5 «а» класса
Руководитель:Зайнеева М. Н.
2017-2018 учебный год
Содержание:
Аннотация наставника…………………………………………………………3
Введение ………………………………………………………..……………...4
История возникновения игр……………………......………………………...5
Анкетирование детей, мам, пап, дедушек и бабушек и его результаты…...8
Заключение ………………………………………….…..………....................10
Список литературы ……………………………………...…………………...11
Приложение …………………………………………………………………..12
Аннотация
В XXI веке дети незаметно исчезли с улиц и дворов – теперь они играют в компьютерные игры или проводят время в различных специализированных клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация. Автор решил выяснить, в какие же дворовые игры играли разные поколения и попытаться привлечь своих сверстников играть на улице на первых, едва просохших «полянках» от снега.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Продукт проекта: картотека игр.
Автор дает описание дворовых игр разных поколений, в которые играли дети не только маленьких деревень и сел, но и всего необъятного Советского Союза.
Продукт будет использоваться на уроках физической культуры.
Введение
Игра – это работа ребенка, а игрушки – его инструменты.
Игра нужна детям не меньше, чем еда, питье и любовь родителей.
В игре ребенок изучает мир
Ребенку также необходимо общение с другими людьми. Это дает понять, что кроме нас еще существуют люди, игра позволяет научиться понимать потребности других людей, игра это репетиция взрослой жизни.
В настоящее время игры во дворе или в хорошей компании дома заменяются виртуальными играми. У детей меньше друзей, даже оказавшись вместе, дети, зачастую, не знают, чем заняться.
Разве заменит компьютер общение с друзьями, разве с ним можно побегать, посмеяться, поговорить или побороться?
Мы не прочь бы поиграть в интересные и весёлые игры, мы любим подвижные игры с элементами соревнований, где надо показать быстроту и ловкость, но таких игр мы не знаем или знаем всего несколько (догонялки, прятки).
Главнаяцель моего проекта собрать сведения об играх,в которые играем мы, играли наши мамы, папы, бабушки и дедушки.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- познакомиться с историей возникновения игр;
- провести анкетирование среди сверстников, и взрослых;
- создать картотеку с описанием интересных игр для дальнейшего использования на уроках физической культуры.
История возникновения подвижных игр
Анализ литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающего поколения…»
В первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, детей рано включали в труд взрослых, и дети очень рано становились самостоятельными.
Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда, сделавших невозможным включение ребенка в труд взрослых.
Первоначально, игра отображала только трудовые или бытовые действия. На начальном этапе становления подвижных игр это были подражательные действия, имитирующие повадки животных и птиц, собирательство и охоту (как наиболее древние формы человеческой деятельности). Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям»).
С развитием общества появилась потребность осуществлять эти действия в более эмоциональной форме - в форме игр и плясок, доставлявших одновременно и эстетическое удовлетворение.
Так же общество сало ставить перед детьми требования в отношении овладения и употребления необходимыми, например будущему охотнику, скотоводу, рыболову или земледельцу, навыками и привело к целостной системе упражнений. Стали появляться различного рода соревнования.
Развитие подвижных игр, обусловлено не только особенностями быта и культуры, но и необходимостью с детства готовиться к боевым действиям.
Исследователями установлено, у древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую входили разнообразные игры и физические упражнения: «Стенка на стенку», «Палочные бои» (фехтование), метание камня в цель и на дальность, метание копья, стрельба из лука, бег, плавание, поднятие и переноска тяжестей, игры «Буй», «Чур», «Бабки», «Городки», «Горелки», хороводные игры.
Большое количество игр являлось прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городки», «Казаки-разбойники»).
Многие игры воспроизводили в игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие- главное занятие славян :«Уж мы просо сеяли…», «Лен», «Капуста».
В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Сохранились самые интересные и увлекательные.
Интересна история происхождения многих игр.
«Лапта» Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Более тысячи лет живет эта игра в народе. При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию.
«Цепи кованные» или «Бояре» Предполагается, это что игра является отголоском ритуала выбора невесты или показом стремления русских людей к свободе.
«Казаки́–разбо́йники», название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников. Точных данных о времени возникновения игры нет, но известно, что играли в неё ещё до революции. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда городовые казаки из поселений за вознаграждение ловили «воровских» казаков.
«Классики» Оказывается, во что-то вроде классиков играли еще в Древнем Риме. Тогда это развлечение было доступно исключительно мальчикам. Таким образом, будущие воины тренировали устойчивость, ловкость движений, выдержку, умение держать равновесие. Протяженность линий древнеримских классиков составляла 30 метров
В средневековье игра стала популярной и в Европе - древнеримские легионеры привезли ее с собой в большинство стран, где из серьезного обучающего занятия классики быстро трансформировались в детское развлечение. Перешли в Россию в XIX веке.
«Жмурки» Исследователи считают, что игра Жмурки произошла от боязни людей болезней и смерти. Так как некоторые болезни сопровождаются потерей зрения, а люди всегда боялись заразиться, то они обходили стороной слепцов.
«Горелки» - старинная народная славянская игра. Слово горелки восходит к глаголу «гореть», причем изначально, в значении «любить, страдать от любви». Горелки изначально не были детской игрой: в неё играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту.
Анкетирование детей, мам, пап, дедушек и бабушек и его результаты
№ | Название игры | Количество человек которые играли в игры | Процент человек которые играли в игры |
1 | «Лапта» | 40 | 50% |
2 | «Жмурки» | 70 | 90% |
3 | «Прятки» | 80 | 100% |
4 | «Казаки разбойники» | 30 | 37% |
5 | «Царь горы» | 64 | 80% |
6 | «Резиночка» | 38 | 47% |
7 | «Классики» | 67 | 84% |
8 | «Горячая картошка» | 72 | 90% |
9 | «Слоники и всадники» | 18 | 22% |
10 | «Фанты» | 7 | 9% |
11 | «Вышибалы» | 80 | 100% |
12 | «Волейбол» | 11 | 14% |
13 | «Колечко-колечко»( «спичка выскочка ко мне») | 19 | 24% |
14 | «Выше ноги от земли» | 12 | 15% |
15 | «Съедобное не съедобное» | 76 | 95% |
16 | «Чехарда» | 23 | 29% |
17 | «Кондалы» | 53 | 66% |
18 | «Кошки – мышки» | 29 | 36% |
19 | «Глухой телефон» | 33 | 41% |
20 | «Ручеёк» | 57 | 71% |
Всего приняли участие в анкетирование 80 человек. Были проанкетированы: учащиеся, учителя, рабочие школы искусств, рабочие амбулатории, рабочие ПЧ-256 и мои соседи.
Взрослые – 43
Дети – 37
По результатам анкетирования мы видим, что:
1 место занимают: «Прятки» и «вышибалы»- 100%
2 место-«Съедобное не съедобное»-95%,
3место«Жмурки» и «Горячая картошка»-90%,
4 место«Классики»-84%,
5 место «Царь горы»-80%
А такие игры как: «Чехарда», «Фанты», «Выше ноги от земли», «Слоники», занимают очень маленький процент.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод: дети стали больше играть в телефоны и компьютерные игры и забывают про общение со сверстниками, по - этому нужно вспоминать игры, а их есть миллиарды и пытаться побольше играть в них. Некоторые игры наших родителей остались неизученными, так как их необходимо проводить на свежем воздухе. На летней площадке мы обязательно постараемся научиться играть в такие игры, как: "Казаки-разбойники", "Фанты", «Слоники» и др. Для этого я подготовил небольшую картотеку.
Литература
3.http://www.o-detstve.ru/
4. Сайт Энциклопедия нашего детства http://e-n-d.ru/games_out/
5. Жуков М.Н. Подвижные игры, изд-во Академия, 2000
6. Литвинова М.Ф., Русские народные подвижные игры. М., Просвещение, 1986.
7. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М., Детская литература, 1990.
Приложение
Я , Панов Никита, провожу опрос на тему:
«Дворовые игры детей разных поколений»
Прошу ответить тебя на мои вопросы.
Фамилия, имя________________________________
Твой возраст________________________
Любишь ли ты играть?_______________
Твои любимые игры?___________________________________________________
______________________________________________________________________
Знаешь ли ты, в какие игры играли твои родители, бабушки и дедушки?________
Перечисли их__________________________________________________________
Уважаемые взрослые!
Мы, дети, очень любим играть.
Но как оказалось, игр мы знаем недостаточно, в основном играем в компьютер ;
Поделитесь с нами, пожалуйста, воспоминаниями о вашем детстве.
Фамилия, имя, отчество, возраст___________________________________________
В какие игры вы играли в детстве? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
В какие игры играли ваши родители, бабушки и дедушки
Если сможете, опишите, на обратной стороне листа хотя бы одну игру, которую мы точно не знаем. Спасибо за ответы!
Слайд 1
Картотека игрСлайд 2
Колечко-колечко или спичка выскочка ко мне Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку ».Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего .
Слайд 3
Фанты Ведущий собирает у всех игроков по одному личному предмету, а затем каждый пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет должен выполнить задание написанное на бумажке. Игра замечательная, но только игрокам следует помнить, что им самим может попасться их собственное задание.
Слайд 4
Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Играющие разбиваются на две команды. Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. Вышибалы При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда. Задача вторых – не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь. Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя шесть раз. Если мяч отскакивал от земли и попадал в игрока, это не считалось. Место выбитых игроков занимали другие члены команды. Когда выбивали всех – команды менялись местами.
Слайд 5
Игроки делятся на 2 команды : казаков и разбойников , а затем казаки догоняют разбойников . Казаки разбойники
Слайд 6
Правила игры «Казаки-разбойники» Разбойники убегают и прячутся, используя для указания направления движения нарисованные стрелки, казаки должны их найти, поймать и отвести в темницу. Играть лучше большой компанией, минимум 4-6 человека, а лучше 10-12. Для рисования стрелок вам понадобится мелки. С помощью жеребьёвки ребята делятся на две команды. Можно выбрать сначала атаманов (капитанов команд), а затем каждый атаман набирает себе людей. В начале игры разбойники отходят в сторону и загадывают ключевое слово («шифр»), затем берут по мелку и убегают. Казаки отворачиваются или отходят за угол и организовывают место для темницы. Темницу можно отгородить палочками, камнями или очертить мелком. После оговоренного времени они пускаются в погоню за разбойниками. Разбойники, убегая, рисуют стрелочки каждые 20-30 метров, а также на всех поворотах и перекрестках. Иногда можно рисовать на перекрестках обманные стрелочки, например во все четыре стороны. Тем самым, получается, что казаки иногда бегут по неверному пути и заходят в тупик, им приходится возвращаться на перекрестки и продолжать поиск. Разбойники сначала бегут большой группой, потом начинают разделяться на более мелкие и ищут себе укрытия. Если казак находит разбойника он может его поймать — осалить
Слайд 7
Осаленный разбойник не может убегать и должен послушно пройти с казаком в темницу. Однако, по пути друзья-разбойники могут освободить пленника, осалив казака. После этого пойманный разбойник свободен и игра продолжается. В темницу приводят пойманных разбойников и начинают выпытывать у них секретный шифр. Обычно самый легкий способ этого добиться — щекотка :-) О том как можно и как нельзя пытать, лучше договориться в начале игры. Друзья могли освободить разбойника из темницы, «напав» на казака-караульного и держа его за руки, пока «пленные» разбегаются. Казаки считаются победителями, если узнают секретный шифр или поймают всю компанию разбойников. После этого команды меняются ролями. Известен вариант игры, когда разбойники пишут на стене первую и последнюю букву загаданного шифра, а остальные буквы пустыми квадратиками (по типу «Поля чудес») и указывают тему (города, животные, профессия и т.д.) После этого разбойники убегают, а казаки вместе отгадывают слово, после этого пускаются в погоню. Это дает разбойникам необходимую фору. Когда разбойники пойманы они спрашивают что за шифр, если казаки правильно отгадали — они победили. Разбойники получают по шелбану , если нет, то щелбаны получают казаки .
Слайд 8
( Лапта́ -знамя ) — русская народная командная игра с мячом и битой . Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. «Лапта»
Слайд 9
«Царь горы» Правила игры Победителем является тот, кто удержался на горке больше определённого времени, например минуты. ВАЖНО! Нельзя сталкивать соперников ногами !После этого дается команда НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! МАРШ! и все дружно лезут на горку. Каждый пытается залезть первым, обогнав соперников и занять вершину. Как только кому-то удалось достичь вершины, он встает во весь рост и кричит « Я царь горы! ».
Слайд 10
Далее царь горы пытается удержать свою власть, сталкивая соперников, которые, в свою очередь, пытаются его свергнуть и занять его пост. Если кому-то из игроков удалось побороть «царя» и столкнуть его с горы, он становится новым «царем» и т.д. Если вас набралось больше 8 человек, можно разделиться на две команды. В этом случае игрок, первым поднявшийся на вершину, может рассчитывать на помощь своей команды. Они борются с соперниками на склонах горы и не дают им приблизиться к своему «царю». Побеждает та команда, чей игрок добрался до вершины и смог удержаться там установленное время. Особенно интересна игра при наличии на склоне горы ледяных горок, тогда «царь» может скатывать вниз подобравшихся близко соперников, и усложнить подход к вершине. Хорошо, когда за игрой следит кто-то из взрослых, контролируя выполнение правил и остужая разошедшихся игроков.
Слайд 11
Игру, как обычно, начинаем с выбора ведущего. Все игроки садятся на лавочку в ряд (как вариант — становятся в круг). Ведущий кидает мяч любому игроку и одновременно называет какой-либо предмет. Если "это" съедобное — игрок должен поймать мяч. Если несъедобное — отбить его. Если кто-то "съел" несъедобное, он становился ведущим. Конечно, игра интересна при большой скорости кидания мяча и загадывания слов, причем задача ведущего — как можно быстрей запутать игроков. «Съедобное несъедобное» Сколько хохота было во дворе, когда кто-то "съедал" калоши или отказывался от мороженого!!! Вот, скажем, пример для ведущего: Молоко, яблоко, корова, колесо, арбуз, груша, машина, малина, ласточка, коробка, вода, соль, яблоко, крошка, кефир, кегли и так далее до бесконечности. Повторять слова можно.
Слайд 12
Правила игры: Игроки сидят на скамеечке, водящий произносит шепотом слово первому игроку, который по цепочке намеренно быстро передает его дальше. Вся соль заключается в том, что дойдет до последнего игрока. Далее очередь сдвигается и последний игрок становится первым - вОдой . «Глухой телефон»
Слайд 13
Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона». Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона». Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники. «Слоники»
Мост из бумаги для Киры и Вики
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Где спят снеговики?