В презентации представлена характеристика фонетических средств выразительности, используемых в текстах.
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskie_sredstva_vyrazitelnosti.pptx | 194.46 КБ |
Слайд 1
Фонетические средства выразительности Выполнили : Бурекешева Э. Мулдагалиева Г. Мулдагалиева М. Учащиеся 7 класса Учитель : Трибунская Н.Д.Слайд 2
ЗВУК -ЭТО самая маленькая единица речи в русском (и вообще любом) языке . Обозначает какую-то одну конкретную фонему, тип произношение. То есть фактически, звук — это то , как буква (или буквосочетание) произносится вслух.
Слайд 3
Многие из вас задавали вопрос, что такое фонетические средства выразительности ? И сейчас мы вам прочитаем теорию об этом.
Слайд 4
Фонетические средства выразительности . Как известно, звучащая речь является основной формой существования языка. Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый раздел стилистики - фоника. Фоника дает оценку особенностям звукового строя языка, определяет характерные для каждого национального языка условия благозвучия, исследует разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи, учит наиболее совершенному, художественно оправданному и стилистически целесообразному звуковому выражению мысли [1] . Звуковая выразительность речи прежде всего заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств. В первую очередь фонику интересует звуковая организация поэтической речи, в которой значение фонетических средств особенно велико. Наряду с этим исследуется также звуковая выразительность художественной прозы и некоторых жанров публицистики (прежде всего на радио и телевидении). В нехудожественной речи фоника решает задачу наиболее целесообразной звуковой организации языкового материала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фонетических средств языка обеспечивает быстрое (и без помех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет нежелательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, которое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность). Одним из путей достижения звуковой гармонии считается определенное чередование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний согласных содержатся звуки [м], [ н ], [ р ], [л], имеющие высокую звучность. Рассмотрим, например, одно из стихотворений А.С. Пушкина: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года: Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой..
Слайд 5
Советуем Запомните Аллитерация -повторение одинаковых или сходных согласных звуков Полно ч ной порою в болотной глу ш и/ Ч уть слы ш но, бес ш умно ш уршат камы ш и – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей Ассонанса -повторение гласных звуков Л ю бл ю берез у р у сск ую То светл ую , то гр у стн ую – передает легкую грусть, нежность Эпифора - лексический повтор в конце нескольких следующих друг за другом канонических фрагментов художественного текста (стихотворной строки, строфы и колона) . Например: Лес не тот! - Куст не тот! - Дрозд не тот! Стык -повтор конечного и начального звуков рядом стоящих слов , например Плащ, щеголяющий дырою
Слайд 6
Разминка для глаз.
Слайд 7
СТИХОТВОРЕНИЕ “ Весенние воды ” Ф.ТЮТЧЕВА Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят, Бегут и будят сонный берег, Бегут и блещут и гласят . Они гласят во все концы : «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед !» Весна идет, весна идет ! И тихих, теплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.
Слайд 8
Разбор стихотворения . Аллитерация ш , с помогает «услышать» бегущие потоки воды А воды уж весной шумят , Бегут и будят сонный берег, Бегут и блещут и гласят. , а аллитерация звонких звуков б, бл , гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!»
Слайд 9
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
Хризантема и Луковица
Под парусами
Этот древний-древний-древний мир!
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Кто должен измениться?