Данное исследование рассказывает о судьбе одного храма.Работа будет интересна всем кто увлекается историей России.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_odnogo_hrama.docx | 30.75 КБ |
Оглавление:
1. Введение.
2. Основная часть:
3. Заключение.
4. Приложение
5. Литература.
Введение
Данная работа представляет собой теоретическое исследование по теме: « История одного храма», в котором использованы следующие методы: работа со справочной литературой, анализ и сопоставление, поиск информации в Интернете.
Основная цель работы – выяснить роль Свято-Троицкого храма в жизни города Архангельска.
Задачи:
В своем исследовании мы обратились к книгам: Поповой, Л. Д. « Памятники архитектуры», Шалькевичу, А. А. « В Архангельском городе было построено» и другим печатным и интернет - ресурсам.
Данная работа актуальна именно в настоящее время, когда средства массовой информации формируют потребительское отношение к жизни, прививают искажённые нормы морали, развращают, огрубляют и дезориентируют молодого человека. Вследствие чего, школьники плохо знают историю Отечества и имеют невысокий уровень культуры.
Данная работа будет интересна всем, кто интересуется историей, культурой и православными архитектурными памятниками Русского Севера.
Основная часть. История основания храма.
В. В. Крестинин, используя летописные источники, сообщает, что в 1655 году «переведены из города Холмогор двинские стрельцы в Москву 480 человек, а на места их присланы на Холмогоры смоленские дубровские гайдуки 460 человек». О таких переселениях Двинская летопись рассказывает неоднократно. В течение нескольких десятилетий стоял в Холмогорах гайдуцкий полк, пока в 1702 году Пётр I в связи со строительством Новодвинской крепости не «приказал холмогорским двум полкам, русскому и гайдуцкому, переехать на Бревенник и становиться дворами от Маймаксы реки вниз до Новодввинской крепости на берегу»
Здесь на Бревеннике силами личного состава Устюжского полка летом 1705 года была построена деревянная Троицкая церковь. После Северной войны, когда угроза нападения на Архангельск с моря уменьшилась, полк был переведён на городской берег Кузнечихи. Примерно на территории современной областной больницы в Архангельске, задолго до основания города, существовала деревня Кузнечиха. В неё-то в 1724 году эти полки и были переведены с Бревенника. Русский полк был назван Архангелогородским, а Гайдуцкий – Устюжским. Деревня постепенно превращалась в солдатскую слободу. Так как расстояние передислокации войска оказалось небольшим, вместе с полковым имуществом на новое место перенесли и полюбившуюся церковь.
Время шло, за счёт горожан приход Троицкой церкви значительно увеличился, и обветшалое здание храма уже не справлялось с нагрузкой. Учитывая также постоянную угрозу пожаров, часто бушевавших в деревянном Архангельске, решено было построить добротное каменное здание.
На протяжении многих лет в храме свято хранились воинские реликвии — четыре полковых знамени петровского времени (одно из которых – знамя Холмогорского стрелецкого полка – хранится в Архангельском краеведческом музее), царский вклад — два покрова, один воздух и пелена, а также многие предметы церковного обихода. В этом храме проходили церемонии обрядов войск Архангельского гарнизона. В числе жертвователей на строительство Троицкого храма значились представители известных русских фамилий: Ромодановский В.Г., Прозоровский П.С., Милославский И.Б., Хованский П.И. Последний, согласно завещания, был похоронен у стен храма.
Солдатская слобода и её Троицкая церковь размещалась на выступе берега, некогда носившим название Жабинский Наволок. Солдатские слободы, как первого батальона, так и второго , отличались сравнительно четкой планировкой взаимно перпендикулярных улиц, одни из которых шли параллельно реке, с прямоугольными небольшими кварталами застройками. Примыкающая к ним береговая территория представляла из себя обширную площадку, на которой живописно размещались различные сооружения. Здесь и мучные ветряные мельницы, и питейные дома, и административные здания вроде комендантского дама. В центре всего этого мелкостроя и малоэтажья на относительно высоком берегу высился видимый из далека большой храм с колокольней.
Судьба Свято-Троицкого храма в Советское время
Богослужения в Свято-Троицком храме велись без малого два века. Когда именно состоялось последнее богослужение достоверно не установлено, однако известно, что по постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года Троицко-Кузнечевская церковь г. Архангельска должна была быть переоборудована под общежитие «и другие общественно-культурные нужды». Также известно, что в 1936 году в помещении храма размещалась школа шоферов и общежитие рабочих трикотажной фабрики, позднее мыловаренный завод и обувная фабрика, а с 1952 г. здание храма было передано для реконструкции под камнерезный завод.
За годы советской власти храм подвергся варварскому разграблению, разделив судьбу большинства российских храмов. Были изъяты все материальные ценности храма, его утварь и убранство. В годы правления Хрущева, решением обкома партии, «как занимающее ответственный участок набережной, ради лишения культового вида» здание церкви было лишено главки, осветительного барабана, и колокольни — верхнего яруса. В результате храм, имевший высоту до кончика креста центральной главки 38 метров, стал ниже на 20 метров.
Последнего настоятеля Троицкой церкви о. Николая Родимова, немощного, больного 80-летнего старца, арестовали в 1937 по обвинению в опасной антисоветской агитации. Через месяц он был расстрелян. Сейчас реабилитирован. Потомки священника доныне живут в Архангельске и довольно известны в медицинских кругах города.
История возрождения храма
В 1992 г. храм был передан общине Православной церкви. Началось его восстановление. Добровольцы разгребали груды мусора, заделывали проломы в стенах, проводили противоаварийные работы. С 1992 по 1994 годы в церкви не было настоятеля, не велись регулярные службы. В октябре 1994 года настоятелем Троицкого храма назначили молодого священника о. Алексея Денисова. Он обычный арханглогородец. Окончил среднюю школу № 11 с морским уклоном, учился и в Детской художественной школе. Занимался музыкой и боксом. Окончил мединститут и стал работать врачом. К вере пришёл уже в институте, долгое время был прихожанином храма всех Святых, помогал священникам, был хорошим звонарём. В 1993 году его рукоположили в дьяконы, а ровно через год о. Алексей стал священником и настоятелем Троицкой церкви.
Первым был восстановлен придел Архангела Михаила, который, при строительстве храма, в 1747 году первым же и был освящен. В июне 1995 г. впервые совершено всенощное бдение, а 6 августа 1995 г. состоялось малое освящение и первая литургия. Силами членов общины и добровольных помощников, под руководством настоятеля, в храме возродилась богослужебная жизнь. В настоящее время восстановлена главная церковь первого этажа Богоявленская. 2011 году на Колокольне были установлены новые колокола, а год спустя были установлены главки на Троицкую церковь и Колокольню.
При храме сформировалась община прихожан, число членов которой постоянно растет. Ее составляют люди различных профессий — студенты, рабочие, предприниматели, врачи, музыканты, государственные служащие. В
Работа по реставрации ведётся и сегодня. Естественно, необходима помощь- помощь самая разнообразная: и рабочие руки, и знания, и финансовая поддержка.
Архитектура храма
Двухэтажное кирпичное здание выстроено в стиле барокко (Смотри приложение) Его продольно-осевая трехчастная композиция складывается из двухсветного четверика храма, трапезной, соединённой с ней паперти, и колокольни.
Наружное убранство церкви носит довольно сдержанный характер. Продольные фасады разделены междуэтажным карнизом на два яруса. По вертикали они членятся пилястрами. (Смотри приложение) По осям проёмов размещались фигурные ниши /сохранились частично/. Дробно профилированный карниз раскрепован в местах соединения с пилястрами украшен своеобразным поребриком. Окна апсиды (Смотри приложение), и трапезной имеют лучковые перемычки и украшены рамочными наличниками.
Колокольня, представленная собой тип восьмерика на четверике, декорированана более сдержано. Четверик по углам имеет пилястры, как и углы восмерика.
Внутренняя планировка этажей различна. Нижний этаж храма перекрыт лотковым сводом, который поддерживается двумя столпами. Три восточных проема соединяют храм с апсидой, перекрытой коробовым сводом с конхой(Смотри приложение),а в западной стене аналогичные проёмы соединяют храм с одностолпной трапезной, перекрытой полулотковым сводом.
Церковь и колокольня имеют главки, покрытые сусальным золотом, изготовленные на заводе Урала и установленные в 2012 году. В результате высота церкви выросла опять с 20 до 38 метров.
Из внутреннего убранства ничего не сохранилось.
Храм сегодня
Община Свято – Троицкого храма оказывает шефскую помощь областному коррекционному детскому дому, городскому специальному дому одиноких и престарелых, онкоцентру областной детской больницы, воспитательной колонии для несовершеннолетних, областной больнице УФСИН.
В онкоцентре, городском специальном доме одиноких и престарелых обустроены молельные комнаты, за которыми закреплены определенные прихожане. Они проводят беседы, при необходимости приглашают священника для совершения таинств и треб. На Пасху, Рождество служатся молебны.
Детскому дому и воспитательной колонии регулярно оказывается материальная помощь: детскому дому — деньгами, колонии — вещами, книгами за счет пожертвований прихожан и спонсоров.
В 2002 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, при участии региональной благотворительной организации «Рассвет», создано сестричество в честь святой царственной мученицы Александры Федоровны Романовой.
Осенью 2002 года 18 женщин прошли обучение при Архангельском медицинском колледже по программам первой помощи и основам ухода за тяжелыми больными и с ноября начали помогать в двух наиболее тяжелых отделениях 1-й городской больницы скорой помощи — 4-м хирургическом и 2-м неврологическом. Ежедневные 2-3 часовые дежурства сестер-добровольцев позволяют помочь больным, о которых по тем или иным причинам не могут позаботиться их родственники. Среди сестер имеется парикмахер, который бесплатно подстригает больных, библиотекарь приносит всем желающим духовную литературу. По просьбам больных сестры приглашают священника.
Воскресная школа в храме образовалась осенью 1995 года. Первоначально в ней занимались 15 детей и 3 педагога.
В настоящее время школу по воскресениям посещают более 80 детей, занятия проводят 8 педагогов. Всего в воскресной школе 6 возрастных групп. Каждый педагог занимается в группе два года, после чего дети переходят к другому педагогу изучать другой предмет. Ребята изучают Новый и Ветхий Завет, Храмоведение, Литургику, Церковнославянский язык, Историю Церкви, Катехизис.
Кроме учебных занятий дети участвуют в социально-благотворительных мероприятиях — ставятся спектакли на православную тематику, которые затем показываются на Рождество и Пасху в приходе, Областном коррекционном детском доме, в Областной детской клинической больнице им. П.Г. Выжлецова. Несколько раз в году на территории храма проводятся благотворительные ярмарки, где продаются поделки учеников школы, педагогов и прихожан. Вырученные средства используются на дела благотворительности.
Ежегодно на Рождество и Пасху детьми готовятся поздравительные открытки, которые затем отправляются в Детский дом, Специальный дом для одиноких престарелых, Областную больницу УФСИН и пациентам больниц, которые находятся под опекой сестричества.
С каждым годом воскресная школа поступательно развивается и совершенствуется.
Заключение
Таким образом, в ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Приложение
Барокко – стиль в архитектуре 16- 18 вв. Появился барокко в Италии как результат развития стиля Ренессанс, а также благодаря ослаблению влияния церкви и усилению новой светской философии. Архитектурный стиль барокко отличается монументальностью, динамичностью, оригинальностью решений.
Пилястра
Прямоугольный плоский вертикальный выступ, повторяющий всечасти и пропорции колонны. Является декоративным элементом, служащим для вертикального члененияплоскости стены. В некоторых случаях является конструктивным усилением стены.
Источник: Словарь архитектурно-строительных терминов
Апсида
Примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной формыв плане; этим термином почти всегда обозначаются лишь алтарные объемы.
Ист.: Плужников, 1995
Конха (от греческого konche раковина), полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей (апсид, ниш и другое) зданий
Ист.: Плужников, 1995
Литература
Сказка "Узнай-зеркала"
Военная хитрость
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Рыжие листья
Знакомимся с плотностью жидкостей