Творческая работа с элементами исследования
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_estestvoznanie_karzhavina_4_klass_37_shkola.docx | 919.62 КБ |
Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «НГПУ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №38» города Набережные Челны
Региональная конференция
учебно-исследовательских и проектных работ
«В мире знаний»
Предмет: естествознание
Исследовательская работа на тему:
Как черепаха подружилась с улиткой
Каржавина Кристина
МБОУ «СОШ №37 с углубленным изучением отдельных предметов»,
4 класс, г. Набережные Челны
Руководитель: Пахомова Елена Витальевна,
учитель начальных классов
г. Набережные Челны, 2017
Краткое содержание исследовательской работы.
Существует мнение, что красноухие черепахи предпочитают одиночество и подселение аквариумных рыбок, улиток чревато последствиями для последних. Моя исследовательская работа направлена на разрушение этого мнения.
Обоснование выбора темы.
Черепахи – одни из самых древних рептилий, которые в настоящее время обитают на Земле, они появились на нашей планете около 200 млн лет назад. Водные, а особенно, красноухие черепахи на сегодняшний день являются одними из самых популярных животных экзотического плана, которые живут в квартирах.
В 2015 году совершенно неожиданно для меня, у нас в доме появилась черепаха. (Приложение 1) Ей тогда было примерно полгода. С тех пор она живет у нас. Мы назвали её Наташа. Поначалу черепаха вела активный образ жизни: ей было комфортно в большом аквариуме. Мы с мамой старались создать условия, приближённые к естественным. Когда я приходила домой Наташка подплывала к стенке аквариума и поднимала голову как бы приветствуя меня, вставала на задние лапы и приподнимала туловище и мне, казалось, что она слушает, о чем я говорю. (Приложение 2)
В конце 2016 года наша Наташка загрустила и стала пассивной. Свозили к ветеринару – совершенно здорова. На семейном совете возник вопрос о том, что черепахе необходимо давать живой корм, потому что, благодаря ему у нее повышается интерес к жизни. Папа утверждал, что у черепах в естественных местах обитания большая часть времени уходит на поиск пищи. В неволе же искать ничего не надо. Поэтому, когда можно ловить каждый день рачков, улиток, рыбок, оснований для меланхолии становится намного меньше. Мы с мамой пытались убедить в обратном, что красноухие черепахи – не только хищники, они – всеядные рептилии.
На следующий день папа принес из зоомагазина улитку для черепахи. Я очень люблю Наташу, переживаю за неё, но смотреть как она охотится на улитку не решилась. Папины утверждения не подтвердились, черепаха Наташа не только не съела улитку, она даже не набралась храбрости подплыть к ней. Миф о том, что черепахи съедают улиток начинал «рушиться». Наташа продолжала издалека наблюдать за улиткой. (Приложение 3) Пришла мысль о том, что возможно Наташа подружится с улиткой.
Спонтанно возникло желание завести дневник наблюдений за черепахой Наташей и улиткой. Я чётко поставила цель исследовать поведение черепахи и улитки через наблюдение.
В школе я поделилась своими наблюдениями с учителем. В ходе рассуждений, Елена Витальевна посоветовала использовать в работе карту «Знаю – Хочу узнать – Узнал». С помощью этой карты определила, что знаю, что вызвало наибольший интерес в поведении черепахи, что необходимо узнать, чтобы достичь своей цели. (Приложение 4)
В первую очередь изучила литературу, в которой выяснила, что такое бывает и черепаха не сразу съедает улитку. Папа утверждал, что «природа возьмёт своё». В течение двенадцати дней ежедневно вела записи в дневнике. (Приложение 5) Поведение черепахи не вызывало опасений, рацион питания оставался таким же. Папа был в недоумении, а я счастлива, мои предположения подтвердились. (Приложение 6)
Заключение.
Пошел второй год, как черепаха Наташа и улитка Турбо подружились. Миф о том, что черепаха в конечном счете съедает улитку «разрушился». Конечно, черепаха – хищник и всё может произойти, но я надеюсь на лучшее и верю, что их дружба будет продолжаться долго.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Таблица «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ»
ВОПРОСЫ | ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛА |
Какие существенные особенности образа жизни черепахи в домашних условиях | |||
Питание в естественных и домашних условиях | |||
Поведение в одиночестве | |||
Поведение по отношению к другим обитателям аквариума |
Приложение №5
Записи из дневника наблюдений
1 день | Черепаха издалека наблюдает за улиткой. |
2 день | Подплыла к улитке и хотела понюхать, но как будто боялась. |
3 день | Создалось впечатление, что Наташка боится улитку. |
4 день | Улитка чувствует себя комфортно, свободно передвигается по аквариуму. Решила дать имя улитке Турбо. |
5 день | Вечером Наташка находилась совсем рядом с улиткой. Улитка насторожилась и спряталась в ракушку. |
6 день | Измерила длину черепахи. Черепаха примерно в 8 раз больше улитки. |
7 день | Наташа дотронулась носиком до улитки и отпрянула назад. |
8 день | Улитка почти всегда сидит около обогревателя, по-видимому ей холодно. |
9 день | У Наташи весёлое настроение – бегает и плавает по аквариуму, несколько раз подплывала к улитке. |
10 день | Каждый занимается своим делом, но недалеко друг от друга. Улитка уже не прячется в ракушке, когда Наташа подплывает. |
11 день | Раньше, когда Наташа жила одна в аквариуме съедала всю пищу, которую мы ей давали. А сейчас оставляет немного пищи – улитка доедает остатки. |
12 день | Наташа плавает вокруг улитки, трогает её носиком, отплывает и возвращается обратно – как будто играет. |
Через неделю | Поведение черепахи Наташи не вызывает опасений, рацион питания такой же как обычно. Улитка питается остатками пищи, чистит аквариум. |
Приложение 6
Рисуем крокусы акварелью
Хрюк на ёлке
Сила слова
Под парусами
Можно от Солнца уйти...