Югра многоликая,
Делами великая
Идёт вдохновенно вперёд!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим югорский народ! (А.А.Радченко)
Вложение | Размер |
---|---|
nash_kray_v_dalyokom_proshlom.doc | 44.5 КБ |
Заявка на участие
в муниципальном конкурсе
творческих (проектных) работ
№ | Ф.И. участник (полностью) | ОО | Номинация | Название работы | ФИО педагога (без сокращений), должность (контактный телефон) |
1 | Кубышкина Ульяна Владимировна | МКОУ «Приобская СОШ» | Литературное творчество | Наш край в далеком прошлом. | Кубышкина Галина Владимировна Учитель русского языка и литературы 333-82 |
Наш край в далеком прошлом.
Югра многоликая, Делами великая Идёт вдохновенно вперёд! Мы пишем историю Любимой Югории И славим югорский народ! А.А.Радченко |
Югра… Ещё в V веке до нашей эры она была известна великому древнегреческому историку Геродоту. Он писал о народах северных пределов обитаемого мира, называя лесных охотников шерками, промышлявших в непроходимых чащах пушного зверя с помощью луков и прирученных собак.
Средневековые арабские авторы более определённо сообщали о народе «Страны Мрак», называя его йура. Племя йура, по их мнению, добывало «превосходных соболей и другие прекрасные меха». Название йуры историки соотносят с древними уграми (йура – йёгра - угры).
Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что «…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру… Югра же людье есть… и соседят с самоядью на полунощных странах.» С тех пор это слово закрепилось как этническое имя обских угров и как название населенной ими земли.
Далекие предки нынешних угров этот край начали заселять вместе с другими древними племенами примерно в VII-VI веках до нашей эры. Тогда здесь обитали мамонты, шерстистые носороги, бизоны, пещерные львы, северные олени и другие крупные млекопитающие. В реках и озерах водилось много рыбы и водоплавающей дичи.
Жители тайги приспособили свой уклад жизни к суровым условиям края: занимались охотой и рыболовством. Позднее научились выращивать злаки, разводить домашних животных и вести оседлый образ жизни. Появилась керамика, складывались местные традиции металлообработки.
Стоянки, поселения и могильники того времени малочисленны и уникальны. Основная часть их расположена в бассейне Конды (Советский, Октябрьский районы) и Северной Сосьвы (Березовский и Белоярский районы). Единственное древнейшее укрепленное поселение - городище Амня (Березовский район). От древних культур остались памятники-поселения Хулюм-Сунт, Сартынья, Честый-Яг, Няксимволь.
Тысячелетиями складывались и верования хантов и манси. К древним образам Матери-Земли и Отца-Неба добавились многочисленные божества и духи предков, семейно-родовых святынь, духи-хозяева рек, рощ, лесов, камней, деревьев, зверей, рыб и т.п. Главное место занял небесный бог Торум (Нуми-Торум), чье имя означает «небо», «вселенная» «погода»; его называют также «светлым», «золотым» и «великим».
В 1265 году Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого собиралась дань.
С 1364 года началось непосредственное освоение русскими восточных склонов Урала. Новгородские ратники, пройдя древним северным путём, дошли до низовьев реки Обь.
С XV века по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А в 1465 году московский воевода В. Скряба впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.
В начале XVI века земли ханты и манси были силой присоединены к Сибирскому ханству, возникшему на остатках Тюменского царства. В это время местные жители по Пелыму, Конде и Тавде объединились в один из крупнейших государственных союзов Сибири Пелымское княжество, которое вошло в состав Сибирского ханства. С 1555 года хан Едигер признал себя вассалом Москвы и обязался ежегодно выплачивать дань.
В 1563 г. власть в Сибирском ханстве перешла к сыну Бухарского правителя Кучуму, который в 1575 г. порвал вассальные отношения с Москвой и нанес удар по Приуралью. В ответ на это весной 1582 г. купцы Строгановы призвали для защиты волжских казаков под предводительством атамана Ермака Тимофеева. Из версий летописных рассказов об организации похода Ермака: «…в 1582 году, 1 сентября, Строгановы отправили из крепостей своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с соратниками, а с ними отпустили…своих разных служилых людей…и в различные доспехи облачили их, вооружением - пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным - в достатке снабдили их.» (Кунгурская летопись).
Ермак Тимофеев вернул часть завоеванных Москвой земель. Самыми крупными из захваченных волостей стали владения хантыйского князя Самара, который пользовался большим влиянием среди местных племен, так как владел известным хантыйским святилищем. Городок Самара состоял из двух частей – небольшого селища у подножья горы и укрепленной площадки на вершине 80-метровой горы, почти отвесно спускавшейся к реке. Крепость была почти неприступной. Тем не менее, после схватки с казаками под предводительством атамана Никиты Пана (по другим сведениям пятидесятника Богдана Брязги) Самаров городок пал, сам Самар и часть его приближенных погибли. Проведя в захваченном городке около недели, русские казаки пустились далее вниз по Оби.
В XVI веке Московское правительство перешло к реализации плана строительства укрепленных городов на новых землях, чтобы, опираясь на них, постепенно продвигаться дальше. Одним из первых подобных городов стал Березов, основанный в 1593 году на месте остяцкого городка Сугмут-Ваш или, как его еще называли вогулы, Халумо-Сугмут, что в переводе означает Березовый город. В 1595 году отрядом казаков под предводительством Мансурова был поставлен городок, получивший название Обской городок. Местные жители не смогли простить русским казакам строительства городка в их святилище – знаменитом капище «Обской Старик». Но их попытка захватить Обской городок не увенчалась успехом. Мансурову удалось отбить нападение. «Обской Старик» был расстрелян из пушки. После этого поражения ханты-мансийские племена принесли ясак Мансурову, а представители шести городков по нижнему течению Оби на следующий год отправились в Москву с просьбой о русском подданстве.
Эпоха Ермака положила начало русской колонизации Сибири. Были возведены небольшие крепости с отрядами казаков и служилых людей. Со временем они выросли в города Тюмень, Тобольск, Березов, Сургут.
Югорские племена, именуемые с XVI-XVII вв. остяками и вогулами, были приведены к клятве-шерти, а московские цари пополнили свой титул званием «Югорский».
Однако этот край еще долго не заселялся русскими, они не появлялись здесь вплоть до середины XVII века.
Территории, занимаемой ныне Ханты-Мансийским автономным округом, в частности городом Ханты-Мансийском, отводилась особая роль в политике Московского правительства, прежде всего в связи с его особым географическим положением.
Сегодня город Ханты-Мансийск – административный центр округа, один из десяти автономных округов Российской Федерации. Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны. Среди 89 субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ по площади занимает 12-е место, среди автономных округов – 5-е. Площадь Ханты-Мансийского автономного округа превосходит территорию любого европейского государства, кроме Франции.
Ласточка. Корейская народная сказка
Глупый мальчишка
Финист - Ясный сокол
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Астрономический календарь. Июнь, 2019