В современном мире произошел раскол в обществе – появились богатые и бедные люди, обеспеченные и остро нуждающиеся. Самыми не защищенными слоями населения стали дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети-инвалиды.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nesi_dobro_word_3.doc | 96 КБ |
Всероссийский фестиваль достижений молодежи
«Славим Отечество»
Номинация: Активная гражданская позиция и социальная инициатива
Проект «Неси добро»
Выполнила: Тютюнникова Виктория
Ученица МБОУСОШ №6
9 б класса
Пояснительная записка.
Актуальность:
В современном мире произошел раскол в обществе – появились богатые и бедные люди, обеспеченные и остро нуждающиеся. Самыми не защищенными слоями населения стали дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети-инвалиды. Экономический кризис изменил мировоззрение людей, особенно подростков.
Проект создает условия для проявления лучших человеческих качеств Российского гражданина.
В конечном итоге, проявление милосердия может привести к меценатству, желанию помочь другим людям.
Цели:
Сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу, сделать выполнение добрых дел привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает.
Задачи:
- оказание социальной помощи учащимся из малообеспеченных семей и учащихся, находящихся под опекой;
- пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей;
- формирование высокого уровня социальной ответственности школьников за свои поступки сейчас и в будущем;
-стимулирование и поддержка социально значимой деятельности школьного самоуправления;
- формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
- использование имеющихся в школе наработок и воспитательного потенциала для организации социально значимых дел.
Ожидаемые результаты:
- обретение опыта социально активной деятельности;
- обретение опыта нравственного поведения и общения;
- овладение навыками и умениями социальной деятельности;
- формирование необходимости совершения добрых дел;
создание условий для организации социально-значимой проектной деятельности, инициативы, способствующей вовлечению детей и их родителей в процесс духовно-нравственного воспитания учащихся;
- осознание участниками проекта в процессе деятельности его социальную значимость;
- осуществление моральной и материальной поддержки учащихся ОУ, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации;
- стимулирование и поддержка социально значимой деятельности классного самоуправления;
- отработка на практике модели реально действующего социального проекта, который может стать традицией класса, объединяя и воспитывая взрослых и детей;
- создание положительной ценностной мотивации участников образовательного процесса.
Содержание
"Моя гражданская позиция" - заданная тема заставила меня глубоко взглянуть на эту проблему с позиции подростка, человека, статус которого обозначается легко- современная молодежь. Что понимается под «гражданской позицией»? Гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.
Компонентами активной гражданской позиции являются: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества. Первый компонент - социальная активность. Её можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественной деятельности, в результате которой обеспечивается самореализация личности. Моя самореализация осуществляется через общественную жизнь в классе, школе, районе, области. Это участие в акциях, конкурсах, мероприятиях разного уровня и направлений. Хотелось бы обратиться к житейской мудрости, в которой каждый из нас ищет свою истину и находит близкое для себя. Кто не знает пословицы «один в поле не воин» или поговорки «моя хата с краю». А ведь именно этими фразами, к сожалению, многие прикрываются или оправдывают свое поведение. Руководствуясь такой нехитрой философией можно оправдать любое беззаконие, любое нарушение правил, в том числе и моральных.
А я говорю, что и один в поле воин. В нашей стране почему- то все ждут, что кто-то другой придет и решит наши проблемы. Мы жалуемся на власть, на то, что она не думает о нас, не заботится, не решает наши проблемы и тому подобное. Ну а сами-то мы почему не хотим своими проблемами заниматься?.В европейских странах народ с большим интересом участвует в местных выборах, знает всех кандидатов, работает в организациях общин. У нас же такие выборы никому не интересны, небольшая явка избирателей на участках – обычное явление. Зато мы не отрываясь следим за выборами Госдумы, президента. Это, разумеется, важно, от этого зависит судьба страны. Но живем-то мы прежде всего в своем городе, в своем районе, в своем доме и подъезде. Это и есть родина. С этими местами у нас ассоциируется дом, семья, вся жизнь наша здесь. Представьте, если каждый будет интересоваться проблемами класса, школы, своего участка, если каждый хоть чуть-чуть будет стремиться мир к лучшему, то тогда какой бы сильной, мощной стала бы наша страна в целом и каждый регион в отдельности, и сколько трагедий можно было избежать. Второй компонент - гражданское самосознание, которое развивается с опорой на жизненную позицию, осознание, оценка человеком своего нравственного облика и интересов, то есть целостная оценка самого себя, как носителя общественно значимой позиции. В настоящее время моя общественно значимая позиция выражается в получении образования в школе. Обучение в школе позволяет мне получить знания, не только в рамках школьной программы. Имеются все возможности, чтобы определиться с кругом своих увлечений и их реализовать. Со школьной скамьи мы знаем, что гражданское общество представляет собой идеальную модель общественного развития. Это объединение свободных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, социальными правами, активно участвующих в управлении государством и беспрепятственно удовлетворяющих свои разнообразные потребности. Современная молодежь является одним из самых активных субъектов в построении такой модели общества.
Во многом от нас зависит насколько будет безопасной жизнь в ближайшем будущем, насколько гармоничной и перспективной. Мы те, кто уже планирует и прогнозирует, что будет в ближайшее время, те, кто уже сейчас должен заявить о своей гражданской позиции.
Активная гражданская позиция это участие в общественно-политической жизни и высочайшая ответственность за то, что происходит вокруг меня и в нашем государстве, по большому счету, на Земле. В чем это выражается? Мне хотелось бы пройтись по тем направлениям, где каждый из нас уже сейчас может внести свою лепту, свой «кирпичик» в фундамент того будущего, в котором было бы комфортно и надежно.
Я полагаю, что к гражданской позиции можно отнести и личное отношение каждого учащегося к процессу образования. Не понимаю тех, кто приходит в школу для того, чтобы не расстраивать родителей или просто отсидеть уроки как наказание. В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования новой личности конкурентоспособной, креативной и творческой. И чем больше будет таких выпускников, тем вывшее будет и значимость нашего государства на международной арене. А начинать нужно с малого: подготовки уроков, принятия участия в школьном самоуправлении, в познавательной и исследовательской деятельности
Сейчас актуально оказание помощи всем тем, кто нуждается в ней, а иногда просто во внимании. Это старики, ветераны. Этим людям немного надо, чуть-чуть поддержки, проявление заботы и участия. Активная гражданская позиция – это забота о ближнем. Кстати, не стоит забывать о братьях наших меньших. Избиение животных считаю недопустимым
Патриотом я считаю должен быть человек с активной гражданской позицией. Он должен не только формально говорить о любви к Родине, он должен интересоваться историей своего народа, выполнять свои обязанности перед государством, активно бороться за то, чтобы не было стыдно за свою Родину: чтобы в обществе присутствовал гуманизм, демократические ценности, способствовать экономическому процветанию и чтобы был личный вклад в это процветание. Кроме того, активная гражданская позиция, я считаю, обязательно должна предполагать наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. Гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности.
Инициатива человека возможна лишь по отношению к другим людям. При этом масштаб инициативы может быть различным: от помощи другому человеку в удовлетворении его потребности до удовлетворения потребностей общества в целом. Первый шаг, почин, начальный – эти качества определяют и подчеркивают инновационный характер инициативы. То есть, инициативное действие должно быть новым, не имеющим аналога, должно осуществляться впервые или хотя бы содержать новую комбинацию ранее известных составляющих. Итак, в широком смысле "инициатива" - не обязательно абсолютно новое действие, в узком смысле – она должна содержать хотя бы относительную новизну. Естественно, что педагогической поддержкой пользуются только созидательные инициативы, которые вписываются в цивилизованные рамки общественной жизни, являются социально значимыми.
Что же такое социальная значимость? Социально значимое дело – дело, связанное с вкладом в жизнь общества. Социально значимая инициатива – самостоятельная мотивационная активность одного или нескольких членов социума, направленная на решение какой-либо существующей проблемы общества. В качестве начала инициативы всегда лежит идея – идея по преодолению каких-либо проблем. Однако идея так и останется идеей, если у её автора не возникнет мотивация по ее воплощению. В свою очередь, созревшая мотивация ведет к действенной активности по реализации идеи. Люди, проявившие такую активность, и являются инициаторами.
Детская и молодежная инициатива – это любая инициатива, исходящая от представителей молодежи. Детская и молодежная социально значимая инициатива - это дело, предложенное молодёжью, после реализации которого, жизнь общества в чем-то облегчилась или стала более совершенной. Примером из прошлого могут служить Тимур и его команда из одноименной повести А. Гайдара.
Иными словами, инициатива, либо проект возникает, когда существует проблема, и есть потребность изменить существующую ситуацию в лучшую сторону. Так появляется цель. Но чтобы ее достичь, необходимо провести ряд мероприятий, что требует определенного периода времени и затрат.
При определении волнующей проблемы и наличии желания изменить ситуацию необходимо разработать проект.
Постановка проблемы (введение) - актуальность проекта определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать проект. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе напряженность и что намеревается преодолеть. Схема составления проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений.
Этапы разработки инициативы (проекта):
1. Проявить инициативу (найти единомышленников, создать команду).
Любая проблема решается намного эффективнее, если над ней работают несколько человек, особенно если эти люди - единомышленники.
2. Провести анализ проблемы: определение её причин и последствий.
Анализ последствий подскажет, какие мероприятия необходимы для уменьшения воздействия проблемы. При анализе и формулировке проблемы важно обратить внимание участников на то, что проблема – это не отсутствие ее решения, а существующее негативное положение вещей. Организации, органы власти различных уровней и группы людей руководствуются различными мотивами и интересами и могут как положительно, так и отрицательно повлиять на реализацию проекта. Поэтому крайне важно провести анализ интересов и ожиданий всех, кого реализация проекта коснется прямо или косвенно
3. Поставить цель.
Цель проекта – это то, какой мы хотим видеть ситуацию в будущем. Цель должна быть конкретной, реалистичной, показывать какие изменения будут достигнуты в результате проекта.
4. Определить, каких результатов вы хотите добиться.
Результаты – то, что должно быть достигнуто к моменту завершения проекта, то, что можно увидеть и оценить.
5. Запланировать конкретные действия - мероприятия, необходимые для достижения цели и результатов.
Мероприятия в рамках инициативы – это деятельность, которая должна быть осуществлена проектной группой. При этом каждое мероприятие должно служить достижению одного из ожидаемых результатов. Не может быть мероприятий, которые сами по себе и неизвестно зачем. Важна не деятельность сама по себе, а то, к каким результатам она приводит. Описание мероприятий должно отвечать на следующие вопросы: когда? (время), где? (место), кому? (для кого предназначено), что именно?
6. Составить план реализации, определив временные рамки.
План реализации задает временные рамки осуществления проекта. Запланировав ряд мероприятий, важно определить, как они согласуются между собой, а также учесть не только даты проведения мероприятия, но и время на его подготовку и подведение итогов.
7. Определить ресурсы и бюджет.
Ресурсы – это материалы и средства, необходимые для воплощения мероприятий, перехода ожидаемых результатов в реальность: финансовые, трудовые, интеллектуальные, технические и др. Следует «пройти» по каждому мероприятию и составить подробный список необходимых ресурсов, одновременно отмечая, что у вас уже есть и что вам необходимо привлечь со стороны.
8. Оформить проект в форме документа.
Обычно проект, инициатива оформляются в виде документа, который содержит основные моменты того, что необходимо сделать, достичь. Оформление проекта в виде документа необходимо, прежде всего, чтобы четко сформулировать и не «потерять» в процессе выполнения цель, задачи и мероприятия инициативы. Также это позволяет составить бюджет и определить план реализации. Кроме того этот документ поможет заинтересованным лицам лучше понять, чего и каким именно образом вы хотите добиться своей инициативой, и может послужить инструментом привлечения средств для осуществления проекта. Чем четче сформулирован проект, тем больше вероятность его успешного осуществления, и выше шанс на получение финансовой поддержки.
9. Взять обязательства, ответственность.
Взятие обязательств – это распределение обязанностей по осуществлению мероприятий проекта. При распределении обязанностей следует учитывать способности и наклонности участников группы. И, конечно же, нельзя заставлять людей делать то, что они не хотят. Результат от такой деятельности будет плачевным.
Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.
Первый этап – осознание своего «Я».
Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору.
Третий этап – готовность к проявлению «Я».
Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах.
Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Современной России, к сожалению, очень не хватает бескорыстных людей. И поэтому радостно слышать, что в нашем городе школьники с удовольствием вступают в ряды волонтеров. Я одна из них. В этом в полной мере проявляется моя активная гражданская позиция. Приятно видеть благодарность в лицах тех, кто для Победы Родины ковал успех! Приятно видеть счастье радости в глазах детей, и мир от этого становится светлей. Ведь так приятно людям помогать, и не за деньги, без награды – просто так! Быть волонтером сегодня – значит открыто заявлять о своей готовности помогать нуждающимся в социальной защите, проявлять инициативу, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, значит быть личностью нравственной, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей быть счастливой и нести счастье и добро другим людям, значит быть достойным гражданином и патриотом своей страны. Завершить я хотела бы словами "Я хочу, чтобы успехи моего поколения легли в основу развития нашего любимого города".
Сказка "Морозко"
Пока бьют часы
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Хитрый коврик