Познакомить учащихся с природой родного края, воспитание уважительного отношения к окружающей среде. Ребята узнают, что такое заповедники, говорят о правилах поведения в природе.
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir-1.doc | 719.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33 г.Липецка
имени П.Н.Шубина
«Окружающий мир» («Обитатели Земли»)
Тема: «Как нам жить в дружбе с природой»
Подготовил:
Павлов Олег Александрович
Ученик 4 Г класса
Проверила:
Белякова Марина Анатольевна
учитель
2015 год
Аннотация:
Цели проекта:
Экологическое образование, изучение природы родного края, воспитание уважительного и ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
Понимание современных проблем окружающей среды;
Формирование потребности жить по принципу "Не навреди".
- Мир природы красив, многообразен, полон тайн, богат растительностью и животным миром. Природа нашего родного края очень красивая. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, яркой зеленью лесов.
- Мы – часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко - надо уметь дружить с природой. А как стать ее другом?
-Как мы можем помочь природе, сохранить для людей? Как человек должен вести себя в природе? Будем обсуждать экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, чтобы помочь природе нашего края сохранить свою красоту. Это станет не только призывом к людям, но и инструкцией для всех, кто хочет реальными делами помочь делу сохранения природы.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, лесами,
Такая планета нужна нам с вами.
I. Совместное открытие знаний.
1. А начнём мы это с небольшого путешествия в прошлое. Как вы думаете, нова ли проблема охраны природы?
Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так, Ярослав Мудрый ещё в 11 веке законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра l, изданный в 1718 году, предписывал «преслушников», которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы». Этим же указом Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…»
2. Что предпринимают люди всего мира, обеспокоенные состоянием природы на Земле?
А) Разговор о «Красной» и «Чёрной книгах».
-Что это за книги?
-Почему она «Красная книга» красного цвета? (Красная книга, в неё занесены редкие и исчезающие виды животных и растений. Красная книга – это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать.)
Существует и «Чёрная книга», её ещё называют Книгой Памяти. Если «Красная книга» – сигнал тревоги и призыв к действию, то «Чёрная книга» – предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть.
В неё занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли. В исчезновении большинства из них прямо или косвенно виноват человек. Отсчёт этого списка ведётся с 1600 года.
Б) Одним из реальных дел, которые направлены на сохранение исчезающих видов растений и животных, является создание заповедников и национальных парков.
- Что такое заповедники? В чём главное отличие национальных парков от заповедников.
(Заповедники - это территории, на которых ведётся большая научная, природоохранная работа, а всякая хозяйственная деятельность (добыча полезных ископаемых, сбор грибов, ягод, рыбная ловля, охота) запрещена. Туристы не имеют права заходить на территорию заповедников, чтобы не нарушать естественную жизнь природного сообщества.
В национальных парках разрешены посещения для туристов, но только по указанным тропинкам и дорогам. В них горожане могут познакомиться с нетронутыми уголками природы, с жизнью населяющих их животных.)
11 января - День заповедников и национальных парков
Впервые «День заповедников и национальных парков» начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.
-Сегодня в России насчитывается более 100 заповедников и 35 национальных парков.
3. На сегодняшний день человек и продукты его деятельности настолько загрязнили природу, что она уже не в состоянии справляться самостоятельно. Все чаще и чаще слышим мы слова «экология», «экологическая катастрофа».
- Вспомните, что такое экология?
(Экология - наука о связях между организмами и организмами с окружающей средой. «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология – это наука о нашем общем доме. Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на неё своими действиями.)
4. Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в дружбе с природой?
А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. А знаете ли вы, что 1 га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода.
Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник ?
Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?
Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.
А что можно сделать для охраны родной природы?
Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке.
1. На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там
где много растений, легко дышится!
Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти
и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
2. Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник,
приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце,
душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела
к исчезновению многих видов растений.
3. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто
человек – тропу, а тысячи – пустырь».
4. Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
5. Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар!
6. Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.
7. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
8. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
5. Раньше природа всегда успевала “залечивать свои раны”. Со временем человек всё больше и больше стал использовать природу в своих целях. И теперь ей стало трудно “залечивать раны”, которые наносит ей человек.
6. Как понимаете фразу: наш долг перед природой растёт с каждым днём. Всё современное хозяйство построено на использовании энергии угля, нефти, газа – ископаемого топлива. Нефть и уголь образуется в течение миллионов лет. Эти запасы мы очень быстро расходуем, а значит, берём в долг. Но запасы их не бесконечны. Человек стал задумываться: что же делать дальше? -Каково решение проблемы?
Человеку нужно научиться использовать другие энергетические ресурсы: энергию ветра и солнца, энергию приливов, энергию тепла недр Земли.
Литература:
ЧЕРНАЯ КНИГА (ИСЧЕЗНУВШИЕ ЖИВОТНЫЕ)
КРАСНАЯ КНИГА
АМУРСКИЙ ТИГР
ДИКАЯ КОШКА МАНУЛ
БОЛЬШАЯ БЕЛАЯ АКУЛА
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Рисуем осенние листья
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Снеговик
Машенька - ветреные косы