Калмыцкие мастера оставили будущим поколениям удивительные по глубине и чистоте восприятия живописные полотна. Их работы прививают любовь к малой Родине. Именно на таких произведениях искусства нужно воспитывать подрастающее поколение, приобщать к миру прекрасного. Все эти произведения калмыцких художников – уже история изобразительного искусства республики.
Заявка
на участие в конкурсе «Родина у нас одна»
ФИО участника – автора работы (полностью) | ФИО руководителя работы | Наименование организации | Регион, населенный пункт | e-mail руководителя работы и ее автора |
Ильзитинова Полина | Санджиева Баяна Владимировна | МБОУ СОШ №23 Волгоградская ул., 59А, Элиста, Респ. Калмыкия, 358005 | Республика Калмыкия, г. Элиста | Bayana0706@mail.ru |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23»
Творческая работа
«Гражданская война и революция в живописи Калмыкии»
Выполнила:
Ильзитинова Полина
ученица 9 «б» класса
Руководитель:
Санджиева Баяна Владимировна
учитель английского языка
Элиста, 2018
Содержание
Введение.
I.Революция и гражданская война в Калмыкии.
II. 1. Революция и гражданская война в творчестве Г.О.Рокчинского.
2. Революция и гражданская война в творчестве калмыцких художников У.Бадмаева, К.Ольдаева, А.Поваева, Н.Шиняева, О.Кикеева, А.Цебекова.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
В 2017 мы отметили 100-летие Октябрьской революции. Год столетия революции -хороший повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для региональной истории, истории Калмыкии.
Трагичная и великая одновременно, история страны нашей запечатлена в памяти народной, в подвигах и свершениях многонациональной общности людей, объединенных великими идеями Мира, Равенства, Братства, Счастья народов земли, в художественных произведениях всех жанров, видов искусства, в достижениях и открытиях, позволивших реализовать самые смелые мечты.
Сегодня мнения в части трактовки революции 1917 г. прошлого века разделились.
Те, кто воспринимает прошедшие события в 1917 г. сегодня негативно, имеют на то право. И те, кто считает что в ней было много положительного,- они тоже правы. На современном этапе мы должны осознать-что все таки произошло? Это было благо или зло?
Изобразительное искусство Калмыкии XX века сложилось в реалиях российской истории, критических не только для его формирования, но и существования самого народа.
Актуальность темы исследовательской работы определена интересом к искусству изобразительному как феномену культуры в условиях глобализации и интеграции мирового сообщества. В усиливающемся процессе исчезновения наследия малых этносов приходит понимание необходимости его сохранения и изучения. Актуальность темы заключается и в назревшей необходимости изучения национального искусства, представляющего самобытный вклад в общероссийскую культуру.
Цель исследовательской работы описание и изучение произведений значимых в понимании художественного процесса XX столетия, в жизнеутверждающих этапах развития государства – Октябрьская революция, советское строительство- составляет общую тематику искусства соцреализма.
Задачи:
- Обобщение и систематизация материала изобразительного искусства Калмыкии, посвященные теме революции и гражданской войны
- Рассмотрение исторических факторов, определивших создание произведений.
-Выявление художественной традиции, предположительно концентрируемой в этнической картине мира, созданной выразительными средствами искусства.
Практическая значимость исследования:
- Самосознание нации, существенно меняясь в процессе эволюции, сохраняется, передается из поколения в поколение. В таком контексте воспринимаются образы исторических личностей, сопряженные национальной идеей.
- Неограниченное воздействие информационных технологий может привести к изменению потребностей, интересов и ценностных ориентаций людей, поверхностности восприятия, неспособности понять глубокий смысл тех или иных явлений культуры. Необходимо формирование информационной культуры.
-Для организации и проведения экскурсии в Национальный музей имени Пальмова Республики Калмыкия.
- Создание методической копилки для проведения уроков регионального цикла и МХК
Большинство калмыков в период революции 1917 г и Гражданской войны вовсе не стремилось под белые или красные (или еще какие-то) знамена, а пыталось найти выход из кризиса, истоки которого были заложены задолго до 1917 г. С этой точки зрения и следует рассматривать метания части национальной интеллигенции, которые, сохраняя свои политические цели и воззрения неоднократно переходили на ту или иную сторону. Что касается неграмотных кочевников, то значительная их часть вообще отказывалась участвовать в конфликте, цели которого для них были совершенно непонятными; некоторые калмыки принимали ту или иную сторону в конфликте исключительно по субъективным причинам. Вместе с тем, часть калмыков приняла активное участие в начавшемся конфликте и вполне осознанно выбрала ту или иную сторону: например, большинство донских калмыков- казаков выступило на стороне контрреволюции, а рыбопромысловые ловцы из числа разорившихся и обнищавших кочевников – на стороне Советской власти.
Как и во многих других регионах страны, экономике Калмыкии, основанной преимущественно на скотоводстве и частично земледелии экстенсивного характера, в результате Гражданской войны был нанесен заметный урон.
Национальная политика российских правительств по отношению к калмыцкому народу была примерно такой же, как и к другим национальным меньшинствам Востока и Юга страны, отличаясь лишь некоторыми частностями. В царский период национальная политика была направлена на постепенную аккультурацию и русификацию калмыков, ни о какой автономии не было и речи. Временное правительство, пообещав частичную автономию в форме отдельного земства, переложило реальное решение калмыцкого вопроса на Учредительное собрание. Правительство ВСЮР, которым в основном руководили консерваторы великорусского толка, проводило проводило политику « Единой и неделимой» и стремилось подавить любые формы национальной суверенизации. Советская власть, поначалу обращавшая на калмыков мало внимания, в конечном итоге, предоставила им национальную автономию, что заметно способствовало переходу калмыков на сторону большевиков.
Только с провозглашением национальной автономии в 1920г.и объединением калмыков в составе одного региона, подчиненного непосредственно федеральному центру, начали складываться предпосылки для социально-экономического и национально-культурного развития калмыцкого народа, реализовавшиеся в условиях исторической модернизации XX века.
Большевики, которые мало интересовались национальной политикой и считали нации институтом устаревшим и отмирающим, ненужным в будущем всемирном Интернационализме, до Февральской революции были противниками федерализации страны и выступали за унитарное демократическое централизованное государство с широкой областной автономией. Однако сразу же после революции они продемонстрировали свое умение кардинально менять по необходимости свою политику и рубить «гордиевы узлы». Казачество. И вместе с ними лидеры астраханских и донских калмыков. выступили на защиту своих привилегий и своих идеалов, мнимых и реальных. После поражения мятежей А. М. Каледина и И. А.Бирюкова они сбежали, но в результате их действий на калмыцкие улусы и сальские станицы легло клеймо –«контрреволюционеры». Региональные Советы им не доверяли, не давали оружия для формирующейся милиции, а на степь уже надвигалась волна грабежей и насилия. Такая политика региональных Советов вкупе с нарастающими реквизициями и грабежами (по тем временам и разницы большой не было) отпугнуло народные массы. После тяжелой зимы 1918-1919 года, когда реквизиции достигли наибольшего размаха в результате отступления трех советских армий, разгромленных А. И. Деникиным калмыцкая степь действительно откачнулось в «лагерь контрреволюций». Когда весной 19919 года корпуса С. Г. Улагая и Д. П. Драценко вторглись на территорию Калмыкии, они встретили широкую поддержку местного населения. За короткий период почти всю Калмыцкую степь заняли белогвардейцы и партизанские отряды. Однако национальная политика белых правительств была на удивления негибкой. Представители военщины, воспитанные в духе патриотизма и верности белым идеалам рухнувшей империи, и правые консервативно-монархические элементы, мечтающие о возрождении могущества великой державы, не могли принять идеи национальной суверенизации ни в каких формах. Девиз национальной политики этих лидеров был прост: «Единая и неделимая Россия». Воззвание Деникина «Калмыки, вы одной с нами родины-России», заканчивающиеся словами «Вперед за единую, великую, неделимую Русь», не давало калмыцкому народу никаких гарантий для сохранения этнической идентичности. Когда же белые начали свои реквизиции (как тут не вспомнить классическое – «Приходят красные, грабят! Приходят белые, грабят! А куда нам, бедным крестьянам, податься?»), а Астраханская казачья дивизия в большинстве своем сформированная С.-Д.Б. Тюменем и Г.Д. Балзановым из калмыков, полегла в лобовых штурмовых атаках на Черноярский укрепрайон, настроения в массах снова стали меняться. Вот только куда же податься? Тем временем, советские партийные работники признали, что они «на Калмыцкую степь обращали мало внимания и, возможно, только поэтому белогвардейцы так легко ее заняли». В течении нескольких месяцев Совнарком РСФСР предпринял ряд шагов, направленных на защиту интересов калмыцкого народа. 22 июля 1919 года вышло ленинское «Воззвание к трудовому калмыцкому народу», в котором вопрос об объединении калмыцкого народа и провозглашении автономии Калмыкии передавался на усмотрение будущего Общекалмыцкого съезда Советов. Советское правительство не ограничилось декларациями и издала ряд декретов и распоряжений, которые должны были стабилизировать экономическую ситуацию в Калмыцкой степи. Все эти меры, в конечном итоге, привели к тому, что настроения в регионе стали меняться в пользу советской власти, что нашло отражение и в боевых действиях на фронте. Осенью 1919 года вступили в бой калмыцкие красные части, формирование которых затягивалось с 1918 года. Белокалмыцкие части, напротив, стали разваливаться. Весной 1929 года три Калмыцкой полка Астраханской дивизии из -за большой убыли личного состава пришлось свести в один - 2-й Астраханский Калмыцкий полк, а от Ставропольского полка осталось всего 28 калмыков. В июле 1920 года в селе Чилгир прошел 1-й Общекалмыцкий съезд Советов, на котором было провозглашено объединение всех разрозненных частей калмыцкого народа в Автономную область в составе РСФСР. Чилгирский съезд на самом деле был не первым. После Февральской революции прошло как минимум два съезда депутатов калмыцкого народа, Большой казачий круг, «яшкульский» (русско-калмыцкий объединённый), три съезда Советов. Все эти съезды своей чередой как в зеркале отразили сложный путь Калмыкии с ее причудливыми зигзагами и переворотами, да и всей нашей многострадальной России. За те три с небольшим года что прошли между Февральской революции 1917 и 1 Общекалмыцким съездом, в судьбе Калмыкии было немало перемен: Октябрьский переворот, Гражданская война, голод и разорение холодной зимой 1918-1919 года, страшный исход донских калмыков зимой 1920 года, провозглашение долгожданной автономии. Именно создание автономии стало ключевым фактоллмром, в значительной мере не только способствовавшим национально-культурному развитию, но и спасшим калмыцкий народ от уничтожения в эпоху жестоких перемен.
II.1. Большое место в Калмыцкой живописи на протяжении почти 30 лет занимает тема революции Гражданской войны первых пятилеток. Полотна художника Г. Рокчинского узнаваемы с первого взгляда. Рокчинский - мыслитель, не мог оставаться равнодушным к теме исторической судьбы народа. Вмнннннннннесте с тем он не был летописцем, детально и добросовестно запечатлевающим события прошлого. Его творчество – скорее осмысление истории, выявляющее типичное из книги Бытия народа. От него он неотделим, в судьбе народа мыслит себя, свое место художника. Поэтому так емки в образной выразительности его исторические образы.
В каждом образе художник находит адекватиное личное окружение. Наивысшего слияния образа и среды художник достигает в полотне «Накануне», где предгрозовое состояние природы и напряжение мысли и воли человека, звуча в унисон, воспринимается почти физически.
Глубокий и многогранный образ Ленина в творчестве Рокчинского – далеко не дань идеологии своего времени. Образ выношен в раздумьях и поисках своей трактовки исторической личности. Портретное сходство передано замечательно. Перед нами выдающийся мыслитель и политический деятель, во многом определивший содержание эпохи. И это факт, который не смотря на различие оценок в современой интерпритации истории, являеся отправным в творческом осмыслении художника. Бурное движение клубящихся облаков в тональной раскладке красного, синего и лилового создают эмоциональный камертон восприятии исторической личности. Образ Ленина созвучен состоянию природы. Ее антропоморфное выражение представляет портрет личности, отмеченный творческой печати автора, традиционно сопрягающего взаимоотношения человека и природы.
Смысловое напряжение произведения создают пейзаж, замечательно переданный в предгрозовом состоянии природы. Оно сопрягается с эмоциональной выразительностью лица Ленина. Подчеркнутая статика фигуры оттеняет насыщенную динамику состояния глубокого размышления Ленина. Это создает эмоциональное напряжение, «разливающееся» в предгрозовом небе. Гениальная прозорливость мыслителя – вот, что привлекало художника в создании образа. Самобытная реалистическая трактовка классического сюжета советского искусства была высоко оценена: произведения становятся собственностью Музея истории Ленинграда. Обьемно и многолико человеческая личность в произведениях Г. Рокчинского. По глубокому убеждению художника историю делают люди необыкновенной судьбы.
Романтически приподнят образ А. Амур-Санана писателя и революционера. Автор романа «Мудрежкий сын» Амур-Санан показан на фоне эпизодов жизни: обездоленного детства пастушонка, вышедшего через книги в мир, и общественной деятельности, содействовавшей установлению советской власти в Калмыкии. Портретных вариаций этого образа насчитывается множество. Нординарной личностью показан персонаж, творческая судьба которого во многом повторяет жизненный путь русского писателя М. Горького, буревестника революции. Развевающиеся ветром волосы, живое выражение лица молодого калмыка-все вместе создает образ человека воли и действия. Образ запоминается не только псиохологической выразительность разработки, но и повествовательностью изображения, совмещающего разновременные сюжеты биографии. Житийная композиция полотна варьируется лаконичной выразительностью других изображений Амур-Санана.
Близок по содержанию этим произведениям женский портрет «Культармейка Цаган», воплощающий следующий за революционным переворотом этап истории государства. Культурная революция 20-30-х гг. XX в. Действительно была движением масс к знаниям европейской, прежде всего, культуры. Разрушительным влиянием пролетаркой идеологии объясняется нивелирование и многочисленные утраты традиционного мироздания калмыцкой культуры. Исторический процесс, во многом противоречивый, трактуется вместе с тем автором оптимистично. Это светлый образ молодой калмычки, устремленной мечтой в социалистическое будущее, изображенной в окружении людей разных поколений. Лицо девушки Цаган одухотворено верой и надеждой, которые вели народ по пути строительства нового общества. В конечном итоге это был путь обретения национального самосознания на новом этапе развития калмыцкой традиционной культуры.
II.2. Тема общения с Лениным, роль, которую он сыграл в становлении Советской власти, в частности, в Калмыкии, продолжает волновать художников. Заслуженный деятель искусств КАССР Убуш Дорджи-Горяевич Бадмаев на протяжении многих лет работал над Ленинаной, ищет свой подход к теме. У. Бадмаев создал несколько вариантов картины, посвященной событиям 1919 года. Когда весной Амур-Санан прибыл в Москву по вопросам политического положения калмыков. Результатом этой поездки стало «Воззвание к трудовому калмыцкому народу», подписанное Лениным. В нем указывались конкретные меры по разрешению земельного вопроса. Калмыцкая степь объявлена навсегда свободной от гнета богачей, теперь это – достояние трудового калмыцкого народа. И, конечно, время создания такого документа, его значение в жизни народа не могли не затронуть художника. Из двух выставочных вариантов «Араша Чапчаев и Амур-Санан у Ленина» и «По зову Ленина», где У.Бадмаев варьирует, ищет цветовой эквивалент образа, наиболее удачным представляет первый. Скромное по размеру полотно написано темперой. Ясность и простота форм, их хорошо читаемая взаимосвязь, особое соотношение фигуры и пространства в картине создают пластику живописного полотна. Ведущий цвет картины – цвет нашей эпохи, цвет революции. Он рождается содержанием и в свою очередь делает это содержание доступнее, ощутимее. Посвящая свои произведения важным событиям в истории народа, Бадмаев ищет не столько жанрово-повествовательную, сколько личностную форму отражения.
В полотне У. Бадмаева мы встречаемся со стремлением к документальности, к отображению конкретных эпизодов истории Родины. Работа же заслуженного деятеля искусств КАССР Очира Хулхачиевича Кекеева построена на романтически приподнятом, символико-героизированном решении образа, где художник пошел по линии создания обобщенно-монументального полотна. «Трудный год» назвал Кикеев свою работу. В.И. Ленин в данном произведении энергичен, темпераментен. В нем резко проступают черты волевой собранности, революционной страсти. Содержание картины раскрывается умелой организацией движения в пространстве, ритмом силуэта и линий, выбором точки зрения.
Заключение
За те три с небольшим года, что произошли между Февральской революцией 1917 года и I Общекалмыцким съездом, в судьбе Калмыкии перемен было немало: новый переворот, Гражданская война, голод и разорение холодной зимой 1918-1919 года, страшный исход донских калмыков зимой 1920 года, провозглашение долгожданной автономии… Все это время в Калмыкии шел неустанный поиск путей выхода из кризиса; калмыцкая национальная элита, люди, которым народ доверил решать свою судьбу, метались из стороны в сторону, хватаясь за любую соломинку, которую им предлагали. После Февральской революции прошло как минимум два съезда депутатов калмыцкого народа, Большой казачий круг, «яшкульский» (русско-калмыцкий объединенный), три съезда Советов… Все эти съезды своей чередой как в зеркален отразили весь сложный путь Калмыкии, да и всей нашей многострадальной России.
Калмыцкие мастера оставили будущим поколениям удивительные по глубине и чистоте восприятия живописные полотна. Их работы прививают любовь к малой Родине. Именно на таких произведениях искусства нужно воспитывать подрастающее поколение, приобщать к миру прекрасного. Все эти произведения калмыцких художников – уже история изобразительного искусства республики.
Список использованной литературы
Воздух - музыкант
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Загадочная система из шести экзопланет
Этот древний-древний-древний мир!
Сказка "12 месяцев". История и современность