Автор исследовал становление библиотеки в селе Красногорское.Проследил путь развития библиотеки от избы читальни до современного периода. Выяснил какую роль в жизни жителей села играет современная библиотека, и прежде всего её руководитель - библиотекарь
Вложение | Размер |
---|---|
nad_evge.docx | 139.45 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.19 МБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красногорская средняя общеобразовательная школа»
Библиотека – души аптека
Исследовательский проект
Работу выполнила: |
Руководитель: учитель биологии и географии Багаева В.П., |
с. Красногорское
2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…1
1. История возникновения Красногорской сельской библиотеки …………3
2. Хранительница народных ремёсел ……………………………..................6 3. Продолжая традиции……………………………………………………….7
4. Результаты анкетирования читателей …....................................................10
Заключение…………………………………………………………………….12
Список использованных источников………………………………………..14 Приложение……………………………………………………………………15
Введение
«Библиотеки важнее всего в культуре…пока жива библиотека - жив народ, умрет она - умрет прошлое и будущее» Д.Лихачёв |
Что такое библиотека? В самом простом понимании, это – место, где хранятся книги. Собственно говоря, само слово «библиотека» греческого происхождения и буквально значит «книгохранилище» Но если бы книги у нас просто хранились, то это была бы уже не библиотека, а книжный склад. В библиотеке книги живут, работают и доносят информацию до читателей.
Для нас с вами библиотеки – дело привычное. Но в древности всё было иначе. Их называли «храмами мудрости», «памятью человечества», « хранилищами сокровищ цивилизации».
Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. Они назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. При раскопках над входом в одно из помещений дворца фараона археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно было сравнить с лекарством. Только не от гриппа и ангины. Это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу.
В представлении многих людей библиотека выглядит как место выдачи литературы. На самом деле так ли это? Какую роль выполняет «души аптека» сегодня? Для чего нужна библиотекам жителям нашего села? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы.
Цель данной работы: изучить роль сельской библиотеки в жизни села
Задачи:
1. Познакомиться с историей создания библиотеки в селе
2. Определить основные направления деятельности сельской библиотеки
3. Провести анкетирование читателей библиотеки
Объектом данного исследования является сельская библиотека села Красногорское
Предмет исследования - сельская библиотека как центр культуры села
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
работа с краеведческим материалом;
беседа с библиотекарем;
анкетирование читателей;
систематизация полученной информации и формулирование выводов.
В библиотеке я не только беру книги, но и участвую в разных мероприятиях, конкурсах. Прихожу вместе с классом на классные часы.
Гипотеза проекта: Я предполагаю, что для жителей нашего села, библиотека является не только местом по выдаче книг, но и центром общения и культуры
1. История Красногорской сельской библиотеки
Библиотеки бывают разные: государственные, муниципальные, частные, учебные и научные. Библиотеки бывают специальные: исторические, медицинские, технические, педагогические, художественные, сельскохозяйственные и др. А есть библиотеки самые обычные, которые всегда рядом с домом – районные и сельские. В них можно просто зайти и прочитать несколько страниц о чем-то интересном или полистать журнал, который уже давно нет возможности выписать или купить. Вот в такую сельскую библиотеку я и отправилась, чтобы узнать историю нашей сельской библиотеки. Библиотекарь Торопова Ольга Алексеевна рассказала о своей работе и предложила мне папки с краеведческим материалом. Из них я узнала, что библиотека в нашем селе существует длительное время.
Первые книги в селе Красногорское появились в храме в первой половине17 века. В церковной библиотеке преобладала в основном богослужебная литература. В 1871 году в селе открывается земское училище, где детей обучали чтению и письму. Требовалась литература для дополнительного чтения, поэтому при училище открывается своя библиотека, позднее библиотека стала Народной, которая обслуживала всех желающих бесплатно. Эти библиотеки содержались земством и находились под строгим полицейским надзором.
В 1906 году в Красной Горе открывается Народная библиотека отдельно от училища. При народонаселении 665 человек, читателями библиотеки было 222 человека.
В это же время в селе начинают появляться частные библиотеки у состоятельных людей, таких как братья Пинягины. Народная библиотека в селе Красная Гора просуществовала до 1921 года, затем была закрыта «за отсутствием средств на содержание». Осталась только библиотека при Красногорской школе. В школе стояли огромные шкафы с книгами. Книг было много пользовались ими не только ученики и учителя, но и жители села тоже.
В послевоенное время открывается Изба — читальня — массовое культурно- просветительское учреждение на селе. Заведовали Избой- читальней выбранные из комсомольцев «избачи». В 1954 году стали направлять комсомольцев поднимать культуру на селе. В Верхотурье районная библиотека организовала курсы для начинающих библиотекарей.
1 ноября 1954 года в село приехала после этих курсов молодой библиотекарь Кордюкова (Бочкарёва) Тамара Дмитриевна (рис.1) С собой она привезла несколько стопок книг. Этот осенний вечер и стал началом отсчёта многих лет жизни Красногорской сельской библиотеки. Под библиотеку выделили в клубе (бывшем храме) небольшую комнату. В ней
было тепло и уютно. Книги разместили в двух старинных рис.1 шкафах, их на первое время хватило. Но вскоре книги стали поступать посылками еженедельно. Выписали газеты и журналы, заказали новые стеллажи и столы. В то время библиотека мало чем отличалась от избы – читальни. По вечерам зажигали керосиновую лампу, читали интересные статьи или рассказы, играли в шашки, шахматы, лото. По большим праздникам отодвигали столы с газетами, освобождая место под танцы и подвижные игры.
Библиотека обслуживала кроме Красной Горы ещё девять деревень: Рычкова, Костылева, Корчемкина, Захарова, Паршина, Матафонова, Лебедева, Каргополова, Мингалёва. Библиотекарь выступала на молочных фермах с обзором новых книг, отвечала на вопросы животноводов. На фермах были организованы красные уголки, для которых она подбирала книги для временного пользования.
Тамара Дмитриевна руководила художественной самодеятельностью. Устраивали концерты для своего села и соседних деревень. Активную девушку заметили и предложили ей место секретаря сельсовета. Пять лет она отдала служению книжному делу.
Традиции, заложенные Тамарой Дмитриевной, не только продолжились, но и обогатились новыми формами работы с читателями. 16 библиотекарей приходили в библиотеку на работу, каждый из них по-своему решал цели и задачи библиотеки. Работали не только в стенах библиотеки, но и разносили книги по домам. С огромным чемоданом книг они еженедельно заходили то в одну, то в другую деревню.
В 1990 году библиотека переехала из храма в большое здание с печным отоплением, заняла второй этаж. Несколько позднее – ещё один переезд – на освободившуюся территорию детского сада.
Таким образом, я пришла к следующему выводу: библиотека нашего села прошла длинный путь своего становления– от церковной до массовой. Зародившись как «книгохранилище», библиотека
2. Хранительница народных ремёсел
В нашей школе работает учителем Макарова Надежда Евгеньевна (рис.2), 15лет она проработала в библиотеке. В библиотеку она пришла работать в 1997 году. За короткое время она сумела сделать библиотеку лучшей в районе, превратив её в рис.2. культурный центр села. Библиотека обслуживает 4 населённых пункта. Книжный фонд составил 14 тысяч экземпляров, выписывается более 20 наименований различных газет и журналов. При численности населения 740 человек, число читателей около 500. Средняя посещаемость в день 22 человека.
Высокие показатели работы достигаются благодаря использованию самых разнообразных форм работы с читателями. Это презентация книг, выставки, информационные стенды, вечера – встречи, праздники и многое другое.
Главными направлениями работы является краеведение и народное творчество. Надежда Евгеньевна собрала огромный материал о деревнях и сёлах нашего района, о трудовых династиях, о талантливых людях села и многое другое. На Красногорской земле живут и трудятся интересные люди. Общение с ними придаёт особый импульс краеведческой работе сельской библиотеки. Библиотекарь использует любую возможность, чтобы сохранить историю нашего села, донести её до потомков, чтобы не стёрлась она из памяти людской. С этой целью она проводит мероприятия – встречи с интересными людьми.
Оформлена краеведческая комната, которая постоянно пополняется. Библиотекарь проводит экскурсии по комнате для гостей и учеников школы, где они знакомятся с жизнью и бытом наших предков. Краеведческий материал часто используют студенты и школьники при написании различных работ.
В нашем селе много женщин увлекающихся вязанием и вышивкой, а также желающих заняться этим творчеством. Для них Надежда Евгеньевна организовала клуб «Рукодельница». Они на заседаниях клуба не только занимаются рукоделием, но и активно общаются за кружкой чая. Познакомиться с их творчеством можно на выставках, которые организует библиотекарь. Ажурные салфетки, связанные умелыми руками членов клуба украшают краеведческую комнату.
Надежда Евгеньевна - одна из наиболее ярких личностей, представителей своей профессии, работавших в Красногорской библиотеке. Как опытный работник и хороший специалист, она много времени уделяла воспитанию подрастающего поколения. Во время работы Надежды Евгеньевны в библиотеке организовывалось множество интересных массовых мероприятий для детей: различные беседы, конкурсы, турниры.
В 2001 году Надежда Евгеньевна была признана лучшим библиотекарем года и получила Мухлынинскую премию, которую потратила на покупку новых книг. В 2003 году она участвовала в областном конкурсе «Женщина года» и заняла II место в номинации «Хранительница народных ремёсел». Красногорская Сельская библиотека вошла в Содружество Павленковских библиотек, а её библиотекарь Надежда Евгеньевна стала лидером этого движения. Надежда Евгеньевна - победитель областного конкурса «Путь к успеху» – 2007 в номинации «Лучший библиотекарь сельской библиотеки»
Таким образом, я пришла к выводу: что существует определённая связь между историей населённого пункта, историей местной библиотеки и той краеведческой работой, которую эта библиотека проводит.
3. Продолжая традиции
В настоящее время в библиотеке работает Торопова Ольга Алексеевна. Она продолжает традиции, заложенные Макаровой Н.Е. Освободив место в детском саду, библиотека переезжает в здание Территориального управления. Здесь тесновато, но библиотекарь приложила все силы, чтобы посетителям было комфортно. Книжный фонд составляет 11 тысяч экземпляров. Новых книг и журналов поступает в библиотеку совсем мало. С подпиской на периодическую печать помогало в предыдущие годы коллективное хозяйство. В этом году выписано всего 6 наименований газет и журналов. Число читателей стало меньше. В 2017 году 342 человека. Наиболее читаемая группа населения от 40 лет и старше.
Трудные времена переживает сейчас культура. Но люди не забыли тропинку в библиотеку: приходят почитать свежие газеты и журналы. Заходят за советом. Работает в библиотеке клуб общения «Встреча». В тёплой, почти домашней обстановке собираются за чашкой чая женщины. Ведут беседы, поют песни, делятся советами. И хорошо им бывает вместе.
Главным направлением работы нашей библиотеки является патриотическое воспитание молодёжи и подростков. Совместно с Территориальным управлением и сельским клубом реализуются проекты «Бессмертный полк», «Свеча памяти», проводится митинг, посвящённый Дню Победы (приложение1).
Библиотекарь частый гость в школе и детском саду. Учащиеся с удовольствием посещают библиотечные уроки, проводимые Ольгой Алексеевной.
В библиотеке постоянно проводятся выставки различной тематической направленности: книжные, творческие, фото — выставки, выставки цветов. В них участвуют и дети, и взрослые.
Новым направлением в работе библиотекаря является проведение «Библионочи». В этом году это мероприятие было посвящено Году экологии.
Ольга Алексеевна активно участвует во всех массовых мероприятиях, проводимых сельским Домом культуры. Разрабатывает сценарии праздников. Привлекает жителей села для участия в сельских праздниках. А ещё надо приготовить загадки, викторины, конкурсы для районных событийных мероприятий. Скучать некогда!
С Ольгой Алексеевной мы участвуем в конкурсах. Например, в Общероссийском дистанционном конкурсе «Книга – мой друг» в номинации « Конкурс чтецов» я заняла III место. Среди читателей библиотек района проводился конкурс «Лучший читатель-2017». В номинации «Хвостатое счастье» победителем стала ученица нашей школы восьмиклассница Захарова Юлия.
Библиотека идет в ногу со временем. Появились аудиокниги для слепых, книги с крупным шрифтом, электронные книги. Работает для пользователей «Центр общественного доступа» к сети Интернет. Библиотека оказывает платные услуги населению по ксерокопированию документов, набору и печати материалов, оказывает помощь в отправке электронной почты, электронной записи на прием к врачу.
Ольга Алексеевна награждена Грамотами и Благодарственными письмами за высокие показатели в работе, за активное участие в реализации мероприятий, проводимых на территории городского округа Верхотурский.
Всё это позволяет сделать вывод, что наша сельская библиотека является центром культуры и общения.
4. Анализ анкетирования читателей Красногорской сельской библиотеки
Чтобы выяснить какую роль играет библиотека в жизни нашего села, я решила провести анкетирование. Для этого составила анкету «Для чего люди ходят в библиотеку?» (приложение2). Анкетирование я проводила среди читателей библиотеки. Ребята моей школы, среди которых я проводила анкетирование, очень хотели мне помочь и честно отвечали на вопросы в моей анкете. В анкетировании взрослых читателей мне помогла библиотекарь Ольга Алексеевна. Было опрошено 40 человек. Были получены следующие результаты:
Анкетирование школьников
Анкетирование взрослых читателей
Анкетирование читателей пожилого возраста
По результатам анкетирования можно сделать следующий вывод: Жители села ходят в нашу библиотеку не только для того, чтобы взять книги для домашнего чтения, но и приятно провести время, участвуя в мероприятиях, проводимых библиотекарем.
Заключение
Цель моей работы заключалась в том, чтобы: изучить роль Красногорской сельской библиотеки в жизни села.
Для достижения указанной цели передо мной стоял ряд задач, при решении которых я:
1. Познакомилась с историей создания библиотеки в нашем селе и пришла к выводу, что библиотека всегда играла большую роль в жизни общества.
2. Определила основные направления деятельности сельской библиотеки. 3. Проанализировав весь собранный материал, я пришла к выводу, что наша библиотека является культурным центром села, центром общения жителей.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Библиотека нашего села – это не только учреждение по выдаче книг для домашнего чтения, библиотека сегодня – теплый уютный дом с друзьями и массой различных услуг: просветительских, образовательных и досуговых. В «Аптеке для души» ценой многолетнего творческого труда создана особая атмосфера, притягивающая внимание и интерес детей и взрослых. Все мероприятия, которые проводятся в библиотеке направлены, на то, чтобы пробудить интерес к чтению, привлечь больше читателей
Всё это говорит о том, что наша сельская библиотека играет большую роль в культурной жизни и организации досуга жителей села. Имеет своё лицо, выработала собственный стиль в работе. Библиотека – это, прежде всего библиотекарь. В нашем селе по праву гордятся тем, что в библиотеке работали и работают люди неравнодушные, творческие, настоящие энтузиасты.
Вот такая она, наша сельская библиотека!
Конкурсы и викторины,
Уроки, книжкины именины,
Обзоры, беседы, лекции,
Посиделки и конференции,
Диспуты, громкие чтения,
Премьеры книг, обсуждения,
Дискуссии, выставки, вечера,
Просмотры, утренники, игра,
Устный журнал, стенгазета,
Плакат, вернисаж, картотека,
Уют и отдых для человека…
Все это – наша библиотека.
Считаю, что моя работа будет интересна маленьким и большим жителям нашего села. На следующий год наша библиотека отмечает юбилей - 65 лет. Думаю, что моя работа будет хорошим подарком к этому юбилею.
Список использованных источников:
Слайд 1
МКОУ « Красногорская средняя общеобразовательная школа» Библиотека – души аптека Работу выполнила: ученица 7класса Каныгина Виктория Руководитель: учитель биологии и географии Багаева В.П.Слайд 2
Что такое библиотека? Книгохранилище, учреждение, имеющее целью собирание и хранение книг для общественного пользования «Храм мудрости», «Память человечества», « Хранилище сокровищ цивилизации» «Аптека души»
Слайд 3
Цель: изучить роль сельской библиотеки в жизни села Задачи: 1. Познакомиться с историей создания библиотеки в селе 2. Определить основные направления деятельности сельской библиотеки 3. Провести анкетирование читателей
Слайд 4
Объект исследования : сельская библиотека села Красногорское Предмет исследования: сельская библиотека как центр культуры села методы: работа с краеведческим материалом; беседа с библиотекарем; анкетирование читателей; систематизация полученной информации и формулирование выводов.
Слайд 5
История Красногорской библиотеки Открытие библиотеки при храме (Х VII в.) 1871 год – открытие библиотеки при земском училище 1906 г. – открытие Народной библиотеки Послевоенное время – Изба – читальня 1 ноября 1954 г.- Открытие Красногорской сельской библиотеки
Слайд 6
Первый библиотекарь Красногорской сельской библиотеки - Бочкарёва Тамара Дмитриевна Чтение книг, газет Игры в шашки, шахматы, лото Подвижные игры, танцы Художественная самодеятельность Обслуживание ферм
Слайд 7
Хранительница народных промыслов - Макарова Надежда Евгеньевна
Слайд 8
Основное направление работы: краеведенье и народное творчество
Слайд 9
Продолжатель традиций - Торопова Ольга Алексеевна
Слайд 10
Основное направление работы: Патриотическое воспитание молодёжи и подростков
Слайд 11
Результаты анкетирования Анкетирование школьников
Слайд 12
Анкетирование взрослых читателей библиотеки
Слайд 13
Анкетирование п ожилых людей
Слайд 14
Красногорская библиотека – аптека для души Библиотека в наше время – это не только учреждение по выдаче книг для домашнего чтения, библиотека сегодня – теплый уютный дом с друзьями и массой различных услуг: просветительских, образовательных и досуговых . В «Аптеке для души» ценой многолетнего творческого труда создана особая атмосфера, притягивающая внимание и интерес детей и взрослых.
Слайд 15
Спасибо за внимание
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Голубая лягушка
А теперь — мультфильм
Как нарисовать китайскую розу
Аэродинамика и воздушный шарик