МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56»
Индивидуальная программа физического самосовершенствования в рамках предмета «физическая культура»
Вид работы: научно-исследовательская
Раздел: физкультура и спорт
Автор: Васильева Кристина,
МБОУ «СОШ № 56», г Курган, 7 «Б» класс
Научный руководитель: Коротких Надежда Анатольевна,
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ № 56», г.Курган
г. Курган, 2017 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3-4
Основная часть:
1. Состояние здоровья школьников……………………………………...…4-5
2. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников……….....5-6
3. Роль предмета «физическая культура» в развитии и сохранении здоровья школьника …………........................................................................................6-7
4. Здоровьесберегающие технологии …………………………………….7-9
5.Индивидуальная программа физического самосовершенствования...10-15
6. Эффективность индивидуальных программ физического самосовершенствования в рамках предмета «физическая культура»…15-17
Заключение………………………………………………………………..17-18 Библиография…………………………………………………………...…….19
Приложения………………………………………………………...……..20-23
Ничто так не содействует успеху
нашей деятельности, как крепкое
здоровье, наоборот, слабое здоровье
слишком мешает ей.
Ф. Бэкон
Введение
Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека – базовая ценность, наличие которой является необходимым условием для самореализации и успеха в жизни, достижения поставленных целей. Уровень здоровья определяет жизненный тонус и работоспособность. Здоровый человек востребован везде. Здоровый человек – счастливый человек: доказано, что здоровый человек оказывается более успешным и целеустремленным.
Тема здоровья не теряет своей актуальности со временем. Современный школьник тратит на учебный процесс около 70% своего времени, поэтому логично предполагать, что именно школа влияет на формирование отношения к своему здоровью. Ведущую роль в этом, на мой взгляд, играет предмет «физическая культура». Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие на 50% зависят от окружающей среды, следовательно, какой образ жизни выберет сам школьник, такое здоровье и получит.
Гипотеза: Если человек с детства осознанно относится к формированию собственного здоровья, то он будет здоров всю жизнь.
Цель данной работы: определить роль индивидуальной программы развития в рамках предмета «физическая культура» в формировании ценностных установок на здоровый образ жизни.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить роль предмета «физическая культура» в укреплении здоровья школьника.
2. Представить здоровьесберегающие технологии, применяемые в нашей школе, и их влияние на формирование ценностей здоровья.
3. Провести оценочный мониторинг изменения состояния здоровья учащихся, применяющих индивидуальные программы развития.
В данной работе предметом является здоровье, объектом – школьники.
Структура: введение, основная часть, заключение, список литературы и приложения.
Используемые методы: наблюдение, чтение и анализ литературы, анализ данных мониторинга, анкетирование, тестирование.
1.Состояние здоровья школьников
Состояние здоровья российских школьников вызывает тревогу у специалистов. Основной показатель – ухудшение состояния здоровья школьников по сравнению с их сверстниками 20-30 лет назад. Причем значительное увеличение заболеваний происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
По данным Министерства Здравоохранения РФ доля школьников, имеющих хронические заболевания, составляет 20%, отклонения в состоянии здоровья имеет более 53%современных школьников. Данные исследований показывают, что за прошедшее десятилетие общая заболеваемость детей выросла почти на 10%, в первый класс поступает только 17% здоровых детей. К концу первого класса этот процент снижается, таким образом, к выпускному классу доходят полностью здоровыми менее 10% подростков, всего 10% юношей - выпускников здоровы и готовы к службе в армии.
В странах Западной Европы главное место в физическом воспитании занимает индивидуальное социальное и спортивное развитие каждого ученика. Все документы органов образования этих стран отмечают высокую роль движения, игр и спорта в общем развитии ребёнка.
В нашей стране, по сравнению с мировым сообществом, относительно недавно взят курс на улучшение здоровья школьников. С 2002 г. в школьную программу введен третий урок физкультуры (Письмо Министерства образования РФ от 12 августа 2002 г. № 13-51-99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации»), что позволяет восполнить дефицит движения, но не компенсирует его.
2. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. По данным специалистов можно представить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Таким образом, традиционная организация уроков создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к нарушениям физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Построение современного урока с учетом вопросов здоровьесбережения должно улучшить создавшуюся ситуацию. Педагоги школы признают свою солидарную ответственность за состояние здоровья учащихся, здоровьесбережению отводится ведущее место, в том числе, и на уроках физической культуры. В школе для решения проблемы повышения уровня здоровья, интеграции образовательно-воспитательных задач и задач безопасности обучающихся, охраны и укрепления их здоровья разработана целевая программа «Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся», целью которой является создание системы здоровьесберегающей деятельности, охватывающей все направления работы школы.
3. Роль предмета «физическая культура» в сохранении здоровья
Развитие организма невозможно без движения. Движение способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств, повышению иммунитета, улучшению самочувствия.
Уроки физической культуры способствуют укреплению здоровья: дарят радость движения, «мышечное наслаждение»; позволяют активно отдохнуть, снять статическое напряжение мышц; учат общаться и бережно относиться к дружбе (когда вы защищаете честь своей школы на соревнованиях, выступаете в одной команде и т.д.); воспитывают волю (учат управлять своими эмоциями: сдерживаться, даже если кажется, что судья в своем решении был не прав, «собираться с силами», даже когда этого не очень хочется); дают знания об аспектах здорового образа жизни (рациональное питание, двигательный режим, эмоциональное состояние, жизнь без вредных привычек) и формах их применения в повседневной жизни.
Но содействие гармоничному развитию детей - не есть единственная задача школьной физической культуры; наиболее важной, на мой взгляд, задачей является устранение индивидуальных отклонений в физическом развитии каждого школьника. Такие отклонения в состоянии здоровья в нашей школе проявляются в нарушениях осанки, плоскостопии, первичных признаках ожирения, миопии.
Ещё одним аспектом предмета «физическая культура» является положительное воздействие на психологическое состояние школьников. Огромное влияние здесь имеет личность учителя, ведь от его подготовленности, умения находить контакт с учениками и собственного отношения к здоровью зависит осознание ребёнком важности занятий физкультурой и осознанного отношения к здоровью.
На мой взгляд, очень важно понимать, что занятия физкультурой приносят не только хорошие оценки, но и укрепляют здоровье.
Учащиеся седьмых классов в ответах на вопросы о важности занятий физической культурой отмечают: «физическая культура важна для здоровья. Полученные на уроках знания применяем в повседневной жизни (например, поднимая тяжелые предметы, выполняем приседание, а не наклоняемся к предмету), освоенные на уроках новые движения используем на практике.
4.Здоровьесберегающие технологии
Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья школьников.
Основные принципы здоровьесберегающих технологий:
1.Принцип индивидуализации – опора педагога на особенности индивидуального развития каждого ребёнка при обучении;
2.Принцип оздоровительной направленности – направленность на укрепление здоровья ребёнка;
3.Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей
4.Принцип отсроченного результата.
5.Принцип контроля за результатами.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Профилактические технологии (согласно инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений, утвержденной Минздравом России от 04.04.2004 г. №139) направлены на:
- предупреждение нарушений осанки и укрепления мышечного корсета позвоночника;
- предупреждение школьно-зависимых заболеваний, профилактику нервно-психического перенапряжения, школьных стрессов, предупреждение нарушений зрения и др.
Технологии проектирования индивидуальной программы физического самосовершенствования призваны корректировать недостатки физического развития и способствовать повышению уровня работоспособности.
Технология использования системы индивидуального тестирования, основанной в нашей школе.
Работа по здоровьесбережению осуществляется по следующим этапам:
1. Осуществление мониторинга состояния здоровья обучающихся;
2. Тестирование уровня физической подготовленности (2 раза в год);
3. Составление индивидуальных программ физического развития и укрепления здоровья;
4. Анализ итогов проделанной работы.
Мониторинг состояния здоровья обучающихся включает в себя следующие тесты:
1. Весоростовые показатели, окружность грудной клетки;
2. Тесты двигательной подготовленности: сила (подтягивание), быстрота (бег 30 метров), ловкость (челночный бег 3*10), выносливость (6 мин. бег), гибкость (наклон вперед);
3. Социально-психологическое анкетирование (анкеты для учеников для выявления форм и видов проблем психосоциальной адаптации и выработки путей их преодоления).
Все показатели фиксируются в карточках здоровья учащихся и в дневниках самоконтроля.
В системе оздоровительной работы школы задействованы фельдшер школы и врач-стоматолог. 1 раз в год проводится обследование учащихся в поликлинике.
В школе объявлен конкурс «Самый здоровый класс». В критерии оценки включены такие пункты: количество обучающихся, пропустивших уроки по болезни; участие в спортивной жизни школы; участие в оздоровительных мероприятиях школы; спортивные состязания; данные мониторинга здоровья.
Результатом проведённой деятельности учителей в области применения здоровьесберегающих технологий явилось устойчивое снижение числа психоматических и невротических расстройств у учащихся с 1 по 11 класс. А также уменьшение в 2 раза неврологических диагнозов. Мне кажется, что это очень достойные результаты, и они будут только улучшаться с дальнейшим внедрением в школьную жизнь здоровьесберегающих технологий.
Индивидуальная программа физического самосовершенствования –программа, составленная для конкретного человека, направленная на сознательную, систематическую, самостоятельную работу над собой в целях физического самосовершенствования, корректировку имеющихся недостатков, сохранение здоровья.
Главной задачей индивидуальной программы является вовлечение ученика в составление личного проекта, который поможет четко сформулировать проблему, найти способ её решения, разработать программу
Не менее важный момент – собственные наблюдения учеников. Сюда входят не только «Дневник здоровья», но и разработка индивидуального плана по физическому совершенствованию. Школьник сам находит проблемы в своем здоровье, ставит перед собой цель, с помощью учителя составляет систему упражнений и за определенный срок выполняет эту индивидуальную программу. Причем программа включает в себя не только физические упражнения, но и режим питания, режим сна и прочие показатели, которые помогают улучшить состояние здоровья. Я считаю такой подход очень важным, ведь в процессе разработки школьник осознает, как важно следить за собственным здоровьем, контролировать его состояние.
Кроме того, необходим нестандартный подход к улучшению здоровья. Например, простые доступные упражнения Йогой, которые помогают не только привести мышцы в тонус, но и обрести внутреннее равновесие. Интересный метод на уроках физической культуры – смехотерапия. Движутся плечи, сотрясается грудная клетка, вибрирует диафрагма. Мышцы шеи и спины расслабляются, а мышцы лица растягиваются, что, кстати, снимает некоторые виды головной боли. Как и при занятиях физическими упражнениями, в процессе смеха незначительно повышается кровяное давление, учащается сердцебиение, снижается уровень холестерина. Оптимизируется дыхание, что резко улучшает кровоснабжение органов и тканей. Автоматически улучшаются и самочувствие человека, и его настроение. Еще одна важная деталь: шейпинг. Занятия под музыку улучшают настроение, не уступая смехотерапии, а так же разбавляют программу по физкультуре.
Исходя из вышеперечисленного, я могу сказать, что в нашей школе созданы все условия для того, чтобы быть здоровым. Но самое главное всё-таки – это личное желание человека сохранить своё здоровье. Если школьник не видит смысла во всем этом, то никто не способен помочь ему, кроме него самого. Даже если ученик занимается, но внутри себя понимает, что это ему не нужно, он не достигнет результата. Важно понимать и осознавать тот факт, что здоровье – это самое важное, что есть у человека. Его необходимо беречь, следить за своим состоянием, держать под контролем любые изменения и вовремя обращаться к врачу, если самостоятельно решить проблему невозможно.
Моя программа физического самосовершенствования.
В программу включаются следующие данные: фамилия, имя, весоростовые показатели, идеал, цели программы и пути её решения, конституция телосложения, показатели физического развития, физической подготовленности, индивидуальный комплекс физических упражнений, ежедневный режим питания, режим дня, личная оценка состояния своего здоровья, сроки реализации программы, перспективы
Ниже представлен пример индивидуальной программы, составленный автором данной работы.
Возраст: 13 лет
Рост: 171 см
Вес: 56 кг
Группа здоровья: основная
Зрение: 0,6/0,6
Тип телосложения: нормостенический
2.Мой идеал - крепкая, ровная спина, плоский живот, высокий мышечный тонус, сильные ноги.
3.Цели программы и пути её решения:
3.1. Укрепление костно-мышечного аппарата
Проблема:
1) нестабильность позвонка поясничного отдела в 2015 году;
2) растяжение связок в голеностопном суставе (2015г.)
Решение:
1) Приём витаминных комплексов;
2) Употребление продуктов, богатых кальцием (сыр, молоко, кисломолочные продукты)
3) Умеренная физическая нагрузка, в результате которой улучшается кровообращение, благодаря чему кости получают больше питательных веществ;
3.2. Высокий иммунитет
Проблема
1) частые респираторные заболевания (4-5 раз за учебный год);
Решение:
1) полноценное питание, есть больше фруктов и овощей, богатых витаминами;
2) физическая активность;
3) расслабление, снятие напряжения;
4) употребление натуральных средств, повышающих иммунитет: эхинацея, женьшень, солодка и др.;
5)ежедневные прогулки на свежем воздухе;
6)тренировки (2р в неделю)
6)здоровый сон (8 часов);
3.3. Поднятие мышечного тонуса
Оптимальным вариантом для поднятия мышечного тонуса является занятие йогой. Медленные и плавные движения в сочетании со статическим движением очень хорошо тренируют мышцы. Кроме того, благодаря
занятиям йогой можно отлично расслабиться и снять стресс
4.Моя конституция тела
Часть тела | 6 класс | 7 класс | ||
реально | идеально | реально | идеально | |
Шея | 30 | 28 | 31 | 30 |
Окружность грудной клетки | 78 | 84,5 | 78 | 85,5 |
Окружность бюста | 89 | 88 | 89 | 90 |
Окружность талии | 60,5 | 69 | 65 | 67 |
Окружность таза | 92 | 85,5 | 96 | 97 |
Окружность бедра | 50 | 43,5 | 54 | 54 |
Окружность голени | 28 | 30 | 30 | 30 |
Окружность запястья | 14,5 | 15 | 15 | 15 |
Рост | 169 | 169 | 171 | 172 |
Вес | 55 | 64 | 56 | 65 |
5. Мои показатели физической подготовленности
№ | Тесты | 6класс | 7 класс |
1 | Бег 30 метров на результат (с) – быстрота | 5,6 | 5,3 |
2 | Челночный бег 3 по 10 м. (с) – координация | 8,8 | 8,4 |
3 | Прыжок длину с места (см) – скоростно – силовые качества | 191 | 205 |
4 | Наклон верёд (см) - гибкость | 28 | 33 |
5 | Подтягивание (кол-во раз) - сила | 7 | 18 |
6 | 6-минутный бег (м) - выносливость | 1000 | 1420 |
6.Индивидуальный комплекс физических упражнений, включая йогу. (Приложение №3)
7. Ежедневный режим питания (Приложение №4).
8. Режим дня (Приложение №5).
9.Личная оценка состояния своего здоровья
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
- высокая гибкость (сниженный риск растяжений и разрывов); | - нехватка кальция (ломкость ногтей, волос); |
- отсутствие хронических физиологических и психических заболеваний; | - недостаточная циркуляция крови (недостаточная температура конечностей); |
- соответствие антропометрических данных возрасту; | - недостаток сна; |
- высокий иммунитет; | |
- достаточный уровень физической подготовленности; | |
- отсутствие лишнего веса. |
10.Сроки реализации программы, перспективы
Моя программа индивидуального самосовершенствования была рассчитана на 1год, в течение всего этого периода я добилась значительных успехов. Также я стремлюсь эффективно спланировать мой режим дня и распределить нагрузки поровну на все дни недели. Изменение принципов питания уже начало давать результаты, так у меня улучшилось кровообращение нижних конечностей за счёт уменьшения объёма бёдер и соответственно сокращения нагрузки на кровеносные сосуды.
Я надеюсь, что на этом улучшения в моём здоровье не прекратятся и программа оправдает мои надежды в полном объёме.
6. Эффективность индивидуальных программ физического самосовершенствования в рамках предмета «физическая культура»
В соответствии с индивидуальной программой физического совершенствования были проведены наблюдения в 2016-2017 годы, которые доказывают эффективность использования индивидуальной программы, проявляющуюся в улучшении показателей физического развития и состояния здоровья.
Изменение показателей здоровья, физических данных при использовании индивидуальных программ 10 человек
Сравнение изменения показателей физического развития учениц
7Б класса
Показатели физического развития | Кристина В. (с применением индивидуальной программы физического самосовершенствования) | Маргарита П. (без применения индивидуальной программы физического самосовершенствования) | ||
Год | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 |
Рост | 169 | 172 | 159 | 160 |
Вес | 55 | 56 | 49,6 | 52 |
Пульс в покое | 81 | 75 | 80 | 85 |
Пульс после 20 приседаний | 150 | 120 | 130 | 140 |
Задержка дыхания на вдохе | 41 | 60 | 15 | 15 |
Задержка дыхания на выдохе | 48 | 60 | 15 | 12 |
Сила кистевого хвата | 33/19 | 35/24 | 13/25 | 12/20 |
Группа по физ. культуре. | Подготов. | Основная | Подготов. | Подготов. |
Артериальное давление | 109/64 | 102/66 | 110/67 | 120/70 |
Из представленной таблицы мы видим ощутимые изменения моих показателей в положительную сторону, а именно: сердце работает в более экономичном режиме – пульс в покое с 81 удара снизился до 75, изменения пульса со 150 до 120 ударов после нагрузки, задержка дыхания на вдохе с 41 до 60 секунд, тогда как у Маргариты П. особых изменений не произошло, а пульс в покое даже увеличился с 80 ударов до 85, давление несколько повысилось. За год из подготовительной группы я перешла в основную, а Маргариты П. осталась в подготовительной группе.
Моя конституция по всем показателям достигла или приблизилась к идеалу. Мои показатели физической подготовленности улучшились в беге на скорость с 5.6 секунд до 5.3, на выносливость в 6-минутном беге с 1000 метров до 1420, в силе – подтягивалась 7 раз, стала 18, гибкость возросла с 28 до 33 см, в прыжках в длину со 191 до 205см, в челночном беге с 8,8 до8,4 сек.
Изменение принципов питания так же начало давать результаты, так у меня улучшилось кровообращение нижних конечностей, за счёт уменьшения объёма бёдер
Заключение
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Считаю, что разработанная нашим учителем новая система оценивания учебных достижений, в полной мере соответствует концепции модернизации современного образования и способствует развитию творческих, аналитических, информационных (поиск и применение информации) способностей личности. Безусловно, сохранить здоровье – основная задача каждого человека. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры не только повышает уровень здоровья, но и помогает заинтересовать школьников в сохранении здоровья. Благодаря индивидуальной программе физического развития школьник самостоятельно ставит перед собой задачу, решает её. Исходя из наблюдений, доказано, что такая методика действительно работает. Ученик, следующий индивидуальной программе, повышает уровень своего физического развития. Показатели его развития выше показателей ученика, не использовавшего индивидуальную методику.
Индивидуальная программа физического самосовершенствования в рамках предмета «физическая культура» играет важную роль в формировании ценностных установок на здоровый образ жизни.
«Все здоровые люди любят жизнь!» - говорил Гейне Генрих. Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, наполненную счастливыми моментами, необходимо быть здоровым. Берегите своё здоровье, и вы полюбите жизнь в любых её проявлениях еще больше!
Библиография
Приложения
Приложение №1
Комплексная оценка здоровья школьников в МБОУ «СОШ №56»
Приложение №2
Оценка физического состояния и рейтинга предмета физкультуры среди учеников 7Б класса МБОУ г. Кургана «СОШ №56» при разных оценочных системах
Показатели | Система индивидуального тестирования (7Б класс) | Традиционная система Оценки (7В класс) |
1. Пропуски занятий по болезни: - часто - редко - нет | 1 7 13 | 3 15 3 |
2. Выполнение физической зарядки: - да - иногда - нет | 3 7 11 | - 3 18 |
3. Посещение уроков физкультуры: - да - иногда - нет | 18 3 - | 14 4 3 (освобожд.) |
4. Занимаешься на уроке физкультуры: - с отдачей - без желания - лишь бы не ругали | 13 5 3 | 6 6 9 |
5. Занимаешься спортом: - систематически - не систематически - нет | 7 5 9 | 7 6 8 |
Приложение №3
Индивидуальный комплекс физических упражнений, включая йогу
( по 10-12 повторов)
1- Вращение таза сначала в одну сторону затем в другую
2- Наклоны корпуса в стороны и вперед.
3- Махи ногами в стороны и вперед-назад.
4- Приседания.
5- Сидя на полу, вытянув ноги, вращение стоп влево, вправо.
6- Стоя, наклон туловища вперед, пытаемся дотянуться ладонями до пола, касаясь грудью коленей.
7- Выпад левой ногой вперед, поднять руки над головой и присесть, согнув левую ногу под прямым углом. Стоять минуту.
8- Сидя на полу, наклоны вперед, стараясь грудью коснуться коленей, руками стоп
9- Лёжа на полу, стойка на лопатках – 1 минута, затем коснуться кончиками пальцев пола за головой.
10- «Мост»
11- Исходное положение, стоя, ноги врозь. «Пистолет» (присед на одну ногу, вторую выпрямить. Чередуем приседания, как бы перекатываясь с одной ноги на другую)
12- Сидя на полу, выпрямить спину, прижать ступни друг к другу и обхватить руками, колени – в стороны. Держа спину прямой, наклониться вперед насколько это возможно. Задержаться в положении на 60 секунд. Далее: лечь на спину, выполнить «ножницы».
13- Упражнение «Лодочка»
14- Лёжа на животе. Согнув руки в локтях, прижать к полу на уровне груди. Упереться носками в пол и, выпрямив руки, поднять корпус. Перенести вес тела на левую руку и развернуть направо, вытянув правую руку вверх. Задержаться на 60 секунд. После этого отжаться от пола 15 раз.
15- Лёжа на спине, согнув ноги в коленях. Делаем повороты, ногами сначала влево пытаясь достать коленями пол, а затем вправо.
Приложение №4
Моя здоровая диета.
1. Сало, сметана, сливочное масло, сыр.
2. Мука, картофель, все мучные изделия.
3. Рафинированный сахар, шоколад
1 день в неделю только овощи, фрукты, соки.
Обязательно каждый день:
1. Растительное масло перед едой 1 ст. л.
2. Кисломолочные нежирные продукты (кефир, бифидок, нежирный творог)
3. Крупы (гречка, рис, перловка, овсянка, ячневая)
4. Вечером на ужин кефир + 1/2 фрукта (банан, яблоко, груша)
Приложение №5
Мой режим дня.
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
На берегу Байкала
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Мать-и-мачеха
Флейта и Ветер