Герои Великой Отечественной войны Карасукского района Новосибирской области.
Вложение | Размер |
---|---|
geroi_karasukskogo_rayona.doc | 148 КБ |
| |||||||||||||||||||||||
ГЕРОИ КАРАСУКСКОГО РАЙОНА Выполнил ученик 9 класса МБОУ Октябрьсой СОШ Савоста Данил. |
Орлов Яков Никифорович |
Орлов Яков Никифорович - командир звена 11-го отдельного разведывательного авиационного полка 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта, старший лейтенант. Родился 25 ноября 1917 года в деревне Нестеровка ныне Карасукского района Новосибирской области в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 7 классов. Работал матросом на Иртыше, потом каменщиком в городе Караганде. Окончил горнопромышленный техникум. Работал электрослесарем на шахте № 18 в городе Караганда, одновременно учился в аэроклубе. В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году с отличием окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. Служил в ней инструктором. В боях Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Вел разведку войск противника в районе Ржева. Летал много и вскоре стал одним из лучших разведчиков в полку!
29 сентября 1943 года при разведке на железнодорожной станции Орша экипаж Орлова обнаружил 20 железнодорожных составов противника, а на аэродроме Балбасово - 120 самолетов врага. За полеты в августе-ноябре 1943 года Яков Орлов получил первую боевую награду - орден Красного Знамени.
16 декабря 1943 года перед экипажем Орлова была поставлена задача: разведать дорогу Витебск - Лепель - Полоцк - Орша. Метеоусловия были плохими и разведку вели с высоты 200-150, а иногда и 100 метров. При этом самолет был обстрелян зенитной артиллерией, но Орлов вывел его из-под обстрела. Отважного разведчика стали преследовать два «Фокке-Вульф-190». Шесть раз они атаковали самолет Орлова, но благодаря отличной технике пилотирования Якова и слаженной работе экипажа атаки фашистов были отбиты. Горючее было на исходе, но Орлов продолжал полет, пока точно не установил, где и сколько сил сосредоточено противником.
24 января 1944 года при выполнении боевой задачи самолет Орлова атаковали четыре «Фокке-Вульфа-190». Орлов, отбивая атаки врага, решил не возвращаться на аэродром, пока не выполнит задание. Его экипаж в этом полете первым разведал оборонительные рубежи противника на реке Западная Двина и вокруг города Улла.
В период подготовки к Витебской операции перед полком была поставлена задача - вскрыть все оборонительные рубежи противника перед фронтом путем фотографирования переднего края обороны. Выполнение этой задачи было возложено на лучший экипаж - экипаж летчика Орлова.
22 мая 1944 года он вылетел на разведку обороны немцев в районе Полоцк, Бешенковичи, Витебск. Низкая облачность и сильный зенитный огонь артиллерии противника затрудняли выполнение задания. К тому же во время полета упало давление масла в левом моторе. Надо было прекратить полет и возвратиться на базу. Но Орлов решил полет продолжить. Он сумел произвести фотографирование с высоты 3000 метров и только тогда вернулся. Так были получены ценные сведения о расположении войск противника. В последующих полетах Орлов вел разведку и сфотографировал такие крупные города и укрепленные районы, как Витебск, Полоцк, Резекне, Двинск, Вильнюс, Шауляй, Каунас, Рига и другие. 25 июня 1944 года экипаж Орлова обнаружил строящиеся оборонительные укрепления противника в городе Борисове и севернее его. Это были очень ценные сведения для нашего командования. В июне 1944 года Яков Орлов получил вторую боевую награду - орден Отечественной войны 1-й степени.
19 июля 1944 года экипаж Орлова произвел фотосъемку обороны врага на линии станция Полота (20 километров севернее Полоцка) - Старая Сель (20 километров западнее Витебска). Было заснято 2000 квадратных километров территории, занятой противником, все оборонительные рубежи, укрепления и группировки войск и техники врага. Полученные Орловым сведения способствовали успешному продвижению наших войск на этом участке фронта. 30 июля 1944 года экипаж Орлова обнаружил на аэродроме в Ликенах до 20 самолетов гитлеровцев, на аэродроме Двинск Восточный - еще 20 самолетов «Юнкерс-88», и на станции - до 50 железнодорожных составов, в которых насчитывалось до 1100 вагонов и 4 паровоза. Заслуги фронтового авиационного разведчика Якова Никифоровича Орлова были отмечены вторым орденом Красного Знамени. Ведя успешные боевые операции, наши войска освобождали Белоруссию и Литву. Для командования Красной Армии необходимы были сведения о том, какие подкрепления и где получает и ожидает противник. Особо важное значение имели сведения о базах врага на Балтийском море.
5 августа 1944 года Орлов вылетел на разведку в район порта Мемель. Там он обнаружил и сфотографировал новый строящийся оборонительный рубеж в 16 километрах восточнее Мемеля. Рубеж состоял изо рвов, траншей, блиндажей и позиций артиллерийских и минометных батарей.
21 августа 1944 года - новый вылет в тот же район. В порту Мемель Орлов обнаружил 6 транспортов, 15 барж и большой транспорт, подходящий к порту. Транспорт шел под прикрытием сторожевых кораблей. Немцы заметили советского разведчика. Самолет Орлова был обстрелян интенсивным огнем зенитной артиллерии, 4 раза его атаковали два «Фокке-Вульфа-190». Отличная техника пилотирования, смелость командира и слаженная работа всего экипажа выручили и на этот раз. Орлов невредимым привел самолет на свой аэродром и доставил ценнейшие сведения командованию.
23 августа 1944 года под прикрытием 12 истребителей Орлов произвел фотосъемку переднего края обороны немцев в районе города Ауце в Латвии. Пе-2 атаковали 16 истребителей врага. И опять мужество командира, его искусное пилотирование, отличная работа всего экипажа, а также умелое взаимодействие нашего авиаразведчика с истребителями прикрытия дали возможность отбить все атаки фашистов. Более того, в воздушном бою 2 немецких истребителя были сбиты. Задание командования было выполнено. Якова Орлова назначили командиром звена. С августа по ноябрь 1944 года звено Орлова произвело 175 боевых вылетов, при этом не было ни одного случая потери ориентировки и срыва заданий. Личный состав звена Орлова за это время получил 31 благодарность командования за отличную работу.
С 3 по 10 сентября 1944 года экипаж Орлова 8 раз вылетал на фотографирование обороны противника на реке Лиелупе на участке Митава - Бауска.
При подлете к цели Пе-2 был встречен сильным зенитным огнем врага и подвергся атакам четырех немецких истребителей. Но экипаж Орлова сумел отбить атаки «фоккеров», уклониться от немецких зениток и сфотографировать цели. При этом был вскрыт новый оборонительный рубеж фашистов, состоящий из противотанковых рвов, дотов, траншей и позиций для артиллерийских и минометных батарей. Это были очень ценные сведения. Орлов был неутомим и бесстрашен в выполнении боевых задач, и любое, самое сложное задание ему было по плечу. Даже когда в одном из полетов Пе-2 был подбит и загорелся, Орлов сумел выполнить задание.
Командир звена 11-го отдельного разведывательного авиационного полка (3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) старший лейтенант Яков Орлов к ноябрю 1944 года совершил 154 боевых вылета на разведку и аэрофотосъёмку военных объектов в тылу противника. 36 раз его самолет обстреливался интенсивным огнем зенитной артиллерии, 12 раз преследовался истребителями противника. Орлов провел 7 воздушных оборонительных боев. Он 4 раза приводил свой самолет на одном работающем моторе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Орлову Якову Никифоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4187). Всего за годы войны Яков Орлов совершил 185 боевых вылета на разведку и аэрофотосъёмку военных объектов в тылу противника.
После войны отважный летчик продолжил службу в ВВС СССР. В 1952 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Летал на самых современных боевых машинах, в том числе и реактивных. С 1957 года майор Я.Н. Орлов — в запасе. Жил в городе Тамбове. Работал инженером на заводе «Электроприбор». Многие годы был председателем заводского Совета ветеранов войны. В 1970 году выполнил ответственное поручение тамбовцев - доставил из Москвы от Вечного огня у памятника Неизвестному солдату вечный огонь на открывшийся на Октябрьской площади Тамбова мемориал воинам-тамбовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Скончался 7 июня 2009 года. Похоронен на Петропавловском кладбище в Тамбове. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Решением Тамбовской городской Думы № 626 от 28 апреля 2005 года Герою Советского Союза Якову Никифоровичу Орлову присвоено звание Почетного гражданина Тамбова. Вручение Диплома и нагрудного знака состоялось 12 июня 2005 года на торжественной церемонии празднования «Дня города».
| |||||||||||||||||||||||
|
Сударев Аркадий Викторович
24. 12. 1924 - 26. 4. 1945
Герой Советского Союза
Сударев Аркадий Викторович - командир отделения противотанковых ружей (ПТР) 70-й Проскуровской Краснознаменной ордена Суворова механизированной бригады (9-й механизированный корпус, 3-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт) ефрейтор.
Родился 24 декабря 1924 года в городе Иркутск в семье военнослужащего. Русский. В 1934 году вместе с матерью переехал на факторию Стелка Чуни, а затем на Ванавару Красноярского края. С 1938 года проживал в городе Карасук Алтайского края, ныне в Новосибирской области. Здесь окончил 9 классов.
В октябре 1942 года был призван в Красную Армию Карасукским райвоенкоматом. Был направлен в школу прожектористов в Омске. Вскоре добился перевода в воздушно-десантные войска, прошел подготовку в учебной части под Москвой.
В сентябре 1943 года в составе диверсионной группы был направлен в тыл противника, на территорию оккупированной Украины. За линией фронта, в районе Белой Церкви, самолет с десантниками был сбит, но Судареву с товарищами удалось выброситься на парашюте. В бою с гитлеровцами, окружившими район десантирования, многие десантники погибли, а Сударев, раненый в ногу, попал в плен. Выбрав удачный момент, с товарищами бежал, присоединился к партизанам. Воевал в отряде Степана Дороша, действовавшего в районе Винницы. В боях был снова ранен.
В начале 1944 года партизанский отряд соединился с регулярными войсками. После непродолжительного отдыха всех бывших военнослужащих, в том числе и Сударева, направили в действующую армию.
На фронте Сударев продолжил службу в 70-й механизированной бригаде, в отделении противотанковых ружей. За бои под Проскуровым, Львовом, за форсирование Вислы был удостоен медали "За отвагу". В начале 1945 года он был назначен командиром отделения бронебойщиков. За храбрость, проявленную в Честноховско-Радомской операции, был отмечен второй наградой - орденом Красной Звезды. Участвовал в штурме гитлеровской столицы.
Особо отличился в боях в пригородах Берлина - Лихтендорф и Мариенфельде - 24 апреля 1945 года. В наградном документе, представлении к высшей награде, его командир написал: "Ефрейтор Сударев, командуя отделением ПТР и будучи сам наводчиком ружья, лично уничтожил за один час боя 30 фаустников противника. Гитлеровцы рвались вперед, пытаясь прорвать нашу оборону. Сударев с возгласом "За Родину" первым поднялся в атаку, дерзко действуя гранатами и отобранным автоматом у фрица, уничтожил пятьдесят двух гитлеровцев. Мужественный воин-герой бесстрашно сражался за Родину. Будучи тяжело раненным в голову, истекая кровью, продолжал вести бой и уничтожил еще 7 гитлеровцев".
В тот же день Сударева на самолете отправили в госпиталь в польский город Жагань. Врачи делали все, чтобы спасти жизнь солдата. Но рана оказалась смертельной. 26 апреля 1945 года солдат скончался. Похоронен на кладбище польского города Жагань.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм ефрейтору Судареву Аркадию Викторовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалью "За отвагу".
Именем Героя названы улицы в городах Иркутск и Карасук. Его имя высечено на мемориале в Иркутске. На здании школы №26, в которой он начал учиться, установлена мемориальная доска.
| |||||||||||||||||||||||||
Молозев Виктор Фёдорович - лётчик 75-го гвардейского Сталинградского Краснознамённого ордена Суворова II степени штурмового авиационного полка 1-й гвардейской Сталинградской ордена Ленина дважды Краснознамённой орденов Суворова II степени и Кутузова II степени штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, гвардии младший лейтенант.
Виктор Фёдорович Молозев родился 1 мая 1919 года в деревне Глубокая ныне Карасукского района Новосибирской области в семье крестьянина. Русский. Семья жила в Новосибирске, в начале 30-х годов переехала в город Горловка Донецкой области. Там окончил среднюю школу, работал токарем на машиностроительном заводе, учился в аэроклубе. В Красную Армию призван в 1940 году. В 1944 окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1944 года. Воевал на 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Героически сражался в боях за освобождение Крыма, Белоруссии, Прибалтики. В 1945 году поддерживал наступавшие войска в Восточно-Прусской операции, при штурме Кёнигсберга и Пиллау, в ходе десанта на косу Фрише-Нерунг. Летал ведомым выдающегося аса-штурмовика дважды Героя Советского Союза А.К.Недбайло. В августе 1944 года в одном из воздушных боёв в Литве закрыл его самолет своей машиной от огня вражеских истребителей и спас жизнь командира.
Лётчик 75-го гвардейского штурмового авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта гвардии младший лейтенант Виктор Молозев к маю 1945 года совершил 101 боевой вылет, поддерживая штурмовыми ударами наступление советских войск и нанося врагу большой урон в живой силе и технике. Уничтожил большое количество танков, автомашин, орудий и эшелонов врага. Дважды был сбит зенитным огнём и покидал машину с парашютом. В воздушном бою экипаж сбил вражеский истребитель.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии младшему лейтенанту Молозеву Виктору Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6363).
После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.И. Жуковского. С 1975 года полковник Молозев — в запасе. Живёт в городе-герое Ленинграде (в настоящее время Санкт-Петербурге). Работал в одном из производственных объединений города.
Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями.
Николай Афанасьевич |
Смекалка против Змея-Горыныча
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Лупленый бочок
Заповеди детства и юности