Вложение | Размер |
---|---|
Разработка материала на тему Разряды имен прилагательных | 106.5 КБ |
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тип урока: урок « открытия» новых знаний
УМК: Ладыженская Т.А.
Технологическая карта
Тема: Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | ||||
Цели урока:1. Организовать наблюдение за семантико-грамматическими особенностями качественных прилагательных; 2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-грамматического анализа; 3. Выяснить стилистические функции качественных имен прилагательных. | ||||
Задачи:
| ||||
Основные понятия: разряд прилагательных, признаки качественных прилагательных. | ||||
Методы: исследовательский, частично-поисковый, здоровьесбережение, ИКТ. Приёмы: анализ, сравнение, наблюдение. Формы деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная. | ||||
Организация пространства | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель. Эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала | Слайд №2 Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку …. (Дети хором произносят «пять»). Презентация. Слайд №3. Мое настроение. | Слушают приветствие учителя, вступают в диалог. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. | Мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
II. Актуализация и пробное учебное действие Цель. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | Слайд № 4. Синтаксическая пятиминутка. «Здоровье дороже золота», - гласит народная мудрость. Выберете схему, которая соответствует данному предложению. Определите ее основную мысль. Самое ценное для человека - это его здоровье. Какова синтаксическая роль прилагательного дороже? Как вы думаете, все ли имена прилагательные образуют степени сравнения, краткую форму, сложные прилагательные , сочетаются со словом очень? Для того чтобы правильно ответить на эти вопросы, проведем небольшое исследование. Слайд №5 Перед вами слова. Добрый (человек) ; Узкая (дверь); Тяжёлые (гантели), Горячий (кофе). Деревянный (дом). Волчий (хвост). Слайд №6 - Докажите, что это имена прилагательные. - Верно ли утверждение, что имена прилагательные «прилагаются» к существительному? Имена прилагательные употребляются при именах существительных и согласуются с ними, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное. Согласуясь с существительными, они изменяются по числам, а в единственном числе и по родам; в обоих числах изменяются по падежам Работа в группах. Раздаточный материал. Слайд №7 Групповая работа. 1 группа: образуйте краткую форму имени прилагательного узкий . 2 группа: образуйте степени сравнения (простую форму сравнительной степени и простую форму превосходной степени прилагательного тяжёлый ) 3 группа: образуйте антонимические пары 4 группа: образуйте сложные прилагательные. Вывод Слайд № 8 Вывод. | Строят свои доказательства, опираясь на знания предыдущих уроков. Отвечают на вопросы. Примерный ответ: по имени существительному у прилагательного определяется род, число и падеж. Поэтому говорят, что имена прилагательные изменяются по числам, в единственном числе по родам и по падежам. Узка, узко, узок, узки. Тяжелее, тяжелейший Добрый – злой, Узкая – широкая; Тяжёлые – лёгкие; Горячий – холодный Добрый – добрый, тяжёлый - тяжёлый | Знать грамматические признаки имени прилагательного, уметь строить речевое высказывание. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. |
III. Выявление места и причины затруднения Цель: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. |
Добрый (человек) на внутренние качества человека; Узкая (дверь) на размер; Тяжёлые (гантели) на вес; Горячий (кофе) на температуру. Вывод: Эти прилагательные обозначают: 1. различные качества, 2. образуют степени сравнения, 3. сочетаются со словами очень, весьма, 4. образуют антонимические пары; 5. образуются сложные прилагательные путем повтора. Итак, прилагательные, которые указывают на качество предмета, т.е. такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени, называются качественными.
Презентация слайд № 9. Но мы с вами сегодня будем изучать лексические и грамматические особенности только качественных имен прилагательных. Слайд №10. Отличительные признаки качественных прилагательных. | Обдумывают ответы на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Делают выводы. Приходят к пониманию понятия «качественные» имена прилагательные. | Знать признаки предмета. Уметь образовывать краткую форму, подбирать антонимы, образовывать степени сравнения. | Личностные: имеют желание осознать свои трудности и стремятся к их преодолению. П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р: осознают недостаточность своих знаний; К: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
| Сравните с теоретическим материалом, представленным в вашем учебнике. -Какая новая информация там содержится? -Чему вы должны научиться на уроке? Физминутка: Буратино потянулся, Раз - нагнулся, два – нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. | Уметь понять прочитанную информацию | П: извлекают необходимую информацию из прочитанного текста, систематизируют знания. К: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
V. Практическая деятельность. Цель: создать условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. | Слайд № 11. Практическая деятельность. Продолжаем работать в группах. Продолжите ряд качественных прилагательных, дающих положительную оценку названным лицам, предметам. 1.Девочка – отзывчивая,….. 2. Мама - ласковая,…. 3.Рассказ – увлекательный,….. 4. Футболист – настойчивый……. Слайд №12. Проверь себя Добрая, трудолюбивая, умная. Нежная, красивая, заботливая. Интересный, занимательный. Ловкий, быстрый, смелый. Обменяйтесь работами для взаимоконтроля. Оцените. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Осуществляют взаимоконтроль. «5» - нет ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки. | Уметь работать в группах. | К: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
VI.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. | Слайд № 13-14 Поэтическая страничка
О его привязчивости. Привязчивый. Разберите слово по составу.
Репей. Средь широких и диких степей Сладко спал одинокий репей, Спал и видел прекрасные сны, Как он вцепится в чьи-то штаны, В волчий хвост или заячью грудь И отважно оправится в путь. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Уметь выразительно читать текст, находить олицетворение, разбирать слово по составу. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выполнение разноуровневых обучающих упражнений. | Слайд № 15 Самостоятельная работа по выбору, индивидуальная.
Слайд № 16 . Самоконтроль. | Выполняют разные по сложности упражнения. Индивидуальная работа. | Уметь применять знания на практике. | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
VIII. Включение в систему знаний и повторений. Цель: Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Слайд № 17. Игра «Найди лишнего». Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если это прилагательное не указывает на качество, т.е. не является качественным, топнуть ногами, если это качественное прилагательное. Веселый, глупый, березовый, умный, ловкий, деревянный, добрый, холодный, стеклянный, радостный, волчий, стойкий, свежий, осенний. Слайд № 18 Игра «Подари предмету признак». Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше качественных прилагательных к предложенным существительным. 1 –я группа: трава; 2-я группа: горы; 3-я группа: снег. 4-я группа: море. Слайд № 19. Тест.
Слайд № 20 Ключ | Принимают участие в обучающей игре. Зелёная, сочная, влажная, колючая, вкусная, редкая, тяжёлая. Горы высокие, крутые, недоступные, белые, синие, темные, суровые. Снег пушистый, легкий, первый, мягкий, жесткий, белый. Море спокойное, синее, ласковое, глубокое, обманчивое. | Уметь опознавать качественные прилагательные, подбирать качественные имена прилагательные к существительным | Р: оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных исследовательских, аналитических умений, как интегрированных сложных действий |
IX. Рефлексия | Чтобы знанья были впрок, Кратко повторим урок! Закончите начатое предложение. Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете ____________ _______________________. Перечислите отличительные признаки качественных имен прилагательных Слайд №21 Выбери для себя смайлик. | Отвечают на вопросы, оценивают свои достижения | Уметь обобщать полученные на уроке ЗУН | Регулятивные: оценивают свои достижения. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
X. Домашнее задание | Напишите небольшой текст на тему «Репей-путешественник». Употребите в нем качественные прилагательные. |
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Медведь и солнце
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Аэродинамика и воздушный шарик
Сила слова