Работа посвящена главным событиям и основным этапам жизненного пути сотрудника спецподразделения «Вымпел» Дениса Пудовкина
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 47.2 КБ |
denis_pudovkin.ppt | 2.94 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №127» городского округа Самара
Городской фестиваль проектов
«Маршрутами родного края»
Секция: «Чтобы помнили (создание новых музеев, памятных мест, исторических реконструкций)»
Тема проекта: «Героями наша Отчизна сильна, Отечество славится ими»
Городнова Полина Александровна,
ученица 8 А класса
МБОУ Школы №127
г.о. Самара
Руководитель:
Жидкова Л.И.,
учитель русского языка
и литературы
2018 год
Содержание
Вступление________________________________________________1-4 стр.
Основная часть______________________________________________ 5 стр.
1. Героями не рождаются, ими становятся________________________5 стр.
2. Трагедия в Беслане________________________________________6-9 стр.
3. Подвиг во имя спасения жизни людей бессмертен ____________10-11 стр.
4. Память жива_______________________________________________12 стр.
Заключение_______________________________________________13-14 стр.
Список литературы_________________________________________15-16 стр.
Приложения _________________________________________________17 стр.
Вступление
Посвящается тридцатилетним,
Прожившим так мало,
Повидавшим так много.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам 30 лет.
Наши современники … Они родились в мирное, спокойное время. Пришли в этот мир, чтобы строить, растить, создавать, любить. Но на их долю выпали далекие от этих повседневных человеческих забот и радостей дела. Им пришлось познать и боль потерь товарищей, и огонь сражений, видеть разрушение и смерть. Они рисковали своей молодой жизнью.
Для очень многих она закончилась там, на поле битвы: в отрогах немых гор, на перекрестках пыльных дорог, на улицах чужих городов и сел.
Вы спросите, во имя чего? Ответ прост: они – люди долга и чести, до конца верны присяге, которую дали Родине, став на путь служения Отечеству, выбрав для себя самую мужскую в мире профессию – защитника, воина.
Проблема терроризма – одна из самых острых проблем современного мира. Для решения этой проблемы многие страны объединяются в антитеррористические коалиции.
В истории России было немало трагических страниц и тяжелых испытаний. Безусловно, самым глобальным тяжким испытанием для нашей страны и для всего мира за последние десятилетия стал терроризм. Произошло множество террористических актов, унесших большое количество человеческих жизней.
Для России эта проблема остаётся наиболее важной на сегодняшний день, так как за последнее время именно в России произошло достаточно большое количество терактов. Согласно статистике, в 2004 году Россия находилась на 5 месте по количеству терактов в Мире и на 1 месте в Европе.
-1-
Самым страшным и варварским преступлением, на мой взгляд, был захват школы №1 г. Беслан 1 сентября 2004 года. Мирный, такой чистый и трогательный день, каким был всегда 1 сентября, содрогнулся от горя, плача и боли. В результате злодейского, беспримерного по жестокости террористического акта в городе Беслане погибли и получили ранения сотни мирных граждан, большая часть которых – ни в чем не повинные дети. В процессе операции освобождения школы погибли десять бойцов сил специального назначения ФСБ: управление «А» («Альфа») потеряло трёх человек, а управление «В» («Вымпел») – семерых. Среди этих погибших солдат есть и мой родственник, мой двоюродный дядя, Денис Евгеньевич Пудовкин.
Актуальность.
Тема моей исследовательской работы «Героями наша Отчизна сильна, Отечество славится ими» выбрана неслучайно. Мы много говорим о героических подвигах солдат во время Великой Отечественной войны, знаем их имена. Но так случилось, что и в наше мирное время есть герои, которые заслужили, чтобы их чтили. Это те люди, о которых не расскажут на уроках истории, и вряд ли о них будут знать большое количество людей, но их подвиги сохранятся в сердцах их родных, близких, друзей и тех, ради которых был совершен героический подвиг. Данная работа дает возможность задуматься о преемственности семейных традиций и поколений, о том, как важно уважать своих родных, близких и гордиться ими.
Цель проекта:
Изучение главных событий и основных этапов жизненного пути Дениса Евгеньевича Пудовкина, изучение материалов СМИ о террористическом акте в Беслане и составление на основании вышеизложенного жизнеописания Пудовкина.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
-2-
хранящиеся в семейном архиве Пудовкиных и в сети Интернет.
Гипотеза исследования заключается в том, что если каждый из нас с детских лет будет интересоваться историей и знать истинных героев своей местности, своей страны, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории родного края и любви к нему; подвиг героя должен служить примером для подражания, и связь между старым и новым поколением людей не прервется.
Этапы проекта:
- Организационный;
- Беседа с родственниками;
- Работа с документами, материалами Интернета, с газетными очерками;
- Обработка и оформление полученных результатов.
-3-
Методы:
- Поисково-исследовательский
- Словесно-описательный
- Анализ и синтез
Объект и субъект исследования: биография и боевой путь Пудовкина Дениса Евгеньевича; документы о герое, материалы СМИ и Интернета, а также воспоминания двоюродного дедушки Евгения Пудовкина.
Научная новизна и практическая значимость работы определяется обобщением материала о герое, защищавшем бесланских детей, изучением его биографии. Данная работа может стать основой для аналогичных работ моих сверстников и использоваться на внеклассных мероприятиях, на классных часах, на уроках Мужества (23 февраля, 9 декабря), на занятиях внеурочной деятельности. Но самое главное, подвиг моего дяди не будет забыт. Я теперь твёрдо убеждена (об этом я не раз слышала от учительницы литературы Жидковой Ларисы Ивановны), что в жизни человека всегда есть место подвигу. Чаще всего в экстремальных ситуациях человек может проявить себя с лучшей стороны, геройски, как мой дядя.
Предполагаемый результат:
Расширить знания о трагических страницах нашей страны, узнать больше о Герое; в образе меня и моих одноклассников сформировать гордость за деяния современных героев, уважение к истории России, проявление чувства благодарности, благородства, готовности к защите Родины, стать настоящими патриотами.
-4-
Основная часть. 1. Героями не рождаются, ими становятся
Денис Пудовкин родился 13 августа 1976 года в городе Ногинске Московской области[1]. Под влиянием отца он с ранних лет много времени посвящал спорту: Пудовкин занимался в секции дзюдо, бегал кроссы и катался на лыжах[2]. В 13 лет Денис приступил к занятиям в военно-патриотическом клубе «Россия», где тренер Владимир Федорцов, впоследствии ставший другом Пудовкина, обучал детей рукопашному бою.
По воспоминаниям Федорцова, Денис очень серьёзно подходил к тренировкам; его любимыми дисциплинами были борьба и стрельба[1]. В рамках клуба часто проводились встречи школьников с кадровыми военными и сотрудниками спецподразделений, которые делились с ребятами опытом своей работы; эти мероприятия особенно нравились Денису Пудовкину[1][2].
После окончания школы Пудовкин был призван на службу в воздушно-десантные войска[1][2]. По завершении службы в армии он вернулся в родной город и поступил на работу в ногинскую милицию, где сначала занимал должность во вневедомственной охране, а после этого работал оперуполномоченным[2]. Позднее, после сдачи всех необходимых тестов, Денис был зачислен в отряд спецназа МВД СОБР по Московской области, где за меткую стрельбу его назначили на должность снайпера. В составе отряда милицейского спецназа он принял участие в боевых действиях в Чечне, в ходе которых был награждён медалью «За отвагу»[2].
По личной рекомендации своего тренера Владимира Федорцова, который был внештатным инструктором по рукопашному бою в Управлении «В» ЦСН ФСБ России[1][2], в 2003 году Денис Пудовкин поступил на работу в спецподразделение «Вымпел»[3]. Сложнейшие нормативы, необходимые для зачисления, Денис сдал с первого раза[2]. За весёлый нрав и храбрость в бою Пудовкин получил у своих товарищей прозвище «Гусар»[2].
Денис к своим 28-ми годам успел создать семью – женился на
прекрасной девушке Ольге, в браке с которой родился сын Ярослав.
-5-
Республика Северная Осетия – Алания – краткое название: Северная Осетия) – субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, является частью Северо-Кавказского экономического района. Столица – город Владикавказ.
Граничит: на западе – с Кабардино-Балкарией, на севере –со Ставропольским краем, на востоке – с Ингушетией и Чечнёй, на юге – с Грузией и частично признанной Южной Осетией. Образована 7 июля 1924 года как Северо-Осетинская автономная область. Республика с 1936 года. Государственные языки: осетинский и русский.
Почему Беслан?
Беслан – мало заселённый город, поэтому террористы могли проникнуть в город почти не замеченными, к тому же слабая система безопасности и ограниченное присутствие военных просто было им на руку.
Почему именно школа №1?
Школа № 1 являла собой выгодный объект для захвата, т.к там учились дети многих руководителей Северной Осетии. Также выгодным стала сложная структура самого здания школы. Однако у СОШ № 1, как у объекта захвата, существовал и ряд отрицательных сторон: школа находилась на расстоянии порядка 80 метров от здания УВД. Само расположение здания школы в центре Беслана создавало дополнительный риск провала операции.
По некоторым данным, накануне захвата российские спецслужбы получили информацию о подготовке крупного теракта в больнице или школе. Однако спецслужбы не располагали сведениями о том, где именно может произойти теракт [15].
Состав и вооружение террористической группировки.
По словам парламентской, комиссии, группа была сформирована из 32 человек. Ответственность за успех операции нёс Руслан Хучбаров по кличке «Полковник», он и руководил операцией. Вооружение группировки
-6-
составляли 27 автоматов Калашникова, двух противотанковых гранатомётов РПГ-7 и одного гранатомёта «Муха», самодельные взрывные устройства [12,13].
Захват и удержание школы шёл 3 дня. Рассмотрим ход событий по дням.
1 сентября.
Примерно в 08.00 утра в 60 км от Беслана вооружённые люди остановили местного участкового, майора милиции. Его машина, ВАЗ-2107, была использована боевиками для перевозки террористов к школе. Именно с помощью удостоверения сотрудника МВД боевики беспрепятственно миновали несколько КПП по пути до Беслана.
В 09.00 группа боевиков подъехала к школе № 1 города Беслан, где в это время заканчивалась торжественная линейка, посвящённая Дню знаний. Полиция оказала сопротивление террористам, но не смогла их остановить. Террористы начали захват школы.
Большинство детей и родителей были загнаны в помещение школы, их оказалось более 1000 человек. Несколько террористов обошли школу, чтобы отрезать людям путь к бегству. Несмотря на это, в суматохе смогли сбежать около 150 школьников, в основном это были старшеклассники. Однако в заложниках оказалось много детей дошкольного возраста. После штурма началось минирование боевиками подходов к зданию.
Террористы досконально знали план здания, что позволило произвести захват в течение нескольких минут.
Следующим шагом захватчиков стало баррикадированние здания. Для этой цели они отобрали порядка 20 мужчин и старшеклассников, которых заставили стаскивать стулья и парты к выходам и окнам. Сами окна было приказано разбивать: террористы изначально лишили правоохранительные органы использовать газ во время освобождения заложников; единственным местом, где окна оставались закрытыми, был спортзал. У входов и в
-7-
коридорах были установлены самодельные взрывные устройства. В спортзале взрывчатка была разложена на стульях и подвешена на баскетбольные кольца и два троса, протянутые между ними.
В 16.00 в здании школы прогремел небольшой взрыв и раздались выстрелы. В результате взрыва было убито около 21 человека [14,16].
2 сентября.
Утром террористы дали возможность некоторым заложникам поговорить по телефону со своими родными, заставляя оказывать давление на последних, чтобы они способствовали недопущению штурма школы.
В 15.30 к переговорам подключается экс-президент Ингушетии Руслан Аушев, которого пустили в здание школы и разрешили пройти в спортзал, где находятся заложники. Благодаря посредничеству Руслана Аушева террористы отпустили группу из 26 человек – женщин с грудными детьми [14,16].
3 Сентября.
К утру заложники обессилели до такой степени, что уже плохо реагировали на угрозы террористов. Многие падали в обморок, тогда как другие бредили и испытывали галлюцинации.
В районе 12.50 машина с четырьмя спасателями МЧС подъехала к зданию школы.
В 13.05 в спортзале последовательно произошли два мощных взрыва с интервалом примерно в полминуты, в результате чего произошло частичное обрушение крыши. Сразу после взрывов террористы открыли огонь по спасателям.
Через пять минут после взрывов две оперативно-боевые группы ЦСН ФСБ, находившиеся на полигоне 58-й армии, выдвинулись в Беслан. Над местом событий появилось четыре вертолёта МИ-24. Появилась информация, что часть террористов пытается выйти из здания, смешавшись с толпой заложников.
-8-
Прорыв оперативной группы в здание был осуществлён с трёх главных направлений: южный флигель (столовая и мастерские), тренажёрный зал и библиотека. Возле южного флигеля оперативно-боевые группы заняли боевые позиции через 25-30 минут после первых взрывов, но забаррикадированные окна не позволяли им проникнуть в здание более часа. Около 13.50 в спортзал через окна тренажёрного зала проникли офицеры инженерных войск и приступили к разминированию помещения.
Через некоторое время в спортзале начался пожар.
На втором этаже группа боевиков оказывала ожесточённое сопротивление, рассредоточившись по оборудованным огневым точкам в классных комнатах, коридорах и актовом зале. По свидетельству участников штурма, террористы прикрывались "живым щитом" из детей и женщин, в результате чего многие бойцы были вынуждены жертвовать собственными жизнями для спасения заложников [14,16].
Большую помеху для спецназа создавали нескоординированные действия большого количества вооружённых гражданских лиц, так называемых "ополченцев". Многие из них вели беспорядочную стрельбу по зданию школы, порою даже простреливая участки, недоступные для террористов, рискуя задеть спецназ.
В ходе операции по зданию были нанесены выстрелы 125-мм осколочно-фугасными снарядами из танка Т-72 и выстрелы из огнемётов. Применение огнемётов и танков впоследствии стало одним из наиболее спорных вопросов, касающихся проведения штурма. В частности, неоднократно оспаривались время применения (ряд лиц утверждает, что танки и огнемёты применялись, пока заложники находились в здании, так же штурм здания и пожар, вызванный огнемётами, явились причиной гибели многих заложников).
Около 22.30 командование сообщает, что все террористы убиты и двое из них взяты в плен [14,16].
-9-
3. Подвиг во имя спасения жизни людей бессмертен
1128 заложников было захвачено террористами. В результате теракта погибли 186 детей и 148 взрослых, ранения получили 728 бесланцев и 55 сотрудников силовых структур. При штурме здания школы были убиты 12 работников спецслужб и один местный житель, помогавший освобождать заложников.
3 сентября 2004 года в здании школы прогремели два взрыва, в результате чего был совершен незапланированный штурм здания школы сотрудниками специального назначения «Альфа» и «Вымпел». В отряде специального назначения «Вымпел» находился Денис Евгеньевич Пудовкин. Он совместно со своим командиром Олегом Ильиным проводил осмотр местности возле здания школы. После того, как террористы начали расстреливать из окон убегавших женщин и детей, спецназовцы приняли ответственное решение: они выносили детей из зоны обстрела, на ходу отстреливаясь. Ильин и Пудовкин, встав в полный рост, открыли огонь по боевикам, прикрывая заложников. В ходе перестрелки оба спецназовца были ранены, но не вышли из боя, продолжая эвакуировать детей из зоны обстрела [1].
Перед штурмовой группой, в которую входил Пудовкин, была поставлена задача — зачистить участок второго этажа школы. Денис к тому моменту уже был ранен в руку и по касательной в голову, однако из боя не вышел, ведь в группе все задачи распределены между всеми сотрудниками, и если кто-то выбывает — возрастает нагрузка на остальных. А подводить
товарищей было не в его правилах. При заходе на этаж спецназовцы столкнулись с группой боевиков, которые вели огонь по заложникам [1].
Вступив в бой, спецназовцы уничтожили террористов, однако сами понесли невосполнимые потери. Пудовкин, ведя огонь, уничтожил одного из боевиков, но и сам получил ранение гранатометом, несовместимое с жизнью [1].
-10-
За свой подвиг прапорщик Денис Евгеньевич Пудовкин посмертно награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени с изображением мечей [2].
-11-
4. Память жива.
Каждый год Пудовкин Евгений приезжает в Беслан в дату гибели Дениса, где его продолжают благодарить родители, спасенных детей Денисом, а сейчас и сами те выросшие дети, которых спас Денис.
Когда читаешь о нём статьи в журналах и газетах, чувством гордости переполняется моё сердце: все в один голос говорят, что Пудовкин всегда был скромным человеком – всё для других. Автор статьи «ГУСАР» ИЗ БЕСЛАНА» Константин Лазарев пишет: «Скромность была его отличительным качеством. Но при этом он был настоящей душой любой компании, заводилой и весельчаком» [2].
Семье Дениса Пудовкина постоянно оказывают поддержку друзья, товарищи из подразделения, руководство ФСБ России [1].
В родном Ногинске на центральной площади установлена мемориальная доска его памяти [1].
Ежегодно проводится Фестиваль боевых искусств имени Дениса Пудовкина [2].
И здесь, в Самаре, его имя тоже никогда не забудут родные, близкие, мои одноклассники и другие учащиеся нашей школы.
-12-
Заключение
Рассматриваемые вопросы в данной работе позволяют прийти к выводу о том, что современный терроризм является настоящей угрозой для всего мира. Он влияет не только на политическую, социальную сферу, но и на психологическую атмосферу в стране, регионе.
Совершение террористических акций на территории собственного государства влияет на общество в целом. Иногда это способствует поднятию духа патриотизма, сплочению населения, особенно против международных террористических сил. Но не редко это наоборот приводит дестабилизации общества, к разобщению граждан, когда население начинает винить государство, политическое руководство в неспособности защитить своих граждан. Ярким примером служат события, произошедшие в Беслане. Созданные комиссии по расследованию причин террористического акта в Беслане почти единодушно пришли к выводу о том, что данных событий можно было бы избежать, если бы правоохранительные органы действенно выполняли свою работу [16]. Предупреждение терроризма однозначно представляет собой сложную задачу. На данный момент невозможно говорить о полном уничтожении терроризма, но определённо нужно предпринимать меры по его предупреждению [16].
Терроризм наших дней не стоит на месте и с каждым днём меняет свой облик, свои виды и формы. И однозначно это проблема не потеряет свою актуальность ещё многие десятилетия.
Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к Родине. Она испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. В народе живет убеждение, что гражданин и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, любовь к народу, стремление защищать Родину и людей от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство необходимое и великое, чувство долга.
-13-
Участие русского воинства в вооруженных конфликтах – это воинский долг, и это не обсуждается. Подвиг наших солдат – это подвиг веры, долга, присяги.
Мы благодарны тем, для кого слово патриотизм свято и беспредельно.
Денис Пудовкин совершил подвиг. И его чтят как Героя. Он отдал свою жизнь для того, чтобы жили другие. Но для всех, кого он спас, кого любил, с кем дружил – он всегда будет рядом.
Никто не забыт, ничто не забыто! Так было и так будет. «Героями наша Отчизна сильна, Отечество славится ими».
Таким образом, мне удалось реализовать поставленные в ходе исследования задачи. Но вопросов, на которые я хочу сама себе ответить, ещё много.
-14-
Список литературы
1. Константин Лазарев. Третий тост: ВСТАТЬ В ПОЛНЫЙ РОСТ. Братишка (сентябрь 2009). Проверено 29 августа 2017. Архивировано 7 июля 2014 года.
2. Константин Лазарев. «ГУСАР» ИЗ БЕСЛАНА. «Разведчикъ» (28 февраля 2014). Проверено 17 июля 2016. Архивировано 14 августа 2016 года.
3. Михаил Болтунов. Наши павшие, как часовые…. Журнал «Солдат удачи». Проверено 24 февраля 2018. Архивировано 24 февраля 2018 года.
4. Заключение комплексной криминалистической (ситуационной) экспертизы по действиям оперативного штаба. Проверено 18 мая 2011. Архивировано 16 марта 2017 года.
5.Сергей Козлов. ОПЫТ, ОПЛАЧЕННЫЙ КРОВЬЮ: Беслан. Горячий сентябрь 2004-го. Братишка (сентябрь 2005). Проверено 29 августа 2017. Архивировано 29 августа 2017 года.
6. «Любовь под знаком войны. Рассказ со слезами на глазах». Аргументы и факты (27 октября 2004). Проверено 17 июля 2016. Архивировано 14 августа 2016 года.
7. Фестиваль боевых искусств, посвященный памяти Дениса Пудовкина, состоится в Ногинске. Интернет-издание Innoginsk.ru (12 декабря 2016). Проверено 29 августа 2017. Архивировано 29 августа 2017 года.
8. Смерть ради детей. Московский комсомолец (8 сентября 2004). Проверено 7 марта 2018. Архивировано 7 марта 2018 года.
9. Дети Беслана посетили Николо-Архангельское кладбище. Сайт Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ (2 июня 2011). Проверено 12 февраля 2018. Архивировано 12 февраля 2018 года.
10. Десятый погибший в Беслане офицер ЦСН ФСБ, Михаил Кузнецов, похоронен в деревне Малышево Московской области.
11. На месте смерти бойцов спецподразделений при освобождении заложников в бесланской школе установлены памятные таблички. Интерфакс (3 сентября 2012). Проверено 29 августа 2017. Архивировано 16 декабря 2013
-15-
года.
12. Террористический акт в беслане - wikipedia.org
13. Захват заложников в Беслане - Agentura.Ru.
14. Доклад депутатской Комиссии по рассмотрению и выяснению обстоятельств, связанных с трагическими событиями в г. Беслане 1-3 сентября 2004 года, созданной на заседании Парламента Республики Северная Осетия-Алания 10 сентября 2004 года - Сайт "Правда Беслана".
15. Андрей Солдатов, Ирина Бороган. Беслан: день штурма - Agentura.Ru.
16. Доклад Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия – Алания 1 – 3 сентября 2004 года, Москва.
-16-
Приложения
Слайд 1
Автор проекта: Городнова Полина, ученица 8 а класса МБОУ Школа №127 г.о. Самара Руководитель: Жидкова Л.И., учитель русского языка и литературыСлайд 2
Посвящается тридцатилетним, Прожившим так мало, Повидавшим так много. И улетают секунды в прошлое, Им обратной дороги нет. Что с того, что мы мало прожили, Что с того, что нам 30 лет ?
Слайд 3
Орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени с изображением мечей.
Весенняя сказка
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Горячо - холодно
Как нарисовать черёмуху
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")