Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_k_istokaya_1.docx | 280.2 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
IX Республиканский конкурс
«Путешествие к истокам»
Номинация: Лучший проект в области событийного туризма.
ПРОЕКТ
«ДОРОГА К СВЯТОМУ КЛЮЧУ»
(ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК «Девятая Пятница)
Выполнила: Платонова Виктория Борисовна
ученица 9 класса
Руководитель проекта: Гатина Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
с.Надеждино - 2018
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Дорога к Святому ключу (сохранение православного праздника «Девятая Пятница»)
Автор проекта: Платонова Виктория Борисовна
Класс 9
Форма работы: внеурочная
Тип проекта: творческий
Мотивация : личный интерес
Сроки выполнения проекта: октябрь 2018 – июнь 2019 гг.
Цель проекта:
1.Показать значение святой воды в жизни человека; привлечь внимание жителей и гостей к празднику - Девятая Пятница как способу возрождения и сохранения традиционной культуры русского народа, систематизировать информацию об особенностях празднования Девятой Пятницы.
2.Привлечь внимание сверстников , жителей района и гостей и заинтересовать православным праздником.
3. Показать взаимосвязь на современном этапе православных праздников и народных традиций.
Задачи.
1. Познакомить со Святым ключом, расположенным близ села Чистые Ключи Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан.
2. Узнать о значении Святой воды в жизни православного человека.
4. Узнать, кто такая Параскева-Мученица.
5. Поближе узнать о проведении православного праздника «Девятая Пятница».
Объектом исследования данный проект предусматривает местный православный праздник «Девятая Пятница» как элемент традиционной народной культуры: возрождение православных традиций, интерес общества к культурному наследию малой Родины.
Гипотеза: Способствует ли возрождение русских православных праздников духовному оздоровлению человека?
Методы исследования.
Планируемые результаты реализации проекта:
Позволит донести и показать то, что народные традиции еще живут, а мы – дети ,не забываем их, храним и принимаем участие в проведении такого праздника.
Новизной и отличительной особенностью проекта является то, что сами дети, молодежь занимаются разработкой и реализацией этого проекта, углубляясь в мир народной культуры, вызывая интерес не только у старшего поколения, но и у сверстников.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он может помочь привлечь гостей и жителей окрестных сел и деревень стать непосредственным участником данного православного праздника.
График мероприятий:
1.Данный праздник «Девятая Пятница» отмечается на девятой неделе после Пасхи , в пятницу.
Перспективы развития:
1.Привлечение большего количества заинтересованных людей для участия в данном престольном празднике.
Механизм достижения целей:
1.Проведение внеклассных мероприятий , вовлечение в исследовательскую деятельность, мотивация интереса к культуре своего народа по тематике праздников.
2.Участие в конкурсах духовно-нравственного направления.
3. Проведение экскурсионно-просветительской работы с учащимися и гостями Надеждинского поселения.
4. Непосредственное участие при проведении праздника
Оценка результатов:
В ходе реализации проекта осуществляется взаимодействие детей и родителей. У участников проекта растет чувство ответственности за духовное наследие своего края и возникает потребность бережного отношения к духовных традициям своего Отечества.
Актуальность проекта:
Я считаю, что в наше время очень важно знать свою культуру. Народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении.
Забывая эти традиции, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору. Сейчас стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в нас, в детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент будущего.
Для того, чтобы процесс возрождения народных традиций стал реальностью, нужно представить людям то, что было ими утеряно, нужно вернуть им прежний праздник, чтобы, снова возникнув в жизни людей, он стал их потребностью, как в давние времена, и чтобы в будущем он мог развиваться и дальше, постепенно и органично наполняясь новым содержанием.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
2. Легенды Святого ключа
3. Значение Святой воды в жизни человека
5. Церковный праздник - Девятая Пятница.
6.Заключение.
7. Приложение
Введение
В современных условиях культурного кризиса возникает серьёзная задача – сохранение национального культурного наследия и традиций наших предков.
Традиция – это явление, изначально присущее человеку с момента появления его на свет. Традиция означает переход от старших к младшим, от поколения к поколению, устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры. Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции. В образах праздника передается информация о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна. Рождество, Святки, Масленица, Пасха, - это те праздники, которые составляют культуру нашего народа и его обычаи. Девятая после Пасхи пятница – один из главных местных праздников Надеждинского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан. Когда бы ни было Светлое Христово Воскресение – Пасха, в марте, в апреле или в мае, пятницу на девятой неделе после него в Чистых Ключах никогда не пропускали. Так повелось издавна.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,
значит, он равнодушен к своей стране
Д.С.Лихачев
Нашу местность издавна называют родниковой. Прозрачные, светлые, журчат они, перебегая по камушкам. Вода в них чистая, светлая, холодная. Иной раз припадешь в летнюю пору к воде, зубы начинает ломить от холода. Когда мы ходим на экскурсию в лес, или просто за грибами, мы стараемся не проходить мимо звонкого родника. Люди считают, что родниковая вода обладает живительной силой, придает душе бодрость и успокоение. Люди отмечают одно загадочное явление: вода в роднике летом холоднее, чем в зимнее время. В близлежащих деревнях люди используют эту воду для питья. Чтобы вода была пригодной для использования, нужно следить за состоянием источников, очищать их. Родники издавна берегут как зеницу ока. В народе их когда – то называли «глазами земли», наделяя даром приносить здоровье, возвращать молодость, одаривать богатырской силой каждого, кто хоть однажды испил их студеной воды.
Начать знакомство с нашей местностью мне хочется с рассказа о деревне Чистые Ключи, которая входила в состав Надеждинского сельского поселения. История этой деревни с таким живописным названием уходит в далекое прошлое. Сейчас здесь совсем нет жизни, в 2010 году последнюю оставшуюся бабушку взяли к себе родственники. Одиноко, сиротливо стоят заброшенные дома. А раньше в Чистых Ключах было около пятидесяти домов, работала начальная школа. До войны находилась в деревне небольшая ферма, магазин, птичник. Люди были заняты трудом, работали. Деревня в те годы жила полной жизнью, улицы, как сейчас, не зарастали бурьяном. Во время Великой Отечественной войны многие мужчины ушли на фронт. Кому–то посчастливилось вернуться к своим семьям, но многие остались лежать вдали от родного дома, в чужой земле. Вымирать деревня стала после закрытия начальной школы. Постепенно жители стали уезжать в поисках лучшей жизни. Там, где раньше стояли добротные дома , теперь сплошной бурьян, но несмотря ни на что, осталась она и по сей день живописной. Летом утопает в зелени заброшенных садов. Сегодня уже нет тех улиц, которые стояли на страже Святого ключа, но не забывают люди это место.
История родника, именуемым «Святой Ключ», который находится около поселка Чистые Ключи, уходит корнями в давние времена правления Ивана Грозного. Здесь в старые времена жили переселенцы разных национальностей: русские, татары, чуваши, марийцы. С этим местом связано несколько преданий, так рассказывали нам бабушки. Как-то раз пошла на ключ женщина, зачерпнула воды в ведро и поймала икону. Она принесла ее домой. Дома же свекровь сказала, чтобы она унесла ее обратно, потому, что она другой веры…христианской. Она хотела ее сжечь, но икона не горела. Испугавшись, она отнесла ее обратно … Но все- таки кто-то икону Святой Параскевы взял. А еще в том месте видели женщину в белой одежде. Вот оттуда и пошла икона явленная – Параскева - мученица. На том месте, где была найдена икона, поставили люди часовню, через которую протекает ключ.
В соседней деревне Кичкеево в центре села возвели в честь этой иконы деревянную церковь. Здесь проводили службы, крестили детей, венчались. В селе Муратово стояла в те года Казанско-Богородицкая церковь, служители несколько раз забирали эту икону с собой, чтобы привлечь прихожан в свою церковь, но каким - то образом эта икона оказывалась на своем месте в деревне Кичкеево. В 30-е годы, когда рушили церкви, жгли иконы и кресты ,иконы спасли добрые люди, вынесли под верхней одеждой. По словам жителей, икону «Параскева-Мученица» вынес мужчина, который потом переехал в город Волжск и забрал икону с собой, после чего передал ее церкви. По сей день эта икона хранится в церкви города Волжска, в алтаре. Икону можно увидеть и поклониться ей 10 ноября, когда из алтаря выносят ее на обозрение в День памяти Святой Параскевы Пятницы, хранительницы семейного очага. Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием
В благодатном месте, где спокойно бежит чистый ключ и веет прохладой , уже через несколько минут все горести и беды, все, что тревожило, просто исчезает и становится спокойно. Святых источников ,освященных в честь Параскевы-Мученицы, множество, и везде иконы являлись именно на Девятую или Десятую пятницу после Пасхи. В этот день, святая великомученица была замучена до смерти. А что нам известно про Параскеву?
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. К святой великомученице Параскеве обращаются с молитвой о покровительстве над семейным очагом, о хороших отношениях в семье, об удачном замужестве, о выздоровлении детей, о помощи в сельскохозяйственных заботах, во всех житейских и материнских нуждах.
Как же проходит этот праздник? Каждый год приходят сюда жители окрестных сел и деревень к Святому ключу на праздник Девятую пятницу, это церковный праздник, посвященный святой Параскеве-мученице (Он отсчитывается от Христианского праздника Пасхи на девятую пятницу, поэтому каждый год дата этого праздника разная). Икону Параскевы Пятницы несут крестным ходом к Святому ключу. Вода здесь считается святой. Затем проходят под святой иконой, прикладываются к ней – это обязательный ритуал. Совершается служба. Затем священник освящает воду, и люди берут ее с собой, потому что существует поверье о чудодейственной силе святой воды. Есть те, кто обливаются освященной водой, и эту часть праздника многие также ждут с нетерпением. Анна Данилова приехала из Казани специально для участия в крестном ходе. Она поделилась своими воспоминаниями из детства:
- Рассказывали, что мимо этого ключа шла женщина, у которой было много детей. Шла и думала, что деньги нужны. Да по дороге на земле и деньги нашла. Я, конечно, денег не находила, но перед экзаменами всегда просила у Святой Праскевы помощи.
Почти все набирают святой воды с собой домой, хранят, а когда болезнь какая нападает, пьют её. Во время богослужения к роднику приходит много народу из всех окрестных селений. Приезжают даже из других регионов, особенно из Чувашии. «Издревле существующее поверье о чудодейственной силе святой воды живо и по сей день и продолжает привлекать к себе людей», - так сказал Отец Алексей Колесников и призвал с подобающим уважением относиться к богатству недр, дарованных нам Всевышним.
После революции этот источник пытались трактором засыпать, чтобы уничтожить веру, чтоб народ не приходил молиться. Но по божьему промыслу этого не случилось.
В 2002 году на пожертвования односельчан, силами работников сельского поселения и культуры построили часовенку. Большое спасибо нашему односельчанину, Корнилову Виктору, он специально взял отпуск у себя на работе, что бы помочь в строительстве. Он сам выложил часовенку из кирпича своими руками и тем самым внес большой вклад. Родом Виктор Корнилов из этих мест, а проживает сейчас в городе Зеленодольске. . Благодаря благотворительной помощи, средствам самообложения место паломничества из года в год становится все более благоустроенным.
Ежегодно в девятую пятницу после Пасхи православные верующие Кайбицкого района совершают крестный ход к роднику около Чистых Ключей.
В этом году поклониться иконе Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, получить благословение отца Алексия - настоятеля Успенско-Богородицкой церкви в Малом Подберезье, взять с собой освященной воды пришли из Кичкеева, Большого Подберезья и Малого Подберезья, Надеждина, Багаева, из соседней республики Чувашии. Заместитель главы района Рамис Хаялиев, присутствовавший на мероприятии, поздравил православных с престольным праздником и подчеркнул важность сохранения народных традиций .
Православные люди очень бережно относятся к Святой воде, как к одной из Святынь. Эта вода даже на вкус особенная! Я думаю, что такая вода людям помогает. Иначе не было бы на Девятой Пятнице много народу.
Родники – это символ чистоты. И долг каждого истинного гражданина своей Родины – содержать их территории в порядке, сохранить для будущих поколений. Ведь именно о родниковой воде мы чаще всего отзываемся с уважением. Мы считаем её не просто чистой, а кристальной, не просто целебной, а поистине - животворящей.
Поют ручьи Девятой Пятницы,
Как будто молятся за нас,
И к воде святой склоняемся,
И просим, чтоб Господь нас спас!
Вывод
Православные праздники озаряют мир, делают его совсем другим - ярким и праздничным, и в тоже время заставляют более пристально приглядеться к тем, кто страдает, кому необходима поддержка. Светлые праздники заставляют людей задуматься на мгновение о доброте, о милосердии, о противостоянии той злобе, которая царит вокруг нас. Каждая молитва ,посланная нами Богу, каждое доброе слово , сказанное во время праздника - это капля, капля света, наполняющая нашу душу.
«Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает его – в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы чувствовать…»
Александр Мень
Приложение
Извержение вулкана
Привередница
Сказка про Серого Зайку
Заколдованная буква
Мост из бумаги для Киры и Вики