А. Белый показал в своих стихотворениях мир живой, одухотворенной природы, мир многокрасочный, многозвучный. Многие произведения поэта отличаются глубиной мысли и совершенством художественной формы.
Вложение | Размер |
---|---|
hud._svoeob.a._belogo.docx | 39.5 КБ |
a.belyy_.pptx | 1.14 МБ |
Министерство образования Московской области
НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ
государственного образовательного учреждения
высшего образования
Московского государственного областного университета
Исследовательская работа на тему:
«Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева)»
Выполнила: студентка 4 курса
группы 4 «Е»
Специальность: Преподавание в начальных классах
Костенко Мария
Руководитель: Малиновская Аделина Адольфовна
Ногинск 2018
Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого
Цель исследования: определить роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного мира поэзии А. Белого.
В Федеральном государственном образовательном стандарте воспитание культуры чувств школьников рассматривается как особая задача, и поэтому значимость изучения лирики возрастает. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности. В ФГОС обозначены предметные результаты освоения основной образовательной программы. В области предмета «Литературное чтение» выделено «умение осознанно воспринимать… содержание и специфику различных текстов», «владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа художественных текстов… с использованием элементарных литературоведческих понятий». В программах начального общего образования определены основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе: расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии; формировать первичные представления о специфике лирических произведений; учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения; формировать умение определять изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении; развивать эмоциональную сферу ученика, умение чувствовать и понимать прекрасное.
В программе Р.Н. и Е.В. Бунеевых уже в первом классе включаются элементы анализа: «Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении)». Далее предусматриваются «развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, умения понимать образные выражения, умения представить картину, нарисованную автором, литературоведческая пропедевтика (3-й класс: сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте)».
Главная задача учителя при изучении поэзии - добиться сопереживания с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, заложить основы формирования читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия лирики, воспитать эмоциональную отзывчивость, образное, ассоциативное мышление, эстетическую реакцию на художественное слово.
Одним из ярких представителей серебряного века является поэт Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). Незаслуженно забытый или обойдённый вниманием составителями программ для начальной школы, А. Белый показал в своих стихотворениях мир живой, одухотворенной природы, мир многокрасочный, многозвучный. Многие произведения поэта отличаются глубиной мысли и совершенством художественной формы. Стихи А. Белого необыкновенно музыкальны, так как музыка, по словам автора, «идеально выражает символ», она идет от самого сердца поэта, помогает ему создать незабываемые образы.
Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» вышел в свет в 1904 году. Стихотворение «Солнце» посвящено К. Бальмонту — автору книги «Будем как Солнце”.
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
в золотую ослепительность.
Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.
В сердце бедном много зла
сожжено и перемолото.
Наши души - зеркала,
Отражающие золото. (1903)
Ключевые слова многократно повторяются, создавая образы-символы: Солнце – Золото – Вечность. Всё стихотворение представляет собой развёрнутую метафору, смысл которой раскрывается в строчках первой и заключительной строф:
Солнцем сердце зажжено…
…В сердце бедном много зла
сожжено и перемолото.
Наши души - зеркала,
отражающие золото.
Поэт не просто воспевает красоту родной природы. Реальный пейзаж средней полосы России преображается, обретая "вселенский" смысл. А. Белый вспоминал о том, как создавались им стихотворения первого сборника: "Стоя посреди горбатых равнин и ища забвения, я часами изучал колориты полей; и о них слагал строчки; книгу же стихов назвал "Золото в лазури", "золото" - созревшие нивы, "лазурь" - воздух". Описывая восходы и закаты, Белый воспевает "солнечное золото" - в симфониях красок, например, в стихотворении "В полях" (Солнца контур старинный...):
Солнца контур старинный,
золотой, огневой,
апельсинный и винный
над червонной рекой.
Цепочка цветовых эпитетов, передающих все великолепие уходящего «на покой» солнца, продолжится повторяющимися эпитетами «золотые пространства, золотые поля» и столь же звенящим «озаренный», затем, после сниженного «чернопыльные» - как спуск в овраг – вновь «от всего золотого…» придёт к той же феерии красок, повторив три стиха первой строфы, но уже на излёте, перед исчезновением:
Солнца контур старинный,
золотой, огневой,
апельсинный и винный
убежал на покой.
Убежал в неизвестность.
Удивительные, необычные метафоры расцвечивают и оживляют картину предзакатного дня(«от воздушного пьянства онемела земля; Солнца контур старинный…убежал на покой.Убежал в неизвестность.…Над полями легла, заливая окрестность, бледносиняя мгла…») и передают невесёлые размышления лирического героя(«Жизнь в безвременье мчится пересохшим ключом…»).
Анафора – один из излюбленных видов повтора в поэзии А. Белого – передаёт музыку стиха, заставляя звучать нужную ноту и выразить важную мысль. Глаголы «спускаюсь, убегу, убежал, убежал,мчится» не только воспроизводят неостановимое движение живой природы, но и движение человеческой жизни, которая «в безвременье мчится пересохшим ключом». Так произведение пейзажной лирики обретает философский смысл, подчёркнутый заключительными строчками:
«…все земное нам снится / утомительным сном».
Перед нами не просто конкретный пейзаж (берег реки, поля, заходящее солнце), но огромные цветовые плоскости ("золотые пространства"), земля и небо, солнце и воздух. Обилие цветовых эпитетов, передающих оттенки красного (символ любви-страсти, искупительного страдания), превращает картину заката в символ грядущего обновления мира. Пейзаж создает "образ Вечности" как царства света, раскрывает огненосную Душу мира.
Волшебник-Солнце преображает действительность, из игры цветов и оттенков рождаются образы мифологических великанов, кентавров, гномов. В. Маяковского поразило своей дерзостной, веселой фантастичностью стихотворение, рисующее восход солнца:
На горах
Горы в брачных венцах.
Я в восторге и молод.
У меня на горах
очистительный холод.
Вот ко мне на утес
притащился горбун седовласый.
Мне в подарок принес
из подземных теплиц ананасы.
Он в малиново-ярком плясал,
прославляя лазурь.
Бородою взметал
вихрь метельно-серебряных бурь.
Голосил
низким басом.
В небеса запустил
ананасом.
И, дугу описав,
озаряя окрестность,
ананас ниспадал, просияв,
в неизвестность,
золотую росу
излучая столбами червонца.
Говорили внизу:
«Это — диск пламезарного солнца…»
Низвергались, звеня,
омывали утесы
золотые фонтаны огня —
хрусталя заалевшего росы.
Я в бокалы вина нацедил
и, подкравшися боком,
горбуна окатил
светопенным потоком. 1903
Лирический герой этого стихотворения преисполнен энергии и силы, равен солнцу. Первая строфа – безглагольная – отражает возвышенное состояние души («Я в восторге и молод…очистительный холод»). Но вдруг во второй строфе появляется «горбун седовласый», и его действия передаются глаголами сниженной лексики («притащился», «плясал», «голосил», «запустил»). Исчезает вся торжественность зачина. Восторг и молодость передают яркие эпитеты цвета и света, звонкие звуковые детали (хохотал, звеня), авторские неологизмы («пламезарного солнца», «хрусталя
заалевшего», «светопенным потоком»).
Однако уже в последних разделах "Золота в лазури" появляются иные ноты - ирония, сомнение, разочарование в прежних мечтаниях. Поэт вступил в полосу мучительного душевного кризиса, имевшего и интимно-личные (сложные отношения с Л.Д. Менделеевой и окончательный разрыв), и социальные (поражение первой русской революции) причины. В одном из писем А. Белого 1906 года снова встречается образ огня, но теперь смысл символа совсем иной: "События у нас закипают с быстротой. Вся России в огне. Этот огонь заливает все. И тревоги души, и личные печали сливаются с горем народным в один красный ужас".
Я забыл. Я бежал. Я на воле. / Бледным ливнем туманится даль.
Одинокое, бедное поле, / Сиротливо простертое вдаль…
В полях (Я забыл. Я бежал...)
Если "поля" в стихотворении 1904 года создавали "образ Вечности", царства света, то в этом стихотворении 1907 года на смену роскоши закатных красок приходит непогода, настроение определяют эпитеты: бледный, бедное, тусклый, плачущий. Сквозь туман и ливень видны приметы российских просторов: кусты, поникнувшие хижины, крапива, гречиха. В стихотворении нет сказочных или мифологических образов; даже венок не терновый, а крапивный…Ощущение обречённости и в стихотворении «Осень»:
Мои пальцы из рук твоих выпали. / Ты уходишь — нахмурила брови.
Посмотри, как березки рассыпали / Листья красные дождиком крови.
Осень бледная, осень холодная, / Распростертая в высях над нами.
С горизонтов равнина бесплодная / Дышит в ясную твердь облаками.(«Осень»)
Все уровни художественного произведения, по А. Белому, находятся в отношениях соответствия: идея выражается не только в слове, образе, сюжете, но и в ритме, синтаксисе, звуковой организации: "Главное задание в написании - чтобы звук, краска, образ, сюжет, тенденция сюжета проницали друг друга до полной имманентности, чтобы звук и краска вскричали смыслом, чтобы тенденция была звучна и красочна". Для поэта значим звук как таковой, поэтому часто использует он такие приемы, как аллитерация и ассонанс. Белый особенно тщательно организует звуковой строй своих стихов. Среди многочисленных приемов он использует звуковые повторы:
…Неовлажненнаяземля. / Неперерывнаядорога. / Неперерывные поля.
…пыльный полудневный пламень…
Молочный, ломкий, молодой, / Дробим волною темнолонной…
…Недостигаемого бега / Недостигаемой волны
Стихотворение «Июльский день: сверкает строго…» — великолепный образец пейзажной лирики Андрея Белого. Для описания природы поэт использует множество средств художественной изобразительности: оригинальных метафор, ярких эпитетов, сравнений. Благодаря этому перед глазами возникают и жаркий июльский день, и спасительный летний дождь, и тихая спокойная ночь, в которую на землю с небес взирает молодой месяц. Солнце стоит высоко и «сверкает» строго – это «пыльный полудневный пламень». Земля неовлажнена, замерли в своей бескрайности дорога и «неперерывные» поля. Но час этого томления недолог, и вскоре одна картина сменяется другой. Набегают облака («и облака сложились в высь»), и падают первые после долгого перерыва капли живительной небесной влаги. Вырисовывается вертикальное пространство дождя, который упал небесной «глыбой голубой», - обрушивается, обрывается целый поток, шум которого похож на разговор («заговорив, оборвались»). И вот уже «Молочный, ломкий, молодой, / Дробим волною темнолонной, / Играет месяц над водой».
При этом параллелизм и повторы усиливают ощущение природной силы дождя, воды.
По словам М.А. Палкина, «удачно найденная метафора будит, стимулирует воображение читателя в процессе художественного восприятия, заставляя его вместе с поэтом пройти по сложному пути ассоциаций и творческого синтеза ...у поэтов, которые ориентируются на правдивое воспроизведение действительности и выражение общезначимых чувств и переживаний и обращаются к широкому кругу читателей, метафора выступает не как самоцель, а лишь как средство усиления эмоционально-смыслового звучания поэтического слова».
Удивительный мир природы открывается в стихотворениях поэта – мир красочный, многоцветный, наполненный звуками, запахами, чувствами. Яркие эпитеты, необычные сравнения подчёркивают, что природа – живое, дышащее, мыслящее существо:
…Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.
…Выполз кот и сидит у корытца,
умывается бархатной лапкой.
…В небе свет предвечерних огней.
Чувства снова, как прежде, огнисты.
Небеса всё синей и синей,
Облачка, как барашки, волнисты.
В синих далях блуждает мой взор…
(«Весна», 1903)
Повторы громче, громче весенняя весть…,небеса всё синей и синей… передают динамику, движение меняющейся, оживающей природы, воспринимаемой лирическим героем с любовью и нежностью: настойчиво повторяется сравнение «Вот плывут облачка, как барашки…Облачка, как барашки, волнисты», в котором очень значимы уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных. Весеннее обновление, возрождение коснулось самого лирического героя, живущего в гармонии с природой:
В небе свет предвечерних огней. / Чувства снова, как прежде, огнисты.
Удивительное чувство сопричастности многоцветной и многозвучной жизни природы передаётся метафорами и метафорическими эпитетами:
Солнце, над равниной кроясь,
Зарумянится слегка.
В крупных искрах блещет пояс
Молодого ямщика.
Будет вечер: опояшет
Небо яркий багрянец.
Захохочет и запляшет
Твой валдайский бубенец.
Ляжет скатерть огневая
На холодные снега,
Загорится расписная
Золотистая дуга. («Тройка»)
…Пусть грудой золотых каменьев
Вскипит железный мой камин:
Средь пламенистых, легких звеньев
Трескучий прядает рубин. («Зима»)
Поет облетающий лес \ нам голосом старого барда.
У склона воздушных небес \ протянута шкура гепарда… («Поет облетающий лес…»)
А. Белый - обладатель особого видения мира и действительности. Он живет и воспринимает мир в ином ракурсе - необычном, нестандартном, можно сказать, внеземном, космическом. Его внутреннее состояние, восприятие привело к созданию особого языка, стиля. Творчество А. Белого достаточно сложное для восприятия, как и его внутренний мир, но в то же время интересно и требует особого внимания и изучения. Нет сомнения, что произведения Андрея Белого, изучаемые на уроках или на внеклассных мероприятиях, найдут эмоциональный облик в сердцах детей, будут способствовать формированию гармонически развитой личности.
Использованная литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
2.Белый А.: Проблемы творчества; Статьи; Воспоминания; Публикации. М., 1988.
3.Белый Андрей. На рубеже двух столетий. / Вступительная статья А. В. Лаврова. М., 1989.
4.Колобаева Л. Русский символизм. М., 2000.
5. Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д.М. Магомедова. – М. : Академия, 2004.
6.Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учеб. пособие для студентов вузов /М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О.В.Сосновская- М.: Издательский центр "Академия", 2008.
7.Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. – Минск: Вышэйш.шк., 1986.
8. Слонь, О.В. Один из способов анализа лирического стихотворения в начальной школе / Начальная школа, № 3,2013.
9. Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. – М.: Просвещение, 2002.
Слайд 1
Проект выполнила: студентка группы 4 «Е» Ногинского филиала Московского г осударственного о бластного университета Костенко Мария Сергеевна Преподаватель: Малиновская Аделина Адольфовна Ногинск 2016 Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) 1880-1934Слайд 2
Золото в лазури – 1904 год
Слайд 3
«Будем как Солнце”. Солнцем сердце зажжено. Солнце - к вечному стремительность. Солнце - вечное окно в золотую ослепительность…
Слайд 4
«Жизнь в безвременье мчится пересохшим ключом…»
Слайд 5
На горах Горы в брачных венцах. Я в восторге и молод. У меня на горах очистительный холод.
Слайд 6
Нина Петровская Андрей Белый Брюсов Валерий Любовные Треугольники… Андрей Белый Любовь Менделеева Александр Блок
Слайд 7
В полях (Я забыл. Я бежал…) Я забыл. Я бежал. Я на воле. Бледным ливнем туманится даль. Одинокое , бедное поле, Сиротливо простертое вдаль…
Слайд 8
Мои пальцы из рук твоих выпали. Ты уходишь — нахмурила брови. Посмотри, как березки рассыпали Листья красные дождиком крови… «Осень»
Слайд 9
Звуковые повторы…
Слайд 10
…Вот плывут облачка, как барашки .
Слайд 11
Солнце, над равниной кроясь, Зарумянится слегка. В крупных искрах блещет пояс Молодого ямщика.
Слайд 12
Те же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий, бедный народ; Родина!
Слайд 13
Спасибо за внимание!
"Морская болезнь" у космонавтов
Аэродинамика и воздушный шарик
Два морехода
Акварель + трафарет = ?
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"