«Музыку можно назвать сестрою живописи, так как она является объектом слуха, второго чувства после глаза, и гармония в ней строится сочетанием пропорциональных частей, создаваемых в единое мгновение и принуждённых родиться и умирать в одно или нескольких гармонических мгновениях»
Леонардо да Винчи
«Делайте то, что вам нравиться делать»
Сэр Кен Робинсон
Мы очень любим рисовать, занимаемся в школе на кружке живописью, рассматриваем картины и слушаем классическую музыку. Пусть мы не профессиональные знатоки и не критики, но душа человека всегда тянется к прекрасному. Глядя на бессмертные творения великих пейзажистов, слушая прекрасную музыку композиторов всегда с теплотой и благодарностью думаешь о тех людях, которые способны так творить, они становятся значимыми для тебя. Художники, композиторы умело открывают в нас талант созерцания и принятия мудрого совершенства духовного мира. Невольно задумываешься о творческом пути человека, который умеет создавать живописные или музыкальные произведения, что это просто увлечение или смысл всей жизни любого мастера.
Это и привело нас к более глубокому изучению биографий великих людей. Интересно как человек становится профессиональным художником или композитором. Биография – это описание жизни человека, основанное на реальных фактах из достоверных источников. Биография может быть художественной, научной, популярной, деловой и так далее. Значение этих произведений для человека велико, но, конечно же, каждый для себя сам определяет, что для него важнее - создавать впечатление эрудированного, образованного и успешного человека или стать им в жизни. Изучая биографии великих людей, который оставили след в культуре и истории человечества, мы получаем сильнейшую мотивацию для реализации собственных стремлений. Поэтому заслуживает обсуждения и вопрос о биографии как литературоведческом жанре, особом типе исследования. В биографии упомянутые особые проблемы объединены общей задачей освещения личности писателя, композитора, художника в ее социально-исторической обусловленности и индивидуальном своеобразии. Материалом биографии или «жизнеописания» являются факты, характеризующие путь, пройденный человеком, и его деятельность. Но следует определить границы биографии как жанра, который не может быть заменен исследованиями другого типа. В задачи биографии как таковой не входят, например, специальные экскурсы, посвященные, скажем, исследованию стиля, жанра, образной системы и т. д. Конечно, тот или иной литературовед или целый коллектив может поставить перед собою задачу синтетического (и, вероятно, многотомного) исследования жизни и творчества того или иного деятеля искусства, где будет дан энциклопедический охват всех сторон его биографии и творчества, освещены и специальные вопросы художественного метода, усвоения предшествовавших традиций и т. д., но в своей работе мы поставили другие цели.
Объект исследования: творческий путь и профессиональное самоопределение великих художников и композиторов;
Предмет исследования: биографии отдельных великих людей.
Цель работы: через изучение биографий художников и композиторов показать, что талант, увлечение, способности человека оказывается сильнее профессионального самоопределения у многих великих людей искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatels_zhizn.professiya.prizvanie_kobyakova_m.p.docx | 60.3 КБ |
Министерство образования Республики Башкортостан
МКУ «Отдел образования Администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Нижнее Бобино
Жизнь. Профессия. Призвание.
Выполнили: учащиеся 9 класса
Гуштюк Анастасия, Берсенёва Елизавета
Руководитель: учитель изобразительного
искусства Кобякова М.П.
Нижнее Бобино
2015 год
Введение
«Музыку можно назвать сестрою живописи, так как она является объектом слуха, второго чувства после глаза, и гармония в ней строится сочетанием пропорциональных частей, создаваемых в единое мгновение и принуждённых родиться и умирать в одно или нескольких гармонических мгновениях»
Леонардо да Винчи
«Делайте то, что вам нравиться делать»
Сэр Кен Робинсон
Мы очень любим рисовать, занимаемся в школе на кружке живописью, рассматриваем картины и слушаем классическую музыку. Пусть мы не профессиональные знатоки и не критики, но душа человека всегда тянется к прекрасному. Глядя на бессмертные творения великих пейзажистов, слушая прекрасную музыку композиторов всегда с теплотой и благодарностью думаешь о тех людях, которые способны так творить, они становятся значимыми для тебя. Художники, композиторы умело открывают в нас талант созерцания и принятия мудрого совершенства духовного мира. Невольно задумываешься о творческом пути человека, который умеет создавать живописные или музыкальные произведения, что это просто увлечение или смысл всей жизни любого мастера.
Это и привело нас к более глубокому изучению биографий великих людей. Интересно как человек становится профессиональным художником или композитором. Биография – это описание жизни человека, основанное на реальных фактах из достоверных источников. Биография может быть художественной, научной, популярной, деловой и так далее. Значение этих произведений для человека велико, но, конечно же, каждый для себя сам определяет, что для него важнее - создавать впечатление эрудированного, образованного и успешного человека или стать им в жизни. Изучая биографии великих людей, который оставили след в культуре и истории человечества, мы получаем сильнейшую мотивацию для реализации собственных стремлений. Поэтому заслуживает обсуждения и вопрос о биографии как литературоведческом жанре, особом типе исследования. В биографии упомянутые особые проблемы объединены общей задачей освещения личности писателя, композитора, художника в ее социально-исторической обусловленности и индивидуальном своеобразии. Материалом биографии или «жизнеописания» являются факты, характеризующие путь, пройденный человеком, и его деятельность. Но следует определить границы биографии как жанра, который не может быть заменен исследованиями другого типа. В задачи биографии как таковой не входят, например, специальные экскурсы, посвященные, скажем, исследованию стиля, жанра, образной системы и т. д. Конечно, тот или иной литературовед или целый коллектив может поставить перед собою задачу синтетического (и, вероятно, многотомного) исследования жизни и творчества того или иного деятеля искусства, где будет дан энциклопедический охват всех сторон его биографии и творчества, освещены и специальные вопросы художественного метода, усвоения предшествовавших традиций и т. д., но в своей работе мы поставили другие цели.
Объект исследования: творческий путь и профессиональное самоопределение великих художников и композиторов;
Предмет исследования: биографии отдельных великих людей.
Цель работы: через изучение биографий художников и композиторов показать, что талант, увлечение, способности человека оказывается сильнее профессионального самоопределения у многих великих людей искусства.
Задачи:
Актуальность работы: в свете задач, стоящих перед современной школой, особенно актуальной становится проблема изучения биографии великих деятелей искусства. Пример жизни и деятельности художника открывает перед учащимися богатый мир высоких моральных качеств: самоотверженного служения Родине и народу, высокого сознания своего долга, нравственной глубины чувств и переживаний. Знакомя учащихся с личностью мастера, с его общественной и творческой деятельностью, мы делаем их свидетелями напряженного труда, борьбы, обогащаются чувства и мысли, способствует формированию характера. Но и показать, что выбор профессии не всегда определяет смысл жизни в будущем, нужно более внимательно относиться к своим способностям и увлечениям.
Гипотеза: если усилить внимания учащихся к творческой и идейной позиции великих людей, произведения которых изучаются в средней школе и особенно в старших классах, сближение с их личностью, то внутренний мир и сознание учащихся станет более богатым, повысится интерес к познанию и представления о жизни и людях, что будет стимулом к воспитанию своей личности.
1.Основная часть
1.1Биографии художников
Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века – это творчество Василия Дмитриевича Поленова. Многогранное творчество художника, где он стремился, применить все свои дарования не знали границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор. |
|
Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах. В то время он требовал от своих учеников пристального изучения натуры. "Натура, - вспоминал впоследствии Поленов, - устанавливалась надолго, и рисунок вырабатывался систематично, не условным приемом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры". "Не подумавши, ничего не начинать, а, начавши, не торопиться", - советовал педагог Поленову. Очевидно, Чистяков сумел передать своему ученику главное - профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы и, что не мало важно Поленов это смог усвоить. После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета. Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии. Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. |
В 1871 году он получает диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира". Поленов стремится создать произведение высокого стиля, придать возвышенный характер изображенному, мастерская компоновка и решение цвета, она носила черты жанровости, но была не доработка в замысле этой картины. Многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки, тянущей худенькую руку к Христу.
Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник. Василий отправляется на длительное время стажироваться в Париж, и написал там, в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 г. звание академика. Реалистические устремления художника, укреплявшиеся под влиянием И.Репина и А.Боголюбова, полнее проявились в его тонких пленэрных пейзажах и этюдах. После возвращения на родину Поленов становится убежденным приверженцем национально-демократического искусства. Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты сказителя былин Н.Богданова (1876 г.), деревенского мальчика Вахрамея (1878 г.), картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (1876 г.).
Картины Поленова:
Бабушкин сад. 1878; Березовая аллея. 1880; Московский дворик. 1878;
Золотая осень. 1893;На лодке. Абрамцево. 1880; Заросший пруд. 1879;
Старая мельница. 1880; Зима. Имоченцы. 1880; Ранний снег. 1891; Ливень. 1874
Осень в Абрамцеве. 1898
Врубель Михаил Александрович (1856— 1910), художник.
Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета.
Врубель стремительно сформировался как художник. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. Он еще при жизни снискал себе успех, но к этому времени художник был уже безнадежно болен, и почести не были ему нужны. За ним на долгое время укрепилось представление как о человеке странном и неуравновешенном. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Он удивлял своих друзей нелепыми, с их точки зрения, выходками: мог в состоянии неуравновешенности записать прекрасную картину, над которой долго и упорно работал до этого, ничего не значащим изображением цирковой наездницы; в порыве гнева он разрывал прекрасные акварельные листы, выбрасывал великолепные наброски. Он ценил не столько результат, сколько сам творческий труд, процесс, момент художественного озарения. Образованный, знавший несколько европейских языков, всегда аккуратно и даже щегольски одетый, вежливый и тактичный, хотя иногда и способный взглянуть на собеседника свысока, Врубель при этом почти всю жизнь бедствовал, иногда оставаясь без денег или с трудом перебиваясь малым вознаграждением, получаемым за уроки рисования. Он болезненно ощущал несправедливость, не искал успеха и не ходил на выставки. Но при этом уязвленное самолюбие заставляло его подчас бросать обидные слова в лицо своим друзьям-художникам, которые прощали своего друга, истолковывая его слова как причуды больного гения. Из своей жизни Врубель сам сотворил легенду. Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий.
Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые. В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.
С 1901 года Николай Константинович – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.
В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи.
В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени — В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым. Уже в студенческие годы Рерих становится членом Русского археологического общества. Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.
Разве легенды не есть гирлянды лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. ... Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычайное. Не ведет ли эта необычность дух человеческий поверх сумерек механического стандарта?
(Легенды, сборник "Держава света", Гималаи, февраль 1931)
Рерих Николай Константинович
Начиная с 1904 года, совместно с князем Путятиным, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). Неолитические находки Рериха вызвали подлинную сенсацию в России и Западной Европе.
В 1897 году Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная картина «Гонец» была приобретена знаменитым собирателем произведений русского искусства П. М. Третьяковым. Стасов В. В., известный критик того времени, высоко оценил эту картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники».
Встреча с Толстым для молодого Рериха стала судьбоносной. Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!».
Легенда, которая освобождает нас от подавляющих условий каждодневной рутины, обновляет наше мышление, позволяет погружаться в новые глубины познания, полные неисчерпаемого молодого задора.
(Легенды, сборник "Держава света", Гималаи, февраль 1931)
Рерих Николай Константинович
Также духовным напутствием для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадского, часто посещавшего дом родителей Рериха: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».
Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Сходятся старцы» (1898), «Плач Ярославны» (1893), «Начало Руси. Славяне»(1896), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве.
«Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость». Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.
Мечты - не знаки безграмотности, но отличия утонченных душ.
(Легенды, сборник "Держава света", Гималаи, февраль 1931)
Рерих Николай Константинович
В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском Обществе Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность секретаря Императорского Общества Поощрения Художеств.
В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре 1901 года состоялась их свадьба. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 — Святослав, будущий художник и общественный деятель.
В 1903–1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры.
И́горь Эммануилович Грабарь (1871—1960)
Игорь Эммануилович Грабарь— русский советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.
Академик АХ СССР (1947). Академик АН СССР (1943). Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Биография
Родился 13 (25 марта) 1871 года в Будапеште (ныне Венгрия) в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью — Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына, отец с семьёй был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера П. П. Демидова, а спустя около трёх лет переехал с ними в Париж.
В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в Егорьевске Рязанской губернии, где в местной гимназии преподавал его отец; учился в прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя И. С. Тургенева. В 1882—1889 годах Игорь Грабарь учился в Москве — в лицее цесаревича Николая (окончил в 1889 году с золотой медалью), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.
В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника. Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств и в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где его руководителем некоторое время был И. Е. Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
Искусствоведческая работа
Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи — он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.
Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, инициатором создания которых был; а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.
Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен Игнатий Трофимов. С 1944 года директор Института истории искусств АН СССР.
В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.
Действительный член Императорской Академии Художеств (1913). Действительный член АН СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947).
Умер 16 мая 1960 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[8].
Павел Андреевич Федотов (22 июня 1815, Москва — 14 ноября 1852, Санкт-Петербург)
Павел Андреевич Федотов— русский живописец и график, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.
Биография
Павел Андреевич Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года в семье Андрея Илларионовича Федотова, служившего в армии во времена Екатерины, впоследствии обедневшего титулярного советника, и его жены Натальи Алексеевны Калашниковой. Крещён 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. Помимо Павла, в семье было ещё несколько детей.
В 11 лет был определён отцом в Первый Московский кадетский корпус, где благодаря хорошим способностям и примерному поведению обратил на себя внимание начальства. В 1830 году был произведён в унтер-офицеры, а в 1832-м — в фельдфебели, и в том же году окончил курс с отличием, причём по заведённому обычаю его имя было внесено на почётную мраморную доску в актовом зале корпуса. Его любимыми предметами были математика и химия, но в свободное от учёбы время он любил рисовать[1].
В 1834 году в звании прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей. В свободное от службы время упражнялся дома, рисуя акварельные и карандашные портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича, изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов.
Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление, и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».
Павел Андреевич долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью, но, наконец, подал прошение об отставке, и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — стать настоящим художником.
Творчество
Выйдя в отставку, в первое время Павел Андреевич избрал для себя батальный жанр как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы и, которая в николаевскую эпоху сулила почёт и материальное обеспечение. Поселившись в бедной квартире в одной из дальних линий Васильевского острова, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и написании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах.
Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до этого пехотой, Павел Андреевич стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора Заурвейда. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г.», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека — все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являлась жанровая живопись. В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Федотов показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в восторг. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант). Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». (В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве)
Василий Васильевич Кандинский (16 (4) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция)
Василий Васильевич Кандинский (16 (4) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем в Баухаусе.
Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета. В 1896 знаменитый Дерптский университет в Тарту предлагает место профессора, но Кандинский отказывается. Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но, не согласный с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауса нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.
Лучшие годы
Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Münchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmünz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца» Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Münter), 26-летней слушательницей школы. Однако он не оформил брака, хотя в 1911 году развёлся со своей первой женой Анной Чемякиной. После начала мировой войны они расстались в связи с отъездом Кандинского в Россию, но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме. К этому времени Габриэла стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и нигде не выставлялись. Однако некоторые из них были сохранены Габриэлой, жившей постоянно в Мурнау-ам-Штаффельзее в доме, в котором они проживали с Василием. Она там же и скончалась в 1962 году.
1.2.Биографии композиторов
ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ – считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году — в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.
Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА – помощник секретаря Главного управления путей сообщений
Композитор родился в отцовском имении 20 мая (по старому стилю - 1 июня) 1804 года. Первым домом Глинки стало село Новоспасское Смоленской губернии. Отцом Михаила Глинки был отставной капитан – Иван Николаевич Глинка. Их род пошел от шляхтичей. Мать композитора – Евгения Андреевна. Сразу после рождения мальчика забрала бабушка – Фёкла Александровна. Она так усердно занималась воспитанием мальчика, что уже в детстве он стал болезненным недотрогой. К шести годам Миша был полностью отстранен от общества, даже от собственных родителей. В 1810 году бабушка умирает, а мальчика возвращают на воспитание в семью.
Глинка, биография которого насыщена многими событиями, был увлечен музыкой с ранних лет, к десяти годам он уже умело обращался с фортепиано и скрипкой. Музыка для Михаила Глинки – призвание с ранних лет. Уже по окончании Благородного пансиона он дает выступления в салонах, активно занимается самообразованием, изучая историю и особенности западноевропейской музыки. В это же время композитор сочиняет первые удачные произведения для фортепиано, арфы. Он пишет романсы, рондо для оркестров, а также струнные септеты и оркестровые увертюры. Круг его знакомых пополняется Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Одоевским и Дельвигом.
Несколько лет Михаил Иванович проводит на Кавказе. Но уже в 1824 году юный композитор получает работу помощника секретаря в Главном управлении путей сообщения. Однако, несмотря на занятость, уже в конце двадцатых годов на пару с Павлищевым он издает «Лирический альбом». В него входят и собственные сочинения Михаила Ивановича. Как видите, биография Глинки интересна необычными событиями и неожиданными поворотами. С 1830 года начинается новый период, который охарактеризован как итальянский. Перед его началом Глинка совершает летнее путешествие по немецким городам, а затем останавливается в Милане. В то время именно этот город был центральной точкой музыкальной культуры во всем мире. Именно здесь происходит знакомство Михаила Глинки с Доницетти и Беллини. Он занимается исследованиями и детально изучает бельканто, после чего сочиняет произведения в итальянском духе.
МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ – служил в Преображенском полку.
Мусоргский родился 16 марта в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода. Первым педагогом будущего композитора была его мать – Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова). Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем в возрасте он играл небольшие сочинения Листа.
Дарование сына радовало и отца – Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части, за исключением отца композитора.
В 1849 году Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге. Тогда же будущий композитор начинает заниматься фортепиано с А.А. Герке – одним из лучших Петербургских педагогов. Мальчик быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А.П. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года Модест Петрович знакомится с А.С. Даргомыжским, а через него и с М.А. Балакиревым и Ц.А. Кюи, затем с братьями В.В. и Д.В. Стасовыми.
Для Мусоргского, как впрочем и для всех членов будущей «Могучей кучки», Балакирев стал учителем и другом. Часто два музыканта играли в четыре руки симфонии Бетховена, произведения Глинки, Шуберта, Шумана. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классических и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем пробудилась жажда к творчеству, созиданию прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое стало целью его жизни.
«Картинки с выставки» Мусоргского не относятся к числу крупных сочинений композитора: мир знает его скорее как автора русских оперных фресок, «Бориса Годунова» и «Хованщины». В сравнении с ними «Картинки с выставки», написанные для рояля по мотивам картин художника Гартмана – произведение весьма скромное. Тем более, что картины эти почти детские: на них изображены колоритные сцены из сказок или бытовые зарисовки(«Тюильрийский сад», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Быдло»)…Однако именно в «Картинках с выставки» творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске.
Последние годы Мусоргского были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали ему сосредоточиться на творческой работе. Он был вынужден работать аккомпаниатором в вокальных классах, организованных певицей Д.М. Леоновой.
АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН (1833—1887) — русский композитор, учёный — химик и медик.
Родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Его отцом был грузинский князь Лука Гедианов. При рождении мальчик был записан сыном княжеского камердинера Порфирия Бородина. Получил прекрасное домашнее образование, владел несколькими языками, играл на музыкальных инструментах.
В 1856 году окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, где изучал медицину и химию. Занимался научной и педагогической деятельностью. Был доктором медицины, профессором, заведующим кафедрой химии, академиком Медико-хирургической академии, известным в Европе ученым-экспериментатором и теоретиком, автором более 40 научных трудов.
Много времени Бородин отдавал музыке. Самостоятельно постигнув композиторское искусство, он вначале писал небольшие фортепианные пьесы, ансамбли, романсы. Сблизившись в 1862 году с композитором М. А. Балакиревым и войдя в члены созданного им кружка композиторов «Могучая кучка», Бородин стал задумываться над созданием более крупных сочинений. Его интересовали образы русского эпоса, сюжеты народных былин и сказаний. Основой его главного произведения — оперы «Князь Игорь» стал — памятник древнерусской культуры 12 века «Слово о полку Игореве», его 2-я симфония имеет название «Богатырская» (это название дал симфонии В. В. Стасов).
Большая загруженность научной и педагогической работой и в то же время высокая требовательность к композиторскому творчеству, привычка работать серьезно и сосредоточенно обусловили то, что Бородин писал свои произведения долгие годы (над оперой «Князь Игорь» он работал 18 лет), некоторые из них остались незаконченными и были завершены после его смерти Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым (опера «Князь Игорь»).
Большую роль в формировании творческого мировоззрения композитора сыграли его встречи с Ф. Листом в Германии, куда Бородин приезжал несколько раз на протяжении своей жизни. Во многом благодаря Листу произведения Бородина становятся известны в Европе. В 1880 в Баден-Бадене была исполнена его 1-я симфония, пять лет спустя в Бельгии исполняется несколько крупных симфонических произведений (2 симфонии, симфоническая картина «В Средней Азии» и т. Д.).
Заключение
Истинный талант художника проявляется в его работах неповторимостью и узнаваемостью из множества других работ. Великий автор индивидуален, и никто не в силах изменить его оригинальный стиль, даже он сам. Душа истинного художника никогда не успокаивается и не бывает удовлетворенной. Каждая новое произведение – это его новая жизнь и его новый мир.
Работая над проектом, мы изучили биографии многих выдающихся композиторов и художников, рассмотрели их профессиональный выбор и увлечения. Поражает то, что многие из них являются разносторонними личностями. Вспоминается изречение «Талантливый человек талантлив во всём». Примечательно, что каждый среди этих выдающихся людей руководствовался в своей жизни определенными жизненными принципами и законами, благодаря этому они добивались определённых успехов в творчестве. Конечно же, в этом есть много удивительного и непознанного, и в одной работе невозможно охватить всех великих композиторов и художников. Но мы попытались показать, что не всегда профессия может определить жизненный путь, у талантливого человека увлечение всегда даёт особые результаты. Через изучение биографий художников и композиторов попытались показать, что талант, увлечение, способности человека оказывается сильнее профессионального самоопределения у многих великих людей искусства. На примере биографий великих людей хочется донести до своих сверстников, что при выборе профессии нужно учитывать свои интересы, увлечения, а не слепо следовать чужим советам.
Литература
Горячо - холодно
Император Акбар и Бирбал
Ах эта снежная зима
5 зимних аудиосказок
Есть в осени первоначальной...