В настоящее время вряд ли можно найти ученика, который с восторгом делает домашнее задание. Школьник каждый день получает новые знания в школе, сидя по 5-6 часов за партой, приходит домой и должен снова сесть за тетрадки и учебники. Но если в школе детям помогает учитель ориентироваться в новых знаниях, то дома ребенок остается один на один со своими вопросами. И тогда ребенок просит помощи у своих родителей. Но не все родители могут или хотят помочь своему ребенку в выполнении домашней работы. Наверное, мамы и папы нашего времени мечтают, чтобы дети сами выполняли домашнее задание. У меня возник вопрос: а для чего вообще задают домашнее задание, как делают уроки мои одноклассники, нужно ли делать домашние задания.
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_kogo_domashnee_zadanie.doc | 71 КБ |
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ
МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ЭТОТ БОЛЬШОЙ МИР»
Для кого домашнее задание?
Автор: Гусева Алена Сергеевна, обучающаяся 4 класса МАОУ «Экспериментальный лицей «НОК»
Руководитель: Нелин Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Экспериментальный лицей «НОК»
Усть-Илимск
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вряд ли можно найти ученика, который с восторгом делает домашнее задание. Школьник каждый день получает новые знания в школе, сидя по 5-6 часов за партой, приходит домой и должен снова сесть за тетрадки и учебники. Но если в школе детям помогает учитель ориентироваться в новых знаниях, то дома ребенок остается один на один со своими вопросами. И тогда ребенок просит помощи у своих родителей. Но не все родители могут или хотят помочь своему ребенку в выполнении домашней работы. Наверное, мамы и папы нашего времени мечтают, чтобы дети сами выполняли домашнее задание. У меня возник вопрос: а для чего вообще задают домашнее задание, как делают уроки мои одноклассники, нужно ли делать домашние задания.
Цель моей работы: определить степень необходимости и важности выполнения домашнего задания, а также вклад родителей в подготовку детей к урокам.
Задачи, которые мне необходимо решить для достижения поставленных целей:
В своей работе я использовала следующие методы: сбор информации по теме исследовательской работы, анкетирование детей и взрослых, анализ проведенного анкетирования и представление результатов.
ГЛАВА 1. Из истории…
В 17 веке Чешский просветитель и педагог Ян Амос Каменский обосновал необходимость классно-урочной системы обучения. И с ее введением домашние задания стали обязательным элементом учебного процесса. И с тех самых пор ведутся непрерывные споры ученых и педагогов о необходимости домашнего задания.
В девятнадцатом веке споры всегда завершались в пользу сторонников домашних заданий – детей заставляли заниматься и на уроках, и после уроков, практически весь день. Но по мере приближения двадцатого века и особенно в его начале, споры разгорелись с новой силой.
К началу двадцатого века уже был накоплен опыт работы без домашних заданий. Преподаватель читал лекцию, а затем шла организация повторения того, что было услышано на лекции, с последующими комментариями преподавателя. То есть можно не задавать уроков для заучивания наизусть дома, а взамен этого вести преподавание в виде бесед, заставляя повторять если не всех, то многих учеников.
Считалось, что существенной причиной, по которой следует избегать домашних заданий, является то, что они поглощают свободное время добросовестных учеников. «Для того и создаются классы, чтобы учиться там, а не дома. Для того и существуют учителя, чтобы учить. Учебник не всегда может заменить учителя, но учитель всегда должен заменить учебник».
Что же такое домашнее задание?
Домашнее задание — задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала.
Одной из главных функций домашнего задания является помощь в освоении знаний и тренировке навыков в том случае, если ученик долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Третья функция – научить рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Потому что на уроке ученики решают задачу вместе и если есть ошибки, то учитель их исправляет. Дома каждый ребёнок думает сам и может проверить и исправить ошибки сам.
Главное назначение домашнего задания:
- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
-формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
-формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Основными видами домашнего задания являются:
В настоящее время существует шесть версий, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно:
1. Домашнее задание вредит здоровью. Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей. Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сном.
2. Домашнее задание отбирает время. Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён. Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.
3. Домашнее задание не влияет на успеваемость. Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что ею можно пренебречь.
4. Домашнее задание ничему не учит. Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут и понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают. Домашние задания забивают головы фактами, которые дети не могут применить.
5. Домашнее задание убивает желание учиться. «Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя задают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.
6. Домашнее задание портит отношения с родителями. Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.
Домашнее задание — это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.
Школьная программа поменялась, знания родителей устарели. Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют. Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
Но, несмотря на большое количество противников домашнего задания, по статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.
ГЛАВА 2. Мое исследование
Однажды у меня с одноклассниками состоялся разговор. Мы говорили о том, надо ли делать домашнее задание, сколько времени надо на него тратить и т.д. Тогда я решила провести свое исследование и выяснить важность выполнения домашней работы.
В моем анкетировании приняло участие 26 детей (моих одноклассников, учащихся разновозрастной группы №5) и 24 взрослых (их родителей).
Я задавала и детям, и взрослым несколько вопросов (приложение 1 – список вопросов). Вот какие результаты получились:
В среднем ребята тратят на выполнение домашнего задания 1 час 38 минут. Ученики второго класса уделяют домашнему заданию более 2-х часов (128 минут), а ученики третьего класса справляются быстрее всех – почти за час (59 минут).
Почти все ученики считают, что домашние задания нужны что бы закрепить пройденный материал, хотя и не очень любят их делать, но часть учеников второго - 17 % и четвертого -11 % считают, что домашние задания нужны только по устным предметам.
Ученики второго класса предпочитают письменные домашние задания, но чем старше становятся ребята, тем больше им нравиться делать задания по устным предметам и меньше по письменным.
Ученики второго класса любят поиграть перед домашним заданием, но чем старше становятся ребята, тем больше у них чувство ответственности и игры уходят на второй план.
Ученики второго класса больше других переживают за домашнее задание, а ученики четвертого класса меньше всего переживают по поводу домашнего задания, потому что считают, что могут сделать его и к следующему уроку.
Всем ученикам второго класса помогают мама и папа. Часть учеников третьего уже делают домашнее задание самостоятельно. В четвертом классе 50% учеников делают ДЗ самостоятельно, но в 8% случаев на помощь уже приходит репетитор.
Родители учеников вторых классов всегда контролируют выполнение домашних заданий. К четвертому классу почти четверть родителей контролируют выполнение домашнего задания лишь иногда.
Практически все родители помогают выполнять домашние задания. В третьем классе помощь родителей наиболее востребованы
Во втором и третьем классах 30-40% родителей делают уроки вместе с детьми, остальные помогают частично. В четвертом классе родители в основном помогают частично, а 22% родителей уже только проверяют домашнее задание.
Во втором классе «ничья» половина учится на 3-4, половина на 4-5. К сожалению, в третьем классе 10% неуспевающих учеников. Зато в четвертом классе 10% отличников!
Ребята в своих анкетах отдали предпочтение литературе. На втором месте русский язык, математика и английский.
Родители вторых классов выделили как литературу, так и русский язык, третьих классов – литературу и информатику. В четвертом классе интересы разносторонние и можно выделить только информатику.
Приложение 1. Список вопросов детям и родителям
Анкета для детей
(укажите вашу группу и класс__________________)
1) Как вы относитесь к домашнему заданию?
Я не очень люблю делать домашнее задание, но оно обязательно должно быть, чтобы закрепить пройденный материал в школе
Я не люблю делать домашнее задание, потому что считаю выполнение домашнего задания- только пустая трата времени, лучше дать возможность ученикам побольше погулять и поиграть
Домашние задания нужны, но только по устным предметам
Другое мнение .
2) Домашнее задание, по каким предметам Вам нравится делать больше всего?
По письменным по устным.
Укажите, пожалуйста, Ваш самый любимый предмет по домашнему заданию _____________________.
3) Когда Вы делаете уроки?
Сделал дело, гуляй смело! Поэтому сразу после школы
Сначала гуляю или играю, отдыхаю, а потом уже делаю уроки
По-разному, сажусь делать уроки, когда мне этого хочется
4) Вы расстраиваетесь и переживаете, если не сделали домашнее задание на следующий день?
Очень сильно переживаю, ведь это моя работа
Расстраиваюсь, но не очень, потому что могу сделать это домашнее задание к следующему уроку
Ничего страшного, домашние задания задают каждый день, так что одно можно и пропустить
Я всегда делаю домашние задания
5) Сколько времени занимает выполнение домашнего задания? ч. мин.
6) Кто помогает тебе делать домашнее задание?
Никто
Мама и(или) папа.
Бабушка и(или) дедушка
Брат и(или) сестра
Репетитор
Анкета для родителей
(укажите группу и класс Вашего ребенка___________________)
1) Контролируете ли вы выполнение домашнего задания вашим ребенком?
Да
Нет
Иногда
2) Помогаете ли вы выполнять домашнее задание вашему ребенку?
Да
Нет
Иногда
3) В чем заключается ваша помощь ребенку?
Делаем все уроки вместе
Помогаем частично
Только проверяем выполненное домашнее задание
4) Какая успеваемость у вашего ребенка?
2-3
3-4
4-5
5
5) Какой любимый урок вашего ребенка (по вашему мнению)
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Два плуга
Самый главный и трудный вопрос
Прекрасная арфа