Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_leny.doc | 210.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ЗАИГРАЕВСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
НОВОИЛЬИНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ
Формирование представлений
о правах ребенка у младших школьников
Выполнил: Нечмерова Е.
ученица 11 класса
Научный руководитель: Некипелова И.А.
педагог – психолог
с. Новоильинск
2009
Содержание Стр.
Введение…………………………………………………………………………………………..2
§ 1 Сущность и содержание представлений о правах ребенка у младших школьников....…..5
§ 2. Результаты экспериментальной работы………………………………………….…………8
§ 3. Пути и методы формирования у младших школьников представлений о правах ребенка…………………………………………………………………………………………...…13
Заключение………………………………………………………………………………………...17
Библиография…………………………………………………………………………………...…19
Приложения ……………………………………………………………………………………….21
Введение
Проблема формирования представлений о правах ребёнка является сегодня одной из самых актуальных. Причиной тому стало с одной стороны, принятие в 1989 году Организацией Объединённых Наций Конвенции о правах ребёнка и последующая её ратификация советским государством, правоприемницей которого явилась Россия. С другой стороны, все чаще попадающие в поле зрения общества факты нарушения прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье – не могли не привести к росту преступности несовершеннолетних, распространению наркомании среди детей, безнадзорности и беспризорности.
В силу возраста и связанных с ним особенностей развития, выражающихся в неполной дееспособности, дети не могут в большинстве случаев самостоятельно защищать свои права и законные интересы.
Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учёбы в школе во многом определяют душевный настрой ребёнка на будущее. Широкая информация общества о Конвенции должна способствовать устранению из нашего сознания авторитаризма, конфронтационности, нетерпимости к окружающим.
Утверждение идеи приоритета прав ребёнка, защита его прав, в значительной степени, зависит от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей, механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав. Их утверждение не только узко юридическая задача, она гораздо шире, в значительной степени наполнена психолого - педагогическим содержанием. Информирование и просвещение широких слоёв населения о правах ребёнка повышает уровень осведомлённости общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Информационная и просветительская деятельность есть одна из форм утверждения нравственно - правовых норм в нашей жизни.
Исходя из всего сказанного, определилась проблема нашего исследования: каковы возможности формирования представлений о правах ребёнка у детей младшего школьного возраста. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объектом исследования является учебно - воспитательный процесс.
Предмет исследования-процесс формирования представлений о правах ребёнка у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Процесс формирования представлений о правах ребёнка в младшем школьном возрасте будет проходить наиболее эффективно, если:
- у учащихся развивать положительное отношение к правам ребёнка;
- изучение прав ребёнка осуществлять на основе содержания детских сказок и литературных произведений;
- использовать на занятиях ролевые игры.
Проблема и гипотеза определили задачи исследования:
Методологической основой нашего исследования послужили работы В. А. Шеланкова о социально – педагогических условиях реализации прав человека в школе; А. П. Азарова, Т. В. Болотиной, З. К. Шнекендорфа, В. В. Антонова о необходимости обучения детей защите своих прав.
Для решения постановленных задач мы использовали методы.
-теоретические: анализ, синтез;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, метод незаконченных предположений, метод ранжирования, эксперимент.
Опытно - экспериментальная часть исследования проводилась в Новоильинском агротехническом лицее. Экспериментальной работой было охвачено два третьих класса начальной школы (51 ученик).
§ 1 Сущность и содержание представлений о правах ребенка у младших школьников
Становление правового государства в нашей стране в значительной степени зависит от гражданско – правового образования, включающего в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. Овладение основами правовых знаний способствует «не только формированию демократии общества, но и демократии разума каждого индивида, его ориентации в мире ценностей, формированию гуманистического стержня его жизнедеятельности».(29,65).
Подготовка детей к жизни в демократическом обществе является сложной и ответственной задачей, поэтому необходимость преподавания прав человека, прав ребенка должна быть осознана на всех уровнях государственных и общественных институтов.
Ошибочно думать, что гражданско – правовое воспитание, нравственно – правовые понятия доступны только старшеклассникам. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Также в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития. Прежде чем перейти к выявлению особенностей младшего школьного возраста, определим понятие представление и рассмотрим его содержание с учетом специфики объявленной проблемы.
Представление – форма отражения в виде наглядно – образного знания, одно из проявлений памяти, следовый образ ранее бывшего ощущения или восприятия. Представление, обобщаясь со словом, формирует понятие, причем слово выражает не только понятие, но и конкретное представление. Исходя из данного определения, нужно отметить, что представления формируются на основе реальных жизненных ситуаций, с опорой на уже имеющиеся понятия и факты. Работая с детьми младшего школьного возраста, следует помнить, что при решении проблем формирования представлений о правах ребенка необходимо, прежде всего, обогащать учащихся яркими примерами, конкретными фактами, на основе которых доказательно и убедительно демонстрируются отдельные элементы содержания тех или иных сторон понятий.
Рассматривая содержательный аспект представлений о правах ребенка можно выделить три компонента:
Более подробную характеристику всех компонентов представлений детей о правах человека изложим в виде таблицы, в которую занесены основные показатели и возможные проявления указанного понятия. (Приложение 1)
Далее рассмотрим некоторые особенности младшего школьного возраста, на основе которых строится процесс формирования представлений о правах ребенка.
При организации данной работы необходимо учитывать психологические особенности учащихся начальной школы, социальные роли, которые они выполняют, правовое положение выделенной возрастной группы.
В познании мира учащимися начальных классов рациональные компоненты в сознании ребенка не играют еще ведущей роли.В значительной степени он руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком в этот период духовного развития. Что еще раз подтверждает важность эмоционального развития личности детей.
Приобретение новой социальной роли – «ученик школы» - имеет своим следствием значительное расширение круга людей, с которыми ребенок общается, но и предлагает овладение рядом правил, для выполнения этой роли: усвоение требований, предъявляемых школой к ученику и сознание своих прав как ученика школы, а также приобретения умения выполнять обязанности и осуществлять права.
Необходимо учитывать также изменение социальной роли ребенка как жителя определенного населенного пункта. Значительно расширяется круг мест, посещаемых им, в том числе и самостоятельно. Следовательно, детей необходимо познакомить с правилами поведения в своем доме, на улице, в спортивных, культурных, зрелищных учреждениях, в магазине, на транспорте, при выезде за пределы населенного пункта. При этом важно не только усвоение правил как надо себя вести, но и запретов, как не надо действовать.
Становясь более самостоятельными, по сравнению с дошкольным возрастом, расширяя круг общения и в то же время обладая незначительным жизненным опытом, легко поддаваясь эмоциям и неосознанным стремлениям, младшие школьники все чаще становится жертвами преступных посягательств, насилия, а подчас и собственной неосторожности. Поэтому необходимо познакомить детей с правилами, связанными с личной безопасностью.
Важно сообщить младшим школьникам и сведения, к кому они могут обратиться для своей защиты, в том числе и в случае жесткого обращения с ними родителей. Такие сведения могут играть важную роль не только с практической точки зрения, но и для осознания учащимися самоценности своей личности.
Также учащиеся должны осознать необходимость нести людям добро, избегать зла, быть хорошим, достойным уважения человеком. В осуждении недостойного поведения должны преобладать нравственные оценки: «плохо», «бесчестно», «стыдно», сочетаемые с эстетическими «некрасиво», «безобразно» и т.д.
В целом, из вышеизложенного следует, что процесс формирования представлений о правах ребенка и механизмах их защиты тесно связан с проблемами нравственного воспитания. А «по существу, нравственное воспитание, знакомство с правами ребенка в детском возрасте начинается с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?». (29,67 -68).
Многие нравственно – правовые нормы включены практически во все учебные предметы начальной школы, исходя из возможностей содержания конкретных уроков. Начиная с начальной школы, дети знакомятся с понятием «государство Россия», на территории которого проживают люди разных национальностей; с символами государства: флаг, герб, столица; понимают термин «гражданин России», определенные правила поведения людей, правила вежливости, основанные на уважении к человеку. Знают свои права и обязанности как ученика. Воспринимают в качестве главных ценностей жизнь человека, здоровье, родных и близких людей, добрые отношения с окружающими людьми, мир между людьми. Проявляют негативное отношение к кражам, жестокости и насилию, загрязнению природы. Знают правила дорожного движения, правила противопожарной безопасности.
Вывод: Во все времена человеку требовалось много усилий, чтобы отстоять свои права и свободы. В современном мире разработано и принято большое количество правоохранительных документов, а также созданы механизмы их реализации. Но и этого не достаточно. Необходимо, чтобы каждый член общества знал свои права и умел их отстаивать. Особенно дети, так как они являются самой уязвимой частью населения. Знакомство детей с их правами, формирование представлений о правах ребенка нужно начинать с начальной школы. Этот период является наиболее синзитивным для восприятия, здесь закладываются основы будущей личности ребенка. Возможности для формирования у детей представлений о правах ребенка огромны. Но важно не только учитывать психологические особенности, социальную роль и правовое положение данной возрастной группы; важно, на сколько эффективно отобраны пути и методы для решения данной проблемы. Вопрос о том, как организовать работу по формированию у младших школьников представлений о правах ребенка мы рассмотрим в следующем параграфе.
§ 2. Результаты экспериментальной работы
Экспериментальная работа проводилась на базе Новоильинского агротехнического лицея. В эксперименте принимали участие: 51 ученик третьего класса: 25 учеников группа А, 26 учеников группа Б.
Областью нашего исследования явился процесс развития у младших школьников представлений о правах ребенка.
В ходе исследования были использованы методы: анкетирование, ранжирование, метод незаконченных предложений, беседа. Содержание использованных методов было разработано автором.
Мы обследовали учеников двух третьих классов в количестве 51 человек (25 человек - группа А, 26 человек - группа Б). Обследование проводилось с помощью группы методов.
Учащимся была предложена анкета, включающая в себя 14 вопросов (Приложение 2) Результаты анкетирования мы представим в виде таблицы:
Сводная таблица результатов анкетирования детей группы А и группы Б.
Уровни | Группа А | Группа Б |
Высокий 12-14 б. | 12% | 15,4% |
Средний 7-11 б. | 28% | 50% |
Низкий 0-6 б. | 60% | 34,6% |
Из результатов видно, что больше половины детей группы А и третья часть детей группы Б имеют низкий уровень представлений о правах детей. Это значит, что дети не могут назвать свои права, не могут привести примеры, связанные с проблемой защиты прав ребенка, смешивают отдельные понятия. Однако, мы получили и положительный результат. Так 40% детей группы А и 65,4% детей группы Б показывают положительные результаты, следовательно есть перспектива в развитии представлений о правах ребенка у всех детей.
Составляя вопросы анкеты мы учитывали компоненты представлений о правах ребенка . В зависимости от этого, вопросы можно разделить на 3 группы:
- вопросы для определения уровня сформированности интеллектуального компонента
(№ 1, №2, №3, №4, №5);
- вопросы для определения уровня сформированности эмоционально-личностного компонента
( №6,№7, №11, №12, №13, №14);
- вопросы для определения уровня сформированности поведенческого (деятельностного) компонента (№8, №9, №10).
Приведем примеры ответов детей на вопросы каждой группы:
1). Все ли ребята в классе равны в своих правах? Есть ли ученик, у которого прав больше, чем у остальных? 80% (А) и 80,8% (Б) детей считают, что все дети равны в своих правах; но 20% (А) и 19,2% (Б) думают, что у некоторых прав больше, аргументируя это следующим образом:
- если он хочет, то все равно кого – нибудь ударит. Значит у него прав больше.
- У этой девочки больше прав, так как она учится отлично, и т.д.
2). Как ты думаешь, имеют ли право взрослые наказывать детей? 92% (А) и 96,1%(Б) детей считают, что взрослые могут наказывать их, так как они хотят им только хорошего; а 8% (А) и 3,9% (Б) утверждают, что взрослые не должны наказывать, они не имеют права. Взрослые должны объяснить детям, что можно и как нужно поступать.
3) На вопрос, нужно ли детям знать свои права и почему они так считают, 32% (А) и 34,6% (Б) детей ответили «Да», но не поясняя почему; 12% (А) и 19,3% (Б) детей считают, что им не нужно знать свои права.
III. Для определения поведенческого (деятельностного) компонента мы предложили детям ответить на следующие вопросы: 1) Случалось ли такое, что учитель нарушал тои права. Если «да», то кому ты об этом рассказал? 80% (А) и 96,6% (Б) ответили, что нарушений прав со стороны учителя не было, однако 20% (А) и 34,4; (Б) детей утверждают, что учитель нарушал их права, но рассказали они об этом только родителям.
2) В случае болезни 48% (А) и 50% (Б) детей могут обратиться к врачу и они обязаны помочь, а 52% (А) и 50% (Б) детей считают, что за помощью они могут обратиться только к родителям.
На вопрос, в каких семьях, по вашему мнению, чаще нарушаются права детей и какой выход ты предлагаешь из этой ситуации 32% (А) и 53,8% (Б) детей ответили, что подобные правонарушения чаще встречаются в неблагополучных семьях и, решая данную проблему, нужно родителей лишить родительских прав; не указывая выхода из сложившейся ситуации 12% (А) и 30,8% (Б) детей ответили, что права детей нарушаются в плохих семьях, а 40% (А) детей утверждают, что в богатых.
Далее детям было предложено закончить предложение (Приложение 3). Содержание этого теста также направлено на определение уровня сформированности указанных компонентов. Сравнительный анализ результатов метода незаконченных предложений двух групп детей мы представили в виде графика.
Из полученных результатов видно, что большая часть детей группы А, дала положительные ответы лишь на 2 задания, а большая часть детей группы Б - на 6 заданий, на все остальные задания ответила меньшая часть детей, что свидетельствует о слабой сформированности у детей компонентов представлений о правах ребенка и механизмах их защиты.
Далее мы использовали метод ранжирования. Мы предложили детям несколько понятий и попросили разместить их с первого места по десятое, в зависимости от значимости каждого понятия для самого ребенка. Результаты данного метода мы занесли в сводную таблицу.
Сводная таблица результатов метода ранжирования
Понятие | А % | Б % |
Права Обязанности Дружба Здоровье Счастливое детство Отдых Труд Родина Красивая одежда Деньги | 8 12 20 12 20 0 8 16 0 4 | 11,5 7,5 19,25 15,4 19,25 3,8 7,7 15,4 0 0 |
Результаты данного метода показывают, что более значимыми для детей являются дружба, родина, и счастливое детство. Это дает понимание того, что у детей превалируют морально – нравственные ценности, а именно это составляет основу представлений о правах детей.
Обобщенные результаты исследования уровня сформированности представлений о правах ребенка у детей по всем методикам, мы представили в виде таблицы. В изложенной нами интерпретации констатирующего эксперимента можно проследить разницу между результатами А и Б групп.
Уровни сформированности представлений о правах ребенка
Уровень % | А | Б | ||||||
И.к. | Э-п.к. | П.к. | ПоПР | И.к. | Э-п.к. | П.к. | ПоПР | |
Высокий | 12 | 8 | 12 | 10,67 | 11,5 | 7,7 | 7,7 | 8,9 |
Средний | 32 | 40 | 32 | 34,67 | 38,5 | 42,3 | 38,5 | 39,7 |
Низкий | 56 | 52 | 56 | 54,66 | 50 | 50 | 53,8 | 51,4 |
Дети обладающие высоким уровнем сформированности представлений о правах ребенка могут объяснить правовые понятия, имеют ясное представление об обязанностях гражданина, умеют приводить примеры, связанные с проблемой прав ребенка; обладатели среднего уровня смешивают отдельные понятия, неточно называют основные источники, документы, могут привести пример, но не могут дать анализ событию, связанному с проблемой прав ребенка; низкий уровень сформированности представлений о правах ребенка и механизмах их защиты свидетельствует, что у детей есть фрагментарные, приблизительные знания в основном на уровне политической терминологии, без обращения к конкретному содержанию, ребенок дает неправильные определения, затрудняется назвать верный ответ.
После этого мы выбрали группу детей для проведения формирующего эксперимента. Это группа А, т.к. показатели этой группы детей ниже, чем показатели детей группы Б.
На этапе формирующего эксперимента мы проводили занятия с детьми по изучению «Конвенции о правах ребенка», обсуждению способов жизнедеятельности, проводили внеклассные занятия на данную тему, включали детей в различные ролевые игры, выполняли творческие работы. (подробно формирующий эксперимент описан в следующем параграфе).
После эксперимента мы вновь предложили детям ответить на вопросы анкет и закончить предложения, с целью выявления тенденций развития у детей представлений о правах ребенка.
Рассмотрим результаты формирующего эксперимента в сравнении с результатами констатирующего эксперимента:
Уровни сформированности представлений о правах ребенка
Уровень | А | Б | ||
К.Э. % | Ф.Э. % | К.Э. % | Ф.Э. % | |
Высокий | 10,67 | 32 | 8,9 | 17,9 |
Средний | 34,67 | 54,6 | 39,7 | 50 |
Низкий | 54,66 | 13,4 | 51,4 | 32,1 |
Таким образом, мы можем пронаблюдать положительную тенденцию изменения результатов диагностики. Рассмотрим подробнее эти изменения. Высокий уровень: количество детей группы А увеличилось на 21,33%. Группы Б – только на 9%. У этих детей, на ряду с конкретным пониманием своих прав, умением делать правовую оценку различным ситуациям; что было выявлено на констатирующем этапе эксперимента, появилась уверенность в себе, в своих силах, они способны мотивировать свои поступки, выполняют все правила учащихся и нормы поведения в обществе, сознательно относятся к учебе, активно занимаются общественной деятельностью, принимают постоянное участие во всех делах класса, школы.
Средний уровень: количество детей группы А увеличилось на 19,93%. Группы Б – только на 10,3%.Удетей ярко выражено чувство справедливости; относительная требовательность к себе, однако, при понимании своих прав они не могут найти им применение в некоторых ситуациях; выполнение правил, норм, обязанностей не всегда является незыблемой установкой в жизни, участвуют во всех классных, школьных делах, но не достаточно активны в проявлении собственной инициативы.
Низкий уровень: количество детей группы А уменьшилось на 41,26%.Группы Б уменьшилось на 19,3%. Но несмотря на это к данной группе еще относятся 13,4% детей группы А и 32,1% детей группы Б. Эти дети проявляют открытое пренебрежение к своим правам и обязанностям, до непонимание первых, разрешают возникшие проблемные ситуации исходя из собственного «жизненного опыта», проявляют пассивность участия в различных коллективных делах класса и школы.
Вывод: В процессе проведенного исследования мы выяснили, что дети младшего школьного возраста способны воспринять сложный материал Конвенции, понимают основы, правовые положения и могут применять их на практике, следовательно у детей младшего школьного возраста есть потенциал к формированию представлений о правах ребенка.
§ 3. Пути и методы развития у младших школьников представлений о правах ребенка и .
Рассматривая пути и методы развития у младших школьников представлений о правах ребенка, необходимо учесть следующее:
- особенности в подготовке и проведении уроков по правам ребенка в младших классах;
- как сделать доступным для младших школьников сложные понятия, изложенные в Конвенции;
- готовность учителя начальных классов к включению Конвенции о правах ребенка в учебно – воспитательный процесс школы.
Занятия по правам человека, правам ребенка мы проводили как занятия – беседы о нравственно – правовых нормах, касающихся прав человека, прав ребенка, его личности, отношение к другим людям. Обсуждая эти проблемы, учащиеся высказывали собственные взгляды, оценки, в которых раскрывался их духовный мир. Мнения (но не «ответы») не делились на «правильные» и «неправильные». Любое мнение мы выслушивали доброжелательно, заинтересованно. В ходе обсуждения ребенок сам убеждался истинно оно или нет.
При подготовке занятий по правам человека, правам ребенка в начальной школе мы всегда помнили о том, что «Конвенция о правах ребенка» написана сложным юридическим языком. Мы нашли свой подход в решении данной проблемы. На занятиях мы использовали неофициальный текст Конвенции, предложенный З.К Шнекендорфом. Также мы учитывали особенности развития младших школьников. Учитывая то, что мышление младших школьников носит конкретный характер, осмысление понятий и развитие представлений у детей происходит на основе конкретных фактов или примеров бытового, жизненного поведения, при разработке программы мы использовали сказки и другие литературные произведения, изучаемые в начальной школе, в которых сюжеты и рисунки связаны с нравственно – правовыми проблемами, т.к для детей мир сказки выступает как один из способов представления реальной жизненной ситуации.
В своей работе мы использовали следующие произведения: Ш. Перро «Красная шапочка» и «Золушка»; А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; русские народные сказки «Ивашко и ведьма», «Царевна – лягушка», «Несмеяна – царевна», «Кощей Бессмертный», «По щучьему веленью»; А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, осыне его славном и могцчем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»; К. Чуковский «Бармалей»; Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»; С.Я. Маршак «Багаж» и другие.
В качестве примера рассмотрим отрывок занятий, на котором дети знакомятся содержанием статей 36 и 37 «Конвенции о правах ребенка». Содержание данных статей определяет право ребенка на защиту от всех «форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка» (30,75), а также то, что «не один ребенок не должен быть подвергнут наказанию, незаконному аресту или лишению свободы». (30,76).
Сначала мы зачитываем основные положения данных статей. Для этого мы использовали неофициальное краткое изложение основных положений Конвенции, которое предлагает З.К. Шнекендорф. (29,47). Затем мы напоминает отрывок из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (Приложение 4 )
Далее детям предлагается ответить на вопросы:
- Как Карабас Барабас относится к куклам?
- Является ли подобное обращение с куклами нарушением указанных положений статей 36 и 37 Конвенции? Почему вы так считает?
- Имеет ли право Карабас Барабас закрывать Буратино в кладовой?
- Была ли у Карабаса Барабаса необходимость сжечь Буратино, чтобы приготовит себе пищу или согреть жилище?
- Как можно наказать Карабаса Барабаса?
На занятии мы использовали иллюстрацию к данному отрывку, на которой изображены Карабас Барабас и Буратино. Дети, внимательно рассматривая иллюстрацию, понимали, что художник не случайно нарисовал на коленях Карабаса Барабаса уже полностью приготовленное блюдо с курицей, пылающий очаг и стоящие рядом в кадушке дрова. Анализируя данную иллюстрацию дети приходят к выводу, что любимый всеми сказочный герой полностью зависит от злой воли Карабаса Барабаса. Причем лишение Буратино жизни никак не связано с необходимостью приготовить пищу или согреться. Жизнь Буратино зависит от прихоти злодея, не имеющего никакого права ею распоряжаться. Висящая рядом с Буратино плетка – семихвостка – тоже не случайный предмет на рисунке. Заставить человека подчиняться своей воле, лишить его самых элементарных прав проще всего под угрозой смерти или причинение ему боли.
Дети предлагают, наказать Карабаса Барабаса как можно строже. Некоторые предлагают смертную казнь, кто-то пожизненное заключение т.к. от своевременности ареста злодея зависит не только жизнь Буратино, но и нормальное существование остальных героев, ведь они не должны зарабатывать деньги для хозяина, им нужно учиться в школе, на что они имеют полное право.
Далее внимание детей мы обращаем на то, что если такая ситуация возникнет в реальной жизни, дети могут обжаловать действия взрослых и им непременно должны помочь. А в случае игнорирования просьбы, взрослые нарушают не только «Конвенцию о правах ребенка», но и другие государственные документы.
На занятиях мы использовали ролевые игры. Своеобразие игровых действий состоит в том, что ребенок добровольно взял их на себя и, выполняя их, он показывает понимание этих правил, свое умение их осуществлять. Эти особенности игры создают благоприятные возможности для нравственно – правового воспитания школьников.
В процессе ролевой игры дети усваивали многие сложные темы, применяли на практике полученные знания. Здесь действует общественная истина: хочешь понять другого человека – поставь себя на его место. В ролевых играх, посвященных судебным разбирательствам, ученики участвовали в слушании «дела» с позиции адвоката, обвиняемого или обвинителя, в зависимости от того, чью роль они исполняют в игре. Ребята пытались понять: каково быть судьей, прокурором, истцом, подсудимым. И усваивали, что любое правонарушение должно быть наказуемо. Этого требует справедливость.
В качестве примера, коротко рассмотрим ролевую игру «Гуси – лебеди – свидетели или ответчики?» по мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди».
Цель: Научить детей не путать свои желания со своими правами. Дать понятия полезных действий и вредных действий. Подвести ребят к общему выводу: пользуясь своими правами, стараться при этом не навредить другим людям.
Подготовка к игре: дети вслух читают сказку «Гуси – лебеди». Мы перечисляем действующих лиц, состав которых можно расширить, за счет увеличения числа присяжных заседателей. Мы взяли на себя роль судьи, который зачитывает «дело» и объявляет каждого выступающего.
Содержание игры: дети рассматривают иллюстрацию к сказке, на которой Гуси – лебеди несут на своих крыльях маленького мальчика. Они направляются к Бабе – Яге. Что ждет маленького пленника? В чем вина самих Гусей – лебедей? Какого наказания заслуживает главная нарушительница закона Баба – Яга? На эти вопросы должны ответить ученики.
Действующие лица: Баба – Яга – ответчица, Сестричка Аленушка – свидетель, Родители брата и сестра – истцы, Печка – свидетель, Молочная речка с кисельными берегами – свидетель, 1 – й Гусь, 2 – й Гусь, 3 – й Гусь, 1 – й присяжный, 2 – й присяжный, 3 – й присяжный, Судья, Адвокат Бабы – Яги, Прокурор.
Заключительный этап: Подведение итогов ролевой игры. Судья говорит о том, что всякий, кто нарушит права ребенка, должен ответить по закону. Потом проводится обсуждение «доброго дела» или нескольких «добрых дел», которые должна совершить Баба – Яга, чтобы пройти свой исправительный срок. Подробно «слушание дела» о похищении Бабой – Ягой маленького мальчика представлено в Приложении 5.
На некоторых занятиях мы использовали настольную игру «Ваша позиция?», которая предназначается для того, чтобы учащиеся могли определить сущность основных прав. Дети работают в группах по 4 – 5 человек, сидя вокруг парты. Для каждой группы мы подготовили набор карточек для решений, большой лист бумаги формата А3, инструкции и дополнительный материал.
Правила игры: Мы даем учащимся лист бумаги формата А3, на котором нарисовано «игровое поле»:
Каждой группе выдается набор карточек (Приложение 6). Кто – нибудь из группы должен перемешать и раздать их. Не страшно, если кому – то достанется больше карточек, чем остальным. Ни с кем не разговаривая, учащиеся читают карточки и раскладывают их текстом вверх на те места игрового поля, где, по их мнению, они должны быть. Например, на одной из карточек сказано: «Пытать – это плохо». Если вы считаете, что это плохо во всех случаях, то нужно положить эту карточку на центральный прямоугольник. Если – в большинстве случаев, то на средний прямоугольник, если в некоторых, то на внешний.
После того, как все члены группы разложили карточки на определенные места игрового поля, все еще не разговаривая, внимательно нужно посмотреть на то, как положены карточки членами всей группы. Если кто – то считает, что для какой – то карточки выбран неправильный сектор, пусть перевернет ее тестом вниз. Пусть дети объяснят сами, почему они решили, что одни карточки положены верно, а другие нет.
Вывод: Проведенное исследование показывает возможность преподавания прав ребенка в начальной школе, а также способность детей данной возрастной группы воспринять и осознать правовые понятия. Дети активно включаются в обсуждение правовых ситуаций и дают анализ событиям с точки зрения положений, указанных в Конвенции о правах ребенка. Изложенный подход к осуществлению преподавания прав ребенка в начальной школе позволяет детям оценить поведение и поступки любимых литературных героев и соотнести их с поведением своих одноклассников, а также своего собственного поведения.
Осознание того, что все люди равны в своих правах, позволяет предотвратить конфликты между детьми, исправляет линию поведения учащихся, повышает успеваемость, активизирует деятельность детей в классных и школьных мероприятиях, корректирует взаимоотношения в семьях учащихся. В классе исчезли случаи грубого авторитаризма, такие как физическое оскорбление, публичное унижение достоинства. Эти изменения мы рассматриваем как начало процесса становления новых взаимоотношений в школьных коллективах, основанных на восприятии ребенка как личности, прежде всего самостоятельного субъекта права, а не средства, вещи или цели. Со стороны взрослых возрастает ответственность по отношению к достоинству ребенка, его индивидуальности.
Заключение.
История становления института прав человека прошла долгий путь многовекового развития. Во все времена человеку требовалось много усилий, чтобы отстоять свои права и свободы. В современном мире разработано и принято большое количество правоохранительных документов, созданы механизмы их реализации. Но этого не достаточно, чтобы решить проблему защиты своих прав. Необходимо, чтобы каждый человек знал свои права и умел их отстаивать. Особенно дети - наиболее уязвимая часть населения. Наше исследование показало, что формирование у детей представлений о правах ребенка можно начинать с младшего школьного возраста, т.к. многие нравственные правовые нормы включены практически во все учебные предметы начальной школы, исходя из возможностей содержания конкретных уроков. В ходе исследования мы убедились, что дети в этом возрасте способны воспринимать сложный правовой материал и оперировать правовыми понятиями.
Мы разработали и внедрили программу ознакомления детей с «Конвенцией о правах ребенка». Программа состоит из 60 занятий, на которых мы знакомили детей с основными положениями данного документа, используя неофициальный текст Конвенции, предложенный З.К. Шнекендорфом. В процессе проведения занятий мы реализовывали положения Конвенции на практике, обсуждая поступки и поведение героев детских сказок и других литературных произведений. Включали детей в ролевые игры, где они с позиций адвоката, судьи, свидетелей, полноправного гражданина своей страны находили выход из предложенной ситуации, решали, как можно поступить с человеком, если он нарушил чьи – то права, и что нужно делать, если кто – то нарушил их права. Дети с удовольствием включались в работу, принимали активное участие в обсуждении предложенных ситуаций.
Анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента показывает, что проведенная нами работа является очень эффективной для формирования представлений о правах ребенка у детей младшего школьного возраста. Нами было выделено две группы детей: группа А – экспериментальная, группа Б – контрольнаия. В экспериментальной группе уровень сформированности представлений о правах ребенка повысился у 41,26% детей, в контрольной группе результат улучшился всего у 19,3%детей. Таким образом, результат экспериментальной группы выше на 21,96%. Дети данной группы конкретно понимают свои права, стали более уверены в себе, дают правовую оценку ситуациям и поступкам, регулируют свое поведение и поведение других людей с точки зрения правовых норм, проявляют инициативу в делах школы и класса.
Изменение сознания и поведения детей доказывает выдвинутую нами гипотезу. Представления о правах ребенка и механизмах их защиты в начальной школе можно формировать используя материалы детских сказок и включая детей в ролевые игры В процессе исследования мы выполнили все поставленные задачи. Работа достигла своей цели.
Однако, нельзя сказать, что проблема изучена нами в полном объеме. Требуются дальнейшие исследования, тщательный анализ всех составляющих рассматриваемой проблемы. Мы предполагаем, что в младшем школьном возрасте возможно формирование не только представлений, но и знаний о правах детей.
Библиография.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение 1.
Характеристика компонентов представлений о правах человека.
Компоненты | Показатели | Проявления |
1. Интеллектуаль ный | - понимание обязанностей, прав личности; - суждение о долге, ответственности; - осознание нравственно-правовых норм; - знание основных правовых документов; - понимание правовых норм и традиций | - понимание своих прав; - готовность к деятельности; - доминирование индивидуальных мотивов; - умение отстаивать свои убеждения; - умение разбираться в ситуациях; - оценка своего положения в обществе |
2.Эмоционально-личностный | -эмоциональное отношение к правовым явлениям; -непосредственная реакция человека на взаимодействие его или других с действительностью | - способность мотивировать свои поступки; - способность к рефлексии общественных явлений в соответствии с собственными правовыми критериями; - наличие позитивной Я-концепции полноправного человека и гражданина |
3. Поведенческий (деятельност- ный) | -формирование ответственности; -готовность к самоограничению | - выполнение правил, норм, обязанностей гражданина; - сознательное отношение к учебе или готовность к сознательным действиям в соответствии с правовыми нормами; - выбор верного способа поведения в условиях заданной (возникшей) ситуации; творческая активность человека, направленная на правовое регулирование социальных процессов |
Приложение 2
Анкета для учащихся
1. Что такое свобода человека?
Приложение 3
Метод незаконченных предложений
Приложение 4
Отрывок из сказки «Приключения Буратино или золотой ключик»
«Услышав весь этот шум, из – за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него.
Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, крокодил. В руке он держал семихвостую плетку. Это был хозяин кукольного ткатра, доктор кукольных наук сеньор Карабас Барабас.
-Га – га – га, гу – гу – гу! – заревел он на Буратино. –Так это ты помешал представлению моей любимой комедии?
Он схватил Буратино, отнес в кладовую театра и повесил на гвоздь. Вернувшись, погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление. Куклы кое – как закончили комедию, занавес закрылся, зрители разошлись. Доктор кукольных наук Карабас Барабас пошел на кухню ужинать.
Сунув нижнюю часть бороды в карман, чтобы не мешала, он сел перед очагом, где на веретене жарились целый кролик и два цыпленка.
Помуслив пальцы, он потрогал жаркое, и оно показалось ему сырым. В очаге было мало дров. Тогда он три раза хлопнул в ладоши. Вбежали Арлекин и Пьеро.
- Принесите – ка мне этого бездельника Буратино, - сказал синьор Карабас Барабас.
- Он сделан из сухого дерева, я его подкину в огонь, мое жаркое живо зажарится. Арлекин и Пьеро упали на колени, умоляли пощадить Буратино.
- А где моя плетка? – закричал Карабас Барабас. Тогда они, рыдая, пошли в кладовую, сняли с гвоздя Буратино и приволокли на кухню».
Приложение 5
Содержание ролевой игры «Гуси – лебеди – свидетели или ответчики?»
Судья. Слушается дело о похищении Бабой Ягой маленького мальчика. Похищение совершили по её поручению гуси- лебеди. Сначала заслушаем свидетелей.
Сестричка Алёнушка. Я тоже чувствую себя виноватой. Родители мне наказывали, чтобы я смотрела за братцем. Глаз с него не спускала. А я ушла играть к подружкам и забыла про всё. Я была уверена, что с братцем Иванушкой ничего не случится, потому что в нашей деревне живут хорошие и добрые люди.
Родители. Мы слышали, что гуси-лебеди пошаливают, детей маленьких, оставленных без присмотра, крадут, но в нашу деревню они ещё не залетали, к тому же мы надеялись, что Алёнушка не оставит братца без присмотра. Мы не предполагали, что Баба Яга осмелится пойти на такое преступление.
Печка. Я много раз видела, как Гуси- Лебеди, пролетая надо мною, уносили из разных деревень то девочку, то мальчика. Что потом случалось дальше, я не знаю.
Яблоня. Я тоже видела, что гуси – лебеди крали детей.
Судья. А почему вы не сказали Алёнушке, в какую сторону понесли гуси её братца?
Печка. Я и не знала, просто мне было бы приятно, что Алёнушка съела мой ржаной пирожок.
Яблоня. Благодаря своим самым высоким ветвям я проследила, куда пролетели гуси и где они опустились. Но я не захотела показывать путь этой дерзкой девчонке. Вот когда она отнеслась ко мне повежливей, то я их вместе с братцем спрятала то Гусей- лебедей.
Молочная речка с кисельными берегами. Мои молочные волны добегают почти до самой избушке на курьих ножках, где живёт Баба Яга, и я знала, что, пока не придут туда Алёнушка, её братцу ничто не угрожает. Знала я, что она сама найдёт путь к Бабе Яге.
Судья. И всё- таки этим свидетелям я хотел бы сделать замечание: когда речь идёт о преступлении, особенно по отношению к маленьким детям, нужно не ждать, когда вас вежливо попросят, а сами спешить на помощь.
1-й гусь. Вот нас обвиняют, что мы совершили страшный поступок: утащили чужого ребенка. Но мы же народ подневольный: что нам прикажут, то и делаем.
2-й Гусь. Первый гусь правду сказал. Мы – подневольные. Но, замечу я, мы ничего плохого Иванушке не сделали, наоборот, всю дорогу рассказывали ему сказки, старались, чтобы ему было удобно лететь.
3-й гусь. Мы хотя народ и подневольный, но всё же мы не позволяли бы Бабе Яге съесть Иванушку. Мы думали, что мальчик ей нужен для того, чтобы скрасить свою жизнь.
Судья. Но вот свидетели сказали, что вы, Гуси-Лебеди, и раньше детей уносили.
Гуси. Это не мы, это прежние гуси, а нас только что наняли. Нас нужда заставила пойти на службу к Бабе- Яге. Корма для нас в лесу не стало – экологическая обстановка стала неблагоприятной.
Баба - Яга. Я человек старый, немощный. Гуманитарной помощи не получаю. Вот Гуси, мои верные слуги, мне только и помогают. Где мне, дремучей старухе, знать, что прошу утащить маленького мальчонку или девчушку?
Ведь я родилась в глухом лесу и всю жизнь прожила среди хищных зверей и птиц, а у них свои законы, свои обычаи совсем не как у людей. Зазевались, к примеру заяц или белка – волк и лиса тут как тут и потащили их к себе в нору. Эти законы леса я знаю, по ним и живу. И не к лицу каким- то маленьким школьникам учить меня уму- разуму. Старость надо уважать.
Адвокат Бабы -Яги. Баба –Яга – законопослушная лесная жительница. Один из лесных законов: кто успел, тот и съел. Возможно, по человеческим законам баба яга ведёт себя жестоко. Но, может быть, она просто хотела попугать безответственных родителей, которые оставили двух маленьких детей без присмотра?
Личность бабы яги можно рассматривать как личность инопланетянки, настолько её поведение отличается от нормального, людского. К тому же с Иванушкой ничего страшного не случилось. А потому и нет никакого преступления. На нет и суда нет.
1-й присяжный. Я думаю, что полностью оправдать бабу ягу нельзя. Она заставила поволноваться Алёнушку. А что было бы с её родителями, если бы к их приезду она не нашла братца?
2-й присяжный. Не могу согласится с адвокатом. Незнание законов не освобождает человека от ответственности, в том числе бабу ягу . тем более что она хоть и жила в лесу , но и с людьми общалась немало за свою долгую жизнь, знает, как они живут, по каким законам.
3-й присяжный. Я предлагаю наказать не только бабу ягу, но и гусей- лебедей, которые ей помогали. Нельзя ради горстки зёрен заниматься такими преступными делами. Они- соучастники преступления, по каким бы мотивам ни стали помогать бабе яге.
Прокурор. Баба яга, к счастью, не успела довершить свой замысел. Потому и нам не стоит лишать её жизни, приговаривать к высшей мере наказания. Попробуем её перевоспитать – придумаем для неё доброе дело, чтобы она могла себя проявить с хорошей стороны. Какие будут предложения?
Приложение 6
Карточки для игры «Ваша позиция»
К-1: убивать – это плохо.
К-2: пытать – это плохо.
К-3: плохо держать кого-то в качестве раба.
К-4: людям должно быть разрешено, говорить и писать то, что они хотят.
К-5: ко всем людям должно быть равное отношение. Оно не должно зависеть от пола, внешности или происхождения.
К-6: людям, находящимся в тюрьме, должна быть сообщена причина, по которой они были заключены под стражу.
К-7: людям должно быть разрешено, критиковать правительство.
К-8: нельзя принуждать человека работать.
К-9: человека, обвиняемого в преступлении, должен судить тот, кто не имеет отношения к делу.
К-10: людям должно быть разрешено, путешествовать и покидать страну по их желанию.
К-11: частная переписка и телефонные разговоры не должны перехватываться.
К-12: людям должно быть разрешено, иметь или не иметь какие бы то ни было религиозные убеждения по их желанию.
Приложение 7
Пояснительная записка к программе правового образования младших школьников « Я имею право ».
Гуманизация школьного образования направлена на поворот процесса образования к миру человека и на очеловечивание знаний. Этот процесс предлагает не только повышение значимости предметов гуманитарного цикла, но и обновление их содержания.
Сегодня школа работает в условиях пока еще не решенной проблемы – проблемы создания нового содержания. Очевидно, что составные части нового содержания должны определяться теми качествами личности, которое хотело бы общество видеть у выпускников школ, теми свойствами личности, которые позволили бы ей «жить» в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, уметь видеть и решать проблемы, которые ставит перед ней жизнь
Процесс обновления содержания должен способствовать формированию гуманистической личности, т.е. личности творческой, развивающейся. К характеристике развивающейся личности относят такие свойства как:
-способность действовать независимо, умение существовать автономно;
-нравственные качества, самоуважение;
-понимание других людей;
-умение выбирать линию поведения исходя из представлений о
возможных последствиях и др.
Ребенок должен понимать, что он имеет определенные права и возможности. Но вместе с тем он должен представлять, что его права кончаются там, где он задевает права другого человека.
Целью данного курса является: Повышение правовой культуры школьников, формирование гуманистического мировоззрения, привитие чувства человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности, понимание своих прав и прав других людей, общественных интересов.
Задачи :- содействовать формированию у младших школьников представлений о правах ребенка, как необходимом условии свободы и равенства;
- на основе примеров из детских сказок и литературных произведений познакомить с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»;
- используя элементы игры выработать навыки защиты своих прав от любого беззакония и произвола.
В результате изучения курса учащиеся должны:
1. Усвоить систему своих прав, порядок их реализации, возможности и методы их защиты.
2. Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности.
3. Усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, в доме, В школе, на улице, в учреждениях культуры, в местах отдыха и т. д.
4. Овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме, необходимом для изучения данного курса.
5. Читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл.
6. Уметь практически реализовывать представление о своих правах: проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступкам людей, действий, явлений жизни.
7. Иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов таких как жизнь, здоровье, права человека, его свобода, честь достоинство и др.)
8. осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества.
9. Иметь установку на законопослушание, негативно относится к нарушению правопорядка.
Достижение намеченных результатов преподавания курса «Я имею право» требует от учителя не только владение содержанием предмета и умения передать его учащимся на доступном уровне, но и умелого сочетания различных форм проведения уроков, лекций, лабораторных занятий по изучению «Конвенции о правах ребенка», практикумов по разбору и решению юридических задач, дискуссий, ролевых игр и т. д
Содержание курса «Я имею право».
Тема 1.Введение в право. Человек, общество, государство – 2 часа.
Необходимость регулирования поведения человека в обществе. Социальные нормы, их многообразие. Правила вежливости, значение их выполнения. Нормы морали, их значение для человека и общества.
Функции государства, осуществляемые в интересах общества в целом. Право как основа государства.
Тема 2. Общие принципы Конвенции о правах ребенка. Определение ребенка – 2 часа.
Конвенция о правах ребенка – документ особого социально-нравственного значения; провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет.
Принципы Конвенции: недискриминация, наилучшее обеспечение интересов ребенка, право на жизнь, выживание и развитие, уважение взглядов ребенка.
Тема 3. Гражданские права и свободы – 10 часов.
Право на имя и гражданство, сохранение индивидуальности; право на свободу выражения своего мнения, доступ к соответствующей информации, свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний; право на защиту личной жизни, право не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращениям или наказаниям.
Тема 4. Семейное окружение и альтернативный уход – 12 часов.
Право родителей руководить ребенком, ответственность родителей, разлучение с родителями; воссоединение семьи, незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы; дети лишенные своего семейного окружения, усыновление; злоупотребление и отсутствие заботы; периодическая оценка условий, связанных с попечением о ребенке.
Тема 5. Первичное медицинское обслуживание и благосостояние – 7 часов.
Право на выживание и развитие; неполноценные дети; охрана здоровья и услуги в области здравоохранения, социальное обеспечение, уровень жизни.
Тема 6. Образование, отдых и культурная деятельность – 5 часов.
Право на образование, включая профессиональную подготовку и оказание консультативных услуг; цели образования; отдых, досуг и культурная деятельность.
Тема 7. Специальные меры защиты – 13 часов.
Осуждение несовершеннолетних, в частности, запрещение смертной казни и пожизненного заключения, физическое и психологическое восстановление и социальная реинтеграция ребенка; дети подвергающиеся эксплуатации, включая детский труд, злоупотребление наркотиками, торговля детьми; дети принадлежащие к меньшинству или группе коренного народа.
Тема 8. Защита ребенком своих прав – 9 часов.
Обязанность государства соблюдать и защищать права ребенка. Право ребенка на защиту своих прав; индивидуальные средства зищиты; значение знания ребенком Конвенции о правах ребенка для эффективной защиты своих прав.
Специальные государственные органы по защите прав ребенка. Защита прав ребенка путем разрешения спора в гражданском процессе. Если человек стал жертвой преступления – защита нарушенных прав в уголовном процессе. Права потерпевшего.
Роль адвокатуры при защите прав ребенка в судебных процессах.
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Позвольте, я вам помогу
В поисках капитана Гранта
Шум и человек
Любили тебя без особых причин...