«Лучше рассмотреть один предмет с десяти
разных сторон, чем десять предметов с одной
стороны»
(А.Дистервег)
Русский язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых злых. Сегодня я хочу поговорить о слове «Учитель», мне захотелось разгадать тайну этого слова, познать его мир. Поэтому я определила цель моей работы: составить энциклопедию слова «учитель».
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
-собрать, систематизировать, изучить материал по теме исследования;
-выявить особенности функционирования слова в языковом сознании народа на основе материала толковых, словообразовательных, синонимических словарей;
-определить роль слова «учитель» в жизни человека на основе социологического опроса людей разных поколений;
- понаблюдать как живет слово в названиях произведений, песен, кинофильмов, в живописи.
Вложение | Размер |
---|---|
kotova_a.-7kl.docx | 68.75 КБ |
Муниципальная учебно-исследовательская открытая площадка для учащихся в рамках сотрудничества МОУ «СОШ №5 г. Пугачева Саратовской области» с Пугачевским краеведческим музеем имени К.И.Журавлева, посвященная 90-летию Пугачевского района, 100-летию переименования города Пугачева
Секция «Литература, русский язык, иностранные языки»
Тема: «Слово – целый мир»
(«Энциклопедия слова УЧИТЕЛЬ»)
Работу выполнила: Котова Анастасия
7 класс МОУ «СОШ п.Заволжский
Пугачевского района Саратовской области»
Руководитель: Ушакова О.В. – учитель
русского языка и литературы
г.Пугачев – 2018г
Содержание
I Введение | стр.3 |
II Основная часть | |
1. Лексическое значение слова | стр.3-4 |
2.Слово …. в словаре синонимов | стр.4 |
3. Антонимы к слову | стр.4 |
4.Ассоциации к слову …. | стр.4-5 |
5. Слово …. в крылатых выражениях. | стр.5-6 |
6. Слово …. в пословицах и поговорках. | стр.6 |
7.Слово… в художественных произведениях. | стр.6-8 |
8.Слово….в живописи | стр.8 |
9.Слово….в песнях | стр.8-10 |
10.Социологический опрос | стр.10-11 |
III Заключение | стр.12 |
IV Используемые источники | стр.13 |
V Приложения | стр.14-16 |
I ВВЕДЕНИЕ
«Лучше рассмотреть один предмет с десяти
разных сторон, чем десять предметов с одной
стороны»
(А.Дистервег)
Русский язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых злых. Сегодня я хочу поговорить о слове «Учитель», мне захотелось разгадать тайну этого слова, познать его мир. Поэтому я определила цель моей работы: составить энциклопедию слова «учитель».
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
-собрать, систематизировать, изучить материал по теме исследования;
-выявить особенности функционирования слова в языковом сознании народа на основе материала толковых, словообразовательных, синонимических словарей;
-определить роль слова «учитель» в жизни человека на основе социологического опроса людей разных поколений;
- понаблюдать как живет слово в названиях произведений, песен, кинофильмов, в живописи.
Предмет для исследования выбрала слово «УЧИТЕЛЬ».
Использовала такие методы, как анализ различных типов словарей, приём количественного подсчёта, использование Интернет источников для получения дополнительной информации.
Я выдвинула такую гипотезу: по каждому слову можно составить энциклопедию, в которой бы отражалась «жизнь» слова.
Практическая ценность исследования состоит в систематизации материала о слове, который может быть использован на уроках русского языка и литературы, а также данная работа может послужить хорошей основой для проведения любого воспитательного мероприятия.
Продукт исследования:
- презентация по теме работы;
- книжка-малышка «Слово УЧИТЕЛЬ»
ΙΙ. Основная часть
1.Лексическое значение слова
УЧИТЕЛЬ - 1. лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. Школьный учитель. 2.глава учения , человек, который научил чему-нибудь. Великие учителя-философы. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка ,М., ООО «ИТИ Технологии», 2006г – 944 стр..)
УЧИТЕЛЬ – 1.тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе; преподаватель.
2.тот, кто обучает, учит чему-либо;
3.тот, кто научил или учит чему-либо, оказывает или оказывал влияние на развитие кого-либо; воспитатель, наставник;
4.тот, кто является главой, автором какого-либо учения, высшим авторитетом в какой-либо области и имеет последователей.
(Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000)
УЧИТЕЛЬ – учителя, мн. учителя и (·книж.) учители, ·муж.
1. (учители ·устар. ). Лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. «Народный учитель должен у Нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе.» Ленин. Съезд учителей. Учитель русского языка.
| Вообще лицо, обучающее, учащее чему-нибудь. Учитель пения. Учитель танцев.
2. (учители) чего. Глава, автор или распространитель какого-нибудь учения (см. учение в 3 ·знач. ). Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин - великие учители социализма.
3. кого и чей. «Тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-чего-нибудь. «...Нас ковал великий Ленин, наш вождь, наш учитель, наш отец, который не знал и не признавал страха в борьбе.» Сталин. «Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата...» История ·ВКП(б). «И за учителей своих заздравный кубок поднимает.» Пушкин. Мои университетские учителя.
(Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова)
2.Слово …. в словаре синонимов
УЧИТЕЛЬ - наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор, педагог; доцент, профессор; учительница, наставница, бонна, гувернантка, репетиторша, классная дама, мадам, мамзель
(Словарь синонимов Н.Абрамова)
3. Антонимы к слову…
УЧИТЕЛЬ - ученик, школьник, студент, воспитанник
4.Ассоциации к слову ….
Я провела социологический опрос среди учащихся 5-7 классов, в котором приняло участие 48 человек. Попросила назвать ассоциации к слову УЧИТЕЛЬ. Результаты представлены в таблице:
Девушки | Юноши |
человек, учительница, родительское собрание, педагог учит, обучение, ученица, математика, очки, предмет, учебник, указка, мел, завуч, урок, мама, дети. | тетрадь, классный руководитель, работа, учительская, перемена, алгебра, первый учитель, экзамен, директор, рюкзак, столовая, дневник, двояк, каникулы, контрольная |
Также опросила 12 человек взрослых:
добро, уважение, авторитет, учеба, урок, парта, доска, журнал, экзамен, школа, одноклассники, детство
Как видим – ассоциации самые разные, но у взрослых ассоциации больше связаны с воспоминаниями о школе, детстве.
5. Слово …. в крылатых выражениях.
« От учителя зависит, каким станет сердце ребёнка - нежным цветком или засушенной корой» - В.А.Сухомлинский
« Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» - Д.И.Менделеев. (Что вложит учитель в своих воспитанников, тот результат он и получит. Поэтому ученик должен видеть в учителе не только человека дающий знания, но и друга, который сможет их понять и прийти на помощь).
«Хорош лишь тот учитель, в котором ещё не умер ученик» - Б.Тойшибеков. (Многие учителя считают не педагогично, общение с учеником на равных. Я же думаю иначе, потому – что ученик, – это в первую очередь личность)
«Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» - Леонардо Да Винчи
«Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника» - В.Г.Белинский.
«Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь» - Аристотель.
«Идея, которой служит учитель, состоит в насаждении нравственности в роде человеческом» - А.Дистервег.
«Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником» - М.Горький.
«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя» - И.Гете.
«Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем»- Конфуций
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» - А.Дистервег
6. Слово …. в пословицах и поговорках.
Учитель.… он не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. В пословицах и поговорках выражена народная мудрость об учителе и учениках, об особенностях педагогической профессии.
Беда — хороший учитель. (Английская поговорка) Внимательный ученик обязательно станет учителем. (Персидская пословица) Время — великий учитель.(Французская поговорка) Груда книг не заменит учителя. (Китайская поговорка) Делай то, что говорит учитель, но не делай того, что он сам делает. (Узбекская пословица) Деньги могут сделать всё, но не могут создать храброго воина, мудрого учителя, талантливого певца и искусного работника. (Персидская пословица) Дерево и учитель познаются по плоду. (Русская поговорка) Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя. (Персидская пословица) Если учитель ест стоя, то ученики едят на ходу. (Индонезийская пословица) Если учитель не живёт так, как учит, брось его — это ложный учитель. (Китайская пословица) Каждый учитель учит по-своему. (Кубинская поговорка) Какой учитель, такие и ученики. (Мордовская пословица) Невежда учителя ненавидит. (Грузинская поговорка) Опыт — лучший учитель. (Английская поговорка) Ошибки других — хорошие учителя. (Немецкая поговорка) По ученику и об учителе судят. (Русская поговорка) По учителю судят об учениках, по ученикам узнают учителей. (Монгольская пословица) Также существуют и загадки об учителе (Приложение №1) |
7.Слово… в художественных произведениях.
Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов). В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.
В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника. Взрослые люди также разделяли эти чувства.
В.Быков «Обелиск». В своём произведении автор рассказывает о работе своего героя в период Великой Отечественной войны. В.Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И этот подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель А.И.Мороз, человек с большой буквы.
В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф. Искандером, у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей. В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе юмор может быть очень действенным. Даже "трудные" подростки боятся выглядеть смешными, ведь это может сказаться на авторитете. Недаром говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи». Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда ее результатом может стать конфликт ученика и учителя. В данном рассказе дети каждую шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину. Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка является положительной. Любой поступок педагога прежде всего оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым.
Так происходит в рассказе Распутина В.Г «Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, учителя французского языка. В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, т.е. выполнила основную задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность. Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.
Повесть А. Лиханова «Благие намерения».
Повесть Л.Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка».
Повести В. Железникова «Чучело» (озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг. Важные события в жизни класса она легкомысленно игнорирует, классные проблемы кажутся незначительными на фоне её собственных. Несерьезное отношение к ученикам, их проблемам вызывает с их стороны аналогичную реакцию - а точнее, ее отсутствие - на ее действия)
Учитель – это не просто профессия, это судьба. Мы склоняемся перед мудростью учителя, человечностью, высоким чувством долга и всегда благодарны ему за сохранение веры в своё высокое призвание и верность профессии. Многие поэты посвятили свои стихи Учителю (приложение №2)
8. Слово … в живописи.
Не только писатели и поэты писали свои художественные произведения об учителях, но и художники свои работы посвящали учителю…
9.Слово…. в песнях.
«Мой добрый учитель» (гр.»Непоседы)
Зовёт за парты ласковый звонок.
Весёлый смех на время умолкает.
Учитель начинает свой урок
И всё вокруг как будто замирает.
Все годы нас учили понимать
И трудные и лёгкие предметы.
Учитель не умеет уставать.
Тетради проверяет до рассвета.
ПРИПЕВ:
Мой добрый учитель, ну что ж вы молчите?
Слезинки нежданно блеснули в глазах.
Вы мир нам открыли и где б мы не жили,
А школа всегда будет в наших сердцах.
«Учитель» (Ю.Началова)
Учитель, учитель, учитель,
Хоть годик еще поучите,
Не хочется нам расставаться
После третьего класса.
Учитель, учитель, учитель,
За шалости нас уж простите,
Пожалуйста, нас уж простите,
Учитель.
«Учитель рисования» (Ю.Началова)
В этот день по расписанью
Первым было рисование...
К нам пришел учитель новый,
Симпатичный и суровый.
Вы вошли в притихший класс,
Рисовали вазу,
Посмотрели мы на вас
И влюбились сразу!
Пр.Учитель рисования, вы не подозревали,
Что вы заколдовали, наверно, весь наш клас...
Причем здесь рисование? Причем здесь воспитание?
Ах, учитель рисования, просто мы любили вас!
Просто мы любили вас...
«Господа, с Днем учителя Вас!» (исп.С.Ранда)
Журавли, журавли над Россией
Улетают с гнездовий на юг
И дожди, как линейки косые,
Чертят душу мою и твою.
Словно листья летят телеграммы.
Осень тихо стучит в каждый класс.
С днем учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя вас!
«С Днем учителя!» (сл.и муз.Н.Тананко)
Миллион путей, миллион дорог,
Но свою нелегко отыскать,
И приходим мы в школу на урок,
Чтоб учиться, искать и мечтать.
Чертим графики, учим правила,
Узнаем, как прекрасна земля!
И уводит нас в дальнее плаванье
Педагог - капитан корабля.
ПРИПЕВ:
Яркий свет в пути мы увидели,
Этот мир познавая с нуля.
С Днем Учителя, с Днем Учителя,
Наши милые учителя!
«Учитель» (сл. и муз.В.Голуба)
Учитель наук самых важных,
Хранитель и словно второй наш родитель,
Он с детства по жизни ведет.
Учитель, нас главному в жизни
Учите. Про правду и ложь расскажите,
И что в дальних странствиях ждет.
10. Социологический опрос
С целью выявления мнения учеников о том, каким должен быть учитель, было проведено анкетирование учащихся (34 ученика)
1.Какие качества учителя ценишь больше всего в учителе?
2.Какие качества учителя тебе не нравятся?
3.Доверяете ли вы своему классному руководителю?
По результатам опроса учащихся я определила, какие качества они более всего ценят в учителе:
Доброта-16
Справедливость – 11
Юмор – 4
Требовательность – 4
Терпение – 1
Также учащиеся выделили качества учителей, которые являются для них непривлекательными:
Злость – 9
Грубость – 12
Несправедливость – 7
Неуважение к ученику - 6
Своему классному руководителю доверяют 98% учеников.
Ранжирование ценностей личности учителя (мнение учащихся):
1.Любовь к детям
2.Умение объяснять материал
3.Оптимизм
4.Авторитетность
5.Терпение
6.Современный имидж
7.Крепкое здоровье
8.Владение методиками
9.Самокритичность.
Таким образом, по мнению учащихся, портрет современного учителя следующий:
- Умеет доходчиво объяснять, требовательный и уважительный, добрый, справедливый, терпеливый, любит детей.
III Заключение
Слово учитель, лично у меня, вызывает у меня одну цветовую ассоциацию: светлые теплые краски.
Для меня учитель –доброта , забота , помощь, надежность.
Проделав эту работу, я получила большой объем новой информации.
Узнала, какое место в языковой системе занимает слово “учитель”, определила место данного слова в пословицах и поговорках русского народа, сделала подборку стихов об учителе.
На основе социологического опроса сверстников был выявлен, портрет современного учителя.
Таким образом, я подтвердила свою гипотезу: по каждому слову можно составить энциклопедию слова, в которой бы отражалась «жизнь слова».
IV Используемые источники.
1.Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково -словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
2.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка ,М., ООО «ИТИ Технологии», 2006г – 944 стр.
3. Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка – М.:Русское слово, 2001г.
4. http://slovonline.ru/slovar_sinonimov
5. http://citaty.su/uchitel-citaty-i-aforizmy
6. http://wyrazheniya.ru/uchitel-i-ucheniki-aforizmy
11. https://wfi.lomasm.ru/русский.советская_школа-иллюстрации/picture(37660)
Приложение №1
Загадки об учителе.
Он дает нам знания,
Отметки выставляет,
От нас в ответ признание
Все время получает.
Наставник, предводитель,
Любимый наш... (учитель)
Любую задачу учитель решит
И круг от квадрата легко отличит,
Длиннющий пример сосчитает в уме.
Что он за учитель, скажите-ка мне? (Учитель математики)
Он в речи ошибку мгновенно услышит,
Он много читает и грамотно пишет,
Диктант он любой написал бы на «пять».
Что он за учитель, попробуй сказать? (Учитель русского языка)
В шкафу у учителя кисточек масса,
Альбомы, мольберты и разные краски.
Он сам мог художником быть бы вполне.
Что он за учитель, скажите вы мне? (Учитель рисования)
Этот учитель на флейте играет,
Музыку с песнями сам сочиняет,
Чудно поет он, скажу, не тая.
Что он за учитель, ответьте, друзья? (Учитель музыки)
В корзину мячи он легко забивает,
Всегда в волейбол, баскетбол он играет,
Его в эстафетах не сыщешь быстрее.
Что он за учитель? Ответьте скорее. (Учитель физкультуры)
Приложение №2
Стихи об учителе.
Не смейте забывать учителей!
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат,
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч не частых.
И, сколько бы, не миновало лет,
Слагается учительское счастье,
Из наших ученических побед!
А мы порой так равнодушны к ним,
Под Новый год не шлем им поздравлений.
И в суете, и попросту из лени,
Не пишем, не заходим, не звоним!
Не смейте забывать учителей!
Ведь лучшее все в нас от их усилий,
Учителями славится Россия!
Ученики приносят славу ей!
Не смейте забывать учителей!
А. Дементьев
Учитель! Как бесценно имя это
Среди богатых россыпей сердец.
Учитель! Это имя чище света.
Он мой отец, духовный мой отец!
Склонял он надо мной виски седые
И мир учил, как надо понимать,
И под его диктовку я впервые
Два слова вывел «Родина» и «Мать»
Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.
Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно.
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.
Желтеют страницы книг,
Меняют названия реки,
Но ты его ученик:
Тогда, сейчас и навеки.
К. Ибряев
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.
М. Садовский
Смекалка против Змея-Горыныча
Нора Аргунова. Щенята
"Портрет". Н.В. Гоголь
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Разлука